Урок 10. От «пилота» – к сериалу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 10. От «пилота» – к сериалу



Прежде чем переходить от «пилота» к сериалу, нужно четко понять, для чего именно пишется пилотная серия.

Первый вариант, самый простой: пилотная серия пишется для того, чтобы с ее помощью сценарист мог получить работу. В этом случае важно показать, что сценарист умеет работать с героями, строить структуру и писать диалог. Неплохо, если при этом он имеет представление о бюджете, то есть в его сценарии нет множества объектов и большого количества персонажей, и умеет попадать в хронометраж.

При этом и автор, и продюсер понимают, что сериал поданному «пилоту» никогда не будет снят. Это то, что американцы называют спек-скрипт – незаказанный сценарий. Правда, американские сценаристы обычно пишут сценарии уже идущих в эфире сериалов. Наши всегда пишут что-то свое. Если коротко, это выглядит так. Вы придумываете сериал, пишете заявку и «пилот», рассылаете их по кино-компаниям. Ваш проект не покупают и не запускают в эфир, но вашу работу оценивают высоко, и вы получаете заказ на какой-то другой сериал или присоединяетесь к уже существующей команде сценаристов на другом проекте.

Второй вариант: вы пишете «пилот», его покупают и заказывают вам целый сериал. Вы садитесь и пишете весь сезон.

Третий вариант: вы пишете «пилот», и канал заказывает кинокомпании съемку «пилота» по вашему сценарию. Съемки «пилота» – дорогое удовольствие, у нас это удовольствие себе позволяет только канал СТС, чье производство наиболее приближено к западным стандартам.

Что должно быть в «пилоте»?

1. Герои. Вы должны заявить всех главных героев, показать место каждого из них в истории, обозначить их цели, прописать их функции, характеры и, при необходимости, предысторию.

2. Конфликты. Уже в «пилоте» нужно завязать или показать все основные конфликты, которые есть между героями. Помните: нет конфликта – нет героя.

3. Информация, необходимая для понимания истории. Вы должны ввести зрителя в мир вашего сериала. Например, в сериале «Игры престолов» (Game of Thrones) задача пилотной серии – показать огромный средневековый альтернативный мир. В сериале «Светлячок» (Firefly) пилотная серия вводит нас в мир космических приключений. Если зрителю нужно что-то знать о вашем мире для того, чтобы понимать ваш сериал, нужно дать ему эту информацию как можно скорее.

4. Сюжетные линии. Все основные сюжетные линии сериала должны быть завязаны в пилотной серии, а лучше – в первые семь минут пилотной серии. Если вы слишком растянете экспозицию, ваш зритель может не дотерпеть до начала истории.

5. Тема сериала. Например, ваш сериал о любви, или о палестино-израильском конфликте, или о жизни полицейских. Зритель должен иметь возможность как можно скорее понять, о чем ваш сериал и интересна ли ему его тема.

6. Идея сериала. Если вы не знаете идею своего сериала, вы не сможете выстраивать его структуру. Следовательно, идею нужно сформулировать заранее и использовать ее как элемент структуры уже в «пилоте».

Как видите, груз довольно большой. Поэтому нужно взвешивать каждый бит информации, который вы добавляете в ваш «пилот», решить: нужна эта информация здесь или нет. Избавляйтесь от балласта. Все-таки главная задача «пилота» – заинтересовать зрителей, заставить их смотреть сериал дальше. Перегрузите свой «пилот» информацией – и он не взлетит.

Когда сценаристы, особенно начинающие, работают над «пилотом», они иногда забывают о том, что «пилот» – это часть сериала. Здесь есть две крайности: либо автор вбухивает в пилот все свои идеи, не оставив ничего на потом, либо, наоборот, не дает зрителю какую-то важную информацию – мол, это мы потом объясним. Иногда при этом оказывается, что автор просто не придумал, что будет дальше. И получается отличный интригующий пилот, который невозможно продолжить и развить до полноценного сериала.

Поэтому уже в работе над пилотом нужно обратить внимание на следующие моменты.

• Цели героев, их функции, характеры и биографии должны быть устроены таким образом, чтобы давать автору возможность рассказывать длинную интересную историю.

