Объективное и субъективное время 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объективное и субъективное время



Время - это форма бытия, координации природных и соци­альных объектов через последовательность и длительность. Если последовательность и длительность (темпоральность) природных объектов задается естественной логикой их развития (причем ес­тественная темпоральность может значительно различаться: время жизни бабочек несколько недель, время жизни баобаба или куска гранита - тысяча лет, черепахи - сто лет и т.д.), то последователь­ность и длительность социальных явлений в очень сильной степе­ни зависит от субъективного фактора.

Различают объективное и субъективное социальное время: объективное - время существования таких социальных явлений и процессов, как жизнь цивилизации, общества, человека, того или иного экономического, политического, научного и т.д. явления. У каждого социального явления существует своя временная ритмика в зависимости от его специфики (например, время протекания эконо­мических процессов может измеряться пятилетками, или временем реализации какой-то экономической программы; политическое время - династическими периодами и т.д.). По разным временным циклам (меркам) могут жить целые цивилизации.

Субъективное время - личностное время в форме специфиче­ской для данного индивида темпоральности его ментального мира, организации личностью времени своей жизни, построенной на пси­хофизиологических, психических и социально-психических ритмах функционирования частей его субъективного мира.

Субъективный аспект социального времени интенсивно изучает­ся психологами в целом ряде направлений в рамках общей темы «пси­хологическое время личности» (восприятие времени; переживание времени; изучение временной перспективы (1) и др.), хотя, как отме­чают эксперты, эти направления «мало связаны друг с другом» (1).

Изучение психологического времени личности включает в себя понимание времени жизни личности как единство прошлого, настояще­го и будущего, рассмотрения ритмов, интенсивности протекания таких процессов, как проявление самосознания, способностей, потребностей и в целом осуществления индивидуальной жизни и деятельности. 78

Субъективное восприятие, ощущение социального времени лежит в основе создания всевозможных культурно-исторических концепций (подробнее об этом в следующем параграфе), в которых время является одним из инструментов понимания сущности социальных явлений. Данное ощущение социального времени может удаляться или прибли­жаться к объективной ритмике протекания социальных явлений и лежит в основе (наряду с другими факторами) адекватности, истщности вы­двигаемых социальных теорий:

Описание мира человеческой субъективности и описание внеш­них по отношению к индивиду социальных явлений может происходить по разным.временным.меркам: естественным и искусственным. К ес­тественным меркам относится, например общепринятая традиция измерения больших интервалов времени {года) периодом обращения Земли вокруг Солнца. Более мелкой единицей времени является цикл

смены лунных фаз__ месяц. Сутки связаны с циклом смены светлого и

темного времени. Время измеряется также секундами, минутами, часа­ми, неделями, десятилетиями, столетиями, тысячелетиями.

К.искусственным меркам можно отнести в частности сущест­вовавшую в средневековье традицию измерения времени божествен­ными деяниями, включая жизнь и смерть И. Христа.

Своеобразным синтезом искусственных и естественных эта­лонов измерения социального времени являются попытки создания объяснительных моделей, которым приписывается статус природ­ных, естественных. В частности модель маятника как символ пе­риодического повторения и смены определенных природных и со­циальных состояний или естественная смена физиологических со­стояний организма (рождение, расцвет, увядание, смерть).

Так Н. Макиавелли принял за основу политического времени, по его мнению, естественный ритм укрепления и ослабления госу­дарства. В. Парето измерял социально-политическое время перио­дической сменой управленческой практики «львов» и «лисиц». При этом царствование «львов» ассоциировалось у него с социальным динамизмом, а «лисиц» со стабилизацией и экономическим упадком. Историк Г. Адаме выявил 12-летний период чередования тен­денций централизации и распыления энергии нации.

О. Шпенглер утверждал, что постоянную временную перио­дичность социальным явлениям придает длительность.жизни..од: нрго.поколения.

