Тема: Отработка выразительности речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Отработка выразительности речи



Цель занятия: Отработка выразительности речи

Задачи:

-выполнить практические упражнения, направленные на отработку выразительности речи

Ход практического занятия:

Вариант 1

Задание 1

Прочитайте (в сокращении) рассказ М. Булгакова «Они хочуть свою образованность показать...».

В зале над тысячью человек на три сажени стоял пар. И пар поднимался от докладчика. Он подъезжал на курьерских к концу международного положения.

Итак, дорогие товарищи, я резюмирую! Интернациональный капитализм в конце концов и в общем и целом довел свои страны до полной прострации. У акул мирового капитализма одно соображение, как бы изолировать Советскую страну и обрушиться на нее с интервенцией! Они использовывают все возможности, вплоть до того, что прибегают к диффамации, т.е. сочиняют письма, якобы написанные тов. Зиновьевым! Это, товарищи, с точки зрения пролетариата, — моральное разложение буржуазии и ее паразитов и камер-лакеев из Второго Интернационала!

Оратор выпил полстакана воды и загремел, как труба:

Удастся ли им это, товарищи? Совершенно наоборот! Это им не удастся! Капиталистическая система, окруженная со всех сторон волнами пока еще аморфного пролетариата, задыхается в собственном соку, и перед капиталистами нет другого выхода, как признать Советский Союз, аккредитовав при нем своих послов!!

И моментально оратор нырнул вниз, словно провалился. Затем выскочила из кресла его голова и предложила:

Если кто имеет вопросы, прошу задавать!

В зале наступила тишина. Затем в отдалении зашевелилась в самой гуще и вышла голова Чуфыркина.

Вы имеете, товарищ? — ласково обратился к нему с эстрады совсем осипший оратор.

Имею, — ответил Чуфыркин и облокотился на спинку переднего стула. Вид у Чуфыркина был отчаянный. — Ты из меня всю кровь выпил.

Зал охнул, и все головы устремились на смельчака Чуфыркина.

Сижу — и не понимаю, жив я или уже помер, — объяснил Чуфыркин. В зале настала могильная тишина.

Виноват. Я вас не понимаю, товарищ? — оратор обидчиво скривил рот и побледнел.

В голове пузыри буль-буль, как под водой сидишь, — объяснил Чуфыркин.

Я не понимаю, — заволновался оратор. Председатель стал подниматься с кресла. — Вы, товарищ, вопрос имеете? Ну?

Имею, — подтвердил Чуфыркин, — объясните «резюмирую».

То есть как это, товарищ? Я не понимаю, что объяснить?

Что означает, объясни!

Виноват, ах, да... Вам не совсем понятно, что значит «резюмирую»?

Совершенно непонятно, — вдруг крикнул чей-то измученный голос из задних рядов. Оратор стал покрываться клюквенной краской.

Сию минуту, товарищи. М-м-м... Так вы про «резюмирую». Это. видите ли, товарищ, слово иностранное...

Оно и видно, — ответил чей-то женский голос сбоку.

Что обозначает? — повторил Чуфыркин.

Видите ли, резю-зю-ми-ми... забормотал оратор. — Понимаете ли, ну, вот, например, я, скажем, излагаю речь. И вот выводы, так сказать... Одним словом, понимаете?..

... Мы не понимаем, что вы говорите... «Интервенцию» объясните, — продолжал Чуфыркин настойчиво.

И «диффамацию», — добавил чей-то пронзительный голос сверху и сбоку.

И кто такой камер-лакей? В какой камере?

Председатель взвился, начал звонить. — Не сразу, товарищи, прошу по очереди!

«Аккредитовать» не понимаю!

Ну, что значит аккредитовать? — растерялся оратор. — Ну, значит, послать к нам своих послов

Так и говори!! — раздраженно забасил кто-то на галерее.

«Интервенцию» даешь! — отозвались задние ряды.

Какая-то лохматая учительская голова поднялась и, покрывая нарастающий гул, заявила:

И, кроме того, имейте в виду, товарищ оратор, что такого слова «использовывать» в русском языке нет! Можно сказать — использовать!

Здорово! — отозвался зал. — Вот так припаял! Шкраб, он умеет!

В зале начался бунт. Оратор, как затравленный волк, озираясь на председателя, вдруг куда-то провалился. Багровый председатель оглушительно прозвонил и выкрикнул:

Тише! Предлагается перерыв на десять минут. Кто за?

Зал ответил бурным хохотом, и целый лес рук поднялся кверху.

1. Что не учел оратор?

2. Вспомните общие требования к публичному выступлению. Какие из них соблюдены в речи оратора, какие нарушены?

