Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет Им. Н.И. Лобачевского»
(факультет / институт / филиал)
УТВЕРЖДЕНО решением ученого совета ННГУ протокол от «24» апреля 2020 г. № 5
Рабочая программа дисциплины
(наименование дисциплины (модуля))
Уровень высшего образования
(бакалавриат / магистратура / специалитет) Направление подготовки / специальность
(указывается код и наименование направления подготовки / специальности)
Направленность образовательной программы
(указывается профиль / магистерская программа / специализация) Форма обучения
(очная / очно-заочная / заочная)
Нижний Новгород 2020 год
Лист актуализации
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Председатель МК |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
__ __________ 2019 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
информационных технологий и инструментальных методов в экономике | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Протокол от 05 марта 2019 г. № 8 Зав. кафедрой _______ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Председатель МК |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
__ __________ 20__ г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
информационных технологий и инструментальных методов в экономике | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Протокол от 14 апреля 2020 г. № 4 Зав. кафедрой _______ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Председатель МК |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
__ __________ 20___ г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
_______________________________________________ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Протокол от __ __________ 20___ г. № __ Зав. кафедрой _______ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Председатель МК |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
__ __________ 20___ г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
_______________________________________________ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Протокол от __ __________ 20___ г. № __ Зав. кафедрой _______ |
1. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина Б1.В.09 «Интеллектуальные информационные системы» относится к обязательной части учебного плана ОПОП 09.03.03 «Прикладная информатика».
Целями освоения дисциплины являются: изучение основных принципов построения и функционирования нового класса информационных систем – интеллектуальных информационных систем (ИИС), в основе которых лежит искусственный интеллект.
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями и индикаторами достижения компетенций)
Формируемые компетенции (код, содержание компетенции) | Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), в соответствии с индикатором достижения компетенции |
Всего (часы) | в том числе | ||||||||||||||||||||
Контактная работа (работа во взаимодействии с преподавателем), часы из них |
Самостоятельная работа обучающегося, часы
| ||||||||||||||||||||||
Занятия лекционного типа | Занятия семинарского типа | Занятия лабораторного типа |
Всего | ||||||||||||||||||||
Очная | Очно-заочная | Заочная | Очная | Очно-заочная | Заочная | Очная | Очно-заочная | Заочная | Очная | Очно-заочная | Заочная | Очная | Очно-заочная | Заочная | Очная | Очно-заочная | Заочная | ||||||
Тема 1: Общая характеристика интеллектуальных информационных систем | 28 | 40 | 4 | 0,5 | 4 | 0,5 | 4 | 1 | 12 | 2 | 16 | 38 | |||||||||||
Тема 2: Построения интеллектуальных баз данных (математические основы, модели инструментальные средства) | 34 | 40 | 6 | 0,5
| 6 | 0,5 | 6 | 1 | 18 | 2 | 16 | 38 | |||||||||||
Тема 3: Экспертные системы | 46 | 42 | 10 | 1 | 10 | 1 | 10 | 2 | 30 | 4 | 16 | 38 | |||||||||||
Тема 4: Нейронные сети | 34 | 42 | 6 | 1 | 6 | 1 | 6 | 2 | 18 | 4 | 16 | 38 | |||||||||||
Тема 5: Перспективные интеллектуальные информационные системы | 35 | 40 | 6 | 1 | 6 | 1 | 6 | 2 | 18 | 4 | 17 | 36 | |||||||||||
Аттестация по дисциплине, ОФО экзамен – 36, (КСРИФ – 3), ЗФО, экзамен – 9, (КСР – 3) | |||||||||||||||||||||||
Итого | 216 | 216 | 32 | 4 | 32 | 4 | 32 | 8 | 96 | 16 | 81 | 188 | |||||||||||
Текущий контроль успеваемости реализуется в рамках занятий семинарского типа, лабораторного типа.
Промежуточная аттестация проходит в традиционной форме - экзамен.
Цель самостоятельной работы - формирование навыков непрерывного самообразования и профессионального совершенствования.
