Структура уроков развивающего контроля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура уроков развивающего контроля



Урок развивающего контроля

  • Навигация
    • Конструктор урока
      • Урок развивающего контроля

Его цели:

1. формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

2. контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Отличительной особенностью этого урока является проведение контрольной работы в соответствии с установленной структурой «управленческого», критериального контроля. Также на уроке этого типа происходит фиксация и рефлексивный анализ допущенных в работе ошибок.

Уроки развивающего контроля проводятся в соответствии с технологией деятельностного метода и предполагают два этапа: 1) проведение контрольной работы; 2) анализ контрольной работы. Эти этапы проводятся на двух уроках. Уроки развивающего контроля предполагают написание контрольной или самостоятельной работы и ее рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, по методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии.

Структура уроков развивающего контроля

Уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

  • написание учащимися варианта контрольной работы;
  • сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
  • оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

При проведении контрольной работы акцент делается прежде всего на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки.

Содержание итоговых контрольных работ на данных уроках по объему в 2–3 раза превышает обычные самостоятельные работы. Поэтому на уроки развивающего контроля отводится два занятия. На первом – учащиеся пишут контрольную работу и проводят ее критериальное оценивание, на втором – делают рефлексивный анализ выполненной работы и коррекцию допущенных в ней ошибок. Перерыв между занятиями должен быть 1–2 дня. Это время необходимо учителю для проверки результатов контрольных работ учащихся.

Формы организации уроков развивающего контроля

В зависимости от того, у кого находится эталонный вариант (критерии) выполнения контрольной работы, различают следующие формы организации уроков развивающего контроля:

самоконтроль – эталонный вариант предлагается ученику для сравнения и самостоятельного оценивания собственного варианта;
взаимоконтроль – держателем эталона являются ученики, которые проверяют работы друг друга. Способность к самооценке формируется на основе последующей проверки учащимся справедливости выставленной ему оценки и рефлексивного анализа допущенных при оценивании ошибок;
педагогический контроль – эталон находится у педагога. Способность к самооценке формируется путем согласования с учителем результата, на основе ранее установленных критериев и рефлексивного анализа допущенных ошибок.

Хайку (5-7-5)

1. «Я был» кем-то или чем-то / «Я видел» кого-то или что-то

2. Где и что делал (место и действие)

3. Как мне было? (образное определение моих чувств, ощущений)

Пример

Я был листом

На дереве, давая пищу

Не желая того…


Я был ручейком

По скалам струящийся.

Весело!!!

УРОК _ФИЗИКИ
ТЕМА_ «Изменение агрегатных состояний вещества»
Данный урок составлен на основе методической разработки авторов:

  • Седовой Т. Н. – учителя физики МБОУ «Октябрьская основная общеобразовательная школа № 1» Вязниковского района Владимирской области, работает по базовому учебнику А. В. Пёрышкина «Физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений» ВИПКРО г. Владимира
  • Антоновской Л. А. – учителя МБОУ «Мстёрская средняя общеобразовательная школа» Вязниковского района Владимирской области, работает по базовому учебнику А. В. Пёрышкина «Физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений» ВИПКРО г. Владимира

КЛАСС _8

ВИД И ТИП УРОКА: УРОК РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: Учебник А. В. Пёрышкина «Физика. 8 класс. Для общеобразовательных учреждений»

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: тексты заданий для проведения контрольной работы; вспомогательные алгоритмы, опорные конспекты, эталон контрольной работы, алгоритм исправления ошибок школьниками, система заданий для коррекции ошибок, задания, аналогичные к/р для выборочного выполнения школьниками, дополнительные задания для учащихся, которые без ошибок справились с работой – для проведения урока по анализу к/р.

