Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристики здоровой личности и субъективное благополучие личности ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Список черт по Нэнси Мак-Вильямс, крупнейшего современного теоретика психоанализа: 1. Один из самых важных элементов здоровой личности - это способность любить, то есть, уметь быть в отношениях, открывать другого и открываться ему, уметь отдавать и принимать, не идеализировать и не обесценивать близкого человека. Зрелая любовь отличается от влюбленности, тем, что тот, кого любишь, не представляется идеалом и совершенством, а принимается таким, какой он есть, со всеми его особенностями и недостатками, без желания их исправить. Глубокая любовь - это способность быть до конца искренним, честным, преданным по отношению к партнеру.
2. Способность работать - это значит не только иметь работу в прямом смысле (офис, должность, зарплата), Нэнси Мак-Вильямс включает сюда потребность иметь дело, которому искренне хочется посвятить время, желание реализовать себя в работе, которая имеет значение, наделена глубинным смыслом. Важно творить, создавать что-то новое, раскрывать свой потенциал.
3. Способность играть. Все детеныши млекопитающих проходят этап интенсивной игры, наблюдается тесная связь между игрой и развитием способности к концентрации, символизации и построению метафор. У взрослых способность к игре проявляется в желании делать что-то вместе, заниматься спортом, петь, танцевать, а не просто отстраненно наблюдать за тем, как это делают другие. Кроме того, речь идет о способности "играть" словами, шутить, использовать метафоры, общаться на более глубинном, символическом уровне. Такие известные психоаналитики, как Эрик Эриксон и Дональд Винникотт, отдельно подчеркивали необходимость игрового пространства в терапевтическом процессе, считая, что способность пациента к символизации и метафоризации позитивно влияет на симптоматику и динамику. Обмен метафорами между пациентом и терапевтом создает общее игровое пространство, доставляет удовольствие, дает пациенту возможность лучше чувствовать себя и другого человека.
4. Способность к безопасной привязанности. Психоаналитик Джон Боулби выделил три типа привязанности: безопасную, тревожную и избегающую. По мнению Боулби, наличие безопасной привязанности является одной из главных предпосылок для формирования здоровой личности.
Человеку с тревожным типом привязанности трудно переносить одиночество, он зависит от близкого человека, имеет тенденцию "прилипать" к нему. Тревожная привязанность часто проявляется и в процессе психотерапии, когда пациенты сильно тревожиться по поводу отпуска терапевта и злятся на него, когда он возвращается. Избегающая привязанность отличается тем, что тревога по поводу расставания с близким человеком подавляется и не демонстрируется окружающим. Как правило, родители детей с избегающей привязанностью склонны поощрять самостоятельность ребенка, даже если он к ней не готов, вследствие чего ребенок как будто должен испытывать стыд за привязанность к родителям. Еще одной предпосылкой для формирования избегающей привязанности можно назвать очень внедряющихся, сверхконтролирующих родителей, которые вторгаются в личное пространство ребенка, поэтому вынужденный защищать свои границы ребенок учится отгораживать себя от родителей. Эти три типа привязанности входят в пределы нормы. Четвертый тип привязанности (дезорганизованная) выходит за границы нормы. В этом случае объект привязанности является и объектом страха, к нему хочется "прилипнуть" и его хочется "укусить". Как правило, детей с подобным типом привязанности родители отвергали, дети могли провести несколько лет в детском доме, или они подвергались насилию в семье. Исследователи выявили два типа условий, когда небезопасная привязанность может сместиться в сторону безопасной - это хорошие любовные отношения либо успешный опыт длительной психотерапии.
5. Способность к автономии. Эта способность проявляется в ощущении силы, независимости, дает возможность контролировать свои желания и влиять на собственную жизнь. Автономия - это осознание того, что всегда есть выбор в том, как себя вести и как реагировать. Недостаток автономии проявляется в том, что люди делают не то, чего они хотят на самом деле, им бывает сложно прислушаться к себе и понять свои истинные мотивы, желания и потребности. Тем не менее, желание быть автономным, принимать решения и контролировать свою жизнь никуда не уходит и проявляется в потребности контролировать хоть что-то, например, свой вес, что в тяжелых случаях может привести к анорексии.
6. Способность оставаться в контакте с собой, со всеми сторонами своей личности, хорошими и плохими, приятными и неприятными, сильными и слабыми, такое отношение к собственному "Я" помогает переживать сложные жизненные ситуации и конфликты, не распадаясь при этом на части. Эта способность дает возможность увидеть себя и других выпукло, объемно, многогранно, со всеми сложностями и противоречиями, интегрируя их в единый образ. Кроме того, постоянство самости и объекта проявляется в способности выносить разные состояния сознания в одно и то же время, переносить амбивалентные чувства, например, ощущать одновременно любовь и ненависть к одному человеку. Очень важно интегрировать не только свои хорошие и плохие стороны, но и чувствовать себя целостным во временном континууме, ощущать связь между собой ребенком и взрослым человеком, соединять в единый образ то, что нам дано при рождении с тем, что мы смогли в себе развить.
7. Сила Эго - это способность переносить стресс и реагировать на него наиболее адекватным и адаптивным способом. Иногда человек не имеет достаточно сил для адаптации к новой ситуации, причин может быть множество: особенности темперамента, наличие небезопасной привязанности, недостаточно хорошие условия для развития в детстве. В таком случае, реакция на стресс может проявляться в болезни, различных зависимостях, в том числе от других людей.
