Тема: Жизнь и творчество А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Жизнь и творчество А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя



Патриотические мотивы в лирике МЮ Лермонтова

Главная > Конспекты > различные темы >Патриотические мотивы в лирике МЮ Лермонтова

Патриотические мотивы в лирикеМ.Ю.Лермонтова

 

Содержание

Введение

Глава 1. Своеобразие творческого пути поэта.

1.1.Этапы в развитии лирики Лермонтова.

1.2. Основные темы и мотивы лирики Лермонтова.

Глава 2.Развитие патриотических мотивов в творчестве Лермонтова.

2.1 Любовь Лермонтова к родине неоднозначна и порой мучительна.

2.2 Воспевание красоты русской природы и интерес к жизни народа.

2.3.Неприятие самодержавно-крепостнической России.

2.4.Прославление героического прошлого России.

2.5 Связь темы Родины с другими мотивами.

Заключение

Введение

Данная работа посвящена анализу патриотических мотивов в творчестве М.Ю. Лермонтова.

М.Ю. Лермонтова можно назвать певцом родины и свободы. Личность Лермонтова. Она необычайно привлекательна своею многогранностью:в отношениях с друзьями-весёлый и непритязательный,холодный и недоступный для «пустого» света, человек невозмутимой и дерзкой храбрости-таким его видели на войне, наконец, человек с глубокой напряжённой духовной жизнью,мыслитель и художник, намного опередивший свой век.. В лирике М.Ю.Лермонтова выделяют более 30 мотивов.Лермонтов, как и многие его предшественники, понимал, что литература является могучим средством воздействия на читателей. Поэтому в его творчестве тема родины занимает важное место. В основе лермонтовского творчества лежит столкновение стремлений лучших людей эпохи к жизни и борьбе с горьким осознанием невозможности их осуществления. Отсюда трагизм произведений Лермонтова:ноты бесконечной тоски, тема одиночества,вечного скитальчества,но с другой стороны-презрение к современности, дерзкий вызов, стремление высказать «едкие истины». Лермонтов как человек своего поколения, стремится к анализу действительности. Увы, то, что он видит, «иль пусто, иль темно».Поэту чужд был показной патриотизм, и поэтому он не приемлет официальную точку зрения, согласно которой современная ему Россия — почти идеальное государство. Россия Лермонтова предстает в другом виде, это — страна рабов, страна господ… Лермонтов противопоставляет современности славное прошлое России. Так он размышляет о проблеме положительного героя.Героическим поэт называет и поколение «детей двенадцатого года», победивших в Отечественной войне. Уместно было бы противопоставление героического поколения поколению 30-х годов XIX в. Неспособность, а чаще нежелание найти применение силам в жизни — главная беда человека в России того времени. В стихотворении «Родина» поэт подводит итог своим размышлениям о том, что есть для него Отчизна.

Объектом исследования является изображение родины в творчестве М.Ю. Лермонтова.

Предметом нашего исследования являются способы и приемы ее изображения в творчестве великого поэта.

Материалом для исследования послужили стихотворения из сборников поэта по заданной теме. Выбор текстов продиктован поставленными целями и задачами и обусловлен внутренней логикой научного изыскания. Методологической базой курсовой работы являются стихотворения М.Ю. Лермонтова и теоретические положения таких исследователей(Андроников И.Л. Лермонтов: Исследования и находки, Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова).

В работе применяются различные методы исследования, выбор которых обусловлен характером материала и конкретными задачами анализа. Нами использовались системно-целостный, сравнительно-исторический методы. Актуальность нашей работы обусловлена недостаточной изученностью данной темы в литературе. Это определило цель нашей работы.

Цель: раскрыть значение патриотических мотивов в творчестве М.Ю. Лермонтова. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать литературу по исследуемой теме.

2 выделить основные особенности изображения родины в творчестве поэта.

3. дать более детальный анализ творчества по данной теме.

Цели и задачи нашей работы определили её структуру, которая состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Практическая значимость: материалы данной курсовой работы можно использовать в школьном курсе преподавания литературы, на внеклассных мероприятиях и факультативных занятиях при изучении патриотических мотивов в творчестве Лермонтова.

Заключение

Чем усерднее вчитываемся мы в дошедшие до нас строки воспоминаний, тем более убеждаемся, что Лермонтов действительно был разным и непохожим — среди беспощадного к нему света и в кругу задушевных друзей, на людях и в одиночестве, в сражении и в петербургской гостиной, в момент поэтического вдохновения и на гусарской пирушке. Это можно сказать про каждого, но у Лермонтова грани характера были очерчены особенно резко, и мало кто возбуждал о себе столько разноречивых толков…

Впрочем, есть книги, которые содержат самый достоверный лермонтовский портрет, самую глубокую и самую верную лермонтовскую характеристику. Это — его сочинения, в которых он отразился весь, каким был в действительности и каким хотел быть… Как всякий настоящий а тем более великий поэт, Лермонтов исповедался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека.

