Практическое занятие № 1 «Понятие, предмет, система, методы и источники курса» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие № 1 «Понятие, предмет, система, методы и источники курса»



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по дисциплине «Семейное право»

1.1. Методические рекомендации по организации работы студентов во время проведения лекционных занятий

Особенность семейного пра­ва как отрасли права, заключается в том, что оно, как никакая другая отрасль, соприкасается с жизнью каждого человека. Рож­даясь, мы уже вступаем в семейные правоотношения и на протяжении всей жизни исполняем права и обязан­ности детей, родителей, супругов.

Еще одна интересная черта семейного права - его чуткость ко всем происходящим в обществе изменени­ям. Это может быть проиллюстрировано массой примеров. В дохристианской Руси существовало два способа заключения брака - это женокрадство и появившаяся чуть позже договороподобная категория (жену покупа­ли). Еще чуть более века назад известный классик российского правоведения А. И. Загоровский, создавая свой «Курс семейного права», выделял три группы личных неимущественных прав супругов: права, принад­лежащие только жене, только мужу и общие права.

Сегодня же феминистское движение привело к тому, что женщина и мужчина уравнены, в том числе, и в семейных правах. Одновременно процессы либерализации, происходящие в западных странах, ввели в правовую жизнь такой институт, параллельный браку, как парт­нерство. Развитие медицинских технологий заставляет переосмысливать веками наработанные понятия родительства. В биоэтике рассматриваются три вида родительства - биологическое, социальное и техническое, а в СК РФ уже сейчас есть нормы, касающиеся суррогатного материнства.

Семейное право интересно еще и тем, что оно требует понимания сути регулируемых им отношений, специалист в этой области должен обращаться к смежным наукам - психологии, социологии, философии. Поэтому студентам предлагается ряд тем для докладов и рефератов именно такого характера.

Изучение студентами дисциплины «Семейное право» предусматривает проведение лекционных и практических занятий под руководством преподавателя согласно расписанию занятий, а также самостоятельное освоение дополнительной литературы, нормативных актов и судебной практики при подготовке к практическим занятиям и эку.

Дидактическое назначение лекции заключается в том, чтобы ввести студентов в предмет, ознакомить с ее основными категориями, закономерностями изучаемой дисциплины и ее методическими основами, пробудить в них интерес к проблематике и стремление к самостоятельному мышлению. Тем самым, определяются содержание и характер всей дальнейшей работы студента.

С самого начала лекции студенту необходимо настроить себя на активное ее прослушивание. Не жалейте места в тетради (всегда оставляйте поля), это позволит Вам делать комментарии, пометки. Помните, что любая тема и ее основные идеи должны быть найдены Вами в кратчайшее время. Хороший конспект лекций значительно облегчает подготовку к практическим занятиям, а в дальнейшем к экзамену.

Упростить работу с лекционной тетрадью поможет использование текстовыделителей и памяток-стикеров.

Студентам рекомендуется завести свой словарь терминов (алфавитный или тематический), куда стоит записывать все незнакомые термины и/или термины, вызвавшие затруднение.

 

1.2. Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям.

При проведении практических занятий студенту важно добиться не простого заучивания материала, а его осмысление и понимание. Это возможно только при активном участии самих студентов в процессе обучения. Существенную помощь студентам здесь окажут предложенные в конце каждой темы контрольные вопросы, а также задания для самостоятельной работы.

Для каждого занятия представлены подборки дополнительной литературы, нормативно-правовых актов, судебной практики. Так как объем настоящей рабочей программы достаточно ограничен, в ней не приводятся выходные данные каждого нормативно-правового акта, поскольку студент сможет найти его в любой справочно-правовой си­стеме. К каждой теме также прилагается список заданий и практических задач. В конце каждой темы приведе­ны тесты для закрепления пройденного материала.

