Структурно-содержательная характеристика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структурно-содержательная характеристика



«Я — человек» — программа приобщения ребенка к социальному миру. Она включает четыре больших раздела. Все разделы взаимосвязаны, дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, воспитательно-образовательную ценность и цель. Каждый раздел имеет несколько подразделов, которые конкретизируют его содержание.

«Что я знаю о себе». Мой организм. Мои чувства. Мои мысли. Мои поступки. Мои умения. Моя семья. Моя родословная. Как мы живем в детском саду.

«Кто такие взрослые». Дети и взрослые. Зачем и как работают взрослые. Зачем и как люди отдыхают.

«Человек-творец». Предметы рукотворного мира. Человек создает технику. Материалы, созданные человеком. Живая, неживая природа и человек. Человек-художник.

«Земля — наш общий дом». Что такое Земля. Какие люди живут на Земле. Как люди заселили Землю. Твоя страна, твой народ.

Информативная часть программы усваивается детьми легче, если педагог отдает предпочтение поисково-экспериментальным, продуктивным и проблемным методам. В повседневной жизни следует обратить внимание на игры, наблюдения, упражнения, трудовую деятельность, индивидуальные беседы, праздники, развлечения.

Концептуальные положения, на которых построена программа, следующие:

— интеллектуальное и нравственное развитие ребенка происходит в тесном единстве;

— творческий потенциал личности ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему сугубо человеческими проявлениями в поступках, чувствах.

Содержание программы построено на доступных для понимания дошкольника сведениях из разных областей культуры: истории, религии, географии, астрономии, автономии.

При разработке принципов формирования конкретных знаний учитывалось, что знания о социальной действительности должны нести доступную детям информацию, вызывать эмоции и чувства, побуждать к деятельности, положительным поступкам. Каждая из составляющих обозначенного триединства имеет свою специфику. Слишком сложные знания становятся барьером к их восприятию. В программу включены знания, находящиеся между высшим и низшим порогами информативности, эмоционально близкие ребенку факты и явления, которые могут быть отражены в разнообразной детской деятельности. Игра, художественная деятельность детей наполняются содержанием знаний об окружающем, взаимоотношениях людей, их отношении друг к другу, событиям и фактам.

 

Учебно-методическое обеспечение

Автором написано учебное пособие «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью», которое может служить основой технологии реализации программы «Я — человек».

 

Результаты апробации программы

Программа может быть использована как парциальная и в сочетании с другими программами по общему развитию ребенка. Она будет полезна и учителям начальных классов для занятий с детьми в группе продленного дня, и родителям для занятий с детьми, которых интересует окружающий мир.

Программа «Я — человек» апробирована в практике работы воспитателей дошкольных учреждений городов — Москвы, Саранска, Тольятти, Шадринска и др.

 

 

Программа «Жаворонок»

Авторы: В.А. Зебзеева, НА. Быкова, НА. Головачева и др.

 

Рассчитана на детей от 3 до 7 лет, может быть использована как в дошкольном образовательном учреждении, так и в учреждениях дополнительного образования.

Теоретико-методологическую основу программы составили:

— научные труды отечественных и зарубежных ученых — представителей гуманистического направления в психологии и педагогике, исследования в области развития личности детей дошкольного возраста;

— публикации психологов и педагогов, посвященные проблемам экологического образования;

— положения культурологического, личностно-ориентированного подходов к обучению, воспитанию и развитию дошкольников.

Программа «Жаворонок» включает эмоционально-ценностный компонент, что способствует построению работы на удивлении, любовании природой, использовании природного материала с учетом принципа «трех э» (экология — эстетика — этика), интеграции изобразительной, музыкальной, художественной деятельности детей, комплекс «Искусство, творчество, экология».

Основная цель программы «Жаворонок»: обеспечить экологическое развитие детей дошкольного возраста.

Содержание программы распределено по разделам.

1. «Любуемся, чувствуем, фантазируем, отображаем». Это направление реализуется в работе творческих объединений: «Художница-природа», «Творчество и гарбология», «Флористика», «Эколого-художественная тропа».

2. «Воспринимаем, анализируем, создаем». Реализуется в творческих объединениях: «Экологический театр», «Экологическая сказка», «Игры-путешествия», «Уроки красоты».

3. «Исследуем, мыслим, учимся»: «Уроки мышления», «Экологическая лаборатория», «Игровая экология», «Эколого-психологический тренинг. Уроки безопасности».

4. «Двигаемся, отдыхаем». Обеспечивает «Динамический час».

 

Программа «Паутинка»

Автор: Ж.Л. Васякина-Новикова

 

Программа предлагает оригинальную систему развития экологических представлений, строящихся на принципе центрирования содержания работы на ребенке с широким использованием поисковых методов обучения и игровых действий.

Программа применима для различных видов ДОУ, но особенно может заинтересовать педагогов тех учреждений, для которых экологическое воспитание приоритетно. В ней используется интегрированный подход к воспитанию и обучению, при котором предусмотрено формирование представлений, умений и навыков не только на занятиях, но и в разных видах и формах деятельности ребенка вне их (игра, творческая деятельность, труд).

К программе «Паутинка» выпущены рекомендации, разработана конкретная технология решения задач экологического воспитания младших дошкольников, представлено примерное распределение учеб­ного материала на год.

Цели:

— формировать у детей основы планетарного мышления;

— воспитывать разумное отношение к миру и к себе как к жителю планеты Земля.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.108 (0.007 с.)