ОБЩИЕ ЦЕЛИ УРОКА
Деятельностная цель: Формирование мотивации образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода для контроля уровня усвоения материала по теме «Изменение агрегатных состояний вещества».формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Развивающая цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Формы работы учащихся:

  • Самостоятельная индивидуальная работа учащихся по выполнению контрольной работы, которая состоит из трёх частей.. Часть А содержит 7 тестовых вопросов с выбором одного правильного ответа. В части В предложены задачи с разными формами представления исходных данных и расчётные задачи, что позволяет проверить не только уровень специальных умений и навыков, но и степень овладения общеобразовательными компетенциями (методологические, логические умения; сравнение, сопоставление объектов по предложенным основаниям работа с информацией, представленной в разных формах и др.). Часть С представлена одной комбинированной задачей, включающей законы нескольких физических теорий. Всего в работе 11 заданий. Обязательным объёмом контрольной работы является выполнение частей А и В (10 заданий).При этом задачи части С учащиеся могут выполнять по желанию. Время выполнения контрольной работы – урок (40 минут). Желательно, чтобы учащиеся подготовили таблицу для ответов части А в тетради для контрольных работ до начала урока. Во время работы школьники могут пользоваться калькулятором (но не мобильным телефоном), а также таблицами «Физических постоянных». При выполнении работы учащиеся вносят ответы на вопросы части А в таблицу для ответов; решение задач частей В и С приводят в полном объёме.
  • Самоконтроль - эталонный вариант предлагается ученику для сравнения и самостоятельного оценивания собственного варианта.
  • Педагогический контроль – эталон находится у педагога. Способность к самооценке формируется путём согласования с учителем результата, на основе ранее установленных критериев и рефлексивного анализа допущенных ошибок.


Структура урока.

№ п/п Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1 Конструирование способов возникновения внутренней потребности включения в деятельность. Ведёт диалог с учащимися, в ходе которого школьники сами формулируют цель урока, создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно- коррекционную деятельность(«хочу»), актуализирует требования к ученику со стороны контрольно-коррекционной деятельности («надо»). Принимают участие в диалоге с учителем, отвечая на поставленные им вопросы. Регулятивные целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; Познавательные умение структурировать знания; Коммуникативные умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
2 Установление тематических рамок контроля. Ведёт диалог с учащимися, в ходе которого устанавливает тематические рамки контроля и организует мотивирование учащихся («хочу»-«надо»-«могу») к выполнению контрольной работы на применение способов действий, запланированного для контроля; осознание ими потребности к контролю и самоконтролю результата. Принимают участие в диалоге с учителем, отвечая на поставленные им вопросы. Регулятивные саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. Познавательные умение структурировать знания; выбор наиболее эффективных способов решения задач; Личностные формирование потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.
3 Установление формы и процедуры контроля. Даёт необходимые пояснения по форме и процедуре контроля, оговаривает критерии выставления оценки. Воспринимают и осознают информацию. Задают по необходимости вопросы. Регулятивные планировать пути достижения целей
4 Контрольная работа Организует индивидуальную деятельность учащихся (написание контрольной работы) Выполняют контрольную работу. Регулятивные прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; Познавательные умение структурировать знания; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;  
5 Самоконтроль Организует сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов. Сопоставляют свои работы по готовому образцу с фиксацией результатов. Регулятивные контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
6 Самооценка Предоставляет возможность учащимся провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию. Оценивают свою работу по заранее обоснованному критерию. Регулятивные выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; Личностные самоопределение на основе развития самосознания и мировоззрения
7 Рефлексия. Проговаривает механизм деятельности по контролю. Ведёт диалог с учащимися, в ходе которого школьники сами формулируют цель последующей деятельности. Предлагает учащимся: -зафиксировать степень соответствия поставленной цели контрольной деятельности и её результатов; - оценить полученные результаты собственной деятельности; -при необходимости определить задание для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора) Принимают участие в диалоге с учителем, отвечая на поставленные им вопросы. Фиксируют степень соответствия поставленной цели контрольной деятельности и её результатов. Оценивают полученные результаты собственной деятельности. При необходимости определяют задание для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора). Записывают домашнее задание. Познавательные рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов действия; Личностные самоопределение на основе развития самосознания и мировоззрения
8 Согласование оценок. (Этап «согласования оценок» проводится (по необходимости) на следующем уроке в индивидуальной форме, если ученик не согласен с отметкой). Знакомит учащихся с проверенной работой. Выслушивает собственное мнение некоторых учащихся о своей оценке. Ведёт индивидуальный диалог о сочетании самооценки и педагогической оценки. Знакомятся с проверенной работой. Учащиеся, не согласные с оценкой, высказывают собственное мнение о ней. Участвуют в диалоге с учителем о сочетании самооценки и педагогической оценки. Коммуникативные формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;


 