В процессе проведения практических занятий студентам предлагается выполнение различного рода зада­ний, в том числе решение ситуационных задач (многие из которых составлены на основе изученной судебной практики судов общей юрисдикции Российской Федерации); подготовка исковых заявлений или отзывов на них; разработка текстов договоров и соглашений; подготовка устных докладов на заданную тему; написание небольших рефератов и эссе; проведение модельных судебных процессов и круглых столов по дискуссион­ным вопросам семейного права; решение тестовых заданий.

Ответ на практическом занятии не предполагает простого чтения готового материала, студент должен отвечать свободно, прибегая к помощи заранее подготовленного материала. Студентам, имеющим проблемы с дикцией и/или подачей материала, имеет смысл проговорить свое выступление заранее.

 

1.3 Методические рекомендации к самостоятельной работе студента.

Главной формой приобретения знаний была и остается самостоятельная работа по изучению курса с учетом рекомендаций преподавателя.

Самостоятельная работа – основа образования. В структуре це­лостного педагогического процесса она, с одной стороны, высту­пает как внеаудиторная работа обучающихся, точнее самостоятель­ная работа с учебной литературой, выполняемая вне основного рас­писания занятий учебного заведения. Такая работа включает в себя следующие элементы: ознакомительное чтение материала по дан­ному вопросу с определением его места и связей в системе изучае­мых, исследуемых, прорабатываемых проблем; повторение, вдум­чивое чтение с составлением плана прочитанного; выделение глав­ного по каждому пункту составленного плана; запись отобранного материала и т.д.

С другой стороны, самостоятельная работа - это сис­тематическая, планомерная, целенаправленная работа обучающе­гося, осуществляемая им в ходе обязательных по расписанию учеб­ных занятий, где он слушает и самостоятельно конспектирует объяс­нение преподавателя; на практических занятиях он - в одиночку или в коллективе - выполняет задания, решает задачи.

Самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, которую студент совершает индивидуально или в группе без непосредственной помощи преподавателя (но так или иначе под контролем преподавателя), руководствуясь сформированными ранее знаниями и представлениями. Компетентностная модель образования предполагает значительное увеличение доли самостоятельной активности студента для реализации цели образовательной программы.

Задача преподавателя заключается в организации самостоятельной работы, позволяющей сформировать у студента необходимые знания, умения и навыки;

Задача студента заключается в том, чтобы в процессе самостоятельной работы под руководством преподавателя овладеть заявленной компетенцией, а также приобрести и/или развить способность к самостоятельному приобретению знаний, умений, навыков, а также к способности к самоорганизации и саморефлексии учебно-познавательной деятельности.

Изучение курса «Семейное право», а соответственно и семейных правоотношений, с объективной необходимостью предполагает сочетание анализа теоретических вопросов с практикой их применения при разрешении правовых споров в данной области знаний.

Возможные виды самостоятельной работы студентов:

  1. Работа со словарями и справочниками; анализ основной и дополнительной литературы, нормативно-правовых актов и судебной практики.
  2. Самостоятельное изучение материала по первоисточникам.
  3. Работа с библиотечными каталогами, самостоятельный подбор необходимой литературы.
  4. Самостоятельный поиск необходимой информации в сети Интернет.
  5. Конспектирование первоисточников.
  6. Реферирование первоисточников.
  7. Составление аннотаций.
  8. Составление рецензий.
  9. Составление обзора публикаций по теме.
  10. Составление и разработка словаря (глоссария).
  11. Составление или заполнение таблиц.
  12. Прослушивание аудиозаписей, просмотр видеоматериала по тематики дисциплины.
  13. Подготовка к различным формам промежуточной и итоговой аттестации.
  14. Подготовка устного сообщения для выступления на занятии.
  15. Написание реферата. Подготовка к защите (представлению) реферата на занятии.
  16. Подготовка доклада и написание тезисов доклада.
  17. Подготовка к участию в деловой игре.
  18. Подготовка к групповому обсуждению кейс-задания.
  19. Выполнения заданий для самоконтроля.
  20. Подготовка презентаций.

