Государственная система, международное сотрудничество и устойчивое развитие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная система, международное сотрудничество и устойчивое развитие



 

Что представляло из себя экономическое и политическое пространство России в 90-х - огромная тема, в общих чертах о ней знают почти все, ограничимся небольшой цитатой Чубайса о приватизации:

https://www.youtube.com/watch?v=PQd2xTxXIIQ

Затроним лишь узкую сферу которая прилегает к теме политики здравоохранения.

 

Уже не секрет, конце 80-х часть советских элит уже во всю вела курс на интеграцию с Западом. Для этого нужны были единые платформы, проекты, "глобальные проблемы", поэтому СССР и позднее Россия всё сильнее и сильнее вписывалась в проекты устойчивого развития, борьбой с озоновыми дырами, климатическими изменениями и. т.п. Проводились, съезды конференции, создавались межпарламентские организации типа Global International.

 

Ещё в 1968 году в рамках сотрудничества по глобальным проблемам между Западом и СССР был создан Римский Клуб.

В 1972 году при нём в Австрии был создан МИПСА (Международный институт прикладного системного анализа).

В 1976 году как советский филиал МИПСА был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт системных исследований (ВНИИСИ). Этот институт занимателен тем, что стал трамплином для многих будущих рыночных реформаторов:

· Авен, Петр Олегович — работал в одной лаборатории с Е. Т. Гайдаром с 1981 по 1988 год. Затем был направлен в МИПСА в Австрию. Был министром внешнеэкономических связей в 1992 году. Один из акционеров группы Альфа.

· Березовский, Борис Абрамович — российский предприниматель, политический деятель, д.тех.н., член-корреспондент РАН

· Гайдар, Егор Тимурович — работал в институте с 1980 года под руководством С. С. Шаталина. Был и. о. премьера министра и министром финансов РФ.

· Данилов-Данильян, Виктор Иванович — работал в институте со дня основания, зав.лабораторией. Был министром охраны природы и природных ресурсов РФ.

· Жуков, Александр Дмитриевич — работал в институте с 1978 по 1980 год. Был вице-премьером в правительстве Фрадкова.

· Зурабов, Михаил Юрьевич — был аспирантом в институте с 1978 по 1981 год. Был председателем пенсионного фонда и министром здравоохранения РФ.

· Лопухин, Владимир Михайлович — работал в институте с 1977 года. Был министром топлива и энергетики РФ.

· Сванидзе, Николай Карлович— российский тележурналист

· Шаталин, Станислав Сергеевич — зам.директора, советник президента СССР Горбачева, один из авторов программы «500 дней»

 

По сути эта линия стала проводником "мягкой силы" в СССР. Занятное наблюдение [возможно позднее вновь найду источники]. Один из участников встречи в МИПСА в Германии, говорил в интервью, что в начале 1970-х, во время разговора с коллегой из ФРГ, собеседник высказал мысль о том, что СССР развит слишком неравномерно и для того, чтобы реформы проводились более эффективно, СССР нужно разделить и проводит реформы в каждой части по отдельности. В 2000-х журнал СНОБ брал интервью авторов рыночных реформ о том как это было. В одном из интервью собеседник рассказал о диалоге конца 80-х с одним из коллег реформаторов, в котором тот почти дословно сказал то же самое, что и немец в 1970-х.

 

После того как в Римском клубе была озвучена работа "Пределы роста", была выработана концепция устойчивого развития, как одна из платформ межгосудаственного взаимодействия. В качестве сохранения устойчивости в "Пределах роста" было предложено сконцентрировать внимание на дисбалансах роста численности населения, промышленности и потребления.

 

http://rsabc.ru/userfiles/d.-medouz-y.-randers-d.-medouz-predely-rosta.pdf

"Экологическая нагрузка любой страны или региона на планетарные источники и стоки зависит от численности населения, умноженной на уровень достатка и на уровень технологического развития, поддерживающего этот уровень достатка. Чтобы уменьшить нагрузку на среду со стороны человечества, необходимо, чтобы каждое общество приняло меры к уменьшению самого большого из этих множителей. В странах Юга самый значимый фактор – численность населения, в странах Запада – уровень благосостояния, в то время как в Восточной Европе – уровень развития технологий.

 

Каждое действие в этом направлении – шаг навстречу устойчивости, хотя для достижения желаемого результата необходимо пройти их все.

1. Расширить временные границы при планировании.

2. Улучшать прием и обработку сигналов.

3. Уменьшить время отклика.

4. Свести к минимуму использование невозобновимых ресурсов.

5. Не допускать истощения возобновимых ресурсов.

6. Использовать ресурсы с максимальной эффективностью.

7. Замедлить и затем остановить экспоненциальный рост населения и физического капитала.

 

Первые шесть пунктов, перечисленных в этом списке, способны помочь только до определенного предела. Седьмой пункт – ключевой."

 

Эти идеи находили своих проводников в научной и политической среде СССР и России, порой в самом экстремальном виде, примеры:

 

Яблоков А.В. Московский комсомолец №40 от 28.02.1991:

Цитата:

"Если говорить об условиях жизни достойных человека, то если численность населения земли перевалит за 8-9 миллиардов, живая природа планеты погибнет. А затем деградирует и человечество. Это может случиться через 20-25 лет. На четырёх конференциях, проведённых ООН, принимались решения о необходимости сдерживания численного роста человечества. СССР упорно делает вид, что это его не касается. Касается! Наши просторы - это тундра, вечная мерзлота, пустыни и полупустыни. Места, удобные для жизни уже перенаселены. В Узбекистане за 70 лет население возросло в 14 раз! Только в Москве в прошлом году впервые был отмечен отрицательный естественный прирост. Неконтролируемое увеличение населения влечёт резкое падение уровня жизни и молодёжь почувствует это особенно остро."

