Управление транспортным средством в штатных ситуациях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление транспортным средством в штатных ситуациях



Чтобы уверенно управлять автомобилем на участках дорог с ограниченными размерами, водитель должен чувствовать габариты своего автомобиля, представлять себе как перемещаются его крайние точки на повороте, оценивать его динамический коридор и траектории движения передних и задних колес.
Это достигается многократными тренировками. Водителю необходимо выбрать хорошо видимые ему ориентиры на автомобиле (крыло, капот и т.д.) и наблюдать за их положением относительно края проезжей части, тротуара, линии разметки и других элементов дороги.
Маневрирование в ограниченных проездах (в том числе с использованием заднего хода), применяется:

  • при проезде ворот,
  • при въезде в гараж (бокс),
  • при развороте на дороге, когда ширина проезжей части недостаточна для разворота за один прием,
  • при маневрировании во дворе, и на других стесненных для движения участках,
  • при парковке автомобиля.

Для проезда ворот (тоннеля) необходимо:

  • заранее подъехать строго перпендикулярно воротам, особенно при движении задним ходом;
  • скорость должна быть минимальной;
  • во время движения автомобиль ориентировать по его левой стороне, которая лучше воспринимается;
  • если автомобиль отклоняется, немедленно и плавно начинать корректировать его движение.

Если ширина проезжей части или площадки меньше двух минимальных радиусов поворота автомобиля, разворот выполняется с применением заднего хода.

Выполняя такие маневры необходимо очень четко действовать рулем и педалями, поддерживая скорость достаточную для быстрого и уверенного выполнения маневра. Высокая скорость лишь препятствует безопасному маневрированию. Особо хочется обратить внимание на то, что задним ходом автомобиль движется быстрее, чем на первой передаче переднего хода. Даже на автомобиле с гидроусилителем руля поворачивать колеса в движении более предпочтительно, чем при остановке.

Осуществляя боковую парковку, надо научиться выполнять ее не более чем за 3 движения. Она может выполняться как передним, так и задним ходом.

Парковка задним ходом

Парковка передним ходом

Разворот во дворе

Маневры: заезд в гараж и разворот

 

При выполнении этих маневров необходимо иметь хороший глазомер, парковка возможна, если расстояние между стоящими автомобилями не менее 2-х длин вашего автомобиля. В этом случае правильно выполненный маневр позволит Вам свободно выехать при необходимости, а ваш припаркованный автомобиль не будет выступать за границы участка, составляющего 1,5 ширины на 2 длины вашего автомобиля.

Для тренировки навыков выполнения таких маневров сначала на закрытых площадках учатся рулению, выполняя такие упражнения, как: змейка передним и задним ходом, круг, восьмерка, ворота, бокс, парковка.

Любой маневр, как известно, сопровождается разгоном, торможением и выездом из занимаемой полосы. Свобода маневра обеспечивается наличием свободного пространства вокруг автомобиля — безопасной дистанцией и достаточным боковым интервалом.

Плотность потока все время изменяется, поэтому необходимо постоянно контролировать ситуацию вокруг автомобиля и строить траекторию своего движения так, чтобы не создавать помех другим участникам.

Основное правило выполнения любого маневра можно сформулировать так: ваши действия (перестроение, разгон, торможение, повороты и др.) должны выполняться таким образом, чтобы другие водители в результате вашего маневра могли сохранить режим своего движения неизменным. Все маневры желательно выполнять быстро, особенно в условиях интенсивного движения.

Перестроение в движении

Общие рекомендации при выполнении маневра.