8. Способность к реалистичной и надежной самооценке. Некоторые люди склонны к суровой самокритике, другие, наоборот, отличаются завышенной самооценкой. И то, и другое отражает нереалистичное отношение к себе, очень важно построить реалистичное представление о себе, не стремиться быть идеальным, позволить себе ошибаться, быть добрым по отношению к себе, уметь учиться на своих ошибках, быть способным к развитию, не предъявляя к себе слишком жестких требований.
9. Система ценностей. Очень важно понимать этические нормы, наделать их смыслом, испытывать сожаления из-за совершенных плохих поступков. Кроме того, речь идет о способности быть лояльным по отношению не только к себе, сочувствовать другим людям, понимать их внутреннюю мотивацию, которая направляет поведение.
10. Способность справляться с собственными эмоциями и способность испытывать весь спектр эмоций. Это проявляется в том, что человек получает удовольствие от чувств, имеет к ним доступ, оставаясь при этом в контакте не только с эмоциями, но и со своей рациональной частью.
11. Способность к саморефлексии, умение смотреть на себя со стороны, различать себя и другого. Человек, у которого хорошо развита рефлексивная функция может оценить и принять свои разные части, способен осознать наличие у себя психической проблемы и помочь себе справиться с ней. Одним из признаков того, что человек способен к рефлексии - наличие чувства юмора.
12. Способность к ментализации, то есть способность осознавать отдельность себя от других людей, способность увидеть в другом Другого, отдельную личность со своими особенностями, сильными и слабыми сторонами. Следует отметить, что эта способность развивается в эдипальной фазе, когда ребенок понимает, что его родители - это два отдельных человека, между которыми есть связь, и ребенок не вовлечен в эти отношения, в этот период приходит понимание того, что ребенок больше не является центром мира. Наличие способности к ментализации дает возможность осознать и понять, что собственные чувства могут отличаются от чувств других людей, их мотивации могут отличаются, что не стоит приписывать другим людям собственные чувства.
13. Владение достаточным количеством защитных механизмов и гибкость в их использовании.
14. Баланс между самовыражением и адаптацией к реакции окружающих. Важно быть собой, заботиться о себе и о собственных интересах, не ущемляя при этом интересы других людей. Такое отношение к себе помогает находиться в гармонии с собой и своим окружением. Люди, склонные к депрессии, зачастую испытывают экзистенциальное отчаяние, ощущение глобального одиночества и отсутствие смысла жизни. Мысли о том, что "я плохой, со мной что-то не так" и "я пустой, я должен быть с кем-то" мешают установить полноценные, равноправные отношения с людьми.
15. Чувство витальности - это способность чувствовать себя живым, страстность, энтузиазм, любопытство, способность к поиску смысла жизни. Психоаналитик Дональд Винникотт писал, что "Человек может быть нормальным и не быть живым". Психоаналитик Джойс МакДугалл ввела термин "нормопаты" для описания людей со внешне нормативным поведением, которое сопровождается отсутствием смысла.
16. Способность к пониманию того, что есть вещи, которые невозможно изменить, умение искренне горевать, понимая ограниченность своих возможностей, способность понять, что не всегда возможно получить, то, что хочется, способность принять эту ситуацию и продолжить жить дальше.
Абрахам Маслоу сформулировал понятие самоактуализированной личности, то есть достигшей вершины личностной зрелости. Вот краткий список черт такой личности:
2. Адекватное восприятие действительности, без влияния предрассудков, стереотипов и естественных потребностей. 3. Любознательность и интерес ко всему новому. 4. Простота и естественность, интуитивность и спонтанность в проявлениях.
5. Склонность к одиночеству и отстраненности от различных событий, в том числе и собственной жизни. 6. Независимость и автономность от окружения. 7. Выполнение жизненной миссии. 8. Свежесть восприятия, которая обычно свойственна исключительно детям и гениям. 9. Высокий уровень самопонимания. Хорошо осознаваемая позитивная Я-концепция, собственное Я уникально и неповторимо. 10. Чувство единства с человечеством в целом. 11. Демократичность и лояльность в отношениях. Готовность учится у других. 12. Чувство юмора по отношению к жизни и себе. 13. Крепкие моральные устои. Нравственность. Острое понимание справедливости, добра и зла. 14. Критичное отношение к культурной среде обитания. Идентификация себя не со своей культурой, а с человечеством в целом. 15. Креативность, проявляющаяся во всех действиях, вне зависимости от рода занятий. Самоактуализированную личность отличает способность опираться на себя, потребность в самовыражении, а также умение жить «здесь и сейчас». Эти люди обладают ярко выраженной индивидуальностью, которая в то же время сочетается с выраженной сопричастностью к человечеству. Расшифровка этих черт приведена в дополнительном файле. Вопросы и задания к лекции: (учащиеся групп на онлайн-обучении должны прислать мне ответы на три произвольно выбранных вопроса из нижеследующих) 1. Насколько значима для дальнейшего развития личности ребенка его коммуникация с матерью (или лицом, ее заменяющим) в первый год жизни ребенка? 2. Что такое анаклитическая депрессия? 3. До какого возраста отсутствие сопереживания по отношению к другим является нормальным? 4. Дайте определение понятию «границы личности». 5. Что такое виктимность? 6. Как связаны понятия виктимности и насилия? 7. Какие личностные границы у виктимной личности, по классификации границ Нины Браун? 8. Как связаны понятия личностных границ и конформности? 9. Является ли конформность психологической нормой, на ваш взгляд? 10. Какой из признаков психологического здоровья личности по Н. Мак-Вильямс показался вам наиболее спорным? Опишите ход своей мысли.
[1] Катексис – один из основных психоаналитических терминов. Обозначает интерес, внимание или эмоциональный вклад. [2] Полный текст статьи здесь: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obscheniya-pozhilyh-lyudey/viewer
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.02 с.) |