Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Акцентологические нормы современного русского литературного языка.

Поиск

            Сферы использования акцентологических вариантов

Акцентология (от лат. accentus — «ударение» и гр. logos — «слово, понятие, учение») — раздел языкознания, изучающий систему ударений какого-либо языка.

Акцентологические нормы русского литературного языка — это правила постановки ударения в словах.

Словесное ударение — это выделение одного из слогов неодносложного слова. Ударный гласный в слоге выделяется большей длительностью, силой и движением тона. В русском слове, как правило, одно ударение. Но в сложных словах, особенно в профессиональной речи, часто бывает два ударения: главное и второстепенное, т.е. побочное (на первой части длинного сложного слова): с у перобл о жка, эн е ргосист е ма, н е фтепров о д, маш и ностро е ние и др. Запомните! Нефте- (трубо-, газо-) пров о д, но: пр о вод (проволока). Среди сложных слов есть и одноударные: самосто я тельный, вице-премь е р и др. Ударение в русском языке может выполнять смыслоразличительную функцию. С его помощью различаются омографы (одинаковые по написанию, но различающиеся местом ударения и значением слова): з а мок — зам о к, м у ка — мук а, а тлас — атл а с, хл о пок — хлоп о к, о рган — орг а н и др. Неправильная постановка ударения влечет за собой искажение смысла. По месту ударения различаются также разные формы одного слова: н о ги (сущ. в форме им. п. мн. ч.)— ног и (сущ. в форме р. п. ед. ч.), в о лос (сущ. в форме им. п. ед.ч.) — вол о с (сущ. в форме р. п. мн. ч.) и др.; некоторые формы разных слов: п и ща (сущ. в форме им. п. ед. ч.) — пищ а (деепричастие), б е лка (сущ. в форме им. п. ед. ч.) — белк а (сущ. бел о к в форме р. п. ед. ч.) и др.

К особенностям русского ударения относятся его нефиксированность и подвижность. Рассмотрим это на конкретных примерах. В некоторых языках ударение фиксированное (например, на последнем слоге во французском языке).

 Русское ударение нефиксированное (разноместное — может падать на любой слог слова и на любую морфему: вы пустить, дом ик, дорог а, стол ов ая, рек а) и подвижное (перемещается в разных грамматических формах одного и того же слова: доск а — д о ски). Вследствие разноместности и подвижности русского ударения в устной речи возникают варианты произношения слов или форм слов.

Среди акцентологических вариантов, объективно сосуществующих в русском языке, следует различать:

1) акцентологические дублеты, когда разница в месте ударения не значима. Таких слов немного в русском языке, например: м а ркетинг и марк е тинг, кр у жится и круж и тся, пицц е рия и пиццерия и др. Следует отметить, что литературная норма стремится к освобождению от дублетов, поскольку они ничего не привносят ни в смысловом, ни в стилистическом отношении;

2) нейтральный и разговорный варианты, например:

обесп е чение (нейтр.) — обеспеч е ние (разг.); одновр е менно (нейтр.) — одноврем е нно (разг.);

мастерск и (нейтр.) — м а стерски (разг.).

Нейтральный вариант произношения рекомендуется использовать во всех сферах общественной жизни, в том числе и в сфере бытового повседневного общения, тогда как разговорный вариант только в сфере бытового повседневного общения. И нейтральный, и разговорный варианты находятся в пределах литературной нормы, однако, например, в словаре ударений для работников радио и телевидения дикторам разговорные слова рекомендуется употреблять ограниченно «для оживления, создания доверительного тона, с целью снятия барьера официальности между собой и слушателями»;

3) общеупотребительный и профессиональный варианты. Общеупотребительный вариант произношения считается нормативным для литературного языка, т.е. может использоваться в любой ситуации общения; профессиональный — считается ненормативным, т.е. находится за пределами литературного языка, используется в узком профессиональном кругу, например:

к о мпас (лит. норма) — комп а с (у моряков); рудн и к (лит. норма) — р у дник (у горняков);

шасс и (лит. норма) — ш а сси (у летчиков); и скра (лит. норма) — искр а (у металлургов);

4) нейтральный и поэтический (а также народно-поэтический), например:

дев и ца (нейтр.) — д е вица (народно-поэтич.); ш ё лковый (нейтр.) — шелк о вый (народно-поэтич.); кл а дбище (нейтр.) — кладб и ще (устар., поэтич.).

