Антимонопольного законодательства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антимонопольного законодательства



 

§ 1. Гражданско-правовой режим принудительной ликвидации

и реорганизации юридических лиц

 

1.1. Общие положения о принудительной реорганизации

и ликвидации юридических лиц

 

1. Когда идет речь о принудительной реорганизации и ликвидации юридических лиц, в основе этого действия всегда лежат императивные нормы права. В любом ином случае реорганизация и ликвидация имеют добровольный (или диспозитивный) характер. Принудительная ликвидация и реорганизация юридического лица нарушают принцип сохранения предприятия, согласно которому право должно стремиться к сохранению компании, даже если часть ее участников не желает этого, поскольку ликвидация приведет к негативным последствиям (возможное прекращение действующего предприятия, потеря рабочих мест и пр.) <284>. Поэтому для принудительной ликвидации или реорганизации юридического лица необходимо наличие точных правовых оснований, которые должны позволить управомоченному лицу (например, государственному органу или суду) прекратить или трансформировать хозяйственную деятельность юридического лица полностью или частично. Закрепление в законе понятия "принудительная реорганизация" требуется уже давно <285>, поскольку данный вид санкции за произведенное нарушение закона юридическим лицом и способ защиты прав потерпевших в результате такой реорганизации требуют установления специальных режимов правового регулирования. Однако даже в обновленной редакции ГК РФ, к сожалению, это понятие так и не было обособлено.

--------------------------------

<284> См.: Кузнецов А.А., Новак Д.В. Вопросы корпоративного права в Постановлении Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2015. N 12. С. 46; Sanchez Ruiz M. La facultad de exclusion de socios en la teoria general de sociedades. Madrid, 2006. P. 53 - 58; Perez Rodrigez A.M. La exclusion de socios en sociedades de responsabilidad limitada. Aranzadi, 2013. P. 38 - 40.

<285> См.: Габов А.В. Принудительное прекращение юридического лица в российском законодательстве // Вестник гражданского права. 2010. N 3; Габов А.В. Теория и практика реорганизации (правовой аспект). М.: Статут, 2014. С. 439.

 

2. Пункт 2 ст. 57 ГК РФ и п. 3 ст. 61 ГК РФ предписывают возможность соответственно реорганизации и ликвидации юридического лица по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Сопоставление оснований принудительной реорганизации и ликвидации юридических лиц, содержащихся в указанных выше нормах Гражданского кодекса РФ, указывает на некоторое отличие в правовых режимах этих способов защиты.

Во-первых, обращает на себя внимание, что принудительная ликвидация юридического лица возможна только на основании решения суда, в то время как принудительная реорганизация может осуществляться не только по решению суда, но также и по решению уполномоченных государственных органов. Сразу же возникает вопрос о правовых последствиях неисполнения юридическим лицом решения государственного органа, направленного на его реорганизацию. Представляется, что подобное неисполнение обязанности, императивно установленной законом, может и должно служить основанием для обращения государственного органа, уполномоченного законом на принятие решения о принудительной реорганизации юридического лица, в судебные инстанции с иском о принудительной реорганизации на основании закона.

Во-вторых, в качестве общего правила п. 5 ст. 62 ГК РФ устанавливает право заинтересованного лица или уполномоченного государственного органа в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации требовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего. Процедура реорганизации подробно регламентирована абз. 2 п. 2 ст. 57 ГК РФ, в соответствии с которым неосуществление реорганизации юридического лица его учредителями (участниками), уполномоченным ими органом или органом юридического лица, уполномоченным на его реорганизацию его учредительным документом, в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает в установленном законом порядке арбитражного управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию юридического лица. С момента назначения арбитражного управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Арбитражный управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет передаточный акт и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Решение суда об утверждении указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь создаваемых юридических лиц.

Кроме того, неисполнение требований уполномоченного государственного органа о принудительной реорганизации со стороны юридического лица должно расцениваться судом в качестве отягчающего обстоятельства, что должно находить отражение в правовых последствиях принудительной реорганизации уже по решению суда, например, в виде взыскания с юридического лица административных штрафов на основании ст. 19.5 КоАП РФ.

В-третьих, правовые режимы принудительной реорганизации и ликвидации юридических лиц отличаются юридической техникой установления правовых оснований применения данных способов защиты. Если в отношении принудительной реорганизации законодатель просто ограничивается указанием на возможность ее применения в случаях, установленных законом (п. 2 ст. 57 ГК РФ), то для принудительной ликвидации юридического лица им устанавливается открытый перечень ее оснований (п. 3 ст. 61 ГК РФ).

