Методы социальных и гуманитарных наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы социальных и гуманитарных наук



В социльно-гуманитарных науках существуют свои специ­фические методы познания, но применяются и общенаучные ме­тоды, имеющие здесь свою модификацию. Остановимся на этом вопросе подробнее.

Как известно, одними из важных общенаучных методов яв­ляются наблюдение и эксперимент. Наблюдение - целенаправлен­но.^. Преднамеренное _и Дланрмернр_е.восприятие_ явлений.

Наблюдать можно как один объект, так и несколько (с целью сопоставления). Наблюдать можно как сам изучаемый объект (непо­средственное наблюдение), так и его модели (опосредованное наблю­дение). Наконец наблюдение может быть как объективно реальным процессом, так и совершаемым только в воображении исследователя. 160

В социально-гуманитарных науках наблюдение отличается особой сложностью, в том смысле, что и результат, и процедура на­блюдения во многом зависятот.личности..наблюдателя и его отно­шения к изучаемому явлению. Кроме того, само наблюдение меняет изучаемую ситуацию. Социологам хорошо известен пример хоутор-новского эксперимента, когда знание о том, что они (группа молодых женщин) являются объектом изучения, повлияло на интенсификацию их деловых и неформальных отношений.

Здесь помимо простого применяется включенное наблюдение, когда имеет место непосредственный контакт исследователя с объек­том наблюдения (индивид, группа).

При этом событие анализируется как бы "изнутри", а от ис­следователя требуется нейтральное..отношение к происходящему, умение выделять существенные признаки, объективно и глубоко

их интерпретировать.

Различают скрытое включенное наблюдение, когда участники деятельности не догадываются о присутствии исследователя, и откры­тое, когда исследователь сообщает участникам о своих намерениях. В последнее десятилетие метод включенного наблюдения актуализиро­вался ввиду необходимости осмысления социального и культурного мира, понимания представлений, целей, мотивов, действующих в нем.

Однако поскольку с помощью наблюдения мы обычно познаем не процесс в целом, а лишь определенные его срезы то в науке обобщения только на базе данных наблюдения не.строятся. Тем бо­лее они не строятся на базе случайных наблюдений, которые также могут иметь место в науке. Данных такого вида наблюдений явно недостаточно для полноценного научного исследования, они могут быть лишь начальным (предпосылочным) импульсом к постановке проблемы, выдвижению гипотезы и т.д.

В практике научных исследований выдвигаются определенные принципы с целью увеличения степени достоверности и глубины данных научного наблюдения. Вот некоторые из них: а) исследовать возможно более разнообразные предметы, условия, в которых они находятся; б) исследовать наиболее типичные признаки изучаемых объектов и т.д.; в) четко формулировать цели наблюдения; г) разра­батывать план наблюдения; д) осуществлять контроль за корректно­стью и надежностью результатов наблюдения.

Эксперимент — это способ получения информации о коли­чественном и качественном изменении состояния объекта в ре-

161

зультате воздействия на него некоторых управляемых и контроли­руемых факторов {переменных).

Эксперимент предполагает наличие цели и программы ис­следования, выдвижение гипотез, выделение единиц наблюдения, практической деятельности по целенаправленному изменению изучаемого объекта.

В социальных науках выделяются следующие виды эксперимен­тов: по объекту эксперимента - экономический, правовой, психологиче­ский, лингвистический и т.д.; по масштабу - масштаб страны, региональ­ный, бригадный и др.; по длительности - длительный, циклический, кратковременный; другие научные и практические, параллельные и по­следовательные, полевые, лабораторные, естественные, мысленные.

Мысленный эксперимент дает возможность отвлечься от цело­го ряда ограничений реальных процессов, идеализировать их и тем самым рассматривать в предельных условиях и состояниях. Разли­чают два типа мысленных экспериментов: а) мысленные экспери­менты, могущие впоследствии быть осуществленными в практике; б) не могущие быть реализованными в действительности.