§ Выполняйте перестроение только с конкретной целью (обгон, объезд препятствия, поворот и др.). Менять полосу движения без причины нет смысла;

§ При изменении направления движения обязательно пользуйтесь указателями поворота;

§ Если приняли решение перестроиться и убедились в безопасности маневра, выполняйте его немедленно, так как уже через секунду ситуация может измениться. Если по каким-то причинам вы задержались, то лучше отложить маневр, пока повторно не оцените ситуацию;

§ При перестроении контролируйте «мертвую зону» сбоку автомобиля поворотом головы и коротким взглядом через плечо в сторону перестроения. Одновременно нужно боковым зрением следить за впереди идущим автомобилем на случай его торможения или изменения направления его движения;

§ При перестроении в более скоростной ряд начинайте разгоняться, находясь еще в своем ряду. Для этого можно «отпустить» впереди идущий автомобиль, чтобы обеспечить себе место для разгона и заранее переключиться на низшую передачу, чтобы выполнить разгон в режиме МКМ (максимального крутящего момента). Разгон должен быть максимально интенсивным. Если при этом вы пропускаете автомобиль, за которым собираетесь перестроиться, убедитесь, что за ним никто не следует и ваш маневр будет безопасным.

Самая лучшая траектория смены ряда – очень плавная кривая, при этом, должен уступать дорогу.

 

Когда возникает необходимость повернуть, Правила требуют занять соответствующее положение на проезжей части, т.е перестроиться. Также необходимо помнить, что при любом повороте на перекрестке водитель обязан пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть, а при повороте налево – встречные транспортные средства, движущиеся прямо и направо. Но начинать перестроение нужно тем раньше, чем плотнее поток. С правым поворотом вопросов почти никогда не возникает, так как поворот направо считается самым безопасным и легко контролируемым. С левым поворотом все несколько сложнее.

 

Поворот налево

На что необходимо обратить внимание, прежде чем повернуть налево или развернуться?

§ Оценить ситуацию сзади и слева от вашего автомобиля. Вдруг вас уже кто-то обгоняет, двигаясь по встречной полосе и возможно, нарушая Правила;

§ Находясь в левом ряду и пропуская встречный транспорт, всегда держите передние колеса в положении «прямо». Если заранее их повернуть влево, то в случае наезда или удара в ваш автомобиль сзади, машина может выкатиться на встречную полосу, по которой в этот момент едут другие машины.

§ Выезжая с второстепенной дороги на главную перед другим автомобилем, движущимся по главной дороге, обязательно оцените его скорость и расстояние до него. Обычно приближается автомобиль очень быстро. Если при этом он движется с включенным указателем поворота и собирается повернуть, то выезжайте на главную дорогу только после того, как этот автомобиль на самом деле начнет поворачивать. Бывают случаи, что «поворотник» просто забывают выключить, и он продолжает моргать всю дорогу, вводя других водителей в заблуждение.

 

Обгон и опережение

Правила дорожного движения трактуют обгон как опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части) встречного движения. Тот же самый обгон, но в пределах стороны дороги одного направления (например, на дорогах с двумя и более полосами попутного направления), трактуется как опережение транспортного средства. Поэтому, рассмотрим оба маневра.

Именно из-за выезда на встречную полосу обгон считается одним из самых опасных маневров. Поэтому время пребывания обгоняющего автомобиля на встречной полосе во время обгона должно быть минимальным. Следовательно, двигаться по встречной полосе необходимо с максимальным ускорением. Это означает:

§ движение на пониженной передаче;

§ движение в скоростном диапазоне оборотов двигателя (режим МКМ);

§ движение с нажатой педалью газа «в пол».

Производить обгон можно лишь в том случае, если вы убеждены в том, что он целесообразен, безопасен и не противоречит Правилам. Если принято решение совершить обгон, то алгоритм действий будет следующий:

§ Включаете левый указатель поворота;

§ Включаете пониженную передачу, повышаете обороты двигателя до МКМ и начинаете разгон, максимально выжав педаль газа;

§ Выезжаете на встречную полосу, продолжая ускорение. Пока движетесь по встречной полосе левый «поворотник» должен работать.

§ Обогнав транспортное средство, готовитесь вернуться на свою полосу движения, для этого включаете правый указатель поворота и перестраиваетесь, но делаете это безопасно для обгоняемого автомобиля, т.е. без «подрезания»;

§ Выключаете «поворотник», переходите на повышенную передачу и продолжаете движение. Обгон завершен.