Ход урока:
На этапе "мотивации" для определения основной цели урока и создания условий для возникновения внутренней потребности включения в контрольно-коррекционную деятельность ("хочу") учителем может быть организован следующий диалог.
Преподаватель (далее – П.): Здравствуйте, ребята. Скажите, что мы изучали на предыдущих уроках?
Ученик (далее – У.): Мы изучали тему «Изменения агрегатных состояний вещества».
П.: Ребята, а мне интересно (и вам, наверное) узнать, как вы усвоили эту тему. И как вы сами оцените эти знания.
Актуализация требования к ученику со стороны контрольно-коррекционной деятельности ("надо") может быть такой:
П .: Хорошо, а если нам интересно узнать результаты тех знаний, которые мы получили, чем же мы будем заниматься на уроке?
У.: Мы будем применять знания, которые получили, изучая данную тему, и контролировать уровень их усвоения. А также попробуем дать оценку своим знаниям.
Установка тематических рамок ("могу") может быть реализована в форме следующего диалога.
П.: Ну, что ж, я желаю вам успешной работы на уроке контроля и думаю, что у вас все получится. А вы верите в свои силы?
У.: Конечно! Мы без особых затруднений справлялись с заданиями по данной теме и серьезно отнеслись к подготовке к данному уроку.
На этапе целеполагания контроля можно организовать следующий диалог:
П.: Мне бы хотелось задать вам еще один вопрос: "С какой целью вы сегодня контролируете свои знания?".
У.: Для того чтобы узнать, как мы усвоили тему "Изменение агрегатных состояний вещества".
П.: Каких результатов хотели бы добиться?
У.: Хочется, чтобы не возникало трудностей и все получилось.
П.: Ребята, вы знаете, что существует много видов контроля физический диктант, проверочная работа, самостоятельная работа и др. Но существует еще одна форма контроля, очень актуальная в наше время, которая вам, возможно, пригодится при сдаче ГИА и ЕГЭ. Какая же это форма контроля?
У.: Это – тесты.
П.: Удобна эта форма контроля?
У.: Да, самостоятельную работу должен проверять учитель, а тест мы можем проверить сами, и при этом быстро.
П.: Ну что ж, желаю вам успеха. Надеюсь, что вы добьетесь ожидаемых результатов. Контрольная работа состоит из трёх частей. Часть А содержит 7 тестовых вопросов с выбором одного правильного ответа. В части В предложены задачи с разными формами представления исходных данных и расчётные задачи. Часть С представлена одной комбинированной задачей, включающей законы нескольких физических теорий. Всего в работе 11 заданий. Обязательным объёмом контрольной работы является выполнение частей А и В (10 заданий).При этом задачи части С учащиеся могут выполнять по желанию. Время выполнения контрольной работы – урок (40 минут). Таблицу для ответов части А в тетради для контрольных работ мы приготовили на прошлом уроке. Во время работы Вы можете пользоваться калькулятором (но не мобильным телефоном), а также таблицами физических постоянных. При выполнении работы необходимо внести ответы на вопросы части А в таблицу для ответов; решение задач частей В и С представить в полном объёме. Каждый правильный ответ части А оценивается 1 баллом (всего 7 баллов). Верное решение каждого элемента в задачи В 8 оценивается 1 баллом (всего до 3 баллов). В расчётных задачах части В полное верное решение оценивается в 2 балла, в случае ошибок в математических расчётах – 1 балл, при неверном решении – 0 баллов (всего 4 балла). Решение задачи С 11 оценивается от 0 до 3 баллов, согласно следующим рекомендациям:
* приведено полное правильное решение, включающее рисунок, схему (при необходимости), запись физических формул, отражающих физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом, проведены математические преобразования и расчёты, представлен ответ- 3 балла;
* при правильном ходе решения задачи допущены ошибки в математических расчётах – 2 балла;
* при правильной идеи решения допущена ошибка (не более одной) в записи физических законов или использованы не все исходные формулы, необходимые для решения – 1 балл;
* отсутствие решения, более одной ошибки в записях физических формул, использование неприменимого в данных условиях закона и т. д. = 0 баллов. Максимальный балл работы (10 заданий) составляет 14 баллов, (11 заданий) –17баллов.
Рекомендуемая оценка работ:

Оценка «2» «3» «4» «5»
Части А, В и С (11 заданий) Менее 8 баллов 8-10 баллов 11-13 баллов 14-17 баллов