Что касается особенностей применения эксперимента в СГН, то, по мнению экспертов, диапог «во многом заменяет эксперимент в гума­нитарных науках» (30. С. 64). Именно в процессе диалога возможно мо­делирование и управление переменными, которыми в случае СГН яв­ляются идеи, ценности, установки, интересы, потребности и др.

По сравнению с наблюдением эксперимент является более глу­боким методом познания, позволяющим максимально сократить время и усилия по изучению объекта, создать возможность для повторения с целью более точного изучения объекта.

Недостатком эксперимента является то, что эксперимен­тальный фактор может нарушать естественные связи внутри изу­чаемого объекта, искусственный характер экспериментальной си­туации снижает возможность обобщенных выводов и др.

Измерение — это способ получения, прежде всего (но не только),.количественной информации об объекте, когда одна (из­меряемая) величина соотносится (сравнивается) с другой, приня­той за эталон. Измерение в социальных науках осуществляется преимущественно с помощью тестов и анкетирования.

Важнейшей характеристикой процесса измерения является точность. Она всегда ограничена, поскольку в процессе измере­ния сам процесс измерения вносит искажения в изучаемый объект плюс несовершенство измерительных инструментов, небрежность 162

исследователя и др. Однако чем точнее проведено измерение, тем надежнее полученные выводы.

В частности в социологии существуют процедуры, повы­шающие точность измерения, это: неитр.альнрс^ь._фррмулиррвки вопросов, не затрагивающая личных достоинств опрашиваемого; Р^^Двчеме.^нр.шмнрста.рпррс.а; наличие соответствующих ин­дивидуальных, качеств интервьюера (определенный уровень зна­ний, общительность, физическая выносливость, терпение, умение говорить внятно и понятно, умение слушать и др.).

Метод исторического и логического. Любое социальное явле­ние имеет свою историю и логику развития. Метод исторического познания воспроизводит развитие объекта с учетом всех.действую­щих на него факторов, подробностей, зигзагов, скачков, случайно­стей и т.д. Логический метод воспроизводит только общее, главное в предмете в процессе развития. Метод логического воспроизводит ис­торию возникновения, становления и развития объекта, так сказать, в «чистом» («выправленном») виде, по существу, без рассмотрения об­стоятельств, тому способствующих.

История того или иного социального явления предстает в обоб­щенном виде, что позволяет выявить законность его существования, его логику. Именно в этом смысле следует понимать значение таких понятий, как «логика общественного развития», «логика событий», «логика поступка» и т.д.

То есть метод логического является спрямленной, упрощенной (без потери сущности) версией.метода дстогжческрго.

Считается, что метод исторического познания находит широ­кое применение в исторических науках, поскольку здесь почти все­гда необходимо знать конкретные особенности развития страны, на­рода, характер деятельности той или иной выдающейся личности или народных масс в датах, цифрах, деталях.

В свою очередь уже в философии истории (одно из направлений философской науки) в большей степени применяется логический метод для характеристики общих тенденций и алгоритмов развития истории. Данный метод применяется также в таких теоретических социальных науках, как: теории государства и права, экономической теории и др.

Несмотря на различие этих методов, их относительную самостоя­тельность, ни один из них не применяется в «чистом» виде: собирая и изучая исторические факты, ученый не может не опираться на те исто­рические закономерности (по существу на логику предмета), которые

163

обусловили эти факты. В свою очередь закономерности, выявленные без опоры на факты, рискуют превратиться в «пустые» абстракции.

Поэтому в процессе познания следует руководствоваться прин­ципом единсхважтрр.ическргр и логического методов: надо начинать исследование объекта с тех сторон, отношений, которые исторически предшествовали другим. Затем с помощью логических понятий как бы повторить, историю развития данного познаваемого явления.

Идеализация, абстрагирование - замена отдельных свойств предмета или всего предмета символом или знаком, мысленное отвлечение от чего-то, с целью выделения чего-то другого. По­этому с позиций гносеологии идеализация является видом абст­ракции. Она предполагает мысленную реконструкцию предмета посредством отвлечения от неглавного и наоборот наделение осо­бой значимостью других, важных свойств, связей и отношений.

