Международные ограничения при оккупации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международные ограничения при оккупации



Понятие оккупации. В ходе вооруженного конфликта одна из воюющих сторон может обрести контроль над частью или всей тер­риторией другой, т. е. оккупировать ее. Оккупация не наделяет окку­панта суверенными правами. Он не вправе аннексировать или пере­дать другому государству эту территорию. Ее судьба решается лишь при окончательном мирном урегулировании. Не следуют также за­бывать, что согласно Уставу ООН завоевание не является законным методом приобретения территории. После оккупации Кувейта в ходе войны 1990-1991 гг. Ирак попытался аннексировать его территорию, объявив ее своей 19-й провинцией. Эта аннексия не была признана ни одним государством. Во имя обеспечения на оккупированной тер­ритории необходимого порядка сам факт оккупации (даже незакон­ной) возлагает на население некоторые обязанности в отношении ок­купанта, а последний несет ответственность за уважение прав насе­ления.

Основной критерий оккупации носит фактический характер - установление реальной власти над территорией. Четвертая Гаагская конвенция 1907 г. установила, что территория считается оккупиро­ванной, когда она реально становится подвластной армии противни­ка. Оккупация распространяется лишь на ту часть территории, на ко­торой эта власть установилась и реально осуществляется. Согласно общей для всех четырех Женевских конвенций 1949г. ст. 2 режим оккупации применяется и в том случае, если территория занята без вооруженного сопротивления.

Существуют разные видь оккупации. Международное гумани­тарное право распространяет свое действие прежде всего на военную оккупацию, т. е. на временное занятие территории войсками против­ника в ходе вооруженного конфликта. Другим видом оккупации, также имеющей связь с вооруженным конфликтом, является после­военная оккупация, как средство обеспечения выполнения государ­ством, несущим ответственность за агрессию, своих обязательств. Примером может служить оккупация территории Германии и ее со­юзников войсками антигитлеровской коалиции на основе соглаше­ний. Международное гуманитарное право применяется и к оккупа­ции такого рода.

Иной вид оккупации имеет место при освобождении террито­рии союзника от вражеской оккупации. Устанавливая временный контроль над освобожденной территорией, союзная армия руково­дствуется нормами международного гуманитарного права. Еще один вид оккупации - занятие воюющей стороной территории нейтрально­го государства. И в этом случае применяется международное гумани­тарное право.

Действие режима оккупации во времени. Оккупация начинает­ся с установления фактического контроля над территорией, с созда­нием оккупационной администрации. Однако даже при кратковре­менном занятии территории войсками неприятеля они обязаны со­блюдать соответствующие правила оккупации.

Оккупационный режим прекращается с момента утраты факти­ческого контроля над территорией. Если же оккупация сохраняется и после прекращения военных действий, то согласно четвертой Гааг­ской конвенции соответствующие нормы международного права подлежат применению в течение года после общего прекращения во­енных действий. Это положение было обосновано и изменено пер­вым Дополнительным протоколом, установившим, что международное гуманитарное право должно применяться до прекращения окку­пации. Думается, что это изменение внесено с учетом опыта много­летней оккупации Израилем восточного берега реки Иордан.

Прекращение оккупации не ликвидирует связанные с ней юри­дические отношения. Особенно часто возникают вопросы, связанные с возмещением причиненного оккупацией ущерба и уголовной юсти­ции. После прекращения иракской оккупации в 1991г. Кувейт предъ­явил требования о возмещении ущерба. Для обеспечения этих требо­ваний Совет Безопасности разрешил ограниченный экспорт иракской нефти, главным образом для целей удовлетворения индивидуальных претензий. После освобождения территории Кувейта существенной проблемой с точки зрения уважения прав человека стала массовая внесудебная расправа с членами палестинской общины, обвиняемы­ми в пособничестве врагу.

Управление оккупированной территорией. Управление осуще­ствляется оккупационной администрацией с учетом соответствую­щих норм международного гуманитарного права, по возможности сохранения действие местных законов. Оккупационные власти обя­заны разрешить деятельность местных судей и чиновников, но не мо­гут принудить их к этому. Возникает сложная проблема. С одной стороны, подобная деятельность соответствует интересам населения, с другой - может быть основанием для обвинения в сотрудничестве с оккупационными властями. Оккупант вправе создавать и собствен­ные «неполитические военные суды».

