Классификация основных методов психологического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация основных методов психологического исследования



Краткое эссе на тему «Любовь как основа семейного благополучия»

Семья. Слово, состоящее всего лишь из пяти букв и если задуматься - имеет огромнейшее значение в жизни каждого человека. Что такое семья? Каждый может ответить на этот вопрос по-разному: с улыбкой на лице, с дрожью в горле, со слезами на глазах, и слезы могут быть от любви, от счастья, не только от горя.

Некоторые говорят, что человек может считать себя счастливым, если у него есть семья. Было бы замечательно, если бы это было так. К сожалению, семьи бывают разные, и не всегда семья – это тёплое местечко, где друг друга ждут и любят, заботятся друг о друге и поддерживают. Не в каждой семье есть семейное благополучие. На вопрос «какова основа семейного благополучия?», я с уверенностью могу сказать, что это любовь. Если в семье любят друг друга, то это сразу видно, в такую семью хочется приходить. Человек чувствует, когда его любят. Вместе с любовью происходит и забота друг о друге, царит гармония в душе, отсюда и возникает семейное благополучие.  Не всегда семья – это большое количество человек. Если 2 человека живут вместе – это уже семья, а еще, если эти два человека любят друг друга, ценят и уважают, поддерживают в трудные моменты, то их уже можно назвать благополучной семьей, а все потому, что в основу их семьи заложена любовь.

В нашей жизни нужно любить всем. Без любви жизнь человека может рухнуть, человек без любви будет просто существовать, даже может замкнуться в себе. Если в семье любят друг друга, значит семейное благополучие в семье есть и это очень важно для каждого человека.



ФИО учащегося Галимова Юлия Рустамовна

№ группыЗФ 209-072-6-1Кунашак

ТЕСТ К ЗАЧЕТУ

1.Дайте определение понятию «психология»:

1. Все перечисленные ответы. ответ

2. область знаний о душе, сознании, поведении.

3. наука, изучающая объективные закономерности проявлений механизмов психики.

4. наука, изучающая мир субъективных «явлений», процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых человеком.

 

2. Определенные действия, направленные на решение задач, обусловленных окружающим миром (мышление, речь, память, восприятие, воображение и др.) – это:

Психические процессы (ответ)

2. психические состояния;

3. психические свойства.

 

3. Постоянно проявляющиеся особенности, формирующие деятельность и поведение, свойственные конкретной личности (характер, темперамент, одаренность и др.) – это:

1. психические процессы

2. психические состояния;

Психические свойства. (ответ)

 

4. Определенный уровень работоспособности и качества функционирования конкретного субъекта в данный момент времени (бодрость, усталость, апатия, активность и др.) – это:

1. психические процессы

Психические состояния; (ответ)

3. психические свойства.

 

5. Что такое задатки:

Врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной систем, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека. (Ответ)

2. находчивость, изворотливость, умение ладить, управляться, устраивать дело.
3. любые умения и навыки человека, которыми он обладает, независимо от того, являются ли они врожденными или приобретенными, элементарными или сложными.
4. формирующиеся в деятельности на основе способностей индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности

 

6. Какая из совокупности свойств нервной системы относится к типу темперамента холерик (по типологии И.П. Павлова):

1. сильный, уравновешенный, подвижный;

Сильный, неуравновешенный (ответ)

Сильный, уравновешенный, инертный

Слабый

7. Характер – это:
1. совокупность устойчивых индивидуально-психологических свойств, проявляющихся в. жизнедеятельности человека в виде его отношения к окружающим людям, к самому себе, к деятельности, другим различным обстоятельствам бытия и т.п. (ответ)

2. особенности человека, проявляющиеся через его ощущения, восприятие, обусловленные типом. нервной системы, динамикой психических процессов, наследственными факторами;
3. совокупность неустойчивых, изменяющихся психологических свойств человека, проявляющихся в зависимости от обстоятельств и условий социальной среды.

 

8. К какому виду акцентуации характера относится следующая характеристика: повышенная гневность, раздражительность, вспыльчивость. Склонность к импульсивным поведенческим реакциям. Один из самых трудных и неблагоприятных для социальной адаптации, воспитательных воздействий и социальной коррекции тип людей, подверженных противоправному поведению:

1. психостенический;

Циклоидный; (ответ)

3. сенситивный;

4. гипертимный;

5. эпилептоидный.

