Интеракционистский подход в социальной психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интеракционистский подход в социальной психологии.



ИНТЕРАКЦИОНИСТСКИЙ ПОДХОД В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Наиболее значимым критерием для выделения данной ориентации является ее общий теоретический источник. Этим источником послужили социально-психологические концепции Д.Мида, а также отдельные ролевые концепции Линтона (1936), Мертона (1957) и др. Дж. Мид был одним из последних американских теоретиков, который выступал одновременно как философ прагматистского направления, социолог и социальный психолог. Интеракционистская ориентация пришла в социальную психологию из социологии. Понятийный аппарат и проблематика интеракционистской ориентации взяты в основном из социально-психологических концепций Дж. Мида. Отправным пунктом анализа здесь является не отдельный индивид, а социальный процесс, понимаемый как процесс интеракции индивидов в группе, обществе. Представителей интеракционистской ориентации, то их в первую очередь интересует сам процесс социального взаимодействия, анализ которого необходим для понимания социального поведения человека. Они пытаются выяснить, какими специфическими для человека средствами осуществляется и регулируется процесс социальной интеракции. Отсюда большой интерес к проблеме коммуникации при помощи символов, языка, к интерпретации ситуации, к проблемам структуры личности, ролевого поведения и референтной группы как источнику формирования норм социального взаимодействия и социальных установок.

В интеракционистской ориентации можно выделить следующие направления:

Символический интеракционизм.

Ролевые теории.

Теории референтной группы.

Символический интеракционизм

Те, кто считает себя представителями данного направления, являются наиболее последовательными выразителями идей и концепций Дж. Мида. Среди них наибольшей известностью пользуются такие авторы, как Г. Блумер, Н. Дензин, М. Кун, А. Роуз, А. Стросс, Т. Шибутани и др. Они большей частью разрабатывают не отдельные аспекты мидовских концепций, а берут весь комплекс проблем, которые ставил Дж. Мид в целом. При этом представители символического интеракционизма не столько развивают концепции Мида, сколько их интерпретируют и популяризируют.

Ролевые теории

Социально-психологический анализ социальной роли имеет большое значение для понимания социального поведения личности. К концу 60-х годов в американской социальной психологии насчитывалось уже много сотен преимущественно эмпирических, но также и теоретических исследований в данной области. Такая популярность ролевых исследований объясняется некоторыми авторами двумя обстоятельствами. Во-первых, проблема роли представляет большие возможности как для теоретических, так главным образом и для эмпирических исследований. Во-вторых, ролевая теория содержит такой подход к исследованию социального поведения личности, который отсутствует в других теоретических ориентациях социальной психологии. Наибольшей известностью в данной области пользуются работы таких социальных психологов и социологов, занимающихся социально-психологической проблематикой, как Т. Сарбин, И. Гоффман, Р. Линтон, Р. Мертон, Р. Ромметвейт, Н. Гросс и др. В настоящее время в социальной науке имеются два типа ролевых теорий, которые он называет структуралистской и интеракционистской. Структуралистская ролевая теория прочно стоит на социологических позициях. Теоретические основы социологической ролевой теории закладывались многими авторами — М. Вебером, Г. Зиммелем, Т. Парсонсом и др. Все они разрабатывали проблемы связи индивидов и общества и влияния общества на индивида. Современные интеракционистские ролевые теории опираются на социально-психологические концепции Дж. Мида, связанные с понятием «роль», введенным им в обиход социальной психологии. Мид применял этот термин, когда он развивал идею «принятия роли другого», для объяснения акта взаимодействия индивидов в процессе речевой коммуникации.

Классификации ролей

Межличностные роли гораздо более неопределенны по форме своего выражения в конкретном поведении именно потому, что они связаны с субъективными отношениями, с психическими свойствами индивидов, обладающими гораздо большим разнообразием и неопределенностью, чем объективные закономерности общественного развития и функционирования общества. Степень единства и четкости представлений о ролевых требованиях у членов общества в основном зависит от содержания и характера самих ролей, поэтому нельзя абсолютизировать субъективное восприятие роли и отрывать его от содержательных, деятельностных аспектов роли, от ее связи с социальными отношениями. В данном вопросе также находит свое отражение один из методологических принципов интеракционизма — сведение социальных отношений лишь к межличностным. Довольно большое место в ролевых теориях уделяется исследованию эмпатии как способности входить в роль другого не только на когнитивном, но и на эмоциональном уровне, т.е. не только знать, но и сопереживать роль другого вместе с ее исполнителем. Большое число теоретических и эмпирических работ в области ролевых теорий посвящено анализу факторов, воздействующих на восприятие и выполнение индивидом той или иной роли. При этом можно выделить следующие группы факторов:

1) знание роли, или представления о правах и обязанностях, связанных с данной ролью, т.е. когнитивный аспект;

2) значимость выполняемой роли, т.е. эмоциональный аспект;

3) умение выполнять данную роль, т.е. поведенческий аспект;

4) способность рефлексировать свое ролевое поведение.

Исследование этих факторов имеет прямое отношение к изучению ролевого конфликта.

Ролевые конфликты - ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями. Ситуация ролевого конфликта вызывается тем, что индивид оказывается не в состоянии выполнять предъявляемые ролью требования. В ролевых теориях принято выделять конфликты двух типов: межролевые и внутриролевые. К межролевым относят конфликты, вызываемые тем, что индивиду одновременно приходится исполнять слишком много различных ролей и поэтому он не в состоянии отвечать всем требованиям этих ролей, либо потому, что для этого у него нет достаточно времени и физических возможностей, либо потому, что различные роли предъявляют ему несовместимые требования.