Одним из важных шагов к решению задач реализации самостоятельной работы по дисциплине «Семейное право» является формирование у студентов умения студентов работать с первичными текстами и создавать тексты вторичные. Вторичные тексты служат для хранения, накопления, переработки, аналитики и первичных знаний. Именно это назначение и определяет их существенную роль в обучении «Семейному праву»: создавая вторичные тексты, студент приобретает навыки самостоятельной обработки, кодировки и извлечения научной и любой другой информации. К вторичным текстам относятся эссе, рефераты, глоссарии, конспекты, опорные конспекты, рецензии, учебные записи, аннотации.

1.4 Методические рекомендации к написанию эссе.

Слово «эссе» пришло в русский язык из французского и этимологически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание). Французское еssаi можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.

Эссе - это сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные размышления конкретному вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.

Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:

1. Мысли автора по проблеме излагаются в форме кратких тезисов.

2. Мысль должна быть подкреплена аргументами.

3. Эссе должно иметь введение и заключение.

При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:

1. Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).

2. Необходимо выделение абзацев, красных строк.

3. Необходимой является ясная, логическая связь абзацев.

4. Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность и экспрессивность, художественность.

 

1.5 Методические рекомендации по составлению глоссария

Глоссарий − толковый словарь понятий и терминов, употребляемых в изучаемой дисциплине или разделе. Для составления глоссария по заданной теме нужно найти информацию с разных источников (сеть Internet, энциклопедии, практические пособия, учебная литература), изучить ее и составить в рукописном варианте или пользуясь текстовым процессором.

Работа должна быть представлена на бумаге формата А4 в печатном (компьютерном) или рукописном варианте.

Общие требования:

1. Глоссарий состоит из слов, соответствующих тематике задания.

2. Используемые слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа.

3. Допускается использование иностранных слов, если они подходят теме.

4. Не допускаются аббревиатуры, сокращения.

5. Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.

Структура глоссария:

1. 1 лист – титульный;

2. 2 − 5 лист – толковый словарь терминов;

3. 6 лист – список используемой литературы.

 

Планирование деятельности по составлению глоссария:

1. Определить, с какой целью составляется глоссарий.

2. Просмотреть и изучить лексико-грамматический материал по теме.

3. Продумать составные части глоссария.

4. Изучить дополнительный материал по теме.

5. Составить список слов.

6. Подобрать толкование слов.

7. Проверить орфографию текста, соответствие нумерации.

8. Проанализировать составленный глоссарий согласно критериям оценивания.

9. Оформить готовый глоссарий.

 

1.6. Методические рекомендации к написанию конспекта.

Конспект - это краткое, связное и последовательное изложение констатирующих и аргументирующих положений текста.

Рекомендации по составлению конспекта:

- Определите цель составления конспекта.

- Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.

- Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте как своими словами, так и приводите в виде цитат.

- В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).

- Составляя конспект, допустимо: отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.

- Используйте реферативный способ изложения

- Собственные комментарии, вопросы, мысли располагайте на полях или выделяйте в тексте.

- Необходимо записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные.

- Необходимо осмыслить основное содержание конспектируемого текста, поэтому читать текст надо столько раз, сколько потребуется для ясного понимания.

- План - основа конспекта.

- Конспектируя, оставляйте место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.

- Допустимо применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений, выделения цветом.

- Необходимо соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.

- Необходимо перечитывать первоисточник столько раз, сколько потребуется для ясного, чёткого понимания позиции автора.

1.7. Методические рекомендации по подготовке к сдаче экзамена.

Успешная сдача экзамена более вероятна при систематической работе студента в течение учебного семестра, поэтому не стоит откладывать подготовку к экзамену на несколько последних дней.

По дисциплине «Семейное право» предполагается экзамен с использованием билетов, каждый билет включает в себя два вопроса к экзамену.

