Дошкольном детстве по Э. Эриксону. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дошкольном детстве по Э. Эриксону.



Третий период - «возраст игры», от 3 до 6 лет. Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. В это время социальный мир требует от ребенка активности, решения новых задач и приобретения новых навыков, у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних животных. Это возраст, когда главным чувством идентичности становится «Я — то, что я буду».

Складывается драматическая (игровая) составляющая ритуала, с помощью которой ребенок воссоздает, исправляет и научается предвосхищать события. Инициативность связана с качествами активности, предприимчивости и стремлением «атаковать» задачу, испытывая радость от самостоятельного движения и действия. Ребёнок легко идентифицирует себя со значимыми людьми, с готовностью поддается обучению и воспитанию, ориентируясь на конкретную цель. На этой стадии в результате принятия социальных норм и запретов формируется Супер-Эго, возникает новая форма самоограничения.

Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребёнка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей. Близкие взрослые, жестко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети, охваченные чувством вины - пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.

 

13. Назовите понятие, которое Э. Эриксон ввел в научный аппарат психологии, обозначающее тождественность человека самому себе.

Эго – идентичность - центральное понятие концепции Эрика Эриксона.

 

14. Кто ввёл в научный аппарат психологии понятие «оперантное научение»?

Оперантное научение – это такое научение, которое происходит на основе подкрепления реакций, относящихся к типу оперантов. Ф.Скиннер

 

15. На какое учение опирались бихевиористы в своих положениях?

И.П.Павлова

 

16. Кто выдвинул программу изучения психики с точки зрения целостных

Структур?

Гештальтпсихология (от нем. Gestalt образ, структура, форма) возникла в 1920-е годы в Германии. М.Вертгеймер (1880’1943), В.Келер (1887’1967), К.Коффка (1886’1941) выдвинули программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), от общей организации которых зависят их отдельные компоненты.

 

17. Кто является создателем теории когнитивного диссонанса?

Теория когнитивного диссонанса — одна из «теорий соответствия», основывающихся на приписывании личности стремления к связному и упорядоченному восприятию своего отношения к миру. Понятие «когнитивный диссонанс» впервые введено учеником Курта Левина Леоном Фестингером в 1956 году для объяснения изменений мнений, убеждений как способа устранения смысловых конфликтных ситуаций.

 

18. Кто ввел в научный аппарат психологии принцип эгоцентризма?

Понятие «эгоцентризм» ввел в психологическую науку швейцарский психиатр Жан Пиаже

 


 


19. Кто является автором теории стадий развития интеллекта?

Жан ПИАЖЕ (Piaget) (1896-1980)

 

20. Кому принадлежат первые теоретические разработки в области Я-

Концепции?

первые теоретические разработки в области Я-к. бесспорно принадлежат У.Джемсу, разделившему глобальное, личностное Я (Self) на взаимодействующие Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me). Теория «Я»- концепция разработана(Карлом Роджерсом)

 

21. В русле какой психологии зародилось понятие «Я-концепция»?

Понятие Я-к. родилось в 1950-е гг в русле феноменологической, гуманистической психологии.

 

22. Когда начинают проявляться потребности более высоких ступеней (по

Классификации А. Маслоу)?

Потребности более высоких ступеней начинают проявляться тогда, когда удовлетворены хотя бы часть потребностей более низких ступеней.

 

23. Какова основная идея логотерапии В. Франкла?

ЛОГОТЕРАПИЯ - одно из направлений психотерапии - психотерапевтическая стратегия, основанная на предположении, что развитие личности обусловлено стремлением к поиску и реализации смысла жизненного. Если у человека нет смысла жизни или он недостижим, то возникает фрустрация экзистенциальная, проявляемая в неврозах. Ориентирована на исследование смыслозначимых характеристик существования и на оказание помощи в поиске и осознании смысла жизни, осуществление коих дает лечебный эффект.Общая позиция близка к психологии гуманистической, хотя во многом основывается и на психоанализе. "Логотерапия" - терапия, ориентированная на обретение смысла жизни. Создатель логотерапии - В. Франкл - основатель 3-й Венской школы психотерапии (после школ Фрейда и Адлера).

 

24. Как называется направление в психологии, изучающее проблемы развития личности, ее активности, самоактуализации и самосовершенствования, свободы выбора и стремления к высшим ценностям, что проявляется в стремлении к справедливости, красоте и истине?

гуманистическая психология.

 

25. Кто является автором иерархической модели потребностей личности?

А.Маслоу

 

26. Какие потребности самые низшие?

Физиологические

 

27. Назовите потребности с более высоким уровнем, чем познавательные.

Эстетические, потребность в самоакуализации.

 

28. Назовите потребности с более низким уровнем, чем потребности в принадлежности и любви.

Потребность в безопасности.

 

29. Как выглядит иерархия потребностей от низших к высшим (по А. Маслоу)?

 

30. Какие потребности необходимы для нормального развития человека как

Личности?

Социальные потребности: в социальных связях, общении, любви, дружбе, заботе о другом и внимании к себе, участии в совместной деятельности с другими.

 

31. Согласно концепции Г. Айзенка, кто является эмоционально

Неустойчивым интровертом?