Следует отметить, что разделение социального времени на объективное и субъективное не..абсолютно. Поскольку, как мы

79

уже отмечали выше, влияние субъективного фактора на развитие социальных процессов огромно: человек понимает и отражает вре­менные интервалы существования тех или иных социальных явле­ний (в том числе и собственного внутреннего мира) исходя из сво­его личного опыта, ощущения социального времени.

Однако при этом, стремясь к достоверности и объективно­сти такого понимания, человек опирается на.необходимость,.есте­ственность и самодостаточность данных социальных явлений. Чтобы жить, необходимо добывать пищу, строить жилье, шить одежду и др., и где бы человек не жил, как бы он не рассматривал данные явления, они как бы заданы самостью самого существова­ния человека и общества.

В то же время скорость, качество, объем, ассортимент, нор­мативы (в том числе и временные) выполнения тех или иных ви­дов социальной деятельности разнятся в зависимости от места, времени, традиций, уровня культуры человека и общества. Поэто­му имеет место множественность социальных времен, когда мы говорим о предметной специфике социальных явлений: развитие нравственных, политических, научных процессов применительно к отдельной личности, организации, стране, культуре, эпохе и т.д. Например, в восточной (традиционной) культуре принято временную ритмику социальных явлений подстраивать под рит­мику совершенных природных процессов (в частности ритмы инь и ян в китайской культуре). Поэтому ценность быстрых социаль­ных изменений невысока, имеет место опора на традиции, при­вычки, устоявшиеся образцы.

В случае же западной (техногенной) культуры ценность но­ваций высока, отсюда высока и ценность временных показателей степени обновления любых социальных явлений (экономических, политических, научных и т.д.).

Конкретными показателями объективации социальных про­цессов являются даты, имена, количественные показатели, характе­ризующие скорость и качество их протекания (например, такой пока­затель, как производительность труда).

При этом предполагается, что есть какие-то критерии, идеалы (о них мы говорили в теме 4), по отношению к которым происходит оценка социальных явлений.

В социологии, социальной психологии введен термин «обще­ственно необходимое время» для нормативной характеристики на-

80

пример времени, которое должно быть потрачено на труд, создание политических партий и др.

Поэтому общественно необходимое время - это не просто вре­мя, потраченное на труд, за вычетом которого остается свободное -личностное - время: оно определяет иерархию ценностей и.детерми-нант личной.жизни, ее основные стороны.

Наконец объективное социальное время характеризует «воз­можности и резервы, заключенные в культуре, науке, технике, в нау­чении и социальном опыте» (1).

Разговор о различных вариантах понимания объективного социального времени будет продолжен нами в следующем пара­графе, здесь же остановимся подробнее на сущности субъективно­го социального времени.

Субъективное (личностное) время слагается из ряда состав­ляющих (автором далее используется структура личности, предло­женная психологом К.К. Платоновым (51.С. 196):

во-первых, ШШО^ШШЯТ^^Ш^Ш.Ш^ШШ ~ естественно те­кущие нейрофизиологические ритмы, также процессы отражения на

уровне рефлексов;

во-вторых, психического, времени - времени протекания пси­хических процессов, включающего в себя отражение внешнего мира с помощью чувств, памяти (включая умение памяти воспроизводить прошлое в настоящем, способность психического переживания рас­тягиваться во времени и др.), посредством образования пространст­венных связей;

в-третьих, српи^^нргЯШШШО^^.^РШ.врШ&Ш ~ темпы и качество социализации: отражение внешнего мира через призму ми­ровоззрения личности, построение модели мира, выстраивание цен­ностной иерархии элементов мира с учетом их темпоральных харак­теристик, т.е. ощущения социального объективного времени.

В результате возникает ансамбль времен, который требует ин­теграции и согласования в ситуации построения и осуществления деятельности (кстати, интегральной теории данного процесса, по мнению экспертов (1) пока не существует).

В то же время известно, что осуществляет данную интеграцию времен сознание, оно согласует время «своих психических процессов (мышления, памяти), состояний (сна, бодрствования, усталости, ра­ботоспособности и т.д.), своей темпераментальной природы, возраста (специфика времени юности или старости), с уровнем личностных целей и притязаний, уровнем идеальных моделей и программ» (1).