По согласованию с преподавателем отдельные студенты вместо одного из вопросов билета могут проходить углублённое собеседование по заранее подготовленному конспекту первоисточника. Выбор первоисточника утверждается по согласованию с преподавателем, в частности могут использоваться дополнительные источники к практическим заданиям или первоисточники к заданию конспект.

 

Планы практических занятий.

План практического занятия

  1. Основные направления государственной семейной политики.
  2. Формы государственной помощи семье.
  3. Понятие семейного права.
  4. Предмет и метод семейного права.
  5. Проблема самостоятельности семейного права как отрасли права. Отграничение семейного права от смежных отраслей права.
  6. Основные начала (принципы) семейного права.

Основная литература: [1]; [2]; [5].

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение семьи в социологическом и юридическом смысле. В чем состоит разница этих определений?

2. Перечислите основные задачи семейного права.

3. Каково соотношение семейных отношений, регулируемых и нерегулируемых семейным законодательством?

4. Назовите особенности сочетания императивного и диспозитивного методов в регулировании семейных правоотношений.

5. Каковы тенденции изменения метода семейно-правового регулирования в связи с реформой семейного законодательства. 

6. Каково место семейного права в системе отраслей частного права? Соотношение отрасли семейного права с другими отраслями российского права?

7. Перечислите принципы семейного права и раскройте их содержание.

8. Дайте краткую характеристику Семейного кодекса РФ 1995 г. Каковы основные проблемы применения норм Семейного кодекса РФ?

9. Какие наиболее существенные изменения были внесены Семейным кодексом РФ 1995 г. в регулирование семейных правоотношений по сравнению с Кодексом о браке и семье РСФСР 1969 г.?

10. Охарактеризуйте международно-правовые акты по правам ребенка. Конвенция о правах ребенка 1989 г. Декларация прав ребенка 1959 г. Конвенции МОТ, регулирующие труд несовершеннолетних.

11. Каково соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов РФ, регулирующих семейные правоотношения?

12. Назовите федеральные законы и подзаконные акты, регулирующие семейные правоотношения.

Задания для самостоятельной работы.

Практические задания:

Решите задачу:

Глава администрации Н-ской области своим распоряжением снизил до 16 лет возраст лиц, вступающих в брак, а также утвердил Положение о ежемесячных выплатах опекунам денежных средств на содержание подопечных. Прокурор области внес протест на эти решения, посчитав их противоречащими требованиям закона.

Обоснован ли протест прокурора? Вправе ли органы исполнительной власти субъектов РФ принимать нормативные правовые акты, противоречащие нормам федерального семейного законодательства?

 

Решите тесовые задания:

1. Являются ли постановления Пленума Верховного Суда РФ источниками семейного права?

А. Нет, поскольку суды не могут заниматься правотворческой деятельностью. Судебная практика по семейным делам в виде постановлений Пленума Верховного Суда РФ не относится источникам семейного права. Тем не менее, они играют важную роль при применении семейного законодательства (Пленум может давать судебное толкование положений законодательства, которое, хотя и не является источником права, тем не менее, подлежит применению всеми судами РФ).

Б. Да.

В. Нет, поскольку Пленум Верховного Суда РФ не принимает постановления.

Г. Правильного ответа нет

 

2. Какой метод характерен для семейного права?

А. Диспозитивный.

Б. Императивный.

В. Коллизионный.

Г. Административный.

 

3. В отношении каких лиц в соответствии с Семейным кодексом РФ распространяется принцип приоритета семейного воспитания?

А. В отношении нетрудоспособных членов семьи.

Б. В отношении несовершеннолетних детей.

В. В отношении всех членов семьи.

Г. Правильного ответа нет

 

4. Мнение ребенка обязательно при изменении его имени и (или) фамилии при достижении им возраста:

А. 8 лет

Б. 10 лет

В. 12 лет

Г. 14 лет

 

5. Права граждан в семье могут быть ограничены:

А. Социальной принадлежностью

Б. Языковой принадлежностью

В. Федеральным законом

Г. Религиозной принадлежностью

 

6. Исходя из норм Семейного права, объединение, как правило, совместно - проживающих лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, возникающими из брака, родства, усыновления или иной формой устройства детей в семью, это:

А. Брак.

