Аргументов должно быть больше трех 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аргументов должно быть больше трех



Подготовка

Перед консультацией надо просмотреть вопросы и понять: это я прочитаю здесь, это найду в этом учебнике, это в лекции, это в Интернете. А это я не знаю где брать! С этими вопросами и идти на консультацию.

Обычно расспрашивают старшекурсников: что спрашивает, что нет, любимый вопрос, на чем заваливаются, ловит ли со шпорами, жалеет ли беременных и работающих, спрашивает по лекциям или по учебнику, по какому…

Билеты делятся на все дни. В идеале – последние полдня на повторение. Лучше 1 раз повторить, чем 2 раза перечитать.

Метод «пилы».

 

Гораздо надежнее использовать метод «3-4-5». Отведенное до экзамена время поделите на 3 части: в первую треть вы учите минимальный объем материала, так сказать, на «троечку», во вторую - читаем дополнительные источники, это уже знания на «4» и в третью - глубокое изучение темы, это твердая «пятерка».

 

Можно сделать шпору из того, что вы не способны выучить. Т. е. учили-учили и не смогли. там может быть пара дат или 1 определение, пара формул, но не больше!

 

Разделение труда – каждый в группе полностью готовит развернутый ответ на 1 вопрос. Потом это все собирают и кидают на флешки. + если все ответственные и вы доверяете одногруппникам. Или это можно купить у своих же отличников.

 

Полюбите предмет, тему, вопрос.

 

Метод Цицерона


Удивительно простой и эффективный метод. Суть его состоит в том, что запоминаемые блоки информации надо мысленно расставить в хорошо знакомой комнате в строгом порядке. Считается, что так поступал Цицерон, когда готовился к своим выступлениям – он прогуливался по своему дому и мысленно расставлял в нем ключевые моменты своего выступления.


Последовательность:

  1. Выберите информационный блок, который вам нужно запомнить, например, какой-то исторический период. Разбейте его на 10 частей и каждой части придумайте образ.
  2. Войдите в свою комнату и выберите в ней 10 постоянных предметов (например, дверь, гардероб, ноутбук, кресло и т. п.).
  3. Определите и запомните последовательность предметов – это маршрут, по которому вы будете перемещаться.
  4. Подойдите к первому месту вашего маршрута и мысленно соедините с ним первый образ из тех, что вам нужно запомнить. Перейдите ко второму предмету в комнате и присоедините к нему второй образ. Следуйте по маршруту, пока не придете к конечной точке.
  5. Теперь в вашей комнате есть 10 мест, к которым привязаны определенные образы. Когда вам понадобится вспомнить их последовательность, достаточно будет мысленно прогуляться по маршруту комнаты.

 

Пример

Вам нужно запомнить первых 10 царей династии Романовых. Войдите в свою комнату. Первый царь – Михаил Федорович, остался в истории как легко поддающийся влиянию своего окружения монарх. Соедините образ царя с первым предметом вашего маршрута в комнате – дверью. Что значит соедините? В образе царя может быть кто-то из ваших знакомых с именем Михаил: представьте, что вы подвешиваете его на ручку двери, дверь открывается и закрывается без его ведома – это влияние окружения. Следующий царь – Алексей Михайлович, при нем крестьяне были прикреплены к своим местам жительства. Вы идете от двери к гардеробу и представляете себе вашего знакомого Алексея в образе царя, который загоняет в гардероб крестьян. Перемещаетесь к третьему предмету в комнате, соединяете с ним очередного царя и так далее.

 

 

Записывайте в одно место самые важные даты, имена, формулы, определения – чтобы удобно было просмотреть в автобусе, в коридоре перед экзаменом.

 

 

Прочтите один раз десять фамилий. Плевако, Кони, Аврелий, Левитин, Засурский, Козлов, Белкин, Касперский, Перевалова, Фрейд.

Оторвитесь от текста на пять минут. И попробуйте в том же порядке записать эти фамилии. Сколько фамилий вы вспоминали?

Одна фамилия — это десять процентов.

Вспомнили все десять фамилий — у вас отличная память. (Не забудьте: фамилии нужно записать в том же порядке; если порядок нарушен, то за каждую неточность — минус три процента).

Итак, какой у вас результат? Наверное, у большинства он окажется не более 70%.

А теперь продолжите чтение.

Думаю, вспоминать, как, впрочем, и запоминать, вы не будете механически. За каждой фамилией — конкретное лицо, что‑то с этим человеком связано, и, сознательно или подсознательно, вы обязательно отметите для себя, с чем ассоциируются фамилии.

Плевако — известный юрист России.

Кони — талантливый юрист, автор ряда великолепных речей, которые много раз издавались.

