Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Объективное и субъективное время
Время - это форма бытия, координации природных и социальных объектов через последовательность и длительность. Если последовательность и длительность (темпоральность) природных объектов задается естественной логикой их развития (причем естественная темпоральность может значительно различаться: время жизни бабочек несколько недель, время жизни баобаба или куска гранита - тысяча лет, черепахи - сто лет и т.д.), то последовательность и длительность социальных явлений в очень сильной степени зависит от субъективного фактора. Различают объективное и субъективное социальное время: объективное - время существования таких социальных явлений и процессов, как жизнь цивилизации, общества, человека, того или иного экономического, политического, научного и т.д. явления. У каждого социального явления существует своя временная ритмика в зависимости от его специфики (например, время протекания экономических процессов может измеряться пятилетками, или временем реализации какой-то экономической программы; политическое время - династическими периодами и т.д.). По разным временным циклам (меркам) могут жить целые цивилизации. Субъективное время - личностное время в форме специфической для данного индивида темпоральности его ментального мира, организации личностью времени своей жизни, построенной на психофизиологических, психических и социально-психических ритмах функционирования частей его субъективного мира. Субъективный аспект социального времени интенсивно изучается психологами в целом ряде направлений в рамках общей темы «психологическое время личности» (восприятие времени; переживание времени; изучение временной перспективы (1) и др.), хотя, как отмечают эксперты, эти направления «мало связаны друг с другом» (1). Изучение психологического времени личности включает в себя понимание времени жизни личности как единство прошлого, настоящего и будущего, рассмотрения ритмов, интенсивности протекания таких процессов, как проявление самосознания, способностей, потребностей и в целом осуществления индивидуальной жизни и деятельности. 78 Субъективное восприятие, ощущение социального времени лежит в основе создания всевозможных культурно-исторических концепций (подробнее об этом в следующем параграфе), в которых время является одним из инструментов понимания сущности социальных явлений. Данное ощущение социального времени может удаляться или приближаться к объективной ритмике протекания социальных явлений и лежит в основе (наряду с другими факторами) адекватности, истщности выдвигаемых социальных теорий:
Описание мира человеческой субъективности и описание внешних по отношению к индивиду социальных явлений может происходить по разным.временным.меркам: естественным и искусственным. К естественным меркам относится, например общепринятая традиция измерения больших интервалов времени {года) периодом обращения Земли вокруг Солнца. Более мелкой единицей времени является цикл смены лунных фаз__ месяц. Сутки связаны с циклом смены светлого и темного времени. Время измеряется также секундами, минутами, часами, неделями, десятилетиями, столетиями, тысячелетиями. К.искусственным меркам можно отнести в частности существовавшую в средневековье традицию измерения времени божественными деяниями, включая жизнь и смерть И. Христа. Своеобразным синтезом искусственных и естественных эталонов измерения социального времени являются попытки создания объяснительных моделей, которым приписывается статус природных, естественных. В частности модель маятника как символ периодического повторения и смены определенных природных и социальных состояний или естественная смена физиологических состояний организма (рождение, расцвет, увядание, смерть). Так Н. Макиавелли принял за основу политического времени, по его мнению, естественный ритм укрепления и ослабления государства. В. Парето измерял социально-политическое время периодической сменой управленческой практики «львов» и «лисиц». При этом царствование «львов» ассоциировалось у него с социальным динамизмом, а «лисиц» со стабилизацией и экономическим упадком. Историк Г. Адаме выявил 12-летний период чередования тенденций централизации и распыления энергии нации. О. Шпенглер утверждал, что постоянную временную периодичность социальным явлениям придает длительность.жизни..од: нрго.поколения.
