Перерыв (10-15 минут). Либо Перенос второй части тренинга на другой день. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перерыв (10-15 минут). Либо Перенос второй части тренинга на другой день.



Часть 2.

1. Упражнение «Руки на плече». Все становятся в два круга (примерно, попровну). Стоящие сзади говорят на ухо партнеру комплименты. (1 минута времени), потом меняются местами.

Рефлексия: как себя ощущали? Приятно ли было слышать комплименты?

2. Упражнение «Полет на Луну». См. подготовленные отдельно материалы.

3. Построение отношений внутри группы. Упражнение «Объявление в газету». Всем раздаются листки бумаги. Дается задание написать объявление в газету в рубрику «Ищу друга». Работа анонимна, сдается ведущему. Все освобождают свои стулья. Тренер раскладывает объявления по стульям. После этого все ходят по кругу и ставят плюсики на тех объявлениях, которые понравились больше всего. (всего можно поставить 3 плюса) Зачитываются объявления, набравшие наибольшее количество плюсов. Анализ качеств людей – наиболее предпочтительные. Предположения о неконструктивных требованиях к человеку.Выводы.

4. Упражнение «Клубок». 1 человек выходит, все остальные в круге берутся за руки и запутываются. Участник возвращается и распутывает паутину.

5. Взаимодействие в группе. Физический контакт. Упражнение «Ущелье». Все становятся в ряд, тренер рисует линию на полу – за нее заступать нельзя. Последний из ряда пытается перебраться через «ущелье», при этом ноги не должны заступать за линию, нарисованную тренером. Пройдя «ущелье», участник становится в конце ряда. Так продолжается, пока все не пройдут препятствие.

Таким образом тренируется самоподдержка. Рефлексия (тяжело, легко, приятные ощущения или нет)

6. Упражнение «Городок» (повышение уровня групповой сплоченности) Необходим лист ватмана. На первом этапе каждый участник рисует домик. Когда рисунки готовы, участники рассказывают о том, кто мог бы жить в таком доме (характер, привычки, любимые занятия). На следующем этапе каждый участник выбирает 3-4 наиболее привлекательных домика и рисует к ним дорожки. Ведущий тоже рисует тропинки. В городке можно наблюдать центр и отдаленные районы. Поэтому важно на последнем этапе объединить городок в единое целое. Группа придумывает и записывает название получившегося населенного пункта, дорисовывает в городке все, что необходимо для жизни (парки, деревья, магазины). Во время рефлексии отмечаются самые понравившиеся «местечки городка». Таким образом, развивается чувство «мы», групповое единство.

7. Завершение. Упражнение «Лист пожеланий». Листы формата А4. Каждый пишет свое имя на листе сверху, передает соседу слева, тот пишет ему пожелание, после чего лист опять передается соседу слева. Так продолжается, пока листы не попадут обратно к хозяину. Листы участники забирают с собой.

Обратная связь – тренер отмечает самые яркие моменты работы, находки группы. Задача – настроить участников на продолжение работы.

Приблизительное время выполнения всех заданий 1 части – 1,5 часа.


 

 

ПРИЕМЫ РЕФЛЕКСИИ

Проинструктируйте их, что на счете три, они сделают или "Большой палец вверх", "Большой палец Вниз", или "Большой палец в Середине" спрятанной рукой, выкидывая её перед собой рукой. В этом примере, представляются признаки, "как группа сотрудничала в целом."

§ Большие пальцы вверх означают, что группа функционировала совершенно: укладывались вовремя, слушали всеобщие идеи, никто не спорил, каждый участвовал положительным способом, и т.д.

§ Большие пальцы вниз означают, что группа не функционировала хорошо как команда вообще: было много споров, никакого планирования и т.д.

§ Большие пальцы в Середине означают, что группа преуспела, но есть небольшие проблемы и моменты для усовершенствования.

2. Как только Вы объясняете принцип "больших пальцев", на счет три сделали так, чтобы каждый представил их большие пальцы и держал их перед собой.

3. Попросите, чтобы группа по кругу обсудила один определенный пример, почему они выбрали именно тот способ, которым они сделали.