В 1989 году Яблоков А.В избран народным депутатом СССР от Научных обществ и ассоциаций при АН СССР. Заместитель Председателя Комитета по экологии Верховного Совета СССР (1989—1991 гг). Член координационного совета Межрегиональной депутатской группы.

С 14 августа 1991 года — Государственный советник РСФСР по экологии и здравоохранению и член Государственного совета при Президенте РСФСР.

С 4 января 1992 года — председатель Координационного совета по экологической политике при Президенте Российской Федерации.

С 24 февраля 1992 года — Государственный советник Российской Федерации по политике в области экологии и охраны здоровья.

С 8 августа 1992 года по 29 декабря 1993 года — советник Президента Российской Федерации по вопросам экологии и охраны здоровья.

С 28 декабря 1992 года по 29 декабря 1993 года — председатель Совета при Президенте Российской Федерации по экологической политике.

С 13 июля 1993 года по 19 сентября 1997 года — председатель Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по экологической безопасности. С 29 декабря 1993 года занимал эту должность на штатной основе. 6 июля 1995 года переназначен председателем комиссии.

 

В.И.Данилов-Данилян, 1993, «Проблема экологии России».

1976—1980 годах работал в ВНИИСИ

1991—1996 годах — министр охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации

1996—2000 годах — председатель государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды

«Политическая основа стратегии устойчивого развития — желание сохранить status quo в мире, прибегнув к поправкам и починкам современной системы, но оттягивая момент неприятной истины, заключающейся в том, что безусловно прогрессивная на некий переходный период стратегия устойчивого развития в долгосрочной перспективе всё равно неизбежно ведет к экологическому тупику, то есть к гибели человечества как биологического вида <...>

Причина кризиса в чрезмерно выросшем населении, выросшем настолько, что стабилизация его на современном уровне уже не вернет мир к докризисному устойчивому состоянию. Проблема выживания связана с необходимостью сокращения потребления энергии на порядок, а, следовательно, и соответствующего уменьшения численности живущих на Земле людей. Задача заключается не в снижении прироста и не в стабилизации населения в будущем, а в его значительном сокращении...».

 

В 1980-х появление ВИЧ легло в общую конву глобальных проблем. Вдобавок, обнаружение эпидемии в Африке, удачно совпало с планами совершить в этом регионе контрацептивную революцию. Международные программы по борьбе борьба с ВИЧ в этом регионе оказались аналогичны программам по планированию семьи.

 

В 2010 году на передаче "Гордон Кихот" мнение о первичности политического фактора в вопросе ВИЧ высказал А.В. Митрофанов:

"А.В. Митрофанов: Я был сотрудником МИД, когда начинали пичкать руководство страны зарытыми записками по поводу СПИДа, и когда был первый визит в институт вирусологии господина Лигачёва, вы наверное присутствовали, Жданов, я тоже тогда был, я был молодой и худой тогда, и там как раз Легачёв сказал: "мы будем серьёзно заниматься этой проблемой". Это всё дело засекретили, т.е. вот так это начиналось в СССР, т.е. началось оттуда, с закрытых секретных записок.

<...>

А.В. Митрофанов: Но скажите честно, сверху пришла эта тема в СССР?

В.В. Покровский: Вот, благодаря деятельности Митрофанова и его коллег, в 1984 году я получил...

А.В. Митрофанов: В том числе, я привозил эти бумаги.

В.В. Покровский: задание заняться этим вопросом и представьте, в течении трёх лет мы не обнаруживали ВИЧ и СПИД в России.

А.В. Митрофанов: Но партия сказала: "Надо!", и вы нашли.".

 

В 1992 году в Рио-де-Жанейро Российская Федерация приняла декларацию Декларация по окружающей среде и развитию.

 

В 1994 году были подписаны соглашения на международной конференции по народонаселению и развитию.

Из преамбулы программы действий:

"1.11. В предстоящие 5, 10 и 20 лет потребуются новые энергичные усилия по всему спектру направлений деятельности в области народонаселения и развития с учетом того, что скорейшая стабилизация роста численности населения в мире внесет решающий вклад в дело обеспечения устойчивого развития."

 

Следующие нужно, наверное, воспринимать с чёрным юмором:

1999 год. В.И. Матвиенко:

" Россия полностью привержена духу и целям каирской конференции. Следуя установкам Каира, правительство целенаправленно проводит свою политику в области народонаселения. Коренным образом скорректированы государственные подходы к решению демографических проблем".

https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/aidsdecl2.shtml

В 2001 году была принята "Декларация о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом"

"1. Мы, главы государств и правительств и представители государств и правительств, собравшись в срочном порядке в Организации Объединенных Наций в период с 25 по 27 июня 2001 года на двадцать шестую специальную сессию Генеральной Ассамблеи, созванную во исполнение резолюции 55/13 для рассмотрения проблемы ВИЧ/СПИДа во всех ее аспектах, а также чтобы обеспечить глобальную приверженность укреплению координации и активизации национальных, региональных и международных усилий, направленных на ведение борьбы с нею всесторонним образом <...>

Бороться с проблемой ВИЧ/СПИДа — это значит инвестировать в устойчивое развитие (согласовано)".

После этого правительство РФ продолжало поддерживать климатические инициативы. В 2017(?) году во французской прессе попались слова президента Франции Макрона, где он сказал, что правительство России договороспособно [для "международного сообщества"], об этом свидетельствует поддержка соглашений по борьбе с изменением климата.

Международные организации

 

Здесь, в основном, будет конспект доклада, РИСИ (Российского института стратегических исследований), но по многим эпизодам можно привести отдельные примеры.

 

https://riss.ru/article/337/ [2015_РИСИ]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.026 с.)