Семинар 3. Правовой статус личности. Права человека (1 час) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 3. Правовой статус личности. Права человека (1 час)



Нормативные источники:

1. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)

2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)

3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (вместе с "Протоколом [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984))

4. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении"

5. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ

7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ

8. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ

9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ

10. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ

11. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ

12. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ

13. Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

14. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

15. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

16. Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

17. Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"

18. Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации"

19. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

20. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"

21. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"

22. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму"

23. Федеральный закон от 20.08.2004 N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих"

24. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"

25. Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"

26. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"

27. Федеральный закон от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе"

28. Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"

29. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

30. Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"

31. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"

32. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

33. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

34. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

35. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях"

36. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"

37. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"

38. Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"

39. Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе"

40. Федеральный закон от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О государственной охране"

41. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях"

42. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"

43. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"

44. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"

45. Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности"

46. Федеральный закон от 13.01.1995 N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации"

47. Федеральный закон от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле"

48. Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне"

49. Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"

50. Закон РФ от 15.04.1993 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей"

51. Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"

52. "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1)

53. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации"

54. Закон РСФСР от 25 октября 1991 года N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации"

55. Закон РСФСР от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации»

56. Закон Республики Карелия от 06.02.2006 N 958-ЗРК "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и некоторых вопросах предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Республике Карелия"

57. Указ Президента РФ от 04.05.1998 N 488 "О мерах по обеспечению права граждан Российской Федерации на свободный выезд из Российской Федерации"

58. Указ Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне"

59. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 12.02.2003 N 3627-III ГД "Об Обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Генеральному прокурору Российской Федерации В.В. Устинову в связи с проведением выставки "Осторожно: религия!"

60. Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации"

61. Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию"

62. Постановление ЕСПЧ от 29.03.2011 "Дело "Щуров (Shchurov) против Российской Федерации" (жалоба N 40713/04)

63. Постановление ЕСПЧ от 08.01.2009 "Дело "Обухова (Obukhova) против Российской Федерации" (жалоба N 34736/03)

64. Постановление Конституционного Суда РФ от 29.11.2010 N 20-П "По делу о проверке конституционности положений статей 20 и 21 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в связи с жалобами граждан Д.Р. Барановского, Ю.Н. Волохонского и И.В. Плотникова"

65. Постановление Конституционного Суда РФ от 08.12.2009 N 19-П "По делу о проверке конституционности подпункта 4 статьи 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в связи с жалобами граждан В.Ф. Алдошиной и Т.С.-М. Идалова"

66. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.2009 N 9-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова"

67. Постановление Конституционного Суда РФ от 03.02.2009 N 2-П "По делу о проверке конституционности частей 1, 2, 3 и 4 статьи 22 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и пунктов 2 и 4 части 2 статьи 13 Закона Псковской области "О государственной гражданской службе Псковской области" в связи с запросом Псковского областного Собрания депутатов"

68. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.01.2009 N 1-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 2, 3 и 4 статьи 13 и абзаца второго пункта 1.1 статьи 14 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в связи с жалобой гражданки Л.Г. Погодиной"

69. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.11.2005 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 48 и статьи 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункта 7 статьи 63 и статьи 66 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации"

70. Постановление Конституционного Суда РФ от 22.03.2005 N 4-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих порядок и сроки применения в качестве меры пресечения заключения под стражу на стадиях уголовного судопроизводства, следующих за окончанием предварительного расследования и направлением уголовного дела в суд, в связи с жалобами ряда граждан"

71. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.2004 N 19-П "По делу о проверке конституционности подпункта 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с коллективной жалобой граждан А.И. Березова, Г.А. Васютинской, В.П. Крайнюкова, С.П. Молдашова, С.Н. Панина, В.Н. Потапова, А.И. Пудовкина и В.Н. Юнды, а также жалобой гражданки Л.А. Галаевой"

72. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.02.2004 N 3-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 74 и 77 Федерального закона "Об акционерных обществах", регулирующих порядок консолидации размещенных акций акционерного общества и выкупа дробных акций, в связи с жалобами граждан, компании "Кадет Истеблишмент" и запросом Октябрьского районного суда города Пензы"

73. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.10.2003 N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова"

74. Постановление Конституционного Суда РФ от 26.12.2002 N 17-П "По делу о проверке конституционности положения абзаца второго пункта 4 статьи 11 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" в связи с жалобой гражданина М.А. Будынина"

75. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.01.2002 N 3-П "По делу о проверке конституционности положений части второй статьи 170 и части второй статьи 235 Кодекса законов о труде Российской Федерации и пункта 3 статьи 25 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" в связи с запросами Зерноградского районного суда Ростовской области и Центрального районного суда города Кемерово"