 

В каких случаях следует воздерживаться от выполнения обгона?

§ Если этот маневр запрещен ПДД;

§ На вершинах подъемов перед спусками. При движении на подъем обгонять можно только при достаточном расстоянии видимости. Но приближаясь к вершине подъема нужно быть готовым к появлению автомобиля на встречной полосе;

§ В поворотах, особенно в «закрытых», так как сильно ограничен обзор дороги и внезапно из-за поворота может появиться встречный автомобиль;

§ Если водитель обгоняемого автомобиля включил левый указатель поворота или начал притормаживать;

§ Вслед за другим обгоняющим автомобилем.

Несколько рекомендаций для водителя обгоняющего автомобиля.

1. Скорость движения должна быть не менее чем на 15 км/ч больше скорости обгоняемой машины. Для примера, допустим, обгоняете вы: если его скорость 70 км/ч, то ваша должна быть — 85 км/ч. В противном случае выполнение обгона затягивается.

2. Интервал до обгоняемого автомобиля должен быть не менее 1,5 метра.

3. В темное время суток рекомендуется предупреждать об обгоне кратковременным переключением света фар с ближнего на дальний. Делается это так:

§ Ночь, едете, к примеру, с дальним светом фар. Догоняете впереди идущий автомобиль и начинаете готовиться к обгону. Переключаете фары на ближний свет, чтобы не слепить в зеркалах обгоняемого.

§ Включаете левый поворот, предупреждаете, моргая кратковременным переключением фар, и начинаете обгон. Дальше все действия по алгоритму. Как только опередите обгоняемого, можете включать дальний свет. Обгоняемый автомобиль в этот момент обязан переключиться с дальнего на ближний, чтобы не слепить обгоняющего.

Это элементарная этика на ночной дороге, к сожалению, не все ее соблюдают.

Теперь рекомендации для водителей обгоняемого автомобиля.

1. Если дорога для обгона свободна, то примите как можно правее;

2. Можно включить сигнал правого поворота;

3. В случае обнаружения помехи для обгоняющего, надо его предупредить: можно включить левый указатель поворота, подать звуковой сигнал или кратковременно включить стоп-сигнал, в крайнем случае переместиться влево, препятствуя выполнению обгона.

При встречном разъезде, заметив, что начался обгон (по встречной полосе), необходимо принять все меры предосторожности и ни в коем случае не препятствовать завершению обгона. При малейшем признаке аварийной ситуации нужно переместить автомобиль вправо и снизить (или, если нужно, увеличить) скорость.

 

Опережения на многополосной дороге гораздо менее опасны, чем обгон по встречной полосе, потому что на многорядной дороге нет необходимости сокращать время обгона. Ведь все машины едут в одну сторону. Достаточно со всеми мерами предосторожности выполнить перестроение на соседнюю полосу и произвести опережение впереди идущего автомобиля. Если этот маневр выполняется в городской черте, то после опережения можно продолжить движение по этой же полосе, а можно вернуться на ранее занимаемую полосу. Но если опережение выполняется на многополосной трассе вне населенного пункта, то по окончании маневра вы обязаны занять правую полосу. Перед перестроением обязательно включайте соответствующие указатели поворотов.

 

И еще одно наставление. Выполняя обгон или опережение в городе или на трассе, помните: дорожные знаки и указатели располагаются с правой стороны дороги и не всегда дублируются над дорожным полотном. Поэтому существует вероятность, что опережая какой-нибудь крупный транспорт, вы за его габаритами можете не заметить дорожный знак, важный указатель или предупреждение. Будьте внимательны.