• Конфликты между героями не должны быть легко разрешимы. Если есть притяжение между разнополыми героями, то обязательно должно быть что-то, что их отталкивает друг от друга, чтобы они могли сезон за сезоном то притягиваться, то отталкиваться.

• Мир должен быть глубоким и разнообразным. Вы должны иметь возможность все время рассказывать зрителям что-то новое о мире сериала. Например, в «Играх престолов» (Game of Thrones) в каждом сезоне показывают какую-то новую волшебную штуку – то драконов, то волшебный огонь. И, уверен, у авторов припасено еще немало подобных аттракционов.

• Сюжетные линии должны быть выстроены таким образом, чтобы можно было растянуть сюжет на много серий и он при этом не терял напряжения.

• Тема сериала должна быть интересна зрителю в течение долгого времени. Нужно учитывать, что, например, сериалы про спортсменов и советских знаменитостей зрителям уже поднадоели.

• Идея должна быть понятной зрителю и иметь четко выраженную «разность потенциалов» с антиидеей, чтобы зритель точно понимал, за кого он болеет.

Как видите, в некотором смысле сериал устроен противоположно «пилоту». Если в «пилоте» нам нужно подать информацию в концентрированном виде и при этом не перегрузить зрителя, то в сериале нам нужно эту информацию разбавить, растянуть, но так, чтобы при этом у него не возникло ощущения, что сериал состоит из одной воды. Автор обязательно должен это учитывать, когда переходит от работы над «пилотом» к работе над сериалом.

Если «пилот» – это бег на короткую дистанцию, то сериал – это марафон. И, конечно, бежать в этих случаях нужно совершенно по-разному.

Есть несколько случаев, когда вы можете снизить концентрацию информации в «пилоте». Например, когда вы делаете экранизацию известного литературного произведения. Если вы уверены в том, что большая часть вашей аудитории знакома с первоисточником, вы можете какую-то информацию оставить на потом, а что-то и вовсе убрать за кадр. Кстати, в этом случае обычно нет необходимости очень жестко удерживать аудиторию сюжетом – зритель и так знает, чем закончится ваша история, и ему скорее будет интересно не то, какие события произойдут дальше, а то, как именно вы сделаете ту или иную сцену.

Второй случай: когда главное в вашем сериале – не история. Такое бывает. Главной может быть тема. Есть темы, на которые что ни сними – внимание публики будет гарантировано. Например, если это кино о заговоре против Сталина. Главной может быть фигура режиссера, а может быть шоу, построенное вокруг фигуры главного актера; например, сериал «Управление гневом» (Anger Management) – это бенефис Чарли Шина, сюжет там большой роли не играет.

Наконец, третий случай – когда сериал предназначен для того, чтобы смотреть его целиком. Как уже упоминалось, в последнее время такой вид премьеры практикуют интернет-гиганты Netflix и Amazon. Они выкладывают новые сериалы сразу сезонами, и зрителю не нужно ждать целую неделю, когда выйдет новая серия. В этом случае граница между пилотом и остальным сериалом размыта.

ЗАДАНИЕ

Внесите правки в ваши «пилоты».

Урок 11. Заявка

Обратите внимание на то, что мы говорим о заявке после того, как написан «пилот». Я советую вам действовать именно в такой последовательности. Более того, даже если вы уже провели предварительные переговоры с заказчиком и он попросил вас «набросать заявку на пару страниц», я советую написать первый драфт «пилота».

На первый взгляд кажется, что это бесполезная работа. Возможно, вы этот драфт никому никогда не покажете. И уж совершенно точно, когда заявка будет утверждена, в ней очень многое изменится и «пилот» нужно будет писать заново. Но написание первого драфта «пилота» позволяет вам пощупать историю руками, проверить, насколько жизнеспособны герои и сюжет и насколько комфортно чувствуете себя вы в этой истории. Очень часто оценить потенциал истории по одной заявке бывает сложно. В итоге историю приходится либо значительно менять в процессе работы, либо вообще закрывать проект, если история заходит в тупик, который в заявке был не виден. Именно поэтому я советую вам работать в таком порядке: сначала «пилот», потом заявка.

