Комплексный анализ и оценка территории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплексный анализ и оценка территории



Под анализом территории в территориальном планировании следуетпонимать комплекс исследований, направленных на выяснение техособенностей рассматриваемой территории, которые определяют направления перспективного её использования и способствуют рациональному размещению всех отраслей хозяйства, наиболее эффективной эксплуатации природных ресурсов и охране окружающей среды.

Анализ территории призван дать исчерпывающие сведения о территории, необходимые для принятия решений, связанных со всеми задачами территориального планирования. Оценка территории служит исходным материалом для выбора планировочного решения, разработки моделей возможного развития поселения и, как правило, является необходимой составляющей экономической оценки.

Анализ и оценка территории должны производиться по двум группам факторов – природным и антропогенным.

К природным факторам относятся инженерно-геологические, почвеннорастительные, климатические условия, водные и минерально-сырьевыересурсы.

К антропогенным факторам (т.е. условия, привнесённые деятельностьючеловека) следует относить обеспеченность территории транспортными и инженерными сетями и сооружениями, предприятиями стройиндустрии, транспортную доступность основных промышленных, административнохозяйственных и культурных центров, санитарно-гигиенические условия  и требования охраны природы, а также архитектурно-эстетические достоинства отдельных природных или культурных ландшафтов.

Задачами комплексной оценки территории являются:

- изучение свойств территории и отдельных её участков с целью определения видов деятельности, технических сооружений или градостроительных образований и промышленных комплексов, которые могут быть развиты в их пределах;

- определение степени благоприятности участков территории для возможных в том или ином случае видов их хозяйственного использования;

- выявление свойств территории, ограничивающих развитие той или иной отрасли хозяйства и размещение тех или иных видов строительства.

1.4 Разработка плана современного использования территории

 (опорный план)

План современного использования территории сельского поселения

(опорный план) со схемой планировочных ограничений выполняется в едином масштабе всей проектной документации (1:10000 – 1:25000) в зависимости отимеющихся исходных материалов и размера территории поселения на картографической или топографической основе. На плане (чертёже) изображаются:

- контуры землепользования поселения (других землепользователей в

границах поселения), организационная структура сельскохозяйственного и промышленного использования;

- территории населённых пунктов, производственных участков,  отдельных строений зоны (участки) и объекты культурно-бытового икоммунального назначения всех уровней;

- транспортные и инженерные коммуникации, их количественная и качественная характеристики, головные инженерные сооружения и границы их

зон;

- памятники истории, культуры и архитектуры;

- направление и интенсивность сложившихся административнохозяйственных и культурно-бытовых связей;

- характерные и наиболее ценные ландшафтные и видовые участки;

- границы нормативных зон санитарных разрывов от всех источников загрязнения, границы водоохранных зон источников водоснабжения и водоёмов;

- границы территорий: затопления однопроцентным паводком подтопления; переработки берегов рек, водохранилищ, морей; подработанных и подверженных оползням, воздействиям селей, лавин, эрозии почв,  оврагообразования, карьеров и горных выработок, карстовых явлений, контуры залегания полезных ископаемых;

- границы зон с особыми условиями использования территорий;

- границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также зон планируемого размещения этих объектов;

- границы территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий.

Кроме того, при необходимости на плане может быть предоставлена другая дополнительная информация по современному использованию территории и планированным ограничениям.

1.5. Мероприятия по территориальному планированию

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов, в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной,  транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,  муниципальных образований.

Документы территориального планирования подразделяются на:

- документы территориального планирования Российской Федерации;

- документы территориального планирования субъектов Российской

Федерации;

- документы территориального планирования муниципальных

образований.  Документами территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований являются соответственно схемы территориального планирования.

Проект схемы территориального планирования состоит из двух частей:

1.Положения о территориальном планировании и соответствующие карты  (схемы). Положения о территориальном планировании в текстовой части схемы включают в себя:

- цели и задачи территориального планирования;

- перечень мероприятий по территориальному планированию и указание

на последовательность их выполнения;

- графическую часть в составе карт (схем).

2.Материалы по обоснованию схемы территориального планирования в целях её утверждения.

Материалы по обоснованию проектов схем территориального планирования в текстовой форме включают в себя:

- обоснование вариантов решения задачи территориального планирования;

- перечень мероприятий по территориальному планированию;

- обоснование предложений по территориальному планированию, этапы их реализации;

- перечень основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Подготовка, согласование и утверждение проектов схемы территориального планирования и её реализация проводятся в соответствии с положениями Градостроительного Кодекса Российской Федерации.

1.6 Общая градостроительная концепция разработки проекта архитектурно-планировочной организации территории

Под планировочной структурой территории в схемах территориального планирования следует понимать генерализованную модель взаимного размещения и пространственных взаимосвязей, определённым образом ранжированных народно-хозяйственных объектов и важнейших элементов природного ландшафта на различных этапах их хозяйственного освоения.

Разработка планировочной структуры территории в схемах территориального планирования и генеральных планах поселений должна предусматривать последовательное решение следующих задач:

- изучение сложившейся планировочной ситуации объекта и выделение её основных природно-географических и народнохозяйственных структурных элементов;

- выявление главных тенденций преобразования и хозяйственного освоения планируемой территории во времени и их оценка с точки зрения скорейшего и наиболее полного достижения конечных целей территориального планирования;

- корректировку и координацию всех перспективных планировочных предложений данной схемы с тем, чтобы они максимально содействовали прогрессивным и противодействовали регрессивным тенденциям в развитии исторически сложившейся планировочной структуры объекта;

- построение схемы перспективной планировочной структуры территории с выделением её основных элементов и указанием их роли и места в общей системе планировочной организации территории на проектный срок и более далёкую перспективу.