Принципиально важным вопросом в процедуре идеализации яв­ляется проблема репрезентативности знака, понятия, который вы­ступает в качестве заместителя или определителя главного в изучае­мом явлении. Вопрос соответствует ли данная идеализация реальности (в нашем случае социальной реальности) является ключевым.

Как известно, такие идеализации, на которых была построена марксистская философия, как «наемный рабочий», «обмен», «разделе­ние труда», «деньги», «капитал» и др. явились адекватным отражени­ем реальных социально-экономических процессов капиталистического общества, что и обусловило популярность марксистских идей.

Но идеальные объекты могут и не иметь прямых реальных прообразов в социальном мире в силу их обобщенности высокого уровня. Именно к таковым, на наш взгляд, можно отнести веберов-ские идеальные типы мотивации социального действия: целерацио-нальная, ценностно-рациональная, традиционная (аффективная).

Однако и в этом случае связь с реальностью есть, но эта связь не с конкретными единичными социальными фактами, а с совокуп­ностью социальных явлений большого количества, что и объясняет широкий спектр объяснительных и предсказательных возможностей концепций и теорий, которые построены на таких идеализациях.

Идеализации в виде образов, символов, понятий, категорий, обеспечивая огромную емкость выражения мыслей, формируют спе­циальный язык той социальной науки, которую они представляют. При этом следует различать основные и производные идеализиро­ванные понятия. В свою очередь основные идеализированные поня­тия образуют язык социально-гуманитарных наук в целом, это «об-164

щество», «социальная система», «социальное развитие», «социальная активность», «действие», «деятельность», «коммуникация» и др.

Контент-анализ ~ количественное изучение массовых доку­ментов в целях описания социальных явлений. Так, используя кон­тент-анализ средств массовой информации или каких-либо других документов (например, архивы иконографических и фонетических документов: магнитофонные записи, грампластинки и др.)> можно понять характер изменения систем ценностей, установок, мотивов.

Например, индекс популярности того или иного политиче­ского лидера можно измерить частотой появления положительной информации о нем в журналах, газетных статьях, в телевизионных

и радиопрограммах.

Одно из больших преимуществ контент-анализа в том, что отсутствует влияние на объект исследования: никто не подвергает­ся интервьюированию, анкетированию или эксперименту. Поэтому для осуществления этого вида социального познания требуются от­носительно малые затраты по сравнению с другими методами.

Материалы для контент-анализа обычно легкодоступны. В библиотеках имеются архивы как общественных (газеты, журналы), так и частных (письма, дневники) документов.

Процедура контент-анализа включает в себя множество эта­пов: выбор эмпирического материала для исследования, выбор вре­менного периода, операционализация понятий (выбор единиц ана­лиза), аналитическая работа, написание отчета. Естественно, что профессиональное выполнение каждого из вышеприведенных эта­пов увеличивает вероятность получения достоверной информации.

Системный подход, системный анализ. Системный подход является одним из важнейших методов изучения сложноорганизеи ванных объектов-систем, к которым, безусловно принадлежат со­циальные явления. Главный..объект системных исследований со­ставляет многообразие связей социальной жизни.

Поскольку система представляет собой совокупность эле­ментов, организованных определенным образом в целое, то сутью системного подхода является исследование механизма жизни это­го целого, прежде всего общества и человека.

История в первую очередь социальных наук являет собой яр­кий пример становления и развития системного подхода в понима­нии сущности общественных процессов и явлений.

Каковы же основные.черты системного подхода применитель­но к социальным явлениям? Самым первым (в историческом контек-

165

сте) была попытка парамедрического описания пщлемещного соста­ва строения исследуемого объекта, вычленение основных элементов, составляющих общество, человека.

Затем имели место поиски закономерностей взаимосвязи, взаимо­влияния элементов (общества, свойств человека) друг на друга (функ­циональный срез). Наконец, получает развитие структурно-функциональное направление, где анализируется эффективность связей между элементами посредством выделения главных основополагающих общественных, человеческих показателей (характер собственности на средства производства, национальный валовой продукт, средняя продол­жительность жизни, степень достигнутой обществом свободы и др.)