Аврелий — кто‑то вспомнит, что он римский император, а кто‑то нет, хотя и учил в школе историю Рима.

Левитин. Здесь сложнее. Многие москвичи вспомнят: так это же главный режиссер театра «Эрмитаж»!

А как можно запомнить фамилию? Разделите ее: лев и тин. Кто такой лев, знают все. А вот зачем нечто китайское (или английское) — и тин? Да для того, чтобы легче запомнить.

А может быть, так: Лев — витин, а вита — это жизнь. Или: Лев любит Виту, и все его зовут Витин.

Можете использовать мнемотехнику. Как вам легче, так и запоминайте.

Возможно, кому‑то фамилию Левитин легче запомнить как Левитан, то есть вместо и нужно произнести а. А кто такой Левитан, знают все, только одни вспомнят диктора радио, а другие — крупнейшего художника России. Не забудьте только потом поменять буковку а на и.

Засурский. Фамилию запомнить сложно. Она хорошо известна журналистам: Засурский — декан факультета журналистики МГУ, прекрасный переводчик и знаток английского языка, обладатель уникальной памяти; один раз увидит студента — и запоминает его на всю жизнь. Помнит фамилию, имя, как учился, как сдавал вступительные экзамены, где живет, где публикуется. Засурский — фамилия редкая. Откуда произошла? Его дед жил за рекой Сурой. За Сурой — Засурский. Не правда ли, зная об этом, запомнить фамилию легче?

Козлов. Николай Козлов — известный психотерапевт и писатель. Автор десятка книг по психологии. Фамилия на слуху. Человек знаменитый. Запоминается легко.

Белкин. Известнейший психиатр мира. Председатель Общества психоаналитиков России. С чем ассоциируется его фамилия — с белкой или с «Повестями Белкина»? Вспомните Александра Сергеевича Пушкина.

Касперский. Одни тут же вспомнят борьбу с компьютерными вирусами, у других возникнет прямая ассоциация с героем диснеевского мультика — Каспером. Кстати, Евгения Касперского дома так и зовут — Каспером.

Перевалова. Талантливая журналистка. Печатается во многих газетах и журналах. Перевалова — перевал. Для других проще запомнить фамилию как Пер‑ева‑лов‑а. Кто и куда пер еву, где там был лов и почему а? Странно, а фамилия сразу запоминается.

И, наконец, Фрейд. Знаменитый Фрейд, живший в бедности, вечно вынужденный доказывать всем свое право на исследования. Можно разбить фамилию и сказать ф (эф или фи, как вам удобнее) рейд — и фамилия просто впечатается в вашу память.

Чтобы быстрее запомнить порядок фамилий, попробуйте сочинить рассказ, используя фамилии как главные слова, основные, опорные. Сильно плевался ПЛЕВАКО, восседая на коне и направляясь к коллеге КОНИ, чтобы выяснить, прав или не прав АВРЕЛИЙ, римский император, о котором режиссер ЛЕВИТИН поставил спектакль, пьесу ему написал ЗАСУРСКИЙ, используя советы психолога КОЗЛОВА, а консультантом у него оказался БЕЛКИН, главную роль здорово играет КАСПЕРСКИЙ — но все они боялись, какую рецензию напишет критик ПЕРЕВАЛОВА, разгромившая в знаменитом театре спектакль " ФРЕЙД ".

Согласитесь, что подобный рассказ поможет легче запомнить порядок фамилий. За каждой фамилией — действие. Все фамилии связаны сюжетом. Не просто набор фамилий, а своя драматургия, свое взаимодействие.

Конечно, ваш рассказ будет другим. Он может быть ироничным, серьезным, фантастичным — это как вам удобнее.

В любом случае, сочиняя рассказ, вы не только тренируете память, но и развиваете фантазию, логику, наблюдательность, ассоциативное мышление, находите сцепки одного с другим. Вы учитесь лихо закручивать фразы

Цепочка: экскаватор – ананас – электричка – бегемот – дверь – штора – челюсть – Киркоров – таракан – учебник – тост

 

Пары: дорога – цыпленок, чашка – трава, книга – чай, стул – глаз, окно – собака, елка – сумка, телефон – колбаса, теория – носок, гроб - экономика

 

Дорога. Приметы

Утром поешьте хорошо. Возьмите яблоко или шоколадку, маленький пакетик сока. Не воняйте и не курите!

Возьмите таблетку от головы (или от желудка, если актуально). Не экспериментируйте с успокоительным, если не пробовали.

Если по-настоящему плохо – бегом за справкой.