Следует отметить, что разделение социального времени на объективное и субъективное не..абсолютно. Поскольку, как мы 79 уже отмечали выше, влияние субъективного фактора на развитие социальных процессов огромно: человек понимает и отражает временные интервалы существования тех или иных социальных явлений (в том числе и собственного внутреннего мира) исходя из своего личного опыта, ощущения социального времени. Однако при этом, стремясь к достоверности и объективности такого понимания, человек опирается на.необходимость,.естественность и самодостаточность данных социальных явлений. Чтобы жить, необходимо добывать пищу, строить жилье, шить одежду и др., и где бы человек не жил, как бы он не рассматривал данные явления, они как бы заданы самостью самого существования человека и общества. В то же время скорость, качество, объем, ассортимент, нормативы (в том числе и временные) выполнения тех или иных видов социальной деятельности разнятся в зависимости от места, времени, традиций, уровня культуры человека и общества. Поэтому имеет место множественность социальных времен, когда мы говорим о предметной специфике социальных явлений: развитие нравственных, политических, научных процессов применительно к отдельной личности, организации, стране, культуре, эпохе и т.д. Например, в восточной (традиционной) культуре принято временную ритмику социальных явлений подстраивать под ритмику совершенных природных процессов (в частности ритмы инь и ян в китайской культуре). Поэтому ценность быстрых социальных изменений невысока, имеет место опора на традиции, привычки, устоявшиеся образцы. В случае же западной (техногенной) культуры ценность новаций высока, отсюда высока и ценность временных показателей степени обновления любых социальных явлений (экономических, политических, научных и т.д.). Конкретными показателями объективации социальных процессов являются даты, имена, количественные показатели, характеризующие скорость и качество их протекания (например, такой показатель, как производительность труда). При этом предполагается, что есть какие-то критерии, идеалы (о них мы говорили в теме 4), по отношению к которым происходит оценка социальных явлений. В социологии, социальной психологии введен термин «общественно необходимое время» для нормативной характеристики на- 80 пример времени, которое должно быть потрачено на труд, создание политических партий и др. Поэтому общественно необходимое время - это не просто время, потраченное на труд, за вычетом которого остается свободное -личностное - время: оно определяет иерархию ценностей и.детерми-нант личной.жизни, ее основные стороны. Наконец объективное социальное время характеризует «возможности и резервы, заключенные в культуре, науке, технике, в научении и социальном опыте» (1). Разговор о различных вариантах понимания объективного социального времени будет продолжен нами в следующем параграфе, здесь же остановимся подробнее на сущности субъективного социального времени. Субъективное (личностное) время слагается из ряда составляющих (автором далее используется структура личности, предложенная психологом К.К. Платоновым (51.С. 196):
во-первых, ШШО^ШШЯТ^^Ш^Ш.Ш^ШШ ~ естественно текущие нейрофизиологические ритмы, также процессы отражения на уровне рефлексов; во-вторых, психического, времени - времени протекания психических процессов, включающего в себя отражение внешнего мира с помощью чувств, памяти (включая умение памяти воспроизводить прошлое в настоящем, способность психического переживания растягиваться во времени и др.), посредством образования пространственных связей; в-третьих, српи^^нргЯШШШО^^.^РШ.врШ&Ш ~ темпы и качество социализации: отражение внешнего мира через призму мировоззрения личности, построение модели мира, выстраивание ценностной иерархии элементов мира с учетом их темпоральных характеристик, т.е. ощущения социального объективного времени. В результате возникает ансамбль времен, который требует интеграции и согласования в ситуации построения и осуществления деятельности (кстати, интегральной теории данного процесса, по мнению экспертов (1) пока не существует). В то же время известно, что осуществляет данную интеграцию времен сознание, оно согласует время «своих психических процессов (мышления, памяти), состояний (сна, бодрствования, усталости, работоспособности и т.д.), своей темпераментальной природы, возраста (специфика времени юности или старости), с уровнем личностных целей и притязаний, уровнем идеальных моделей и программ» (1). 81 В результате в осуществляемой личностью деятельности, которая имеет свой временной ритм и организацию, происходит увязывание внешних социальных требований-ритмов с присущими только данной личности особенностями телесной, психологической организации, ее установками, целями и интересами: Например нормативами трудовой деятельности и индивидуальными возможностями и желаниями их выполнять. При этом возможно возникновение противоречия между объективным, социально требуемым, нормативным временем и субъективным временем. Например, многочисленные исследования промышленных социологов и социальных психологов, проводимые с целью повышения производительности труда на конвейерных производствах, показывают, что есть люди, которые в силу специфики их психофизиологической организации не могут продуктивно работать на конвейере (даже при наличии желания). При этом следует отметить, что личность с помощью, прежде всего своего сознания, осуществляет построение последовательности и длительности не только оперативных (кратковременных) действий, но и довольно длительных временных отрезков своей жизни и даже всей жизни в целом (жизненного пути).
