Признание правомерности чувств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Признание правомерности чувств



Терапевт: Похоже, у вас есть веская причина для того, чтобы сердиться. (Файн, Глассер, 2003).

Терапевт: Любой бы испугался, оказавшись в такой ситуации.

Вселение надежды

Терапевт: Ваша тревога должна уменьшиться через две неделю, когда лекарства начнут действовать.

Терапевт: Прохождение терапии пар позволит вам начать открыто говорить о ваших проблемах и восстановить вашу способность слушать друг друга.

«Вселение и укрепление надежды – краеугольный камень любой психотерапии. Надежда нужна не только для того, чтобы удержать пациента в терапии и таким образом дать возможность подействовать другим терапевтическим факторам, вера в лечение и сама по себе может давать терапевтический эффект» (Ялом, 2000).

Побуждение и воодушевление

Терапевт: Думаю, стоит попробовать еще раз. Обычно во второй раз это дается легче. (Cabaniss, 2011)

Клиент: Я только что подумал о том, что я однажды сделал; это связано с сексом, поэтому мне очень трудно об этом говорить.

Терапевт: Именно на тех вещах, о которых трудно говорить мы и должны сосредоточиваться. То, о чем рассказывать легко, вряд ли является причиной ваших проблем. (Вайнер, 2002)

Напоминание о способностях

Терапевт: Вы беспокоитесь, что вы неспособны принять решение, но для меня это звучит так, что вы тщательно взвесили существующие возможности. (Cabaniss, 2011)

Терапевт: В последний раз, когда вы ощутили острое одиночество, вы поддержали себя тем, что писали в вашем дневнике и позвонили вашему другу. Думаю, вы вновь можете это сделать.

Признания потенциала к действию

Терапевт: Вы делали это до этого. Думаю, вы сможете сделать это вновь. (Cabaniss, 2011)

Терапевт: Я понимаю, что воспитывая детей вы уже много лет не работали и сейчас вам весьма непросто начать вновь работать, но у вас есть педагогическое образование и опыт с детьми. Мне кажется, вы вполне бы могли найти работу в качестве няни.

Одобрение и неодобрение

Терапевт: Вы говорили, что всегда чувствуете себя спокойнее после занятий йогой. Вы не думали о том, чтобы посещать занятия чаще? (Cabaniss, 2011)

Терапевт: Ваше чутье не повело вас, когда вы решили навестить мать, взяв с собой друга. Вы можете подумать о том, чтобы вновь сделать также. (Cabaniss, 2011)

Терапевт: Если вы будете употреблять алкоголь перед сеансами, мы будет вынуждены завершить психотерапию. (Cabaniss, 2011)

Терапевт: Это не всегда лучшая стратегия – рассказать вашей жене о ваших мыслях. Иногда их некоторое редактирование может помочь вам не обидеть ее. (Cabaniss, 2011)

«Используя эти вмешательства терапевт сознательно и умышленно позитивно подкрепляет более адаптивное поведение и негативно подкрепляет иное поведение. Это ключевое поддерживающее вмешательство при работе с защитами» (Cabaniss, 2011).

Ослабление вины

Терапевт: Вы берете ответственность за то, что вне вашего контроля. (Cabaniss, 2011)

Терапевт: С вашими детьми вы делали лучшее из того, что было возможно в таких сложных обстоятельствах. (Cabaniss, 2011)

Обеспечение защиты

Терапевт: Я понимаю, что вам очень трудно отказать, но вряд ли стоит занимать деньги этому, в общем-то малознакомому человеку, при том, что сейчас и вы, и ваша мама не работаете, и вы живете на сохранившиеся у вас сбережения.

Терапевт: Если вы одеваете презерватив, вы берете вашу жизнь в свои руки. (Cabaniss, 2011)

Кабанис (Cabaniss, 2011) отмечает, что «когда у наших пациентов нарушенная способность к суждению и контролю импульсов, они могут оказаться в ситуации опасности или быть опасны для других. Когда такое может случиться, нам необходимо активно защищать их» (Cabaniss, 2011).