81

В результате в осуществляемой личностью деятельности, ко­торая имеет свой временной ритм и организацию, происходит увя­зывание внешних социальных требований-ритмов с присущими только данной личности особенностями телесной, психологической организации, ее установками, целями и интересами: Например нор­мативами трудовой деятельности и индивидуальными возможностя­ми и желаниями их выполнять.

При этом возможно возникновение противоречия между объективным, социально требуемым, нормативным временем и субъективным временем. Например, многочисленные исследова­ния промышленных социологов и социальных психологов, прово­димые с целью повышения производительности труда на конвей­ерных производствах, показывают, что есть люди, которые в силу специфики их психофизиологической организации не могут про­дуктивно работать на конвейере (даже при наличии желания).

При этом следует отметить, что личность с помощью, прежде всего своего сознания, осуществляет построение последовательности и длительности не только оперативных (кратковременных) действий, но и довольно длительных временных отрезков своей жизни и даже всей жизни в целом (жизненного пути).

Выстраивание ряда последовательных действий с соответст­вующей их длительностью осуществляется личностью при прямом или косвенном осознании необратимости социального времени, раз­ной ценностной значимости того или иного действия, при наличии общей цели действия, жизни (см. материал о смысле жизни на С. 64-66), связанной с потребностью самовыражения и самореализации.

В связи с этим эксперты вводят даже термин «структурирова­ние жизненного пути» (1) как способности человека размещать во времени последовательность и длительность своих жизненных этапов (ускорять, замедлять, насыщать), отдельные акты своей деятельности.

При отсутствии общей теории согласования комбинации времен на уровне отдельного индивида существуют продуктивные общие предпосылочные суждения на этот счет, а также устоявшиеся концеп­ции, описывающие во временном режиме становление и функциониро­вание тех или иных отдельных элементов структуры личности.

Например, социологами и социальными психологами доста­точно хорошо изучена процедура социализации (усвоение индиви­дом социального опыта), в результате чего происходит становле­ние и развитие личности. Однако по поводу стадий социализации есть несколько точек зрения.

82

Существует традиция в психологии рассматривать социализа­цию на стадии раннего детства, отрочества, юности. Однако ряд специалистов (в частности Г. М. Андреева. Социальная психология. М, 1996., С. 343-347) понимают процесс социализации более широ­ко, считая, что социализация охватывает весь период жизни человека и выделяют дотрудовую, трудовую, послетрудовую стадии.

В социальной философии, социологии, психологии существу­ют также теории, квантующие жизненный путь индивида по тем или иным основаниям. Так в древнеиндийской философской школе ве­данта жизненный путь человека, вставшего на путь совершенство­вания, включает в себя четыре временные последовательные стадии: ученик, домохозяин, отшельник и нищенствующий аскет, отрешив­шийся от благ мира.

А также четыре цели поведения: удовольствие, польза, долж­ное, освобождение.

Разным стадиям жизни соответствуют разные цели поведения: на, первых трех стадиях жизни допустимо сочетание первых трех прин­ципов, поскольку здесь человек живет в мире и приемлет его таким, ка­ков он есть. Однако уже на этих стадиях достижение удовольствия и полезности не должно противоречить нравственности: например, поло-I вая любовь нравственна лишь в том случае, если имеет целью рождение детей. Но высшим моральным идеалом почитается аскет, нищенствую­щий странник, свободный от желаний. Его поведение доброжелательно, правдиво, наполнено уважением и воздержанием.

Хорошо известна также трехстадиальная теория становления мышления (интеллекта) Ж Пиаже:

- формирование сенсомоторных структур (0-2 года);

- стадия конкретных операций (3-11 лет);

- стадия формальных операций (12-15 лет). Хотя первая стадия является ДОречевой, тем не менее, здесь

происходит становление познавательных структур за счет координа­ции восприятия и движения. В этот период «происходит не только практическое освоение мира, окружающего ребенка, но совершается подлинная революция в умственном развитии: ребенок начинает воспринимать мир как внешний и объективный для него» (45. С. 65).

