Архипов С.В., Илюхин А.В., Илюхина В.А. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Архипов С.В., Илюхин А.В., Илюхина В.А.



ИСТОРИЯ

ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

по специальности 031001 Правоохранительная деятельность

Специализация – Обеспечение безопасности в УИС

Узкая специализация – Организация режима в УИС

Специализация – Оперативно-розыскная деятельность

Узкая специализация – Оперативно-розыскная деятельность в УИС

Квалификация (степень) выпускника «специалист»

 

Факультет: юридический
Категория обучающихся: курсанты, слушатели
Курсы: 1-й (очная форма обучения)
  1-й (заочная форма обучения)
   
   

 

Рязань 2013

 

ББК 67.3(2)р30

И 90

Рецензенты:

Н.Н. Шустова, кандидат исторических наук, доцент (Московский университет им. С.Ю. Витте, филиал в г. Рязани);

А.А. Юнусов, доктор юридических наук, профессор (Академия ФСИН России)

 

Архипов С.В., Илюхин А.В., Илюхина В.А.

И 90

История государства и права России:методические рекомендации по организации самостоятельной работы. – Рязань: Академия ФСИН России, 2013. – 63 с.

 

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы составлены на основе рабочей программы учебной дисциплины.

Обсуждены и одобрены на заседании кафедры теории государства и права, международного и европейского права 18 июня 2013 г., протокол № 16.

      Начальник обеспечивающей кафедры кандидат юридических наук       Д.А. Толченкин  

Учебно-методическое издание

 

АРХИПОВ Сергей Валентинович, ИЛЮХИН Андрей Владимирович, ИЛЮХИНА Вера Алексановна

 

История ГОСУДАРСТВА И ПРАВА россии

 

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

 

Технический редактор Л.И. Семочкина

Подписано в печать 29.07.13.

Формат 60х84 1/16.

Бумага офсетная. Гарнитура Times.

Печ. л. 3,9.

Тираж 200 экз. Заказ № ___.

Редакционно-издательский отдел Академии ФСИН России 390000, г. Рязань, ул. Сенная, 1 Отпечатано: Отделение полиграфии РИО Академии ФСИН России 390000, г. Рязань, ул. Сенная, 1

 

 

ББК 67.3(2)р30

© Архипов С.В., Илюхин А.В.,

Илюхина В.А., 2013

© Академия ФСИН России, 2013

       

Пояснительная записка

Изучение учебной дисциплины «История государства и права России» является базовой основой для успешного освоения отраслевых юридических дисциплин на последующих курсах. История государства и права России формирует мировоззренческую подготовку, связанную с осмыслением государственно-правовых процессов, протекающих в современном российском обществе.

Цель курса – формирование у обучающихся компетенций, определяющих способность действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма; способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия; способность ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, использовать знания и методы гуманитарных, экономических и социальных наук при решении социальных и профессиональных задач; способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры и др.

Достижение поставленной цели предусматривает решение ряда конкретных задач, а именно:

получить представление о науке «Истории государства и права России», ее предмете и методологии, структуре курса;

уяснить пути и формы становления государственно-правовой организации общества, эволюцию государственно-правовых институтов, в том числе пенитенциарных учреждений и институтов на территории нашей страны;

уяснить особенности формирования отечественного государства и национальной правовой системы;

изучить процессы возникновения и развития основных отраслей права (государственного, административного, гражданского, уголовного, процессуального, уголовно-исполнительного права и др.), а также содержание наиболее значимых источников права;

уяснить терминологию, необходимую для правильного понимания изучаемых государственно-правовых явлений нашей страны;

изучить особенности возникновения и развития пенитенциарных учреждений и видов наказаний в России в различные исторические периоды, закономерности и тенденции, связанные с порядком исполнения различных видов наказаний, а также эволюцию отечественной пенитенциарной системы в целом;

понять роль политико-правовых теорий и доктрин в процессе формирования и развития государственно-правовых институтов России;

получить необходимые навыки для анализа источников по истории государства и права России, правильно оценивать их с учетом конкретной исторической ситуации.