3. Какие ошибки допустил оратор в работе над языком своего выступления?

4. Отредактируйте выступление докладчика с соблюдением правил подготовки устного выступления.

Задание 2

Проделайте работу по комплексной орализации текстов. Прочитайте тексты и упростите их, подготовив для устного выступления. Измените их в соответствии с требованиями к устному выступлению — сделайте фразы более простыми, замените сложные и книжные слова на разговорные, уберите длинноты, опустите ненужные детали и подробности, добавьте свои комментарии, разъяснения и оценки.

Образец. В Воронеже, в центре творчества детей и юношества «Радуга» прошла областная научно-техническая выставка, собравшая представителей двенадцати сельских и городских районов. Было представлено около 150 экспонатов. Особенно отличился Михаил Калгин, который занимается на Аннинской станции юных техников, он сконструировал маленькую стиральную машину. Вадим Титовский и Сергей Косычев из Острогожска представили зарядное устройство и генератор сетевых импульсов. Александр Бугаев из Бутурлиновки — сеялку, а Александр Мазуренко (станция юных техников Железнодорожного района) — прибор для восстановления кинескопов.

Исходный текст Текст для устного выступления
В Воронеже, в центре творчества детей и юношества «Радуга» прошла областная научно- техническая выставка, собравшая представителей двенадцати сельских и городских районов Я хочу рассказать об интересном событии, которое недавно произошло в нашем городе. В Воронеже есть центр творчества детей и юношества. Называется он «Радуга». Недавно там прошла очень интересная выставка. В ней приняли участие ребята из двенадцати районов области. Были участники и из города, и из села
Было предстаатено около 150 экспонатов На выставке можно было увидеть около 150 экспонатов, сделанных ребятами
Особенно отличился Михаил Калгин. который занимается на Аннинской станции юных техников, он сконструировал маленькую стиральную машину Все экспонаты выставки были очень интересными. Например, Михаил Калгин из Анны сконструировал маленькую стиральную машину
Вадим Титовский и Сергей Косычев из Острогожска представили зарядное устройство и генератор сетевых импульсов. Александр Бугаев из Бутурлиновки — сеялку, а Александр Мазуренко (станция юных техников Железнодорожного района) — прибор для восстановления кинескопов  Ребята из Острогожска привезли на выставку сделанные ими сложные электрические устройства — зарядное устройство и генератор сетевых импульсов. Саша Бугаев из Бутурлиновки показал на выставке сконструированную им сеялку, а Саша Мазуренко из Воронежа — прибор для восстановления кинескопов. Это была очень интересная выставка. Она показала, как у нас много талантливых ребят, которые могут принести большую пользу нашей стране своими изобретениями

 

Наши хирурги смогут резать без крови. На Пермском заводе имени Дзержинского начинается серийный выпуск уникального электроскальпеля. По свидетельству специалистов, этот своеобразный инструмент не имеет аналогов в России. Особенность элек­троскальпеля в том, что он позволяет проводить бескровные операции. Система «заваривания» сосудов токами высокой частоты работает в автоматическом режиме с учетом плотности тканей внутренних органов. Клинические испытания электронного помощника показали его полную надежность при проведении самых сложных операций.

(Из газет)

Задание 3.  Произнесите фразы с разными интонациями

1. Здравствуйте! (Официальность, радость, угроза, упрек, доб­рожелательность, равнодушие, гнев, восторг.) 2. Умница! Молодец! (благодарность, восторг, ирония, огорчение, гнев). 3. Я этого никогда не забуду! (признательность, обида, восхищение, гнев). 4. Спасибо, как это вы догадались! (Искренность, восхищение, гнев.) 5. Ничем не могу вам помочь! (Искренность, сочувствие, демонстрация бестактности просьбы.) 6. Вы поняли меня? (Доброжелательность, учтивость, официальность, угроза.) 7. До встречи! (Теплота, нежность, холодность, решительность, резкость, безразличие.) 8. Это я! (Радость, торжество, виноватость, угроза, задумчивость, таинственность.) 9. Я не могу здесь оставаться (сожаление, значительность, обида, неуверенность, решительность.)

Задание 4. Произнесите фразу, придавая ей прямой и противоположный смысл при помощи интонации

1. Рад вас видеть. 2. Спасибо за работу. 3. Я в восторге. 4. Спасибо, мне было приятно ваше внимание. 5. Приятно было с вами поговорить. 6. Спасибо за комплимент. 7. Очень вам признателен. 8. С удовольствием. 9. Мне это очень нравится.