..Историю протекших веков и все лучшее, накопленное русской и европейской культурой, — поэзию, прозу, драматическую литературу, музыку, живопись, труды исторические и философские, — Лермонтов усваивал начиная с первого дня пребывания в Пансионе при Московском университете, а затем в годы студенчества.

Приятелям запомнилась его любимая поза: облокотившись на одну руку, Лермонтов читает принесенную из дома книгу, и ничто не может ему помешать — ни разговоры, ни шум.

Он владеет французским, немецким, читает по-латыни, впоследствии, на Кавказе, примется изучать «татарский», то есть азербайджанский, язык, в Грузии будет записывать слова грузинские и одной из своих поэм даст грузинское название — «Мцыри». Он помнит тысячи строк из произведений поэтов и великих и малых, иностранных и русских, но из обширного круга его чтения нужно выделить двух авторов: Байрона и — особенно — Пушкина. Еще ребенком Лермонтов постигал законы поэзии, переписывая в свой альбом их стихи. Перед Пушкиным он благоговел всю жизнь. И больше всего любил «Евгения Онегина»…

И все, что им создано за тринадцать лет творчества, — это подвиг во имя свободы и родины. И заключается он не только в прославлении бородинской победы, в строках «Люблю отчизну я…» или в стихотворном рассказе «Мцыри», но и в тех сочинениях, где не говорится прямо ни о родине, ни о свободе, но — о судьбе поколения, о назначении поэта, об одиноком узнике, о бессмысленном кровопролитии, об изгнании, о пустоте жизни…

Десять лет писал он стихи, поэмы, драмы, прозу, прежде чем решился стать литератором. Еще три года понадобилось, чтобы из лучшего, что он создал, составить небольшой сборник. Взыскательность, строгость его по отношению к себе удивительны. Только две поэмы и два с половиной десятка стихотворений отобрал он из сотен стихов и трех десятков поэм. Зато никто еще не выступал в первый раз с таким сборником.

Все совместилось в этой маленькой книжечке — старинный сказ «Песни про царя Ивана Васильевича…» и простая речь бородинского ветерана; тихая молитва о безмятежном счастье любимой женщины, которая принадлежит другому, и горечь разлуки с родиной; холодное отчаяние, продиктовавшее строки «И скучно, и грустно…», и нежный разговор с ребенком; беспощадная ирония в обращении к Богу и ласка матери, напевающей песню над младенческой колыбелью; трагическая мысль «Думы» и страстный разговор Терека с Каспием; горестная память о погибшем изгнаннике и гневная угроза великосветской черни; сокрушительная страсть Мцыри — призыв к борьбе, к избавлению от рабской неволи, и сладостная песня влюбленной рыбки; пустыни Востока, скалы Кавказа, желтеющие нивы России, призрачный корабль, несущий по волнам океана французского императора, слезы заточенного и страстный спор о направлении поэзии — все было в этом первом и последнем сборнике, который вышел при жизни поэта.

Вот такой и был Лермонтов, только натура его и личность его были еще богаче…

Великая человечность Лермонтова, пластичность1 его образов, соединение простоты и возвышенности, естественности и оригинальности — свойства не только созданий Лермонтова, но и его самого. И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека — грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого.

Лермонтовское чувство к Родине: «Но я люблю — за что, не знаю сам», — нашло воплощение в творчестве русских поэтов следующих поколений. Во второй половине XIX века Некрасов напишет:

… Все, что, жизнь мою опутав с первых лет,

Проклятьем на меня легло неотразимым, —

Всему начало здесь, в краю моем родимом!..

А в начале XX века Блок выразит свою привязанность к родной земле так же откровенно и искренне:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, —

Как слезы первые любви!

Сознание неразрывной связи своей судьбы с судьбой России, с судьбой русского народа помогало Лермонтову преодолеть чувство трагического одиночества и отверженности, придавало ему силы и мужество выдержать изгнание.

Список использованной литературы:

1.Андроников И.Л. Лермонтов: Исследования и находки.-М.:Просвещение,1977.

2.Афанасьев В.В. Лермонтов.-М.:Просвещение,1991.

 

Страницы: 1 | 2 | Весь текст

 

§ Чакры

§ Изонить

§ Для чего использовалось искусство в государстве

§ Христианские мотивы в лирике Лермонтова

Галичкина Ирина Владимировна,учитель русского языка и литературы...

 

§ Эпоха безвременья в лирике Лермонтова

Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова.Цель: обзор осмысления темы...