Б. Принцип семейного права.

В. Семья

Г. Опекунство.

 

7. Какие из законов субъектов РФ являются противоречащими федеральному законодательству?

А. Правильного ответа нет

Б. Законом о запрете приобретения двойных фамилий при регистрации брака;

В. Закон о применении на территории субъектов РФ новых форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, не предусмотренных семейным кодексом.

Г. Законы об уменьшении сроков рассмотрения заявления о регистрации браков в органах записи актов гражданского состояния; ч. 2 п. 1 ст. 11 СК РФ

 

8. Что из ниже перечисленного не является функцией семьи?

А. Совместное воспитание детей.

Б. Продолжение рода.

В. Общение.

Г. Равенство супругов в семье.

 

9. На трех несовершеннолетних детей алименты взыскиваются, как правило, в размере:

А. 1/2 заработной платы

Б. 1/4 заработной платы

В. 1/3 заработной платы

Г. 1/5 заработной платы

 

10. Каким нормативным актом регулируются вопросы установления отцовства в отношении детей, родившихся до 1 марта 1996 года?

А. Кодексом о браке и семье РСФСР.

Б. Семейным кодексом РФ.

В. Гражданским кодексом РФ.

Г. Федеральным законом РФ «Об усыновлении детей» от 1 февраля 1996 г.

 

Методические указания:

Во время подготовки к данной теме студент должен внимательно изучить рекомендуемую преподавателем основную и дополнительную литературу по теме, сформулировать правильные ответы, подготовить дополнения и уточнения к тем или иным вопросам.

Следует обратить внимание на роль судебной практики и значение постановлений Пленума Верховного Суда РФ по вопросам семейного права.

Кроме того, следует обратить внимание на соотношение норм семейного права и норм нравственности (морали) при регулировании семейных отношений.

План практического занятия

1. Понятие, виды и элементы семейного правоотношения.

2. Семейная правоспособность. Семейная дееспособность. 

3. Юридические факты: понятие и виды.

4. Родство и свойство: понятие и их юридическое значение.

5. Осуществление семейных прав и исполнение семейных обязанностей.

6. Особенности осуществления семейных прав несовершеннолетними и недееспособными.

7. Защита семейных прав: понятие, формы, способы и средства.

8. Соотношение понятий «защита» и «охрана».

9. Органы, осуществляющие защиту семейных прав.

 

Основная литература: [1]; [2]; [5].

 

Вопросы для самопроверки

1. Каковы особенности общественных отношений, регулируемых семейным правом?

2. Каково значение моральных и правовых неимущественных отношений для формирования и развития имущественной сферы семьи?

3. Проанализируйте осуществление семейных прав, меры защиты и ответственности в семейном праве.

4. Что означает правоспособность и дееспособность в семейном праве?

5. Каковы понятие и виды юридических фактов и их специфика в семейном праве?

6. Назовите юридические действия (бездействия) и их специфику в семейном праве.

Задания для самостоятельной работы.

Решите задачи:

Задача 1.

В орган ЗАГС с заявлением о выдаче повторного свидетельства о рождении сына обратилась гражданка Сизова. В ходе подготовки документов сотрудники ЗАГС выяснили, что Сизова была лишена родительских прав в отношении ребенка.

Вправе ли сотрудники органа ЗАГС выдать заявительнице повторное свидетельство о рождении ребенка?

 

Задача 2.

В районную прокуратуру поступило заявление от гражданки Аверченко, в котором она просила прокурора обратиться в суд с иском о признании недействительным брака, заключенного между Голубевым и Малышевой. В заявлении Аверченко указала, что скоро у нее должен родиться ребенок, отцом которого является Голубев, кроме того государственную регистрацию брака осуществляла бабушка Голубева по материнской линии, которая, являясь руководителем органа ЗАГС, сократила без уважительных причин срок для заключения брака до одной недели с момента подачи заявления.

