Пути совершенствования законодательства в сфере ответственности военнослужащих за административные правонарушения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути совершенствования законодательства в сфере ответственности военнослужащих за административные правонарушения



За административные правонарушения военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях.

Из-за пробела в законе не всегда возможно привлечь военнослужащих к административной ответственности за совершение ими административных правонарушений на общих основаниях.

Несоблюдение правил юридической техники при подготовке проекта КоАП РФ, и изменяющих, дополняющих его законопроектом сделало крайне затруднительным применение законодательства об административных правонарушениях при назначении административных наказаний военнослужащим за административные правонарушения, предусмотренные частью 2 статьи 2.5 КоАП РФ.

В силу того, что военнослужащие являются особым субъектом, объём административной ответственности за правонарушения ограничен, то есть к ним не могут применяться отдельные виды административных наказаний.

Ответственность особых субъектов за административные правонарушения закрепляет статья 2.5 КоАП РФ.

В практической деятельности правомочных должностных лиц встречаются случаи совершения правонарушений, за которые проблематично привлечь военнослужащих (особый субъект) к административной ответственности.

К примеру, ст. 12.7 КоАП РФ, которую следует применять в случаях, в которых управляет транспортным средством водитель, который не имеет или лишён права на управление, и при передаче управления лицу, заведомо не способному им управлять.

Санкция устанавливается как штраф, административный арест или обязательные работы. Но, в отношении военнослужащих срочной службы штраф не применяется, а любой военнослужащий не может подвергаться обязательным работам и административному аресту.

Однако военнослужащий срочной службы не может быть привлечен к ответственности административной за нарушение ст. 12.7 КоАП РФ, а согласно ст. 2.5 КоАП РФ он привлекается в связи с нарушением ПДД по общим основаниям.

Можно бы было внести в ст. 2.5 поправку, которая бы заключалась в возможности привлечь особые субъекты в таких случаях к ответственности дисциплинарной.

Ввиду изложенного необходимым представляется внесение дополнения в ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ, которое касается необходимости прекратить производство об административном правонарушении с передачей материалов дела начальнику (командиру) воинской части, в которой виновный проходит службу, для использования других мер воздействия согласно законодательству РФ в случае невозможности назначить военнослужащим, гражданам, которые призваны для прохождения военных сборов, отдельных разновидностей наказаний за административные правонарушения, указанные в ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Результатом исследования «Военная служба как вид государственной службы в РФ» стало достижение поставленной цели, которая заключалась в выявление сущности правового статуса военнослужащего как субъекта административно-деликтных правоотношений на основе обобщения теоретических разработок, анализ законодательных и иных нормативных правовых актов, которые регулируют призыв на военную службу, порядок привлечения военнослужащих к административной и дисциплинарной ответственности, выработка предложений, направленных на совершенствование деятельности субъектов правоприменения по данным вопросам.

На основе изученных нормативно-правовых актов РФ о военной службе и научной литературы по данной тематике сделаны следующие выводы:

Военная служба является особым видом установленной государством на основе федерального законодательства деятельностью человека в специально создаваемых государственных организациях (воинских формированиях и войсках) и органах, которые решают задачи в сфере военной безопасности и обороны посредством специфических (военных) методов для подготовки к вооруженной защите и защите Отечества.

Особенностью военной службы является исполнение специфических функций военнослужащими, связанных с возможностью применения или применением средств вооруженной борьбы, для решения государственными организациями и органами задач в сфере защиты Отечества (военной безопасности и обороны), нормативно за ними закрепленных.

Под военной службой понимается специализация, которую обусловливают задачи и функции государственных органов и организаций, и которая от них производна. Специализация реализуется в рамках деятельности, направленной на исполнение полномочий государственных органов и выполнение специальных задач определенными государственными организациями, для этого наделенными специальной компетенцией, предопределяющей особенности фактической деятельности и правового статуса военнослужащих.

В качестве основного признака понятия «военнослужащий» выступает поступление граждан на военную службу и вследствие чего зачисление граждан в состав органа, организации или учреждения, где предусмотрена законом военная служба, и прохождение службы в соответствующем воинском звании.

На граждан, ставших военнослужащими, возлагается исполнение некоторых обязанностей, они получают особые права, на них возлагается более высокая ответственность.