 

§ Обобщающий урок по лирике Лермонтова Урок литературы 6 класс

Час поэзии и…души(обобщающий урок по творчеству М.Лермонтова в 6 классе)Цели...

 

 

Главная > Конспекты > различные темы >Патриотические мотивы в лирике МЮ Лермонтова

← Патриотический классный час Мое село-моя Родина

Паспорт проектной работы Что читают современные подростки →

Вам подойдут

1. Христианские мотивы в лирике Лермонтова

2. Эпоха безвременья в лирике Лермонтова

3. Обобщающий урок по лирике Лермонтова Урок литературы 6 класс

 

· Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству Юные художники

· Рисование гипсовой головы

· Эссе Мое педагогическое кредо

· Требования к соискателю

· Зачет по теме Составление формул кислот

Kurs nok Арийский типаж Дикнант человеческие руки Для чего использовалось искусство в государстве Зачет по анатомии 1 курс Зоя КосмодемьянскаяИзонить Мудра Мудры Рука

 

 

Мотивы одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. ... В отличие от Пушкина, Лермонтов в своем творчестве не проходит очевидную эволюцию от ранних сугубо...

Тема: Жизнь и творчество А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя

1. Романтизм и реализм - основные направления в литературе XIX века. Характерные черты, сходство и разница.

2. Что называется лирикой?

3. Жизненный путь А.С.Пушкина: основные этапы биографии, семья, учеба, творчество, отношение с властью, женитьба, дети, гибель.

4. Жизненный путь М.Ю.Лермонтова: основные этапы биографии, семья, учеба, служба, творчество, отношение с властью, гибель.

5. Жизненный путь Н.В.Гоголя: основные этапы биографии, семья, учеба, творчество, увлечение верой, загадочная смерть.

6. Основные мотивы и темы творчества А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, какие сходны, какие различны?

7. Изучаемые стихотворения А.С. Пушкина: "Осень", "Элегия", "На холмах Грузии", "Анчар", "Пророк", "Вольность", "Поэту", "Погасло дневное светило", "Вновь я посетил", "Подражания Корану". Определить тематику каждого.

8. Изучаемые стихотворения М.Ю.Лермонтова: "Поэт", "Молитва", "Я не унижусь пред тобою...", "Как часто пестрою толпою окружен...". Определить тематику каждого.

9. Произведения Н.В.Гоголя: "Миргород", "Старосветские помещики", "Вий", "Невский проспект". Проанализировать каждый рассказ по плану: главный герой, его характеристика, тема и идея рассказа, главная авторская мысль, основные приемы, особенности произведения.

10. Историческая основа поэмы А.С.Пушкина "Медный всадник"

Примерные задания к зачету.

1. Какие темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова сходны с мотивами и темами творчества А.С.Пушкина:

а) мотив одиночества б) тема Родины

в) историческая тема г) мотив изгнанничества

д) тема поэта и поэзии е) мотив обманчивости красоты

2. Что называется лирикой:

а) род литературы, в котором художественный мир литературного произведения отражает внутренние переживания лирического героя;

б) эмоциональное восприятие повествователем или лирическим героем описываемого;

в) не связанные с сюжетным повествованием размышления автора, включенные в произведение;

г) род литературы, в произведениях которого формально до предела устраняется личность автора, а повествование идет о событиях, предполагаемых в прошлом?

3. Распределите названия стихотворений А.С.Пушкина по тематике.

философская   «Погасло дневное светило»

свободолюбивая «Вольность»

назначение поэта и поэзии «Поэту»

любовная«Вновь я посетил»

 4. Назовите главный принцип, положенный в основу построения композиций стихотворения «На холмах Грузии»:

а) последовательность изложенных событий;

б ) антитеза;

в) кольцевая композиция;

г) зеркальная композиция.

5. Ниже приведен отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»:

Так злодей…С свирепой шайкою своей

В село ворвавшись, ломит, режет,

Крушит и грабит; вопли, скрежет,

Насилье, брань, тревога, вой!...

Что характеризует это описание?

а ) военное сражение;

б) разгул Невы во время наводнения;

в) описание строительства Петербурга;

г) поведение жителей Петербурга во время наводнения.

6. Какое стихотворение написал не М.Ю.Лермонтов?

а) «Молитва» б) «И скучно и грустно»

в) «Вольность» г) «Выхожу один я на дорогу»

7. Какая характеристика не характерна для романтизма?

а) красочный пейзаж б) идеальный герой

в) не существующий мир г ) разговорная речь

8. Что перед смертью сделал Н.В.Гоголь?

