Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Урок 10. От «пилота» – к сериалу
Прежде чем переходить от «пилота» к сериалу, нужно четко понять, для чего именно пишется пилотная серия. Первый вариант, самый простой: пилотная серия пишется для того, чтобы с ее помощью сценарист мог получить работу. В этом случае важно показать, что сценарист умеет работать с героями, строить структуру и писать диалог. Неплохо, если при этом он имеет представление о бюджете, то есть в его сценарии нет множества объектов и большого количества персонажей, и умеет попадать в хронометраж. При этом и автор, и продюсер понимают, что сериал поданному «пилоту» никогда не будет снят. Это то, что американцы называют спек-скрипт – незаказанный сценарий. Правда, американские сценаристы обычно пишут сценарии уже идущих в эфире сериалов. Наши всегда пишут что-то свое. Если коротко, это выглядит так. Вы придумываете сериал, пишете заявку и «пилот», рассылаете их по кино-компаниям. Ваш проект не покупают и не запускают в эфир, но вашу работу оценивают высоко, и вы получаете заказ на какой-то другой сериал или присоединяетесь к уже существующей команде сценаристов на другом проекте. Второй вариант: вы пишете «пилот», его покупают и заказывают вам целый сериал. Вы садитесь и пишете весь сезон. Третий вариант: вы пишете «пилот», и канал заказывает кинокомпании съемку «пилота» по вашему сценарию. Съемки «пилота» – дорогое удовольствие, у нас это удовольствие себе позволяет только канал СТС, чье производство наиболее приближено к западным стандартам. Что должно быть в «пилоте»? 1. Герои. Вы должны заявить всех главных героев, показать место каждого из них в истории, обозначить их цели, прописать их функции, характеры и, при необходимости, предысторию. 2. Конфликты. Уже в «пилоте» нужно завязать или показать все основные конфликты, которые есть между героями. Помните: нет конфликта – нет героя. 3. Информация, необходимая для понимания истории. Вы должны ввести зрителя в мир вашего сериала. Например, в сериале «Игры престолов» (Game of Thrones) задача пилотной серии – показать огромный средневековый альтернативный мир. В сериале «Светлячок» (Firefly) пилотная серия вводит нас в мир космических приключений. Если зрителю нужно что-то знать о вашем мире для того, чтобы понимать ваш сериал, нужно дать ему эту информацию как можно скорее.
4. Сюжетные линии. Все основные сюжетные линии сериала должны быть завязаны в пилотной серии, а лучше – в первые семь минут пилотной серии. Если вы слишком растянете экспозицию, ваш зритель может не дотерпеть до начала истории. 5. Тема сериала. Например, ваш сериал о любви, или о палестино-израильском конфликте, или о жизни полицейских. Зритель должен иметь возможность как можно скорее понять, о чем ваш сериал и интересна ли ему его тема. 6. Идея сериала. Если вы не знаете идею своего сериала, вы не сможете выстраивать его структуру. Следовательно, идею нужно сформулировать заранее и использовать ее как элемент структуры уже в «пилоте». Как видите, груз довольно большой. Поэтому нужно взвешивать каждый бит информации, который вы добавляете в ваш «пилот», решить: нужна эта информация здесь или нет. Избавляйтесь от балласта. Все-таки главная задача «пилота» – заинтересовать зрителей, заставить их смотреть сериал дальше. Перегрузите свой «пилот» информацией – и он не взлетит. Когда сценаристы, особенно начинающие, работают над «пилотом», они иногда забывают о том, что «пилот» – это часть сериала. Здесь есть две крайности: либо автор вбухивает в пилот все свои идеи, не оставив ничего на потом, либо, наоборот, не дает зрителю какую-то важную информацию – мол, это мы потом объясним. Иногда при этом оказывается, что автор просто не придумал, что будет дальше. И получается отличный интригующий пилот, который невозможно продолжить и развить до полноценного сериала. Поэтому уже в работе над пилотом нужно обратить внимание на следующие моменты. • Цели героев, их функции, характеры и биографии должны быть устроены таким образом, чтобы давать автору возможность рассказывать длинную интересную историю. • Конфликты между героями не должны быть легко разрешимы. Если есть притяжение между разнополыми героями, то обязательно должно быть что-то, что их отталкивает друг от друга, чтобы они могли сезон за сезоном то притягиваться, то отталкиваться. • Мир должен быть глубоким и разнообразным. Вы должны иметь возможность все время рассказывать зрителям что-то новое о мире сериала. Например, в «Играх престолов» (Game of Thrones) в каждом сезоне показывают какую-то новую волшебную штуку – то драконов, то волшебный огонь. И, уверен, у авторов припасено еще немало подобных аттракционов.