В классический период (XVII век - конец XIX века) развитие системно-социального подхода шло по пути отыскания и анализа все новых и новых элементов в структуре общества и человека. Один из фундаментальных принципов классической науки - эле-ментаризм (разложение изучаемого объекта на простые элементы при элиминации комплексных функционально-генетических свя­зей), в сфере социального познания проявился в частности в тен­денции отыскания фундаментальных, родовых качеств человека (классификация потребностей и аффектов у Декарта, Гоббса).

Качественный сдвиг в разработке социально-системных представлений был осуществлен мыслителями Просвещения, об­разовавшими направление под названием - «историзм»: Дж. Вико, И. Гердер, Кондорсе, Тюрго. В их работах был значительно рас­ширен круг составляющих общество элементов: экономика, право, искусство, мораль, наука, религия. Кроме того, анализировалась взаимосвязь вышеуказанных элементов общества с теми или ины­ми структурными составляющими человека.

В середине XIX века структурно-функциональный подход в по­нимании общества четко проявился в творчестве О. Конта и Г. Спенсе­ра. О. Конт не только ввел термин «социология», основал данную науку, но и значительно продвинул структурные и функциональные взгляды на общество. В структуре общества он выделяет промышленность, нау­ку, искусство, политику соотнося их с такими качествами человека, как интеллект (ум), нравственность, эстетические чувства.

О. Конт впервые дает модель поведения общества как систе­мы, в целом отождествив эту систему с колебаниями маятника отно­сительно состояния равновесия - стабильности общества. Фактиче­ски здесь было гениально предугадано фундаментальное положение синергетики (науки о самоорганизующихся системах) о том, что дви-166

жущей силой любой системы является ее стремление вернуться в со­стояние равновесия, при постоянном его (равновесия) нарушении.

Г. Спенсер продолжил поиски системных законов развития общества: любая система (в том числе и общество) эволюционирует от бессвязной однородности к связной разнородности, от неопреде­ленности к определенности, от беспорядка к порядку. В обществе функциональная дифференциация его элементов (экономика, поли­тика, искусство и т.д.) выступает обязательной основой возникнове­ния общества как организованной системы.

На рубеже XIX - XX веков социально-системные исследова­ния приобретают новый стимул как одно из направлений выхода из кризиса, охватившего научное познание. Исследовательские акценты переносятся с исследования только структуры, и только функцио­нальных отношений на структурно-функциональный подход в форме попыток понять законы связей между элементами общества.

В частности русско-американский социолог П.А. Сорокин выделя­ет в обществе восемь базисных социальных переменных в форме соци­альных отношений в искусстве, политике, экономике, войнах, в осуще­ствлении свободы, в волнениях и беспорядках, этике, достижении исти­ны. Сорокин считал, что эти отношения изменяются нелинейно.

В период доминирования неклассической науки (конец XIX века -60 годы XX столетия) усилиями американских социологов Т. Парсонса и Р. Мертона структурно-функциональный подход получает оконча­тельное оформление. Р. Мертон уточняет, углубляет понятие «функ­ция» и показывает значение этого понятия для социальной системы.

Парсонс вычленяет «функциональные нормы», которым должна подчиняться любая социальная система:

а) адаптация, присущая, прежде всего экономике, как подсистеме;

б) целеориентация, присущая политике;

в) интеграция, которую осуществляют государственные институты;

г) поддержание образцов, осуществляемое: семьей, школой, религи­ей и другими институтами.

В постнеклассической науке (60-е годы XX столетия - начало XXI века) появляются очень важные в плане системного видения соци­альной действительности концепции: в частности концепция социаль­ных топосов, в которой имеет место выделение в едином социальном порядке присущего социальной системе, в частности обществу, сети ло­кальных, разнохарактерных социальных порядков {топосов) - церковь, средства массовой информации и др., находящихся во взаимодействии, и имеющих свою социальную позицию, свои социальные условия.