Движение на дорогах с пониженным коэффициентом сцепления

Достаточно много водителей транспортных средств, особенно это касается водителей с небольшим стажем управления, считают, что дорога бывает скользкой только зимой. На самом деле это не так. Водители со значительным стажем управления знают, что скользкость проезжей части зависит как от времени года, так и различных погодных условий. Так, попадая в утренние или вечерние часы в полосу тумана, водитель должен знать, что смесь капель воды, дорожной пыли, остатков износа шин транспортных средств и масел образуют на проезжей части смазки, которое в несколько раз увеличивает тормозной путь вследствие резкого снижения коэффициента сцепления шин с проезжей частью. Такая же ситуация возникает, когда начинается дождь (через некоторое время дождь смывает смазку). Большую проблему для безопасности дорожного движения создает въезд в таких условиях на брусчатое покрытия проезжей части. В летнюю жару вязкая смесь выступает на поверхность асфальтобетонного покрытия, а осенью на проезжую часть дороги попадает грязь из полевых дорог, опадают листья с придорожных зеленых насаждений (особенно в местах, где дорога проходит через лес), что даже при небольшой влажности воздуха создает серьезные проблемы для водителей транспортных средств. Особое внимание необходимо уделять проезда мимо строительные площадки, где, как правило, на проезжую часть улицы (дороги) попадает вязкое и липкое болото с низким коэффициентом сцепления, которое не только создает опасность заноса, но и после проезда через налипание на шинах колес образует ледяную дорожку при дальнейшем торможении. В зависимости от этих факторов и применяются различные приемы управления транспортным средством.
Транспортное средство контактирует с поверхностью дороги через шины колес, а сцепные качества дорожного покрытия оцениваются коэффициентом сцепления, который зависит от многих факторов: степени износа рисунка протектора шин, скорости движения, вида и состояния дорожного покрытия и т.п.. При изменении скорости движения от С до 120 км/ч на гладком, влажном цементобетонном покрытии в случае полностью заблокированных шин, имеющих слабо изношен протектор, коэффициент сцепления уменьшается от 0,5 до 0,29. При скорости движения 60км/ч коэффициент продольного сцепления в зависимости от состояния покрытия составляет: сухое шершавое покрытие - 0,7 и более, сухое гладкое - 0,6, влажный - 0,5, мокрое - 0,4-0,3, грязное - 0,2-0,3, обледенелых - 0,1-0,05.
Помните! Тормозной путь легкового автомобиля при скорости 50км/ч на сухом асфальтобетонном покрытии составляет примерно 20 м, на мокром - 30м, на дороге, покрытой укатанным снегом - 60 м, на обледенелой - 120 м.
Согласно этому должна увеличиваться и безопасная дистанция между транспортными средствами.
Во время движения возможно устойчивое, неустойчивое и опасное соотношение силы тяги и силы сцепления в зоне замыкания шин с проезжей частью. Если сила тяги становится больше, чем сила сцепления, движение становится опасным, поскольку шины транспортного средства не цепляются за покрытие дороги. При неустойчивом состоянии транспортное средство может заносить даже при относительно небольшой поперечной силе, а на скользком покрытии все силовое замыкание идет на интенсивный разгон или торможение, и транспортное средство уже ничего не удерживает от заноса.
Основными причинами заноса являются: наезд на предмет с низким коэффициентом сцепления, столкновение с транспортным средством или наезд на препятствие, выезд на участок дороги с малым коэффициентом сцепления и боковым ветром, несоответствие скорости движения на повороте, при резком торможении если колесные тормоза срабатывают неодинаково т.д..
Для предупреждения заноса нужно избегать резких приемов управления не только педалью торможения, но и рулевым колесом и педалями подачи топлива и сцепления, а также избегать торможения с одновременным поворотом рулевого колеса.
Важное значение для безопасной эксплуатации автомобиля на дорогах с пониженным коэффициентом сцепления имеет состояние износа шин, поэтому на передние колеса надо устанавливать шины с менее изношенным протектором.
Водителю необходимо предварительно визуально обнаружить скользкий участок дороги, но не менее важно определить насколько она опасна и насколько велико замыкание в зоне контакта шин с дорогой.
Если нет рядом транспортных средств, способность автомобиля устойчиво двигаться по скользкой дороге можно проверить, нажав резко на педаль торможения, но необходимо следить, чтобы ни одно из колес не сорвалось в юз. Если есть другие транспортные средства, можно резко нажать на педаль подачи топлива: если ведущие колеса перейдут в состояние пробуксовки, то следует немедленно уменьшить подачу топлива и, при необходимости, при небольшом заносе подправить траекторию движения. В случае отсутствия безопасной дистанции скользкость можно проверить резко повернув рулевое колесо в сторону и назад: если автомобиль не реагирует на поворот, то это свидетельствует об отсутствии силового замыкания, а значит необходимо уменьшить скорость движения.
Помните! Водитель в зависимости от скорости движения, дорожной обстановки, особенностей груза, который перевозится, и состояния транспортного средства должен придерживаться безопасной дистанции и безопасного интервала.
Если надо остановиться на скользкой дороге, применяют плавное торможение. Существует два способа такого торможения: первый - при включенном сцеплении снимают ногу с педали подачи топлива и в момент почти полной остановки автомобиля нажимают на педаль сцепления и выключают передачу, второй - не нажимая на педаль сцепления, плавно нажимают на педаль торможения и делают пружинящие движения в уменьшения скорости движения, а в момент почти полной остановки двигателя нажимают на педаль сцепления.
Начинают движение на скользкой дороге постепенно включая сцепление и плавно нажимая на педаль подачи топлива, не допуская пробуксовки колес и рывка. Когда автомобиль набирает достаточного инерции, плавно переходят на высшие передачи.
Повороты на скользкой дороге, даже достаточно плавные, надо выполнять без выключения сцепления и при скорости движения вдвое меньшей, чем при движении по сухой дороге. Следует помнить, что выводить автомобиль из заноса, начавшийся следует как можно раньше, поскольку в этот момент еще небольшая скорость бокового скольжения. Выводя автомобиль из заноса, не надо ждать полного прекращения движения его задней части, а только становится ощутимым эффект от поворота рулевого колеса, следует начинать его возвращения назад для предупреждения заноса в другую сторону.
Помните! Во время заноса на скользкой дороге немедленно отпустите тормоза.


