Классификация черт характера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация черт характера



 

Все многообразие проявлений характера подразделяется на четыре группы по следующим основаниям: 1) направленность индивида, система его отношений в социуме; 2) особенности волевой регуляции; 3) эмоциональные особенности; 4) интеллектуальные особенности.

 

В системе отношений человека в социальной среде выделяются четыре разновидности: отношение человека к обществу, к себе, к труду и продуктам труда.

Отношение человека к обществу, другим людям определяет фундаментальные качества личности и характер человека, его нравственность.

Принятая индивидом система отношений к другим людям может сводиться к четырем основным схемам.

1. «Я хороший и все люди хорошие» – ценностно-ориентировочная схема, присущая социально адаптированным личностям, отличающимся доброжелательностью, высокой социальной коммуникативностью, жизнерадостностью, адекватным уровнем притязаний, психической устойчивостью в трудных ситуациях. Это высокосоциализированный, психически устойчивый тип личности. Системообразующими качествами его характера, а следовательно, и поведения являются социальная идентифицированность, альтруизм, обостренное чувство социальной ответственности. Поведение такой личности характеризуется открытостью, честностью, последовательностью.

2. «Я плохой, а все люди хорошие» – жизненная схема, присущая людям с пониженным уровнем притязаний, нерешительным, постоянно сомневающимся в своих возможностях, проявляющим психическую неустойчивость в трудных ситуациях, затрудняющимся в установлении социальных контактов. Как правило, это люди со слабым типом нервной деятельности.

3. «Я хороший, а все люди плохие» – схема, присущая людям с завышенным уровнем притязаний. Высокомерие, эгоизм, твердость, переходящая в жестокость, присвоение себе права к исключительным поступкам – таковы отличительные черты характера людей данной ориентации.

4. «Я плохой и все люди плохие» – такова позиция неисправимых пессимистов, ожидающих от жизни одних неприятностей. Как и предыдущий, этот тип социальной ориентации порождает конфликты личности с социальной средой. Но, в отличие от третьего жизненного сценария, данный жизненный сценарий ведет не к самоутверждению, а к самодемобилизации, уходу от радостей жизни, а иногда и из самой жизни. Не надеясь на лучшее в реальной жизни, человек с такой жизненной концепцией уходит в мир грез, бесплодных мечтаний и нереальных надежд.

У каждого человека имеется установка по отношению к самому себе – «Я-концепция». Образ собственного «Я» состоит из ряда компонентов: когнитивного – образ внешности, нравственные качества, психические особенности, социальная значимость; эмоционального – самоуважение, самодовольство, самоуничижение и др.; притязательно-волевого – желание самоутверждения, признания достоинств другими индивидами. Наряду с реальным «Я» существует «Я» идеальное и «Я» динамическое, саморазвивающееся.

 

 

Отношение личности к труду и другим видам деятельности обусловливает трудолюбие, преодоление трудностей в работе, добросовестность и др. Эта группа отношений включает в себя также склонности, призвание и талант как характерологические качества личности. К негативным качествам данной группы относятся тунеядство, лодырничество, бродяжничество и др.

Отношение к вещам как продуктам человеческого труда выражается в аккуратности, бережливости и др. В этой группе качеств некоторые носят криминогенный характер: корыстность, жадность, безмерное потребительство, неудержимое влечение к стандартам «роскошной жизни».

Ценностные ориентации индивида в известной мере определяют и волевую регуляцию его поведения.

Волевые черты характера – устойчивые индивидуально-типологические особенности сознательной регуляции поведения. Наиболее существенна способность индивида в трудных, конфликтных обстоятельствах своевременно принимать обоснованные решения и исполнять их. Противоположное качество – нерешительность, проявляющаяся в излишних колебаниях, затягивании принятия решения или излишней поспешности решения, когда человек стремится избежать напряжения, связанного с борьбой мотивов. Решительность выражается также в способности человека прекратить выполнение действия при изменении обстановки, когда оно перестает быть целесообразным.

Особенно важны такие качества человека, как выдержка и самообладание – способность индивида контролировать свое поведение в сложных конфликтных условиях, воздерживаться от ненужных действий, контролировать свои эмоции и чувства, не допускать импульсивных действий, регулировать настроение, не терять присутствия духа в трудных и даже опасных ситуациях, стойко переносить лишения, неудачи, физические страдания.

В жизни каждого человека существенны смелость и мужество. Противостоящие отрицательные качества – трусость, малодушие – гипертрофированная боязнь за свою жизнь и благополучие, пренебрежение принципами и моральными чувствами в опасных ситуациях.