Выстраивание ряда последовательных действий с соответствующей их длительностью осуществляется личностью при прямом или косвенном осознании необратимости социального времени, разной ценностной значимости того или иного действия, при наличии общей цели действия, жизни (см. материал о смысле жизни на С. 64-66), связанной с потребностью самовыражения и самореализации. В связи с этим эксперты вводят даже термин «структурирование жизненного пути» (1) как способности человека размещать во времени последовательность и длительность своих жизненных этапов (ускорять, замедлять, насыщать), отдельные акты своей деятельности. При отсутствии общей теории согласования комбинации времен на уровне отдельного индивида существуют продуктивные общие предпосылочные суждения на этот счет, а также устоявшиеся концепции, описывающие во временном режиме становление и функционирование тех или иных отдельных элементов структуры личности. Например, социологами и социальными психологами достаточно хорошо изучена процедура социализации (усвоение индивидом социального опыта), в результате чего происходит становление и развитие личности. Однако по поводу стадий социализации есть несколько точек зрения. 82 Существует традиция в психологии рассматривать социализацию на стадии раннего детства, отрочества, юности. Однако ряд специалистов (в частности Г. М. Андреева. Социальная психология. М, 1996., С. 343-347) понимают процесс социализации более широко, считая, что социализация охватывает весь период жизни человека и выделяют дотрудовую, трудовую, послетрудовую стадии. В социальной философии, социологии, психологии существуют также теории, квантующие жизненный путь индивида по тем или иным основаниям. Так в древнеиндийской философской школе веданта жизненный путь человека, вставшего на путь совершенствования, включает в себя четыре временные последовательные стадии: ученик, домохозяин, отшельник и нищенствующий аскет, отрешившийся от благ мира. А также четыре цели поведения: удовольствие, польза, должное, освобождение. Разным стадиям жизни соответствуют разные цели поведения: на, первых трех стадиях жизни допустимо сочетание первых трех принципов, поскольку здесь человек живет в мире и приемлет его таким, каков он есть. Однако уже на этих стадиях достижение удовольствия и полезности не должно противоречить нравственности: например, поло-I вая любовь нравственна лишь в том случае, если имеет целью рождение детей. Но высшим моральным идеалом почитается аскет, нищенствующий странник, свободный от желаний. Его поведение доброжелательно, правдиво, наполнено уважением и воздержанием. Хорошо известна также трехстадиальная теория становления мышления (интеллекта) Ж Пиаже:
- формирование сенсомоторных структур (0-2 года); - стадия конкретных операций (3-11 лет); - стадия формальных операций (12-15 лет). Хотя первая стадия является ДОречевой, тем не менее, здесь происходит становление познавательных структур за счет координации восприятия и движения. В этот период «происходит не только практическое освоение мира, окружающего ребенка, но совершается подлинная революция в умственном развитии: ребенок начинает воспринимать мир как внешний и объективный для него» (45. С. 65). На втором этапе формируется сенсомотрглный..интеллект, позволяющий устанавливать практические отношения между ребенком и вещами, ребенком и другими людьми. Наконец на третьей стадии ребенок освобождается от конкретных привязанностей. Он начинает создавать теории (пусть 83 иногда неадекватные), строить программу жизни и формируется при этом как личность. И этому способствует, прежде всего, ги-потетико-дедуктивное мышление, появляющееся, согласно Пиаже, в возрасте (12-15 лет) и позволяющее строить представления о мире с помощью абстрактных моделей. Последующее развитие личности, по мнению Пиаже, связано с усовершенствованием интеллекта, сформировавшегося к пятнадцати годам и являющегося стержнем личности. Интересна также восьмистадиальная теория жизненного, психо-социального развития Э. Эриксона (1902). На каждой стадии человек, решая определенные задачи, углубляет знания о себе и мире. Каждая стадия актуализирует свои задачи и на их решение отводится определенный возрастной отрезок. Нерешение или неуспешное решение задач своего возрастного отрезка вызывает чувство неуверенности и неудовлетворения и пагубно сказывается на успешности решения задач последующих жизненных циклов. На первой, стадии (первый год жизни) при нормальном развитии ребенка (когда его потребности быстро удовлетворяются: его ласкают, с ним играют и разговаривают) вырабатывается доверие к миру, при неполучении должного ухода вырабатываются -недоверие, боязливость и подозрительность. На второй стадии (2-3 года) при освоении различных движений вырабатывается самостоятельность, в случае, когда воспитатели спешат и делают за ребенка то, на что он способен, вырабатывается стыдливость и нерешительность. Трр.