76. Постановление Конституционного Суда РФ от 13.12.2001 N 16-П "По делу о проверке конституционности части второй статьи 16 Закона города Москвы "Об основах платного землепользования в городе Москве" в связи с жалобой гражданки Т.В. Близинской"

77. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.12.1999 N 19-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 3 статьи 20 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в связи с жалобами граждан В.П. Малкова и Ю.А. Антропова, а также запросом Вахитовского районного суда города Казани"

78. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.11.1999 N 16-П "По делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 26 сентября 1997 года "О свободе совести и о религиозных объединениях" в связи с жалобами Религиозного общества Свидетелей Иеговы в городе Ярославле и религиозного объединения "Христианская церковь Прославления"

79. Постановление Конституционного Суда РФ от 02.02.1999 N 3-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 УПК РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" в связи с запросом Московского городского суда и жалобами ряда граждан"

80. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.03.1998 N 8-П "По делу о проверке конституционности статьи 266 Таможенного кодекса Российской Федерации, части второй статьи 85 и статьи 222 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан М.М. Гаглоевой и А.Б. Пестрякова"

81. Постановление Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 N 4-П "По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713"

82. Постановление Конституционного Суда РФ от 15.01.1998 N 2-П "По делу о проверке конституционности положений частей первой и третьей статьи 8 Федерального закона от 15 августа 1996 года "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в связи с жалобой гражданина А.Я. Аванова"

83. Постановление Конституционного Суда РФ от 20.05.1997 N 8-П "По делу о проверке конституционности пунктов 4 и 6 статьи 242 и статьи 280 Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Новгородского областного суда"

84. Постановление Конституционного Суда РФ от 04.04.1996 N 9-П "По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы"

85. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.05.1995 N 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 12 Закона СССР от 9 октября 1989 года "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)" (в редакции от 20 мая 1991 года) в части, запрещающей проведение забастовок работниками гражданской авиации, в связи с жалобой Профсоюза летного состава Российской Федерации"

86. Определение Конституционного Суда РФ от 09.11.2010 N 1439-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Кислицыной Весты Анатольевны на нарушение ее конституционных прав статьей 4 и пунктом 1 части 6 статьи 5 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"

87. Определение Конституционного Суда РФ от 19.10.2010 N 1268-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сударева Ивана Михайловича на нарушение его конституционных прав частью 5 статьи 11 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"

88. Определение Конституционного Суда РФ от 01.06.2010 N 705-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Косякина Константина Юрьевича на нарушение его конституционных прав частью 5 статьи 5 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"

89. Определение Конституционного Суда РФ от 19.11.2009 N 1344-О-Р "О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года N 3-П по делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях"

90. Определение Конституционного Суда РФ от 02.04.2009 N 484-О-П "По жалобе граждан Лашманкина Александра Владимировича, Шадрина Дениса Петровича и Шимоволоса Сергея Михайловича на нарушение их конституционных прав положением части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"

91. Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 N 797-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кара-Мурзы Владимира Владимировича на нарушение его конституционных прав положением пункта 3.1 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

92. Определение Конституционного Суда РФ от 10.03.2005 N 97-О "По жалобе гражданина Головкина Александра Ивановича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 3 части второй статьи 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, части 12 статьи 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"

93. Определение Конституционного Суда РФ от 25.12.2003 N 430-О "По запросу Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан о толковании части 1 статьи 26 Конституции Российской Федерации"

94. Заключение Комитета конституционного надзора СССР от 26.10.1990 N 11 (2-1) "О законодательстве по вопросам прописки граждан"

95. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц"

 

Задачи:

Задача 1

Авиакомпания «Сибирские авиалинии» установила новые тарифы на пе­ревозки для тех пассажиров, которые из-за габаритов своего тела не в со­стоянии сесть в стандартное самолетное кресло (застегнуть себя стандарт­ным ремнем безопасности и опустить подлокотники). Они должны оплатить поездку по двойному тарифу. В обоснование нововведения руководство компании привело более полутора тысяч случаев жалоб пассажиров на то, что соседи-толстяки буквально сидят на них во время полета.

Через несколько недель в городской суд г. Новосибирска поступила жалоба от клиента компании, с которого потребовали двойную плату. Ис­тец заявил, что изобретена новая форма дискриминации — в зависимо­сти от размеров талии, что не соответствует ст. 19 Конституции РФ.

Имеет ли место действительная дискриминация? Решите дело.