На этапе контрольной работы организуется индивидуальная деятельность учащихся. Им выдается задание, подготовленное учителем по вариантам: первый, второй, третий и четвёртый. Деятельность учащихся на этапе самоконтроля организуется исходя из цели: организовать сопоставление учащимися своих работ с готовым образцом с фиксацией результатов.
П.: Возьмите образец и сравните с вашими ответами. Под каждым правильным ответом поставьте "+".
Предоставление возможности учащимся провести самоконтроль своих работ развивает ответственность за выполняемую работу и снимает негативные эмоции при нарушении системы межличностных отношений ученик – учитель. Обеспечивает информацией учащегося о качестве усвоения знаний. Не рекомендуется дополнять критериальную базу следующей фразой: «При несовпадении поставьте знак "–"», т. к. необходимо поддерживать позитивное настроение учащегося.
Для создания психологически комфортной ситуации для учащихся следует наряду с образцами ответов предоставлять и эталон для контроля. Использование эталона удлиняет этап по времени, но помогает учащимся выяснить причину своих ошибок и быть готовыми к рефлексивной деятельности. Особое внимание следует уделить и постепенному обучению самоконтролю. Для этого лучше использовать следующий механизм:

  • предъявление контролируемого варианта;
  • использование образца выполнения работы;
  • наличие понятийно обоснованного эталона;
  • сопоставление проверяемого варианта с образцом и эталоном по необходимости.

На данном этапе урока учащимся, допустившим ошибки в контрольной работе, предлагается сверить свою работу с "эталоном".
На этапе самооценки учащимся предоставляется возможность провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию. Учащимся предлагается поставить себе предварительные оценки в соответствии с заранее обоснованным критерием.
Если в классе есть ученики, которые без ошибок справились с работой, им предлагается выполнить дополнительное задание.
Организация рефлексивной деятельности учащихся – самый трудный этап, задачи которого можно решить посредством беседы:

  • Какие знания или умения вы приобрели на данном уроке?
  • Как вы думаете, для чего нужны знания, полученные на этом уроке, и где они будут применимы?
  • Было ли трудно вам оценить себя, свои знания?
  • Если было трудно/нетрудно – почему?
  • Какие у вас оценки, результаты?
  • Если допущены ошибки – что нужно сделать, чтобы их исправить?
  • Что необходимо доработать?
  • Каково ваше домашнее задание?

Этап согласования оценок и отметок проводится по необходимости вслед за педагогическим контролем работы в случае несовпадения мнений педагога и ученика в оценке работы. Данная совместная деятельность решает проблемы формирования адекватной самооценки результатов учебно-познавательной деятельности ученика.
П.: Есть ли среди вас такие учащиеся, кто не согласен с отметкой?
Я готова выслушать каждого и попробовать совместными усилиями решить вопрос.
При необходимости проведения повторной рефлексии педагог после уроков разбирает с учениками вопросы:

  • Какие знания или умения вы приобрели на данном уроке?
  • Как вы думаете, для чего нужны знания, полученные на этом уроке, и где они будут применимы?
  • Было ли трудно вам оценить себя, свои знания?
  • Если было трудно/нетрудно – почему?
  • Какие у вас оценки, результаты?
  • Если допущены ошибки – что нужно сделать, чтобы их исправить?
  • Что необходимо доработать?

Рекомендации по проведению и проверке контрольной работы.