Словарная помета поэтич. означает, что такое произношение свойственно поэзии. Словарная помета народно-поэтич. означает, что такое произношение проникло в литературный язык из так называемой устной народной словесности.

5) литературный и просторечный, например:

св ё кла (лит.) — свекл а (прост.); крап и ва (лит.) — крапив а (прост.); крас и вее (лит.) — красив е е (прост.); килом е тр (лит.) — кил о метр (прост.).

Просторечный вариант находится за пределами норм русского литературного языка.

Допуская несколько вариантов произношения, акцентология указывает, какое место занимает каждый из них в литературном произношении. В силу своей социальной значимости акцентологические варианты могут использоваться, например, в сценической речи для социальной характеристики персонажа.

Запомните! Профессиональные, устаревшие и просторечные варианты не являются нормативными. Следует помнить о правильном произношении общеизвестных имен собственных, таких, например, как Ал е ксий, Вел и кий У стюг, К и жи, М ё рдок Айрис, Никар а гуа, Н ю рнберг (но: Нюрнб е ргский процесс), Сальвад о р Дал и, С е ргий Р а донежский, С и д[нэ]й, Сокол о в-Микит о в, С о львейг, Ст а врополь (но: Ставроп о льский край), Т а йная в е черя, Шри-Ланк а и др. В некоторых именах собственных допустимо вариативное ударение: Ньют о н — Нь ю тон, Пикасс о — Пик а ссо и др. В тех случаях, когда одно имя собственное относится к двум (или более) лицам, предметам, понятиям, нужно уточнить конкретное значение данного слова и, пользуясь словарями, выяснить правильное ударение. Например, Джордж В а шингтон (первый президент США) — Вашингт о н (столица США); Макб е т (персонаж одноименной трагедии Шекспира) — М а кбет (название повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»).

В существительных иноязычного происхождения правильно поставить ударение можно, зная происхождение слова, например, пул о вер, потому что слово пришло из английского языка (pullover — «свитер, любая вязаная одежда, натягиваемая через голову»), нувор и ш — из французского (nouveauriche — букв. «новый богач»). Объясните ударение следующих заимствованных слов: диспанс е р, некрол о г, кварт а л, г е незис, фен о мен, эксп е рт, катал о г.

В глаголах на -ировать более продуктивным считается вариант с ударением на и (суффикс -ир- восходит к немецкому -ieren): блок и ровать, национализ и ровать, приватиз и ровать. Запомните слова с ударением на последнем слоге: маркиров а ть, премиров а ть, нормиров а ть.

Ударение в отдельных грамматических формах. Определенную трудность (даже для образованного человека) представляет сегодня правильная постановка ударения в отдельных грамматических формах. Обратите внимание на следующие основные правила.

1. Ударение в кратких формах прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени всегда стоит на основе. И только в форме единственного числа женского рода оно переносится на окончание, например:

с о здан — создан а — с о зданы; вз я т — взят а — вз я ты; з а нят — занят а — з а няты.

2. В глаголах быть, дать, жить, клясть, а также в глаголах с древними корнями -ча-, -ня-, -мер-, -пер- в прошедшем времени только в форме женского рода ударение стоит на окончании, в остальных формах (при наличии приставки) ударение с основы в неопределённой форме передвигается на приставку, например:

отн я ть — о тнял — отнял ао тняли; пон я ть — п о нял — понял а — п о няли; нач а ть — н а чал — начал а — н а чали.

3. Глаголы, образованные от прилагательных, обычно имеют ударение на последнем слоге: глубокий — углуб и ть; легкий — облегч и ть; бодрый — ободр и ть, подбодр и ть.

4. Место ударения в отглагольных существительных обычно совпадает с местом ударения в исходном глаголе: обесп е чивать — обесп е чение; сосредот о чивать — сосредот о чение; упр о чить — упр о чение; упор я дочить — упор я дочение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 1227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.240.204 (0.012 с.)