Задача 2

Уполномоченный по правам человека РФ обратился в Верховный Суд РФ с заявлением 1) об оспаривании бездействия Центральной из­бирательной комиссии РФ в связи с непринятием мер по обеспечению контроля за соблюдением избирательного законодательства в ходе из­бирательной компании по выборам в Законодательное Собрание Красно­ярского края, а также 2) с требованием об отмене решения о назначении выборов в Законодательное Собрание края, поскольку в связи с происшедшей на территории края техногенной катастрофой и проведением масштабных аварийно-спасательных работ отсутствует возможность нормального ведения избирательной кампании кандида­тами и избирательными объединениями. Фактически прекратили свою деятельность легитимные органы власти и местного самоуправления, бездействует избирательная комиссия края. Все это свидетельствует о фактическом введении на территории края чрезвычай­ного положения и делает невозможным соблюдение условий для свобод­ного волеизъявления граждан, а следовательно, массово и грубо наруша­ет права и свободы человека и гражданина.

Раскройте содержание принципа свободных выборов. Имеет ли место в данном случае нарушение этого принципа?

Можно ли в описанной ситуации говорить о введении чрезвычайного положения? Какие условия и порядок должны быть соблюдены для введе­ния чрезвычайного положения?

Назовите признаки специального режима ограничения прав в услови­ях чрезвычайного положения.

Дайте правовую оценку требованиям Уполномоченного. Какое реше­ние должен вынести суд?

Какие меры по защите прав и свобод мог еще предпринять Уполномо­ченный в описанной ситуации?

Задача 3

Ю. В. Бурляков, выдвинутый кандидатом в депутаты на выборах в Госу­дарственную Думу в составе федерального списка канди­датов от политической партии, 19 сентября 2016 г. (на следующий день после голосования) обратился в Центральную изби­рательную комиссию РФ с заявлением об отказе от депутатского мандата. Постановлением ЦИК РФ от 26 сентября 2016 г. его мандат был передан другому кандидату — из числа следовавших за Бурляковым по списку.

Представитель Аграрной партии России, не получившей по итогам го­лосования ни одного мандата, обратился в Верховный Суд РФ с требова­нием признать отказ Бурлякова злоупотреблением со стороны Бурлякова правом быть избранным, а со стороны выигравшей партии— правом на ведение предвыборной агитации.

Имеет ли место злоупотребление конституционными правами? Обо­снуйте ответ.

 

Задача 4

Спасательной службой МЧС в связи с опасностью схода лавин было запрещено использование горнолыжных склонов на горе Чегет в Баксанской долине Северного Кавказа. Гражданин Байдурин И. С., проигнори­ровав указанный запрет, отправился кататься на сноуборде в район, за­крытый в связи с лавинной опасностью. Задержав Байдурина, спасатели вызвали сотрудников милиции, которые составили протокол по ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ. Возражая против привлечения его к административной ответ­ственности, Байдурин заявил, что он взрослый человек и сам способен отвечать за свою жизнь и здоровье, в том числе рисковать ими в случаях, когда считает это разумным и допустимым.

Какие конституционные принципы защиты прав и свобод человека мо­гут обосновать позицию спасательной службы?

Задача 5

В результате мер, предпринятых в связи с проведением первомай­ского парада, в городе Бердске гражданин Зарубин А. С., чтобы выехать на дачу, был вынужден простоять в автомобильной пробке более двух часов.

Добравшись наконец до дачи, Зарубин сел писать заявление в суд с требованием признать нарушенным его право на свободное распоря­жение своим временем и право на хорошее настроение и причинение ему морального вреда вследствие нарушения этих прав. В обоснование своих требований он сослался на то, что согласно положениям ст. 55 Консти­туции РФ перечень прав и свобод граждан не является исчерпывающим, а следовательно, можно требовать защиты и других, не перечисленных в Конституции прав.

Оцените доводы Зарубина.

 

Задача 6

Проводя проверку хозяйственной деятельности государственного унитарного предприятия «Вагонетка», орган государственного надзора — пожарная инспекция — выдала предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе об обя­зательной замене пожарной сигнализации, установленной на предприя­тии. Требование инспекции предполагало фактически проведение ка­питального ремонта здания и приобретение сигнализации стоимостью, в несколько раз превышающей годовую прибыль.

Возражая против этого предписания, директор предприятия заявил, что хотя формально органам государственного надзора и предоставля­ется право направлять предписания об устранении нарушений, но та­кие предписания не должны приводить к антиконституционным послед­ствиям — воспрепятствованию свободной экономической деятельности и банкротству предприятия.

