Специальные (коррекционные) школы i, II, III, IV, v, VI, VII и VIII видов. Каких детей в них обучают. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальные (коррекционные) школы i, II, III, IV, v, VI, VII и VIII видов. Каких детей в них обучают.



Специальные (коррекционные) школы I, II, III, IV, V, VI, VII и VIII видов. Каких детей в них обучают?

В специальных (коррекционных) общеобразовательных школах I вида обучаются дети-инвалиды по слуху, слабослышащие и глухие. В школах II вида учатся глухонемые дети. Школы III-IV вида предназначены для слепых и слабовидящих детей. Школы V вида принимают в свои стены учеников с нарушениями речи, в частности заикающихся детей. Школы VI вида созданы для детей, имеющих проблемы в физическом и психическом развитии. Порой такие школы функционируют при неврологических и психиатрических больницах. Основной их контингент – дети с разными формами детского церебрального паралича (ДЦП), спинномозговыми и черепно-мозговыми травмами. Школы VII вида для детей с СДВГ и ЗПР. Школы VII вида занимаются коррекция дислексии у детей. Алексия – это отсутствие речи и полная неспособность к усвоению речи, а дислексия – это частичное специфическое расстройство овладения чтением, обусловленное нарушением высших психических функций. И, наконец, в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида обучают умственно отсталых детей, главная цель этих учебных учреждений – научить детей читать, считать и писать и ориентироваться в социально-бытовых условиях. При школах VIII вида имеются столярные, слесарные, швейные или переплетные мастерские, где ученики в стенах школы получают профессию, позволяющую заработать на хлеб. Путь к высшему образованию для них закрыт, по окончании школы они получаю лишь справку о том, что прослушали программу десятилетки.

Методы, приемы, технологии обучения детей с ОВЗ.

Каждый ребёнок особенный-

Все дети равные!

Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования.

На сегодняшний день в нашем образовательном учреждении одной из основных проблем является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с ОВЗ. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, используем в своей работе нестандартные подходы, новые инновационные технологии, создаём индивидуальные программы развития. Все это поможет обучающимся с ограниченными возможностями здоровья получить необходимый багаж знаний и подготовиться к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях.

Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения.
Следующим очень важным средством активизации учения являются методы и приемы обучения. Именно через использование тех или иных методов реализуется содержание обучения.

При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, принцип доступности. Все занятия должны иметь гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий.

Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий. Приемы обучения – это конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации методов обучения.

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные приёмы обучения:

Игротерапия

Для детей с ОВЗ используются игры с пуговицами, фасолью, со сливовыми косточками.

Игры с водой. Возня с водой, переливание ее особенно нравиться детям, эти игры имеют и терапевтический эффект.

Сказочная куклотерапия.

Благодаря куклотерапии создается особая "терапевтическая" среда, стимулирующая развитие личности ребенка, а также укрепляется союз с педагогом.

Изотерапия в коррекционно-развивающей работе с детьми стала одной из наиболее распространенных технологий, как психологической коррекции, так и диагностики, которые неразрывно связны.

Рисование – это не только отражение в сознании детей окружающей их действительности, их бытия в мире, но и выражение отношения к этой действительности, ее моделирование и трансформация. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами. Использование различных изобразительных техник позволяет мобилизовать творческий потенциал ребенка и найти способы, которые в наибольшей степени соответствуют его эмоциональному состоянию, потребностям в самовыражении, активизировать и сделать более разносторонним эмоциональное общение ребенка, создать условия для межличностной коммуникации. Любой человек способен выразить себя, свои чувства и своё состояние звуком, движением, мелодией, рисунком.

Поэтому на занятиях используется пальчиковая гимнастика; гимнастика для глаз, которая снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации; дыхательные упражнения для стимуляции работы мозга, регулирует нервно - психические процессы, релаксирующие упражнения.

Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).

Личностно-ориентированные технологии в нашем общеобразовательном учреждении направлены на организацию учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение данной технологии позволяет формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.

В результате применения данных видов технологий в процессе обучения у детей с ОВЗ возрастает самооценка, происходит коррекция психических процессов, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации.

 

 

Основные задачи коррекционной работы на уроке предусматривают:

-коррекцию личностных качеств;

-коррекцию познавательных возможностей;

-формирование и развитие коммуникативной функции речи;

-коррекцию сенсорных и двигательных недостатков;

-коррекцию сохранных психических функций: внимания, восприятия, памяти, мышления с учетом зоны ближайшего развития;

-коррекцию общей моторики, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики;

-коррекцию эмоционально-волевой сферы, обеспечивающей адекватное восприятие действительности;

- подготовку к самостоятельной трудовой деятельности в условиях социума.

Основная задача коррекционной работы на уроке – систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребёнка, восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, коррекцию отклонений в познавательной сфере ребёнка, его подготовку к адекватному восприятию учебного материала.

Содержание коррекционной работы раскрывается в учебных программах.

Главный принцип коррекционной работы на уроке – практическая направленность специально организованного, целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся, направленного на решение развивающих и образовательных задач.