Требования к уровню освоения программы. По итогам курса обучающийся должен:

Знать:

особенности формирования и эволюции национальных правовых систем и государственности у отдельных народов, некогда проживавших на территории бывшего СССР и современного Российского государства, закономерностей, динамики и направленности их развития в рамках общечеловеческой цивилизации; основные исторические типы и формы государства и права; происхождение современной государственно-правовой картины Российской Федерации и бывших союзных республик, во всей ее сложности, многообразии и противоречивости.

Уметь:

применять методы исторического анализа для решения юридических задач; соотносить теоретические знания с тенденциями развития современной государственности; пользоваться первоисточниками при анализе исторической действительности становления государства; проводить сравнительный анализ и подтверждать теоретические умозаключения примерами из реальной действительности; юридически грамотно оценивать правовые обстоятельства и квалифицировать юридические факты; совершать разнообразные юридические действия в соответствии с действующим законодательством.

Владеть:

юридической терминологией; навыками работы с законодательными и другими нормативными правовыми актами; навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики; навыками применения современного историко-правового инструментария для решения юридических задач, правовых проблем и коллизий; приемами юридической техники; методикой построения, анализа и применения историко-правовых моделей для оценки состояния и прогноза развития общественных явлений и процессов (в части компетенций, соответствующих методам историко-правового анализа).

В качестве формы контроля по итогам обучения для очной формы предусмотрена сдача зачета и экзамена, для заочной формы обучения – контрольная работа, экзамен.

 

 


Учебно-тематический план

очная форма обучения

 

№ п/п

Наименование тем

Всего часов

по учебному плану

Из них аудиторных:

Самостоятельная

работа

Всего часов

Лекции

Семинарские

занятия

Практические

занятия

Др. виды

занятий

Семестр

  Введение в учебную дисциплину. Предмет, метод и периодизация истории государства и права России 9

2

 

2

 

 

7

110

52

12

14

26

58

2 семестр

7. Буржуазные реформы и контрреформы в России (вторая половина XIX в.)

14

8

2

2

4

 

6
8. Государство и право России в период политического кризиса и падения самодержавия (нач. XX в.)

14

8

2

2

4

 

6

Итого за 2 семестр

106

56

16

14

26

50

Всего по курсу

216

108

28

28

52

108
                                 

Учебно-тематический план

заочная форма обучения

 

п/п

Наименование тем

Всего часов по учебному плану

Из них аудиторных:

Самостоятельная

работа

 

Всего часов

Лекции

Семинарские

занятия

Практические

занятия

Др. виды

занятий

 
 

Установочная сессия

   

Введение в учебную дисциплину. Предмет, метод и периодизация истории государства и права России

5

1

1

 

 

 

4

 

Всего по курсу

216

24

8

6

10

192

                                   

 


Цель и задачи самостоятельной работы

Современная Россия, обретающая новую государственность и право, новую национальную судьбу, нуждается в специалистах, хорошо знакомых с историей государства и права своего Отечества. Политическая модернизация, становление правового государства, духовное и нравственное обновление общества, возрождение патриотизма, чуждого шовинизму, узкоклассовым, партийным догмам, восстановление приоритета общечеловеческих ценностей – процессы, которые имеют в нашей стране глубокие исторические корни и полную драматизма судьбу. Знание истории государства и права России помогает увидеть общественное развитие как единый, закономерный, разносторонний и противоречивый процесс, учит правильно разбираться в характере и взаимодействии экономических, политических, социальных и других сил, помогает найти верное направление, определить формы и методы деятельности, увереннее чувствовать себя на крутых исторических поворотах.

В связи с большим объемом и сложностью изучаемого материала решение поставленной задачи становится возможным только при детальной организации самостоятельной работы. Самостоятельная работа – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа обучающихся, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия в специально отведенное для этого аудиторное и внеаудиторное время.