3. В доктрине проводится сопоставление двух видов реорганизации: "принудительной" и "вынужденной". Некоторые авторы в основании отличия данных видов реорганизации видят юрисдикционный характер процедуры ее проведения: "вынужденная" реорганизация - это реорганизация юридического лица по решению государственного органа, она может (и должна) быть осуществлена учредителями (участниками), уполномоченным ими органом или органом юридического лица, уполномоченным на реорганизацию учредительными документами; а "принудительная" реорганизация - это реорганизация, осуществляемая внешним управляющим - лицом, специально назначенным судом по иску государственного органа для реорганизации юридического лица <286>. Другие авторы во главу угла в дифференциации данных видов реорганизации ставят экономические и нормативные основания ее проведения: основанием применения "принудительной" реорганизации являются экономические причины, такие как поддержание конкуренции и экономической активности на товарном рынке, недопущение банкротства предприятий, а "вынужденная" реорганизация, как правило, связана с какими-либо принципиальными изменениями в соответствующей отрасли экономики либо упорядочиванием правовой регламентации определенной организационно-правовой формы юридического лица <287>. Третьи исследователи видят различие между "вынужденной" и "принудительной" реорганизацией в правовых основаниях ее проведения: "принудительная" реорганизация осуществляется по решению компетентного органа при наличии оснований, предусмотренных законодательством, "вынужденная" реорганизация вызвана изменением действующего законодательства <288>. А.В. Габов за основу дифференциации "вынужденной" и "принудительной" реорганизации берет признак их правовых последствий и приходит к выводу, что "говорить о каком-то специальном режиме вынужденной или обязательной реорганизации большого практического смысла нет, поскольку модель так называемой вынужденной или обязательной реорганизации легко вписывается в правовой режим принудительной реорганизации и принудительной ликвидации и какого-то обособления в качестве самостоятельной формы реорганизации в законодательстве не требует" <289>.

--------------------------------

<286> См.: Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева и др.; Под ред. А.П. Сергеева. М.: ТК "Велби", 2008. Т. 1. С. 221.

<287> Нуждин Т.А. Особенности принудительной реорганизации юридических лиц по действующему законодательству Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2011. N 12.

<288> Мельников А.А. Гражданско-правовое регулирование прекращения деятельности юридических лиц: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1997. С. 12 - 13.

<289> Габов А.В. Теория и практика реорганизации (правовой аспект). М.: Статут, 2014. С. 439.

 

Вместе с тем представляется, что при дифференциации "принудительной" и "вынужденной" реорганизации исходить следует из того, что реорганизация, предусмотренная п. 2 ст. 57 ГК РФ, как правовой механизм имеет выраженную охранительную направленность и она должна рассматриваться в качестве способа защиты гражданских прав и законных интересов как самих участников (учредителей) юридического лица, так и иных лиц, чьи права и законные интересы могут быть нарушены в случае, если реорганизация не будет произведена в случаях, прямо предусмотренных законом. Исходя из этого в основании разграничения указанных видов реорганизации должен лежать признак наличия (или, соответственно, отсутствия) факта нарушения требований законодательства, при наличии которого предусматривается санкция в виде принудительной реорганизации юридического лица. В этом случае любая реорганизация, в основании которой лежит факт правонарушения, должна признаваться "принудительной", а случаи "вынужденной" реорганизации должны квалифицироваться не в качестве санкции, а как нормативно установленное обязывание для юридического лица произвести реорганизацию в соответствии с изменившимися требованиями законодательства.

В соответствии с таким подходом правовые режимы "вынужденной" и "принудительной" реорганизации должны отличаться и содержанием правовых последствий. Неисполнение требования уполномоченного государственного органа о "принудительной" реорганизации юридического лица может иметь своим последствием не только его реорганизацию с участием арбитражного управляющего, но даже его ликвидацию (см., напр.: ч. 2 ст. 25 ФЗ N 129 <290>; п. 2 ч. 2 ст. 42 ФЗ N 193 <291>; ч. 2 ст. 27 ФЗ N 41 <292>). Неисполнение же обязанности по "вынужденной" реорганизации в связи с изменившимися требованиями законодательства к содержанию организационно-правовых форм юридических лиц не должно служить основанием для их ликвидации, но может являться основанием для применения к неисправному юридическому лицу правового режима "принудительной" реорганизации с участием арбитражного управляющего. В последнем случае, строго говоря, правовой режим "принудительной" реорганизации базируется на наличии факта правонарушения, который заключается в неисполнении предписанного законодательством требования о "вынужденной" реорганизации.