тья.стадия (4-5 лет): дошкольник придумывает себе занятия, проявляет изобретательность, фантазирует. В результате формируется предприимчивость. В случае, когда, как отмечает Эриксон, родители все время показывают ребенку, что его деятельность вредна и нежелательна, формируется чувство вины. Четвертая стадия (6-11 лет): годы начальной школы. Формируется способность к регламентируемым занятиям, возникает интерес к тому, как устроены вещи. В результате формируются трудолюбие, умение и навыки. В случае, когда, как отмечает Эриксон, детей не поощряют мастерить, варить, готовить, рукодельничать вырабатывается чувство неполноценности. Пятая, стадия (12-18 лет). Здесь решается трудная и важная задача идентификации своего «Я» в условиях выполнения множества ролей: школьника, сына, спортсмена, любящего и любимого и т.д. В 84 случае нерешения этой задачи имеет место путаница ролей, что часто приводит к асоциальному поведению. Шестая стадия (здесь и далее Эриксон не указывает точного возраста, ограничиваясь констатацией - ранняя взрослость): годы семейной жизни. Возникает потребность не только в физической близости, но и заботе о другом человеке, дружбе. Если, как отмечает Эриксон, человек не достигает близости ни в браке, ни в дружбе возникает чувство одиночества. Седьмая.стадия (взрослость). На этой стадии человек прочно связал себя с определенным родом занятий, дети стали подростками. Возникает потребность интересоваться судьбами людей, задумываться над смыслом жизни, в наставлении молодежи. Все это в терминологии Эриксона характерно для такого качества, как ге-неративность в противовес самопоглощенности, застою, чувству обедненности личной жизни. Восьмая, стадия (пенсионный возраст). Время, по терминологии Эриксона, размышлений и забав с внуками. Тем, кому прожитая жизнь представляется удачной, ощущают чувство цельности, тот, кто рассматривает жизнь как череду упущенных возможностей и досадных промахов, склонен испытывать чувство отчаяния. Итак, как мы видим, существует множество концепций моделирования внутреннего, субъективного социального времени, начиная от отдельных психических процессов (например мышления) и заканчивая стадиями жизненного пути, как комплекса физиологического, психического и социального в человеке. 2. Культурно-историческое время Своеобразным симбиозом объективного и субъективного социальных времен является культурно-историческое время. Пытаясь понять сущность тех или иных социальных закономерностей по частям и в совокупности, ритмы развития общества и культуры, мыслители строили и строят свои культурно исторические модели объяснения социальных явлений, по-разному оперируя временными показателями, усматривая в тех или иных социальных закономерностях разную временную ритмику и временную устремленность. При этом та или иная предлагаемая временная ритмика в значительной степени зависит от того, какая социальная переменная закладывается в основание сущности той или иной исторической закономерности. Например, в хорошо известной теории общественно-экономических формаций К. Маркса, базовой содержательной составляющей являются экономические отношения, включающие в себя вековые и тысячелетние показатели: время существования первобытной формации - несколько тысячелетий; рабовладельческой и феодальной - тысяча лет: капиталистической - несколько сот лет. В трехстадиальной модели культурного развития О.Конта первая стадия развития человеческой цивилизации - теологическая, характеризующаяся тем, что здесь господствует религия и принуждение (насилие) занимает также несколько тысячелетий (первобытная, рабовладельческая и феодальная эпохи), вторая - метафизическая (промышленная), где в широком масштабе возникают идеи, теории, социальные организации, существует уже несколько сот лет, и, наконец грядущая последняя историческая стадия позитивистская, где царствует наука, коллективистские начала, совершенство будет существовать тысячелетия. В четырех стадиальной (восточный, греческий, римский, германский миры) культурно-исторической концепции Г. Гегеля временные параметры существования каждой стадии и в целом всей истории человечества задаются таким критерием, как степень развитости коллективного сознания (народного духа), осознание им (народным духом) свободы. Это ощущение, по мнению Гегеля, присутствует во всех элементах общества и особенно в искусстве. Так, в восточном мире человек еще не осознает того, что свобода составляет его сущность, он раб. В искусстве чувственный материал довлеет над идеей, имеет место символизм, преобладает архитектура. В греческом мире, в его искусстве, доминирует скульптура. Здесь идея уже имеет «свободную духовность», находящую выражение в форме человеческого тела, скульптуре. Гегель определяет историю Греции как историю развития прекрасной индивидуальности. После Греции дух