На втором этапе формируется сенсомотрглный..интеллект, позволяющий устанавливать практические отношения между ре­бенком и вещами, ребенком и другими людьми.

Наконец на третьей стадии ребенок освобождается от кон­кретных привязанностей. Он начинает создавать теории (пусть

83

иногда неадекватные), строить программу жизни и формируется при этом как личность. И этому способствует, прежде всего, ги-потетико-дедуктивное мышление, появляющееся, согласно Пиа­же, в возрасте (12-15 лет) и позволяющее строить представления о мире с помощью абстрактных моделей.

Последующее развитие личности, по мнению Пиаже, связа­но с усовершенствованием интеллекта, сформировавшегося к пятнадцати годам и являющегося стержнем личности.

Интересна также восьмистадиальная теория жизненного, психо-социального развития Э. Эриксона (1902). На каждой ста­дии человек, решая определенные задачи, углубляет знания о себе и мире. Каждая стадия актуализирует свои задачи и на их решение отводится определенный возрастной отрезок. Нерешение или не­успешное решение задач своего возрастного отрезка вызывает чувство неуверенности и неудовлетворения и пагубно сказывается на успешности решения задач последующих жизненных циклов.

На первой, стадии (первый год жизни) при нормальном раз­витии ребенка (когда его потребности быстро удовлетворяются: его ласкают, с ним играют и разговаривают) вырабатывается до­верие к миру, при неполучении должного ухода вырабатываются -недоверие, боязливость и подозрительность.

На второй стадии (2-3 года) при освоении различных движе­ний вырабатывается самостоятельность, в случае, когда воспита­тели спешат и делают за ребенка то, на что он способен, выраба­тывается стыдливость и нерешительность.

Трр.тья.стадия (4-5 лет): дошкольник придумывает себе заня­тия, проявляет изобретательность, фантазирует. В результате форми­руется предприимчивость. В случае, когда, как отмечает Эриксон, родители все время показывают ребенку, что его деятельность вред­на и нежелательна, формируется чувство вины.

Четвертая стадия (6-11 лет): годы начальной школы. Фор­мируется способность к регламентируемым занятиям, возникает интерес к тому, как устроены вещи. В результате формируются трудолюбие, умение и навыки.

В случае, когда, как отмечает Эриксон, детей не поощряют мастерить, варить, готовить, рукодельничать вырабатывается чувст­во неполноценности.

Пятая, стадия (12-18 лет). Здесь решается трудная и важная за­дача идентификации своего «Я» в условиях выполнения множества ролей: школьника, сына, спортсмена, любящего и любимого и т.д. В

84

случае нерешения этой задачи имеет место путаница ролей, что часто приводит к асоциальному поведению.

Шестая стадия (здесь и далее Эриксон не указывает точного возраста, ограничиваясь констатацией - ранняя взрослость): годы семейной жизни. Возникает потребность не только в физической близости, но и заботе о другом человеке, дружбе. Если, как отме­чает Эриксон, человек не достигает близости ни в браке, ни в дружбе возникает чувство одиночества.

Седьмая.стадия (взрослость). На этой стадии человек прочно связал себя с определенным родом занятий, дети стали подрост­ками. Возникает потребность интересоваться судьбами людей, за­думываться над смыслом жизни, в наставлении молодежи. Все это в терминологии Эриксона характерно для такого качества, как ге-неративность в противовес самопоглощенности, застою, чувству обедненности личной жизни.

Восьмая, стадия (пенсионный возраст). Время, по терминоло­гии Эриксона, размышлений и забав с внуками. Тем, кому прожитая жизнь представляется удачной, ощущают чувство цельности, тот, кто рассматривает жизнь как череду упущенных возможностей и досадных промахов, склонен испытывать чувство отчаяния.

Итак, как мы видим, существует множество концепций моде­лирования внутреннего, субъективного социального времени, начи­ная от отдельных психических процессов (например мышления) и заканчивая стадиями жизненного пути, как комплекса физиологи­ческого, психического и социального в человеке.