Какие юридические факты являются основанием для признания брака недействительным? Какой ответ должен дать заявительнице прокурор?

 

Задача 3.

75-летний Игошин и 35-летняя Громова подали заявление о регистрации брака в орган ЗАГС. Позднее в ЗАГС обратилась дочь Игошин от первого брака и сообщила, что категорически возражает против регистрации этого брака, т.к. между женихом и невестой слишком большая разница в возрасте, кроме того ее отец является инвалидом 1 группы и страдает рассеянным склерозом, поэтому она полагает, что Громова вступает с ним в брак исключительно из корыстных целей, желая завладеть квартирой, в которой проживает ее отец.

Есть ли в данном случае основания для отказа в государственной регистрации брака?

 

Задача 4.

В районную прокуратуру поступило заявление от гражданки Аверченко, в котором она просила прокурора обратиться в суд с иском о признании недействительным брака, заключенного между Голубевым и Малышевой. В заявлении Аверченко указала, что скоро у нее должен родиться ребенок, отцом которого является Голубев, кроме того государственную регистрацию брака осуществляла бабушка Голубева по материнской линии, которая, являясь руководителем органа ЗАГС, сократила без уважительных причин срок для заключения брака до одной недели с момента подачи заявления.

Какие юридические факты являются основанием для признания брака недействительным? Какой ответ должен дать заявительнице прокурор?

 

Решите тестовые задания:

1. Может ли Правительство РФ устанавливать условия заключения брака лиц, не достигших 16 лет?

А. Нет, поскольку эти вопросы регулируются федеральным законодательством;

Б. Нет, поскольку это входит в компетенцию субъектов РФ; ч. 2 п. 2 ст. 13 СК субъекты РФ вправе издать законы, определяющие порядок и условия снижения брачного возраста при наличии исключительных обстоятельств для лиц, не достигших 16 лет.

В. Да, в определенных законом случаях.

Г. Правильного ответа нет

 

2. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, по защите их прав и интересов прекращаются, как правило, при вступлении несовершеннолетних детей в брак или при достижении ими возраста:

А. 14 лет

Б. 18 лет

В. 21 года

Г. 16 лет

 

3. Что из ниже перечисленного не является принципом семейного права?

А. Добровольность заключения брака.

Б. Равенство супругов в семье.

В. Обязательное совместное проживание членов семьи.

Г. Признание брака заключенного в органах ЗАГСа.

 

4. За регистрацию брака и выдачу свидетельства платится государственная пошлина:

А. 50 руб.

Б. 100 руб.

В. 200 руб.

Г. 350 руб.

 

5. В течение какого времени после развода можно подать заявление на раздел имущества?

А. Через 1 месяц.

Б. Через 1 год.

В. Через 3 года.

Г. Правильного ответа нет.

 

6. Что такое брачный договор?

А. Соглашение лиц, вступающих в брак.

Б. Соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке.

В. Соглашение лиц, вступающих в брак или соглашение супругов определяющее личные и имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.

Г. Соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.

 

7. Со дня подачи заявления в органы ЗАГСа брак регистрируется не позднее:

А. 1 месяца.

Б. 1,5 месяцев.

В. 2 месяцев.

Г. 3 месяцев.

 

8. При признании одного из супруга недееспособным, брак прекращается...

А. В органах ЗАГСа.

Б. Автоматически.

В. С согласия другого супруга.

Г. В судебном порядке, при наличии несовершеннолетних детей.

 

9. Кто решает вопросы воспитания и образования детей в семье?

А. Муж.

Б. Муж и жена.

В. Жена.

Г. Государство.

 

10. Актами какого государственного орган устанавливается перечень заболеваний, при которых гражданин не может быть усыновителем, опекуном (попечителем), приемным родителем?

А. Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Б. Правительство РФ.

В. Президентом РФ.