167

Каждый социальный порядок имеет свои специфические нормы и правила, позволяющие ему существовать. При этом каж­дый локальный социальный порядок всегда находится под угрозой прекращения существования, конфликта с другими локальными порядками. Поэтому очень важно знать начальные и конечные ус­ловия существования топоса, характеристику социальной среды, в которой он функционирует, и др. Все это позволяет вырабатывать руководящие идеи, поддерживающие ансамбль социальных по­рядков в состоянии равновесия и интеграции.

Значительное продвижение социально-системных взглядов на действительность можно констатировать в концепции сетевого об­щества М. Кастельса. Он выделяет в обществе пять пластов, пере­менных, оказывающих влияние друг на друга: 1) производство-потребление (не только материальных ценностей, но и производство и потребление информации), 2) опыт (сфера людей, личностей, их воздействие друг на друга, 3) власть, 4) культура - сфера смыслов, 5) технология - пронизывает все вышеперечисленные составляющие.

Все элементы (информационные сети) общества важны, но главными являются те, которые распределяют и переключают ин­формацию. Сети ценностно нейтральны, но зависят от того, кто за­дает им цель, а это делают акторы (люди), наделенные властью.

Наконец в постнеклассический период происходит становле­ние и развитие синергетического подхода в понимании любых, в том числе, социальных процессов. Согласно этому подходу социальные системы, так же как и природнь е, накапливая структурную инфор­мацию, постоянно повышают уровень своей организации.

В результате в развитии социального мира имеет место воз­никновение все более сложных упорядоченных взаимодействий и структур. При этом отклонение параметров от нормы в данных структурах является источником активности функциональной систе­мы, источником ее саморегуляции. Однако отклонения не должны быть большими (в рамках "гомеостатического диапазона"), в случае выхода за пределы этой границы может начаться разрушение системы. Ситуация, когда система теряет стабильность и возможен перс-ход в новое состояние, называется бифуркацией. Чем многообразнее число возможных вариантов перехода, тем сложнее просчитать пер­спективное поведение системы, поскольку в момент перехода буду­щее состояние зависит уже не только от предыстории, но определя­ется и случайными, зачастую неконтролируемыми воздействиями.

168

Тема 12. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИСЛЕДОВАНИЯ В СГН. «ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ»

1. Дисциплинарная структура СГН и междисциплинарные

Исследования

Известно, что в самом общем виде дисциплинарная структура социально-гуманитарных наук окончательно сформировалась к концу XIX начала XX столетия. По поводу доминант этой структуры сущест­вуют разные, и на наш взгляд объяснимые точки зрения: каждая наука и ее представители пытаются представить свое направление главным.

Так существует точка зрения, согласно которой история среди гуманитарных наук занимает первое место, поскольку она является памятью человечества. В частности такой точки зрения придержи­вался Гадамер, который все остальные социально-гуманитарные нау­ки называл историческими.

Согласно другой точки зрения (структуралисты), в современном мире пальму первенства от истории переняла лингвистика поскольку естественный язык, слова, системы словесных образов, рассуждения, логические выводы, техника и искусство перевода, в частности машин­ного перевода являются сегодня настолько важными элементами соци­альных отношений (а по мнению лингвистических философов опреде­ляющими социальные отношения), что порой превращаются в оружие.

Поэтому знание и разработка лингвистического понятийного аппарата, разработка всевозможных языковых моделей, в целом лин­гвистических постулатов и законов являются важным компонентом совершенствования социальных отношений.

Существует также точка зрения, что психология является ведущей СГН поскольку нет ничего важнее человека и его внутреннего мира.

Наконец в постмодернизме главной социально-гуманитарной наукой является этнология, позволяющая познавать социальную жизнь в ее непосредственнном, естественном виде.

В целом можно констатировать, что СГН в XX столетии освобо­дившись от комплекса неполноценности на фоне бурного развития ес­тественно-технических наук небезосновательно заявляют свои права на лидерство по многим причинам: во-первых в развитии самих естествен­но-технических наук выявилось множество проблем, не могущих быть решенными без помощи, вмешательства социально-гуманитарных наук; во-вторых в современном мире явственно выявилась первостепенная значимость человека в происходящих фундаментальных изменениях

169

мира; в-третьих в самих социально-гуманитарных науках получены значительные результаты, которые подводят к мысли, что XXI в. будет веком гуманитарного знания, подобно тому как XVII - XIX вв. были ве­ками естественных наук и промышленных революций.

