Диагностические материалы по дополнительной 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностические материалы по дополнительной



Диагностические материалы по дополнительной

Общеразвивающей программе «Вышивка»

художественной направленности.

Возраст детей: 7-14 лет

Срок реализации программы: 2 года

 

Разработала Пожнина Лариса Васильевна,

педагог дополнительного образования.

 

 

г.Волхов

2020г.

Пояснительная записка

Диагностика в дополнительном образовании выполняет важную роль. Она даёт возможность создавать более благоприятные условия для развития интересов ребёнка, темпов, уровня, объёма восприятия и усвоения необходимого материала. Использование диагностики позволяет не только спрогнозировать дальнейший ход обучения, но и сделать его более интересным для детей, повысить качественный уровень обучения, заинтересовать учащихся и активизировать их работу.

Диагностика – в переводе с греческого «способность распознавать», т.е. учение о методах и принципах распознавания особенностей состояния среды на основе всестороннего исследования с целью предсказания возможных отклонений.

Цель диагностики - управление личностным ростом ребенка.

 

Этапы педагогической диагностики:

Результаты образовательной деятельности отслеживаются путем проведения начальной и промежуточной диагностики учащихся.

Прогностическая (начальная) диагностика: (проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива) – это изучение отношения ребенка к выбранной деятельности, его достижения в этой области, личностные качества ребенка

Цель – выявление стартовых возможностей и индивидуальных особенностей учащихся в начале цикла обучения.

Задачи:

- прогнозирование возможности успешного обучения на данном этапе;

- выбор уровня сложности программы, темпа обучения;

- оценка дидактической и методической подготовленности.

Методы проведения:
- индивидуальная беседа;
- наблюдение;
- анкетирование.

Текущая (промежуточная) диагностика (проводится в конце 1 и 2 полугодия) – это изучение динамики освоения предметного содержания, личностного развития ребенка.

Цель – отслеживание динамики развития каждого ребёнка, коррекция образовательного процесса в направлении усиления его развивающей функции.

Задачи:

- оценка правильности выбора технологии и методики;

- корректировка организации и содержания учебного процесса.

Основные методы педагогической диагностики

Методы могут быть прямыми и косвенными:

к прямым методам относится опрос учащихся путем анкетирования, индивидуальная беседа, тесты, кроссворды и т.д.;

к косвенным методам относится наблюдение,

Анкетирование.

Анкета как метод педагогической диагностики широко применяется при изучении и оценки результатов образовательного процесса. Для составления анкеты надо знать возрастные особенности учащихся, их опыт. Иногда проводится анонимное анкетирование, где учащиеся убеждены, что авторство каждого не будет установлено, за любой ответ не придется отвечать. Это направлено на получение более объективных данных с помощью анкет.

Индивидуальная беседа.

Индивидуальная беседа с учеником предполагает прямые или косвенные вопросы о мотивах, смысле, цели учения. Лучше, если беседа проводится в профилактических целях, а не после выявления неблагополучия в мотивации.

Умело проведѐнная обучающая беседа обладает большой диагностической ценностью. Для еѐ усиления необходимо заранее заложить в структуру беседы комплексы диагностических заданий и вопросов, продумать формы и средства фиксации, обработки и анализа ответов учащихся.

Тесты.

Тест - краткое стандартизированное испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной процесс. Тестирование – наиболее подходящая измерительная технология – самая эффективная в ситуациях массового оценивания учебных достижений.

Существует три этапа тестирования

- выбор теста;

- его проведение;

- подсчёт баллов с последующей интерпретацией результатов.

Наблюдение.

Наблюдение как метод педагогической диагностики необходимо для сбора фактов в естественной обстановке. Научно обоснованное наблюдение отличается от обычной фиксации фактов:

-оно сочетается с воздействием на ребёнка (фиксируется прежде всего реакция учащегося на различные воспитательные влияния);

-наблюдение осуществляется в определённой системе с учетом ведущей педагогической задачи;

-в фиксации фактов нужна система, определенная последовательность в течение длительного срока, поскольку разовые наблюдения могут оказаться случайными, не отражающими истинный уровень воспитанности ученика;

-наблюдение не должно быть субъективным, исследователь обязан фиксировать все факты, а не те, которые его устраивают.

