Развития креативности учащихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развития креативности учащихся



ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК СПОСОБ

РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

В условиях духовного неблагополучия в обществе уроки литературы являются возможностью приобщиться к образцам мировой культуры, источником воздействия на читателя, примером нормированной литературной речи и помогают ученику развивать творческие способности, самореализовываться.

Все дети по-своему талантливы, учитель должен увидеть в каждом ребенке признаки одаренности и помочь развить их. Различными средствами: уроками, факультативными курсами, вовлечением во внеклассную работу, в исследовательскую деятельность, через написание творческих работ – учитель должен стараться пробудить в своих учениках чуткое, бережное отношение к слову, показать, что внимательный читатель через общение с текстом, с автором способен сделать самые неожиданные открытия.

Кроме того, вовлекая детей в интересную познавательную и творческую деятельность, учитель тем самым способствует формированию активной жизненной позиции ребенка, учит его аргументировано отстаивать собственную точку зрения, не бояться высказываться, да и просто общаться.

Одно из условий эффективности любого урока – творческая атмосфера. Она тем более необходима на уроках литературы, потому как они связаны с живым русским словом. Поэтому в условиях современной школы урок литературы должен стать творческой мастерской, в которой каждому ребенку найдется дело по душе. Учитель же превратится из строгого контролера в соавтора, сопереживателя, режиссера. Такой урок литературы не удастся, если не будет тщательно подготовлен и спланирован, в этом педагогу помогут творческие задания.

Различные по целям, задачам, видам, они в любой своей интерпретации являются способами развития креативного мышления учащихся, повышают мотивацию к изучению предмета, делают урок запоминающимся. Выполнение таких заданий дает возможность ученику выразить собственную точку зрения, побуждает его к творчеству, заставляет по-другому воспринимать художественное произведение. Такое сотворчество дает хорошие результаты.

Развитие творческих способностей, познавательной самостоятельности (стремление и умение учащихся самостоятельно познавать новое в процессе творческой деятельности), активизация мыслительной деятельности учащихся невозможны без включения в содержание уроков заданий поискового характера, в число которых входят проблемные задания, предполагающие исследовательскую деятельность учащихся, их творчество в ходе анализа литературных произведений.

К таким заданиям можно отнести творческие задания создать свой текст. Прежде всего, это традиционное сочинение. Основными жанрами литературного творчества являются известные всем характеристика героя, литературный портрет, рецензия, литературно-критическая статья, рассказ, очерк, эссе, репортаж, письмо и др. При этом учащиеся практически овладевают элементами художественного, публицистического, научно-популярного стилей.

Например:

• сочинение-размышление («Страстная натура или больная душа?» – по повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»; «“Волк” или человек?» – по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»; «Что есть настоящая дружба?» – по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»);

• сочинение-доказательство («Я с Вами не согласен, господа символисты…»; «Она не виновата…» – по рассказу И.А. Бунина «Легкое дыхание»);

• сочинение-диалог (внутренний спор) Евгения Базарова и Павла Кирсанова; Радды и Лойко Зобара; Данко и Ларры;

• сочинение-миниатюра («Читая “Стихотворения в прозе” И.С. Тургенева…»; «Какое славное было утро…» – по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»);

• сочинение-эссе («С именем Александра Блока»; «Долг служения Отечеству»);

• проблемный очерк («Легко ли быть молодым?»; «Не сотвори себе кумира»);

• написание рождественских сказок, собственных рассказов, писем любимым и нелюбимым героям.

Задания по тексту наполняются жизнью, становятся средством самовыражения, развития ученика (в том числе и нравственного, ведь литература – это и сопереживание, сочувствие) только тогда, когда ученик думает сам, выражает собственную позицию – творит, сочиняет. Такому самовыражению способствуют творческие задания ассоциативного характера. Например:

• попробуйте только с помощью имен существительных (по аналогии с названием стихотворения «Безглагольность») передать мысли, высказанные Бальмонтом;

• напишите сочинение-миниатюру по картине, изображенной Сергеем Есениным;

• подберите иллюстрации к стихотворению Ф.И. Тютчева по вашим ассоциациям;

• нарисуйте палитру красок характера героя рассказа В. Шукшина «Чудик»;

• нарисуйте настроение и ассоциации, вызванные прочтением рассказов И.А. Бунина;

• подберите музыкальные фрагменты, которые, по-вашему, передают характер героя.

Подобные задания способствуют развитию творческих способностей, возможностей учащихся, так как они не только основываются на материале конкретных наблюдений учеников над текстом произведений, но и будят фантазию, активизируют мышление.

