Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основы математической статистики. Статистические гипотезы в экспериментах. Уровень статистической значимости и размер эффекта. Параметрические и непараметрические статистические методы. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Нужна ли статистика в психологии? · Номотетический подход: выявление общих закономерностей → применение статистических методов · Идиографический подход: изучение индивидуальных случаев → невозможность применения статистических методов · К. Левин «Конфликт между аристотелевским и галилеевским способами мышления в современной психологии» · Физика Аристотеля: закон – то, что происходит часто, разные законы для разных областей. · Физика Галилея: частота события не имеет значения, всеобщие законы.
Аристотелевские воззрения в психологии · Случайность индивидуального события · Закономерность как частота · Абстрактно определенные классы рассматриваются как сущностная природа отдельного объекта и как объяснение его поведения («во всём виноват кризис 3-х лет») · Использование статистики · Закономерность и индивидуальность как противоположные понятия · Историко-географические понятия («Психологические особенности студентов-психологов») · · Призыв к переходу к галилеевскому способу мышления! · Проблема: это утопия для реальных исследований
Зачем нужна статистика в психологии? · Генеральная совокупность – всё множество объектов, в отношении которых формулируется исследовательская гипотеза · Выборка – ограниченная по численности группа объектов, отбираемая из генеральной совокупности для изучения её свойств. · Достаточно ли велики различия между двумя измерениями на ограниченной выборке, чтобы утверждать о том, что они действуют для всей генеральной совокупности?
Нужна ли психология в статистике? · Вариант, альтернативный проверке гипотез: собрать побольше данных и проанализировать · Потенциальные проблемы: o Как именно анализировать данные? o Что означает то, что получилось в результате анализа?
Статистическая гипотеза · Статистическая оценка экспериментального эффекта заключается в установлении сходства/различия между значениями ЗП при разных уровнях НП · H0: значимых различий нет · H1: значимые различия есть
Уровень значимости и статистическая мощность · Ошибка 1 рода – вероятность принять H1, когда верна H0 → уровень значимости (α) · Ошибка 2 рода – вероятность принять H0, когда верна H1.
· Статистическая мощность (1 – β) – вероятность, с которой критерий отклоняет H0, когда в действительности верна H1 (вероятность не совершить ошибку 2 рода)
От чего зависит уровень значимости? · От величины различий: чем больше разница между условиями, тем меньше значение p-value · От изменчивости признака: чем менее изменчивым является признак, тем меньше значение p-value
Уровень значимости, значение критерия и число степеней свободы · Эмпирическое значение критерия – вычисленное по формуле отличие одного ряда данных от другого · Число степеней свободы (df) – количество возможных направлений изменчивости признака (зависит от объёма выборки и количества условий). · Для расчёта p-value необходимы значение критерия и число степеней свободы.
Откуда правило p < 0.05? · Конвенционально принятое определение значимых различий как таких, когда вероятность «ошибиться» (совершить ошибку 1 рода) – 5%. · Зависит от области исследования
Размер эффекта · Размер эффекта – показатель величины обнаруживаемых различий · Пример: d Коэна
Виды методов статистической обработки · Параметрические (методы сравнения средних) – основаны на анализе параметров распределения (среднего и дисперсии). Обычно требуют высокого уровня измерений (не ниже интервальной шкалы) и нормальности распределений ЗП. · Непараметрические – основаны на оценке других дескриптивных статистик (обычно медиан) распределений. Не требуют выполнения допущений параметрических методов. · Для независимых выборок – случаев, когда разные объекты принадлежат разным уровням НП, т.е. для межгрупповых экспериментов. Например, интенсивность реакции гнева у мужчин и женщин. · Для связанных выборок – случаев, когда разные уровни НП исследуются на одних и тех же объектах, т.е. для внутригрупповых экспериментов. Например, скорость поиска красных и зелёных треугольников · Для двух выборок – для экспериментов с двумя (экспериментальным и контрольным) условиями · Для K выборок – для многоуровневых экспериментов
· Эксперименты с 1 двухуровневой НП o Всё очень просто: различия между условиями либо есть, либо их нет · Многоуровневые эксперименты o Недостаточно просто вывода о влиянии НП на показатели ЗП o Важно соотнести условия между собой
Уровень значимости и число проверяемых гипотез · Чем больше гипотез проверяется, тем больше вероятность получить значимый результат число случайно. · Выход – применение поправок на множественные сравнения. · Например, поправка Бонфферрони – полученый p-value умножается на число проверяемых гипотез (на самом деле, сравнивается с скорректированным α – делённым на количество гипотез)
Факторные эксперименты · Графическое представление результатов: o НП1 (сила удара током) – по оси ОХ o НП2 (сложность задачи) – разные линии · Как правило, факторные эксперименты анализируются с помощью метода ANOVA o Требования: § Нормальность распределения (однако, не всегда соблюдается) § Для межгрупповых планов: равенство дисперсий сравниваемых выборок – М-тест Бокса § Для внутригрупповых планов: сферичность данных – тест сферичности Маучли (возможно применение поправок)
Основной эффект и взаимодействие факторов · Основной эффект – влияние каждого из факторов (НП) по отдельности · Межфакторное взаимодействие (МФЗ) – зависимость влияния одних факторов от уровней других факторов · Взаимодействие 1 порядка: A×B, B×C · Взаимодействие 2 порядка: A×B×C · Первое правило факторных экспериментов: не планировать трёхфакторных экспериментов
Взаимодействия на котиках · Было 40 кошек, которые распределили в 4 группы (по 10 в каждой) · НП 1: молоко (+ / -) · НП 2: гулять на травке (+ / -) · ЗП: время прохождения лабиринта · Нулевое взаимодействие · Пересекающееся взаимодействие
· Расходящееся взаимодействие
· Сходящееся взаимодействие
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.009 с.) |