а) написал новый рассказ б) оставил завещание

в) сжег 2 том «Мертвых душ» г) дописал 2 том «Мертвых душ»

9. Назовите фамилию главного героя рассказа Н.В.Гоголя «Вий»?

В каком городе происходило действие?

10. Назовите главную тему и идею произведения Н.В.Гоголя "Невский проспект". Каковы особенности этого рассказа?

http://volna.org/images/2879/500/7.jpg

 

Основные темы и мотивы лирики Лермонтова М. Ю. Ав.Алена ЖурбаДата:January 7, 2014Оценить: 12345Просмотров:272 Ни один по-настоящему талантливый поэт не может писать на одни и те же темы, это касается и великого писателя позапрошлого века Михаила Юрьевича Лермонтова. В его произведениях читатель может услышать исповедь этого великого человека, потому что все стихотворения являются личными историями, которые довелось пережить поэту, в них скрывается его душа и чувства. Основные темы и мотивы лирики Лермонтова касаются роли поэта, судьбы народа, много стихов поэт посвящает родине и природе. Михаил Юрьевич стал чуть ли не единственным последователем Пушкина, он восхищался этим писателем, его гражданской позицией, поэтому после смерти Александра Сергеевича не побоялся выразить протест против царского режима и поддержать великого поэта. Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова – это одиночество и тоска, потому что его талант расцвел во время разгрома дворянской революции, когда новое поколение борцов еще не успело появиться. Поэт всегда верил в силу своего народа, и это помогало ему жить и творить. Основные темы лирики Лермонтова – это ненависть к самодержавию и презрение к молодому поколению. Писатель презирал своих современников за узость мышления, инертность. Даже самые умные, образованные и талантливые представители той эпохи не знали, в какое русло направить свои умения, поэтому многие из них стали «лишними людьми», безразличными ко всему, что творится у них перед глазами. Михаил Юрьевич даже устроил гражданский самосуд над своими современниками в стихотворении «Дума». Основные темы и мотивы лирики Лермонтова касаются ненавистного царского режима. Свой первый протест поэт выразил в стихотворении «Смерть поэта», в котором он призывает к отмщенью за гибель великого писателя, в смерти которого обвиняет существующий режим. Михаил Юрьевич показывает свое отношение к светским особам, он ненавидит интриги, клевету, бездушие и пустоту этой черни. Во многом основные темы и мотивы лирики Лермонтова касаются и необъятной отчизны писателя. Стихотворения «Бородино», «Родина» раскрывают истинное отношение поэта к своей стране и народу. Михаил Юрьевич любит Россию особенной любовью, искренней и чистой, свои чувства он противопоставляет лжепатриотизму высших классов, которым нужны лишь почести, богатство и титулы. Поэт с особым трепетом относится к природе, но еще больше он восхищается простыми крестьянами, при виде этих тружеников его сердце начинает радостно биться, наполняется весельем и любовью. Основные темы и мотивы лирики Лермонтова также касаются предназначения поэта, его миссии в обществе. Они полностью раскрываются в стихотворениях «Пророк» и «Поэт». Автор сравнивает поэта с кинжалом, тем самым утверждая, что слова могут быть серьезным оружием. Но беда в том, что в XIX веке этот самый кинжал превратился в золотую игрушку для забав, она совершенно безвредная и бесславная. В стихах Лермонтова никогда не слышалось отчаяния, он не покорялся судьбе. Писателю присущ тихий, грустный зов уставшего бороться человека, но все же в большинстве произведений чувствуется мятежный дух. Совершенность, музыкальность и философская глубина стихов возвели Лермонтова в ряд талантливейших поэтов XIX века.- Читайте подробнее на FB.ru

 

: http://fb.ru/article/123421/osnovnyie-temyi-i-motivyi-liriki-lermontova-m-yu

 

Назовите сходные темы и мотивы в лирике А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. (5-6 предложений)

· Лермонтов был "учеником" Пушкина. Неудивительно, что в их лирических произведениях просмтриваются одни и те же темы. Например, они часто высказывали свою гражданскую позицию, писали о любви

· Лермонтов стал последователем Пушкина в развитии русской литературы. Он как и Пушкин задумывается о роли поэта и поэзии в человеческих жизнях. Но в отличие от Пушкина, его настроения писсимистичны, он считает, что поэт - это не благодарная профессия. Так же в своих произведениях Лермонтов сравнивает, своих героев и героев Александра Сергеевича. Так, например, Печерин, в романе "Герой нашего времени", некоторыми чертами схож с пушкинским Онегеным. Лермонтов, именно, тот поэт который раскрыл правду смерти Пушкина. Он написал стихотворение "Смерть поэта", в котором разоблачил убийц великого поэт и писателя, за что, конечно поплатился.

 

http://clickclean.ru/

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.2.160 (0.062 с.)