Характеристики здоровой личности и субъективное благополучие личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристики здоровой личности и субъективное благополучие личности



Список черт по Нэнси Мак-Вильямс, крупнейшего современного теоретика психоанализа:

1. Один из самых важных элементов здоровой личности - это способность любить, то есть, уметь быть в отношениях, открывать другого и открываться ему, уметь отдавать и принимать, не идеализировать и не обесценивать близкого человека.

Зрелая любовь отличается от влюбленности, тем, что тот, кого любишь, не представляется идеалом и совершенством, а принимается таким, какой он есть, со всеми его особенностями и недостатками, без желания их исправить. Глубокая любовь - это способность быть до конца искренним, честным, преданным по отношению к партнеру.

 

2. Способность работать - это значит не только иметь работу в прямом смысле (офис, должность, зарплата), Нэнси Мак-Вильямс включает сюда потребность иметь дело, которому искренне хочется посвятить время, желание реализовать себя в работе, которая имеет значение, наделена глубинным смыслом. Важно творить, создавать что-то новое, раскрывать свой потенциал.

 

3. Способность играть. Все детеныши млекопитающих проходят этап интенсивной игры, наблюдается тесная связь между игрой и развитием способности к концентрации, символизации и построению метафор. У взрослых способность к игре проявляется в желании делать что-то вместе, заниматься спортом, петь, танцевать, а не просто отстраненно наблюдать за тем, как это делают другие. Кроме того, речь идет о способности "играть" словами, шутить, использовать метафоры, общаться на более глубинном, символическом уровне.

Такие известные психоаналитики, как Эрик Эриксон и Дональд Винникотт, отдельно подчеркивали необходимость игрового пространства в терапевтическом процессе, считая, что способность пациента к символизации и метафоризации позитивно влияет на симптоматику и динамику. Обмен метафорами между пациентом и терапевтом создает общее игровое пространство, доставляет удовольствие, дает пациенту возможность лучше чувствовать себя и другого человека.

 

4. Способность к безопасной привязанности. Психоаналитик Джон Боулби выделил три типа привязанности: безопасную, тревожную и избегающую.

По мнению Боулби, наличие безопасной привязанности является одной из главных предпосылок для формирования здоровой личности.

Человеку с тревожным типом привязанности трудно переносить одиночество, он зависит от близкого человека, имеет тенденцию "прилипать" к нему. Тревожная привязанность часто проявляется и в процессе психотерапии, когда пациенты сильно тревожиться по поводу отпуска терапевта и злятся на него, когда он возвращается.

Избегающая привязанность отличается тем, что тревога по поводу расставания с близким человеком подавляется и не демонстрируется окружающим. Как правило, родители детей с избегающей привязанностью склонны поощрять самостоятельность ребенка, даже если он к ней не готов, вследствие чего ребенок как будто должен испытывать стыд за привязанность к родителям. Еще одной предпосылкой для формирования избегающей привязанности можно назвать очень внедряющихся, сверхконтролирующих родителей, которые вторгаются в личное пространство ребенка, поэтому вынужденный защищать свои границы ребенок учится отгораживать себя от родителей.

Эти три типа привязанности входят в пределы нормы. Четвертый тип привязанности (дезорганизованная) выходит за границы нормы. В этом случае объект привязанности является и объектом страха, к нему хочется "прилипнуть" и его хочется "укусить". Как правило, детей с подобным типом привязанности родители отвергали, дети могли провести несколько лет в детском доме, или они подвергались насилию в семье.

Исследователи выявили два типа условий, когда небезопасная привязанность может сместиться в сторону безопасной - это хорошие любовные отношения либо успешный опыт длительной психотерапии.

