Толкование профессора Александра Павловича Лопухина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Толкование профессора Александра Павловича Лопухина



Первая книга Маккавейская.

Толкование профессора Александра Павловича Лопухина

(10.10.1852- 22.08.1904 г.г.)

Глава 3

Описание мужества Иуды Маккавея (1Мак.3:1–9). Победа Иуды над Аполлонием и Сероном (1Мак.3:10–26). Приготовления Антиоха к уничтожению иудеев и ополчение последних и приготовление к новой битве (1Мак.3:27–60).

Мак.3:1–3. И восстал вместо него Иуда, называемый Маккавей, сын его. И помогали ему все братья его и все, которые были привержены к отцу его, и вели войну Израиля с радостью. Он распространил славу народа своего; он облекался бронею, как исполин, опоясывался воинскими доспехами своими и вел войну защищая ополчение мечом;

«Защищая ополчение мечом», т. е. личной отвагой и бдительностью, не прячась в крепости и окопы, но придавая своему лагерю постоянную подвижность и грозную внушительность.

Мак.3:4. он уподоблялся льву в делах своих и был как скимен, рыкающий на добычу;

«Лев» – в Ветхом Завете излюбленный образ для обозначения мужественного военного героя (Быт.49:9; Чис.23:24 и др.) – «Скимен» – молодой львенок, «рыкающий на добычу», т. е. при устремлении на добычу (Ам.3:4).

Мак.3:5–6. он преследовал беззаконных, отыскивая их, и возмущающих народ его сожигал. И смирились беззаконные из страха пред ним, и все делатели беззакония смутились пред ним, и благоуспешно было спасение рукою его.

«Благоуспешно было спасение рукою его», т. е. дело спасения народа от Сирийского рабства и мучительства быстро преуспевало благодаря такой ревности храбрости и искусству Иуды.

Мак.3:7. Он огорчил многих царей и возвеселил Иакова делами своими, и память его до века в благословении;

«Огорчил многих царей…» – поверг в горе, печаль, – «Возвеселил Иакова…» – риторическое обозначение народа Израильского.

Мак.3:8. прошел по городам Иудеи и истребил в ней нечестивых, и отвратил гнев от Израиля,

«Отвратил гнев…, т. е. Божий, от Израиля». – Время Маттафии было более временем скрытой борьбы против главного врага евреев – Сирии. Обладая сильною крепостью в Иерусалиме сирийцы все же имели все преимущества на своей стороне, и достаточно далеко зашли в своих успехах. Но сохранить положение дел на точке этой успешности было уже труднее, чем дойти до нее. Правда, чиновники царские обошли с поручением царским относительно введения идолослужения всю Иудейскую землю с успехом преследовали оставшихся верными Закону Моисееву, истребили целые отряды спасавшихся бегством в горы и пещеры, но при всем том, очевидно, они были не настолько сильны, чтобы воспрепятствовать и Маттафии также обойти с горстью сплотившихся около него храбрецов всю Иудею разрушать повсюду языческие алтари, обрезывать необрезанных, истреблять целыми массами отступников. Для воспрепятствования всему этому требовалось стянуть сюда сильные воинские отряды. Но пока это удалось сделать Маттафия умер, мирно погребенный сыновьями в гробнице отцов своих, и на его место заступил не менее энергичный и храбрый Иуда Маккавей, в самое короткое время успевший еще более сплотить и упрочить положение иудеев. Последние были достаточно готовы, когда сирийцы выступили против них сильным войском под предводительством Аполлония.

Мак.3:9–10. и сделался именитым до последних пределов земли, и собрал погибавших. Тогда Аполлоний собрал язычников и из Самарии многочисленное войско, чтобы воевать против Израиля.

«Аполлоний», начальник сирийского войска, не определяемый точнее в данном месте, вероятно, представляет одно лицо с упоминаемым в 1Мак.1:29 «начальником податей», который в параллельном месте 2Мак.5:24 носит это же имя. У Флавия он называется также вождем Самарии – της Σαμάρειας στρατηγός, хотя это наименование, быть может основано только на этом же стихе самим историком.