2. Культурно-историческое время

Своеобразным симбиозом объективного и субъективного со­циальных времен является культурно-историческое время. Пытаясь понять сущность тех или иных социальных закономерностей по частям и в совокупности, ритмы развития общества и культуры, мыслители строили и строят свои культурно исторические модели объяснения социальных явлений, по-разному оперируя временными показателями, усматривая в тех или иных социальных закономер­ностях разную временную ритмику и временную устремленность.

При этом та или иная предлагаемая временная ритмика в значительной степени зависит от того, какая социальная перемен­ная закладывается в основание сущности той или иной историче­ской закономерности.

Например, в хорошо известной теории общественно-экономических формаций К. Маркса, базовой содержательной состав­ляющей являются экономические отношения, включающие в себя ве­ковые и тысячелетние показатели: время существования первобытной формации - несколько тысячелетий; рабовладельческой и феодальной - тысяча лет: капиталистической - несколько сот лет.

В трехстадиальной модели культурного развития О.Конта первая стадия развития человеческой цивилизации - теологическая, характери­зующаяся тем, что здесь господствует религия и принуждение (насилие) занимает также несколько тысячелетий (первобытная, рабовладельче­ская и феодальная эпохи), вторая - метафизическая (промышленная), где в широком масштабе возникают идеи, теории, социальные органи­зации, существует уже несколько сот лет, и, наконец грядущая послед­няя историческая стадия позитивистская, где царствует наука, коллек­тивистские начала, совершенство будет существовать тысячелетия.

В четырех стадиальной (восточный, греческий, римский, гер­манский миры) культурно-исторической концепции Г. Гегеля времен­ные параметры существования каждой стадии и в целом всей истории человечества задаются таким критерием, как степень развитости кол­лективного сознания (народного духа), осознание им (народным ду­хом) свободы. Это ощущение, по мнению Гегеля, присутствует во всех элементах общества и особенно в искусстве.

Так, в восточном мире человек еще не осознает того, что свобода составляет его сущность, он раб. В искусстве чувственный материал довлеет над идеей, имеет место символизм, преобладает архитектура.

В греческом мире, в его искусстве, доминирует скульптура. Здесь идея уже имеет «свободную духовность», находящую выраже­ние в форме человеческого тела, скульптуре. Гегель определяет ис­торию Греции как историю развития прекрасной индивидуальности. После Греции дух переходит в Рим (римский этап). Здесь впервые возникает внутреннее противоречие, способствующее са­мосознанию духа, нашедшее выражение в создании права.

Феодальный строй обозначается им как «германский мир»: концентрация земель в руках немногих, рост городов, реакция против насилия и рабства, реформация в христианстве, Француз­ская революция. То есть по существу «германский мир» Гегеля -это страны западной Европы, где отсталость Германии он пытает­ся представить как уникальное историческое преимущество..

Процесс развития человечества получает здесь свое заверше­ние. Человечество уже не нуждается в изменении политических 86

форм правления. Именно здесь дух заканчивает тяжкий путь само­познания, и история неизбежно приходит к своему концу. Это и есть конечная цель и смысл истории. Здесь разум полностью себя осуще­ствляет, поэтому дальнейшее развитие истории не имеет смысла.

В теории «стадии роста» У. Ростоу временная темпоральность развивается по принципу от большего к меньшему и опять к больше­му: история у него прошла в своем развитии следующие.этапы:

1) традиционное общество (период от древних цивилиза­ций до феодализма) - несколько тысяч лет;

2) стадия переходного общества - от феодализма до ран­них стадий капитализма - несколько сот лет;

3) стадия «сдвига» («взлета») ~ период развития капита­лизма - десятки лет;

4) стадия «зрелости» - дальнейшее развитие капитализма -десятки лет;

5) стадия «высокого уровня массового потребления», иде­альный образец - Англия и США - бесконечность.

Главным критерием «делания» истории у Ростоу является урр: .вень.р.азвития промышленности, науки и техники.