Меланхолик.

 

32. Какие два измерения выделяют в схеме личности Г. Айзенка?

эмоциональная стабильность/нестабильность и: экстраверсия/интроверсия

 

33. Кто является автором единой концепции человек знания как

комплексной дисциплины, синтезирующей достижения широкого круга наук

О человеке?

Ананьев Борис Герасимович

 

34. Что такое человеческое сознание?

Это совокупность всех психических процессов - мышления, памяти, внимания, воображение, воли и совокупность мыслительных операций- анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования.

 

35. Что включает в себя сознание по А.Н. Леонтьеву?

Алексей Николаевич Леонтьев выделил три составляющих сознания: чувственная ткань сознания, значение и личностный смысл.

 

36. По мнению какого учёного сознание и самосознание возникают и развиваются параллельно?

И. М. Сеченов

 

37. Что такое самосознание (по С.Л. Рубинштейну)?

самосознание – этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений. Самосознание рассматривается как процесс и как результат. Обычно самосознание противопоставляется предметному миру. Особое внимание при этом уделяется соотношению сознания и самосознания, решению вопроса о первичности сознания. С.Л. Рубинштейн критикует идеалистический взгляд на самосознание, согласно которому "наличие психического совпадает с его осознанностью; сущность психики в том, что она есть непосредственно знание о самом себе; психическое отождествляется с сознанием, сознание - с самосознанием. В результате психическое ограничивается сферой осознанного, его осознание и познание - содержанием непосредственно данного. Отстаивая свой взгляд на проблему сознания и самосознания, Рубинштейн утверждает, что самосознание включает самоотношение, но не прямое, а опосредованное жизненными проявлениями субъекта, всей жизнью личности. Не сознание вырастает из самосознания, а, наоборот, самосознание формируется через активность субъекта. "Объектом самосознания и самопознания является не "чистое" сознание, то есть сознание, обособленное от реального материального бытия человека, а сам человек в неразрывной цельности своего существа".

 

38. Кто является основоположником концепции отношений личности?

КОНЦЕПЦИЯ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ - совокупность теоретических представлений, согласно коим психологическое ядро личности есть индивидуально - целостная система ее субъективно - оценочных, сознательно - избирательных отношений к действительности, являющая собой интериоризованный опыт взаимоотношений с другими людьми в условиях окружения социального. Была выдвинута А. Ф. Лазурским, разработана В. Н. Мясищевым и развивалась в работах отечественных психологов. Ее основные положения конкретизируются в концепции патогенетических неврозов и психотерапевтической практике. Система этих отношений определяет характер переживаний личности, особенности восприятия действительности, характер поведенческих реакций на внешние воздействия.

Все составляющие психической организации человека так или иначе связываются с отношениями, причем функциональные возможности человека в организации деятельности можно определить лишь на уровне активно положительного отношения к ее задаче. Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений с людьми однозначно формирует и соответственную систему внутренних отношений личности.

 

39. Как называется подструктура личности, которая включает привычки, знания, умения и навыки?

Опыт.

 

 

40. Что является основным блоком личности согласно теории К.К. Платонова?

Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов). Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности: Социально обусловленные особенности (направленность - желания, стремления, идеалы, мировоззрение, моральные качества).

Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек). Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память). Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

1 и 2 - социально обусловлены, 3 и 4 - генетически обусловлены.

Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.

 

41. Что относится к подструктуре особенностей психических процессов в концепции К.К. Платонова?

Психологическая подструктура (память, мышление, эмоции, ощущения, чувства, воля).

 

42. Чем отличается характер от темперамента?

Основные отличия характера от темперамента состоят в следующем:

- Темперамент человека является врожденным, а характер — приобретенным.

- Темперамент определяется биологическими особенностями организма человека, а его характер — социальной средой, в которой человек живет и развивается. В различных социальных условиях у людей формируются разные типы характеров, в то время как о типах темперамента этого сказать нельзя.

- Темперамент человека определяет только динамические особенности его психики и поведения, в то время как характер — реальное ценностное, моральное и другое содержание его поступков.

- Типы и свойства темперамента не оцениваются в ценностных терминах, в то время как типы и черты характера поддаются такой оценке. О темпераменте человека нельзя, например, сказать, что он хороший или плохой, в то время как к оценке характера такие определения вполне подходят.

- Применительно к описанию темперамента человека пользуются термином «свойства», в то время как по отношению к характеру — термином «черты».

 

43. Назовите закономерную связь между отдельными чертами характера.

Структура характера человека разделяется на основные (ведущие) черты характера, которые задают общее направление в развитии всего комплекса проявлений, и также на второстепенные, которые определяются основными чертами.

Любая черта характера есть:

Предметно соотнесенное отношение чел. к вещам, к себе, к др. людям и к деятельности.

Обобщенное отношение.

Черта характера отличается:

Устойчивостью.

Постоянством.

Переносимостью с одной ситуации на другую.

Выразительные признаки характера:

Поступки и действия – это сознательные преднамеренные действия, позволяющие судить, что представляет собой человек;

Особенности речи;

Внешний облик.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.032 с.)