Категория: Игры

Соберите детей в круг. Скажите, что они должны придумать яблоко и лук в течение дня или деятельности, которую они только закончили...

§ Яблоко - кое-что хорошее, которое случилось, что им нравилось делать или видели и т.д..

§ Лук (репчатый) - кое-что из того, что их раздражало, не понравилось, к чему они неодобрительно относятся и т.д..

Вы можете также изменить эти две категории:

§ Розы и Шипы

§ Леденец и Овощи


 

Игры, которые надо провести с отрядом, чтобы сформировать из них слаженную команду:

1. Сначала их надо перезнакомить для этого используются игры на знакомство

2. Для успешной и продуктивной дальнейшей работы детей надо раскрепостить и используются для этого игры на снятие барьеров, например

§ психосексуальные

§ тактильные

§ разновозрастные (очень актуальны для лагерей актива, т.к. в лагерях актива чаще всего встречаются отряды с детьми с большой разницей в возрасте)

3. Не плохо было бы провести в начале еще и игры на создание дружественной, теплой обстановки! Эти игры так же пригодятся еще, чтобы успокоить детей перед свечкой, перед сном или же наоборот растрясти после подъема!

4. И только после предыдущих трех игр можно переходить к играм на взаимодействие и сплочение => к играм на формирование команды и командного духа.

Формы работы:

§ Игры

§ Дискуссия

§ Упражнение

§ Дело или проект.

§ и т.д...

Технология проведения игр:

1. Техника безопасности

2. Возраст, детей принимающих участие в игре

3. Место проведение игры (транспорт, пляж, открытая местность, большое или маленькое помещение и рассчитывать какая игра больше подойдет)

4. Состояние команды (если устали то лучше не проводить сильно подвижных игр)

5. Четкий инструктаж

6. Подготовка реквизита

7. Отслеживание потенциала группы

8. Анализ. рефлексия, обратная связь.

Если ребенок рвется сам провести интересную игру, которая 100% подойдет к этому моменту, и он очень любит её проводить и вообще тогда не надо ему мешать это делать. Надо предоставить ему шанс провести игру, следить за тем, чтобы он точно рассказал все инструкции, если что-то не дорассказал, надо ему подсказать, но ни в коем случае не говорить: ты ничего не знаешь и вообще я сама проведу!

Формирование группы и диагностика её развития.

Отряд – формальная группа (т.е. его формируют изначально посторонние люди)

Задачи и цели – сформировать команду для работы (рабочую группу)

Структура группы

§ понятие ролей, статуса

§ размер и состав группы

§ нормы и правила

Динамическое развитие – 5 стадий развития:

§ 1- знакомства => 2 -разочарование => 3-сплоченности => 4-активной работы => 5-завершения

Лидер – тот человек, которого группа наделяет ответственностью за принятие решение. И который на себя эту ответственность принимает. Аутсайдер, как правило, есть в каждой группе.

Задача вожатого выводить аутсайдера из аутсайдеров, путем взаимодействия его с лидером! Но при выходе на хорошие позиции аутсайдера в любом случае появится новый аутсайдер вплоть до того, что аутсайдером станет прежний лидер. Но оставлять ситуации на своем месте нельзя, т.к. ребенок всю смену пробыв аутсайдером, может очень сильно замкнуться в себе и уже тяжело будет ему помочь!


 

Игры на командообразование

При увеличении размеров группы, а также в случае, если в группе много новичков, перед руководителем стоит задача формирования слаженной команды. Кроме того, на технически сложных участках необходима коллективная работа, а при прохождении со страховкой - еще и доверие между участниками. В большинстве случаев такой коллектив складывается стихийно во время похода. Но что делать, если нужно сформировать команду за короткое время или группа слишком большая? Может быть, в поход стоит включить дополнительные мероприятия, задачей которых будет:

1. Знакомство участников.

2. Доверительные отношения.

3. Командообразование.


Сыграем в следующую игру:

На большой поляне участники игры разбегаются, а один человек старается поймать кого-нибудь. Когда это удается, он и пойманный, держась за руки, бегают и пытаются поймать кого-нибудь еще. Постепенно число убегающих уменьшается, а цепочка ловящих увеличивается. Цепочка не должна разрываться. Игра заканчивается тогда, когда будет пойман последний человек. Это возможно, если участники выработают стратегию ловли – пример командообразования.