Правовой статус военнослужащего в качестве специфического субъекта права содержит комплекс свобод, прав, гарантированных государством, ответственности и обязанностей, закрепленных юридически Конституцией РФ и законодательством для исполнения этой категорией лиц военной службы в рамках военной организации.

Ограничения в отдельных свободах и правах военнослужащих обусловлены возложением на организации и органы, где предусмотрено прохождение военной службы, также и в мирное время, основной массы мероприятий по реализации обязанностей по подготовке к вооруженной защите и защите Отечества, а этим, в свою очередь, обусловлена специфика несения военной службы. Военнослужащие несут военную службу в интересах общества в целом, также и с целью защиты конституционных основ, законных прав и интересов иных лиц, безопасности государства и обороны страны.

Институту ответственности военнослужащих при совершении административных правонарушений отведена важная роль в рамках системы общественных отношений, складывающихся в области военной службы.

Военнослужащий является лицом, исполняющим должностные обязанности, касающиеся прохождения военной службы, призванной к решению задач в области обороны и безопасности государства. В виду чего имеющее специальный правовой статус, который дополняет общий, а также изменяет (ограничивает или дополняет) его. Т. е. правовой статус военнослужащего включает общую и специальную составные части.

Общегражданский элемент статуса специально для военнослужащих конкретизирован в тексте Федерального Закона «О статусе военнослужащих».

Диссертационное исследование проведено в полном объёме, выводы, сделанные в ходе исследования нормативно-правовых актов о воинской обязанности и военной службе и административного законодательства, подтверждают положения, которые были вынесены на защиту:

Диссертационное исследование проведено в полном объёме, выводы, сделанные в ходе исследования подтверждают приведенные ниже положения:

1. Изложить пункт а части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в следующей формулировке: поправки о призыве на военную службу кроме граждан мужского пола также.

«1. Призыву на военную службу подлежат:

а) граждане мужского пола и граждане женского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе)».

2. Внести изменения в ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ, которое касается необходимости прекратить производство об административном правонарушении с передачей материалов дела начальнику (командиру) воинской части, в которой виновный проходит службу, для использования других мер воздействия согласно законодательству РФ в случае невозможности назначить военнослужащим, гражданам, которые призваны для прохождения военных сборов, отдельных разновидностей наказаний за административные правонарушения, указанные в ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ.

В результате анализа ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» было установлено, что в нашей стране на срочную службу призываются только граждане мужского пола, при этом для сравнения приведены другие страны, где на срочную службу призываются также и девушки. Военнослужащие срочной службы в РФ при этом имеют льготы в сфере образования, здравоохранения, налоговые льготы и др. В связи с этим автором высказано предложение о внесении дополнений в пп. «а» п. 1 статьи 22 ФЗ от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» о том, что призыву на военную службу подлежат также граждане женского пола в возрасте от 18 до 27 лет.

Также автором проведен анализ привлечения военнослужащих срочной службы к административной ответственности, в частности установлено, что военнослужащий срочной службы не может быть привлечен к административной ответственности за нарушение ст. 12.7 КоАП РФ, а согласно ст. 2.5 КоАП РФ он привлекается в связи с нарушением ПДД по общим основаниям.

Автором предложено внесение поправки в ст. 2.5 КоАП РФ, которая бы заключалась в возможности привлечь особые субъекты в таких случаях к ответственности дисциплинарной.

В виду изложенного необходимым представляется внесение дополнения в ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ, которое касается необходимости прекратить производство об административном правонарушении с передачей материалов дела начальнику (командиру) воинской части, в которой виновный проходит службу, для использования других мер воздействия согласно законодательству РФ в случае невозможности назначить военнослужащим, гражданам, которые призваны для прохождения военных сборов, отдельных разновидностей наказаний за административные правонарушения, указанные в ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ.

В процессе исследования была раскрыта сущность каждого из положений законодательства, в которые предлагалось внесение изменений и дополнений. Автором был ряд предложений по совершенствованию действующего законодательства о воинской обязанности и военной службе, а также административного законодательства.

Гипотезы, которые были выдвинуты автором в начале исследования, были доказана. Задачи исследования выполнены, цель достигнута.

Автор считает, что материалы и результаты исследования могут быть использованы в совершенствовании действующего законодательства законодательными органами Российской Федерации, а также исполнительными органами Российской Федерации в компетенции которых отнесены вопросы нормативно-правового регулирования правового статуса военнослужащих.