При движении в прямолинейном направлении (позиция 1) заднюю часть автомобиля начинает заносить влево (позиция 2), и он разворачивается поперек дороги (позиция 3). Чтобы выйти из заноса, необходимо не нажимая на педали сцепления и торможения, плавно уменьшить подачу топлива и плавно поворачивать рулевое колесо влево (позиция 4). Под действием уменьшенной тяговой силы на ведущие задние колеса и не заторможенных передних управляемых колесах автомобиль начнет возвращаться к прямолинейному движению (позиция 5). С помощью рулевого колеса необходимо выровнять траекторию. Однако в позиции 3 слишком резко повернуть рулевое колесо и не стабилизировать направление движения, то может начаться занос в противоположном направлении - вправо (позиция 6). Чтобы выйти из заноса, возвращают рулевое колесо вправо (позиция 7) с последующим переходом на прямолинейное движение (позиция 8).
Поскольку на переднеприводных автомобилях тяговая сила приходится на передние управляемые колеса, то во время заноса такого автомобиля действия водителя существенно отличаются от описанных выше тем, что необходимо не уменьшать подачу топлива, а наоборот - увеличивать. Вследствие этого передние колеса вытянут автомобиль в направлении движения.
Отработка навыков вывода автомобиля из заноса нужно проводить на специальных площадках с уменьшенным коэффициентом сцепления или зимой на заснеженных площадках при условии соблюдения безопасности дорожного движения.