Сформулируем следующие требования к командообразующим играм:

1. Правила должны быть предельно простыми. Не нужно тратить усилия на понимание правил, в походе – другие задачи.

2. Игра должна быть не напряжной, не идиотской, не унижающей достоинство игроков, приемлемой для большинства участников похода.

3. Игра должна быть направлена на сотрудничество в ходе коллективного решения задачи, а не на конкуренцию игроков. Соревновательный элемент нежелателен.

Подвижные игры вроде «бега в мешках» могут быть полезными для координации движений, но в «веселых стартах» велик соревновательный элемент и мал командообразующий.

Конкурсы по типу передач «Последний герой» откинем сразу, потому что виден результат. Коллектив превращается в толпу злобных интриганов, а в конце остается только один. Нежелательная судьба для детского коллектива. Скажем и о модном веревочном курсе. Прежде всего, выяснилось, что в нашей стране очень много профанаций веревочного курса. Некоторые даже ухитряются провести веревочный курс без веревок! Для непосвященных стоит отметить, что веревочный курс и скалолазание – совершенно разные вещи, хотя оборудование может быть одним и тем же (веревки, карабины, для веревочного курса требуется еще много разного оборудования). Некоторые честно разделяют «верхний веревочный курс» - настоящую работу с веревками, требующую большой подготовки, и «нижний» – игры на земле. Настоящий веревочный курс был придуман в США для реабилитации ветеранов войны во Вьетнаме. Он представляет интерес для нас, но требует большого оборудования и подготовительной работы, кроме того, может по ошибке приниматься за скалолазание. Но вот отдельные его элементы вполне могут быть проведены в обычном походе, например, «паутинка»:

Из веревок между деревьями вяжется паутина так, чтобы в каждую ячейку мог пройти человек. Вся команда стоит по одну сторону паутины. Нужно всем перебраться на другую сторону, по очереди задействуя все ячейки паутины и не задевая веревок. Ячейками также считается пространство над паутиной и между землей и паутиной. Участники могут помогать друг другу, поднимая, поддерживая и передавая товарищей.

Где же взять игры, подходящие для обычного похода, наподобие «ловишек»? Это – народные игры. Они простые и веселые, по функциям способствуют командообразованию (или образованию семьи), проверены веками, от них точно нет вреда психике. Иногда оказывается, что некоторые игры непригодны в конкретном походе: поляна могла быть занесена глубоким снегом, или слишком грязно, или участники сильно устали. В минимальной конфигурации поход включает три мероприятия: знакомство, игра на доверие, игра на командообразование. Выстроим последовательность, чередуя более и менее подвижные игры, чтобы участники не уставали – своеобразный командообразующий тренинг из народных игр, который можно предложить не только нашим туристам, но и другим коллективам.

 

Описания игр

Знакомство

Если размер группы не превышает 20 человек, то знакомство можно провести следующим образом: участники встают в круг, первый человек (руководитель) называет свое имя, следующий – имя первого и свое имя, …, последний называет всех по порядку, затем руководитель перечисляет всех по имени. Когда группа превышает 7 человек, одних имен для запоминания становится недостаточно. Перечисление фамилий может быть слишком формальным. Обычно в этом случае принято человеку помимо имени прибавлять какое-нибудь существительное, которое его характеризует, прилагательное или рифму. Это может вызвать проблему. Есть люди, которые стесняются к имени прибавить что-нибудь или от растерянности не могут ничего придумать. В условиях туризма можно к имени прибавить наиболее далекое географическое место¸ где был человек, место наиболее продолжительного похода или первого похода участника.


Синхронизация

В походе важное значение имеет общий настрой участников друг на друга, синхронизация на уровне бессознательного. Можно предложить следующую последовательность упражнений.