Задание 5. Произнесите фразу Опять он звонил, передавая интонацией разные смыслы:

- вы делитесь с собеседником радостью;

- вы с гордостью сообщаете, что он вам звонил;

- вы сообщаете о звонке с теплотой, это ваш товарищ, который о вас заботится;

- вы сообщаете об этом с тоской, он вам ужасно надоел своими просьбами;

- вы возмущены, говорите об этом с гневом — вы ему запретили звонить по этому вопросу, а он опять звонил;

- вы сообщаете об этом с тревогой — вас очень встревожил его звонок, вы опасаетесь плохих известий;

- вы демонстрируете собеседнику свое безразличие к собеседнику — его звонок вас совершенно не интересует, а сам он вам безразличен.

Задание 6. Прочтите фразу с интонацией, которая выражает точный смысл, вло­женный в них писателями. Следуйте комментариям писателей.

1. «Николенька, полно сердиться! Извини меня, если я тебя обидел...» — сказал он мне простым, кающимся голосом (Л.Толстой). 2. «Я ни в чем не виновата! Уверяю вас!» — сказала она тихо, но решительно (Л.Чарская). 3. «И она еще спрашивает? И она еще осмеливается спрашивать?! Неисправимая притворщица!» — кричала или даже взвизгивала Мачеха, размахивая руками, как ветряная мельница своими крыльями (Ш.Перро). 4. «Имей в виду: я на тебя нисколько не сержусь! Клянусь!» — сказал он таким веселым голосом, что у меня словно камень с души упал (В.Драгунский). 5. «Ну, я вижу — с тобой каши не сваришь!..» — с сожа­лением протянул Мишка (В.Драгунский).

Задание 7. Произнесите фразу так, чтобы собеседник понял ее смысл именно так, как вы хотите.

Перестаньте Выразите тревогу Выразите обиду Вы раздражены Вы притворяетесь Вы требуете категорично Вам это все надоело

Бабушка приехала Сообщите факт Сообщите важную новость Удивите собеседника этой новостью Порадуйте новостью собеседника Огорчите собеседника Вызовите у собеседника зависть Продемонстрируйте свое раздражение

Мы пойдем в зоопарк Вопрос-просьба Радостно сообщаете новость друзьям Вопрос-уточнение (идем в зоопарк или в кино, в парк на аттракционы) Предложение младшему брату или сестренке

Я пойду Неудовлетворенность Решимость Предупреждение Радость Упрямство Угроза

Оставьте их Просьба Мольба Приказ Снисходительность Предупредительность Безразличие

Снег пошел Вопрос-удивление Восхищение и радость Огорчение от смены погоды Грусть (вы не любите зимний холод) Безразличие

Вариант 2

Задание 1

Прочитайте (в сокращении) рассказ М. Булгакова «Они хочуть свою образованность показать...».

В зале над тысячью человек на три сажени стоял пар. И пар поднимался от докладчика. Он подъезжал на курьерских к концу международного положения.

Итак, дорогие товарищи, я резюмирую! Интернациональный капитализм в конце концов и в общем и целом довел свои страны до полной прострации. У акул мирового капитализма одно соображение, как бы изолировать Советскую страну и обрушиться на нее с интервенцией! Они использовывают все возможности, вплоть до того, что прибегают к диффамации, т.е. сочиняют письма, якобы написанные тов. Зиновьевым! Это, товарищи, с точки зрения пролетариата, — моральное разложение буржуазии и ее паразитов и камер-лакеев из Второго Интернационала!

Оратор выпил полстакана воды и загремел, как труба:

Удастся ли им это, товарищи? Совершенно наоборот! Это им не удастся! Капиталистическая система, окруженная со всех сторон волнами пока еще аморфного пролетариата, задыхается в собственном соку, и перед капиталистами нет другого выхода, как признать Советский Союз, аккредитовав при нем своих послов!!

И моментально оратор нырнул вниз, словно провалился. Затем выскочила из кресла его голова и предложила:

Если кто имеет вопросы, прошу задавать!

В зале наступила тишина. Затем в отдалении зашевелилась в самой гуще и вышла голова Чуфыркина.

Вы имеете, товарищ? — ласково обратился к нему с эстрады совсем осипший оратор.

Имею, — ответил Чуфыркин и облокотился на спинку переднего стула. Вид у Чуфыркина был отчаянный. — Ты из меня всю кровь выпил.

Зал охнул, и все головы устремились на смельчака Чуфыркина.

Сижу — и не понимаю, жив я или уже помер, — объяснил Чуфыркин. В зале настала могильная тишина.