Оставьте себе огромный запас времени на дорогу, чтобы не волноваться (потом поймете, можно ли опоздать на час. Но могут быть и неожиданности: препод просто собрал зачетки, ВСЕ решили опоздать на час).

 

Перечислите приметы, которые знаете:

 

  1. Не мыться, не стричься.
  2. Счастливый костюм.
  3. Пятак
  4. Халява, приди!
  5. Ругать сдающего

Лучше не следить за всеми приметами. У вас уже есть 1-2 ваши приметы. Хватит!

 

Нашла на симоронском форуме интересную песенку, которую нужно спеть, чтобы сдать экзамен
Хорошо сдает зачеты Винни-Пух!
Оттого, что Пятачок его отличный друх!
И не важно, как он учит,
Все равно зачет получит!
А ведь он зачет получит,
(Если, конечно, подкрепиться!) – скороговорка
Да!

Если я чешу в затылке –
Не беда!
В голове моей – опилки!
Да, да, да!
Но, хотя там и опилки,
Но все преподы-училки
Одобряют мой ответ всегда!
Да!


Завтра буду его петь и притоптывать, как Винни

 

 

На экзамене

Стереотип: первыми идут отличники, но им никто не мешает готовиться. Последний – двоечник +утомление. Вывод: идти надо в середине.

Последним можно идти, если иначе вообще никак (тет-а-тет). Вдруг вам удастся соблазнить или разжалобить преподавателя. Хотя скорее всего утомить из серии «Это не он сдал, а я сдался!»

 

В билете могут быть опечатки! Поэтому надо знать, как выглядят билеты. Уточнить у препода, какие именно билеты должны быть. (Хтонические кони Олимпийских богов).

 

При подготовке начните с вопроса, который знаете лучше всего, слушайте других отвечающих.

 

 

Экспресс-помощь

Подходит ваша очередь отвечать? За 5 мин до выхода к столу экзаменатора выполните ряд упражнений – они помогут вам успокоиться и сконцентрироваться.

· Потрите руки, глубоко вздохните – это расслабляет плечи, шею, все мышцы, связанные с голосом. Расслабьте мышцы лица. Если есть возможность – пройдитесь, ходьба успокаивает, т.к. усиливает кровообращение. Учтите, одежда у горла и в талии не должна быть тесной, чтобы можно было свободно дышать.

· Прежде чем начать говорить, скажите про себя «два». В этом односложном слове есть гласная, произнося которую вы расслабляете горло. Между верхними и нижними зубами образуется промежуток, так вы добьетесь четкой и правильной артикуляции.

· Выпрямите спину и шею, разверните плечи, поднимите голову, чтобы подбородок принял горизонтальное положение. Сидя, сохраняйте прямую осанку. Сведите лишние движения к минимуму – они отвлекают не только вас, но и экзаменатора

·

УПРАЖНЕНИЯ НА РАССЛАБЛЕНИЕ

 

  1. Вдохните и затем напрягите мускулы шеи и плеч так сильно, как только сможете. Поднимите плечи к самым ушам и напрягите их изо всех сил. Расслабьтесь, выдохните, опустите плечи и расслабьтесь полностью. Повторяйте упражнение, сколько вам захочется.
  2. Скорчите самую невообразимую гримасу. Сосредоточьтесь на том, чтобы до предела перекосить рот, растянуть нос, глаза и все лицо. Затемрастяните лицо так широко, как сможете: до предела раскройте рот, глаза, раздуйте ноздри. Расслабьтесь.

Если пересохло во рту – поставьте неподалеку стакан воды.

 

Никогда не показывайте волнения. Не теребите никакие предметы. Не чешитесь. Не щелкайте авторучкой. Всегда улыбайтесь.

 

·

 

 

План

Начало надо продумать

- излишняя самоуверенность (вообще физика - скучноватый предмет, в этом вопросе я не согласен с…)

- излишняя неуверенность (можно я начну со 2 вопроса?)

 

Главное, не молчите! Старайтесь говорить ровно, без длинных пауз. Молчание часто расценивается как незнание и порождает массу дополнительных вопросов. Начинайте с того, в чем вы уверены на 100%, первые правильные фразы наверняка «усыпят» бдительность экзаменатора

 

Знай и люби своего экзаменатора!

 

 

Типы речи (помним из школы): повествование, описание, рассуждение.

Виды доказательств:

цифры и факты, статистика

случай из жизни

доказательство от противного

ссылка на авторитет

 

Типы ответов

кавалерийская атака – нарастание потока информации – препод прервет

свободный полет – откладываете листок с ответом и демонстрируете уверенное владение темой

Доклад –

Закон контраста: если перед вами человек получил двойку, продемонстрируйте другой стиль ответа.