Оккупационная власть может использовать в своих целях госу­дарственные здания, но право собственности на них не приобретает. В отношении недвижимой государственной собственности, лесов, сельхозугодий, оккупационная власть является лишь временным управляющим и должна обеспечивать их сохранение.

Правовое положение населения оккупированной территории. В пределах возможного оккупационные власти обязаны уважать ос­новные права человека, а также права, определенные международ­ными нормами по гуманитарным вопросам. Мирному населению должен быть предоставлен определенный уровень защиты с учетом, разумеется, интересов безопасности оккупационных сил. Оккупи­рующее государство обязано, во взаимодействии с местными властя­ми, обеспечить население в максимально возможной мере медицин­ским обслуживанием, включая санитарную службу. Медицинские учреждения могут быть временно реквизированы для лечения ране­ных, но такое изъятие компенсируется созданием необходимых уч­реждений для мирного населения. Оккупационные власти следят за обеспеченностью населения питанием и в случае необходимости принимают соответствующие меры. Допускается помощь под эгидой Комитета Красного Креста.

Население не может принуждаться к деятельности, имеющей военное значение. Допускается набор добровольцев. Однако по зако­нам своего государства такого рода добровольцы квалифицируются как предатели. Вторая мировая война дала тому множество приме­ров.

Допускается привлечение лиц старше 18 лет к принудительно­му труду, если это необходимо для оккупационных войск, комму­нальных служб, для обеспечения населения едой, медицинским об­служиванием, жильем, одеждой. Работающие должны получать справедливую оплату и не могут быть вывезены за рубеж (депорти­рованы).

Допускается реквизиция частной собственности для нужд ок­купационных сил, но с учетом местных возможностей. Разрушение собственности запрещено, кроме случаев абсолютной военной необ­ходимости.

Держава покровительница

С самого начала войны первой обязанностью стороны. Участ­вующей в конфликте, является назначение Державы-покровительницы. Держава-покровительница - это государство (ней­тральное), не принимающее участия в конфликте, которому одна из находящихся в конфликте сторон поручает (с согласия другой сторо­ны) защищать ее интересы в гуманитарной сфере во время конфлик­та; выполняя это поручение, она также способствует соблюдению МГП. Женевские конвенции и Дополнительный протокол I возлага­ют на Державу-покровительницу ряд функций гуманитарного харак­тера, важнейшими из которых является посещение лагерей для воен­нопленных и интернированных, а также работа в интересах граждан­ских лиц, находящихся во власти противника (особенно на оккупи­рованных территориях).

Представителям Державы-покровительницы должна предос­тавляться возможность посещать все места, где могут находиться по­кровительствуемые лица, чтобы они могли сами составить впечатле­ние о том, как на практике соблюдается Женевское право. Независи­мо от права проводить такие посещения, предоставленного Державе-покровительнице, МККК также имеет право посещать места заклю­чения и интернирования.

Однако годы, прошедшие после окончания второй мировой войны, показали, что находящиеся в конфликте стороны не склонны больше назначать Держав-покровительниц, как того требует между­народное право. Основное возражение против этой системы кроется в опасении, что назначение Державы-покровительницы может при­вести к неприемлемым правовым последствиям (как, например, к признанию противной стороны или международного характера кон­фликта). Это опасение безосновательно. Институт Держав-покровительниц был привнесен в систему МГП для того, чтобы способствовать выполнению обязательств по международному гумани­тарному праву. Поэтому назначение Державы-покровительницы не должно вести к ненужному вмешательству.

Институт Держав-покровительниц имеет давнюю историю. Се­годня правила, относящиеся к назначению этих держав и к их обя­занностям во время войны, входят в Женевские конвенции. Дополни­тельный протокол I формулирует правила процедуры для назначения Держав-покровительниц. Согласно этим правилам МККК предлагает свои услуги сторонам, находящимся в конфликте, и настоятельно просит их назначить Держав-покровительниц по обоюдному согла­сию. Если же не удается назначить Держав-покровительниц в соот­ветствии с принятой процедурой, то каждая сторона в одностороннем порядке наделяет третье государство функциями Державы-покровительницы. Если и это не удастся осуществить, то гуманитар­ная организация, «как, например. Международный Комитет Красного Креста» берет на себя гуманитарные функции Державы-покровительницы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.009 с.)