Волевые особенности личности определяют основные качества характера: цельность, силу, твердость и уравновешенность.

Эмоциональные особенности характера индивида – наиболее наглядный, непосредственно воспринимаемый индикатор его психических свойств. Человек проявляется в том, что его смешит и радует, заставляет восторгаться и печалит, что вызывает у него гнев и стресс и что заставляет его успокаиваться и приходить в умиление. Эмоции, как уже отмечалось, – это непосредственная, импульсивная реакция индивида на значимые для него воздействия. Эмоционально окрашена вся оценочная деятельность индивида – от элементарного тона ощущений до эмоционального переживания своего мировоззрения, отношения к миру и жизни. Эмоции – непроизвольные реакции индивида на акты удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, выражающиеся в определенных нервно-психическом и гуморально-вегетативном состояниях.

Эмоции вступают в свои права в любой внезапно возникающей жизненно значимой ситуации. Они доминируют во всех сложных конфликтных ситуациях, мобилизуя резервы психической и физической энергии.

По эмоциональным особенностям своего характера индивиды отличаются рядом параметров: эмоциональной реактивностью, возбудимостью, глубиной, длительностью и устойчивостью эмоциональных процессов, доминирующими чувствами и их предметной отнесенностыо. Эмоциональный настрой индивида – показатель тонуса всей его жизнедеятельности.

По эмоциональным качествам различаются натуры импрессивные – эмоционально-впечатлительные (повышенная эмоциональная реактивность), сентиментальные (повышенная пассивно-созерцательная эмоциональность), экспрессивные (повышенная эмоциональность, связанная с бурной, стремительной деятельностью) и малоэмоциональные.

Интеллектуальные черты характера – устойчивые индивидуально-типологические особенности интеллекта.

По интеллектуальным качествам различаются натуры с теоретическим или практическим складом ума, различной степенью гибкости и глубины интеллекта, быстротой протекания мыслительных процессов.

Интеллект индивида – устойчивая структура его умственных качеств. В начале XX в. французские психологи А. Бине и Т. Симон предложили определять степень развития интеллекта у детей (коэффициент интеллектуальности) посредством специальной шкалы тестов (IQ). Интеллект, умственное развитие индивида трактуются как его способность выполнять доступные для его возраста интеллектуальные задания, успешно приспосабливаться к различным типам жизненных ситуаций.

В развитии интеллекта индивида существенную роль играют как генетические, так и социокультурные факторы, а точнее – взаимодействие этих факторов.

Среди качеств, характеризующих интеллектуальный склад личности, выделяются продуктивность ума, его оригинальность, владение обобщенными способами мышления, устойчивая интеллектуальная направленность личности (любознательность), рассудительность, вдумчивость и др.

Итак, характер каждого человека представляет собой богатейшую палитру красок и полутонов, неповторимое, уникальное личностное своеобразие. Но в многообразии черт характеров особенно выделяется то, что заметно выступает на передний план в регуляции поведения индивида, – волевая сторона его психики, выражающаяся в повышенной способности владеть собой в сложных жизненных ситуациях. В этих случаях проявляется сила характера, которая вместе с цельностью и устойчивостью составляет основные динамические качества характера. Ценностное же его качество определяется нравственностью и когнитивной направленностью.

Для адекватного восприятия и оценки различных качеств индивида необходимо наблюдать его в различных жизненных ситуациях, особенно в ситуациях затруднений, психического напряжения. Однако следует помнить и о том, что мешает адекватному восприятию человека человеком. Назовем некоторые факторы искажения социальной перцепции: непонимание психического состояния людей, их подлинных мотивов и целей, подверженность предвзятости, обобщение отдельных негативных проявлений личности, поиск подтверждения априорных негативных оценок, неспособность увидеть положительные изменения у личности в связи с выходом ее из кризисных состояний, интерпретация случайных явлений в качестве причин поведения личности.

Типы характера

 

Наряду с отдельными чертами и качествами характера можно выделить общий способ адаптации личности к социальной среде – тип характера человека.

 

При определении типа характера мы выделяем то существенное и сходное в характерах отдельных людей, что определяет общий стиль их жизнедеятельности.