Известная китайская пословица гласит: «Дай человеку рыбу, и ты обеспечишь его едой на один день. Научи его ловить рыбу, и ты обеспечишь его пропитанием на всю жизнь». Эту пословицу можно использовать в качестве руководящего принципа при оценке степени и формы поддержки, в которой нуждаются клиенты. Когда мы непосредственно удовлетворяем потребность клиента в поддержке, давая ему то, что, как мы считаем, в данный момент он не способен сделать для себя, мы даем ему рыбу. Когда мы способствуем тому, чтобы он задействовал собственные функции Эго, то есть собственные способности и ресурсы, мы скорее учим его ловить рыбу. Иначе говоря, обеспечивая клиентов поддержкой, необходимо не забывать о нашей конечной цели – способствовать стремлению клиента полагаться на самого себя (заботе о себе и саморегуляции), обретению автономии и отношений привязанности вне терапии.

Заключение

Представленная здесь «Типология вербальных вмешательств» представляет собой набор основных психотехнических средств терапевтической коммуникации, применяемых психологами-консультантами и психотерапевтами в их повседневном взаимодействии с клиентами. В каждом направлении психотерапии есть свои признанные и запретные техники, считающиеся малоэффективными. Применительно к тому или иному методу психотерапии вышеописанные виды вербальных вмешательств можно условно разделить на три типа: ключевые, дополнительные и используемые редко или «запретные».  

Мастерство психотерапевта обычно предполагает искусное владение 3-5 ключевыми техниками, что как раз и создает неповторимость каждого психотерапевтического метода.  

   Ключевые техники в клиент-центрированной терапии – это перефразирование, отражение чувств и самораскрытие;

в психоаналитической терапии – это прояснение, отражение чувств, конфронтация и интерпретация;

 в когнитивно-поведенческой терапии – вопросы, конфронтация и варианты прямого руководства.

В психоаналитической терапии «запретными» считаются самораскрытие и прямое руководство;

в клиент-центрированной терапии – конфронтация, интерпретация и прямое руководство; в когнитивно-поведенческой терапии – интерпретация и отражение чувств.

Однако, это не значит, что эти техники вовсе не используются представителями этих направлений в реальном взаимодействии с клиентами. Открытые и закрытые вопросы, поощрение, суммирование, информирование и поддержка – это, в большинстве случаев, дополнительные техники, которые в той или иной степени используются всеми терапевтами, независимо от их теоретической ориентации. Частое использование определенных дополнительных техник, особенно поддержки, скорее характеризует индивидуальный стиль терапевта или способ приспособления к трудному клиенту, а не характерную особенность практикуемого метода психотерапии.

Свободное владение всеми 10 техниками, в действительности, является весьма редким явлением, свидетельствующим о высоком профессиональном мастерстве и/или интегративной/эклектической ориентации терапевта. Свободное владение всеми 10 техниками может быть целью в развитии профессиональной компетентности терапевта, но, при этом важно не забывать о том, что не менее важной целью является обретение личного стиля, то есть достижение органичного сочетания индивидуальных особенностей терапевта и применяемых психотерапевтических техник.

Annotation

In a systematic manner presented arsenal of psycho-techniques of verbal intervention that is those so-called "basic techniques" which are mainly used by counselors and psychotherapists in everyday clinical practice. Created by the author "Typology of verbal interventions" includes 10 main categories and 32 subtypes of verbal interventions. This typology can be used in empirical studies of the therapeutic process of communication and in training of counseling psychologists and psychotherapists.

Keywords: therapeutic communication, basic techniques, verbal interventions, psychotherapy, psychological counseling.

[1] В одном исследовании (Hill & Garmally, 1977) сравнивался эффект использования терапевтами открытых вопросов, исследующих чувства, перефразирований и отражений чувств. Результаты показали, что клиенты с большей вероятностью говорили о своих чувствах, когда их терапевты непосредственно спрашивали о них.

[2] Эта техника, описанная Ференци в работе «О форсированных фантазиях. К активности в технике психоанализа» в 1924 году, возможно, является предтечей метода управляемого воображения.

[3] От лат. Confrontatioo – «столкновение», букв.: «лицом к лицу», напротив друг друга».

[4] Это один из примеров, выбранным Сергеем Лучинским, написавшим под моим руководством квалификационную работу по теме «Анализ самораскрытия психотерапевта (на примере материала из сериала «Лечение»)».

[5] Эти формы выражения рекомендаций (советов) выделены Труновым (2013).

Литература:

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Класс, 2000.

2. Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии. СПб.: Питер, 2003.