Контрольная работа представляется в четырёх вариантах. Задания одного порядкового номера во всех вариантах контрольной работы проверяют одинаковый содержательный элемент знаний. Каждая работа состоит из трёх частей. Часть А содержит 7 тестовых вопросов с выбором одного правильного ответа. В части В предложены задачи с разными формами представления исходных данных и расчётные задачи, что позволяет проверить не только уровень специальных умений и навыков, но и степень овладения общеобразовательными компетенциями (методологические, логические умения; сравнение, сопоставление объектов по предложенным основаниям, работа с информацией, представленной в разных формах и др.). Часть С представлена одной комбинированной задачей, включающей законы нескольких физических теорий. Всего в работе 11 заданий. Обязательным объёмом контрольной работы является выполнение частей А и В (10 заданий).При этом задачи части С учащиеся могут выполнять по желанию. Время выполнения контрольной работы – урок (40 минут). Желательно, чтобы учащиеся подготовили таблицу для ответов части А в тетради для контрольных работ до начала урока. Во время работы школьники могут пользоваться калькулятором (но не мобильным телефоном), а также таблицами физических постоянных. При выполнении работы учащиеся вносят ответы на вопросы части А в таблицу для ответов; решение задач частей В и С приводят в полном объёме. Каждый правильный ответ части А оценивается 1 баллом (всего 7 баллов). Верное решение каждого элемента в задачи В 8 оценивается 1 баллом (всего до 3 баллов). В расчётных задачах части В полное верное решение оценивается в 2 балла, в случае ошибок в математических расчётах – 1 балл, при неверном решении – 0 баллов (всего 4 балла). Решение задачи С 11 оценивается от 0 до 3 баллов, согласно следующим рекомендациям:
* приведено полное правильное решение, включающее рисунок, схему (при необходимости), запись физических формул, отражающих физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом, проведены математические преобразования и расчёты, представлен ответ- 3 балла;
* при правильном ходе решения задачи допущены ошибки в математических расчётах – 2 балла;
* при правильной идеи решения допущена ошибка (не более одной) в записи физических законов или использованы не все исходные формулы, необходимые для решения – 1 балл;
* отсутствие решения, более одной ошибки в записях физических формул, использование неприменимого в данных условиях закона и т. д. = 0 баллов. Максимальный балл работы (10 заданий) составляет 14 баллов, (11 заданий) – 17 баллов. Рекомендуемая оценка работ:

Оценка «2» «3» «4» «5»
Части А, В и С (11заданий) Менее 8 баллов 8-10 баллов 11-13 баллов 14-17аллов

Данный формат контрольных работ позволяет учителю провести поэлементный анализ качества знаний по предложенной теме с целью дальнейшей коррекции содержания и методов обучения.

Перечень заданий для коррекции ошибок, допущенных в контрольной работе по теме «Изменение агрегатных состояний вещества».

А1. Повтори опорный конспект «Таблица сравнения агрегатных состояний вещества».
А2. Повтори опорный конспект «Парообразование и конденсация»
А3. Повтори опорный конспект «Тепловые явления» (Конспект по обобщению и систематизации знаний по теме «Тепловые явления»).
А4: 1.Какое количество теплоты потребуется для плавления 3 кг олова, взятого при температуре плавления?
2.Какое количество теплоты выделится при кристаллизации 200г свинца, взятого
при температуре кристаллизации?
3.Какое количество теплоты потребуется для превращения в пар 2кг воды, взятой
при температуре кипения?
4.Какое количество теплоты выделится при конденсации 200г водяного пара,
при температуре конденсации?
5.Для алюминия удельная теплота плавления равна 0,39 МДж/кг.
Что это означает?
6.Два тела одинаковой массы, сделанные из разных веществ, нагреты до температуры плавления. Какое тело расплавится первым при сообщении им одинакового количества теплоты, если удельные теплоты плавления веществ соответственно равны: 0,39 МДж/кг и 0,12 МДж/кг?
А5. Повторите по учебнику параграф о влажности воздуха.
А6. Запомни! Удельная теплота плавления вещества и удельная теплота парообразования вещества – есть величины постоянные для данного вещества, их находят в соответствующих справочных таблицах и они не зависят от массы вещества.
А7. Найдите в тетради график зависимости температуры нагревания льда от времени. Назовите каждый участок графика.
В9. и В10:

  • Какое количество теплоты потребуется для плавления 3кг олова, имеющего температуру 1320 С?
  • Какое количество теплоты выделится при конденсации 300г водяного пара, имеющего температуру 1000 С, и охлаждении образовавшейся воды до температуры 200 С?
  • Какое количество теплоты выделится при отвердевании 3кг воды, взятой при температуре 200 С?
  • Какое количество теплоты потребуется для обращения в пар 200г эфира, взятого при температуре 200 С?

Дополнительные задания
для учащихся, которые без ошибок справились с контрольной работой.:

  • Какая установится окончательная температура, если 500г льда при температуре

00 С погрузить в 4л воды при температуре 300 С?

  • Сколько дров надо сжечь в печке, КПД = 40%, чтобы получить из 200кг снега, взятого при 100 С, воду при 200 С?
  • В кусок льда массой 100г и температурой равной -100 С влили 1,5кг расплавленного свинца при температуре плавления. Сколько воды обратится в пар, если свинец остыл до 270 С?