Мак.3:11–16. Иуда узнал о том и вышел к нему навстречу, и поразил, и убил его; и много пало пораженных, а остальные убежали. И взял Иуда добычу их, и взял меч Аполлония, и сражался им во все дни. И услышал Сирон, военачальник Сирии, что Иуда собрал вокруг себя людей и сонм верных, выступающих с ним на войну, и сказал: сделаю себе имя и прославлюсь в царстве, и сражусь с Иудою и с теми, которые вместе с ним и которые презирают слово царское. И решился он идти, и пошло с ним сильное полчище нечестивых помогать ему и сделать отмщение на сынах Израиля. Когда они приблизились к возвышенности Вефорона, Иуда вышел к ним навстречу с очень немногими,

«Вефорон» – разделялся узким, крутым ущельем на верхний и нижний Вефорон (Нав.16:3,5), причем имел спуск (καταβασις) и подъем (άνάβασις) – в местности, где ныне расположены две небольшие деревни – Beit-ur el Foka на вершине и Beit-ur el Tachta внизу долины, в расстоянии 100 стадий от Иерусалима, на пути в Никополис (Еммаус), Нав.10:10.

Мак.3:17–24. которые, когда увидели идущее навстречу им войско, сказали Иуде: как можем мы в таком малом числе сражаться против такого сильного множества? И мы же совсем ослабели, еще не евши ныне. Но Иуда сказал им: легко и многим попасть в руки немногих, и у Бога небесного нет различия, многими ли спасти или немногими; ибо не от множества войска бывает победа на войне, но с неба приходит сила. Они идут против нас во множестве надменности и нечестия, чтобы истребить нас и жен наших и детей наших, чтобы ограбить нас; а мы сражаемся за души наши и законы наши. Он Сам сокрушит их пред лицем нашим; вы же не страшитесь их. Перестав говорить, он внезапно бросился на них, и поражен был Сирон и войско его перед ним. И они преследовали его по спуску Вефорона до самой равнины; и пало из них до восьмисот мужей, прочие же убежали в землю Филистимскую.

«Преследовали… до самой равнины» – То πεδίον – равнина по морскому побережью, от Иоппии к югу (Втор.1:7) до земли Филистимской включительно (ή πεδινή, Нав.15:33 и д., или γή πεδινή – 40 ст. комментир. главы (1Мак.3:40), – известна и под собств. именем ή Σεφηλά).

Мак.3:25–28. И начал страх перед Иудою и братьями его и боязнь нападать на всех окрестных язычников. Дошло и до царя имя его, и все народы рассказывали о битвах Иуды. Когда же услышал эти речи царь Антиох, то воспылал гневом и, послав, собрал все силы царства своего, весьма сильное ополчение; и открыл казнохранилище свое, и выдал войскам своим годовое жалованье, и приказал им быть готовыми на всякую надобность.

Решив двинуть «все силы царства своего» на Иуду, Антиох прежде всего выдает «войскам своим годовое жалованье», которое, вероятно, уплачивалось до сего времени весьма неисправно, вследствие крайне расстроенных финансов страны; теперь же с напряжением всех последних сил он старается прежде всего удовлетворить войско жалованием, без чего нельзя было бы достаточно положиться на его верность и требовать от него старания и успехов. – «Быть готовыми на всякую надобность…» – справедливо некоторые усматривают здесь опасения Антиоха, что ему придется иметь дело с возмущениями и других подвластных ему народов, после столь удачного опыта иудеев.

Мак.3:29–31. Но увидел, что истощилось серебро в казнохранилищах, а подати страны скудны по причине волнения и разорения, которое он произвел в земле той, уничтожая законы, существовавшие от дней древних. И начал он опасаться, что у него недостанет, разве только на раз или два, на издержки и подарки, которые прежде раздавал щедрою рукою и превзошел в том прежних царей. Сильно озабоченный в душе своей, он решился идти в Персию и взять подати со стран и собрать побольше серебра.

«Решился идти в Персию…», точнее – здесь разумеется Персия в широком смысле слова, – собственно, Персида (1Мак.3:32), которую составляли Персия и Мидия вместе, и вообще Селевкидские провинции по ту сторону Евфрата (ср. 1Мак.6:56). – «Собрать побольше серебра…» – не просто через взыскание законных податей, но и путем контрибуций всякого рода вроде, напр., захвата сокровищ храмов (1Мак.6:1 и д.), продажи высших должностей, завоевания и разграбления еще не покоренных земель, как, напр., Армении, – по некоторым намекам у Аппиана и Диодора Сицил., – числившейся после поражения Антиоха III в 190 г. – в зависимости от Рима (Страбон, XI, 14; § 15 и 5).

Мак.3:34–37. и передал ему половину войск и слонов, дав ему приказания о всем, чего хотел, и о жителях Иудеи и Иерусалима, чтобы он послал против них войско сокрушить и уничтожить могущество Израиля и остаток Иерусалима, и истребить память их от места того, и поселить во всех пределах их сынов иноплеменных, и разделить по жребию землю их. Царь же взял остальную половину войска и отправился из Антиохии, престольного города своего, в сто сорок седьмом году и, перейдя реку Евфрат, прошел верхние страны.