3. Бибринг Э. Психоанализ и динамическая психотерапия. // Психоаналитический вестник, №2 (8), 1999.

4. Бьюдженталь Д. Искусство психотерапевта. М.: Корветт, 2011.

5. Васильев Н,Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике. С-Пб.: Речь, 2007.

6. Вайнер И. Основы психотерапии. С-Пб. Питер, 2002.

7. Гарфилд С. Практика краткосрочной психотерапии. С-Пб.: Питер, 2002.

8. Гринсон Р. Техника и практика психоанализа. М.: Когито-Центр, 2003.

9. Джонсон С. Практика эмоционально-фокусированной супружеской терапии. Создание связей. М. Научный мир, 2013.

10. Кейсмент П. Обучение на наших ошибках. Алматы.: Дарын, 2005.

11. Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства. Стратегии психотерапии. М.: Класс, 2000.

12. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999.

13. Коттлер Д. Совершенный психотерапевт. Работа с трудными клиентами. С-Пб.: Питер, 2002.

14. Лазарус А. Краткосрочная мультимодальная психотерапия. СПб.: Речь, 2001.

15. Люборски Л. Принципы психоаналитической психотерапии. Руководство по поддерживающему экспрессивному лечению. М.: Когито-Центр, 2003.

16. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Как давать и обретать душевное здоровье. М.: ИОИ, 2012.

17. Нардонэ Д, Сальвини А. Магическая коммуникация. Стратегический диалог в психотерапии. Усовершенствованные техники для быстрых изменений. М.: Рид Групп, 2011

18. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. С-Пб.: Питер, 2000.

19. Операционализированная психодинамическая диагностика. (ОПД)-2. Руководство по диагностике и планированию терапии. М.: Академический проект; Культура, 2011.

20. Певзнер М.М. Процесс консультирования. // Мастерство психологического консультирования. Под ред. Бадхена А.А. и Родиной А.М. С-Пб.: Европейский дом, 2002.

21. Роджерс К. Необходимые и достаточные условия терапевтических личностных изменений. Журнал практического психолога, 2012, № 1.

22. Соммерз-Фланаган Д., Соммерз-Фланаган Р. Клиническое интервьюирование. 3-е издание. М.: Диалектика, 2006.

23. Стренгс Д. Интерпретативные треугольники Давенлу в работе с образом Бога // Консультативная психология и психотерапия. №2. 2000. C. 155-171.

24. Трунов Д.Г. Индивидуальное психологическое консультирование. М.: Этерна, 2013.

25. Файн С., Глассер П. Первичная консультация. Установление контакта и завоевание доверия. М.: Когито-Центр. 2003.

26. Ференци Ш. Тело и подсознание. Снятие запретов с сексуальности. М.: NOTA BENE, 2003.

27. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Фирма СТД, 2003.

28. Фрейд З. Сочинения по технике лечения. М.: Фирма СТД, 2008.

29. Хэмбли Г. Телефонная помощь. Пермь.: ОЦПППН, 2004.

30. Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. СПб.: Речь, 2002.

31. Энрайт Д. Гештальт, ведущий к просветлению. С-Пб.: Центр гуманистических технологий “Человек”, 1996.

32. Ягнюк К.В. Анатомия терапевтического воздействия: типология техник. Журнал практического психолога. 2000, №5-6.

33. Ягнюк К.В. Сессия Карла Роджерса с Глорией: анализ вербальных вмешательств. Журнал практической психологии и психоанализа, 2001, № 1-2. URL: http://psyjournal.ru (дата обращения: 25.08.2013)

34. Ялом И. Дар психотерапии. М.: Эксмо, 2005.

35. Ялом И. Теория и практики групповой психотерапии. С-Пб.: Питер, 2000.

36. Ackerman S., Hilsenroth M., Baity M. & Blagys M. Interaction of Therapeutic Process and Alliance during Psychological Assessment // Journal of Personality Assessment. 2000. 75. 82–109.

37. Bachelor A. Clients’ Perception of the Therapeutic Alliance: Qualitative Analysis // Journal of Counseling Psychology. 1995. 42. 323–337.

38. Barkham M. & Hobson R. Eхploratory Therapy in Two-Plus-One Sessions II – A Single Case Study. 1989.

39. Brammer L.M & Shostrom E.L. Therapeutic Psychology: Fundamentals of Counseling and Psychotherapy. Prentice-Hall, 1977.