Основными задачами самостоятельной работы являются:

- организация систематического изучения учебных дисциплин;

- закрепление и углубление полученных знаний и навыков;

- подготовка к предстоящим занятиям;

- изучение дополнительного материала по пройденным темам;

- самостоятельное изучение отдельных тем;

- приобретение навыков работы с научной литературой;

- выработка умения формировать и формулировать собственное мнение по изучаемым вопросам;

- развитие способности применять полученные знания для решения практических вопросов и т.д.

Виды самостоятельной работы

Самостоятельная работы подразделяется на аудиторную и внеаудиторную.

Аудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимися во время основных аудиторных занятий (семинаров, практических, лабораторных и иных работ).

Внеаудиторная самостоятельная работа в зависимости от характера руководства ею со стороны преподавателя и способа контроля за ее результатами самостоятельная работа обучающихся осуществляется в следующих формах:

- самостоятельная работа под контролем преподавателя (плановые консультации, творческие контакты и т.п.);

- внеаудиторная самостоятельная работа при выполнении обучающимися домашних заданий учебного характера и научно-исследовательской работы.

Общие методические рекомендации при организации аудиторной
и внеаудиторной (самостоятельной) работы курсантов и слушателей

Лекция. Вузовская лекция – устное изложение преподавателем предмета, научной проблемы или отдельного вопроса. Изучение курсантами истории государства и права России начинается с лекций. Лекция не только имеет большое познавательное значение, но и учит курсантов делать обобщения и выводы, помогает в самостоятельной работе, настраивает на систематическую работу над предметом.

В процессе чтения лекции начинается самостоятельная работа, курсант пытается фиксировать основные положения. Дословно лекцию записывать не следует, но необходимо постараться отразить как можно полнее и точнее определения, теоретические выводы, обобщения, имена исторических деятелей. Простое прослушивание лекции без ведения конспекта мало что дает, так как через несколько часов в памяти почти ничего не остается.

Конспект лучше прочесть в тот же день или в самое ближайшее время и по «горячим следам» исправить допущенные во время записи неточности, внести необходимые дополнения. Не рекомендуется откладывать работу «в долгий ящик»; перечитывая конспект сразу после лекции, курсант мысленно как бы воспроизводит ее полностью, что позволяет проанализировать, понять и усвоить прозвучавший в ней материал. Перечитывая конспект, следует поработать над систематизацией: пронумеровать отдельные положения, выделить главное, то есть заставить работать зрительную память. Пользоваться чужими конспектами не рекомендуется, запись всегда индивидуальна и рассчитана, в первую очередь, на самого записывающего – это своеобразное индивидуальное пособие.

При записи следует оставлять поля, на которые затем, при ее чтении, следует дописать пропущенный или дополнительный материал из первоисточников или другой литературы, собственные мысли. Запись лекции более продуктивна при использовании навыков стенографии.

Надо вырабатывать привычку – записывать слова сокращенно. Например, государство – гос-во, право – пр., общественный строй – о.с. и т.д.

Семинарские и практические занятия в вузе – это также в определенной степени и вид самостоятельной работы. Семинарские занятия по истории государства и права России посвящены углубленному изучению правовых документов, важнейших теоретических проблем, вопросов общественного, государственного и правового строя в отдельные периоды истории России. Курсантам заблаговременно сообщаются темы семинаров и перечень основных вопросов, которые будут рассматриваться на занятии, список литературы, содержащий необходимые сведения по существу этих вопросов, а также время его проведения. Количество часов, отводимых на изучение каждой темы, а также выбор темы определяются преподавателем соответственно рабочему учебному плану. Планы семинаров содержат перечень основных вопросов по каждой из тем, изучаемых в рамках общего курса «История государства и права России». На семинаре могут рассматриваться и быть предметом обсуждения и другие аспекты темы (по указанию преподавателя).

Семинары представляют наиболее активную форму обучения. Во время семинарских занятий курсанты учатся анализировать документы и материалы, приобретают навыки ведения полемики, публичных выступлений, овладевают умением пользоваться терминологией.