 

Образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств учащихся. Поэтому её результаты целесообразно оценивать по двум группам показателей:

- личностные достижения (выражающие изменения личностных качеств ребѐнка под влиянием занятий в данном творческом объединении).

- предметные достижения (фиксирующие предметные  знания, умения и навыки, приобретенные в процессе освоения общеразвивающей программы).

Работая с диагностическими методиками, нужно придерживаться следующих правил:

1. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.

2.Диагностика должна носить содержательный характер и создавать широкое поле исследовательской деятельности.

3.Результаты диагностического исследования не должны обсуждаться с людьми, не имеющими отношения к делам объединения.

4. Результаты (любые) должны служить не во вред, а во благо учащихся.
     5. По результатам диагностического исследования должны вноситься коррективы и планирование работы в объединении.
     6. Необходимость педагогической диагностики должна учащимся разъясняться.


Для определения динамики развития и роста мастерства учащихся проводится анализ результатов по показателям диагностики, зафиксированными в таблице «Протокол результатов промежуточной аттестации учащихся объединения Вышивка» (Приложение). Это позволяет сделать вывод о степени результативности общеразвивающей программы, выявить одаренных детей и разработать для них индивидуальный образовательный маршрут с целью достижения высоких результатов в данном направлении, помочь в профессиональном самоопределении.

 

 

Оценочные материалы

Год обучения

Название тем

Ответы

 1. шов «шнурочек»

шов «змейка»

шов «двойная змейка»

шов «зигзаг»

шов тройная змейка»

2. нитки мулине

3. закрепление нити в петлю

4. шов «козлик»

5. шов «двойной козлик

шов «частый козлик»

шов «косичка»

Критерий оценивания задания:

0 баллов – неправильный ответ

1 балл – правильный ответ

Высокий уровень 4-5 баллов

Средний уровень 2-4 балла

Низкий уровень 0-1 балл

 

Карта – задание

Ответы

выполнение петли с прикрепом петля с 1 прикрепом петля с 1 прикрепом петля с 2 прикрепами петля с 3 прикрепами выполнение петли с прикрепом

Критерий оценивания задания:

0 баллов – неправильный ответ

1 балл – правильный ответ

Высокий уровень: вся таблица заполнена правильно; аккуратно, быстро и ровно вышит цветок с 2 прикрепами.

Средний уровень: таблица заполнена правильно наполовину; цветок вышит аккуратно, но потребовалась небольшая помощь педагога.

Низкий уровень: таблица заполнена не правильно; цветок вышит с большими ошибками и не аккуратно.

 

Кроссворд №1

Ответы на кроссворд №1

Солнце

Древо

Земля

Берегиня

Птица

Вода

А

В, г

Б

Г

В.

В.

А, б

А

Критерий оценивания

Высокий уровень 10-18 баллов

Средний уровень 6-10 баллов

Низкий уровень 6  баллов

 

 

Критерий оценивания

Высокий уровень 18 - 27 баллов

Средний уровень 10 - 18 баллов

Низкий уровень 0 - 10 баллов

 

Перечислите виды вышивки

а) счетные, свободные

б) яркие, тусклые

в) тематические, свободные

Ответы на тест № 2: 1в, 2б, 3б, 4в, 5б, 6б, 7б, 8в, 9а, 10в, 11б, 12а, 13а, 14а, 15в, 16 б,в,г, 17а.

Оценочные материалы

Год обучения

 

 

Название тем

Формы текущего контроля и промежуточная аттестация

1 Вводное занятие. Тест по т/б
2 Счетные швы. Общая характеристика. Тест. Карта – задание.
3 Орнамент. Орнамент в русском народном костюме. Тест. Карта – задание
4 Счетные швы   Промежуточная аттестация. Тестирование
5 Выполнение работы в технике «крест» Тест. Кроссворд.
6 Итоговое занятие. Промежуточная аттестация. Тестирование.