 

Идеальный стиль в Ералаше «Одуванчик полевой! Лекарственный». Т. е. в идеале надо учить, рассказывать, объяснять, а не оправдываться. Темп речи подстраивать под личные особенности (кому-то замедлять, ком-то убыстрять).

 

Создайте ощущение ясности (особенно если вы запутались) уверенным тоном, короткими фразами, риторическими вопросами, логическими мостиками: «Из этого следует».

 

Смело пользуйтесь «принципом зеркала»: всей душой полюбите преподавателя (но не заискивайте), и он непременно ответит взаимностью

 

 

Улыбайтесь! Прежде всего вы себе поднимаете настроение.

 

Для плана вспоминайте все, что помните на эту тему: фильмы Дискавери, книги, случаи из жизни, аналогии из других наук (фольклор и античная литература), нетривиальные примеры (межвидовая борьба отлично иллюстрируется борьбой с сорняками).

 

 Ошибка 1. «Не знаю, не помню, не люблю…»

Никогда не начинайте свой ответ с отрицания. Даже если вам достался не самый удачный билет, нужно постараться вытянуть максимум из того, что есть, а не каяться в том, что «прогуливали Бунина». Заявление «я плохо знаком с творчеством этого писателя», сразу же настроит комиссию на отрицательный лад. Очень часто абитуриенты сами себя «топят», начиная свою речь с негатива.

На экзаменах действуют примерно такие же законы, что и в рекламе: не использовать частицу «НЕ», не указывать на недостатки товара (в данном случае – ваших знаний) и всегда представлять «продукт» в самом выгодном свете. Начинать надо с того, что знаете лучше. Вдруг до слабых мест дело не дойдет?..

Негативно действует на преподавателей и фраза «Я вообще-то не люблю это произведение». Приемную комиссию интересуют не ваши личные предпочтения, а объективное знание предмета. Кроме того, преподаватели уверены, что вы еще «не доросли» до того, чтобы ругать кого-то из маститых критиков или давать свою «независимую» оценку творческому пути Толстого.

Бывают случаи, когда, уже получив положительную отметку, абитуриент вдруг сознается: «Вообще-то я этого Платонова не читал, мне приятель хорошо пересказал текст». Не стоит сомневаться – подобное заявление будет воспринято как издевка, насмешка над приемной комиссией, и незадачливый «правдолюбец» получит прекрасный шанс попробовать свои силы на следующий год. Вывод: если решили строить «хорошую мину при плохой игре», играйте до конца, – запоздалое «раскаяние» в этой ситуации крайне неуместно.

Ошибка 2. Уходите от ответа

Зачастую абитуриент неверно понимает суть вопроса и заменяет конкретную тему ответом на смежный вопрос. Иногда это делается сознательно – постепенно переходит от «трудного» вопроса к хорошо знакомой теме. Опытные преподаватели сразу замечают такую уловку. Ошибкой является и размывание границ вопроса, когда, к примеру, вместо анализа особенностей сюжета и композиции произведения или характера героя абитуриент начинает рассказывать о произведении в целом или (что еще хуже) просто пересказывает сюжет.

С другой стороны, при раскрытии темы можно сознательно сузить вопрос, предварительно оговорив такое построение ответа. Скажем, в вопросе «Нравственные искания героев романа «Война и мир» можно выделить линию князя Андрея Болконского, кратко обозначив (в конспекте и в начале устного ответа) суть исканий других героев произведения.

Ошибка 4. Уходите в себя

Каждый абитуриент на экзамене волнуется. Некоторые от переживаний вовсе забывают, что говорить, другие начинают «тараторить». И то, и другое ошибка. Внимательный абитуриент всегда заметит мимику, жесты преподавателя – здесь он кивнул, словно соглашаясь, а здесь – нахмурил брови, покачал головой… «Отрицательная» мимика может означать, что абитуриент выбрал неверный путь аргументации, неправильно понял тему и т.п. (впрочем, у преподавателя может просто болеть зуб). В любом случае, наблюдая за реакцией преподавателей, можно сориентироваться на месте, скорректировать свой ответ, попытавшись «поймать» верную ниточку рассказа.

Во время экзамена преподаватели стараются соблюдать нейтралитет и не проявлять эмоции. Попытайтесь внимательно отнестись к наводящим вопросам и «намекам». Вопрос «Вы уверены в правильности цитаты?» можно считать прямым указанием на ошибку или, по крайней мере, неточность – постарайтесь исправиться. Однажды абитуриент «процитировал» начало поэмы «Двенадцать»: «Ночь. Улица. Фонарь. Собака…», а после того, как удивленный преподаватель попытался его поправить, начал громко доказывать свою «правоту»: «Это Блок! Я это точно знаю!»..