Как известно история развития естественно-технических наук являет собой прекрасный пример продуктивного междисциплинарного сотрудни­чества. Возникает вопрос, возможно ли и существует ли такое содружество в СГН. Ответ является, безусловно, утвердительным, да такое содружество имеет место, и оно имеет тенденцию к расширению и углублению.

На страницах данного учебного пособия мы уже касались это­го вопроса, к сказанному добавим, что ярким примером такого меж­дисциплинарного сотрудничества в частности внутри СГН является пример сотрудничества лингвистики, психологии, философии (гно­сеологии) в направлении вопроса представления, знаний, являющего­ся важной проблемой на пути создания искусственного интеллекта.

Здесь в частности важной задачей является вопрос увеличения объема оперируемых данных и быстродействия их передачи в виде сжатия сведений и фактов до минимальных размеров (сведение их в группы). И одной из форм решения этого вопроса является использо­вания метода обобщения и абстрагирования информации.

Вопрос же обобщения и абстрагирования знаний «тянет» за собой традиционно-гносеологическую тему ценности знаний, их ос­мысления и понимания, через поиск смысла сообщений, т. е. их ана­лиза в синтаксическом, семантическом и прагматическом ракурсе.

Существенным здесь является и выяснение вопроса о струк­туре и механизмах мышления, где под мышлением понимается психический процесс анализа, синтеза, обобщения, посредством которых человек решает мыслительные задачи.

Примером сотрудничества социальных и естественных наук является новая междисциплинарная наука под названием соционика (на стыке психологии, социологии и информатики), задача которой -изучать специфику восприятия, переработки и выдачи информации отдельными индивидами, группами, этносами, обществами, построе­ние их типологии исходя из различных значений вышеуказанных информационных процессов, выдача рекомендаций по построению взаимодействий между разными типами социумов.

Одной из базовых категорий новой науки соционики является понятие «информационный метаболизм», предложенный польским психологом А. Кемпинским. Он провел прямую аналогию между процессом усвоения и обработки информации психикой человека и 170

процессом обмена веществ в организме (термин "метаболизм" озна­чает "обмен, усвоение, переработка").

Согласно метафоре Кемпинского, внешняя информация являет­ся своего рода «пищей» для человеческой психики: «психика челове­ка питается информацией. Его психическое здоровье зависит от ко­личества и качества этой информации», замечает он. А информаци­онный метаболизм есть не что иное, как процесс усвоения, обработ­ки и передачи информации психикой человека.

Другим важнейшим базовым положением новой науки социо­ники является утверждение, что з^а|сщ).мы]о^ещ%..1щре^рс^А мотивация.поведения,.человека, и.деятельность, социумов.определя­ются во.многом типом информационного.метаболизма

Для анализа типов.и11фор.мацирн.нрхр..метдбрлизма и соот­ветственно информационно-психических индивидуальных типов родоначальник науки соционики А. Аугустинавичьюте отталкива­ясь от известной типологии Т. Юнга (люди с преобладанием: а) мышления; б) чувств, г) ощущения; д) интуиции), назвала эти функции, выполняемые человеком и доминирующие у них, сле­дующим образом: логика, этика, сенсорика, интуиция.

Человек логического типа склонен к рациональному принятию ре­шений; этический человек хорошо чувствует и понимает настроения и чувства других, он способен делать адекватные ценностные оценки нрав­ственных поступков других; сенсорная направленность означает умение придавать большое значение чувственной обстановке жизни: запахи, вку­сы, формы, краски, звуки и организовывать свою жизнь по законам чувств; наконец интуитивный человек способен прогнозировать явления, проникать в суть явлений на основе интуиции.