6. шизоидный.

 

9. К основным функциям психики относятся:

1. защита и планирование

Психика (ответ)

4. душа

 

12. К какому уровню деятельности относятся автоматизмы:

Самонаблюдения (ответ)

3. естественного эксперимента

3. анкетирования

 

15. Кому принадлежит выражение: «Бихивиорист… ни в чем не находит доказательства существования потока сознания, столь убедительно описанного Джемсом, он считает доказанным только наличие постоянно расширяющегося потока поведения»

Дж. Уотсон

2. Дж. Локк

3. Платон

4. Б.М. Теплов

 

16. Кто из перечисленных мыслителей утверждал, что: душа состоит из атомов, со смертью тела умирает и душа?

1. Платонб)

Демокрит (ответ)

3. Аристотель

 

17. Древний метод познания, который использовали для изучение психики в 17-18 в.?

1. Самонаблюдение

2. Беседа

Наблюдение (ответ)

 

18. У. Шелдон разработал концепцию, согласно которой существует прямая связь темперамента и:

1. особенностей строения головного мозга

2. преобладания основных жидкостей в теле человека

Эмоция (ответ)

2. Аффект

3. Настроение

3. Фрустрация

 

20.Основоположником психологии считают:

1. Демокрита

2. Платона

Аристотеля (ответ)

 

21. Свойство личности, выражающееся в потребностях, целях и мотивах деятельности и проявляющееся в ориентациях человека, называется:

1. характером

С.Л. Рубинштейн (ответ)

 

23. «Косвенным наблюдением» Рибо назвал метод:

1. естественного эксперимента

Классификация основных методов психологического исследования

К основным методам психологических исследований относят методы, которые используются в современной психологии для сбора так называемых первичных данных, т.е. информации, подлежащей дальнейшему уточнению и обработке.

Основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных:

 

Основной метод Вариант основного метода
Наблюдение Внешнее (наблюдение со стороны)
  Внутреннее (самонаблюдение)
  Свободное
  Стандартизированное
  Включенное
  Стороннее
Опрос Устный
  Письменный
  Свободный
  Стандартизированный
Тесты Тест-опросник
  Тест-задание
  Проективный тест
Эксперимент Естественный
  Лабораторный
Моделирование Математическое
  Логическое
  Техническое
  Кибернетическое

 

Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем. При включенном наблюдении (оно чаще всего используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их. Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета. Свободный опрос — разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. Варианты теста: тест-опросник и тест-задание. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых. Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества. Третий тип тестов — проективные. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение.

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.

Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.

 

С.Л. Рубинштейн в «Основах общей психологии» (1946) в качестве главных психологических методов выделил:

· наблюдение — «внешнее» и «внутреннее»,

· эксперимент — лабораторный, естественный, психолого-педагогический и физиологический (в его основной модификации — метод условных рефлексов),

· изучение продуктов деятельности,

· беседу (в частности, клиническую беседу в генетической психологии Пиаже),

· анкету.

Вторая развернутая классификация методов психологического исследования получила распространение в отечественной психологии благодаря Б.Г. Ананьеву.

Все методы он разделил на:

1. организационные — сравнительный, лонгитюдный и комплексный;

2. эмпирические — обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.), психодиагностический метод, анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы), моделирование и биографический метод;

3. способы обработки данных — методы математико-статистического анализа данных и качественного описания;

4. интерпретационные — генетический (фило- и онтогенетический) и структурные методы (классификация, типологизация и др.).

Удобно располагать все психологические эмпирические методы в двухмерном пространстве, оси которого обозначают два специфических признака психологического исследования. Первый — наличие или отсутствие взаимодействия между испытуемым и исследователем или же интенсивность этого взаимодействия. Оно максимально в клиническом эксперименте и минимально при самонаблюдении (исследователь и исследуемый — одно лицо). Второй — объективированность и субъективи-рованность процедуры. Крайними вариантами являются тестирование (или измерение) и «чистое» понимание поведения другого человека путем «вчувствования», эмпатии, сопереживания, личностной интерпретации его действий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.042 с.)