Разработку схемы территориального планирования поселения следует производить в три этапа.

Первый и второй этапы относятся к начальному периоду работ надпроектом схемы территориального планирования и должны базироваться на результатах анализа сложившейся структуры территории и расселения.  На этих этапах выделяются основные элементы сложившейся планировочной структуры планируемой территории, производится их классификация и устанавливаются их пространственные взаимосвязи; затем осуществляется ретроспективный анализ изменений планировочной структуры объекта за ряд предшествующих десятилетий с целью выявления основных тенденций её развития и, наконец, даётся объективная оценка этих тенденций с точки зрения их соответствия прогрессивным принципам территориальной организации хозяйственной деятельности и расселения в стране в целом, в регионе, районе.

Третий этап разработки перспективной планировочной структуры относится к завершающей стадии работ над схемой территориального планирования (генеральным планом).

При этом составленная на первом и втором этапах схема сложившейся планировочной структуры объекта должна быть скорректирована с учётом содержащихся в других разделах планировки перспективных предложений по развитию отдельных отраслей народного хозяйства, изменению величины и развитию сети населённых мест, совершенствованию транспортной и инженерной инфраструктуры, организации системы культурно-бытового обслуживания и массового отдыха населения.

Результатом третьего этапа должен явиться окончательный вариант схемы перспективной планировочной структуры объекта, который совместно с материалами комплексной оценки территории представляет собой исходную базу для проведения функционального зонирования и разработки основных планировочных документов – карт и схем, иллюстрирующих разделы схемы территориального планирования – положения о территориальном планировании и материалов по обоснованию проекта схемы территориального планирования (генерального плана поселения).

1.7 Функциональное зонирование территории в системе территориального планирования

Функциональное зонирование в системе разработки документов территориального планирования требует последовательного решения следующих трёх задач:

- определение количества и номенклатуры функциональных зон,  подлежащих выделению на территории;

- привязки определённых типов функциональных зон к конкретным элементам территории и составления схемы её перспективного функционального зонирования;

- разработка рекомендаций по оптимизации режима использования территории в пределах функциональных зон разного типа.

Первая задача решается на основе изучения природно-географических и хозяйственных особенностей планируемой территории, сложившейся планировочной ситуации, а также перспектив развития производственных сил на проектный срок и более далёкую перспективу.

Для большинства объектов схем территориального планирования можно рекомендовать выделение следующих основных типов функциональных зон:

- интенсивного хозяйственного и градостроительного освоения и максимально допустимого искусственного преобразования окружающей

природной среды;

- экстенсивного градостроительного освоения и относительно незначительного искусственного преобразования окружающей природной среды;

- ограниченного хозяйственного освоения и максимально сохраняемой

природной среды.

Функциональное зонирование должно охватывать всю рассматриваемую территорию объекта территориального планирования независимо от предполагаемой очерёдности и степени интенсивности хозяйственного освоения её отдельных частей на проектный срок.

В каждой функциональной зоне должен быть установлен свой особый режим использования территории.

В зонах интенсивного хозяйственного освоения следует предусматриватьразвитие существующих промышленных производств и поселений, а также размещение основной части резервных площадок для перспективного капитального строительства. Здесь же должны располагаться важнейшие транспортные и коммунально-складские сооружения, объекты интенсивного пригородного сельского хозяйства и озеленённых пространств.

В зонах экстенсивного градостроительного освоения должен устанавливаться режим использования территории, обеспечивающей оптимальные условия для развития ведущих для данного типа зон отраслей хозяйства.

Для зон ограниченного хозяйственного освоения устанавливается режим, не допускающий развития и размещения здесь каких-либо промышленных или сельскохозяйственных производств, а также других видов эксплуатации природных ресурсов, которые способны нанести существенный ущерб естественному или культурному ландшафту.

Для наиболее распространённого типа муниципальных районов в общем случае можно рекомендовать выделение следующих функциональных зон:

- преимущественного городского (поселкового) строительства и

размещения промышленности;

- преимущественного развития сельского и лесного хозяйства;

- преимущественного рекреационного использования территории;

- охраняемого и восстанавливаемого природного ландшафта.

Границы функциональных зон рекомендуется устанавливать по границам отдельных землевладений (городской черты, земель сельскохозяйственных предприятий, отводов земельных участков различных форм собственности или пользования).

Генеральный план территории поселения выполняется, как правило, вмасштабе 1:10000 – 1:25000 на топографической или картографической основе и содержит проектные предложения на расчётный (проектный) срок:

- контуры изменений землепользования с учётом возможного развития

различных форм хозяйствования, принадлежность участков и комплексов производственного, культурно-бытового и коммунального назначения;

- границы поселения и населённых пунктов, входящих в её состав;

- границы земель сельскохозяйственного назначения, земель обороны и

безопасности, границы земель специального назначения, лесного фонда, земель водного фонда, особо охраняемых природных территорий;

- границы земель промышленности, энергетики, транспорта, связи;

- границы функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон;

- границы территорий объектов культурного наследия;

- границы зон с особыми условиями использования территории;

- границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также границы зон их планируемого размещения;

- границы территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий;

- границы зон инженерной и транспортной инфраструктур.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.038 с.)