При подготовке к семинару следует не только хорошо изучить рекомендованную литературу и сделать необходимые выписки, но и продумать сам ответ: составить план ответа по всем вопросам, которые выносятся на обсуждение. На семинаре необходимо внимательно слушать ответы и фиксировать все новое. При ответе следует использовать исторический материал и современные публикации. Желательно принять участие в обсуждаемых вопросах, попытаться дополнить ответы, высказать свое мнение. Участие в семинаре развивает мышление, избавляет от механического усвоения материала, помогает приобрести опыт в отстаивании собственного мнения.

Семинарские занятия по курсу строятся и в форме беседы по вопросам, указанным в плане, и вформе чтения и комментирования статей законодательных актов. Для того чтобы подготовиться к анализу нормативно-правовых актов, курсанту необходимо при изучении источников не только передать общий смысл статьи, но и обратить внимание на примечания, комментарии и пояснения исследователей. Нет необходимости конспектировать текст документов полностью: фиксировать в тетради нужно только самое существенное. Дословному цитированию подлежат лишь наиболее яркие, емкие части актов.

Не обязательно подробно изучать все работы, указанные в списке литературы. Рекомендованная к каждой теме литература составлена таким образом, чтобы имелся более широкий выбор работ, так как не все они в равной степени доступны. Это не означает, что курсант может ограничиться каким-либо одним исследованием. Крайне важно, чтобы курсант на семинарских занятиях научился делать общие выводы на основании изложенного им самим или другими выступавшими.

Практические занятия позволяют закрепить изученный материал и применить полученные знания в ходе разбора конкретных практических ситуаций. Работа курсанта (слушателя) состоит в принятии решений по заранее сформулированным практико-ориентированным правовым ситуациям. Учебная группа делится на подгруппы по 3-4 человека. Каждой из них предлагается ситуация для анализа. В течение 5-10 минут курсанты обсуждают варианты ее решения. Затем преподаватель начинает опрос. Представители подгрупп поочередно излагают варианты решения проблемных ситуаций. Остальные курсанты внимательно слушают и при необходимости дополняют или предлагают свои пути решения проблемы. Затем преподаватель комментирует ответы, дополняет их и оглашает правильное решение проблемной ситуации. В конце занятия проставляются оценки, критерием которых является правильность и полнота ответов. Также в ходе практического занятия возможна отработка логических схем, построение таблиц, решение тестов и др.

Только систематическая, добросовестная работа на семинарских и практических занятиях будет способствовать правильному и углубленному пониманию изучаемой проблемы и в целом учебной дисциплины.

Консультация для курсантов (слушателей) – один из важнейших источников получения наиболее полной информации об изучаемом предмете: сведения о задачах и специфике изучения истории государства и права России, объеме предстоящей работы, о наиболее целесообразных формах и приемах изучения, возможных трудностях и путях их преодоления, а также о предъявляемых кафедрой и преподавателями требованиях. Проводятся поточные, групповые, индивидуальные, предэкзаменационные консультации. Все необходимые консультации курсанты могут получить у преподавателя на семинаре или во внеурочное время в кабинетах преподавателей 206, 212, 214, 216 и 218 юридического корпуса академии.

Основой изучения и познания предмета является самостоятельная работа. Очень важно творчески подходить к изучению истории государства и права России, чтобы учеба не сводилась к механическому заучиванию готовых положений и выводов, но развивала самостоятельное мышление, помогала пониманию и осмыслению закономерностей развития современного общества, в том числе юриспруденции и права.

Умению продуктивно самостоятельно работать над научной и учебной литературой надо учиться: эффективность и быстрота обретаются в ходе самой работы. Однако не следует пренебрегать опытом многих поколений, общими правилами целесообразных и рациональных методов работы над книгой: конспектирование первоисточников, ведение записей на лекциях и семинарах и т. д.

Все формы и приемы в организации самостоятельной работы должны быть нацелены на глубокое усвоение содержания рекомендованных к изучению источников и литературы.