Особенности коррекционного воздействия на ребёнка зависят от характера, имеющегося у него дефекта, от возрастных и компенсаторных возможностей ребёнка, от условий жизни и воспитания ребёнка. Это свидетельствует о необходимости ранней диагностики отклонений в развитии, поскольку, чем раньше будет выявлен дефект развития ребёнка, тем более эффективной будет коррекционная работа по его преодолению. Важно учитывать не только то, что дети знают и могут выполнить в момент исследования, но и их возможности в обучении – «зону ближайшего развития».

Коррекционная направленность обучения реализуется с помощью набора базовых учебных предметов, а также занятий по развитию речи и логопедических занятий. Введение специально разработанных учебных курсов позволяет обеспечить максимальное погружение ребёнка в активную речевую среду, обогащать его двигательную деятельность, корригировать эмоциональный тонус, дает возможность формировать основные этапы учебной деятельности, повышать мотивацию учебно-познавательной деятельности.

Большую роль в коррекционной работе играет наглядность, демонстрационный материал, игры, опорные таблицы, предметно-практическая деятельность – это создаёт возможности для формирования пространственных представлений, умения сравнивать и обобщать предметы и явления, анализировать слова и предложения различной структуры, развития навыков планирования собственной деятельности, контроля и словесного отчёта. В ходе коррекционной работы с детьми на уроке я использую специальные упражнения, направленные на развитие:

- двигательной сферы, укрепление мышц кисти рук, мелкой моторики пальцев (лепка из пластилина, развязывание и завязывание узелков, обводка по контуру, штриховка, раскрашивание, вырезание и др.);

- ориентировки в пространстве (определение правой и левой стороны у себя, в зеркале, на картинке, ориентировка на плоскости листа бумаги, симметричное дорисовывание предмета и др.);

- памяти (найти предъявленные предметы в числе других, выкладывание узоров по памяти, повторение слов, цифр, учить приёмам запоминания и др.);

- всех видов мышления;

- развитие сенсорных способностей ребёнка;

- активизации познавательной деятельности;

- всех видов речевой деятельности.

Коррекционная работа на уроке не должна сводиться только к развитию отдельных психических процессов, формированию определённых умений и навыков, она должна быть направлена на коррекцию всей личности.

Немаловажное значение в коррекционной работе имеет воспитательная работа, которую учитель проводит через урок.

Целью этой работы является:

- социализация воспитанников;

- выработка положительных качеств;

- формирование правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим;

- повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе разных видов деятельности.

Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР:

1.Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.

2. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР.

3. Индивидуальный подход.

4.Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями.

5. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий;

6. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.

7. Использование многократных указаний, упражнений.

8. Проявление большого такта со стороны учителя

9. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.

10. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;

11. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.

Наглядные методы- рассматривание картин и рисунков, показ образца задания и способа выполнения; магнитофонные записи; знаково-символическое моделирование, схемы описательного характера.

Словесные методы- рассказ, беседа, объяснение, уточнение и распространение высказывания; игры-драматизации, словесные игры. пересказ;

Практические методы: творческие упражнения; игры; знаковые схемы; логосказки, подражательно-исполнительские и творческие упражнения. вопросно-ответные игры, моделирование; графические схемы.

Таким образом можно выделить задачи, которые стоят перед учителем

при проведении коррекционных уроков:

-научить учащихся принимать задание;

-удерживать задание в памяти до начала работы;

-обдумывать предстоящие действия;

-оценивать результат деятельности; -самостоятельно выполнять задание, которое завершил с помощью взрослого; -переключаться с одного способа действия на другой;

-давать словесный отчет о своей работе.

 

Специальные (коррекционные) школы I, II, III, IV, V, VI, VII и VIII видов. Каких детей в них обучают?

В специальных (коррекционных) общеобразовательных школах I вида обучаются дети-инвалиды по слуху, слабослышащие и глухие. В школах II вида учатся глухонемые дети. Школы III-IV вида предназначены для слепых и слабовидящих детей. Школы V вида принимают в свои стены учеников с нарушениями речи, в частности заикающихся детей. Школы VI вида созданы для детей, имеющих проблемы в физическом и психическом развитии. Порой такие школы функционируют при неврологических и психиатрических больницах. Основной их контингент – дети с разными формами детского церебрального паралича (ДЦП), спинномозговыми и черепно-мозговыми травмами. Школы VII вида для детей с СДВГ и ЗПР. Школы VII вида занимаются коррекция дислексии у детей. Алексия – это отсутствие речи и полная неспособность к усвоению речи, а дислексия – это частичное специфическое расстройство овладения чтением, обусловленное нарушением высших психических функций. И, наконец, в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида обучают умственно отсталых детей, главная цель этих учебных учреждений – научить детей читать, считать и писать и ориентироваться в социально-бытовых условиях. При школах VIII вида имеются столярные, слесарные, швейные или переплетные мастерские, где ученики в стенах школы получают профессию, позволяющую заработать на хлеб. Путь к высшему образованию для них закрыт, по окончании школы они получаю лишь справку о том, что прослушали программу десятилетки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 618; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.026 с.)