• Сюжетные линии должны быть выстроены таким образом, чтобы можно было растянуть сюжет на много серий и он при этом не терял напряжения. • Тема сериала должна быть интересна зрителю в течение долгого времени. Нужно учитывать, что, например, сериалы про спортсменов и советских знаменитостей зрителям уже поднадоели. • Идея должна быть понятной зрителю и иметь четко выраженную «разность потенциалов» с антиидеей, чтобы зритель точно понимал, за кого он болеет. Как видите, в некотором смысле сериал устроен противоположно «пилоту». Если в «пилоте» нам нужно подать информацию в концентрированном виде и при этом не перегрузить зрителя, то в сериале нам нужно эту информацию разбавить, растянуть, но так, чтобы при этом у него не возникло ощущения, что сериал состоит из одной воды. Автор обязательно должен это учитывать, когда переходит от работы над «пилотом» к работе над сериалом. Если «пилот» – это бег на короткую дистанцию, то сериал – это марафон. И, конечно, бежать в этих случаях нужно совершенно по-разному. Есть несколько случаев, когда вы можете снизить концентрацию информации в «пилоте». Например, когда вы делаете экранизацию известного литературного произведения. Если вы уверены в том, что большая часть вашей аудитории знакома с первоисточником, вы можете какую-то информацию оставить на потом, а что-то и вовсе убрать за кадр. Кстати, в этом случае обычно нет необходимости очень жестко удерживать аудиторию сюжетом – зритель и так знает, чем закончится ваша история, и ему скорее будет интересно не то, какие события произойдут дальше, а то, как именно вы сделаете ту или иную сцену. Второй случай: когда главное в вашем сериале – не история. Такое бывает. Главной может быть тема. Есть темы, на которые что ни сними – внимание публики будет гарантировано. Например, если это кино о заговоре против Сталина. Главной может быть фигура режиссера, а может быть шоу, построенное вокруг фигуры главного актера; например, сериал «Управление гневом» (Anger Management) – это бенефис Чарли Шина, сюжет там большой роли не играет. Наконец, третий случай – когда сериал предназначен для того, чтобы смотреть его целиком. Как уже упоминалось, в последнее время такой вид премьеры практикуют интернет-гиганты Netflix и Amazon. Они выкладывают новые сериалы сразу сезонами, и зрителю не нужно ждать целую неделю, когда выйдет новая серия. В этом случае граница между пилотом и остальным сериалом размыта. ЗАДАНИЕ Внесите правки в ваши «пилоты». Урок 11. Заявка Обратите внимание на то, что мы говорим о заявке после того, как написан «пилот». Я советую вам действовать именно в такой последовательности. Более того, даже если вы уже провели предварительные переговоры с заказчиком и он попросил вас «набросать заявку на пару страниц», я советую написать первый драфт «пилота». На первый взгляд кажется, что это бесполезная работа. Возможно, вы этот драфт никому никогда не покажете. И уж совершенно точно, когда заявка будет утверждена, в ней очень многое изменится и «пилот» нужно будет писать заново. Но написание первого драфта «пилота» позволяет вам пощупать историю руками, проверить, насколько жизнеспособны герои и сюжет и насколько комфортно чувствуете себя вы в этой истории. Очень часто оценить потенциал истории по одной заявке бывает сложно. В итоге историю приходится либо значительно менять в процессе работы, либо вообще закрывать проект, если история заходит в тупик, который в заявке был не виден. Именно поэтому я советую вам работать в таком порядке: сначала «пилот», потом заявка.