Следует усвоить правила самостоятельной работы над учебной книгой и правовыми источниками, которая требует большого напряжения, целеустремленности и систематичности. Это важно как для курсанта во время обучения, так и для специалиста по окончании вуза с целью поддержания высокого профессионального уровня.

Наибольшей эффективности в самостоятельной работе можно достичь, используя ряд приемов:

· Последовательность в изучении литературы обеспечит экономию времени, облегчит выполнение заданий, поможет глубже усвоить программный материал.

· Использование справочного материала (схемы, карты, словарь иностранных слов, энциклопедии, юридические, философские, политические словари и т. п.).

· Посещение библиотек.

· Изучение первоисточников.

Книги необходимо читать сосредоточенно. Чтение научного текста при рассеянном внимании – бесполезная трата времени, нужно вникать в содержание книги, пытаться понять и усвоить прочитанное. «Глотание книги» – самое непроизводительное занятие. Начинать работу над книгой следует с ознакомления и внимательного просмотра оглавления. Это позволит узнать круг вопросов и порядок их изложения. Затем следует прочесть введение или предисловие, в которых обычно дается характеристика работы, цель ее написания, называются главные идеи, моменты, на которые особо следует обратить внимание. При изучении содержания следует внимательно следить за развитием мысли автора, чтобы уловить логическую связь между выдвигаемыми положениями, их аргументированием, выводами и обобщениями.

Чем шире круг источников, тем разнообразнее мнения, представленные в них, тем больше внимания требуется, чтобы понять, усвоить содержание, свободно использовать аргументацию, полученную информацию.

Конспект источников и литературы. Конспект – это обзор прочитанного с подробным изложением основных моментов книги, статьи, документа, выводов, наиболее важных аргументов. Для более глубокого изучения истории государства и права России и овладения историко-правовой наукой курсантам рекомендуется конспектировать юридические первоисточники.

Ведение конспекта, как правило, процесс творческий, который сопровождается активизацией мыслительной деятельности. Хорошая запись помогает быстро восстанавливать в памяти прочитанный материал.

Следует иметь в виду, что при письменном изложении прочитанного мысли получают более четкое и продуманное выражение, хорош и полезен тот конспект, в котором коротко изложено главное – non multa, sed multum – «не многое, но много», в немногих словах, но много по содержанию.

Приступать к конспектированию необходимо после основательного знакомства с содержанием источника, то есть с момента, когда возникает полная ясность в прочитанном. Если курсант начинает одновременно с чтением конспектировать абзац за абзацем, страницу за страницей, то в конспект неизбежно вкрадываются второстепенные фразы и примеры. Конспект загромождается вспомогательным материалом.

Лучшей формой конспектирования считается запись содержания своими словами, она побуждает курсанта глубже анализировать читаемый текст при отборе главного и важного. Однако не следует отказываться и от дословного изложения, особенно это касается терминов, основных мыслей автора, понятий, теорий и т. д.

Конспекты могут быть текстуальными, свободными, аннотированными, составленными в виде плана, рецензии, тезисов или комбинированными.

Конспектируя источник, следует дать полное его название, указать автора, год и место издания, а также время написания. Главы и параграфы надо записывать так, как они даны в первоисточнике, без сокращений.

Выбор формы записи зависит от индивидуальных особенностей курсанта, его опыта. Однако записи нужно оформлять так, чтобы ими удобно было пользоваться. Конспект оправдывает себя только в том случае, если он составлен в результате самостоятельной работы курсанта.

Реферат. Готовясь к своей творческой, научной или практической деятельности по избранной специальности, курсант должен научиться постоянно пополнять свои знания, приобретать опыт исследовательской работы. В этом смысле подготовка реферата и его защита на семинарском занятии занимает весьма важное место.

Реферат – разновидность самостоятельного творческого задания, выполняемого на основе изучения и анализа научной литературы и, в некоторых случаях, иных источников информации.

В процессе подготовки реферата курсант знакомится со всей доступной учебной и исследовательской литературой, усваивает материал, значительно превышающий по объему программу изучаемого курса.