--------------------------------

<290> Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // СЗ РФ. 13.08.2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431.

<291> Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" // СЗ РФ. 11.12.1995. N 50. Ст. 4870.

<292> Федеральный закон от 08.05.1996 N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" // СЗ РФ. 13.05.1996. N 20. Ст. 2321.

 

Исходя из этого можно констатировать, что принудительная реорганизация юридического лица имеет целью защиту гражданского оборота и субъектов гражданских прав от правонарушений и представляет собой разновидность гражданско-правовой санкции организационного содержания. Требование же о "вынужденной" реорганизации направлено не на наказание нарушителя, а на повышение эффективности правового регулирования за счет формирования более точной системы организационно-правовых форм юридических лиц, что призвано обеспечить более высокую эффективность и стабильность гражданского оборота. "Вынужденная" реорганизация представляет собой один из организационных правовых механизмов государственного управления, несоблюдение требований которого должно расцениваться в качестве нарушения законодательства, правовым последствием которого может являться применение правового режима "принудительной" реорганизации юридического лица.

4. Необходимо заметить, что до реформирования части первой ГК РФ <293>, внесшей существенные изменения в правовое регулирование деятельности юридических лиц, п. 3 ст. 61 ГК РФ также содержал открытый перечень оснований для принудительной ликвидации юридического лица. Однако данный перечень отличается от действующей редакции указанной правовой нормы двумя важными элементами: 1) в предыдущей редакции открытый характер перечня был ограничен только нормами Гражданского кодекса РФ - в действующей редакции он ограничивается не только нормами ГК РФ, но и нормами закона в целом; 2) другое важное отличие нового перечня оснований принудительной реорганизации заключается в том, что кроме их более детальной систематизации законодателем введено новое прямое основание принудительной ликвидации юридического лица - невозможность достижения целей, ради которых оно было создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.

--------------------------------

<293> См.: Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" // СЗ РФ. 12.05.2014. N 19. Ст. 2304.

 

Необходимость такой детальной конкретизации указанного перечня, возможно, была бы излишней, поскольку в любом случае все основания принудительной ликвидации юридического лица регламентированы законом, если бы не одно обстоятельство: пп. 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ в отличие от всех иных оснований принудительной ликвидации юридических лиц предоставляет право предъявления иска о ликвидации не государственному органу или органу местного самоуправления, как в случае иных оснований, поименованных в данном перечне, а непосредственно учредителю или участнику юридического лица.

Эта правовая инновация имеет существенное значение, так как она проливает свет на правовую сущность принудительной реорганизации и ликвидации юридического лица как способов защиты гражданских прав. Необходимо обратить внимание на то, что внешне основания принудительной ликвидации юридических лиц, указанные в пп. 1 - 4 п. 3 ст. 61 ГК РФ, направлены на удовлетворение публичных интересов, нарушаемых юридическим лицом в процессе его создания или деятельности. Именно эти основания входили в содержание перечня оснований принудительной ликвидации юридического лица до современной реформы гражданского законодательства. К числу таких нарушаемых публичных интересов в настоящее время относятся: 1) признание недействительной государственной регистрации юридического лица; 2) создание юридического лица с грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; 3) осуществление юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии); 4) осуществление юридическим лицом деятельности при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации; 5) осуществление юридическим лицом деятельности без необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией; 6) осуществление юридическим лицом деятельности, запрещенной законом; 7) осуществление юридическим лицом деятельности с нарушением Конституции РФ; 8) осуществление юридическим лицом деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; 9) систематическое осуществление общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций.

Совершенно естественно, что и заявителями в исках по данным основаниям являются публичные субъекты: государственные органы или органы местного самоуправления. В данном случае имеет место ярко выраженный правовой режим защиты публичных интересов, нарушенных незаконной деятельностью юридического лица, а государственные органы и органы местного самоуправления выступают в суде в качестве лиц, которых закон и Гражданский кодекс РФ наделяет правом на внедрение в частноправовую сферу деятельности экономически независимых субъектов хозяйственной деятельности.