 

 

Ответы на тест №3

1.Б

2.Б

3.А

4.Г

5.А

6.В

7.В

8.Б

 

Тест №4 «Счетные швы»

 

1. По узорам на одежде можно было узнать:

а) уровень мастерства её владельца;

б) родословную человека, место его проживания;
в) вид декоративно-прикладного искусства.

Б

А

Б

А

Б

А

А

В

А

Б    

 

Критерий оценивания

 

Высокий уровень: 4 совпадения

Средний уровень: 2-3 совпадения  

Низкий уровень: 0-1 совпадение


 

Перечислите виды орнамента

а) растительный, геометрический, животный

б) растительный, геометрический, зооморфный, геральдический

в) растительный, геометрический, зооморфный, геральдический, антропоморфный

Ответы: 1 – Б, 2- В, 3 - А

 

Ответы на тест №7

1.а

2.в

3.в

4.а

5.б

6.б

7.в

8.г

9.г

 

Ответы к кроссворду №2

По горизонтали: 3.Игла 5.Аида 7.Полукрест 9.Схема10.Лен 11.Риолис

        

По вертикали: 1. Вышивка 2. Канва 4. Мулине 6.Датский 7. Пяльцы 8.Петля

 

 

Шитья?

а) Нижний Новгород,

б) Торжок,

в) Москва,

г) Киев.

3. Способы перевода рисунка на ткань:

а) с помощью копировальной бумаги,

б) на «просвет»,

в) с помощью кальки, тонкой бумаги,

г) с помощью разметки рисунка,

д) припорохом,

Назовите виды орнамента

а) сетчатый,

б) ленточный,

в) гобеленовый,

г) розеточный,

д) народный.

Назовите вид орнамента

 

 

а) ленточный,

б) сетчатый,

в) гобеленовый,

г) розеточный.

11. Назовите счетные швы:

а) роспись,

б) набор,

в) счетная гладь,

г) русская гладь,

д) косая стежка,

е) крест

ж) тамбур,

и) рококо.

12. Назовите свободные вышивки по рисованному контуру:

а) вперед иголку,

б) назад иголку,

в) тамбурный шов,

г)стебельчатый шов,

д) счетная гладь

е) владимирские швы,

ж) гладь,

з) крест

Определите вид вышивки

а) гладь,

б) крест,

в) набор,

г) гобелен.


14. Швейные изделия отделывают вышивкой:

а) батик,

б) мережка,

в) ришелье,

г) крест,

д) владимирская гладь.

15. В качестве материала для вышивки в технике «крест» используют ткань:

а) полотняного переплетения,

б) саржевого переплетения,

в) сатинового переплетения,

г) атласного переплетения

16. Вышивка крестом относится к:

а) украшающим швам;

б) геометрическим швам;

в) счётным швам,

г) свободным вышивкам.

17. При вышивании счетными швами:

а) рисунок размечают на лицевой стороне ткани отдельными точками;

б) размечают все элементы рисунка в полном соответствии с эскизом

или схемой;

в) рисунок не переводят, а вышивают по счету нитей в соответствии

со схемой,

г) рисунок размечают на изнаночной стороне.

18. В правильно выполненной вышивке «крест» на изнанке получают ряд:

а) косых стежков;

б) прямых и диагональных стежков;

в) вертикальных стежков,

г) прямых стежков.

19. Изменение масштаба рисунка вышивки можно выполнить с помощью:

а) растровой сетки,

б) ксерокса,

в) линейки и циркуля,

 

А

Б

А.Б.В.Д.

Г

А

Б

В

А.Б.Г.

Б

Г.

А.Б.В.Е.

В.Г.Е.Ж.

А

Б.В.Г.Д.

А

В

В

В

А

А

Б.В.Г

А

Б

А

Тест №9. Терминология.