 

5. Способность к автономии. Эта способность проявляется в ощущении силы, независимости, дает возможность контролировать свои желания и влиять на собственную жизнь. Автономия - это осознание того, что всегда есть выбор в том, как себя вести и как реагировать. Недостаток автономии проявляется в том, что люди делают не то, чего они хотят на самом деле, им бывает сложно прислушаться к себе и понять свои истинные мотивы, желания и потребности. Тем не менее, желание быть автономным, принимать решения и контролировать свою жизнь никуда не уходит и проявляется в потребности контролировать хоть что-то, например, свой вес, что в тяжелых случаях может привести к анорексии.

 

6. Способность оставаться в контакте с собой, со всеми сторонами своей личности, хорошими и плохими, приятными и неприятными, сильными и слабыми, такое отношение к собственному "Я" помогает переживать сложные жизненные ситуации и конфликты, не распадаясь при этом на части. Эта способность дает возможность увидеть себя и других выпукло, объемно, многогранно, со всеми сложностями и противоречиями, интегрируя их в единый образ.

Кроме того, постоянство самости и объекта проявляется в способности выносить разные состояния сознания в одно и то же время, переносить амбивалентные чувства, например, ощущать одновременно любовь и ненависть к одному человеку.

Очень важно интегрировать не только свои хорошие и плохие стороны, но и чувствовать себя целостным во временном континууме, ощущать связь между собой ребенком и взрослым человеком, соединять в единый образ то, что нам дано при рождении с тем, что мы смогли в себе развить.

 

7. Сила Эго - это способность переносить стресс и реагировать на него наиболее адекватным и адаптивным способом. Иногда человек не имеет достаточно сил для адаптации к новой ситуации, причин может быть множество: особенности темперамента, наличие небезопасной привязанности, недостаточно хорошие условия для развития в детстве. В таком случае, реакция на стресс может проявляться в болезни, различных зависимостях, в том числе от других людей.

 

8. Способность к реалистичной и надежной самооценке. Некоторые люди склонны к суровой самокритике, другие, наоборот, отличаются завышенной самооценкой. И то, и другое отражает нереалистичное отношение к себе, очень важно построить реалистичное представление о себе, не стремиться быть идеальным, позволить себе ошибаться, быть добрым по отношению к себе, уметь учиться на своих ошибках, быть способным к развитию, не предъявляя к себе слишком жестких требований.

 

9. Система ценностей. Очень важно понимать этические нормы, наделать их смыслом, испытывать сожаления из-за совершенных плохих поступков. Кроме того, речь идет о способности быть лояльным по отношению не только к себе, сочувствовать другим людям, понимать их внутреннюю мотивацию, которая направляет поведение.

 

10. Способность справляться с собственными эмоциями и способность испытывать весь спектр эмоций.

Это проявляется в том, что человек получает удовольствие от чувств, имеет к ним доступ, оставаясь при этом в контакте не только с эмоциями, но и со своей рациональной частью.

 

11. Способность к саморефлексии, умение смотреть на себя со стороны, различать себя и другого. Человек, у которого хорошо развита рефлексивная функция может оценить и принять свои разные части, способен осознать наличие у себя психической проблемы и помочь себе справиться с ней. Одним из признаков того, что человек способен к рефлексии - наличие чувства юмора.

 

12. Способность к ментализации, то есть способность осознавать отдельность себя от других людей, способность увидеть в другом Другого, отдельную личность со своими особенностями, сильными и слабыми сторонами. Следует отметить, что эта способность развивается в эдипальной фазе, когда ребенок понимает, что его родители - это два отдельных человека, между которыми есть связь, и ребенок не вовлечен в эти отношения, в этот период приходит понимание того, что ребенок больше не является центром мира. Наличие способности к ментализации дает возможность осознать и понять, что собственные чувства могут отличаются от чувств других людей, их мотивации могут отличаются, что не стоит приписывать другим людям собственные чувства.

 

13. Владение достаточным количеством защитных механизмов и гибкость в их использовании.

 

14. Баланс между самовыражением и адаптацией к реакции окружающих.