Г. Администрацией города

Методические указания:

Во время подготовки к данной теме студент должен внимательно изучить рекомендуемую преподавателем основную и дополнительную литературу по теме, сформулировать правильные ответы, подготовить дополнения и уточнения к тем или иным вопросам.

Следует обратить внимание на особенности семейно-правовой ответственности: понятие, особенности, основание и условия возникновения, формы. Каково соотношение мер защиты и мер ответственности?

Кроме того, следует обратить внимание на проблемы применения исковой давности к защите семейных прав.

План практического занятия

  1. Первичные формы семьи и брака при родовом строе.
  2. Правовое значение регистрации брака. Признание фактических брачных отношений, возникших до 8 июля 1944 г. Браки, оформленные до образования органов ЗАГС.
  3. Брак: понятие, признаки, порядок заключения.
  4. Основания прекращения брака.
  5. Процессуальные особенности дел о расторжении брака.
  6. Споры, разрешаемые одновременно с расторжением брака.
  7. Основания и последствия признания брака недействительным. Отличия расторжения брака от признания брака недействительным.
  8. Права детей, рожденных в браке, признанном впоследствии недействительным. Санирование недействительного брака.
  9. Регулирование брака по законодательству зарубежных стран.

 

Основная литература: [1]; [2]; [5].

 

Вопросы для самопроверки

  1. Понятие брака в социологическом и юридическом смыслах.
  2. Правовые теории на сущность брака.
  3. Условия заключения брака.
  4. Препятствия для заключения брака.
  5. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак.
  6. Порядок заключения брака.

Решите задачи

 

Задача 1.

18-летняя Суркова обратилась в районную администрацию с просьбой о снижении брачного возраста 17-летнему Арбузову, с которым она хотела бы вступить в брак. Просьба была удовлетворена. Брак Сурковой с Арбузовым зарегистрирован.

Правильны ли действия районной администрации? Требуется ли в подобных случаях согласие родителей несовершеннолетних? Кто вправе обратиться с просьбой о снижении брачного возраста?

Задача 2.

Супруги С.А. Сидоров и М.Н. Сидорова проживают в разных горо­дах. С.А. Сидоров неоднократно предъявлял претензии по этому поводу к жене и требовал, чтобы она переехала к нему из Рязани в Москву. М.Н. Сидорова в свою очередь настаивала на том, чтобы ее муж пере­ехал к ней, т.к. жилищные условия в г. Рязани значительно лучше. Кроме того, есть возможность хорошего трудоустройства.

Взаимные претензии по данному вопросу заставили С.А. Сидорова подать в суд заявление на развод. Суд счел претензии супругов неосновательными с точки зрения закона и в разводе им отказал.

Соответствует ли решение суда требованиям закона? Мотивируйте свой ответ.

 

Задача 3.

Гражданка М.И. Трофимова до брака имела фамилию Иваненко. При расторжении брака в суде с гражданином А.П. Трофимовым она попросила сохранить ей общую фамилию (Трофимова). Однако супруг возражал про­тив этого. Он заявил, что если суд расторгнет брак, то его бывшая жена должна носить добрачную фамилию.

Прав ли А.П. Трофимов? Какое решение должен вынести суд?

Задача 4.

Гражданин Петров А.С. дал согласие в органе ЗАГСа о том, что­бы его записали в качестве отца ребенка, родившегося у гражданки Немчиновой П.М., с которой он в супружеских отношениях не со­стоял.

На основании ст. 5 п. 2 Семейного кодекса РФ такая запись органом ЗАГСа была произве­дена. Позже, когда гражданка Немчинова П.М. подала на взыскание али­ментов в пользу своего ребенка с гражданина Петрова А.С., тот подал в суд встречное заявление об оспаривании отцовства, ссылаясь на то, что он зна­л фактического отца ребенка еще в тот период, когда зарегистрировал себя отцом данного ребенка.

Суд отказал Петрову А.С. в удовлетворении его требований.

