Урок 6. Развитие жизни в кайнозое 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 6. Развитие жизни в кайнозое



Задачи. Сформировать знания о временных рамках и продолжительности кайнозойской эры, делении ее на третичный и четвертичный периоды. Рассмотреть изменение климата и эволюцию растений и животных по периодам кайнозойской эры. Дать характеристику основным ароморфозам растительного и животного мира кайнозоя.

Проверить знания учащихся и повторить материал по теме "Развитие жизни в мезозое".

Оборудование. Демонстрационный материал: слайды, таблицы по общей биологии, кодограмма (приложение 1), презентация.

Ход урока:

Повторение.

Письменная работа с карточками на 10 мин.

1. Растительный мир мезозоя.

2. Приведите примеры ароморфозов у животных в мезозое. Объясните их значение.

3. Характеристика животного мира мезозоя.

4. Приведите примеры ароморфозов, возникших в мезозое у растений. Объясните их значение.

Работа с карточкой у доски: приложение 2.

Компьютерное тестирование: приложение 3.

Устное повторение.

Изучение нового материала. Объяснение с помощью слайдов, таблиц, кодограммы, презентации.

Развитие жизни в кайнозое

 

Кайнозой — эра новой жизни. Продолжается кайнозой 67 млн. лет и делится на два неравных по времени периода — третичный (палеоген и неоген) и четвертичный (антропоген). В это время уже сформировалось современное положение материков. В первой половине третичного периода (в палеогене) на большей части Земли вновь установился теплый тропический климат. Очень быстро идет эволюция цветковых растений, они приспосабливаются к жизни в различных условиях, увеличивается их видовое разнообразие. Кроме двудольных растений появляются эволюционно более молодые однодольные растения.

Исчезновение динозавров способствовало эволюции и появлению современных отрядов млекопитающих. Некоторые из них вторично перешли к жизни в воде, в дальнейшем от них произойдут ластоногие и китообразные. Млекопитающие становятся доминирующим классом среди позвоночных животных. Продолжается эволюция приматов, увеличиваются их размеры, жизнь на деревьях привела к формированию длинных пальцев и цветного бинокулярного зрения.

В воздухе господствуют птицы, в их челюстях уже отсутствуют зубы. Среди беспозвоночных наибольшего видового многообразия достигают насекомые.

Во второй половине (неогене) изменяется климат, тропические леса заменяются степями, распространяются однодольные растения. В морях неогена властвовали гигантские акулы – кархародоны, длина которых достигала 20 м, в их раскрытую пасть мог въехать автомобиль. В связи с появлением открытых пространств быстро эволюционируют непарнокопытные. 50 млн. лет назад на опушках в лесах Северной Америки обитало существо размером с собаку с четырехпалыми передними конечностями и трехпалыми задними. Приспособления к жизни на открытых пространствах привело к увеличению размеров, уменьшению количества пальцев – к формированию лошади.

В результате остепнения, происходившего во второй половине третичного периода, часть приматов вынуждена была спуститься на землю и приспосабливаться к жизни на открытых пространствах. В конце неогена некоторые приматы стали постоянно жить на открытых пространствах – появились приматы, передвигающиеся на двух ногах, прямоходящие приматы – гоминиды. Другая часть осталась жить в тропических лесах и стала предками человекообразных обезьян — понгид. В конце третичного периода от гоминид появляются обезьянолюди, питекантропы.

В четвертичном периоде, который продолжается около 1,5 млн. лет, в ледниковый период Евразия и Северная Америка четыре раза подвергались оледенениям. Холодный климат привел к уменьшению уровня мирового океана на 60 — 90 м, образовывались и спускались к югу ледники, толщина льда которых достигала десятков метров, вода испарялась, а таять не успевала. Образовались сухопутные мосты между Азией и Северной Америкой, между Европой и Британскими островами, полуостровом Индокитай и островами Зондского архипелага. По этим сухопутным мостам происходили миграции животных с континента на континент. Около 40 тыс. лет назад по Берингийскому мосту древние люди ушли из Азии в Северную Америку. В результате похолодания и появления человека, успешно охотившегося на животных, исчезают многие крупные звери: саблезубые тигры, мамонты, шерстистые носороги. Рядом со стоянками древних людей обнаруживаются останки многих десятков мамонтов и других крупных животных.

В связи с истреблением крупных животных 10 — 12 тыс. лет назад человек вынужден был от собирательства и охоты перейти к земледелию и скотоводству.

 

Закрепление. Беседа. Работа учащихся с тетрадью и кодограммой.

Задание на дом. Изучить текст параграфа, ответить на вопросы.

 

 

Приложение 1. Кодограмма к уроку                                            Приложение 2. Карточка у доски

     
 
    Запишите номера вопросов, против них — правильные ответы:     1. Временные рамки мезозойской эры? 2. Когда появились яйцекладущие млекопитающие? 3. Когда появились сумчатые и плацентарные млекопитающие? 4. Когда появились птицы? 5. Когда появились цветковые растения? 6. От какой группы животных произошли птицы? 7. Какие ароморфозы привели к появлению птиц? 8. Какие ароморфозы привели к появлению млекопитающих? 9. Какие ароморфозы привели к появлению цветковых растений?     Запишите ответы и садитесь на место.  

 


Приложение 3. Тестовое задание.

 

Задание 13. "Развитие жизни в мезозое"

Тест 1. Временные рамки мезозойской эры:

1. 3,5 — 2,5 млрд лет назад.

2. 2500 — 570 млн лет назад.

3. 570 — 230 млн лет назад.

4. 230 — 67 млн лет назад.

Тест 2. Яйцекладущие млекопитающие появились в мезозойскую эру:

1. В триасе.

2. В юре.

3. В начале мела.

4. В конце мела.

Тест 3. Сумчатые и плацентарные млекопитающие появились в мезозойскую эру:

1. В начале триаса.

2. В конце триаса.

3. В юре.

4. В меловом периоде.

Тест 4. Первые птицы появились в мезозойскую эру:

1. В триасе.

2. В юре.

3. В начале мела.

4. В конце мела.

Тест 5. Покрытосеменные растения появились в мезозойскую эру:

1. В начале триаса.

2. В конце триаса.

3. В юре.

4. В меловом периоде.

Тест 6. Птицы произошли:

1. От птеранодонов.

2. От археоптериксов.

3. От пресмыкающихся, перешедших к жизни на деревьях.

4. От рамфоринхов.

**Тест 7. Ароморфозы, которые привели к появлению цветковых растений:

1. Ветроопыление.

2. Появление цветов.

3. Появление плодов.

4. Появление семян.

**Тест 8. Ароморфозы, которые привели к появлению млекопитающих от пресмыкающихся:

1. Внутреннее оплодотворение.

2. Четырехкамерное сердце.

3. Волосяной покров.

4. Внутриутробное развитие.

**Тест 9. Ароморфозы, которые привели к появлению птиц от пресмыкающихся:

1. Внутреннее оплодотворение.

2. Четырехкамерное сердце.

3. Перьевой покров.

4. Откладывание яиц.

**Тест 10. Появились в мезозойскую эру:

1. Псилофиты.                                                          6. Рыбы.

2. Семенные папоротники.                   7. Земноводные.

3. Голосеменные растения.                  8. Пресмыкающиеся.

4. Цветковые растения.                          9. Птицы.

5. Хордовые.                                             10. Млекопитающие.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.009 с.)