Инспекция настаивала на точном исполнении предписания, ссылаясь на полномочия, предоставленные законом, который не признан противо­речащим Конституции.

При рассмотрении дела в суде представитель ГУП «Вагонетка» был вы­нужден обратиться к конституционно-правовой аргументации. Исходя из положений ст. 18 Конституции, любой закон в Российской Федерации, даже если он не признан решением Конституционного Суда РФ не со­ответствующим Конституции, должен применяться в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, согласовываться с принципами ре­ализации прав, установленными в Конституции.

Какая позиция Вам представляется более правильной и почему?

 

Задача 7

В ежегодном докладе Уполномоченного по правам человека в Рос­сийской Федерации упоминалось о злоупотреблениях и превышении должностных полномочий служащими правительства области. Основываясь на этой информации, группа граждан обратилась в Следственный комитет с просьбой возбудить уголовное дело по факту указанных злоупотреблений. Руководитель Следственного комитета отказал в возбуждении уголовного дела, уведомив об этом Губернатора области. Через 1,5 месяца Губернатор обратился в суд с иском против группы граждан, которые просили Следственный комитет о возбуждении дела, требуя защиты чести, достоинства и деловой репутации, а также возмещения морального вре­да, так как решение суда, подтверждающего виновность служащих, не выносилось.

Какое решение должен принять суд? Можно ли привлечь к участию в судебном разбирательстве самого Уполномоченного по правам че­ловека в Российской Федерации? Каковы юридические последствия изложения в докладе Уполномоченного по правам человека о наруше­ниях прав граждан? Изменится ли решение задачи, если в суд обратятся уволенные на том же основании министры, ссылаясь на недоказанность своей вины в решении суда и требуя восстановить их на работе?

Задача 8

Прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству содержащейся в постановлении законо­дательного органа власти субъекта Российской Федерации нормы, пред­усматривающей во вкладыше к паспорту нового образца указание на при­надлежность гражданина к какой-либо национальности.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 31 мая 2002 г. «О граж­данстве Российской Федерации» паспорт гражданина Российской Феде­рации является документом, подтверждающим гражданство Российской Федерации. Вопросы гражданства в Российской Федерации согласно п. «в» ст. 71 Конституции РФ находятся в ведении Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федераль­ные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Представитель Законодательного Собрания в судебном заседании заявил, что возможность указания по желанию гражданина во вкладыше к паспорту своей национальной принадлежности является мерой обеспе­чения конституционного права граждан этого субъекта Российской Феде­рации.

Какое решение должен принять суд?

 

Задача 9

Министерство экономического развития и МВД РФ обратились к Пре­зиденту РФ с предложением одобрить программу разработки электрон­ных паспортов. Электронный паспорт должен представлять собой пла­стиковую карточку, в которую помимо паспортных данных будет включена информация о медицинском и пенсионном обеспечении, ИНН и другая информация. По поручению Президента РФ Правовым управлением Ад­министрации Президента была проведена правовая экспертиза програм­мы и дано заключение, что сосредоточение в одной базе данных всей ин­формации о гражданине способно нарушить его конституционные права, в частности право на защиту информации о частной жизни. В условиях единого банка данных сложно будет обеспечить конфиденциальность этой информации.

Оцените доводы, приведенные в заключении.

 

Задача 10

Житель Магадана С. В. Зверев обжаловал в городской суд отказ го­родского отдела внутренних дел вклеить в па­спорт его фотографию с дуршлагом на голове. Зверев утверждал, что исповедует религию, которая требует обязательного ношения дуршлага во всех общественных местах, и утверждал, что подвергается дискриминации по признаку принадлежности к малочисленной и фактически непризнанной религии. Ограничение его права на свободу действовать в соответствии с его убеждениями может быть осуществлено только федеральным зако­ном и только если будет доказано, что его действия представляют угрозу общественной безопасности или противоречат общественной морали. Ссылаясь на те же обстоятельства, другой житель Магадана потребовал, чтобы в паспорт была вклеена фотография, где он улыбается во весь рот.

Возражая на заявление, МВД РФ заявило, что осуществление прав не должно ущемлять права и охраняемые законом интересы других лиц, в целях обеспечения безопасности которых установлена паспортная си­стема. Паспорт, выполняющий одновременно функции удостоверения личности, документа, подтверждающего принадлежность лица к граж­данству Российской Федерации, и документа учета постоянного места жительства, предусмотрен многими федеральными законами, а правила выдачи паспортов устанавливаются подзаконными актами. Следователь­но, указанные правила Конституции РФ не противоречат.