Мой опыт показывает, что слишком крепко сколоченная заявка может оказаться препятствием на пути написания сценария. Когда вы на пяти страницах излагаете сюжет, который в дальнейшем вам нужно будет растянуть на восемь или на шестнадцать серий, вы придумываете какие-то сюжетные ходы, которые отлично работают на пятистраничной заявке, но перестают работать в «большом» сценарии. Иногда продюсеры и редакторы, знакомые с заявкой, начинают требовать дословного соблюдения сюжета, изложенного в заявке, а это оказывается невозможно – пять страниц пишутся совсем по-другому, чем шестнадцать серий.

Еще одна проблема, с которой может столкнуться сценарист при переходе от заявки к «пилоту», – охлаждение. От заявки до начала работы над сценарием может пройти несколько месяцев и даже лет. Вернуться к работе над проектом после такого большого перерыва не так-то просто. Сценарист может элементарно забыть, как именно он собирался развернуть те или иные сюжетные ходы. Но главное – ослабнет эмоциональная связь автора с этой историей. Если же написан «пилот», эта связь будет гораздо крепче.

Конечно, бывают ситуации, когда у сценариста на заявку есть буквально день-два или даже пара часов. В моей карьере случилась заявка, которая была написана за двадцать минут и запустила многомиллионный проект. Но если у вас есть время, если вы пишете, например, проект «для себя», не имея заказа от продюсера, советую действовать именно в последовательности, указанной выше: сначала «пилот», потом заявка.

На телевидении основной движущей силой любого проекта является заявка. С нее все начинается, и очень часто ею все и заканчивается. Если сценарист хочет преуспеть на телевидении, он должен уметь написать заявку в любое время в любом состоянии и на любую тему.

Не всегда заявка имеет самостоятельную ценность. Иногда канал отказывается от сильной заявки, написанной незнакомым автором, в пользу слабой заявки, поданной маститым кинодраматургом или кинокомпанией, которая давно работает на рынке. И не стоит осуждать каналы за это: теленачальники – люди бывалые, они знают, что опытный мэтр, получив аванс и раскочегарившись, даже из слабой заявки сможет сделать крепкий сценарий, а незнакомый автор, которому случайно пришла в голову интересная идея, с большой вероятностью завалит работу, когда перед ним замаячат сроки и производственные ограничения.

Конечно, продать пятьдесят первый сценарий гораздо легче, чем первый. Продюсер Юрий Беленький рассказывал, что однажды канал «Россия» запустил в работу сериал, не видя ни сценария, ни заявки, лишь услышав его название. Уверен, это было уникальное название, но если бы его произнес не Юрий Михайлович Беленький, спродюсировавший десятки популярных сериалов, а случайно забредшая в телецентр «Останкино» девочка в красной шапочке, она вряд ли получила бы заказ от телеканала «Россия».

Но! Если вы напишете заявку, которая нужна каналу именно сейчас, у вас ее купят, даже если вы – случайно забредшая в «Останкино» девочка в красной шапочке.

Сейчас я дам вам чек-лист, план, по которому вы должны в обязательном порядке «прогонять» каждую свою заявку.

Титульный лист.

Есть разные мнения по поводу того, нужно или нет оформлять титульный лист. Я бы советовал поступать так: если вы отдаете заявку в распечатанном виде – лучше оформлять. Тогда она будет выглядеть более солидно и аккуратно, а перевернуть страничку – невелик труд даже для Очень Большого Начальника. Если же вы отправляете заявку по электронной почте, лучше обойтись без титульного листа, чтобы не заставлять читателя крутить скролл мышки до основного текста – многие профессиональные читатели, получающие сотни электронных писем в день, имеют привычку бросать взгляд только на первую страницу письма. Если ничего не привлекает внимания при таком беглом взгляде, письмо закрывается.

Фамилия, имя и отчество.

Первое, что должно быть в заявке, – ваша фамилия. Вы скажете: «Что за банальности? Мы что, сами не понимаем, что в заявке должен быть указан автор?» Так вот, скоро исполняется двадцать лет, как я работаю редактором. Через мои руки прошли тысячи текстов, написанных разными авторами, и примерно треть из этих текстов не были подписаны. Авторы весьма самонадеянно полагают, что написанный ими текст – единственный, который получит редактор сегодня. Это не так. Есть проекты, которые так и не запущены в производство по очень тривиальной причине: заявки не были подписаны. Повторю еще раз: первой в заявке должна стоять ваша фамилия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.151.21 (0.019 с.)