Ошибка 5. Спорите

Бывают случаи, когда преподаватель прерывает абитуриента, начиная поправлять или дополнять его ответ. Внимание! Не вступайте в спор! Комментарии профессора – прекрасная помощь для успешной сдачи материала, и принимать ее надо с уважением и благодарностью. Если преподаватель высказал свою точку зрения, вам остается только перефразировать ее своими словами. Плюрализм мнений – вещь, конечно, хорошая, однако на экзамене в первую очередь требуется продемонстрировать знания, а не оригинальность мышления. Если все же решаетесь высказать свою точку зрения, делать это надо корректно и аргументированно, чтобы не обидеть преподавателя и не прослыть неумным выскочкой. Ваше мнение прозвучит убедительно, если оно будет подкреплено ссылками и цитатами. Высказывание «Я так думаю, потому что я так думаю…», вряд ли добавит вам веса в глазах преподавателей.

Борьба с экзаменатором

Экзаменатор - это, с одной стороны, собеседник, который по тем или иным причинам занимает позицию вопрошающего и ждущего от вас совершенно определенных ответов на поставленные вопросы, а с другой - человек с человеческим вниманием, человеческой ненаблюдательностью, человеческой эрудицией, человеческим темпераментом, человеческим самолюбием и прочими чисто человеческими "точками давления".

Борьба с экзаменатором не есть преследование цели его уничтожения (морального или физического). Эта борьба направлена на смещение экзаменатора с занятой им формальной позиции в беседе и убеждении его в вашей высокой состоятельности в качестве собеседника на профессиональные темы. В случае достижения этой цели, даже если экзаменатор будет продолжать сомневаться в вашей подготовленности, он не сможет поставить вам низкую оценку. Достижение поставленной цели возможно благодаря вашим собственным навыкам человеческого общения. Однако для экзамена существует ряд специальных ПРАВИЛ, которых обязательно следует придерживаться.

ПРАВИЛО ПЕРВОЕ: НЕ МОЛЧАТЬ. Что бы вам ни сказали, о чем бы вас ни спросили, вашей немедленной реакцией должна быть какая-то речь. Вы не должны оставлять места для пауз и говорить, во что бы то ни стало. Молчание, даже если оно глубокомысленное, многозначительно или символично, всегда расценивается экзаменатором как признак незнания и используется против вас. Напротив, говорение, каким бы пустым оно ни было, всегда будет свидетельствовать если не о специальных знаниях, то об общей культуре. А это в большинстве случаев цениться, и может повлиять на оценку.

ПРАВИЛО ВТОРОЕ: ГОВОРИТЬ КАК МОЖНО БЫСТРЕЕ. Чем быстрее вы говорите, тем труднее экзаменатору понять вас. Кроме того, быстрота косвенно свидетельствует об уверенности ответа. Если экзаменатор одергивает вас, требуя говорить медленнее, вы можете сказать, что это ваша естественная речь, и что медленнее вам будет говорить трудно и непривычно.

ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ: ГОВОРИТЬ КАК МОЖНО НЕПОНЯТНЕЕ. Употребление сложных, многоосновных и иностранных слов не только запутывает мысль, но и пугает экзаменатора, который далеко не всегда понимает значение таких слов, как, например, "аберрация" или "тактильность", но никогда в этом не признается. Кроме того, употребление таких слов придает вашей речи небывалую солидность.

ПРАВИЛО ЧЕТВЕРТОЕ: ГОВОРИТЬ КАК МОЖНО МНОГОЗНАЧИТЕЛЬНЕЕ. Многозначительность касается как тона вашей речи, так и ее реального смысла. Многозначительность тона располагает слушателя к совместному постижению неких загадок, к беседе на равных о таких проблемах, которые, в принципе, одинаково недоступны как школьнику, так и академику и в незнании которых никому не стыдно признаться. Многозначительность смысла является важнейшим условием для успеха любого ответа, поскольку позволяет вывернуться из любой критической ситуации. К таковым следует в первую очередь отнести разоблачение вашего ответа как неправильного.

Многосмысленность вашего ответа всегда позволяет вывернуть его наизнанку. В случае разоблачения вы необходимо уточнить, что конкретно имеет в виду экзаменатор (чтобы он выразил одну и ту же мысль двумя способами), а затем объявить, что именно это вы и имели в виду, когда отвечали. При этом вы также можете уточнить свою мысль, вывернув наизнанку все ранее вами сказанное.