Самостоятельная работа способствует формированию аналитического и творческого мышления, совершенствует способы организации исследовательской деятельности, воспитывает целеустремленность, системность и последовательность в работе студентов, развивает у них навык завершать начатую работу.
Основные виды самостоятельной работы студентов:
- работа с основной и дополнительной литературой;
- изучение категориального аппарата дисциплины;
- самостоятельное изучение тем дисциплины;
- подготовка докладов-презентаций;
- подготовка к экзамену;
- работа в библиотеке;
- изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет.
Работа с основной и дополнительной литературой
Изучение рекомендованной литературы следует начинать с учебников и учебных пособий, затем переходить к научным монографиям и материалам периодических изданий. Работа с литературой предусматривает конспектирование наиболее актуальных и познавательных материалов. Это не только мобилизует внимание, но и способствует более глубокому осмыслению материала, его лучшему запоминанию, а также позволяет студентам проводить систематизацию и сравнительный анализ изучаемой информации. Таким образом, конспектирование – одна из основных форм самостоятельного труда, которая требует от студента активно работать с учебной литературой и не ограничиваться конспектом лекций.
Студент должен уметь самостоятельно подбирать необходимую литературу для учебной и научной работы, уметь обращаться с предметными каталогами и библиографическим справочником библиотеки.
Изучение категориального аппарата дисциплины
Изучение и осмысление экономических категорий требует проработки лекционного материала, выполнения практических заданий, изучение словарей, энциклопедий, справочников.
Индивидуальная самостоятельная работа студента направлена на овладение и грамотное применение экономической терминологии в области компьютерного моделирования.
Самостоятельное изучение тем дисциплины
Особое место отводится самостоятельной проработке студентами отдельных разделов и тем изучаемой дисциплины. Такой подход вырабатывает у студентов инициативу, стремление к увеличению объема знаний, умений и навыков, всестороннего овладения способами и приемами профессиональной деятельности.
|
Изучение вопросов определенной темы направлено на более глубокое усвоение основных категорий экономической теории, понимание экономических процессов, происходящих в обществе, совершенствование навыка анализа теоретического и эмпирического материала.
Подготовка докладов-презентаций
Написание докладов и подготовка презентации позволяет студентам глубже изучить темы курса, самостоятельно освоить изучаемый материал, пользуясь учебными пособиями и научными работами. Тема реферата может назначаться преподавателем или инициироваться студентом.
Подготовка к экзамену
Промежуточная аттестация студентов по дисциплине проходит в виде экзамена и предусматривает оценку. Условием успешного прохождения промежуточной аттестации является систематическая работа студента в течение семестра. В этом случае подготовка к экзамену является систематизацией всех полученных знаний по данной дисциплине.
Рекомендуется внимательно изучить перечень вопросов к экзамену, а также использовать в процессе обучения программу, учебно-методический комплекс, другие методические материалы.
Желательно спланировать троекратный просмотр материала перед экзаменом. Во-первых, внимательное чтение с осмыслением, подчеркиванием и составлением краткого плана ответа. Во-вторых, повторная проработка наиболее сложных вопросов. В-третьих, быстрый просмотр материала или планов ответов для его систематизации в памяти.
Самостоятельная работа в библиотеке
Важным аспектом самостоятельной подготовки студентов является работа с библиотечным фондом.
Это работа предполагает различные варианты повышения профессионального уровня студентов:
а) получение книг для подробного изучения в течение семестра на научном абонементе;
б) изучение книг, журналов, газет - в читальном зале;
в) возможность поиска необходимого материала посредством электронного каталога;
г) получение необходимых сведений об источниках информации у сотрудников библиотеки.
Изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет
Ресурсы Интернет являются одним из альтернативных источников быстрого поиска требуемой информации. Их использование возможно для получения основных и дополнительных сведений по изучаемым материалам. Необходимо помнить об оформлении ссылок на Интернет-источники.
|
Для повышения эффективности самостоятельной работы студентов преподавателю целесообразно использовать следующие виды деятельности:
- консультации,
- выдача заданий на самостоятельную работу,
- информационное обеспечение обучения,
- контроль качества самостоятельной работы студентов.
Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины приведены в п. 5.2.
включающий:
5.1.Описание шкал оценивания результатов обучения по дисциплине
Компетенция «ПК- 6» 1. Задать определенный набор гипотез и свидетельств, которые описывают заданную проблемную ситуацию и могут быть использованы при моделировании экспертной системы байесовского типа. Гипотез должно быть не менее четырех, свидетельств не менее пяти. Сформулировать вопросы по свидетельствам. Проблемная ситуация: необходимо установить причину убыточности работы предприятия. 2. Задать определенный набор гипотез и свидетельств, которые описывают заданную проблемную ситуацию и могут быть использованы при моделировании экспертной системы байесовского типа. Гипотез должно быть не менее четырех, свидетельств не менее пяти. Сформулировать вопросы по свидетельствам. Проблемная ситуация: необходимо установить причину низкого качества товаров, выпускаемых предприятием. 3. Задать определенный набор гипотез и свидетельств, которые описывают заданную проблемную ситуацию и могут быть использованы при моделировании экспертной системы байесовского типа. Гипотез должно быть не менее четырех, свидетельств не менее пяти. Сформулировать вопросы по свидетельствам. Проблемная ситуация: установить причину низкого уровня объема продаж. 4. Изобразить графически функции принадлежности лингвистической переменной «скорость автомобиля», используя следующее терм-множество: {малая скорость, средняя скорость, высокая скорость}. 5. Изобразить графически функции принадлежности лингвистической переменной «возраст человека», используя следующее терм-множество: {детский, отроческий, юношеский, средний, зрелый, старческий}. 6. Изобразить графически функции принадлежности лингвистической переменной «угол поворота вентиля», используя следующее терм-множество: {очень малый, малый, средний, большой, очень большой}. Компетенция «ПК-8» 7. Построить нейронную сеть для задачи «Выявление показателей, влияющих на валовую прибыль предприятия» и рассчитать оценку числа нейронов в скрытых слоях, если в обучающей выборке 12 примеров. Входные параметры: объем реализации; затраты на материалы; объем заработной платы; численность рабочих; производительность; рентабельность; курс доллара. Выходные параметры: валовая прибыль. 8. Построить нейронную сеть для задачи об ирисах Фишера и рассчитать оценку числа нейронов в скрытых слоях, если в обучающей выборке 120 примеров.
Входные параметры: длина чашелистика, ширина чашелистика, длина лепестка, ширина лепестка. Выходные параметры: три вида ирисов (iris setosa, iris versicolor, iris virginica). 9. Построить нейронную сеть для задачи «Прогнозирование рентабельности автомобильного завода» и рассчитать оценку числа нейронов в скрытых слоях, если в обучающей выборке 10 примеров. Входные параметры: выпуск грузовых автомобилей, выпуск легковых автомобилей, численность рабочих, затраты на 1 рубль товарной продукции. Выходные параметры: рентабельность (%). 10. Построить нейронную сеть для задачи прогнозирования результатов выборов американского президента и рассчитать оценку числа нейронов в скрытых слоях, если в обучающей выборке 30 примеров. Входные параметры: ответы на 12 вопросов. Выходные параметры: класс 1 – выбран кандидат правящей партии; класс 2 – кандидат оппозиционной партии. Тема 3: Экспертные системы
Архитектура ЭС
Создание и использование ЭС
Математические обозначения – множество гипотез, i = –множество свидетельств, j = 1, m = – вероятность гипотезы – вероятность свидетельства = - вероятность выполнения свидетельства при условии выполнения гипотезы = - вероятность выполнения свидетельства при условии невыполнения гипотезы Формула Байеса
= × / × + (1 - ) или = × / × + (1 - ) Формула Байеса для случая, когда свидетельство не выполняется
≈ (1 - ) × / 1 – [ × + (1 - )]
Формула Байеса для случая, когда ответ даётся по шкале неопределённости ? {-5, -4, …, -1, 0, 1, 2 …, 5} = + / 5 ( - ), если ≥ 0
= + | / 5 ( - ), если < 0 «Цена» свидетельства
Ц () = - |
Верхние и нижние пороги принятия и отбрасывания гипотез
Алгоритм работы ЭС при байесовском подходе 1. Задание , , , , ; i = , j = . 2. Проверка факта того, что существует наиболее достоверная гипотеза . Если «да», то «стоп» и эта гипотеза принимается. 3. Проверка факта того, что существует невыполнимая гипотеза . Если «да», то эта гипотеза исключается из списка гипотез. 4. Вычисляются цели свидетельств - Ц (). Выбирается свидетельство с максимальной целью и задается вопрос по поводу этого свидетельства. 5. Получаем ответ по шкале неопределенности. 6. С учетом полученного ответа пересчитываются вероятности гипотез: . 7. Проверка того факта является ли множество свидетельств пустим? Если «да», то «стоп» и среда гипотез выбирается гипотеза с наибольшей текущей вероятностью. Если нет, то из множества исключается свидетельство, по которому только что был задан вопрос и далее осуществляется переход к пункту 2.