Согласно культурно-исторической концепции К. Ясперса, исто­рический процесс ограничен началом и концом, который, однако, не следует понимать как некую абсолютную историческую реальность. Внутри этих рамок история делится на четыре больших периода -ДОистория, ДРР.внис.культурьь период...«осевого времени» и техниче­ский век, расцвет которого относится к нашему времени.

Важнейшим переворотом, в истории был период так называемого «осевого времени» (VIII - II вв. до н.э.). Именно в это время появился человек такого типа, какой существует и сегодня, - человек,.оерзнакь щий.мир и.себя.в.этрм мире. В эту эпоху одновременно и независимо друг от друга во всех трех центрах древней мировой цивилизации - Китае, Индии, Греции - совершился духовный процесс, который и по сей день определяет развитие всего человечества.

В период «осевого времени» одновременно действовали первые греческие философы, израильские пророки, основатели зороастризма в Иране, буддизма и джайнизма в Индии, конфуцианства и даосизма в Китае. Они создали для всех.времен общечеловеческий завет личной ответственности, общую основу культур Востока и Запада. Суть этой общей основы в том, что здесь впервые были разработаны такие методы.осмысления действительности и основные категории для отображения этой действительности, которыми люди мыслят и по сей день.

87

Там, где человек не перешагнул самого себя (в смысле не су­мел развить в себе существующее современное.мышление) и, следо­вательно, соответствующие культуры не.прошли..осевое..время» эти культуры погибли - Египет, Вавилон, Шумеры и др.

В целом, несмотря на то что философия истории К. Ясперса про­никнута идеей.единства человечества, он выделяет такие факторы исто­рического развития, как наука, религия, психологические факторы.

Особый тип осознания культурно-исторического времени пред­ставлен в так называемых волновых и циклических концепциях исто­рии. Данные концепции построены на идее периодического.повторе­ния жизненных событий с различной амплитудой и периодичностью, подобно природным циклам. Они утверждают иную форму историче­ского процесса: не непрерывность, а дискретность движения истории и культуры; не необратимость, а обратимость культурно-исторических процессов; не цельность истории, а совокупность различных по своим основаниям исторических культур и цивилизаций.

В частности одним из вариантов циклического движения ис­тории и культуры является ШЯЖРМШ.М9..ШУ^.'..ТШ.Р..Ю[Ш^ШШт. исторической..концепции. Дж. Вико (1668-1744) история, пройдя один цикл, состоящий из трех стадий: детство (естественное со­стояние - эпоха богов), юность (век героев), зрелость (монархиче­ская стадия - век людей), заканчивается, а затем начинается новый цикл, тот же по форме, но другой по историческому содержанию. Подобая логика понимания исторического процесса присут­ствует и в культурно-исторических моделях А. Августина, Г. Гер-дера, П. Сорокина и др.

В общественной жизни широко распространены цикличе­ские пр.рдессы, имеющие собственную логику развития и специ­фические формы реализации. Так, есть исторические..циклы суще­ствования культур, где общество, как и любое материальное обра­зование, имеет определенный ^.РШ..ЖШШ, по истечении которого оно прекращает свое существование. Кроме того, развитие обще­ства в рамках CQ^мkЦ9.:^УШШЯH^ЬJШ7^.ШШ9.fi свидетельствует о его относительностабильном существовании.

Однако из этого не. следует, что все процессы в обществе носят обратимый, повторный характер, что общество, культура, пройдя свой цикл, исчезают.безвозвратно^ как это явствует из тео­рии исторического развития Н.Я. Данилевского (1822-1885).

Согласно его представлениям период существования той или иной цивилизации, культуры недолог, основные принципы цивили-88

| зации одного культурно-исторического развития не передаются другим. ■Каждый тип цивилизации создает свою собственную культуру, которая Щуходит с исторической сцены вместе с исчезновением цивилизации.