Идет ли речь о действительном ограничении прав? Каковы пределы защиты права на свободу совести? Можно ли считать установленные пра­вила выдачи паспортов ограничивающими права граждан?

 

Задача 11

24 октября 2002 г., во время захвата заложников группой чеченских бо­евиков в помещении театрального центра на Дубровке в Москве, один из террористов позвонил на радио «Эхо Москвы». Его диалог с журналиста­ми радиостанции был передан в эфир. В связи с этим против журналистов было возбуждено уголовное дело по статье, предусматривающей пособ­ничество террористам, так как преступникам фактически была предостав­лена возможность обращения к широкой публике.

Каково содержание действующего законодательства о противодей­ствии экстремистской деятельности? Правомерно ли в данном случае ограничение свободы слова и средств массовой информации?

 

Задача 12

Четверо граждан, войдя в музей и общественный центр имени Андрея Сахарова, где проходила выставка «Осторожно, религия!», разбили и залили краской представленные там экспонаты. На выставке были представлены такие предметы, как щит с логотипом «Кока-колы» и исполненной по-английски надписью «Сие есть кровь моя», икона Спа­сителя с дырками для лица и рук, где каждый посетитель мог сфотогра­фироваться, и т. д. В связи с расследованием данного события четверо жителей Москвы, которым было предъявлено обвинение в хулиганстве, заявили, что экспонаты выставки оскорбляют их религиозные чувства. Дело о привлечении к административной ответственности, однако, было прекращено в связи с истечением срока давности.

Со своей стороны, устроители выставки потребовали компенсации морального вреда, ссылаясь на гарантированные Конституцией РФ сво­боду творчества и свободу совести, включая право исповедовать любую религию и не исповедовать никакой. По их мнению, экспонаты представ­ляют собой произведения искусства, которые нельзя оценивать с рели­гиозной точки зрения, учитывая эволюцию приемов и методов искусства. Например, канонические стандарты иконописи не сохранялись неизмен­ными на протяжении истории развития христианства.

Затрагивается ли описанными действиями конституционное право на свободу совести, если да, то почему и как именно? Защищаются ли описанные действия конституционным правом на свободу творчества или свободу выражения (свободу слова)? Каково соотношение и каковы пределы осуществления этих прав в описанной ситуации? Возможно ли ограничение этих прав в указанной ситуации, и если да, то каких именно прав и в каком порядке? Какое из названных прав подлежит приоритетной защите в случае их конфликта и почему?

Задача 13

Прокурор области обратился в областной суд с заявлением о признании недействительными некоторых пунктов Правил аккредитации представителей средств массовой информации при Правительстве области. По мнению прокурора, многие из них, хотя и не нарушают формально требований Закона РФ «О сред­ствах массовой информации», но противоречат смыслу аккредитации, содержанию прав журналистов и не соответствуют роли СМИ в совре­менном демократическом обществе. К таким нормам относятся: (1) тре­бование об обязательном указании в заявке на аккредитацию псевдонима журналиста; (2) обязательное предоставление документов о болезни либо иной уважительной причине отсутствия постоянно аккредитованного жур­налиста в случае замены его временным; (3) возможность аннулирования аккредитации в случае неосвещения им деятельности исполнительного органа власти в течение трех месяцев; (4) установление срока приема за­явок на аккредитацию с 1 по 30 ноября; (5) право аккредитованных журна­листов проходить в нерабочее время, а также в выходные и праздничные дни в здание органов исполнительной власти только на основании разре­шения вице-губернатора области.

Каким образом в действующем законодательстве регулируется дея­тельность СМИ, каково содержание этого регулирования? Что такое ак­кредитация? Какое место в системе правовых актов занимают Правила аккредитации? Соответствуют ли приведенные выше Правила аккреди­тации Правительства области действующему законодатель­ству? Мотивируйте ответ.

 

Задача 14

По предложению заместителя председателя Совета судей России был разработан проект федерального закона о запрете доступа журналистов к судебной информации в ходе судебного разбирательства до вынесения решения суда. Представители СМИ, по мнению авторов проекта, нередко освещают позицию только одного из участников процесса, заранее де­лая его правым или виноватым, нарушая тем самым равноправие сторон и косвенно оказывая давление на суд. С одной стороны, нужно не допу­скать необоснованных разоблачений в глазах общественности, с другой стороны, выяснение и разъяснение — это долг средств массовой инфор­мации. С одной стороны, существует презумпция невиновности, а с дру­гой стороны — запрет цензуры и свобода прессы, в том числе и свобод­ное мнение журналиста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.07 с.)