Кроме развития креативности учащихся, творческие задания способствуют развитию речи, речевой культуры. В этом смысле незаменимы задания, предполагающие стилизацию. Они способствуют умению определить особенности стиля того или иного автора, написанию собственных работ в стиле автора. При этом учащиеся должны помнить о почтительном отношении к писателям, соблюдать чувство меры и такта. Например:

• в данный текст вставьте слова и выражения, характерные для стиля М. Зощенко, сравните с первоисточником;

• расскажите об Иване Флягине, используя лексику и синтаксические конструкции, характерные для его речи.

Выполняют учащиеся и задания сопоставительного характера, одновременно обучаясь оформлять и высказывать свое мнение, отстаивать его, аргументировать. Например:

• сравнительный анализ изображения столицы («Три Петербурга»: Петербург в изображении А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского);

• сопоставление картин природы одного и того же времени года в стихотворениях разных авторов;

• сравнение характеров героев (Пьер Безухов и Андрей Болконский; Катерина Кабанова и Катерина Измайлова);

• сопоставительный анализ одноименных стихотворений («Пророк» А.С. Пушкина и «Пророк» М.Ю. Лермонтова);

• сопоставление различных редакций произведения, черновых вариантов, наблюдение над авторской правкой.

Эффективность подобных творческих заданий, их влияние на развитие личности ученика, развитие творческого мышления, совершенствование культуры его речи очевидны. Уже через некоторое время учащиеся свободнее мыслят, перестают бояться выражать свои мысли и устно, и письменно, а значит, начинают сочинять, творить.

Творчество всегда затрагивает самые глубинные, самые сокровенные стороны человеческой личности. Творчество, умело срежиссированное учителем, не только затрагивает эти стороны, но и помогает личности учащегося самовыразиться, реализоваться, способствует тому, чтобы мысли и чувства, заключенные в произведении, влияли на формирование положительных качеств личности, воспитание человека с большой буквы.

Работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер – теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический.

3. Работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например: «Поколение 60-х годов XIX века в жизни и литературе».

Работы, посвященные изучению жизни и творчества писателей. Учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создать нравственно-психологический портрет писателя, отразив свое восприятие его личности в форме художественно-публицистического очерка.

В 7-8 классах работы проводятся коллективно, в группах и индивидуально. Ученики могут сами предложить объект для исследования. Роль учителя меняется: теперь он выступает в роли соавтора, но по-прежнему в ходе обсуждения направляет и координирует деятельность учащихся.

В 9-11 классах исследовательская работа проводится в группах и индивидуально (основной упор делается на индивидуальную работу). Как правило, задания составляются учителем и дополняются учениками, возможен вариант коллективного творчества. Учитель выступает в роли консультанта.

Примерная тематика исследовательских работ

Говоря о связи литературы и лингвистики, следует отметить, что в литературе, по существу, нет такого художественного текста, в котором не было бы фактов, требующих лингвистического комментария. Любое, даже самое простое и бесхитростное по языку произведение содержит в себе нечто нам непонятное.

Лингвистическое комментирование художественного текста, разъяснение и толкование нами непонятного обезопасит от искаженного и неполного понимания, даст возможность проникнуть в святая святых произведения. В связи с этим, можно предложить учащимся работу по толкованию и разъяснению непонятных слов. Например, работу с архаизмами в отрывке из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» (посещение Чичиковым Плюшкина); или работу с непонятными словами в рассказах А.П. Чехова.

Метод проектов, несомненно, перспективен как новая эффективная деятельность. Обладая признаками технологии, то есть способностью к повторению и воспроизведению, метод может быть применен любым учителем в своей школе или классе.

В результате такой организации работы оценивается не личность учащегося (успевающий или неуспевающий), а его работа (достижение цели). Обобщая вышесказанное, можно предложить условную модель для развития творческой активности на уроках литературы.

Компонент или этап урока. Процесс изучения темы. Участники.
1. Мотивационный. 1.Выдвижение целей. 2.Определение путей достижения целей. 3.Прогнозирование результатов. Ученик и учитель.
2. Содержательно-операционный. 1.Процесс сотрудничества. 2. Обработка знаний. 3.Осмысление. Запоминание. Ученик и учитель.
3.Рефлексивно-прогностический. 1. Оценивание. 2. Рефлексия. Ученик и учитель.

На основании этой модели проводятся различные типы уроков, в зависимости от формы сотрудничества (уроки-диспуты, конференции, размышления, исследования, семинары, мастерские и др.). Уроки проходят интересно, содержательно, хотя и требуют дополнительной подготовки.

Происходит активизация работы в индивидуальной и коллективной деятельности, развивается самостоятельность; эти уроки способствуют развитию сознательности в обучении, создают комфорт во взаимоотношениях, оказывают влияние на межличностные коммуникации, на развитие рефлексии, а также обеспечивают выход на креативный уровень в обучении.