Вместе с тем государственные органы и органы местного самоуправления, выступающие от лица государства, наделены правом на принудительную ликвидацию юридических лиц не только на основании специальных норм отраслевого законодательства, но также и на основании самого Гражданского кодекса РФ, абз. 2 п. 2 ст. 1 которого предусматривает возможность ограничения гражданских прав на основании федерального закона только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В юридической доктрине этот способ регулирования называется публично-правовым. В.Ф. Яковлев указывает: "В Гражданском кодексе РФ обозначены основные элементы публично-правового регулирования. Это регистрация предпринимательской деятельности, юридических лиц, недвижимости, лицензирование, установление специальной правоспособности, принудительная реорганизация и прекращение юридических лиц" <294>. Анализ указанных выше оснований принудительной ликвидации юридических лиц показывает, что данные действия публичных субъектов имеют целью не столько защиту публичных интересов, сколько защиту иных участников гражданского оборота, которым противозаконная деятельность юридического лица может наносить как прямой, так и косвенный вред.

--------------------------------

<294> Яковлев В.Ф. Гражданский кодекс и государство // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика / Отв. ред. А.Л. Маковский. М., 1998. С. 66.

 

На то, что принудительная ликвидация юридического лица направлена на защиту гражданских прав и законных интересов других лиц гражданского оборота, обратил внимание Конституционный Суд РФ, который указал, что данный способ защиты понуждает юридические лица - коммерческие организации различных организационно-правовых форм, включая производственные кооперативы, осуществлять предпринимательскую деятельность в рамках существующего правопорядка, не нарушая соответствующие предписания законодательства, и тем самым призван обеспечить защиту прав и законных интересов других лиц. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных ч. 3 ст. 55 Конституции РФ критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц <295>.

--------------------------------

<295> Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 N 14-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина А.Б. Борисова, ЗАО "Медиа-Мост" и ЗАО "Московская Независимая Вещательная Корпорация" // СЗ РФ. 28.07.2003. N 30. Ст. 3102.

 

Однако отдельные основания принудительной ликвидации юридических лиц, такие как нарушение норм Конституции РФ или деятельность общественных и религиозных объединений, противоречащая их уставным целям, имеют выраженную публичную направленность и не могут рассматриваться в качестве способов защиты гражданских прав. При применении данных способов защиты приоритет отдается защите публичных интересов, а защита гражданских прав в данных случаях осуществляется косвенно (опосредованно). В частности, иски о принудительной ликвидации юридических лиц могут заявляться налоговыми органами на основании п. 11 ст. 7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации" <296> или п. 2 ст. 25 Закона 2001 г. о госрегистрации юридических лиц <297>, Банком России на основании ст. 20 и 23.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" <298>, прокурором на основании ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" <299> <300>.

--------------------------------

<296> Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" // Бюллетень нормативных актов. 1992. N 1.

<297> Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // СЗ РФ. 13.08.2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431.

<298> Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" // СЗ РФ. 05.02.1996. N 6. Ст. 492.

<299> Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" // СЗ РФ. 20.11.1995. N 47. Ст. 4472.

<300> См.: информационное письмо Президиума ВАС РФ от 05.12.1997 N 23 "О применении пунктов 2 и 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации" // Вестник ВАС РФ. 1998. N 2.

 

С другой стороны, ликвидация юридического лица является классическим примером способа защиты гражданских прав, что находит яркое подтверждение на примере института несостоятельности (банкротства), непосредственно направленного на защиту прав сторон гражданско-правовых отношений. Следует принимать во внимание, что любая ликвидация юридического лица не может выступать в качестве способа защиты прав и законных интересов самого юридического лица, подлежащего ликвидации. Институт ликвидации юридического лица при банкротстве направлен исключительно на защиту прав его учредителей (участников) и его кредиторов.

По аналогии с этим и норма пп. 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ направлена на защиту прав учредителей (участников) юридического лица, предоставляя им право на судебную защиту в случаях невозможности достижения им целей, ради которых оно было создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.

 

1.2. Нарушение требований к количественному составу членов

корпорации

 

Одним из оснований принудительной реорганизации и ликвидации юридического лица является нарушение установленных законом требований к численному составу членов корпорации. Это нарушение может служить основанием как для реорганизации, так и для ликвидации юридического лица. Число этих случаев крайне ограниченно.

В основе правовой природы корпорации лежит централизация коллективной собственности, объединение лиц и объединение капиталов <301>. Количественные требования к корпорации устанавливаются исходя из ее природы как коллективного объединения лиц и капиталов, к которым законом предъявляются определенные требования в целях нормального экономического и управленческого функционирования юридического лица. Основной принцип, применяемый законодателем для установления требований к количественному составу членов корпорации, заключается в том, что определенные количественные характеристики участников корпорации и ее уставного капитала определяют организационно-правовую форму данной корпорации, позволяющую обеспечит стабильность гражданско-правового оборота и сохранить правовую сущность юридического лица <302>.