Если добавить сюда еще деление людей на экстравертов и интровертов (по К. Юнгу) и попытаться смоделировать возможные сочетания указанных качеств (что и сделала А. Аугустинавичьюте), то получится ряд из шестнадцати типов: например логико-интуитивный экстраверт, логико-интуитивный интроверт, этико-сенсорный экстраверт и этико-сенсорный интроверт и т.д.

Каждый из указанных типов имеет еврю.специ.фику спрербнр.: Ш^Л^Ш1ШШ?^.Ж^Ш^Ш}^Ш^.Ш^^}ЛШШ9. различного рода, что определяет особенности стиля мышления, мотивации и действий.

В результате существует и такое определение соционики -наука о типах информационного метаболизма, психоинформацион­ных системах (человек, коллектив, этнос, государство) и взаимодей-

171

ствиях между ними. Или соционика - наука, изучающая процесс об­мена информацией между человеком, социумом и внешним миром.

Специалисты по соционике пытаются (как показывает прак­тика довольно успешно) описывать и предсказывать не только по­ведение каждого из 16 типов, но и 76 интертипных отношений, которые складываются между данными типами. Такое описание и практическое ее воплощение, по мнению специалистов, представ­ляет собой громадный.щаг.вперед в^рДлас^ддаук,р.челрвеке.

При этом практическая составляющая такой науки, как психо­логия поднимается на более высокий уровень (однако эксперты в об­ласти соционики настаивают на том, что соционика - это междисци­плинарная наука): появляется возможность моделировать практиче­ские отношения людей от конфликтных до комфортных. «Оказалось возможным решать проблемы совместимости партнеров в браке, ра­бочем коллективе, бизнесе, целенаправленно формировать устойчи­вые сплоченные группы для решения каких-либо задач в любой сфе­ре человеческой деятельности» (10).

Методы соционики находят плодотворное применение, в част­ности, в педагогике: поскольку особенности усвоения информации определяются соответствующим информационно-психическим ти­пом, то можно подбирать оптимальную форму обучения, стимули­рующую процесс усвоения знаний.

«Кроме того, соционика дает возможность формировать учеб­ные группы оптимальным образом, в результате чего значительно повышается успеваемость и дисциплина учащихся» (20)

Как утверждают эксперты (10), соционика углубляет и расши­ряет методы глубинного психоанализа, позволяя повысить эффек­тивность терапии ряда психических расстройств: «в области нарко­логии разработаны и используются эффективные соционические ме­тоды работы с больными, дающие хорошие результаты».

Знание психоинформационной структуры личности «позволяет давать обоснованные рекомендации по профессиональной ориента­ции и профессиональной пригодности» (11).

В.рбластд.медщины обнаружено, что подбор людей по опре­деленным группам информационно-психологических типов «дает возможность проводить более эффективную групповую психотера­пию, а подбор больных в лечебных палатах по группам с комфорт­ными отношениями значительно (в 1,3-2 раза) сокращает время пре­бывания пациентов в стационаре....за счет их оптимального психо­информационного взаимодействия» (11). 172

Использование соционики позволяет проводить бопее.тотдную даЖШШ^..псщич^шх.да^д^вщий9 разделяя больных на соот­ветствующие группы, с подбором индивидуальных методов психо­технологий для лечения недугов.

Наконец, накоплен положительный опыт использования ком­плексного метода соционической диагностики трудных подростков с целью выработки профилактических мероприятий для более ус­пешной адаптации их в учебных коллективах.

В результате соционика с ее технологиями может использо­ваться и используется во всех сферах жизни общества (экономиче­ской, политической, правовой, эстетической и др.), позволяя углу­бить понимание и управление процессами, происходящими в них.

Еще одним примером сотрудничества социальных и естествен­ных наук (юридической, философской (этика), психологической, меди­цинской наук (в.ч. генетики) является участие их в решении таких меж­дисциплинарных научных и в тоже время житейских, практических проблем, как клонирование, трансплантация органов, эвтаназия.

Тема моральной правомочности генетического контроля над воспроизводством людей, является сегодня актуальной научной и практической проблемой. Ряд ученых считают, что привлечение многочисленных научно-технических достижений для борьбы с человеческими болезнями приводит к тому человечество дегради­рует в виду того, что естественный отбор теряет свою силу.

