Рефлекс — это ответная реакция организма на раздражение, происходящая при участии нервной системы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рефлекс — это ответная реакция организма на раздражение, происходящая при участии нервной системы.



Высшая нервная деятельность (ВНД)

Высшей нервной деятельностью (ВНД) называют сложный и взаимосвязанный набор нервных процессов, лежащих в основе поведения человека. ВНД обеспечивает максимальную приспособленность человека к условиям окружающей среды.

В основе ВНД лежат сложные электрические и химические процессы, происходящие в клетках коры больших полушарий головного мозга. Получая информацию через органы чувств, мозг обеспечивает взаимодействие организма с окружающей средой и поддерживает постоянство внутренней среды в организме.

В основе учения о высшей нервной деятельности лежат работы И. М. Сеченова — «Рефлексы головного мозга», И. П. Павлова (теория условных и безусловных рефлексов), П. К. Анохина (теория функциональных систем) и многочисленный ряд других работ.

 

Особенности высшей нервной деятельности человека:

· развитая психическая деятельность;

· речь;

· способность к абстрактно-логическому мышлению.

Начало созданию учения о высшей нервной деятельности было положено трудами великих русских учёных

И. М. Сеченова и И. П. Павлова.

Иван Михайлович Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга» доказал, что рефлекс — это универсальная форма взаимодействия организма со средой, то есть рефлекторный характер имеют не только непроизвольные, но и произвольные, сознательные движения. Они начинаются с раздражения каких-либо органов чувств и продолжаются в мозге в виде определённых нервных явлений, приводящих к запуску поведенческих реакций.

Условные рефлексы

Наряду с наследственными (безусловными) существуют рефлексы, которые приобретаются каждым человеком в течение жизни. Такие рефлексы индивидуальны, и для их формирования необходимы определённые условия, поэтому они были названы условными.

Рефлексы, приобретаемые организмом в течение жизни и образующиеся в результате сочетания безразличных раздражителей с безусловными, И. П. Павлов назвал условными рефлексами.

 

Торможение рефлексов

Условный рефлекс будет прочным, если условный раздражитель постоянно подкрепляется безусловным. Если несколько раз не подкреплять условный раздражитель, ответная реакция ослабевает и затем затормаживается. Условный рефлекс при этом не исчезает. При повторении опыта после перерыва он восстанавливается.

 

Новый раздражитель вызывает ориентировочный рефлекс, поэтому рефлексы (как условные, так и безусловные), затормаживаются при действии любого незнакомого раздражителя (происходит прекращение деятельности и оценка того, каким является для организма новый раздражитель: полезным, вредным или просто безразличным). Таким образом, с помощью образования условных рефлексов и их торможения осуществляется более гибкое приспособление организма к конкретным условиям существования.

 

 

Торможение может быть как условным, таки безусловным (внешним).

Пример: примеры условного торможения — без достаточной практики забывается иностранный язык, выученное когда-то стихотворение, умение кататься на коньках и т. д.

Примером безусловного торможения может быть нападение собаки, у которой отнимают пищу. В пищеварительном центре наступает внешнее безусловное торможение, а в центре «агрессии» — возбуждение.

 

Врождённое поведение

И животные, и человек рождаются с некоторыми знаниями об окружающем мире и правилами поведения в нём (т. е. обладают врождёнными программами поведения, которые строятся на основе жизненного опыта наших далёких предков, должны помочь удовлетворять самые главные жизненные потребности и способствовать выживанию вида).

Пример: новорождённый младенец рефлекторно задерживает дыхание при погружении в воду (этот рефлекс необходим для того, чтобы не задохнуться во время родов, но через несколько месяцев жизни он угасает).

 

Другой, более сложной формой врождённого поведения являются инстинкты. Инстинкт представляет собой цепочки последовательно сменяющих друг друга безусловных рефлексов, позволяющих обеспечивать важнейшие жизненные потребности: питание, размножение и др.

У многих животных существует запечатление (импринтинг) — свойство только что появившихся на свет особей этого вида запоминать своих родителей, отличительные признаки объектов.

Пример: вылупившиеся утята, гусята, цыплята считают своей мамой то движущееся существо, которое увидят первым, и старательно следуют за ним.

 

 

Явление импринтинга есть и у человека.

Пример: если в этот период ребёнок воспитывался, например, волками, то он никогда не сможет стать полноценным членом человеческого общества, не овладеет речью, письмом и хотя бы частично сохранит повадки волка на всю жизнь.