На этой основе нами выделяются следующие типы характеров:

1. Гармонически целостный тип – отличается устойчивостью отношений и в то же время высокой приспособленностью к окружающей среде. У человека с таким типом характера отсутствуют внутренние конфликты, его желания совпадают с тем, что он делает. Это общительный, волевой, принципиальный человек. Люди с гармонически целостным характером сохраняют систему своих ценностей во всех трудных обстоятельствах жизни. Это тип волевого борца за свои идеалы и принципы. Не приспособленчество, а изменение реальности сообразно своим идеалам – таков способ адаптации этих людей.

2. Тип внутренне конфликтный, но внешне гармонически согласованный со средой – отличается противоречивостью между внутренними побуждениями и внешним поведением, которое, согласуясь с требованиями среды, осуществляется с большим напряжением.

Человек с таким типом характера склонен к импульсивным действиям, однако они постоянно сдерживаются волевыми усилиями. Система его отношений устойчива, но коммуникативные свойства недостаточно развиты.

Люди такого типа имеют сложную систему соотнесения своей ценностной ориентации с условиями реальной действительности.

Разлад с внешним миром эти люди преодолевают путем внутренних тактических перестроек, психологической защиты, обесценивая текущие события, не вписывающиеся в их ценностную систему, сохраняя базовые ценности личности, но не стремясь активно изменить внешние обстоятельства. Это тип отрешенного от повседневной борьбы мудрого созерцателя.

3. Конфликтный тип с пониженной адаптацией – отличается конфликтностью между эмоциональными побуждениями и социальными обязанностями, импульсивностью, преобладанием отрицательных эмоций, неразвитостью коммуникативных свойств, недостаточной структурированностью самосознания. Отдельные связи с миром у людей данного типа не включены в какую-либо общую поведенческую систему. Жизнь таких людей проходит по упрощенной схеме: их изменчивые потребности должны, по их собственному мнению, немедленно удовлетворяться без особых усилий.

Психика таких индивидов не обременена большим опытом, их не заботит и будущее. Они не закалены в борьбе за существование. В детстве они, как правило, подвергались гиперопеке, были окружены чрезмерной заботой окружающих людей. Они отличаются инфантильностью, неприспособленностью к преодолению жизненных трудностей. Основной механизм их жизнедеятельности – удовольствие (гедонизм). Все трудные ситуации люди такого типа воспринимают как остроконфликтные и прибегают к бессознательной психологической псевдозащите – искаженному отражению действительности (капризы, упрямство, уход в мир грез и бесплодных мечтаний).

4. Вариативный тип характера – внешне приспосабливающийся к среде в результате неустойчивости позиций, беспринципности, свидетельствует о низком уровне развития личности, об отсутствии у нее устойчивого общего способа поведения.

Бесхарактерность, постоянное приспособленчество – суррогат пластичности поведения; ее не следует смешивать с подлинной пластичностью поведения, со способностью учитывать обстоятельства для достижения основных целей, не отступая при этом от социальных норм и требований.

Люди этого типа отличаются упрощенностью внутреннего мира; их борьба за существование прямолинейна. Они не проявляют сомнений и колебаний в достижении утилитарных целей, не имеют особых внутренних ограничений. Им известен только один вид препятствий – внешние. Действительность озадачивает их лишь вопросами «технического» характера – как добиться, как достичь возможно большего количества сиюминутных благ. Это тип «реалистов»: свои потребности подобные люди пытаются максимально полно удовлетворить в пределах реально существующих возможностей. Приспособление, прилаживание, подгонка внутреннего мира к внешним обстоятельствам – таков общий способ адаптации этих людей.

Акцентуации характера

 

Акцентуация – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера гипертрофированы и проявляются в форме «слабых мест» в психике индивида – избирательной ее уязвимости в отношении некоторых воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим воздействиям (от лат. accentus – ударение, подчеркивание).

 

Отдельные акцентуированные черты характера обычно бывают достаточно компенсированны. Однако в трудных ситуациях у человека с акцентуированным характером может возникнуть нарушение поведения. Акцентуации характера, его "слабые места" могут быть явными и скрытыми, проявляющимися в экстремальных ситуациях. Лица с личностными акцентуациями более податливы влияниям среды, более подвержены психическим травмам. И если неблагоприятная ситуация наносит удар по "слабому месту", то все поведение таких лиц резко видоизменяется – начинают доминировать особенности акцентуации.

Типы акцентуированных личностей не определены окончательно.

Они описаны К. Леонгардом и А.Е. Личко. Однако эти авторы дают различную и чрезмерно дробную классификацию акцентуаций. Можно выделить четыре основных типа акцентуированных личностей: возбудимый, аффективный, неустойчивый, тревожный.