Список использованной литературы и источников

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Федеральным конституционным законом «О поправках к Конституции РФ» от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. №2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. №11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 дек.; Собрание законодательства РФ. – 2014. – №31. – Ст. 4398. 

2. Федеральный Конституционный закон от 23 июня1999 г. № 1-ФКЗ (ред. от 02.08.2019) «О военных судах Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 26. - Ст. 3170.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.

6. Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О ветеранах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 3. - Ст. 158.

7. Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О государственной охране» // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 22. - Ст. 2594.

8. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об обороне» // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 23. - Ст. 2750.

9. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (ред. от 29.05.2019) «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 13. - Ст. 1475.

10. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (ред. от 03.07.2019) «О статусе военнослужащих» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 22. - Ст. 2331.

11. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об альтернативной гражданской службе» // Собрание законодательства РФ. - 2018. - № 27. - Ст. 3947.

12. Федеральный закон «О полиции» от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. 18.07.2019) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900.

13. Указ Президента РФ от 30 декабря 1995 г. № 1341 (ред. от 19.07.2018) «Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 2. - Ст. 64.

14. Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 (ред. от 21.02.2019) «Вопросы прохождения военной службы» (вместе с «Положением о порядке прохождения военной службы») // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 38. - Ст. 4534.

15. Указ Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082 (ред. от 02.08.2019) «Вопросы министерства обороны Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 34. - Ст. 3538.

16. Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 (ред. от 21.02.2019) «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации») // Собрание законодательства РФ. -  2019. - № 8. - Ст. 761.

17. Постановление Правительства РФ от 28 мая 2004 г. № 256 (ред. от 26.03.2019) «Об утверждении Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы» // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 23. - Ст. 2309.

18. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 24 июля 2014 г. № 515 (в ред. от 09.10.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями "президентское кадетское училище", "суворовское военное училище", "нахимовское военно-морское училище", "кадетский (морской кадетский) военный корпус" и в профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием "военно-музыкальное училище", находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и приема в указанные образовательные организации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2016. - № 4.

19. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. - 1995. - 05 апреля.

20. Женевская Конвенция об обращении с военнопленными (Женева, 12 августа 1949 г.) // Справочно-правовая система «Гарант».

21. Устав Международного военного трибунала, подписанный в Лондоне 8 августа 1945 г. (ст. 8). Нюрнберг. // Электронный фонд правовой и технической документации «Кодекс».

22. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. - М. - 1978. - Вып. XXXII. - С. 44.

 

Материалы правоприменительной практики

 

23. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2005. - № 5.

24. Определение Конституционного суда РФ от 29 мая 2007 г. № 346-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кондрашина Андрея Владимировича на нарушение его конституционных прав рядом положений Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях, а также решениями судов общей юрисдикции» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

 

Научная литература

25. Алексеев С.С. Общая теория права. Том II. М.: Юридическая литература, 2011. 361 с.

26. Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М.: Наука, 1979. 229 с.

27. Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Комментарий к Федеральному закону «О статусе военнослужащих». - 4-е изд., перераб. и доп. Серия «Право в Вооруженных силах – консультант». М.: «За права военнослужащих», 2005. – 752 с.

28. Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений. М.: Юридическая литература, 1972. 352 с.

29. Матвеев С.В. Субъекты советского административного права. М.: Наука, 1985. 314 с.

30. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации // под ред. В.В. Лазарева. М.: Спарк, 2003. 671 с.

31. Обер М. Вопрос о приказах старших войсковых начальников и ответственности командиров. Международный Комитет Красного Креста, 1997. 400 с.

 

Учебная и справочная литература

32. Административное право. Общая часть: учебник / под ред. В.А. Юсупова, В.Д. Симухина. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003. 704 с.

33. Административное право России: учебник. Часть 3. // под ред. А.П. Коренева. М.: Административная юрисдикция, 2002. 313 с.

34. Алексеев С.С. Государство и право: учебник. М.: Юридическая литература, 1996. 192 с.

35. Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник для вузов. М.: Норма, 2008. 816 с.

36. Белов В.К. Юридический справочник призывника. Серия «Право в Вооруженных Силах – консультант». М.: За права военнослужащих, 2005. 432 с.

37. Конин Н.М., Маторина Е.И. Административное право: учебник для бакалавров. Саратов: СГЮА, 2012. 474 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.029 с.)