Для развития творческой личности в старших классах используется технологию индивидуального обучения. Темы для контроля определяются заранее: 10 класс – А.Н. Островский, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой. В 11 классе – поэзия серебряного века, А. Блок, С. Есенин, В. Маяковский и М. Булгаков.

Эта технология привлекает тем, что она обеспечивает самостоятельное овладение знаниями и умениями, а это необходимо для подготовки и продолжения образования после школы.

По данной методике каждый учащийся получает отпечатанный план изучения темы (на выбор). Для учета знаний разрабатываются вопросы и задания, уровни сложности которых соответствуют уровням усвоения знаний: первый уровень – на «3», второй – на «4», третий – на «5». Результаты фиксируются в сводной таблице – это позволяет контролировать прохождение темы и выставлять оценки.

Для второго и третьего уровней используются различные вопросы. Это позволяет избежать стереотипных ответов, а учащиеся имеют возможность обсудить различные (по выбору) ситуации, что способствует повторению и закреплению изучаемой темы.

Совместно с учащимися определяем план работы. Наличие такого плана дисциплинирует ученика, помогает правильно распределить работу на уроках и выполнить её в срок. План в себя включает следующие пункты: количество часов на тему, срок выполнения заданий; перечень тем и заданий и в какой форме они должны отчитаться по изучаемой теме. В конце каждой темы проводится срез знаний (тестовые задания), определяющий уровень усвоения материала, а в конце года проводится итоговый срез знаний по всем темам, определяющий качество и глубину усвоения всего материала.

Считаю, что данная методика имеет преимущества перед другими по следующим показателям-индикаторам:

1) каждый ученик выбирает уровень изучения материала, что согласуется с его индивидуальными особенностями;

2) учащиеся отвечают по желанию, заранее зная вопросы; при неудачном ответе они могут доработать материал и пересдать его на том же или более высоком уровне;

3) учитель имеет больше времени для индивидуальной работы как со слабыми, так и с сильными учащимися;

4) учащиеся имеют больше времени для развития навыков синтеза и анализа, умения самостоятельно добывать новые знания.

Говоря об исследовательской работе учащихся, хочется сказать о применении в своей практике одного из методов обучения – метода проектов и одного из его вариантов – проектирования опорных конспектов. Метод проектов при создании опорных конспектов – важнейший фактор развития современного образования, обеспечивающий включение в учебный процесс развитие активности и сознательной самореализации учащихся.

Считаю метод проектов эффективным по следующим показателям-индикаторам:

1) способствует выявлению индивидуальных способностей учащихся;

2) развивает основы для выбора деятельности учащихся;

3) способствует осознанной деятельности учащихся;

4) развивает самостоятельность и саморазвитие;

Таким образом, в старших классах работа по составлению опорного конспекта выводится на новый уровень – проектную деятельность. Опорный конспект – это результат коллективного «мозгового штурма», которому предшествует подготовительный этап накопления и осмысления информации. Поэтому второй пункт алгоритма является основным: он запускает в действие мыслительные процессы старшеклассников. Ученик должен выделить основную идею, чтобы в презентации поделиться ею со всеми. В итоге, опорные конспекты старшеклассников – это результат проектной деятельности, в ходе которой происходит освоение учебного материала путем синтеза, анализа и построения смысловой образной модели.

Развитие личности происходит и во внеурочное время. Обычно в секциях МАН Украины. Работа ведется по трем направлениям: индивидуальная, групповая и массовая. Учащиеся с интересом занимаются исследовательской деятельностью. Вот некоторые из тем для исследовательской работы:                В. Набоков – загадка литературы XX века; Личность и тоталитаризм: возможно ли сопротивление? (В. Шаламов «Колымские рассказы»); Концепция жизни и мироощущения в прозе Л. Андреева; Поиски правды в произведении                    Л. Бородина «Третья правда»; Надо стать сильной, сильней себя! (по повести В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана») и др.

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК СПОСОБ

РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

В условиях духовного неблагополучия в обществе уроки литературы являются возможностью приобщиться к образцам мировой культуры, источником воздействия на читателя, примером нормированной литературной речи и помогают ученику развивать творческие способности, самореализовываться.

Все дети по-своему талантливы, учитель должен увидеть в каждом ребенке признаки одаренности и помочь развить их. Различными средствами: уроками, факультативными курсами, вовлечением во внеклассную работу, в исследовательскую деятельность, через написание творческих работ – учитель должен стараться пробудить в своих учениках чуткое, бережное отношение к слову, показать, что внимательный читатель через общение с текстом, с автором способен сделать самые неожиданные открытия.

Кроме того, вовлекая детей в интересную познавательную и творческую деятельность, учитель тем самым способствует формированию активной жизненной позиции ребенка, учит его аргументировано отстаивать собственную точку зрения, не бояться высказываться, да и просто общаться.

