Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Интеракционистский подход в социальной психологии.Стр 1 из 6Следующая ⇒
ИНТЕРАКЦИОНИСТСКИЙ ПОДХОД В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. Наиболее значимым критерием для выделения данной ориентации является ее общий теоретический источник. Этим источником послужили социально-психологические концепции Д.Мида, а также отдельные ролевые концепции Линтона (1936), Мертона (1957) и др. Дж. Мид был одним из последних американских теоретиков, который выступал одновременно как философ прагматистского направления, социолог и социальный психолог. Интеракционистская ориентация пришла в социальную психологию из социологии. Понятийный аппарат и проблематика интеракционистской ориентации взяты в основном из социально-психологических концепций Дж. Мида. Отправным пунктом анализа здесь является не отдельный индивид, а социальный процесс, понимаемый как процесс интеракции индивидов в группе, обществе. Представителей интеракционистской ориентации, то их в первую очередь интересует сам процесс социального взаимодействия, анализ которого необходим для понимания социального поведения человека. Они пытаются выяснить, какими специфическими для человека средствами осуществляется и регулируется процесс социальной интеракции. Отсюда большой интерес к проблеме коммуникации при помощи символов, языка, к интерпретации ситуации, к проблемам структуры личности, ролевого поведения и референтной группы как источнику формирования норм социального взаимодействия и социальных установок. В интеракционистской ориентации можно выделить следующие направления: Символический интеракционизм. Ролевые теории. Теории референтной группы. Символический интеракционизм Те, кто считает себя представителями данного направления, являются наиболее последовательными выразителями идей и концепций Дж. Мида. Среди них наибольшей известностью пользуются такие авторы, как Г. Блумер, Н. Дензин, М. Кун, А. Роуз, А. Стросс, Т. Шибутани и др. Они большей частью разрабатывают не отдельные аспекты мидовских концепций, а берут весь комплекс проблем, которые ставил Дж. Мид в целом. При этом представители символического интеракционизма не столько развивают концепции Мида, сколько их интерпретируют и популяризируют. Ролевые теории Социально-психологический анализ социальной роли имеет большое значение для понимания социального поведения личности. К концу 60-х годов в американской социальной психологии насчитывалось уже много сотен преимущественно эмпирических, но также и теоретических исследований в данной области. Такая популярность ролевых исследований объясняется некоторыми авторами двумя обстоятельствами. Во-первых, проблема роли представляет большие возможности как для теоретических, так главным образом и для эмпирических исследований. Во-вторых, ролевая теория содержит такой подход к исследованию социального поведения личности, который отсутствует в других теоретических ориентациях социальной психологии. Наибольшей известностью в данной области пользуются работы таких социальных психологов и социологов, занимающихся социально-психологической проблематикой, как Т. Сарбин, И. Гоффман, Р. Линтон, Р. Мертон, Р. Ромметвейт, Н. Гросс и др. В настоящее время в социальной науке имеются два типа ролевых теорий, которые он называет структуралистской и интеракционистской. Структуралистская ролевая теория прочно стоит на социологических позициях. Теоретические основы социологической ролевой теории закладывались многими авторами — М. Вебером, Г. Зиммелем, Т. Парсонсом и др. Все они разрабатывали проблемы связи индивидов и общества и влияния общества на индивида. Современные интеракционистские ролевые теории опираются на социально-психологические концепции Дж. Мида, связанные с понятием «роль», введенным им в обиход социальной психологии. Мид применял этот термин, когда он развивал идею «принятия роли другого», для объяснения акта взаимодействия индивидов в процессе речевой коммуникации.
Классификации ролей Межличностные роли гораздо более неопределенны по форме своего выражения в конкретном поведении именно потому, что они связаны с субъективными отношениями, с психическими свойствами индивидов, обладающими гораздо большим разнообразием и неопределенностью, чем объективные закономерности общественного развития и функционирования общества. Степень единства и четкости представлений о ролевых требованиях у членов общества в основном зависит от содержания и характера самих ролей, поэтому нельзя абсолютизировать субъективное восприятие роли и отрывать его от содержательных, деятельностных аспектов роли, от ее связи с социальными отношениями. В данном вопросе также находит свое отражение один из методологических принципов интеракционизма — сведение социальных отношений лишь к межличностным. Довольно большое место в ролевых теориях уделяется исследованию эмпатии как способности входить в роль другого не только на когнитивном, но и на эмоциональном уровне, т.е. не только знать, но и сопереживать роль другого вместе с ее исполнителем. Большое число теоретических и эмпирических работ в области ролевых теорий посвящено анализу факторов, воздействующих на восприятие и выполнение индивидом той или иной роли. При этом можно выделить следующие группы факторов:
1) знание роли, или представления о правах и обязанностях, связанных с данной ролью, т.е. когнитивный аспект; 2) значимость выполняемой роли, т.е. эмоциональный аспект; 3) умение выполнять данную роль, т.е. поведенческий аспект; 4) способность рефлексировать свое ролевое поведение. Исследование этих факторов имеет прямое отношение к изучению ролевого конфликта. Ролевые конфликты - ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями. Ситуация ролевого конфликта вызывается тем, что индивид оказывается не в состоянии выполнять предъявляемые ролью требования. В ролевых теориях принято выделять конфликты двух типов: межролевые и внутриролевые. К межролевым относят конфликты, вызываемые тем, что индивиду одновременно приходится исполнять слишком много различных ролей и поэтому он не в состоянии отвечать всем требованиям этих ролей, либо потому, что для этого у него нет достаточно времени и физических возможностей, либо потому, что различные роли предъявляют ему несовместимые требования. Анализ внутриролевого конфликта также занимает значительное место в социально-психологических исследованиях. Он выявляет, как правило, противоречивые требования, предъявляемые к носителям одной роли разными социальными группами. Теории референтной группы Теории референтной группы весьма тесно связаны с двумя предыдущими направлениями, существующими в рамках интеракционистской ориентации. В работах последователей этих теорий не дается однозначного общепринятого определения референтной группы, однако абсолютное большинство авторов связывают это понятие с обозначением группы, к которой индивид относит себя психологически, ориентируясь при этом на ее ценности и нормы. Данная группа служит своеобразным стандартом, системой отсчета для оценки себя и других, а также источником формирования социальных установок и ценностных ориентации индивида Разработка теорий референтной группы в современной западной социальной психологии связывается прежде всего с именами таких авторов, как Г. Хайман, Т. Ньюком, М. Шериф, Г. Келли, Р. Мертон и др. Теория поля к. Левина Теория поля Курта Левина и другие концепции гештальтпсихологии являются теоретическими источниками когнитивизма. Теория поля объясняла поведение человека исходя не только из когнитивных структур, но и мотивации. Одной из составляющих концепции К. Левина является теория мотивации. Движущей силой поведения человека являются потребности. Потребность – динамическое состояние (активность), возникающее у человека при осуществлении какого-либо намерения, действия. Потребности бывают двух видов:
· истинные (базовые) – потребности к труду, самоутверждению и т.п. · квазипотребности (квази – «как бы», «якобы») – временные, возникают у человека в данный момент, в данной ситуации, когда человек решит для себя, что это действие нужно выполнить. Квазипотребность – это заряженная система, энергия которой стремится к разрядке. Разрядка наступает, когда действие выполнено и квази потребность удовлетворена. Квазипотребность возникает и реализуется в жизненном пространстве. Жизненное пространство – это совокупность существующих и взаимосвязанных факторов, определяющих поведение индивида в данное время. Личность и её психологическое окружение в жизненном пространстве образуют психологическое поле. Проблемы межличностного влияния и социального поведения человека К. Левин объясняет в физических терминах. Личность –это система многочисленных непересекающихся друг с другом областей. Каждой области соответствует потребность или квазипотребность. Квазипотребность определяет поведение до тех пор, пока цель не достигается. Окружение – это окружающие личность объекты (материальные предметы, идеи, другие люди, ситуации), которые обладают положительной или отрицательной валентностью, т.е. способностью притягивать и отталкивать. Личность взаимодействует со своим окружением и испытывает на себе его влияние. Взаимодействие личности и окружения образует силовое поле. Это взаимодействие может быть как гармоничным, так и конфликтным. Воздействие на личность одновременно двух или нескольких объектов с одинаковой силой вызывает внутренний конфликт. Конфликты бывают трёх видов: 1. Стремление – стремление, когда на человека воздействуют одновременно с одинаковой силой два объекта, обладающих положительной валентностью (например, юноша хочет в одно и то же время пойти и на футбол, и на дискотеку); 2. Избегание – избегание, когда на человека одновременно с равной силой воздействуют два объекта, обладающих отрицательной валентностью (например, школьник не хочет выполнять домашнее задание, но боится пойти в школу с невыученными уроками и получить «2»);
3. Стремление – избегание – воздействие «+» и «-» валентности, исходящих одновременно от одного и того же объекта и равных по силе (например, девушка хочет идти на вечеринку и одновременно не хочет, так как на ней встретит неприятного ей человека). Успешность взаимодействия личности с её окружением зависит от её способности сопротивляться влиянию поля. К. Левин различал волевое и полевое поведение. Волевое поведение – поведение, обусловленное целями самого человека. Полевое поведение – поведение, зависимое от ситуативно значимых объектов воспринимаемого окружения (например, человек, которого легко можно спровоцировать на грубость или конфликт в общественном месте, т.к. он попадает под влияние плохого настроения кого-то из окружающих. ИНТЕРАКЦИОНИСТСКИЙ ПОДХОД В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. Наиболее значимым критерием для выделения данной ориентации является ее общий теоретический источник. Этим источником послужили социально-психологические концепции Д.Мида, а также отдельные ролевые концепции Линтона (1936), Мертона (1957) и др. Дж. Мид был одним из последних американских теоретиков, который выступал одновременно как философ прагматистского направления, социолог и социальный психолог. Интеракционистская ориентация пришла в социальную психологию из социологии. Понятийный аппарат и проблематика интеракционистской ориентации взяты в основном из социально-психологических концепций Дж. Мида. Отправным пунктом анализа здесь является не отдельный индивид, а социальный процесс, понимаемый как процесс интеракции индивидов в группе, обществе. Представителей интеракционистской ориентации, то их в первую очередь интересует сам процесс социального взаимодействия, анализ которого необходим для понимания социального поведения человека. Они пытаются выяснить, какими специфическими для человека средствами осуществляется и регулируется процесс социальной интеракции. Отсюда большой интерес к проблеме коммуникации при помощи символов, языка, к интерпретации ситуации, к проблемам структуры личности, ролевого поведения и референтной группы как источнику формирования норм социального взаимодействия и социальных установок. В интеракционистской ориентации можно выделить следующие направления:
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.155.100 (0.014 с.) |