Рассудочная деятельность — это высшая форма приспособления к условиям среды. Благодаря ей организм не только приспосабливается к быстро меняющимся условиям среды, но может предвидеть эти изменения и учитывать их в своём поведении.

Высшего развития рассудочная деятельность достигает у человека и проявляется в виде мышления — совокупности умственных процессов, связанных с познанием.

Сознание и мышление человека

Высшей функцией человеческого мозга является сознание — отражение в мозге окружающей действительности. Это отражение может формироваться из слов, зрительных образов, математических знаков и др. совокупности сведений, которые мы называем знаниями.

 

Речь

И. П. Павлов разработал учение о первой и второй сигнальной системах.

Интеллект

Для того чтобы попытаться оценить умственные способности человека, пользуются понятием «интеллект».

Интеллект характеризуется тремя основными чертами:

1. интеллект — способность познавать, исследовать окружающий мир;

2. интеллект — это свойство, присутствующее во всех видах умственной деятельности, а не одна какая-то способность;

3. интеллект — это преимущественно врождённое качество, достающееся (или не достающееся) нам от предков, а окружающая среда и личный опыт влияют на степень развития интеллекта в меньшей степени.

Учёные подразделяют интеллект на три категории:

· технические способности, то есть умение использовать орудия труда, приспособления и т. п.;

· общественные способности, то есть умение контактировать и общаться с людьми;

· умение пользоваться символами, то есть цифрами, буквами, обозначениями, а также научными понятиями.

Некоторые психологи выделяют ещё и творческие способности как отдельную категорию.

 

Для количественной оценки интеллекта у детей чаще всего пользуются тестами, позволяющими определить так называемый IQ (от англ. intelligence quotient). У среднего человека IQ равен приблизительно 100. У 25 % людей этот коэффициент ниже 90 и у стольких же выше 110. Если IQ ниже 70, то таких людей причисляют к слабоумным. Их в обществе около 15 %, то есть совсем даже немало. А вот 2 % людей имеют IQ 130–140, и их способности признаются очень высокими.

Обучение и память

Приобретение индивидуального опыта называют обучением. Обучение возможно благодаря памяти.

Виды памяти

По преобладанию в процессах запоминания какого-либо анализатора различают следующие виды памяти:

· двигательная;

· зрительная;

· слуховая;

· осязательная;

· смешанная.

Пример: двигательная память зависит от работы анализаторов, рецепторами которых являются нервные окончания в мышцах скелетной мускулатуры. Она задействуется в процессе формирования у человека двигательных умений и навыков, связанных с запоминанием последовательности движений при различных видах деятельности: работе, спорте, письме, речи. Ведь, научившись ездить на двухколёсном велосипеде в детстве, мы без труда сохраняем этот навык на всю жизнь.

 

Человек запоминает не только раздражители, которые действуют на него, но и те ощущения, образы и эмоции, которые они вызывают.

Образная память — это запоминание и сохранение в памяти различных образов: слуховых, зрительных, обонятельных. Образная память помогает запоминать и воспроизводить лица людей, картины природы, обстановку, запахи, звуки окружающей среды, музыкальные мелодии. Образная память должна быть особенно хорошо развита у людей творческих профессий: музыкантов, художников, поэтов, писателей, артистов.

Эмоциональная память — сохраняет пережитые человеком чувства. Благодаря эмоциональной памяти возможно сочувствие другому человеку.

Пример: при укусе собаки возникают боль и страх. При этом в мозге и железах внутренней секреции вырабатывается ряд веществ, которые необходимы для реакции на стресс. По прошествии нескольких лет человек, которого когда-то укусила собака, при виде этого животного вновь вспоминает и переживает те же ощущения. При этом снова могут вырабатываться и выбрасываться в кровь те же регуляторные вещества, что и при реальном укусе.

Запоминание, сохранение и воспроизведение прочитанных, услышанных или произнесённых слов — это словесная память.

Различные виды памяти тесно связаны между собой. Лучше всего запоминается то, что заставляет включаться сразу несколько механизмов запоминания, то есть то, что ново, интересно, вызывает сильные эмоции. Обычно одна и та же информация запоминается с помощью двух и более видов памяти.

Память может быть непроизвольной (запоминание идёт без усилий, как бы само собой; так запоминается то, что произвело сильное впечатление или имеет для человека большое значение).

Если человек осознанно старается запомнить материал, прилагая волевые усилия, используя специальные приёмы, говорят о произвольной памяти.