ПРАВИЛО ПЯТОЕ: ГОВОРИТЬ КАК МОЖНО БОЛЕЕ СПОРНО. И этим всеми силами старайтесь свести экзамен к дискуссии на сомнительные темы. Одна из главных ваших задач на экзамене - преодолеть ситуацию формальной экзаменационности, когда экзаменатор должен спрашивать, а студент - отвечать, и выйти на оперативный простор свободной беседы, когда собеседники находятся в одинаковом положении. Не бойтесь на экзамене спорить! Напротив, если речь не идет о совершенно специфических знаниях, где вы явно можете попасть впросак, спорить полезно. Это создает атмосферу равноправия, а равному себе не так просто поставить неудовлетворительную оценку.

ПРАВИЛО ШЕСТОЕ: ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЛЮБУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ, ЧТОБЫ РАССЕЯТЬ ВНИМАНИЕ ЭКЗАМЕНАТОРА. Когда экзаменатор полностью сосредоточен на вашем ответе, это может привести к неприятным последствиям. Напротив, его рассеянность позволит вам выдать выдать за "чистую монету" очень многое. Добиться этого можно не только благодаря характеру вашего ответа, но и посредством различных побочных обстоятельств. Например, можно вертеть в руках ручку, шелестеть листами бумаги и т.п. при умении можно даже вогнать преподавателя в глубокий транс.

ПРАВИЛО ВОСЬМОЕ: ПРОЯВЛЯЙТЕ МАКСИМУМ ТЕМПЕРАМЕНТА. Это не только говорит о вашей уверенности, но попросту подавляет экзаменатора. Очень трудно противостоять живому напору. Одна студентка давала экзамен по философии, ничего не зная по предмету. Однако по ходу экзамена она, проявляя весь свой темперамент, на глазах увеличивалась в размерах, нависая над экзаменатором, тогда как последний непрерывно уменьшался, потихоньку сползая под стол. В итоге он был вынужден признать, что никогда еще не встречался с таким энтузиазмом и что эта девочка наверняка очень любит философию, поставив ей, пять баллов.

ПРАВИЛО ДЕВЯТОЕ: БУДЬТЕ ГОТОВЫ ВСПОМНИТЬ ТО, ЧЕГО ВЫ НИКОГДА НЕ ЗНАЛИ. Вы не должны допускать, чтобы вас поставили в безвыходную ситуацию и требовали, например, просто и без лишних слов что-нибудь перечислить. Однако если такое все-таки произошло, вы должны решить предложенную вам загадку, полагаясь исключительно на собственную интуицию. Люди, которые доверяли себе и ни боялись решать такие задачи, совершали на экзаменах настоящие чудеса: их спрашивали, что такое "аргумент пари" у Паскаля, – и они выдумывали его; их спрашивали, какие виды отчуждения у Маркса - и они угадывали их и т.п.

.

 

Конец

Должен быть. В идеале вас остановят, но если этого не произошло, лучше продумать, чем закончить. В конце концов резюмируйте уже сказанное.

 

 «И это всё о нем…»

Случается, что абитуриент заканчивает свой ответ словами «Это всё, что можно сказать об этом писателе (романе и т.д.)». Подобное утверждение может навлечь на «знатока» лавину преподавательского гнева: ученые, которые входят в приемную комиссию, посвящают годы изучению творчества Пушкина, Лермонтова, Гоголя…, а Петя Иванов рассказал о нем все за 10 минут?! Вывод: не надо спешить ставить точку в ответе. Наоборот, надо подчеркнуть, что это лишь малая толика того, что можно было бы сказать по данному вопросу.

 

Вопросы и замечания

Иногда провокация: «Земля имеет форму чемодана?» А вы точно не знаете… Ответ: «Какой чемодан имеете вы в виду? Вы говорите о форме или размерах?»

 

+ перефразирование

Вы ошиблись                      Да, я перепутал

Вы не знаете                       Да, я не мог вспомнить

Здесь вы не правы             Да, я не учел этого

Вы забыли сказать             Да, я не уделил этому внимания

 

«оговорка»

Нет! Я сказал 4!

Дельфины – это рыбы? – Нет, конечно, но они живут в воде и некоторые считают их рыбами.

 

Не торопитесь сказать «Не знаю». Не помните год основания Москвы 1147 или 1148? скажите в 12 веке.

 

ПРАВИЛО СЕДЬМОЕ: НИКОГДА НЕ СОГЛАШАЙТЕСЬ С КРИТИКОЙ В ВАШ АДРЕС. Все, что кем-либо сказано в ваш адрес на экзамене хотя бы просто в критическом тоне (даже если оно кажется вам справедливым), должно немедленно привлечь ваше внимание и получить самый решительный отпор. Вы должны громогласно опровергнуть любую критику в ваш адрес, ничего не пропуская мимо ушей. Любые аргументы, высказанные в вашу защиту, будут иметь хоть какой-то вес, а также займут время экзамена и внимание экзаменатора. Кроме того, он уже не будет позволять себе запросто критиковать вас, зная, что вы будете неминуемо и напористо противостоять ему в любом вопросе. Отсутствие же эффективной критики является верным залогом высокой оценки, так как если экзаменатор не смог доказать вашу несостоятельность, то у него нет конвенциональных оснований низко вас оценивать.