 

Таблица. Типы акцентуаций характера

Тип акцентуации характера Поведенческие проявлений Факторы, содействующие акцентуации характера
I. Возбудимый Повышенная вербальная и двигательная активность. Стремление к лидерству. Завышенный уровень притязаний. Неусидчивость, недисциплинированность, склонность к делинквентности (мелким правонарушениям), рискованным действиям. Противодействие со стороны окружающих вызывает отрицательную реакцию. Неразборчивость в выборе знакомств; неряшливость; легкость вхождения в асоциальную группу. Стремление к удовольствиям. Склонность к алкоголизации на уровне групповой психической зависимости. Низкий уровень реализации способностей. Гиперопека, «кумир семьи», безнадзорность, неблагополучие внутрисемейных отношений
II. Аффективный Крайняя эмоциональная неустойчивость. Аффективные вспышки возникают по разнообразным, часто ничтожным поводам, но быстро истощаются и, как правило, не проявляются в грубой агрессии. Иногда возникают реакции аутоагрессии. Повышенная смена настроений, суетливость, крайняя несобранность, неусидчивость. Конфликтность, низкая самокритичность. Склонность к делинквентному поведению. Бесконтрольность, попустительство, наличие психотравмирующих обстоятельств
III. Неустойчивый Неустойчивость поведения, противоречивость поступков, частая смена настроения, астеничность. Озлобленность, подозрительность, мнительность, обидчивость. Отношение к людям неустойчивое. Особенности характера не маскируются Искренни и прямолинейны Повышенная чувствительность к знакам внимания, сочувствия. Неприятности вызывают тяжелые невротические срывы. Самооценка недостаточная. «Слабым местом» характера этого типа является отвержение со стороны эмоционально значимых лиц В поисках эмоционального контакта могут входить в асоциальные группы. Эмоциональная неустойчивость Эмоциональное отвержение, гипопротекция, семейные конфликты
IV. Тревожный Повышенная тревожность, впечатлительность, боязливость, чувствительность к отрицательным воздействиям, робость, застенчивость. Склонность к депрессивным состояниям в результате завышенных моральных требований к себе, «этическая скрупулезность». Пониженный уровень притязаний, чувство собственной неполноценности, замкнутость. Предрасположенность к фобиям. Склонность к гиперкомпенсации – использование утрированных способов самоутверждения в «зоне слабости». Неделинквентны, но виктимоопасны. «Слабое место» этого характера – неспособность переносить насмешки, унижения, подозрения в неблаговидных поступках. В таких ситуациях возможно неадекватное поведение Повышенная требовательность, необоснованные претензии, эмоциональное отвержение

 

Психодиагностика типов и степени выраженности акцентуаций осуществляется при помощи «Патохарактериологического диагностического опросника» (разработанного А.Е. Личко и Н.Я. Ивановым) и личностного опросника MMPI (шкалы которого включают зоны акцентуированных и патологических проявлений характера).

Результаты заданий будут обсуждаться на занятии. Задание 1. Решите задачу.
  В поликлинике у кабинета врача ожидают своей очереди пациенты. Медицинская сестра приглашает в кабинет врача пациента – участника боевых действий без очереди. Пациент А., быстро вскочив со своего места, начинает громко, резко и даже грубо возмущаться действиями медсестры, вызывая конфликтную ситуацию. Пациент Б., неторопливо подойдя к пациенту А., начинает его успокаивать, просит присесть, настойчиво предлагая разрешить конфликт. Пациент В. сравнительно легко реагирует на эту ситуацию, при этом, воспринимая все происходящее с улыбкой и активно общаясь с другими больными, ожидающими прием врача, объясняет правомерность действий медицинской сестры. Пациент Г., чувствуя неловкость данной ситуации, смущен, ни с кем из других людей не общается, тяжело переживает необходимость более длительного пребывания в поликлинике, на глазах слёзы. Определите тип темперамента каждого пациента.

Задание 2. Установите соответствие

Структура черт характера Черты характера

А – по отношению к себе

 

Б – по отношению к другим

 

В – по отношению к вещам

 

Г – по отношению к деятельности

1. дисциплинированность
2. аккуратность
3. дружелюбие
4. скромность
5. организованность
6. общительность
7. уверенность
8. инициативность
9. высокомерие
10. небрежность

Задание 3.

Перейдите по ссылке и пройдите тест для определения своего типа темперамента.

https://psytests.org/temperament/smirnov-run.html

Самостоятельно сделайте выводы о свойствах вашего темперамента.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.024 с.)