Виноват. Я вас не понимаю, товарищ? — оратор обидчиво скривил рот и побледнел.

В голове пузыри буль-буль, как под водой сидишь, — объяснил Чуфыркин.

Я не понимаю, — заволновался оратор. Председатель стал подниматься с кресла. — Вы, товарищ, вопрос имеете? Ну?

Имею, — подтвердил Чуфыркин, — объясните «резюмирую».

То есть как это, товарищ? Я не понимаю, что объяснить?

Что означает, объясни!

Виноват, ах, да... Вам не совсем понятно, что значит «резюмирую»?

Совершенно непонятно, — вдруг крикнул чей-то измученный голос из задних рядов. Оратор стал покрываться клюквенной краской.

Сию минуту, товарищи. М-м-м... Так вы про «резюмирую». Это. видите ли, товарищ, слово иностранное...

Оно и видно, — ответил чей-то женский голос сбоку.

Что обозначает? — повторил Чуфыркин.

Видите ли, резю-зю-ми-ми... забормотал оратор. — Понимаете ли, ну, вот, например, я, скажем, излагаю речь. И вот выводы, так сказать... Одним словом, понимаете?..

... Мы не понимаем, что вы говорите... «Интервенцию» объясните, — продолжал Чуфыркин настойчиво.

И «диффамацию», — добавил чей-то пронзительный голос сверху и сбоку.

И кто такой камер-лакей? В какой камере?

Председатель взвился, начал звонить. — Не сразу, товарищи, прошу по очереди!

«Аккредитовать» не понимаю!

Ну, что значит аккредитовать? — растерялся оратор. — Ну, значит, послать к нам своих послов

Так и говори!! — раздраженно забасил кто-то на галерее.

«Интервенцию» даешь! — отозвались задние ряды.

Какая-то лохматая учительская голова поднялась и, покрывая нарастающий гул, заявила:

И, кроме того, имейте в виду, товарищ оратор, что такого слова «использовывать» в русском языке нет! Можно сказать — использовать!

Здорово! — отозвался зал. — Вот так припаял! Шкраб, он умеет!

В зале начался бунт. Оратор, как затравленный волк, озираясь на председателя, вдруг куда-то провалился. Багровый председатель оглушительно прозвонил и выкрикнул:

Тише! Предлагается перерыв на десять минут. Кто за?

Зал ответил бурным хохотом, и целый лес рук поднялся кверху.

1. Что не учел оратор?

2. Вспомните общие требования к публичному выступлению. Какие из них соблюдены в речи оратора, какие нарушены?

3. Какие ошибки допустил оратор в работе над языком своего выступления?

4. Отредактируйте выступление докладчика с соблюдением правил подготовки устного выступления.

Задание 2

Проделайте работу по комплексной орализации текстов. Прочитайте тексты и упростите их, подготовив для устного выступления. Измените их в соответствии с требованиями к устному выступлению — сделайте фразы более простыми, замените сложные и книжные слова на разговорные, уберите длинноты, опустите ненужные детали и подробности, добавьте свои комментарии, разъяснения и оценки.

Образец. В Воронеже, в центре творчества детей и юношества «Радуга» прошла областная научно-техническая выставка, собравшая представителей двенадцати сельских и городских районов. Было представлено около 150 экспонатов. Особенно отличился Михаил Калгин, который занимается на Аннинской станции юных техников, он сконструировал маленькую стиральную машину. Вадим Титовский и Сергей Косычев из Острогожска представили зарядное устройство и генератор сетевых импульсов. Александр Бугаев из Бутурлиновки — сеялку, а Александр Мазуренко (станция юных техников Железнодорожного района) — прибор для восстановления кинескопов.

Исходный текст Текст для устного выступления
В Воронеже, в центре творчества детей и юношества «Радуга» прошла областная научно- техническая выставка, собравшая представителей двенадцати сельских и городских районов Я хочу рассказать об интересном событии, которое недавно произошло в нашем городе. В Воронеже есть центр творчества детей и юношества. Называется он «Радуга». Недавно там прошла очень интересная выставка. В ней приняли участие ребята из двенадцати районов области. Были участники и из города, и из села
Было предоставлено около 150 экспонатов На выставке можно было увидеть около 150 экспонатов, сделанных ребятами
Особенно отличился Михаил Калгин. который занимается на Аннинской станции юных техников, он сконструировал ма­ленькую стиральную машину Все экспонаты выставки были очень интересными. Например, Михаил Калгин из Анны сконструировал маленькую стиральную машину
Вадим Титовский и Сергей Косычев из Острогожска представили зарядное устройство и генератор сетевых импульсов. Александр Бугаев из Бутурлиновки — сеялку, а Александр Мазуренко (станция юных техников Железнодорожного района) — прибор для восстановления кинескопов Ребята из Острогожска привезли на выставку сделанные ими сложные электрические устройства — зарядное устройство и генератор сетевых импульсов. Саша Бугаев из Бутурлиновки показал на выставке сконструированную им сеялку, а Саша Мазуренко из Воронежа — прибор для восстановления кинескопов. Это была очень интересная выставка. Она показала, как у нас много талантливых ребят, которые могут принести большую пользу нашей стране своими изобретениями

Аэрокосмические компании готовятся открыть космос для туризма.