Алгоритм исправления ошибок школьниками:

  • Прочитайте текст задания контрольной работы, в котором Вами допущена ошибка.
  • Возьмите опорный конспект, в котором говорится о данном физическом явлении, понятии и т. д. и прочтите его.
  • Если не нашли ответа на поставленный вопрос в опорном конспекте, то откройте учебник, найдите по оглавлению соответствующий параграф, прочитайте его и отыщите ответ на вопрос из контрольной работы
  • Найдите в «Перечне заданий для коррекции ошибок» похожие задания и выполните их.

Вспомогательный алгоритм для выполнения контрольной работы:

  • Для выполнения заданий части А 1-7:- прочитайте задание;- вспомните соответствующий теоретический материал;- ответьте на поставленный вопрос;- прочитайте варианты ответов и выберите среди них правильный;- запишите цифру правильного ответа в таблицу для записей ответов.
  • Для выполнения заданий части В8: - читайте позицию первого столбца; - пользуясь таблицами: «удельных теплоёмкостей некоторых веществ», «температур плавления» и «температур кипения», подберите позицию второго столбца так, чтобы получилось верное утверждение; - запишите в таблицу ответов выбранные цифры через запятую по порядку позиций первого столбца.
  • Для выполнения заданий частей В9, В10, С11 необходимо представить решение задач в полном объёме.

Можно воспользоваться следующим алгоритмом:
1) прочитайте задачу и запишите краткое условие;
2) переведите все физические величины в основные единицы измерения физических величин системы СИ;
3) проанализируйте то, что дано и то, что необходимо найти и текстовое условие задачи запишите в виде математических соотношений (т. е. физических формул), используя в первую очередь:
а) общие формулировки законов физики (например, закон сохранения энергии…); б) основные формулы (например, формулы для определения количества теплоты в данном тепловом процессе…);
в) определения физических величин (например, определение плотности или формулы для определения объёма…);
4) выразите из нужной формулы (или нужных формул) неизвестную величину;
5) подставляйте в полученную формулу для определения неизвестной величины числовые значения и находите значение получившегося математического выражения (Не забывайте о порядке действий!);
6) запишите ответ.

 

ВАРИАНТ 1
ЧАСТЬ А. Выберите один верный ответ

  • Расстояние между соседними частицами вещества мало (они практически соприкасаются). Это утверждение соответствует модели

1) только твёрдых тел
2) только жидкостей
3) твёрдых тел и жидкостей
4) газов, жидкостей и твердых тел
2. При испарении жидкость охлаждается. Это объясняется тем, что…

    • жидкость покидают частицы с наибольшей кинетической энергией
    • масса жидкости уменьшается
    • жидкость покидают самые лёгкие молекулы
    • жидкость покидают самые медленные молекулы

3.Как изменяется внутренняя энергия стали при отвердевании?
1) увеличивается
2) уменьшается
3) не изменяется
4) сначала увеличивается, а затем уменьшается

4. Удельная теплота плавления платины равна 110 кДж/кг. Это значит, что при температуре плавления …
1) для плавления 2 кг платины потребуется 110 кДж теплоты
2) для плавления 400 г платины потребуется 44 кДж теплоты
3) при кристаллизации 2 кг платины выделится 22 кДж теплоты
4) при кристаллизации 1 г платины выделится 110 кДж теплоты
5. При какой влажности воздуха человек легче переносит высокую температуру воздуха и почему?
1) при низкой, т.к. при этом пот испаряется быстро
2) при низкой, т.к. при этом пот испаряется медленно
3) при высокой, т.к. при этом пот испаряется быстро
4) при высокой, т.к. при этом пот испаряется медленно
6. Как изменится удельная теплота плавления вещества при увеличении массы тела в 3 раза?

  • увеличится в 3 раза
  • уменьшится в 3 раза
  • не изменится
  • может увеличиться, может уменьшиться

7. На рисунке показан график зависимости температуры нагревания льда от времени. Какой участок графика соответствует процессу нагревания воды?