Тема 4: Нейронные сети
(, …, ) = f ( (, …, )) W = , – вес связи между i – м и j – м нейронами
Нейрон и закон активации
<j>
Нейрон <j> или: 1) Предел (порог) возбуждения 2) В момент времени t и сходится в сост. (t) 3) Может быть связан с другими нейронами <j>, который связан с интенсивностью (веса связи)
Уровень возбуждения нейрокод элемента = - = = -
Закон активации (t) → (t+1) (t+1) = F ( (t)) (t+1) = 1, если - > 0 (t+1) = 0 (или 1), если - ≤ 0
Закон обучения Обучающие правила определяют, каким образом изменяются связи в ответ на входное воздействие. (t) → (t+1) (t+1) = (t) + a a – скорость обучения (некий коэффициент) 0<a<1
Закон взаимодействия Этот закон определяет порядок обновления состояния нейронов и весов связей. Применяются, например: 1) последовательный циклический обзор нейронов; 2) все нейроны задействуются параллельно; 3) осуществляется случайный выбор нейрона; 4) …. и т.д.
Вариант 1 1. Интеллектуальными называют технологии, обеспечивающие… А. реализацию некоторых возможностей человеческого мозга; Б. математическое моделирование; В. информационное моделирование. 2. Интеллектуальные информационные системы служат для… А. моделирования сложных проблем; Б. копирования деятельности человека; В. создания роботов. 3. Знания – это… А. факты; Б. закономерности; В. секретная информация. 4. Знания отличаются от данных… А. количеством; Б. способом представления; В. достоверностью. 5. Частично структурированные задачи… А. решаются с помощью типовых математических моделей; Б. подходят для создания интеллектуальных систем; В. являются узкоспециализированными. 6. Экспертная система – это… А. наиболее распространенный класс интеллектуальных систем; Б. совокупность баз знаний; В. программный комплекс представления знаний. 7. Экспертные системы влияют на… А. качество принятия решений; Б. количество квалифицированных специалистов; В. деятельность экспертов. 8. Ядром экспертной системы является… А. система управления базой данных; Б. база знаний и машина логического вывода; В. предметная область. 9. Интеллектуальные информационные системы относятся… А. к классу систем искусственного интеллекта; Б. к классу систем обработки данных; В. К классу систем обработки информации. 10. В системах искусственного интеллекта применяются… А. способы представления и обработки данных; Б. способы представления и обработки информации; В. Способы представления и обработки знаний. Вариант 2 1. К интеллектуальным информационным системам относятся… А. система обработки данных; Б. система обработки информации; В. система обработки знаний. 2. Знания позволяют описать… А. смысл () и закономерности предметной области; Б. математическую модель предметной области; В. информационную модель предметной области. 3. Интеллектуальные информационные системы служат для… А. моделирования сложных проблем; Б. копирования деятельности человека; В. создания роботов.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.34.105 (0.266 с.) |