--------------------------------

<301> См.: Кулагин М.И. Избранные труды по акционерному и торговому праву. 2-е изд., испр. М., 2004; Флейшиц Е.А. Буржуазное гражданское право на службе монополистического капитала. М., 1948. С. 29; Мусин В.А. Одночленные корпорации в буржуазном праве // Правоведение. 1981. N 4. С. 49; Долинская В.В. Акционерное право: основные положения и тенденции: Монография. М.: Волтерс Клувер, 2006.

<302> В отношении принудительной реорганизации см., напр.: Габов А.В. Теория и практика реорганизации (правовой аспект). М.: Статут, 2014. С. 439.

 

Принудительная реорганизация юридического лица при нарушении требований к количественному составу членов корпорации в силу закона должна осуществляться в следующих случаях:

1. Хозяйственное партнерство может быть преобразовано в акционерное общество в случае, если в партнерстве остается единственный участник (ч. 3 ст. 25 ФЗ "О хозяйственных партнерствах" <303>).

--------------------------------

<303> Федеральный закон от 03.12.2011 N 380-ФЗ "О хозяйственных партнерствах" // СЗ РФ. 05.12.2011. N 49 (ч. 5). Ст. 7058.

 

2. Число членов жилищно-накопительного кооператива превышает 5 000 чел. (ст. 12 и ч. 4 ст. 13 ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" <304>).

--------------------------------

<304> Федеральный закон от 30.12.2004 N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" // СЗ РФ. 03.01.2005. N 1 (ч. 1). Ст. 41.

 

3. Если работникам народного предприятия не будет принадлежать установленное законом количество акций народного предприятия, такое предприятие в течение одного года должно преобразоваться в коммерческую организацию иной формы (ч. 2 ст. 4 ФЗ о народных предприятиях <305>).

--------------------------------

<305> Федеральный закон от 19.07.1998 N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" // СЗ РФ. 27.07.1998. N 30. Ст. 3611.

 

4. В случае если число участников общества превысит установленный настоящим пунктом предел, общество в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив (ч. 3 ст. 7 Закона об ООО <306>).

--------------------------------

<306> Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" // СЗ РФ. 16.02.1998. N 7. Ст. 785.

 

Ликвидация юридического лица, базирующаяся на нарушениях количественных требований к составу членов корпорации, в большинстве случаев является санкцией за неисполнение требований о принудительной реорганизации или требований закона к численному составу участников (учредителей) корпорации:

1. Хозяйственное партнерство может быть ликвидировано в случае, если в партнерстве остается единственный участник (ч. 3 ст. 25 ФЗ "О хозяйственных партнерствах").

2. Среднесписочная численность работников народного предприятия не может составлять менее 51 человека. При невыполнении этого требования в течение указанного срока народное предприятие подлежит ликвидации (ч. 1 ст. 9 ФЗ о народных предприятиях).

3. Если количественное требование к акциям, установленное ч. 2 ст. 4 ФЗ о народных предприятиях, не исполнено в течение одного года народное предприятие подлежит ликвидации.

4. Если в течение указанного срока общество не будет преобразовано и число участников общества не уменьшится до установленного настоящим пунктом предела, оно подлежит ликвидации в судебном порядке (ч. 3 ст. 7 Закона об ООО).

 

1.3. Нарушение требований к процессу создания юридического

лица

 

Нарушение требований к процессу создания юридического лица может служить основанием для его принудительной реорганизации или ликвидации в двух основных случаях.

Во-первых, это несоблюдение установленных законом разрешительных процедур, направленных на формирование благоприятной конкурентной среды. С предварительного согласия антимонопольного органа органов осуществляются следующие действия:

1. Создание юридического лица:

1.1. Коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом, которые являются основными производственными средствами и (или) нематериальными активами другой коммерческой организации (за исключением финансовой организации) (п. 4 ч. 1 ст. 27 ЗоЗК).

1.2. Коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) активами (за исключением денежных средств) финансовой организации и (или) создаваемая коммерческая организация приобретает такие акции (доли) и (или) активы финансовой организации на основании передаточного акта или разделительного баланса (п. 5 ч. 1 ст. 27 ЗоЗК).