В связи с этим высказывается за необходимость научных ис­следований, улучшающих «качество людей», и эта цель оправдывает любые средства. В то же время существует позиция со ссылкой на мо­ральный принцип «святости человеческой жизни, «свободы воли», свободы человека, ратующая за этический контроль над исследова­ниями в этом направлении, дабы не лишить человека уникальности.

Представители этой точки зрения считают, что не все, что наука может и должна сделать, является добром, а, следовательно, необхо­дим строгий контроль за результатами внедрения достижений науки.

Подобные позиции четко проявились в проблеме клонирования. С одной стороны, существует беспокойство за природу самого челове­ка, ибо граждане общества будут рождаться с заранее определенным генетическим кодом и внешними данными, то есть появляется опас­ность фабрикования людей, что приведет к их деградации.

Кроме того, существует опасность рождения неполноценных людей в силу наличия реального высоковероятностного риска по­явления всевозможных аномалий в процессе клонирования. В ре-

173

зультате в большинстве стран в последние годы были срочно при­няты законы о запрете на клонирование.

С другой стороны многие ученые считают, что запрет на клонирование антигуманен, поскольку лишает человечество воз­можности решить кардинальным образом проблему транспланта­ции органов, способствующей спасению миллионов людей, уми­рающих по всему миру из-за дефицита органов.

Кроме того, трансплантация клонируемых органов вытеснит анти­гуманный метод лечения многих болезней путем использования челове­ческих эмбрионов. Возникает возможность иметь детей в самых тяжких случаях бесплодия; появляется возможность в реконструируемом орга­низме старое заменять молодым; клонирование реально открывает воз­можность возрождать гениальных и талантливых детей и т.д.

В результате многие международные и национальные комитеты по биоэтике расценили решения по поводу запретов на исследования подобного типа, как антинаучные, спровоцированные прессой.

Клонирование вовсе не означает копирование личности, ибо лич­ность - это нечто большее, чем набор клеток. Поэтому до шеренг эйн­штейнов, гитлеров, Сталиных еще очень далеко.

Получения полностью идентичного другого невозможно еще и потому, что имеет место действие множества неучтенных внешних факторов, которые влияют на клетку-клон, в частности загрязнение окружающей среды (воздуха, воды и т.д.)

Существует мнение, что клонирование неизбежно, поскольку в малых странах и странах третьего мира исследования подобного ро­да вообще юридически не запрещены. Надо отметить еще и то, что субсидирование данных исследований осуществляют в большинстве случаев частные, мелкие фирмы, неконтролируемые государством.

Существуют также точка зрения, ставящая под сомнение во­обще саму идею отрицательных последствий клонирования: по­скольку многие гены клеток быстро отключаются, и пока происходит пересадка, оплодотворение клетки-клона, она уже не представляет стопроцентный аналог родительской клетки.

Однако многие вопросы, связанные с клонированием и транс­плантацией органов, продолжают будоражить умы обывателей - нуж­но и можно ли штамповать одинаковых недочеловеков, когда и при каких условиях можно брать человеческие органы для пересадки больному человеку? Не породит ли это всевозможные злоупотребле­ния: умерщвление людей для этой цели и торговлю органами? Не по­лучится ли в результате клонирования заселение регионов и даже 174

стран полностью одинаковыми людьми? Эти вопросы ждут своего правового, этического, психологического, медицинского осмысления.

В сфере современных междисциплинарных проблем сущест­вует вопрос принятия решения о проведении эвтаназии - умер­щвление неизлечимого больного в случае необратимой, мучитель­ной болезни и права человека самому выбирать уход из жизни вместо физических страданий.

Согласно сведениям, опубликованным в Международном меди­цинском журнале (1998г.) 40 % всех смертей больных наступает либо в результате принятия совместного с медиками решения о прекраще­нии жизни, либо в результате отказа от лечения, либо с помощью ле­карств, ускоряющих наступление смерти.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.093 с.)