Участники садятся по кругу и кладут руки на колени соседям. Далее задача - по кругу передать сигнал, который состоит в последовательном хлопке руками по коленям. Человеку на первых порах тяжело привыкнуть, что сперва он хлопает правого соседа рукой, затем – правый сосед его, затем левый, потом он левого соседа. Задача ускорить прохождение сигнала до предела. Потом – запускаются два сигнала одновременно, и т.д. Смысл упражнения – расширение границ собственного тела (тела участников становятся как бы продолжением друг друга, подобно тому, как автомобиль – продолжение тела опытного водителя). Другой вариант – перекрестить ноги с соседями и хлопать «по своим ногам», которые на самом деле – ноги соседа. Соседи становятся как бы единым организмом. Для этого упражнения необходимо, чтобы полянка была сухой и не было слишком холодно.

Далее участникам предлагается сесть, скрестив ноги по-турецки, и положить руки на плечи соседям. Участникам предлагается, не сговариваясь, встать всем одновременно. После нескольких попыток это удается, но нужно следить за тем, чтобы круг встал красиво. Поскольку участники ориентируются на руководителя, то ему лучше не проявлять инициативы по вставанию. Упражнение позволяет также выявить скрытых лидеров и создает у группы «коллективный разум».

Следующий этап – разминка. Руководитель предлагает участникам разминать ноги, делая перекаты с носка на пятку или танцуя твист («в начале давим одной ногой окурок, потом - двумя»). Затем предлагается хоровод с передвижением различными способами: как в твисте, или перекрещивая ноги, или приставляя правую ногу к левой. Интересно пронаблюдать, как хоровод то ускоряется, то замедляется по каким-то неведомым бессознательным причинам.

 


Упражнения на доверие

В походе при прохождении сложных участков с веревками мы иногда всецело зависим от страхующих нас людей. Поэтому важно, чтобы участники полностью доверяли друг другу.

Маятник. Участники становятся по кругу. Один из участников становится в центр круга, выпрямляется, вытягивает руки вдоль тела, закрывает глаза и начинает падать. Участники ловят его и толкают. Задача участника в центре – не переставлять ноги и не сгибаться. Участники не должны передавать центрового по кругу, чтобы у него не кружилась голова. Когда участник в центре вволю накачается, в центр встает следующий человек. В кругу стоят от 5 до 9 человек, нужно чередовать мужчин и женщин. Если в группе много участников, можно сделать несколько кругов. Это упражнение, простое и безопасное, вызывает сильную эмоциональную реакцию у новичков.

Подкидывание. Парни становятся в две шеренги, берутся за руки крест-накрест, так что образуется дорожка из сцепленных рук. Девушки по очереди разбегаются и прыгают на руки парням, те, подкидывая, проносят девушек через всю шеренгу. В конце один свободный парень ловит вылетающую девушку. После того, как последняя девушка налетается, наступает очередь парней. Упражнение травмоопасное, предварительно нужен инструктаж. Необходимо следить, чтобы на участниках не было ремней или острых предметов. Летом обувь лучше снимать. Летящий участник должен выпрямиться и вытянуть руки. Ошибка начинающих в том, что они инстинктивно пытаются пружинить руками от рук подкидывающих. Это приводит к тому, что руки летящего запутываются в руках подкидывающих и человек может перекувырнуться и вылететь за пределы шеренги (зимой при сугробах это не очень страшно). Сперва нужно проделать тренировочное подкидывание с максимальной осторожностью. Признаком удачи является отсутствие «волн» и «красивый полет». Лучше первыми пускать самых легких, далее по увеличению веса, иначе легкий участник после тяжелого вполне может улететь от излишнего усердия подкидывающих. Это может случиться, когда девушки, которые боялись «летать» в свою очередь, увидев, что парни «летают» без проблем, наконец-то изъявляют желание полетать. Вот тогда их и подкидывают! Если группа маленькая и парней не хватает, в шеренгу можно ставить и крепких высоких девушек, чередуя пары «м-м» и «м-ж». В игру лучше играть в начале похода, когда одежда еще чистая. Интересен вариант, когда пролетающий ныряет в воду.

В случае, если участников мало, можно выполнить следующее упражнение. Четыре участника встают парами, держась за руки, как в предыдущем упражнении. Пятый человек встает на возвышение, выпрямляется и падает спиной на руки тех четырех.

Нужно отметить, что участники с особым энтузиазмом толкают или подкидывают руководителя похода.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.227.194 (0.028 с.)