НАСА (Национальное агентство по астронавтике и аэронавтике США) совместно с компанией «Локхид Мартин» ведет разработку пассажирского космического лайнера многократного использования «Венчур стар», который позволит радикально снизить стоимость вывода на орбиту полезной нагрузки и людей. Тогда можно будет организовать полеты в космос для богатых туристов. Первый полет корабля многоразового использования намечен на будущий год.

Компания «Спейс эдвенчурс» предлагает программу «Шаги в космос». Программа будет стоить 95 тысяч долларов и включать суборбитальный полет в течение не менее 45 минут. Компания «Зигрем спейс вояджиз» разрабатывает систему «Спейс круизер», напоминающую роскошный самолет, рассчитанный на шестерых пассажиров. На его борту они смогут подняться на высоту более 100 км и провести 2,5 минуты в невесомости. Частная компания «Сивилиен остренот» предлагает более дешевый вариант космического полета — всего за 3,5 тысячи долларов. В космос смогут подняться пилот и шесть пассажиров.

Американский эксперт по космическим полетам Патрик Коллинз считает, что становление рынка космического туризма возможно в ближайшее время. Объемы рынка прогнозируются американцами примерно в миллион туристов ежегодно.

(Из газет)

Задание 3.  Произнесите фразы с разными интонациями

1. Здравствуйте! (Официальность, радость, угроза, упрек, доб­рожелательность, равнодушие, гнев, восторг.) 2. Умница! Молодец! (благодарность, восторг, ирония, огорчение, гнев). 3. Я этого никогда не забуду! (признательность, обида, восхищение, гнев). 4. Спасибо, как это вы догадались! (Искренность, восхищение, гнев.) 5. Ничем не могу вам помочь! (Искренность, сочувствие, демонстрация бестактности просьбы.) 6. Вы поняли меня? (Доброжелательность, учтивость, официальность, угроза.) 7. До встречи! (Теплота, нежность, холодность, решительность, резкость, безразличие.) 8. Это я! (Радость, торжество, виноватость, угроза, задумчивость, таинственность.) 9. Я не могу здесь оставаться (сожаление, значительность, обида, неуверенность, решительность.)

Задание 4. Произнесите фразу, придавая ей прямой и противоположный смысл при помощи интонации

1. Рад вас видеть. 2. Спасибо за работу. 3. Я в восторге. 4. Спасибо, мне было приятно ваше внимание. 5. Приятно было с вами поговорить. 6. Спасибо за комплимент. 7. Очень вам признателен. 8. С удовольствием. 9. Мне это очень нравится.

Задание 5. Произнесите фразу Опять он звонил, передавая интонацией разные смыслы:

- вы делитесь с собеседником радостью;

- вы с гордостью сообщаете, что он вам звонил;

- вы сообщаете о звонке с теплотой, это ваш товарищ, который о вас заботится;

- вы сообщаете об этом с тоской, он вам ужасно надоел своими просьбами;

- вы возмущены, говорите об этом с гневом — вы ему запретили звонить по этому вопросу, а он опять звонил;

- вы сообщаете об этом с тревогой — вас очень встревожил его звонок, вы опасаетесь плохих известий;

- вы демонстрируете собеседнику свое безразличие к собеседнику — его звонок вас совершенно не интересует, а сам он вам безразличен.

Задание 6. Прочтите фразу с интонацией, которая выражает точный смысл, вло­женный в них писателями. Следуйте комментариям писателей.

1. «Николенька, полно сердиться! Извини меня, если я тебя обидел...» — сказал он мне простым, кающимся голосом (Л.Толстой). 2. «Я ни в чем не виновата! Уверяю вас!» — сказала она тихо, но решительно (Л.Чарская). 3. «И она еще спрашивает? И она еще осмеливается спрашивать?! Неисправимая притворщица!» — кричала или даже взвизгивала Мачеха, размахивая руками, как ветряная мельница своими крыльями (Ш.Перро). 4. «Имей в виду: я на тебя нисколько не сержусь! Клянусь!» — сказал он таким веселым голосом, что у меня словно камень с души упал (В.Драгунский). 5. «Ну, я вижу — с тобой каши не сваришь!..» — с сожа­лением протянул Мишка (В.Драгунский).