Соответствует ли решение суда закону? Мотивируйте свой ответ.

 

Задача 5.

В юридическую консультацию обратился гражданин Вайсман. Его интересует как можно исправить ошибку в свидетельстве о заключении брака, где неверно было указано его имя - вместо «Рувим» было записано «Рувин».

Каков порядок внесения исправлений в актовые записи и свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния?

 

Задача 6.

В.Д. Голиков и Б.Н. Дружинина подали в орган ЗАГСа заявление о вступле­нии в брак. Через несколько дней к заведующей отделом ЗАГСа обратилась гражданка К.Л. Манина. Она просила ни в коем случае не регистрировать брак Голикова и Дружининой, поскольку она, К.Л.Манина, уже несколько лет живет в гражданском браке с В.Д.Голиковым. У них дружная семья, есть общая дочь в возрасте 5 лет (что подтверждено записью в свидетельстве о рождении дочери).

Вправе ли орган ЗАГСа отказать В.Д. Голикову и Б.Н. Дружининой в регистрации брака?

Задача 7.

При регистрации брака в органах ЗАГС 30 июня 2010 г. между М.А. Ивановым и Р.П. Мелешко свидетельство о браке было оформлено с двумя грубыми ошибками. Запись была сделана следующего содержания: «Гражданин Иванов Михаил Николаевич, 1978 г. рождения, г. Москва и гражданка Мелешко Раиса Петровна, 1980 г. рождения, г. Москва, всту­пили в брак 30 июля 2010 г., о чем в книге записи актов гражданского со­стояния о браке 2010 г. в июне 30 числа произведена соответствующая за­пись за № 375».

Найдите ошибки и укажите, в чем они состоят.

Задача 8.

Не состоящие в зарегистрированном браке А.Ф. Алексеенко и В.Д. Жмуров в совместном заявлении в орган ЗАГСа просили зарегистрировать факт рождения их сына Андрея и записать В.Д. Жмурова его отцом.

Заведующий органом ЗАГСа оказался в затруднительном положении, так как каждый из родителей просил присвоить ребенку свою фамилию, и попытки добиться решение спорного во­проса по их взаимному согласию не имели успеха. Как следует разрешить данный спор родителей ребенка?

Методические указания:

Во время подготовки к данной теме студент должен внимательно изучить рекомендуемую преподавателем основную и дополнительную литературу по теме, сформулировать правильные ответы, подготовить дополнения и уточнения к тем или иным вопросам.

Следует обратить внимание на разграничение оснований расторжения брака в суде и в органах ЗАГСА.

Кроме того, следует обратить внимание на проблемы применения оснований недействительности брака.

План практического занятия

1. На каких принципах должны строиться личные отношения между супругами? В каких статьях СК РФ закреплены эти принципы?

2. Каков правовой режим совместной собственности супругов?

3. Каков порядок раздела общего имущества супругов? Отступление от положения о равенстве долей. Исковая давность для требования о разделе

4. Раскройте содержание брачного договора.

5. Назовите основания и охарактеризуйте порядок изменения и расторжения брачного договора.

6. Ответственность супругов по обязательствам.

7. Имущественно-правовые режимы супругов по законодательству зарубежных стран.

 

Основная литература: [1]; [2]; [5].

 

Вопросы для самопроверки

1. Понятие и виды личных неимущественных прав и обязанностей супругов в семейных отношениях. 

2. Понятие и виды имущественных прав и обязанностей супругов в семейных отношениях. 

3. Законный режим имущества супругов.

4. Понятие и объекты совместной собственности супругов.

5. Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов (бывших супругов). Имущество каждого из супругов.

Задание для самостоятельной работы.

Подготовить глоссарий по теме занятия (не менее 5 терминов).

Решите задачи:

Задача 1.

При заключении брачного контракта супруги определили в нем режим лишь в отношении части имущества (одной трети). Позволяет ли это закон?

Задача 2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.198 с.)