Важно быть собой, заботиться о себе и о собственных интересах, не ущемляя при этом интересы других людей. Такое отношение к себе помогает находиться в гармонии с собой и своим окружением. Люди, склонные к депрессии, зачастую испытывают экзистенциальное отчаяние, ощущение глобального одиночества и отсутствие смысла жизни. Мысли о том, что "я плохой, со мной что-то не так" и "я пустой, я должен быть с кем-то" мешают установить полноценные, равноправные отношения с людьми.

 

15. Чувство витальности - это способность чувствовать себя живым, страстность, энтузиазм, любопытство, способность к поиску смысла жизни. Психоаналитик Дональд Винникотт писал, что "Человек может быть нормальным и не быть живым". Психоаналитик Джойс МакДугалл ввела термин "нормопаты" для описания людей со внешне нормативным поведением, которое сопровождается отсутствием смысла.

 

16. Способность к пониманию того, что есть вещи, которые невозможно изменить, умение искренне горевать, понимая ограниченность своих возможностей, способность понять, что не всегда возможно получить, то, что хочется, способность принять эту ситуацию и продолжить жить дальше.

 

 

Абрахам Маслоу сформулировал понятие самоактуализированной личности, то есть достигшей вершины личностной зрелости. Вот краткий список черт такой личности:


1. Принятие себя, а также других такими, какие есть. Отсутствие защитных форм поведения.

2. Адекватное восприятие действительности, без влияния предрассудков, стереотипов и естественных потребностей.

3. Любознательность и интерес ко всему новому.

4. Простота и естественность, интуитивность и спонтанность в проявлениях.

5. Склонность к одиночеству и отстраненности от различных событий, в том числе и собственной жизни.

6. Независимость и автономность от окружения.

7. Выполнение жизненной миссии.

8. Свежесть восприятия, которая обычно свойственна исключительно детям и гениям.

9. Высокий уровень самопонимания. Хорошо осознаваемая позитивная Я-концепция, собственное Я уникально и неповторимо.

10. Чувство единства с человечеством в целом.

11. Демократичность и лояльность в отношениях. Готовность учится у других.

12. Чувство юмора по отношению к жизни и себе.

13. Крепкие моральные устои. Нравственность. Острое понимание справедливости, добра и зла.

14. Критичное отношение к культурной среде обитания. Идентификация себя не со своей культурой, а с человечеством в целом.

15. Креативность, проявляющаяся во всех действиях, вне зависимости от рода занятий.

Самоактуализированную личность отличает способность опираться на себя, потребность в самовыражении, а также умение жить «здесь и сейчас». Эти люди обладают ярко выраженной индивидуальностью, которая в то же время сочетается с выраженной сопричастностью к человечеству.

Расшифровка этих черт приведена в дополнительном файле.

Вопросы и задания к лекции:

(учащиеся групп на онлайн-обучении должны прислать мне ответы на три произвольно выбранных вопроса из нижеследующих)

1. Насколько значима для дальнейшего развития личности ребенка его коммуникация с матерью (или лицом, ее заменяющим) в первый год жизни ребенка?

2. Что такое анаклитическая депрессия?

3. До какого возраста отсутствие сопереживания по отношению к другим является нормальным?

4. Дайте определение понятию «границы личности».

5. Что такое виктимность?

6. Как связаны понятия виктимности и насилия?

7. Какие личностные границы у виктимной личности, по классификации границ Нины Браун?

8. Как связаны понятия личностных границ и конформности?

9. Является ли конформность психологической нормой, на ваш взгляд?

10.  Какой из признаков психологического здоровья личности по Н. Мак-Вильямс показался вам наиболее спорным? Опишите ход своей мысли.

 

 


[1] Катексис – один из основных психоаналитических терминов. Обозначает интерес, внимание или эмоциональный вклад.

[2] Полный текст статьи здесь: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obscheniya-pozhilyh-lyudey/viewer



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.02 с.)