Выбор темы реферата осуществляется на основе рекомендательного списка примерных тем, который заранее составляется преподавателем. Выбрав тему, следует составить план и подобрать литературу, при этом целесообразно проконсультироваться с преподавателем.

Реферат выполняется в объеме 1-го условного печатного листа (24 машинописных страницы через два интервала или 16 страниц через полуторный интервал). Допускается написание текста от руки – в этом случае объем реферата устанавливается преподавателем произвольно (индивидуально).

При работе над рефератом необходимо предварительно глубоко изучить относящиеся к избранной теме научные работы, другие материалы. Реферат не должен стать механическим переписыванием одного или нескольких научных произведений. При написании реферата необходимо использовать разнообразные источники: монографические исследования, научные статьи, словари, справочники, энциклопедии, материалы периодической печати и так далее; количество их в каждом конкретном случае может варьироваться, но, как правило, составляет не менее 10 (десяти) наименований. Проанализировать рассматриваемые проблемы, представить свои комментарии, оценки, предположения.

Преподаватель оказывает курсантам организационную и методическую поддержку, помогает избежать компиляций, грамотно использовать противоречивые источники и публицистическую литературу, критически относиться к информации, не поддающейся проверке.

Структурно реферат включает разделы: план, введение, основную (содержательную) часть, заключение (выводы), примечания, приложения (при наличии таковых), список использованной литературы. Все приведенные в тексте цифровые данные, цитаты и заимствованные суждения должны быть подтверждены указанием источника.

Введение должно содержать целевую установку, обоснование актуальности темы и краткий обзор литературы.

В основной части излагается суть проблемы, различные точки зрения на нее и собственная позиция курсанта.

В заключении кратко резюмируется содержание работы, формулируются выводы. При наличии приложений их помещают после заключения.

В оформлении научного аппарата работы следует придерживаться принятых стандартов библиографического описания документа.

На представление основных положений реферата дается обычно 10–15 минут. При этом предпочтительнее не зачитывать текст реферата, а пересказать его.

После доклада курсанту задаются вопросы, на которые он дает краткие ответы, высказываются мнения, предложения и замечания.

Преподаватель подводит итог: оценивает содержание реферата, выступления докладчика и оппонентов.

При оценке реферата, прежде всего, учитываются его содержание, теоретический и методический уровень, убедительность аргументации, правильность обобщений. Большое внимание уделяется также умению представить свою работу, манере поведения на защите.

Терминологический словарь. Данная форма предполагает, что обучающийся выписывает в алфавитном или тематическом порядке определения тех или иных правовых понятий. Возможными вариантами формирования содержимого такого словаря может быть в двух вариантах: 1) составление словаря из основных понятий и категорий, изучаемых на лекционных и семинарских занятиях. Это позволяет обучающемуся систематизировать полученные знания, закрепить наиболее важные, ключевые моменты. Составленный таким образом словарь может быть очень удобен при подготовке к контрольным работам, а также к зачету и экзамену. 2) составление словаря из сложных, незнакомых обучающимся терминов, определения которых необходимо найти в литературе. Цель – расширение словарного запаса, обогащение научно-категориального аппарата, кругозора.

Составление схем и таблиц. Данная форма работы помогает применять логическое мышление, последовательность в изложении материала. Использование составленных в течение семестра схем по каждой теме значительно облегчает обучающемуся подготовку к промежуточной аттестации. В наибольшей степени задания на выполнение схемы уместны при изучении вопросов, связанных с классификацией различных правовых явлений, изучением их структуры, строения и т.п. В виде таблицы проводится сравнительный анализ определенных правовых явлений или категорий. Сравнение проводится по заранее заданным преподавателем параметрам. На семинарском занятии полученные данные обобщаются, и выявляются тенденции, обсуждаются возможные выводы.

