Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Международные ограничения при оккупации
Понятие оккупации. В ходе вооруженного конфликта одна из воюющих сторон может обрести контроль над частью или всей территорией другой, т. е. оккупировать ее. Оккупация не наделяет оккупанта суверенными правами. Он не вправе аннексировать или передать другому государству эту территорию. Ее судьба решается лишь при окончательном мирном урегулировании. Не следуют также забывать, что согласно Уставу ООН завоевание не является законным методом приобретения территории. После оккупации Кувейта в ходе войны 1990-1991 гг. Ирак попытался аннексировать его территорию, объявив ее своей 19-й провинцией. Эта аннексия не была признана ни одним государством. Во имя обеспечения на оккупированной территории необходимого порядка сам факт оккупации (даже незаконной) возлагает на население некоторые обязанности в отношении оккупанта, а последний несет ответственность за уважение прав населения. Основной критерий оккупации носит фактический характер - установление реальной власти над территорией. Четвертая Гаагская конвенция 1907 г. установила, что территория считается оккупированной, когда она реально становится подвластной армии противника. Оккупация распространяется лишь на ту часть территории, на которой эта власть установилась и реально осуществляется. Согласно общей для всех четырех Женевских конвенций 1949г. ст. 2 режим оккупации применяется и в том случае, если территория занята без вооруженного сопротивления. Существуют разные видь оккупации. Международное гуманитарное право распространяет свое действие прежде всего на военную оккупацию, т. е. на временное занятие территории войсками противника в ходе вооруженного конфликта. Другим видом оккупации, также имеющей связь с вооруженным конфликтом, является послевоенная оккупация, как средство обеспечения выполнения государством, несущим ответственность за агрессию, своих обязательств. Примером может служить оккупация территории Германии и ее союзников войсками антигитлеровской коалиции на основе соглашений. Международное гуманитарное право применяется и к оккупации такого рода. Иной вид оккупации имеет место при освобождении территории союзника от вражеской оккупации. Устанавливая временный контроль над освобожденной территорией, союзная армия руководствуется нормами международного гуманитарного права. Еще один вид оккупации - занятие воюющей стороной территории нейтрального государства. И в этом случае применяется международное гуманитарное право.
Действие режима оккупации во времени. Оккупация начинается с установления фактического контроля над территорией, с созданием оккупационной администрации. Однако даже при кратковременном занятии территории войсками неприятеля они обязаны соблюдать соответствующие правила оккупации. Оккупационный режим прекращается с момента утраты фактического контроля над территорией. Если же оккупация сохраняется и после прекращения военных действий, то согласно четвертой Гаагской конвенции соответствующие нормы международного права подлежат применению в течение года после общего прекращения военных действий. Это положение было обосновано и изменено первым Дополнительным протоколом, установившим, что международное гуманитарное право должно применяться до прекращения оккупации. Думается, что это изменение внесено с учетом опыта многолетней оккупации Израилем восточного берега реки Иордан. Прекращение оккупации не ликвидирует связанные с ней юридические отношения. Особенно часто возникают вопросы, связанные с возмещением причиненного оккупацией ущерба и уголовной юстиции. После прекращения иракской оккупации в 1991г. Кувейт предъявил требования о возмещении ущерба. Для обеспечения этих требований Совет Безопасности разрешил ограниченный экспорт иракской нефти, главным образом для целей удовлетворения индивидуальных претензий. После освобождения территории Кувейта существенной проблемой с точки зрения уважения прав человека стала массовая внесудебная расправа с членами палестинской общины, обвиняемыми в пособничестве врагу. Управление оккупированной территорией. Управление осуществляется оккупационной администрацией с учетом соответствующих норм международного гуманитарного права, по возможности сохранения действие местных законов. Оккупационные власти обязаны разрешить деятельность местных судей и чиновников, но не могут принудить их к этому. Возникает сложная проблема. С одной стороны, подобная деятельность соответствует интересам населения, с другой - может быть основанием для обвинения в сотрудничестве с оккупационными властями. Оккупант вправе создавать и собственные «неполитические военные суды».