Грунтовые обочины во время дождя покрываются скользкой пленкой, которая создает существенную разницу в сцепных качествах проезжей части и обочины. При движении в таких условиях нужно так управлять автомобилем, чтобы правые колеса не попадали на него. Если нужно остановиться на обочине, плавно снижают скорость движения, тормозя двигателем, а затем съезжают на него. Начав движение с мокрой обочины целесообразно, можно проехать через лужу, чтобы смыть с протектора шин грязь.
При наличии на дороге неглубоких луж заблаговременно уменьшить скорость движения торможением двигателем и избегают проезда через них только правыми или только левыми колесами, потому создается одностороннее сопротивление, и из-за этого может произойти неожиданный разворот автомобиля. Понятно, что в этом случае надо увеличить усилия рук, чтобы удержать руль автомобиля.
После проезда через глубокую лужу резко уменьшается эффективность тормозов, поскольку вода, попавшая в тормозные барабаны и диски, уменьшает коэффициент трения тормозных колодок к минимуму. Поэтому после проезда лужи надо просушить тормоза путем плавного нажатия несколько раз на педаль торможения.
Помните! Просушивать тормоза можно только при отсутствии препятствия для движения.
Проезд через лужу на большой скорости опасен еще и тем, что волна воды может резко выплеснуться на ветровое стекло и на определенное время ограничить обзорность, поэтому, подъезжая к таким местам, необходимо заблаговременно включить стеклоочистители на непрерывный режим работы.
Во время небольшого дождя или при высокой влажности за автомобилем (особенно по грузовым) образуется своеобразный шлейф из воды и дорожной грязи, который попадая на ветровое стекло автомобиля, движущегося сзади, существенно ограничивает водителю обзор. Несмотря на это, при приближении к попутному автомобилю нужно не только включить стеклоочистители, которые разотрите грязь по ветровому стеклу и уменьшат обзорность к минимуму, а и предварительно смочить стекло жидкостью с стеклоомывателя. Таким же образом необходимо действовать и при встречном разъезде.
При совершении обгона в таких условиях стеклоочистители должны работать в непрерывном режиме.


Опасность для движения во время дождя является эффект аквапланирования. Его суть заключается в том, что вода не успевает отводиться из-под колес транспортного средства, образуя перед ним водяной клин. Вследствие этого передние колеса могут подниматься над проезжей частью на несколько миллиметров и терять сцепление с проезжей частью. Скорость, при которой возникает аквапланирование, зависит от рисунка протектора, степени изношенности шин, качества дорожного покрытия, толщины слоя воды на проезжей части и нагрузки на передние колеса автомобиля. Основными признаками аквапланирования является отсутствие колебаний рулевого колеса и не реагирование на незначительные повороты рулевым колесом. Для устранения этого явления необходимо уменьшить подачу топлива и скорость движения без применения торможения.


Дорога со снегом, свежевыпавший, на первый взгляд безопасной, но под снегом могут быть обледенелые участки. Во время снегопада даже при слабом ветре на дороге могут образовываться наносы, переметы и заносы, преимущественно вне населенных пунктов в разрывах зеленых насаждений. Если они невысокие, то их можно проезжать на скорости за счет инерции, не допуская пробуксовки колес. Если с первого раза занос проехать не удается, нужно остановиться, отъехать назад и по уже проложенной колеи повторить попытку.
Помните! Осенью и весной на участках в разрывах зеленых насаждений даже при температуре +0-3 ° может образовываться гололедица.
На необорудованных железнодорожных переездах пути могут оказаться ниже снежного покрытия, что может повлечь остановку и буксования. В таких случаях необходимо остановиться, осмотреть переезд, и только после этого продолжить движение.
Зимой в населенных пунктах перед перекрестками (особенно регулируемыми) и на остановках маршрутных транспортных средств образуются обледенения проезжей части, которые могут быть незаметными под снегом. Подъезжая к таким местам надо уменьшить скорость движения и увеличить дистанцию ​​и интервал.
Поскольку во время дождя, снегопада существенно загрязняются задние освещаемые устройства, то необходимо еще с начала освоения вождения выработать привычку периодически останавливаться и чистить их.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.35 (0.039 с.)