 

Тот, кто в совершенстве овладел этим искусством, как бы анекдотично это не звучало, способен сдавать китаеведу китайский язык, не зная его. А любой вопрос на китайском он будет отвечать звукоподражанием этому языку, которое экзаменатор, естественно, не поймет. Тогда экзаменатор будет вынужден перейти на русский язык и спросить у студента, на каком языке тот говорит. В ответ мастер скажет, что

а) у него дефект речи, не позволяющий ему достаточно членораздельно произносить китайские фразы,

б) что он говорит на особо редком диалекте, который он изучил в детстве, когда жил с бабушкой в Биробиджане

 

Оценка

Закон общего количества оценок = «пятерки кончились»

 

Закон предыдущей оценки в зачетке (два года ты работаешь на зачетку, три – зачетка работает на тебя).

 

На вопрос «Что ставить будем?» нельзя называть цифру. Лучше показать мимикой, что нужна более высокая оценка,и лучше смотрть преподу в глаза и улыбаться (вы же, мол, понимаете). Пантомима примерно такая: «Я очень волнуюсь, профессор. Мне очень нужна четверка, но я стараюсь держать себя в руках и приму любую оценку, но все же мне нужна четверка!»

 

Иногда можно попросить: «Это у меня первая сессия, я волнуюсь, может, вы меня еще спросите?»

ПРАВИЛО ДЕСЯТОЕ: ДЕЛАЙТЕ ВСЕ, ЧТОБЫ ЭКЗАМЕНАТОР НЕ ЗАПИСАЛ В ВЕДОМОСТЬ ОЦЕНКУ, КОТОРАЯ ВАС НЕ УСТРАИВАЕТ. Истинный мастер Чистого пути способен удерживать висящую над ведомостью ручку экзаменатора сколь угодно долгое время. Если уже вы допустили такую ситуацию, требуйте у него дополнительных вопросов, упрекайте его в несправедливости, ссылайтесь на посторонние помехи в сдаче экзамена, говорите и делайте что угодно (можете даже закатить истерику), но не давайте придать низкой оценке ваших ответов характер официального документа

 

Перечисленные ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ составляют искусство сдачи экзаменов, или искусство Чистого пути.

.

Подготовка

Перед консультацией надо просмотреть вопросы и понять: это я прочитаю здесь, это найду в этом учебнике, это в лекции, это в Интернете. А это я не знаю где брать! С этими вопросами и идти на консультацию.

Обычно расспрашивают старшекурсников: что спрашивает, что нет, любимый вопрос, на чем заваливаются, ловит ли со шпорами, жалеет ли беременных и работающих, спрашивает по лекциям или по учебнику, по какому…

Билеты делятся на все дни. В идеале – последние полдня на повторение. Лучше 1 раз повторить, чем 2 раза перечитать.

Метод «пилы».

 

Гораздо надежнее использовать метод «3-4-5». Отведенное до экзамена время поделите на 3 части: в первую треть вы учите минимальный объем материала, так сказать, на «троечку», во вторую - читаем дополнительные источники, это уже знания на «4» и в третью - глубокое изучение темы, это твердая «пятерка».

 

Можно сделать шпору из того, что вы не способны выучить. Т. е. учили-учили и не смогли. там может быть пара дат или 1 определение, пара формул, но не больше!

 

Разделение труда – каждый в группе полностью готовит развернутый ответ на 1 вопрос. Потом это все собирают и кидают на флешки. + если все ответственные и вы доверяете одногруппникам. Или это можно купить у своих же отличников.

 

Полюбите предмет, тему, вопрос.

 

Метод Цицерона


Удивительно простой и эффективный метод. Суть его состоит в том, что запоминаемые блоки информации надо мысленно расставить в хорошо знакомой комнате в строгом порядке. Считается, что так поступал Цицерон, когда готовился к своим выступлениям – он прогуливался по своему дому и мысленно расставлял в нем ключевые моменты своего выступления.