Задание 7. Произнесите фразу так, чтобы собеседник понял ее смысл именно так, как вы хотите.

Перестаньте Выразите тревогу Выразите обиду Вы раздражены Вы притворяетесь Вы требуете категорично Вам это все надоело

Бабушка приехала Сообщите факт Сообщите важную новость Удивите собеседника этой новостью Порадуйте новостью собеседника Огорчите собеседника Вызовите у собеседника зависть Продемонстрируйте свое раздражение

Мы пойдем в зоопарк Вопрос-просьба Радостно сообщаете новость друзьям Вопрос-уточнение (идем в зоопарк или в кино, в парк на аттракционы) Предложение младшему брату или сестренке

Я пойду Неудовлетворенность Решимость Предупреждение Радость Упрямство Угроза

Оставьте их Просьба Мольба Приказ Снисходительность Предупредительность Безразличие

Снег пошел Вопрос-удивление Восхищение и радость Огорчение от смены погоды Грусть (вы не любите зимний холод) Безразличие

Вариант 3

Задание 1

Прочитайте (в сокращении) рассказ М. Булгакова «Они хочуть свою образованность показать...».

В зале над тысячью человек на три сажени стоял пар. И пар поднимался от докладчика. Он подъезжал на курьерских к концу международного положения.

Итак, дорогие товарищи, я резюмирую! Интернациональный капитализм в конце концов и в общем и целом довел свои страны до полной прострации. У акул мирового капитализма одно соображение, как бы изолировать Советскую страну и обрушиться на нее с интервенцией! Они использовывают все возможности, вплоть до того, что прибегают к диффамации, т.е. сочиняют письма, якобы написанные тов. Зиновьевым! Это, товарищи, с точки зрения пролетариата, — моральное разложение буржуазии и ее паразитов и камер-лакеев из Второго Интернационала!

Оратор выпил полстакана воды и загремел, как труба:

Удастся ли им это, товарищи? Совершенно наоборот! Это им не удастся! Капиталистическая система, окруженная со всех сторон волнами пока еще аморфного пролетариата, задыхается в собственном соку, и перед капиталистами нет другого выхода, как признать Советский Союз, аккредитовав при нем своих послов!!

И моментально оратор нырнул вниз, словно провалился. Затем выскочила из кресла его голова и предложила:

Если кто имеет вопросы, прошу задавать!

В зале наступила тишина. Затем в отдалении зашевелилась в самой гуще и вышла голова Чуфыркина.

Вы имеете, товарищ? — ласково обратился к нему с эстрады совсем осипший оратор.

Имею, — ответил Чуфыркин и облокотился на спинку переднего стула. Вид у Чуфыркина был отчаянный. — Ты из меня всю кровь выпил.

Зал охнул, и все головы устремились на смельчака Чуфыркина.

Сижу — и не понимаю, жив я или уже помер, — объяснил Чуфыркин. В зале настала могильная тишина.

Виноват. Я вас не понимаю, товарищ? — оратор обидчиво скривил рот и побледнел.

В голове пузыри буль-буль, как под водой сидишь, — объяснил Чуфыркин.

Я не понимаю, — заволновался оратор. Председатель стал подниматься с кресла. — Вы, товарищ, вопрос имеете? Ну?

Имею, — подтвердил Чуфыркин, — объясните «резюмирую».

То есть как это, товарищ? Я не понимаю, что объяснить?

Что означает, объясни!

Виноват, ах, да... Вам не совсем понятно, что значит «резюмирую»?

Совершенно непонятно, — вдруг крикнул чей-то измученный голос из задних рядов. Оратор стал покрываться клюквенной краской.

Сию минуту, товарищи. М-м-м... Так вы про «резюмирую». Это. видите ли, товарищ, слово иностранное...

Оно и видно, — ответил чей-то женский голос сбоку.

Что обозначает? — повторил Чуфыркин.

Видите ли, резю-зю-ми-ми... забормотал оратор. — Понимаете ли, ну, вот, например, я, скажем, излагаю речь. И вот выводы, так сказать... Одним словом, понимаете?..

... Мы не понимаем, что вы говорите... «Интервенцию» объясните, — продолжал Чуфыркин настойчиво.

И «диффамацию», — добавил чей-то пронзительный голос сверху и сбоку.

И кто такой камер-лакей? В какой камере?