Российский ученый Ю. Яковец выделяет четыре основных ви­да исторических циклов:

1) среднесрочные с примерно 10-летней амплитудой колебаний, \ совпадающие с хорошо исследованными экономическими циклами;

2) полувековые циклы (наподобие экономических циклов Кон­дратьева), связанные со сменой поколений людей;

3) вековые, отражающиеся в периодической (иногда в несколь­ко столетий) смене мировых цивилизаций;

4) тысячелетние суперциклы, охватывающие несколько родст-

! венных цивилизаций. По его мнению, «каждый из исследованных циклов не дейст­вует изолированно, все они непрерывно взаимодействуют, образуя \ сложный ритм, пульсацию человеческой истории» (78).

Накладь.таясь друг на друга, они «резонируют, формируя обще-

[ исторический ритм, который учащается....каждая последующая циви-

| лизация в 1,5 раза короче предыдущей». «Но и внутри каждого цикла

движение неравномерно: течение времени ускоряется в периоды кризи-

\ сов и революций и замедляется в фазах зрелости и застоя» (там же).

Познание закономерностей циклический динамики, отмечает автор, позволяет достигать «историческое предвидение», «прогнози­ровать ход исторических циклов, смену их фаз, смягчать и сокращать I длительность кризисных, переходных фаз, способствовать становле­нию нового общества» (78).

Весьма плодотворной оказалась Кондратьевская теория длин­ных волн (45-55 лет) в экономике. Разработанная еще в 20-е г. XX в, построенная на анализе развития экономик ведущих капиталистиче­ских стран более чем за сто лет, она до сих пор не потеряла своей ак­туальности, имеет большое число последователей, а в некоторых странах, в том числе в США, стала «научной идеологией» (14.С. 288). Кроме того, данная теория имеет междисциплинарный характер и достаточно успешно описывает социальные явления не экономиче­ского характера (развитие искусства, психологии, науки).

Междисциплинарный, комплексный характер имеет и цик­лическая теория Л. Чижевского. Пытаясь выявить связь между солнечной активностью и интенсивностью общественных измене­ний, он приходит к выводу, что течение исторического процесса складывается из ряда циклов периодичностью 11 лет, совпадаю-

89

шиХ с циклами активности Солнца такой же соразмерности. В ре­зультате цифра 11 приобретает у Чижевского символ временного «метра» социально-психологических процессов.

3. Категория пространства в гуманитарном контексте. Понятие «хронотоп»

Не меньшую важность в социальной жизни, в познании сущно­сти социальных процессов играет понятие «пространства», где под пространством будем понимать форму существования в нашем слу­чае социальных объектов посредством их координации относительно друг друга через расстояние и ориентацию.

Точно так же, как и время, пространство с одной стороны яв­ляется вместилищем социальных объектов и процессов и в то же вре­мя ощущение социального пространства, рефлексия над этим поня­тием является мощным инструментом социального познания, в це­лом мироощущения и миропредставления.

Понятие социального пространства нельзя путать с понятием географического пространства. Элементарным атомом социального пространства является точка нахождения в нем человека. Между од­ним местом пребывания человека и другим местом пребывания дру­гого человека существует только географическое пространство. Как только эти-люди вступают в какие-либо отношения, коммуникацию, пространство между ними превращается в социальное пространство. А поскольку в современном мире форм и методов коммуника­тивных отношений огромное множество, социальное пространство, яв­ляясь многомерным, в своих размерах пульсирует от масштабов циви­лизации в целом до пространства коммуникативного общения между двумя людьми. Сам же человек как коммуникативная единица погру­жен в различное множество локальных социальных пространств.

Поэтому социальное пространство - это «такое пространство, которое формируется социальными процессами и взаимодействиями и в котором эти процессы и взаимодействия реализуются» (53).

Отмечая определенные отличия социального и географиче­ского (а шире природного пространства), необходимо при этом констатировать их тесную взаимосвязь, порождающую большой круг проблем, традиционно обсуждаемых в вопросе взаимоотно­шения общество и природы (отдельная тема разговора).

Социальное пространство, конституируемое общественны­ми отношениями, будучи формой существования бытия человека, 90

подвержено управлению со стороны человека, является создавае­мым феноменом. Поэтому степень упорядоченности социального пространства является одновременно и показателем степени зре­лости, развитости человека и общества.