Оккупационная власть может использовать в своих целях государственные здания, но право собственности на них не приобретает. В отношении недвижимой государственной собственности, лесов, сельхозугодий, оккупационная власть является лишь временным управляющим и должна обеспечивать их сохранение. Правовое положение населения оккупированной территории. В пределах возможного оккупационные власти обязаны уважать основные права человека, а также права, определенные международными нормами по гуманитарным вопросам. Мирному населению должен быть предоставлен определенный уровень защиты с учетом, разумеется, интересов безопасности оккупационных сил. Оккупирующее государство обязано, во взаимодействии с местными властями, обеспечить население в максимально возможной мере медицинским обслуживанием, включая санитарную службу. Медицинские учреждения могут быть временно реквизированы для лечения раненых, но такое изъятие компенсируется созданием необходимых учреждений для мирного населения. Оккупационные власти следят за обеспеченностью населения питанием и в случае необходимости принимают соответствующие меры. Допускается помощь под эгидой Комитета Красного Креста. Население не может принуждаться к деятельности, имеющей военное значение. Допускается набор добровольцев. Однако по законам своего государства такого рода добровольцы квалифицируются как предатели. Вторая мировая война дала тому множество примеров. Допускается привлечение лиц старше 18 лет к принудительному труду, если это необходимо для оккупационных войск, коммунальных служб, для обеспечения населения едой, медицинским обслуживанием, жильем, одеждой. Работающие должны получать справедливую оплату и не могут быть вывезены за рубеж (депортированы). Допускается реквизиция частной собственности для нужд оккупационных сил, но с учетом местных возможностей. Разрушение собственности запрещено, кроме случаев абсолютной военной необходимости. Держава покровительница С самого начала войны первой обязанностью стороны. Участвующей в конфликте, является назначение Державы-покровительницы. Держава-покровительница - это государство (нейтральное), не принимающее участия в конфликте, которому одна из находящихся в конфликте сторон поручает (с согласия другой стороны) защищать ее интересы в гуманитарной сфере во время конфликта; выполняя это поручение, она также способствует соблюдению МГП. Женевские конвенции и Дополнительный протокол I возлагают на Державу-покровительницу ряд функций гуманитарного характера, важнейшими из которых является посещение лагерей для военнопленных и интернированных, а также работа в интересах гражданских лиц, находящихся во власти противника (особенно на оккупированных территориях). Представителям Державы-покровительницы должна предоставляться возможность посещать все места, где могут находиться покровительствуемые лица, чтобы они могли сами составить впечатление о том, как на практике соблюдается Женевское право. Независимо от права проводить такие посещения, предоставленного Державе-покровительнице, МККК также имеет право посещать места заключения и интернирования.
Однако годы, прошедшие после окончания второй мировой войны, показали, что находящиеся в конфликте стороны не склонны больше назначать Держав-покровительниц, как того требует международное право. Основное возражение против этой системы кроется в опасении, что назначение Державы-покровительницы может привести к неприемлемым правовым последствиям (как, например, к признанию противной стороны или международного характера конфликта). Это опасение безосновательно. Институт Держав-покровительниц был привнесен в систему МГП для того, чтобы способствовать выполнению обязательств по международному гуманитарному праву. Поэтому назначение Державы-покровительницы не должно вести к ненужному вмешательству. Институт Держав-покровительниц имеет давнюю историю. Сегодня правила, относящиеся к назначению этих держав и к их обязанностям во время войны, входят в Женевские конвенции. Дополнительный протокол I формулирует правила процедуры для назначения Держав-покровительниц. Согласно этим правилам МККК предлагает свои услуги сторонам, находящимся в конфликте, и настоятельно просит их назначить Держав-покровительниц по обоюдному согласию. Если же не удается назначить Держав-покровительниц в соответствии с принятой процедурой, то каждая сторона в одностороннем порядке наделяет третье государство функциями Державы-покровительницы. Если и это не удастся осуществить, то гуманитарная организация, «как, например. Международный Комитет Красного Креста» берет на себя гуманитарные функции Державы-покровительницы.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.009 с.) |