Председатель взвился, начал звонить. — Не сразу, товарищи, прошу по очереди!

«Аккредитовать» не понимаю!

Ну, что значит аккредитовать? — растерялся оратор. — Ну, значит, послать к нам своих послов

Так и говори!! — раздраженно забасил кто-то на галерее.

«Интервенцию» даешь! — отозвались задние ряды.

Какая-то лохматая учительская голова поднялась и, покрывая нарастающий гул, заявила:

И, кроме того, имейте в виду, товарищ оратор, что такого слова «использовывать» в русском языке нет! Можно сказать — использовать!

Здорово! — отозвался зал. — Вот так припаял! Шкраб, он умеет!

В зале начался бунт. Оратор, как затравленный волк, озираясь на председателя, вдруг куда-то провалился. Багровый председатель оглушительно прозвонил и выкрикнул:

Тише! Предлагается перерыв на десять минут. Кто за?

Зал ответил бурным хохотом, и целый лес рук поднялся кверху.

1. Что не учел оратор?

2. Вспомните общие требования к публичному выступлению. Какие из них соблюдены в речи оратора, какие нарушены?

3. Какие ошибки допустил оратор в работе над языком своего выступления?

4. Отредактируйте выступление докладчика с соблюдением правил подготовки устного выступления.

Задание 2

Проделайте работу по комплексной орализации текстов. Прочитайте тексты и упростите их, подготовив для устного выступления. Измените их в соответствии с требованиями к устному выступлению — сделайте фразы более простыми, замените сложные и книжные слова на разговорные, уберите длинноты, опустите ненужные детали и подробности, добавьте свои комментарии, разъяснения и оценки.

Образец. В Воронеже, в центре творчества детей и юношества «Радуга» прошла областная научно-техническая выставка, собравшая представителей двенадцати сельских и городских районов. Было представлено около 150 экспонатов. Особенно отличился Михаил Калгин, который занимается на Аннинской станции юных техников, он сконструировал маленькую стиральную машину. Вадим Титовский и Сергей Косычев из Острогожска представили зарядное устройство и генератор сетевых импульсов. Александр Бугаев из Бутурлиновки — сеялку, а Александр Мазуренко (станция юных техников Железнодорожного района) — прибор для восстановления кинескопов.

Исходный текст Текст для устного выступления
В Воронеже, в центре творчества детей и юношества «Радуга» прошла областная научно- техническая выставка, собравшая представителей двенадцати сельских и городских районов Я хочу рассказать об интересном событии, которое недавно произошло в нашем городе. В Воронеже есть центр творчества детей и юношества. Называется он «Радуга». Недавно там прошла очень интересная выставка. В ней приняли участие ребята из двенадцати районов области. Были участники и из города, и из села
Было представлено около 150 экспонатов На выставке можно было увидеть около 150 экспонатов, сделанных ребятами
Особенно отличился Михаил Калгин. который занимается на Аннинской станции юных техников, он сконструировал ма­ленькую стиральную машину Все экспонаты выставки были очень интересными. Например, Михаил Калгин из Анны сконструировал маленькую стиральную машину
Вадим Титовский и Сергей Косычев из Острогожска представили зарядное устройство и генератор сетевых импульсов. Александр Бугаев из Бутурлиновки — сеялку, а Александр Мазуренко (станция юных техников Железнодорожного района) — прибор для восстановления кинескопов Ребята из Острогожска привезли на выставку сделанные ими сложные электрические устройства — зарядное устройство и генератор сетевых импульсов. Саша Бугаев из Бутурлиновки показал на выставке сконструированную им сеялку, а Саша Мазуренко из Воронежа — прибор для восстановления кинескопов. Это была очень интересная выставка. Она показала, как у нас много талантливых ребят, которые могут принести большую пользу нашей стране своими изобретениями

Ум есть — силы не надо.

Обнаружен скелет неандертальца, жившего 300000 лет назад. Его рост значительно выше, чем было принято считать раньше, — 177 сантиметров. Вес тоже приличный — около 100 килограммов. Такой скелет предполагает внушительную мышечную массу. У многих сородичей рост еще больше — как у баскетболистов, достигает 2 метров. Ученые считают, что продолжительность жизни неандертальца составляла не менее 50 лет. По прежней теории, они жили значительно меньше. Их мозг лишь на 7 % отличался от нашего. Неандертальцы были не так примитивны, как принято думать. Они хоронили предков, оберегали могилы.