Последовательность:

  1. Выберите информационный блок, который вам нужно запомнить, например, какой-то исторический период. Разбейте его на 10 частей и каждой части придумайте образ.
  2. Войдите в свою комнату и выберите в ней 10 постоянных предметов (например, дверь, гардероб, ноутбук, кресло и т. п.).
  3. Определите и запомните последовательность предметов – это маршрут, по которому вы будете перемещаться.
  4. Подойдите к первому месту вашего маршрута и мысленно соедините с ним первый образ из тех, что вам нужно запомнить. Перейдите ко второму предмету в комнате и присоедините к нему второй образ. Следуйте по маршруту, пока не придете к конечной точке.
  5. Теперь в вашей комнате есть 10 мест, к которым привязаны определенные образы. Когда вам понадобится вспомнить их последовательность, достаточно будет мысленно прогуляться по маршруту комнаты.

 

Пример

Вам нужно запомнить первых 10 царей династии Романовых. Войдите в свою комнату. Первый царь – Михаил Федорович, остался в истории как легко поддающийся влиянию своего окружения монарх. Соедините образ царя с первым предметом вашего маршрута в комнате – дверью. Что значит соедините? В образе царя может быть кто-то из ваших знакомых с именем Михаил: представьте, что вы подвешиваете его на ручку двери, дверь открывается и закрывается без его ведома – это влияние окружения. Следующий царь – Алексей Михайлович, при нем крестьяне были прикреплены к своим местам жительства. Вы идете от двери к гардеробу и представляете себе вашего знакомого Алексея в образе царя, который загоняет в гардероб крестьян. Перемещаетесь к третьему предмету в комнате, соединяете с ним очередного царя и так далее.

 

 

Записывайте в одно место самые важные даты, имена, формулы, определения – чтобы удобно было просмотреть в автобусе, в коридоре перед экзаменом.

 

 

Прочтите один раз десять фамилий. Плевако, Кони, Аврелий, Левитин, Засурский, Козлов, Белкин, Касперский, Перевалова, Фрейд.

Оторвитесь от текста на пять минут. И попробуйте в том же порядке записать эти фамилии. Сколько фамилий вы вспоминали?

Одна фамилия — это десять процентов.

Вспомнили все десять фамилий — у вас отличная память. (Не забудьте: фамилии нужно записать в том же порядке; если порядок нарушен, то за каждую неточность — минус три процента).

Итак, какой у вас результат? Наверное, у большинства он окажется не более 70%.

А теперь продолжите чтение.

Думаю, вспоминать, как, впрочем, и запоминать, вы не будете механически. За каждой фамилией — конкретное лицо, что‑то с этим человеком связано, и, сознательно или подсознательно, вы обязательно отметите для себя, с чем ассоциируются фамилии.

Плевако — известный юрист России.

Кони — талантливый юрист, автор ряда великолепных речей, которые много раз издавались.

Аврелий — кто‑то вспомнит, что он римский император, а кто‑то нет, хотя и учил в школе историю Рима.

Левитин. Здесь сложнее. Многие москвичи вспомнят: так это же главный режиссер театра «Эрмитаж»!

А как можно запомнить фамилию? Разделите ее: лев и тин. Кто такой лев, знают все. А вот зачем нечто китайское (или английское) — и тин? Да для того, чтобы легче запомнить.

А может быть, так: Лев — витин, а вита — это жизнь. Или: Лев любит Виту, и все его зовут Витин.

Можете использовать мнемотехнику. Как вам легче, так и запоминайте.

Возможно, кому‑то фамилию Левитин легче запомнить как Левитан, то есть вместо и нужно произнести а. А кто такой Левитан, знают все, только одни вспомнят диктора радио, а другие — крупнейшего художника России. Не забудьте только потом поменять буковку а на и.

Засурский. Фамилию запомнить сложно. Она хорошо известна журналистам: Засурский — декан факультета журналистики МГУ, прекрасный переводчик и знаток английского языка, обладатель уникальной памяти; один раз увидит студента — и запоминает его на всю жизнь. Помнит фамилию, имя, как учился, как сдавал вступительные экзамены, где живет, где публикуется. Засурский — фамилия редкая. Откуда произошла? Его дед жил за рекой Сурой. За Сурой — Засурский. Не правда ли, зная об этом, запомнить фамилию легче?

Козлов. Николай Козлов — известный психотерапевт и писатель. Автор десятка книг по психологии. Фамилия на слуху. Человек знаменитый. Запоминается легко.

Белкин. Известнейший психиатр мира. Председатель Общества психоаналитиков России. С чем ассоциируется его фамилия — с белкой или с «Повестями Белкина»? Вспомните Александра Сергеевича Пушкина.

Касперский. Одни тут же вспомнят борьбу с компьютерными вирусами, у других возникнет прямая ассоциация с героем диснеевского мультика — Каспером. Кстати, Евгения Касперского дома так и зовут — Каспером.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.178 (0.169 с.)