В дошкольном возрасте у детей преобладает непроизвольное запоминание. Произвольное запоминание активно формируется в школьные годы. Наибольшего развития память достигает к 25 годам, сохраняясь до 50 лет. Затем способность запоминать и вспоминать постепенно идёт на убыль. Профессиональная память сохраняется и в пожилом возрасте.

 

Высшая нервная деятельность (ВНД)

Высшей нервной деятельностью (ВНД) называют сложный и взаимосвязанный набор нервных процессов, лежащих в основе поведения человека. ВНД обеспечивает максимальную приспособленность человека к условиям окружающей среды.

В основе ВНД лежат сложные электрические и химические процессы, происходящие в клетках коры больших полушарий головного мозга. Получая информацию через органы чувств, мозг обеспечивает взаимодействие организма с окружающей средой и поддерживает постоянство внутренней среды в организме.

В основе учения о высшей нервной деятельности лежат работы И. М. Сеченова — «Рефлексы головного мозга», И. П. Павлова (теория условных и безусловных рефлексов), П. К. Анохина (теория функциональных систем) и многочисленный ряд других работ.

 

Особенности высшей нервной деятельности человека:

· развитая психическая деятельность;

· речь;

· способность к абстрактно-логическому мышлению.

Начало созданию учения о высшей нервной деятельности было положено трудами великих русских учёных

И. М. Сеченова и И. П. Павлова.

Иван Михайлович Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга» доказал, что рефлекс — это универсальная форма взаимодействия организма со средой, то есть рефлекторный характер имеют не только непроизвольные, но и произвольные, сознательные движения. Они начинаются с раздражения каких-либо органов чувств и продолжаются в мозге в виде определённых нервных явлений, приводящих к запуску поведенческих реакций.

Рефлекс — это ответная реакция организма на раздражение, происходящая при участии нервной системы.

И. М. Сеченов утверждал, что рефлексы головного мозга включают три звена:

· первое, начальное звено — это возбуждение в органах чувств, вызываемое внешними воздействиями.

· Второе, центральное звено — процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозгу. На их основе возникают психические явления (ощущения, представления, чувства и т. д.).

· Третье, конечное звено — движения и действия человека, т. е. его поведение. Все эти звенья взаимосвязаны и обусловливают друг друга.

Сеченовым был сделан вывод, что мозг — это область непрерывной смены возбуждения и торможения. Два этих процесса постоянно взаимодействуют друг с другом, что приводит как к усилению, так и к ослаблению (задержке) рефлексов. Он также обратил внимание на существование врождённых рефлексов, которые достаются людям от предков, и приобретённых, которые возникают в течение жизни, являясь результатом обучения. Предположения и выводы И. М. Сеченова опережали своё время.

Продолжателем идей И. М. Сеченова стал И. П. Павлов.

Все рефлексы, возникающие в организме, Иван Петрович Павлов подразделил на безусловные и условные.

Безусловные рефлексы

Безусловные рефлексы наследуются потомством от родителей, сохраняются в течение всей жизни организма и воспроизводятся из поколения в поколение (постоянны). Они свойственны всем особям определённого вида, т. е. являются групповыми.

У безусловных рефлексов постоянные рефлекторные дуги, которые проходят через ствол головного мозга или через спинной мозг (для их осуществления необязательно участие коры больших полушарий головного мозга).

Различают пищевые, оборонительные, половые и ориентировочные безусловные рефлексы.

· Пищевые: отделение пищеварительных соков в ответ на раздражение рецепторов полости рта, глотание, сосательные движения у новорожденного.

· Оборонительные: отдёргивание руки, прикоснувшейся к горячему предмету или при болевом раздражении, кашель, чихание, мигание и др.

· Половые: с половыми рефлексами связан процесс размножения.

· Ориентировочный (его И. П. Павлов назвал рефлексом «что такое?») обеспечивает восприятие незнакомого раздражителя. Ориентировочный рефлекс появляется в ответ на новый раздражитель: человек настораживается, прислушивается, поворачивает голову, скашивает глаза, задумывается.

Благодаря безусловным рефлексам сохраняется целостность организма, поддерживается постоянство его внутренней среды и происходит размножение.

Сложная цепь безусловных рефлексов называется инстинктом.

Пример: мать выкармливает и защищает своего ребёнка, птицы строят гнезда — это примеры инстинктов.

Условные рефлексы

Наряду с наследственными (безусловными) существуют рефлексы, которые приобретаются каждым человеком в течение жизни. Такие рефлексы индивидуальны, и для их формирования необходимы определённые условия, поэтому они были названы условными.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 798; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.143 (0.029 с.)