Составление тематических кроссвордов позволяет развивать профессиональный кругозор и мышление обучающегося, а также позволяет формировать его юридический язык. Задача курсанта (слушателя) не только найти и сформулировать определения и термины и построить их в определенную логическую схему, но и сформулировать вопросы лаконично и в тоже время понятно и доступно. Подготовленные кроссворды предлагаются к решению другим обучающимся как в самой группе, так и в других.

Контроль знаний. Главная цель контроля – сделать процесс обучения более эффективным, помочь курсанту выработать правильный режим работы над первоисточниками и учебной литературой, добиться глубокого усвоения программного материала. Контроль за самостоятельной работой курсантов осуществляется преподавателем постоянно.

Формами контроля за усвоением программы курса являются: систематический, текущий контроль (оценки в журнале), промежуточный, рубежный (тестирование по пройденному материалу) и итоговый (зачет и экзамен).

Текущая успеваемость. Преподаватель оценивает знания курсантов по четырехбалльной системе за выступления на семинарских занятиях и подготовку рефератов.

Промежуточный (рубежный) контроль. Проводится, как правило, в середине каждого семестра в различных формах (тестирование, коллоквиум и т.п.).

Итоговая проверка. Осуществляется путем проведения зачета (в конце первого семестра) и экзамена (в конце второго семестра). Зачет и экзамен проводятся по специально разработанным билетам. При ответе курсантам необходимо показать глубокие знания предмета, фактического материала, умение самостоятельно анализировать исторические и правовые проблемы.

Оценка «отлично» ставится, если курсант знает требуемый программой курса материал, содержание обязательных к изучению первоисточников, правильно формулирует и аргументирует высказываемые положения, умело применяет знание историко-правовой теории при анализе современных событий, правильно отвечает на дополнительные вопросы и имеет свой взгляд на предмет.

Оценка «хорошо» ставится, если курсант, правильно отвечая на поставленные в билете вопросы, показывает прочные знания, однако допускает некоторые погрешности и неточности при ответе, не имеющие принципиального значения, но свидетельствующие о недостаточно глубоком усвоении программного материала.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если курсант в целом имеет представления о материале курса, знаком с содержанием правовых источников, но плохо отвечает на вопросы, имеет пробелы в знании теоретических положений и фактического материала.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если курсант не может дать вразумительный ответ на экзаменационные вопросы.

При неудовлетворительной оценке, но успешной сдаче экзаменов по другим дисциплинам назначается повторная сдача зачета (экзамена). В случае повторной неудовлетворительной оценки экзамен проводится кафедральной комиссией.


Введение в учебную дисциплину. Предмет, метод и периодизация истории государства и права России

Самостоятельная работа – 7 часов (очная форма обучения);

4 часа (заочная форма обучения)

 

Методические рекомендации

Самостоятельная работа по вводной теме предусматривает уяснение ряда вопросов: объект, предмет истории государства и права России; методы исторического познания государства и права России; периодизацию отечественного государства и права.

Для глубокой проработки учебного материала следует внимательно изучить материал вводной лекции, учебной и дополнительной литературы по следующим направлениям:

1. История отечественного государства и права как учебная дисциплина: цели, задачи и система курса. Связь истории отечественного государства и права с другими гуманитарными дисциплинами.

2. Проблемы периодизации отечественного государства и права. Дореволюционные, советские и современные ученые о периодах развития отечественной государственности.

3. Зарождение научного изучения истории государства и права России. Основные направления историко-правовой науки в конце XIX - начале XX в. Современные направления научного изучения государственно-правовой истории России.

 

Закрепить полученные знания поможет так же изучение темы «Предмет, метод и методология ²Теории государства и права²» дисциплины «Теория государства и права».

 

Терминологическое задание.

Впишите в тетради для практических и самостоятельных работ и усвойте содержание следующих понятий: предмет истории государства и права России, история государства и права России как наука, методы истории государства и права России, общественный строй, классы, сословия, община, государственный строй, форма правления, монархия, раннефеодальная монархия, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия, республика, юридический быт, право, обычное право.

Самостоятельное практическое задание.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.207.129 (0.13 с.)