Мой опыт показывает, что слишком крепко сколоченная заявка может оказаться препятствием на пути написания сценария. Когда вы на пяти страницах излагаете сюжет, который в дальнейшем вам нужно будет растянуть на восемь или на шестнадцать серий, вы придумываете какие-то сюжетные ходы, которые отлично работают на пятистраничной заявке, но перестают работать в «большом» сценарии. Иногда продюсеры и редакторы, знакомые с заявкой, начинают требовать дословного соблюдения сюжета, изложенного в заявке, а это оказывается невозможно – пять страниц пишутся совсем по-другому, чем шестнадцать серий. Еще одна проблема, с которой может столкнуться сценарист при переходе от заявки к «пилоту», – охлаждение. От заявки до начала работы над сценарием может пройти несколько месяцев и даже лет. Вернуться к работе над проектом после такого большого перерыва не так-то просто. Сценарист может элементарно забыть, как именно он собирался развернуть те или иные сюжетные ходы. Но главное – ослабнет эмоциональная связь автора с этой историей. Если же написан «пилот», эта связь будет гораздо крепче. Конечно, бывают ситуации, когда у сценариста на заявку есть буквально день-два или даже пара часов. В моей карьере случилась заявка, которая была написана за двадцать минут и запустила многомиллионный проект. Но если у вас есть время, если вы пишете, например, проект «для себя», не имея заказа от продюсера, советую действовать именно в последовательности, указанной выше: сначала «пилот», потом заявка. На телевидении основной движущей силой любого проекта является заявка. С нее все начинается, и очень часто ею все и заканчивается. Если сценарист хочет преуспеть на телевидении, он должен уметь написать заявку в любое время в любом состоянии и на любую тему. Не всегда заявка имеет самостоятельную ценность. Иногда канал отказывается от сильной заявки, написанной незнакомым автором, в пользу слабой заявки, поданной маститым кинодраматургом или кинокомпанией, которая давно работает на рынке. И не стоит осуждать каналы за это: теленачальники – люди бывалые, они знают, что опытный мэтр, получив аванс и раскочегарившись, даже из слабой заявки сможет сделать крепкий сценарий, а незнакомый автор, которому случайно пришла в голову интересная идея, с большой вероятностью завалит работу, когда перед ним замаячат сроки и производственные ограничения.
Конечно, продать пятьдесят первый сценарий гораздо легче, чем первый. Продюсер Юрий Беленький рассказывал, что однажды канал «Россия» запустил в работу сериал, не видя ни сценария, ни заявки, лишь услышав его название. Уверен, это было уникальное название, но если бы его произнес не Юрий Михайлович Беленький, спродюсировавший десятки популярных сериалов, а случайно забредшая в телецентр «Останкино» девочка в красной шапочке, она вряд ли получила бы заказ от телеканала «Россия». Но! Если вы напишете заявку, которая нужна каналу именно сейчас, у вас ее купят, даже если вы – случайно забредшая в «Останкино» девочка в красной шапочке. Сейчас я дам вам чек-лист, план, по которому вы должны в обязательном порядке «прогонять» каждую свою заявку. Титульный лист. Есть разные мнения по поводу того, нужно или нет оформлять титульный лист. Я бы советовал поступать так: если вы отдаете заявку в распечатанном виде – лучше оформлять. Тогда она будет выглядеть более солидно и аккуратно, а перевернуть страничку – невелик труд даже для Очень Большого Начальника. Если же вы отправляете заявку по электронной почте, лучше обойтись без титульного листа, чтобы не заставлять читателя крутить скролл мышки до основного текста – многие профессиональные читатели, получающие сотни электронных писем в день, имеют привычку бросать взгляд только на первую страницу письма. Если ничего не привлекает внимания при таком беглом взгляде, письмо закрывается. Фамилия, имя и отчество. Первое, что должно быть в заявке, – ваша фамилия. Вы скажете: «Что за банальности? Мы что, сами не понимаем, что в заявке должен быть указан автор?» Так вот, скоро исполняется двадцать лет, как я работаю редактором. Через мои руки прошли тысячи текстов, написанных разными авторами, и примерно треть из этих текстов не были подписаны. Авторы весьма самонадеянно полагают, что написанный ими текст – единственный, который получит редактор сегодня. Это не так. Есть проекты, которые так и не запущены в производство по очень тривиальной причине: заявки не были подписаны. Повторю еще раз: первой в заявке должна стоять ваша фамилия.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.151.21 (0.019 с.) |