«Верхние страны…», т. е. вышележащие по ту сторону Евфрата (1Мак.6:1) – Персия и Мидия (ср. 2Мак.9:25; у Поливия V, 40, 5 – oi άνω τόποι и τά άνω μέρη τής Βασιλείας).

Мак.3:42–43. Увидел Иуда и братья его, что умножились бедствия, и войска расположились станом в пределах их; узнали и о повелении царя, которое он приказал исполнить над народом к погублению и истреблению его. И говорили каждый ближнему своему: восставим низверженный народ наш и сразимся за народ наш и за святыню.

«За святыню…» – τών άγίων οί τά άγίά, святилище, храм, как в1Мак.3:51,59 и др.

Мак.3:44–45. И собрался сонм, чтобы быть готовыми к войне и помолиться, и испросить милости и сожаления. Иерусалим был необитаем, как пустыня; не было ни входящего в него, ни выходящего из него из природных жителей его; святилище было попрано, и сыновья инородных были в крепости его; он стал жилищем язычников; и отнято веселье у Иакова, и не слышно стало свирели и цитры.

Лирическое излияние жалости к опустошенному и оскверненному Иерусалиму. – «Иерусалим был необитаем, как пустыня…», ближе – это «необитание» определяется далее в том смысле, что «не было ни входящего в него, ни выходящего из него из природных жителей его», и что «он стал жилищем язычников…» (ср. 1Мак.1:38). – «Сыновья инородных были в крепости его…» (см. к 1Мак.1:33).

Мак.3:47–48. И постились в этот день, и возложили на себя вретища и пепел на головы свои, и разодрали одежды свои, раскрыли книгу закона из тех, которые язычники отыскивали, чтобы сделать на них изображения своих идолов,

Чтобы надругаться над Моисеевой религией и благоговением иудеев перед их священными книгами, язычники делали изображения своих богов на тех экземплярах закона, которые находили. Это поругание Слова Божия израильтяне и представили теперь пред лицом Господа, раскрыв в своем молитвенном собрании одну из этих оскверненных и поруганных книг, чтобы сама книга самим делом и своим печальным видом – безмолвно вопияла к Господу об этом беззаконии, и чтобы Господь этим поруганием Его Слова подвигся гневом и Своим праведным мщением на беззаконников. – Нечто подобное и с той же целью сделал некогда Езекия, принеся в храм пред Лице Иеговы богохульное письмо Сеннахирима (Санхерива) – 4Цар.19:14 и д.

Мак.3:50–54. и громко возопили к небу: что нам делать с ними и куда отвести их? Святилище Твое попрано и осквернено, и священники Твои в скорби и уничижении. И вот, собрались против нас язычники, чтобы истребить нас. Ты знаешь, что умышляют они против нас. Как можем мы устоять пред лицем их, если Ты не поможешь нам? И вострубили трубами и воскликнули громким голосом.

«Вострубили трубами и воскликнули громким голосом…», чтобы выразить высшую силу молитвы и надежду на ее услышание Богом. Такой прием имел свое основание в особом предписании Слова Божия (Чис.10:7,10), где Господь повелел пользоваться трубными звуками для созыва собраний, для поднятия тревоги при нападении врагов и при выступлении в поход, для выражения праздничной радости во время жертвоприношений и молитвы. По мысли Божественного установления, эти трубные звуки должны были быть напоминанием о народе пред Богом Израиля, и это напоминание теперь особенно желал сделать сильным народ, чувствовавший себя как бы оставленным и забытым от Бога.

Первая книга Маккавейская.

Толкование профессора Александра Павловича Лопухина

(10.10.1852- 22.08.1904 г.г.)

Глава 3

Описание мужества Иуды Маккавея (1Мак.3:1–9). Победа Иуды над Аполлонием и Сероном (1Мак.3:10–26). Приготовления Антиоха к уничтожению иудеев и ополчение последних и приготовление к новой битве (1Мак.3:27–60).

Мак.3:1–3. И восстал вместо него Иуда, называемый Маккавей, сын его. И помогали ему все братья его и все, которые были привержены к отцу его, и вели войну Израиля с радостью. Он распространил славу народа своего; он облекался бронею, как исполин, опоясывался воинскими доспехами своими и вел войну защищая ополчение мечом;

«Защищая ополчение мечом», т. е. личной отвагой и бдительностью, не прячась в крепости и окопы, но придавая своему лагерю постоянную подвижность и грозную внушительность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.91.206 (0.015 с.)