Товар и его свойства. Альтернативные теории формирования стоимости продукта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Товар и его свойства. Альтернативные теории формирования стоимости продукта



Товар является ключевым элементом в экономической системе. Это достаточно абстрактное и сложное явление. Существуют разные понимания его сущности.

Рассмотрим два направления.

1. По Марксу, товар – это полезный человеку продукт труда, предназначенный для продажи, из чего следует ряд выводов:

- товаром является лишь то, что удовлетворяет человеческую потребность;

- товар - это то, что опосредовано трудом, так что продукты природы не являются товаром сами по себе, а превращаются в товар после воздействия на них труда человека;

- товаром является то, что предназначено для продажи.

2. Австрийская экономическая школа рассматривает товар иначе.

Здесь он определяется как специфическое экономическое благо, произведенное для обмена. Такую трактовку товара дали: К. Менгер в работе “Основания политической экономии” (1871 г.); Ф. Визер – “Общественное хозяйство” (1924 г.); Бем-Баверк – “Теория Карла Маркса и ее критика” (1897 г.).

Экономические блага – это то, что является объектом или результатом экономической деятельности. Их можно получить в количестве, ограниченном, по сравнению с потребностями.

Общее –  в обоих случаях товар рассматривается как результат труда.

Различие – второе определение учитывает соотношение между потребностью в благе и доступностью этого блага для потребления.

Товары могут носить как материальный, так и нематериальный характер.

Товар в нематерилизованной форме принимает форму услуги.

Услуга – это определенный результат человеческой деятельности, имеющей полезный эффект, но не имеющий вещественной формы.

Итак, два направления можно подразделить на трудовую теорию стоимости и теорию предельной полезности (маржинализм).

Трудовая теория стоимости

Товар обладает двумя свойствами:

- способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность. Эта способность называется потребительной стоимостью;

- способностью обмениваться на другие товары. Эта способность обмениваться на другие товары в определенной количественной пропорции характеризует товар со стороны меновой стоимости.

Потребительная стоимость - э то способность вещи удовлетворять какую-либо потребность. Но это не зависит от того, приносит ли удовлетворение данной потребности пользу или вред людям. Например, сигареты имеют для курящих людей потребительную стоимость, хотя курение, несомненно, причиняет вред здоровью.

Потребительная стоимость  большей частью находится в прямой зависимости от естественных свойств вещи.. Так, хлеб, мясо, масло, фрукты и другие продовольственные продукты имеют потребительную стоимость, потому что содержат в себе белки, жиры, углеводы и витамины, необходимые для человеческого организма; нефть имеет потребительную стоимость как топливо, потому что при ее сгорании выделяется большое количество тепловой энергии.

Потребительная стоимость не зависит от количества труда, затрачиваемого для производства данной вещи. Например, килограмм зерна, произведенного с применением трактора, воплощает в себе значительно меньшее количество труда, чем килограмм зерна, произведенного с помощью сохи; однако потребительная стоимость килограмма хлеба в первом случае ничуть не меньше, чем во втором.

Потребительная стоимость как таковая существует во всяком человеческом обществе, в любую историческую эпоху. Но одна и та же человеческая потребность в зависимости от исторических условий удовлетворяется с помощью различных вещей. Полезные свойства вещей обнаруживаются лишь в результате исторического развития. Например, дерево издавна употреблялось для постройки жилищ и изготовления домашней утвари, но использование древесины для производства искусственного волокна возникло сравнительно недавно.

  Потребительная стоимость товара отличается от потребительной стоимости продукта в натуральном хозяйстве. Во-первых, в натуральном хозяйстве продукты имеют потребительную стоимость для самих производителей, товары же обладают общественной потребительной стоимостью, то есть потребительной стоимостью для других членов общества. Меройобщественной потребительной стоимости являетсявеличина спросаВо-вторых, - и это специфично для товарного хозяйства – потребительная стоимость товара есть такая потребительная стоимость, которая посредством обмена переходит из производства в потребление. Следовательно, потребительная стоимость товара имеет специфически исторический характер. В условиях товарного производства потребительные стоимости становятся вещественными носителями меновой стоимости.

Меновая стоимость

   Вторым свойством, обязательно присущим товару, является меновая стоимость, которая непосредственно выступает как способность товара в определенных количественных соотношениях обмениваться на другие товары

Общим, содержащимся во всех обмениваемых друг на друга товарах, является Ответ.3. ( начало ) общественный труд, затрачиваемый на их производство. При всем разнообразии их потребительных стоимостей товары качественно разнородны как воплощение общественного труда. Вместе с тем воплощенный в товарах общественный труд делает их и количественно соизмеримыми. Следовательно, основой меновой стоимости товаров, обусловливающей приравнивание их друг к другу в определенных пропорциях, является общественный труд.

Труд, затраченный на производство товара, определяет меновую пропорцию. Затраты труда придают товару свойства стоимости.

Стоимость

Общественный труд, воплощенный в товарах и обнаруживающийся посредством их обмена, представляет собой стоимость товаров. Товары, имеющие равную стоимость, обмениваются друг на друга; они эквивалентны, равноценны. Стоимость тесно связана с меновой стоимостью. Стоимость – это внутреннее свойство товара, меновая же стоимость – это внешнее проявление стоимости посредством обмена одного тора на другой.

Величина стоимости определяется не индивидуальными затратами, а общественно-необходимыми. Эти затраты определяются при общественно-нормальных условиях производства, т.е. при среднем уровне умелости и интенсивности труда, однако, не все меру стоимости рассматривали таким образом.

Так, А. Смит за меру стоимости принимал рабочее время. Д. Рикардо – рабочее время на производство товара при худших условиях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.80.45 (0.004 с.)