40. Cabaniss D.L., Cherry S., Douglas C.J., Schwartz A.R. Psychodynamic Psychotherapy: A clinical manual.Wiley-Blackwee, 2011.

41. Claiborn C. Counselor Verbal Interaction, Non-verbal Behavior, and Social Power. Journal of counseling psychology, 1979, 26, 378-440., 1979.

42. Cormier S., Cormier H. Couselling Strategies and Interventions. Allyn & Bacon, 1999.

43. Egan G. The Skilled Helper (6th ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole, 1998.

44. Elliott R., Hill C., Stiles W., Friedlander M., Mahrer A. & Margison F. (1987). Primary Therapist Response Modes: Comparison of Six Rating Systems. // Journal of Counseling and Clinical Psychology, pp. 218-223.

45. Hackney H. & Cormier S. Counseling Strategies and Interventions, 4 th Ed., Boston, MA: Allyn & Bacon, 1994.

46. Helman C.G. Disease versus Illness in General Practice // The Journal of the Royal College of General Practitioners. 1981. Vol. 31. Р. 548–562.

47. Hill C. The Development of a System for Classifying Counselor Responses. // Journal of Counseling Psychology: 25, 461-468, 1978.

48. Hill C.E. Therapist Techniques and Client Outcomes: Eight Cases of Brief Psychotherapy. Newbury Park, CA: Sage, 1989.

49. Hill C.E., Knox S. Self-disclosure. Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training, Volume 38, No. 4, 2001.

50. Hill C. & O'Brien K. Helping Skills: Facilitating Exploration, Insight and Action. American Psychological Association, 1989.

51. Ivey A. Microcounseling: Innovations in Interviewing Training. Springfield, Ill.: Chas C. Thomas, 1971.

52. George R. L., Cristiani T. S. Counseling: Theory and Practice, 3rd Ed., Englewood Cliffs. N. J.: Prentice-Hall, 1990.

53. Goldstein W. A Primer for Beginning Psychotherapy. Tailor & Francis, 1997.

54. Gray P. Ego аnd Analysis оf Defense. Aronson, Jason Inc., 1994.

55. Grayson P.A. Psychodynamic Psychotherapy with Undergraduate and Graduate Students // J.J. Magnavita (Ed.). Comprehensive Handbook of Psychotherapy. Vol. 1. Wiley, 2002.

56. McCullough L., Andrews S., Kaplan A., Kuhn N., Wolf J., Hurley C. Treating Affect Phobia: A Manual for Short-Term Dynamic Psychotherapy, The Guilford Press, 2003.

57. McWilliams N. Psychoanalytic Case Formulation. The Guilford Press, 1999.

58. Morrison J. The First Interview (revised for DSM-IV) New York: Guiford Press, 1994.

59. Mosak H.H. Adlerian Psychotherapy // R.J. Corsini & D. Wedding (Eds.). Current Psychotherapies (4th ed., pp. 65-116). Itasca, IL: Peacock, 1989.

60. Orne M.T., & Wender P.H. Anticipatory Socialization for Psychotherapy: Method and Rationale. American Journal of Psychiatry, 1968, 124, 1202-1212.

61. Orlinsky, D. E., Grawe, K., & Parks, B. K. (1994). Process and Outcome in Psychotherapy. In A. E. Bergin & S. L. Garfield (Eds.), Handbook of Psychotherapy and Behavior Change (4th ed., pp. 270–378). New York: Wiley.

62. Porter E.M. An Introduction to Therapeutic Counseling. Boston: Houghton Mifflin, 1950.

63. Stiles W. (1979). Verbal Response Modes and Psychotherapeutic Technique. // Psychiatry, Vol. 42, February.

64. Shea S.C. Psychiatric Interviewing: Thе Аrt of Understanding (2nd ed.). Philadelphia: Sauners, 1998.

65. Stiles W. (1992). Describing talk: A Taxonomy of Verbal Response Modes. Sage Publications.

66. Teyber E. Interpersonal Process in Psychotherapy: A Relational Approach. Pacific Grove, CA: Brooks/Cole, 1997.

67. Zinker J. Creative Process in Gestalt Therapy. New York: Brunner/Mazel, 1977.

·

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.037 с.)