Одно из условий эффективности любого урока – творческая атмосфера. Она тем более необходима на уроках литературы, потому как они связаны с живым русским словом. Поэтому в условиях современной школы урок литературы должен стать творческой мастерской, в которой каждому ребенку найдется дело по душе. Учитель же превратится из строгого контролера в соавтора, сопереживателя, режиссера. Такой урок литературы не удастся, если не будет тщательно подготовлен и спланирован, в этом педагогу помогут творческие задания.

Различные по целям, задачам, видам, они в любой своей интерпретации являются способами развития креативного мышления учащихся, повышают мотивацию к изучению предмета, делают урок запоминающимся. Выполнение таких заданий дает возможность ученику выразить собственную точку зрения, побуждает его к творчеству, заставляет по-другому воспринимать художественное произведение. Такое сотворчество дает хорошие результаты.

Развитие творческих способностей, познавательной самостоятельности (стремление и умение учащихся самостоятельно познавать новое в процессе творческой деятельности), активизация мыслительной деятельности учащихся невозможны без включения в содержание уроков заданий поискового характера, в число которых входят проблемные задания, предполагающие исследовательскую деятельность учащихся, их творчество в ходе анализа литературных произведений.

К таким заданиям можно отнести творческие задания создать свой текст. Прежде всего, это традиционное сочинение. Основными жанрами литературного творчества являются известные всем характеристика героя, литературный портрет, рецензия, литературно-критическая статья, рассказ, очерк, эссе, репортаж, письмо и др. При этом учащиеся практически овладевают элементами художественного, публицистического, научно-популярного стилей.

Например:

• сочинение-размышление («Страстная натура или больная душа?» – по повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»; «“Волк” или человек?» – по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»; «Что есть настоящая дружба?» – по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»);

• сочинение-доказательство («Я с Вами не согласен, господа символисты…»; «Она не виновата…» – по рассказу И.А. Бунина «Легкое дыхание»);

• сочинение-диалог (внутренний спор) Евгения Базарова и Павла Кирсанова; Радды и Лойко Зобара; Данко и Ларры;

• сочинение-миниатюра («Читая “Стихотворения в прозе” И.С. Тургенева…»; «Какое славное было утро…» – по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»);

• сочинение-эссе («С именем Александра Блока»; «Долг служения Отечеству»);

• проблемный очерк («Легко ли быть молодым?»; «Не сотвори себе кумира»);

• написание рождественских сказок, собственных рассказов, писем любимым и нелюбимым героям.

Задания по тексту наполняются жизнью, становятся средством самовыражения, развития ученика (в том числе и нравственного, ведь литература – это и сопереживание, сочувствие) только тогда, когда ученик думает сам, выражает собственную позицию – творит, сочиняет. Такому самовыражению способствуют творческие задания ассоциативного характера. Например:

• попробуйте только с помощью имен существительных (по аналогии с названием стихотворения «Безглагольность») передать мысли, высказанные Бальмонтом;

• напишите сочинение-миниатюру по картине, изображенной Сергеем Есениным;

• подберите иллюстрации к стихотворению Ф.И. Тютчева по вашим ассоциациям;

• нарисуйте палитру красок характера героя рассказа В. Шукшина «Чудик»;

• нарисуйте настроение и ассоциации, вызванные прочтением рассказов И.А. Бунина;

• подберите музыкальные фрагменты, которые, по-вашему, передают характер героя.

Подобные задания способствуют развитию творческих способностей, возможностей учащихся, так как они не только основываются на материале конкретных наблюдений учеников над текстом произведений, но и будят фантазию, активизируют мышление.

Кроме развития креативности учащихся, творческие задания способствуют развитию речи, речевой культуры. В этом смысле незаменимы задания, предполагающие стилизацию. Они способствуют умению определить особенности стиля того или иного автора, написанию собственных работ в стиле автора. При этом учащиеся должны помнить о почтительном отношении к писателям, соблюдать чувство меры и такта. Например:

• в данный текст вставьте слова и выражения, характерные для стиля М. Зощенко, сравните с первоисточником;

• расскажите об Иване Флягине, используя лексику и синтаксические конструкции, характерные для его речи.

Выполняют учащиеся и задания сопоставительного характера, одновременно обучаясь оформлять и высказывать свое мнение, отстаивать его, аргументировать. Например:

• сравнительный анализ изображения столицы («Три Петербурга»: Петербург в изображении А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского);

• сопоставление картин природы одного и того же времени года в стихотворениях разных авторов;

• сравнение характеров героев (Пьер Безухов и Андрей Болконский; Катерина Кабанова и Катерина Измайлова);

• сопоставительный анализ одноименных стихотворений («Пророк» А.С. Пушкина и «Пророк» М.Ю. Лермонтова);

• сопоставление различных редакций произведения, черновых вариантов, наблюдение над авторской правкой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.137.127 (0.062 с.)