Что лежит на дне коробки памяти. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что лежит на дне коробки памяти.



Из этого забавного психологического опыта следует вывод: человек ограничен в своем видении мира, в своих поступках теми представлениями об окружающей действительности, которые заложены в его сознании с детства. Недаром реальные «маугли» – дети, воспитанные животными, никогда не приживаются в человеческом обществе.

Откуда мы берем информацию? Из коробки памяти.

Как загружается эта коробка памяти и что там находится?

Как только у новорожденного ребенка появляется способность правильно видеть и слышать, его девственное сознание начинает воспринимать все подряд. Его мозг напоминает магнитофон, микрофон которого ни на что не направлен: он записывает все звуки и шумы подряд. Так он привыкает к звукам человеческого голоса, начинает отличать мамин голос от других звуков…

Когда ребенок начинает понимать слова, различать сердитые и нежные интонации (а это происходит задолго до того, как он начинает говорить), звуки превращаются в информацию. Он «записывает» манеру поведения родителей, их стиль их взаимоотношений друг с другом. Если родители постоянно конфликтуют и ребенок это видит, то у него в сознании закладывается модель: мама и папа должны ссориться друг с другом. По крайней мере, ссора – это не что-то из ряда вон выходящее, это нормально.

Если ребенок видит пьяного папу, то фиксирует в памяти на будущее: нормальный мужчина должен напиваться. Ведь мама же не разводится с папой, хотя и недовольна. Значит, по-другому нельзя. Если папа или мама приходят с работы и говорят: «Надо налить рюмочку, снять напряжение», то ребенок запоминает на всю жизнь: напряжение снимают рюмочкой водки.

Или застолье. «Праздник же, надо выпить», – говорят взрослые, а сознание ребенка четко «записывает»: праздник – это когда много водки и гости с хозяевами напиваются до непотребного состояния. Праздник же! Эта информация загружается в коробку памяти и остается там «до востребования».

Когда закрывается коробка памяти? Когда накопленной информации оказывается достаточно для того, чтобы ориентироваться в окружающей обстановке. Это происходит в 7–8 лет. Память становится избирательной. Человек начинает в большей степени, чем раньше, пользоваться кратковременной памятью. Для того чтобы запомнить какую-либо информацию на долгие годы, теперь необходимо или сильное эмоциональное переживание (первая любовь), или волевое усилие (таблица умножения). Основные представления человека о жизни, о самом себе, о законах человеческих взаимоотношений уже сформировались, и изменить их на другие в старшем возрасте будет очень трудно.

Как вы яхту назовете, так она и поплывет!

Если в детстве ребенок часто слышал от мамы: «Ты неумеха, неряха, бестолковый», то, повзрослев, он не будет знать, почему всю жизнь считает себя неудачником. Мамины слова забудутся, спрячутся под многочисленными слоями информации, но установка сохранится навечно. Назовете дураком – будет плохо учится в школе, совершать дурацкие поступки в жизни. Назовете уродом – будет вести себя и выглядеть как урод. А назовете красавцем или красавицей – будет всю жизнь привлекать к себе людей противоположного пола, независимо от объективных внешних данных.

Разумеется, не все так просто. Некоторые родители чрезмерно захваливают своих детей, не предъявляют к ним никаких требований. Избалованный «маменькин сыночек» вряд ли будет успешным. В таком случае отрицательная установка появляется несколько позже, и создают ее не родители, а среда: детский коллектив.

Но чаще родители все же перегибают палку в другую сторону. Желая видеть своего сына или дочь идеальными и безупречными, они устраивают трагедию из незначительных проступков ребенка. Родители забывают о том, что для нормального развития личности необходимы не только успехи и победы, но и промахи и ошибки. Кроме того, мы просто не привыкли говорить добрые слова детям, супругам, коллегам. Куда чаще мы возмущаемся и выражаем претензии.

Когда я еще только начинал работать, самым сложным для моих пациентов и их родителей было задание найти пять поступков, за которые можно было похвалить за прошедшие сутки себя и ребенка. На этом выдыхались все. С большим трудом ребята могли найти пять поступков, за которые они могли бы себя похвалить. То же самое и у родителей. Они убеждены в том, что ребята плохие и ничего не умеют делать хорошо. Кстати, и себя похвалить родители могут также с большим трудом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.005 с.)