Задание: провести стрелки к правильным ответам

Вариант №1

1.Мулине А) специальные нитки для вышивки, которые изготавливаются из 100%  хлопка..
2.Цветовая гармония Б) стежок, который довольно часто можно встретить в схемах для вышивки крестом, который скорее напоминает узелок.
3.Французский узелок В) это согласованность в сочетании цветов, их основные свойства и взаимодействия между собой.
 4. Канва Г) способ закрепления нити в начале вышивки, который используется для того, чтобы избежать образования узелков
5.Петля Д) основа для вышивания

Вариант №2

1.Орнамент А) ткань с редкой структурой, используется реже других видов тканей.
2.Стежок "назад иголку" Б) в переводе с латинского означает «украшать».
3.Лен В) в вышивке крестом это, как правило, контурный стежок, который используется, чтобы придать завершенный вид вышивке..
4.Счетный крест Г) это игла с тупым концом, которая  проходит между нитями ткани, не повреждая их, с довольно большим ушком, в которое удобно вставлять нити мулине.
5.Гобеленовая игла Д) метод отсчитывать крестики  при вышивке. Используется при наличии схемы вышивки, по которой сначала отсчитываются крестики одного цвета, затем такое же количество крестиков переносится на ткань, и располагается в том же порядке, что и на схеме.

Игра - викторина

 

 

Цель: определить уровень теоретических знаний и практических навыков у учащихся.

Задачи:

- обобщить и систематизировать полученные знания;

-способствовать формированию и развитию творческих и познавательных способностей;

-воспитывать уверенность в себе, умение работать в группе;

-развитие речи, умения использовать в речи специальные термины.

Тип: контроль знаний.

Вид: занятие-викторина.

Методы обучения: словесные, наглядные.

Форма обучения: коллективная работа

Ход игры-викторины:

1. Организационный момент

2. Приветствие. Сообщение целей и темы

Здравствуйте ребята. Сегодня у нас итоговое занятие. Занятие будет проводится в форме игровой викторины. Цель нашего занятия: определить уровень теоретических знаний и практических навыков.

В течении учебного года мы работали по общеразвивающей программе «Вышивка» Эта программа имеет художественную направленность и рассчитана на 2 года обучения.

 Мы познакомились с различными материалами, инструментами и техниками вышивки. Мы с вами выполнили много работ, начиная с самых простых и заканчивая сложными. Вами были выполнены всевозможные поделки, сувениры. панно а также подарки для родителей и друзей..

3. Проверка усвоения ЗУН

А сейчас мы с вами поиграем. Для начала, выберите себе кружок (на столе выложены круги двух цветов). Девочки разделитесь на две команды по цвету того кружка, которую вы взяли. У кого красный кружок это первая команда, синий кружок вторая команда.

Я хочу представить вам членов жюри, которые помогут нам определить команду победителей. (Представление жюри).

 

1 конкурс: "Приветствие команд"

Вам необходимо придумать название команды, и представить ее участников. Задание оценивается в 10 баллов

 

2 конкурс: "Анаграммы”

На листах написаны слова, но прочитать их очень трудно. Вам необходимо переставить буквы и написать отгаданные слова.

Конкурс оценивается по количеству правильных ответов: 1 ответ – 1 балл

ГИАЛ ИГЛА

ОНИЦЫЖН НОЖНИЦЫ

КОНЁРАСТП НАПЁРСТОК

ЛАВИБКУ БУЛАВКИ

ТКИНИ НИТКИ

Каким одним словом можно назвать все эти слова? (Инструменты) давайте вспомним технику безопасности при работе с ними.

 Подготовить рабочее место к работе, убрать все лишнее. Хранить иголки и булавки в определенном месте (подушечке, специальной коробке и пр.), не оставлять их на рабочем месте.

Не пользоваться при работе ржавыми иголками и булавками, ни в коем случае не брать иголки и булавки в рот.

Шить иголками только с наперстком.

Выкройки к ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя.

Ножницы хранить в определенном месте, класть их сомкнутыми острыми концами от себя, передавать друг другу ручками вперед.

Не откусывать нитки зубами, а отрезать их ножницами.