Почему же худосочные кроманьонцы превзошли мощных неандертальцев и дали начало человеческой цивилизации? Проклятьем неандертальцев стала их физическая мощь. Кроманьонцы же от безысходности выкручивались, помогали друг другу, искали более сложные формы социальной организации, развивали речь и прочие средства коммуникации. Верзилы-неандертальцы жили по индивидуальным законам — и проиграли. Тщедушные кроманьонцы строили общество — и выиграли.

(Из газет)

Задание 3.  Произнесите фразы с разными интонациями

1. Здравствуйте! (Официальность, радость, угроза, упрек, доб­рожелательность, равнодушие, гнев, восторг.) 2. Умница! Молодец! (благодарность, восторг, ирония, огорчение, гнев). 3. Я этого никогда не забуду! (признательность, обида, восхищение, гнев). 4. Спасибо, как это вы догадались! (Искренность, восхищение, гнев.) 5. Ничем не могу вам помочь! (Искренность, сочувствие, демонстрация бестактности просьбы.) 6. Вы поняли меня? (Доброжелательность, учтивость, официальность, угроза.) 7. До встречи! (Теплота, нежность, холодность, решительность, резкость, безразличие.) 8. Это я! (Радость, торжество, виноватость, угроза, задумчивость, таинственность.) 9. Я не могу здесь оставаться (сожаление, значительность, обида, неуверенность, решительность.)

Задание 4. Произнесите фразу, придавая ей прямой и противоположный смысл при помощи интонации

1. Рад вас видеть. 2. Спасибо за работу. 3. Я в восторге. 4. Спасибо, мне было приятно ваше внимание. 5. Приятно было с вами поговорить. 6. Спасибо за комплимент. 7. Очень вам признателен. 8. С удовольствием. 9. Мне это очень нравится.

Задание 5. Произнесите фразу Опять он звонил, передавая интонацией разные смыслы:

- вы делитесь с собеседником радостью;

- вы с гордостью сообщаете, что он вам звонил;

- вы сообщаете о звонке с теплотой, это ваш товарищ, который о вас заботится;

- вы сообщаете об этом с тоской, он вам ужасно надоел своими просьбами;

- вы возмущены, говорите об этом с гневом — вы ему запретили звонить по этому вопросу, а он опять звонил;

- вы сообщаете об этом с тревогой — вас очень встревожил его звонок, вы опасаетесь плохих известий;

- вы демонстрируете собеседнику свое безразличие к собеседнику — его звонок вас совершенно не интересует, а сам он вам безразличен.

Задание 6. Прочтите фразу с интонацией, которая выражает точный смысл, вло­женный в них писателями. Следуйте комментариям писателей.

1. «Николенька, полно сердиться! Извини меня, если я тебя обидел...» — сказал он мне простым, кающимся голосом (Л.Толстой). 2. «Я ни в чем не виновата! Уверяю вас!» — сказала она тихо, но решительно (Л.Чарская). 3. «И она еще спрашивает? И она еще осмеливается спрашивать?! Неисправимая притворщица!» — кричала или даже взвизгивала Мачеха, размахивая руками, как ветряная мельница своими крыльями (Ш.Перро). 4. «Имей в виду: я на тебя нисколько не сержусь! Клянусь!» — сказал он таким веселым голосом, что у меня словно камень с души упал (В.Драгунский). 5. «Ну, я вижу — с тобой каши не сваришь!..» — с сожа­лением протянул Мишка (В.Драгунский).

Задание 7. Произнесите фразу так, чтобы собеседник понял ее смысл именно так, как вы хотите.

Перестаньте Выразите тревогу Выразите обиду Вы раздражены Вы притворяетесь Вы требуете категорично Вам это все надоело

Бабушка приехала Сообщите факт Сообщите важную новость Удивите собеседника этой новостью Порадуйте новостью собеседника Огорчите собеседника Вызовите у собеседника зависть Продемонстрируйте свое раздражение

Мы пойдем в зоопарк Вопрос-просьба Радостно сообщаете новость друзьям Вопрос-уточнение (идем в зоопарк или в кино, в парк на аттракционы) Предложение младшему брату или сестренке

Я пойду Неудовлетворенность Решимость Предупреждение Радость Упрямство Угроза

Оставьте их Просьба Мольба Приказ Снисходительность Предупредительность Безразличие

Снег пошел Вопрос-удивление Восхищение и радость Огорчение от смены погоды Грусть (вы не любите зимний холод) Безразличие

Вариант 4

Задание 1

Прочитайте (в сокращении) рассказ М. Булгакова «Они хочуть свою образованность показать...».

В зале над тысячью человек на три сажени стоял пар. И пар поднимался от докладчика. Он подъезжал на курьерских к концу международного положения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.15.15 (0.158 с.)