 

 

ЧАСТЬ В.
8. К каждой позиции первого столбца таблицы подберите позицию второго столбца так, чтобы получились верные утверждения.
А. При температуре 100ºС 1) Вода
вещество будет только в газообразном
состоянии

Б. При равных массах, остывая 2) Ртуть
на 1ºС, выделит наибольшее
количество теплоты

В. При температуре 100ºС 3) Спирт
вещество будет только в жидком
состоянии
Решите задачи.
9. Какое количество теплоты потребуется для плавления 2 кг свинца, имеющего температуру 227ºС?
10. Какое количество теплоты выделится при конденсации 200 г водяного пара, взятого при температуре 100ºС, и охлаждении образовавшейся воды до 40ºС?
ЧАСТЬ С.
11. Решите задачу.
При конденсации1 кг водяного пара, взятого при температуре 100ºС, выделяется энергия. Какую массу воды можно нагреть от 0ºС до 60ºС
за счёт выделившейся энергии. Потерями тепла пренебречь. Ответ представьте целым числом килограммов.
ВАРИАНТ 2
ЧАСТЬ А. Выберите один верный ответ
1. Атомы и молекулы вещества в любой момент времени расположены в пространстве беспорядочно, на разных расстояниях друг от друга и беспрерывно и хаотично движутся, изменяя взаимное расположение…
1) в газах
2) в жидкостях
3) в кристаллических телах
4) в любом агрегатном состоянии
2. Какой фактор не влияет на скорость испарения жидкости?
1) температура жидкости
2)масса жидкости
3) площадь поверхности
4) род вещества
3.Как изменяется температура жидкости от начала кипения до полного её выкипания?
1) увеличивается
2) уменьшается
3) не изменяется
4) сначала увеличивается, а затем уменьшается
4. Три тела одинаковой массы, сделанные из разных веществ. Нагрели до температуры плавления. Какое тело расплавится последним при сообщении им одинакового количества теплоты, если удельные теплоты плавления веществ соответственно равны: 0,2 МДж/кг; 0,4 МДж/кг; 0,6 МДж/кг.
1) первое
2) второе
3) третье
4) все одновременно
5.На поверхности земли выпала роса. Это значит, что в этот момент в воздухе содержится
1) ненасыщенный пар
2) насыщенный пар
3) нет пара
4) перенасыщенный пар
6. Как изменится удельная теплота парообразования вещества при уменьшении массы жидкости в 4 раза?
1) увеличится в 4 раза
2) уменьшится в 34раза
3) не изменится
4) может увеличится, может уменьшится
7. На рисунке показан график зависимости температуры нагревания льда от времени. Какой участок графика соответствует процессу нагревания льда?

 

 

ЧАСТЬ В.
8. К каждой позиции первого столбца таблицы подберите позицию второго столбца так, чтобы получились верные утверждения.
А. При температуре 78 ºС 1) Спирт
вещество будет только в газообразном
состоянии

Б. При равных массах для выпаривания 2) Кислород
потребуется наибольшее
количество теплоты

В. При температуре -114ºС 3) Ртуть
вещество будет только в твердом
состоянии
Решите задачи.
9. Какое количество теплоты потребуется для плавления 100 г олова, имеющего температуру 32ºС?
10. Какое количество теплоты выделится при конденсации 4 кг водяного пара, взятого при температуре 100ºС, и охлаждении образовавшейся воды до 20ºС?
ЧАСТЬ С.
Решите задачу.

  • В сосуд с водой, имеющий температуру 0ºС, впустили 1 кг стоградусного водяного пара. Через некоторое время в сосуде установилась температура 20ºС. Определите массу воды первоначально находящейся в сосуде.

ВАРИАНТ 3
ЧАСТЬ А Выберите один верный ответ

  • Жидкость сходна с газом в том, что как и газ, при небольших внешних воздействиях
    • Сохраняет форму
    • Сохраняет объем
    • Не сохраняет форму
    • Не сохраняет объем
  • Энергия при конденсации пара выделяется вследствие
    • Уменьшения температуры
    • Уменьшения кинетической энергии молекул
    • Совершения работы
    • Теплопередачи
  • Лед при температуре 0ºС внесли в теплое помещение. Температура льда до того, как он растает
    • Не изменится, так как вся энергия, получаемая льдом в это время, расходуется на разрушение кристаллической решетки
    • Не изменится, так как при плавлении лед получает тепло из окружающей среды, а затем отдает его обратно
    • Повысится, так как лед получает тепло от окружающей среды, значит, его внутренняя энергия растет и температура льда повышается
    • Понизится, так как при плавлении лед отдает окружающей среде некоторое количество теплоты

4. Удельная теплота парообразования спирта 0,9 МДж/кг. Это значит, что при температуре кипения спирта



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.052 с.)