В случае поломки иглы или булавки, обломки не бросать на пол, а завернуть в бумагу и отдать педагогу.

 

3 конкурс: " К вышивке готов!"

Каждый участник по очереди выполняет задание:

1. Подготовить нитку для вышивки

2. Вставить нитку в иголку в 2 сложения

3. Вставить ткань в пяльцы

Максимальная оценка 5 баллов.

 

4 конкурс «Технологический»

В карточках написаны пошаговые действия технологических операций. Необходимо составить правильную последовательность, расставив цифры от 1 до 5.

За правильный ответ начисляется 5 баллов.

Составьте правильную последовательность выполнения вышивки.

Ответ.

1. Выбрать рисунок

2. Перевод рисунка на ткань

3. Вставить ткань в пяльцы

4. Вставить нитку в иголку

5. Вышивка

6. Оформление готовой работы.

 

5 конкурс: "Быстрее, быстрее"

Задание на смекалку и быстроту реакции. Для каждой команды в быстром темпе будут читаться пословицы. Нужно как можно быстрее, а главное, правильно отвечать. Конкурс оценивается по количеству правильных ответов: 1 ответ – 1 балл

1 вариант:

"Никогда не откладывай на завтра, ……"(, то что можно сделать сегодня) "Семь раз отмерь, …."(один раз отрежь)

"Мастера по работе......."(видно)

"Куда иголка,........." (туда и нитка)

"Без труда,........" (не вытащишь и рыбку из пруда)

2 вариант:

"Сделал дело, ……" (гуляй смело)

"Шей да пори,...." (не будет плохой поры)

"Делу – время, ………"(а потехе –час)

"Скучен день до вечера, …"(когда делать нечего)

"С миру по нитке,......." (голому рубаха)

 

6 конкурс: Конкурс капитанов "Вышей цветок"

Один участник из команды должен вышить цветок в технике «петля с 1 прикрепом». Задание оценивается в 10 баллов.

 

 

 Оценка деятельности учащихся:

Итоги нашей викторины подведет жюри.

Награждение победителей.

Большое спасибо жюри и всем участникам нашей игры. Сегодня мы с вами обобщили и закрепили знания, полученные на занятиях. Надеюсь, что и на следующий год, девочки проявите себя как творческие и активные рукодельницы.

На этом мы прощаемся с вами. Желаю вам успеха!

 

Диагностическая карта

Уровень усвоения содержания по дополнительной общеразвивающей программе «Вышивка».

Группа №____, 1 год обучения

2019-2020 учебный год

Ф.И.

Учащегося

Технические умения и навыки

Итого

Полугодие

Полугодие

Виды ручной вышивки Простейшие швы. Украшающие швы на основе простых швов и шва «козлик» Техника вышивки - петля с прикрепом Символы славянской вышивки Техника вышивки - тамбурный шов Техника вышивки - Владимирский верхошов.
1                  
2                  
3                  
4                  
5                  
6                  
7                  
8                  
9                  
10                  
11                  
12                  
                   

Текущие показатели фиксируются в соответствии со следующими уровнями развития учащегося: Высокий уровень – 5 баллов, средний уровень – 4 балла, низкий уровень – 2 балла

Диагностическая карта

Уровень усвоения содержания по дополнительной общеразвивающей программе «Вышивка».

Группа №____, 2 год обучения

2019-2020 учебный год

Ф.И.

Учащегося

Технические умения и навыки

Итого

Полугодие

Полугодие

Счетные швы. Общая характеристика. Орнамент. Орнамент в русском народном костюме. Счетные швы Техника вышивки «набор» Техника вышивки «роспись» Техника вышивки «счетная гладь» 1                   2                   3                   4                   5                   6                   7                   8                   9                   10                   11                   12                                      

Текущие показатели фиксируются в соответствии со следующими уровнями развития учащегося:

Высокий уровень – 5 баллов, средний уровень – 4 балла, низкий уровень – 2 балла

 

Диагностические материалы по дополнительной



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.191 с.)