2. Слияние юридических лиц:

2.1. Слияние коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства (далее также - последний баланс, в случае представления в антимонопольный орган уведомления последним балансом считается бухгалтерский баланс по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате слияния таких коммерческих организаций), превышает семь миллиардов рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает десять миллиардов рублей (п. 1 ч. 1 ст. 27 ЗоЗК).

2.2. Слияние финансовых организаций или присоединение одной или нескольких финансовых организаций к другой финансовой организации, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину <307>, установленную Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (при слиянии или присоединении финансовых организаций, не поднадзорных Центральному банку Российской Федерации, такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации) (п. 3 ч. 1 ст. 27 ЗоЗК).

--------------------------------

<307> Величина стоимости активов финансовых организаций определяется на основании Постановления Правительства РФ от 18.10.2014 N 1072 "Об установлении величин активов финансовых организаций, поднадзорных Центральному банку Российской Федерации, в целях осуществления антимонопольного контроля" (СЗ РФ. 27.10.2014. N 43. Ст. 5907) и Постановления Правительства РФ от 30.05.2007 N 334 "Об установлении величин активов лизинговых организаций в целях осуществления антимонопольного контроля" (СЗ РФ. 04.06.2007. N 23. Ст. 2799).

 

3. Присоединение юридических лиц:

3.1. Присоединение одной или нескольких коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций) к иной коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по последним балансам превышает семь миллиардов рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает десять миллиардов рублей (п. 2 ч. 1 ст. 27 ЗоЗК).

3.2. Присоединение финансовой организации к коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если стоимость активов финансовой организации по последнему балансу превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (при присоединении финансовой организации, не поднадзорной Центральному банку Российской Федерации, к коммерческой организации (за исключением финансовой организации) такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации) (п. 6 ч. 1 ст. 27 ЗоЗК).

3.3. Присоединение коммерческой организации (за исключением финансовой организации) к финансовой организации, если стоимость активов финансовой организации по последнему балансу превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (при присоединении к финансовой организации, не поднадзорной Центральному банку Российской Федерации, такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации) (п. 7 ч. 1 ст. 27 ЗоЗК).

В соответствии с ч. 1 ст. 34 ЗоЗК правовым последствием нарушения порядка получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок, иных действий, а также порядка представления в антимонопольный орган уведомлений об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю в случаях, если ее создание привело или может привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения, может являться ее ликвидация либо реорганизация в форме выделения или разделения в судебном порядке по иску антимонопольного органа. Вопрос о том, какой вид санкции будет применен, решается судом в каждом конкретном случае индивидуально в зависимости от баланса соотношения негативных последствий, к которым может привести реорганизация или ликвидация юридического лица для гражданского оборота в сопоставлении с положительным эффектом этой же реорганизации или ликвидации юридического лица в целях защиты конкуренции.

С одной стороны, предварительный государственный контроль за экономической концентрацией, то есть контроль за совершением сделок и иных действий, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции (п. 21 ст. 4 ЗоЗК), имеет выраженную направленность на защиту публичного интереса, существо которого заключается в обеспечении реализации конституционных принципов единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности (п. 1 ст. 8 Конституции РФ). С другой стороны, учитывая сущность конкуренции как соперничества (состязательности) хозяйствующих субъектов (п. 7 ст. 4 ЗоЗК), любое действие по ее защите направлено на защиту частных интересов хозяйствующих субъектов.

В этом смысле принудительная реорганизация и ликвидация юридического лица, нарушившего требования законодательства (в том числе и антимонопольного), направлена на защиту прав и законных интересов других субъектов рынка, в том числе и конкурентов реорганизуемого или ликвидируемого юридического лица, а также способствует стабилизации хозяйственного оборота и эффективности деятельности отрасли. В этом отношении при защите конкуренции наблюдается синергический эффект действия охранительного правового механизма, при котором охрана публичного интереса автоматически обеспечивает охрану интересов частных лиц-участников релевантного рынка.

Во-вторых, безусловным основанием ликвидации юридического лица является допущение при его создании грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.

1. Согласно ч. 2 ст. 25 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <308> регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.

--------------------------------

<308> Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // СЗ РФ. 13.08.2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431.

 

2. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 42 ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" <309> сельскохозяйственный кооператив может быть ликвидирован по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона.

--------------------------------

<309> Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" // СЗ РФ. 11.12.1995. N 50. Ст. 4870.

 

3. Аналогичное правило предусмотрено в отношении производственных кооперативов, которые согласно ч. 2 ст. 27 ФЗ "О производственных кооперативах" <310> могут быть ликвидированы по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

--------------------------------



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.107 с.)