Анализ внутриролевого конфликта также занимает значительное место в социально-психологических исследованиях. Он выявляет, как правило, противоречивые требования, предъявляемые к носителям одной роли разными социальными группами.

Теории референтной группы

Теории референтной группы весьма тесно связаны с двумя предыдущими направлениями, существующими в рамках интеракционистской ориентации. В работах последователей этих теорий не дается однозначного общепринятого определения референтной группы, однако абсолютное большинство авторов связывают это понятие с обозначением группы, к которой индивид относит себя психологически, ориентируясь при этом на ее ценности и нормы. Данная группа служит своеобразным стандартом, системой отсчета для оценки себя и других, а также источником формирования социальных установок и ценностных ориентации индивида Разработка теорий референтной группы в современной западной социальной психологии связывается прежде всего с именами таких авторов, как Г. Хайман, Т. Ньюком, М. Шериф, Г. Келли, Р. Мертон и др.

Теория поля к. Левина

Теория поля Курта Левина и другие концепции гештальтпсихологии являются теоретическими источниками когнитивизма. Теория поля объясняла поведение человека исходя не только из когнитивных структур, но и мотивации. Одной из составляющих концепции К. Левина является теория мотивации. Движущей силой поведения человека являются потребности. Потребность – динамическое состояние (активность), возникающее у человека при осуществлении какого-либо намерения, действия. Потребности бывают двух видов:

· истинные (базовые) – потребности к труду, самоутверждению и т.п.

· квазипотребности (квази – «как бы», «якобы») – временные, возникают у человека в данный момент, в данной ситуации, когда человек решит для себя, что это действие нужно выполнить. Квазипотребность – это заряженная система, энергия которой стремится к разрядке. Разрядка наступает, когда действие выполнено и квази потребность удовлетворена. Квазипотребность возникает и реализуется в жизненном пространстве. Жизненное пространство – это совокупность существующих и взаимосвязанных факторов, определяющих поведение индивида в данное время. Личность и её психологическое окружение в жизненном пространстве образуют психологическое поле. Проблемы межличностного влияния и социального поведения человека К. Левин объясняет в физических терминах. Личность –это система многочисленных непересекающихся друг с другом областей. Каждой области соответствует потребность или квазипотребность. Квазипотребность определяет поведение до тех пор, пока цель не достигается. Окружение – это окружающие личность объекты (материальные предметы, идеи, другие люди, ситуации), которые обладают положительной или отрицательной валентностью, т.е. способностью притягивать и отталкивать. Личность взаимодействует со своим окружением и испытывает на себе его влияние. Взаимодействие личности и окружения образует силовое поле. Это взаимодействие может быть как гармоничным, так и конфликтным. Воздействие на личность одновременно двух или нескольких объектов с одинаковой силой вызывает внутренний конфликт. Конфликты бывают трёх видов:

1. Стремление – стремление, когда на человека воздействуют одновременно с одинаковой силой два объекта, обладающих положительной валентностью (например, юноша хочет в одно и то же время пойти и на футбол, и на дискотеку);

2. Избегание – избегание, когда на человека одновременно с равной силой воздействуют два объекта, обладающих отрицательной валентностью (например, школьник не хочет выполнять домашнее задание, но боится пойти в школу с невыученными уроками и получить «2»);

3. Стремлениеизбегание – воздействие «+» и «-» валентности, исходящих одновременно от одного и того же объекта и равных по силе (например, девушка хочет идти на вечеринку и одновременно не хочет, так как на ней встретит неприятного ей человека).

Успешность взаимодействия личности с её окружением зависит от её способности сопротивляться влиянию поля. К. Левин различал волевое и полевое поведение. Волевое поведение – поведение, обусловленное целями самого человека. Полевое поведение – поведение, зависимое от ситуативно значимых объектов воспринимаемого окружения (например, человек, которого легко можно спровоцировать на грубость или конфликт в общественном месте, т.к. он попадает под влияние плохого настроения кого-то из окружающих.

ИНТЕРАКЦИОНИСТСКИЙ ПОДХОД В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Наиболее значимым критерием для выделения данной ориентации является ее общий теоретический источник. Этим источником послужили социально-психологические концепции Д.Мида, а также отдельные ролевые концепции Линтона (1936), Мертона (1957) и др. Дж. Мид был одним из последних американских теоретиков, который выступал одновременно как философ прагматистского направления, социолог и социальный психолог. Интеракционистская ориентация пришла в социальную психологию из социологии. Понятийный аппарат и проблематика интеракционистской ориентации взяты в основном из социально-психологических концепций Дж. Мида. Отправным пунктом анализа здесь является не отдельный индивид, а социальный процесс, понимаемый как процесс интеракции индивидов в группе, обществе. Представителей интеракционистской ориентации, то их в первую очередь интересует сам процесс социального взаимодействия, анализ которого необходим для понимания социального поведения человека. Они пытаются выяснить, какими специфическими для человека средствами осуществляется и регулируется процесс социальной интеракции. Отсюда большой интерес к проблеме коммуникации при помощи символов, языка, к интерпретации ситуации, к проблемам структуры личности, ролевого поведения и референтной группы как источнику формирования норм социального взаимодействия и социальных установок.

В интеракционистской ориентации можно выделить следующие направления:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.155.100 (0.014 с.)