Наряду с объективным измерением социального пространства существует и субъективная его трактовка. В частности философы, психологи, социологи оперируют понятием идеального пространст­ва, для характеристики внутреннего, ментального мира человека, ко­торое имеет свои законы генезиса, развития и функционирования.

Основой идеального (внутриличностного) пространства яв­ляются человеческий опыт, представления человека о мире. Инди­видуальные ощущение социального пространства, формируемое с помощью социализации, является одной из важнейших основ ми­роощущения и миропредставления, а также важнейшим инстру­ментом социального познания.

При этом, как отмечают эксперты, человек и человечество «по­степенно избавляются от тех искажений в представлениях о про­странстве, которые обусловливаются субъективным характером вос­приятия объективного мира. Взгляды на пространство все более объ­ективизировались, и концептуальное....пространство все более "сближалось" с реальным» (53).

Иначе говоря, в направлении рефлексии над сущностью соци­ального пространства просматривается тенденция на усиление адек­ватности его понимания, а значит, растет продуктивность использо­вания данного понятия в изучении социального мира.

В существующей научной литературе предпринимаются попытки выдвижения типологии социального пространства. Так известный экс­перт в области изучения категории времени вообще и социального вре­мени в частности Г.Е. Зборовский предлагает структуру социального пространства, основанную на тех или иных видах деятельности.

В социальном пространстве он выделяет производственную зону, зону отдыха, зону поселения (53). Можно также выделить про­странство города и деревни, престижных или не престижных рай­онов внутри города и т.д. Если за основу классификации социального пространства брать характер деятельности, то можно говорить о со­циально-экономическом, социально-политическом пространстве, пространстве научных контактов и взаимоотношений и т.д.

В научной терминологии, а также в обиходной речи встреча­ются понятия «историческое пространство», «жизненное про-

91

странство», которые, на наш взгляд, детализируют некоторые грани социального пространства.

На современном этапе развития человечества, когда мир пре­вращается в единую информационную «деревню», появляются такие экзотические виды социального пространства, как «киберпростран-ство Интернет», «виртуальное пространство» - сконструирован­ный при помощи компьютеров мир объектов.

Что касается степени.изученности социального пространства в современной научной литературе, то, как считают эксперты, «вопрос о выделении социального пространства гораздо сложнее, чем вопрос о выделении социального времени.....если социальное время уже полу­чило определенную философскую интерпретацию, то проблема выде­ления социального пространства еще не нашла своего решения» (53).

Тем не менее, в ряде общественных наук предпринимаются продуктивные попытки описания социального пространства с помо­щью таких в первую очередь социологических категорий, как: «ста­тус» - показатель положения индивида, группы в обществе, в систе­ме социальных связей и отношений; «социальная дистанция» - дис­танция между классами, социальными группами, личностями в соци­альной структуре общества, в системе общественных отношений; «социальная мобильность» - перемещение людей из одной группы слоя общества в другую; наконец «социальная структура» - как ин­тегральный показатель основных составляющих (атомов) конфигу­рации социального пространства общества.

Социальное пространство формируется и функционирует в не: Посредственной связи с социальным временем, как и в случае физиче­ского мира касательно общества эти два понятия неразделимы друг от друга. Применительно к социальному миру разработан специальный термин, характеризующий связку «пространство-время», под названи­ем «хронотоп» («дословно "время-пространство" - единство про­странственных и временных параметров, направленное на выражение определенного (культурного, художественного) смысла» (27).

Хотя термин «хронотоп» ввел в употребление русский физио­лог А. А. Ухтомский (1875-1942), а приоритет в использовании этого термина в социально-гуманитарных науках прочно утвердился за М.М. Бахтиным, тем не менее использование идеи целостности и взаимосвязи пространства и времени во взглядах на мир и социаль­ный мир в частности имеет более глубокие исторические корни, ко­торые можно усматривать уже в мифологическом мировоззрении. 92



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.184.117 (0.116 с.)