переходит в Рим (римский этап). Здесь впервые возникает внутреннее противоречие, способствующее самосознанию духа, нашедшее выражение в создании права. Феодальный строй обозначается им как «германский мир»: концентрация земель в руках немногих, рост городов, реакция против насилия и рабства, реформация в христианстве, Французская революция. То есть по существу «германский мир» Гегеля -это страны западной Европы, где отсталость Германии он пытается представить как уникальное историческое преимущество.. Процесс развития человечества получает здесь свое завершение. Человечество уже не нуждается в изменении политических 86 форм правления. Именно здесь дух заканчивает тяжкий путь самопознания, и история неизбежно приходит к своему концу. Это и есть конечная цель и смысл истории. Здесь разум полностью себя осуществляет, поэтому дальнейшее развитие истории не имеет смысла. В теории «стадии роста» У. Ростоу временная темпоральность развивается по принципу от большего к меньшему и опять к большему: история у него прошла в своем развитии следующие.этапы: 1) традиционное общество (период от древних цивилизаций до феодализма) - несколько тысяч лет; 2) стадия переходного общества - от феодализма до ранних стадий капитализма - несколько сот лет; 3) стадия «сдвига» («взлета») ~ период развития капитализма - десятки лет; 4) стадия «зрелости» - дальнейшее развитие капитализма -десятки лет; 5) стадия «высокого уровня массового потребления», идеальный образец - Англия и США - бесконечность. Главным критерием «делания» истории у Ростоу является урр: .вень.р.азвития промышленности, науки и техники. Согласно культурно-исторической концепции К. Ясперса, исторический процесс ограничен началом и концом, который, однако, не следует понимать как некую абсолютную историческую реальность. Внутри этих рамок история делится на четыре больших периода -ДОистория, ДРР.внис.культурьь период...«осевого времени» и технический век, расцвет которого относится к нашему времени. Важнейшим переворотом, в истории был период так называемого «осевого времени» (VIII - II вв. до н.э.). Именно в это время появился человек такого типа, какой существует и сегодня, - человек,.оерзнакь щий.мир и.себя.в.этрм мире. В эту эпоху одновременно и независимо друг от друга во всех трех центрах древней мировой цивилизации - Китае, Индии, Греции - совершился духовный процесс, который и по сей день определяет развитие всего человечества. В период «осевого времени» одновременно действовали первые греческие философы, израильские пророки, основатели зороастризма в Иране, буддизма и джайнизма в Индии, конфуцианства и даосизма в Китае. Они создали для всех.времен общечеловеческий завет личной ответственности, общую основу культур Востока и Запада. Суть этой общей основы в том, что здесь впервые были разработаны такие методы.осмысления действительности и основные категории для отображения этой действительности, которыми люди мыслят и по сей день. 87 Там, где человек не перешагнул самого себя (в смысле не сумел развить в себе существующее современное.мышление) и, следовательно, соответствующие культуры не.прошли..осевое..время» эти культуры погибли - Египет, Вавилон, Шумеры и др. В целом, несмотря на то что философия истории К. Ясперса проникнута идеей.единства человечества, он выделяет такие факторы исторического развития, как наука, религия, психологические факторы. Особый тип осознания культурно-исторического времени представлен в так называемых волновых и циклических концепциях истории. Данные концепции построены на идее периодического.повторения жизненных событий с различной амплитудой и периодичностью, подобно природным циклам. Они утверждают иную форму исторического процесса: не непрерывность, а дискретность движения истории и культуры; не необратимость, а обратимость культурно-исторических процессов; не цельность истории, а совокупность различных по своим основаниям исторических культур и цивилизаций. В частности одним из вариантов циклического движения истории и культуры является ШЯЖРМШ.М9..ШУ^.'..ТШ.Р..Ю[Ш^ШШт. исторической..концепции. Дж. Вико (1668-1744) история, пройдя один цикл, состоящий из трех стадий: детство (естественное состояние - эпоха богов), юность (век героев), зрелость (монархическая стадия - век людей), заканчивается, а затем начинается новый цикл, тот же по форме, но другой по историческому содержанию. Подобая логика понимания исторического процесса присутствует и в культурно-исторических моделях А. Августина, Г. Гер-дера, П. Сорокина и др. В общественной жизни широко распространены циклические пр.рдессы, имеющие собственную логику развития и специфические формы реализации. Так, есть исторические..циклы существования культур, где общество, как и любое материальное образование, имеет определенный ^.РШ..ЖШШ, по истечении которого оно прекращает свое существование. Кроме того, развитие общества в рамках CQ^мkЦ9.:^УШШЯH^ЬJШ7^.ШШ9.fi свидетельствует о его относительностабильном существовании. Однако из этого не. следует, что все процессы в обществе носят обратимый, повторный характер, что общество, культура, пройдя свой цикл, исчезают.безвозвратно^ как это явствует из теории исторического развития Н.Я. Данилевского (1822-1885). Согласно его представлениям период существования той или иной цивилизации, культуры недолог, основные принципы цивили-88 | зации одного культурно-исторического развития не передаются другим. ■Каждый тип цивилизации создает свою собственную культуру, которая Щуходит с исторической сцены вместе с исчезновением цивилизации. Российский ученый Ю. Яковец выделяет четыре основных вида исторических циклов: 1) среднесрочные с примерно 10-летней амплитудой колебаний, \ совпадающие с хорошо исследованными экономическими циклами; 2) полувековые циклы (наподобие экономических циклов Кондратьева), связанные со сменой поколений людей; 3) вековые, отражающиеся в периодической (иногда в несколько столетий) смене мировых цивилизаций; 4) тысячелетние суперциклы, охватывающие несколько родст- ! венных цивилизаций. По его мнению, «каждый из исследованных циклов не действует изолированно, все они непрерывно взаимодействуют, образуя \ сложный ритм, пульсацию человеческой истории» (78). Накладь.таясь друг на друга, они «резонируют, формируя обще- [ исторический ритм, который учащается....каждая последующая циви- | лизация в 1,5 раза короче предыдущей». «Но и внутри каждого цикла движение неравномерно: течение времени ускоряется в периоды кризи- \ сов и революций и замедляется в фазах зрелости и застоя» (там же). Познание закономерностей циклический динамики, отмечает автор, позволяет достигать «историческое предвидение», «прогнозировать ход исторических циклов, смену их фаз, смягчать и сокращать I длительность кризисных, переходных фаз, способствовать становлению нового общества» (78). Весьма плодотворной оказалась Кондратьевская теория длинных волн (45-55 лет) в экономике. Разработанная еще в 20-е г. XX в, построенная на анализе развития экономик ведущих капиталистических стран более чем за сто лет, она до сих пор не потеряла своей актуальности, имеет большое число последователей, а в некоторых странах, в том числе в США, стала «научной идеологией» (14.С. 288). Кроме того, данная теория имеет междисциплинарный характер и достаточно успешно описывает социальные явления не экономического характера (развитие искусства, психологии, науки). Междисциплинарный, комплексный характер имеет и циклическая теория Л. Чижевского. Пытаясь выявить связь между солнечной активностью и интенсивностью общественных изменений, он приходит к выводу, что течение исторического процесса складывается из ряда циклов периодичностью 11 лет, совпадаю- 89 шиХ с циклами активности Солнца такой же соразмерности. В результате цифра 11 приобретает у Чижевского символ временного «метра» социально-психологических процессов. 3. Категория пространства в гуманитарном контексте. Понятие «хронотоп» Не меньшую важность в социальной жизни, в познании сущности социальных процессов играет понятие «пространства», где под пространством будем понимать форму существования в нашем случае социальных объектов посредством их координации относительно друг друга через расстояние и ориентацию. Точно так же, как и время, пространство с одной стороны является вместилищем социальных объектов и процессов и в то же время ощущение социального пространства, рефлексия над этим понятием является мощным инструментом социального познания, в целом мироощущения и миропредставления. Понятие социального пространства нельзя путать с понятием географического пространства. Элементарным атомом социального пространства является точка нахождения в нем человека. Между одним местом пребывания человека и другим местом пребывания другого человека существует только географическое пространство. Как только эти-люди вступают в какие-либо отношения, коммуникацию, пространство между ними превращается в социальное пространство. А поскольку в современном мире форм и методов коммуникативных отношений огромное множество, социальное пространство, являясь многомерным, в своих размерах пульсирует от масштабов цивилизации в целом до пространства коммуникативного общения между двумя людьми. Сам же человек как коммуникативная единица погружен в различное множество локальных социальных пространств. Поэтому социальное пространство - это «такое пространство, которое формируется социальными процессами и взаимодействиями и в котором эти процессы и взаимодействия реализуются» (53). Отмечая определенные отличия социального и географического (а шире природного пространства), необходимо при этом констатировать их тесную взаимосвязь, порождающую большой круг проблем, традиционно обсуждаемых в вопросе взаимоотношения общество и природы (отдельная тема разговора). Социальное пространство, конституируемое общественными отношениями, будучи формой существования бытия человека, 90 подвержено управлению со стороны человека, является создаваемым феноменом. Поэтому степень упорядоченности социального пространства является одновременно и показателем степени зрелости, развитости человека и общества. Наряду с объективным измерением социального пространства существует и субъективная его трактовка. В частности философы, психологи, социологи оперируют понятием идеального пространства, для характеристики внутреннего, ментального мира человека, которое имеет свои законы генезиса, развития и функционирования. Основой идеального (внутриличностного) пространства являются человеческий опыт, представления человека о мире. Индивидуальные ощущение социального пространства, формируемое с помощью социализации, является одной из важнейших основ мироощущения и миропредставления, а также важнейшим инструментом социального познания. При этом, как отмечают эксперты, человек и человечество «постепенно избавляются от тех искажений в представлениях о пространстве, которые обусловливаются субъективным характером восприятия объективного мира. Взгляды на пространство все более объективизировались, и концептуальное....пространство все более "сближалось" с реальным» (53). Иначе говоря, в направлении рефлексии над сущностью социального пространства просматривается тенденция на усиление адекватности его понимания, а значит, растет продуктивность использования данного понятия в изучении социального мира. В существующей научной литературе предпринимаются попытки выдвижения типологии социального пространства. Так известный эксперт в области изучения категории времени вообще и социального времени в частности Г.Е. Зборовский предлагает структуру социального пространства, основанную на тех или иных видах деятельности. В социальном пространстве он выделяет производственную зону, зону отдыха, зону поселения (53). Можно также выделить пространство города и деревни, престижных или не престижных районов внутри города и т.д. Если за основу классификации социального пространства брать характер деятельности, то можно говорить о социально-экономическом, социально-политическом пространстве, пространстве научных контактов и взаимоотношений и т.д. В научной терминологии, а также в обиходной речи встречаются понятия «историческое пространство», «жизненное про- 91 странство», которые, на наш взгляд, детализируют некоторые грани социального пространства. На современном этапе развития человечества, когда мир превращается в единую информационную «деревню», появляются такие экзотические виды социального пространства, как «киберпростран-ство Интернет», «виртуальное пространство» - сконструированный при помощи компьютеров мир объектов. Что касается степени.изученности социального пространства в современной научной литературе, то, как считают эксперты, «вопрос о выделении социального пространства гораздо сложнее, чем вопрос о выделении социального времени.....если социальное время уже получило определенную философскую интерпретацию, то проблема выделения социального пространства еще не нашла своего решения» (53). Тем не менее, в ряде общественных наук предпринимаются продуктивные попытки описания социального пространства с помощью таких в первую очередь социологических категорий, как: «статус» - показатель положения индивида, группы в обществе, в системе социальных связей и отношений; «социальная дистанция» - дистанция между классами, социальными группами, личностями в социальной структуре общества, в системе общественных отношений; «социальная мобильность» - перемещение людей из одной группы слоя общества в другую; наконец «социальная структура» - как интегральный показатель основных составляющих (атомов) конфигурации социального пространства общества. Социальное пространство формируется и функционирует в не: Посредственной связи с социальным временем, как и в случае физического мира касательно общества эти два понятия неразделимы друг от друга. Применительно к социальному миру разработан специальный термин, характеризующий связку «пространство-время», под названием «хронотоп» («дословно "время-пространство" - единство пространственных и временных параметров, направленное на выражение определенного (культурного, художественного) смысла» (27). Хотя термин «хронотоп» ввел в употребление русский физиолог А. А. Ухтомский (1875-1942), а приоритет в использовании этого термина в социально-гуманитарных науках прочно утвердился за М.М. Бахтиным, тем не менее использование идеи целостности и взаимосвязи пространства и времени во взглядах на мир и социальный мир в частности имеет более глубокие исторические корни, которые можно усматривать уже в мифологическом мировоззрении. 92
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.184.117 (0.116 с.) |