Факторы, обуславливающие рост и возникновение города (градостроительные факторы). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы, обуславливающие рост и возникновение города (градостроительные факторы).



В прошлом такими факторами были:

1) развитие ремесел и удобных водных путей - в устьях рек, на побережьях морей - Афины, Херсонес, Феодосия (Кафа), Судак (Сугдея) и др.

2) Наличие феодальной крепости с замком, крепкие городские стены для защиты населения - средневековые города. Высокая скученность населения, низкая санитарная культура - эпидемии ООИ.

3) В 19 веке - рост промышленности и деловой активности. Признаки - деловой центр (сити) и предприятия по всей территории города.

СОВРЕМЕННЫЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ:

1) Наличие промышленных предприятий и залежей полезных ископаемых.

2) Наличие крупных транспортных узлов и пересечение крупных магистралей. Так 200 лет назад возник Симферополь (город-собиратель).

3) Наличие административных учреждений неместного значения - правительственных, республиканских, областных.

4) Наличие научных центров и научно-технических комплексов - Новосибирский академгородок, гг. Дубна и Обнинск в Подмосковье.

5) Наличие крупных баз ВМФ - Севастополь, Владивосток, Североморск и др.

Для городов-курортов - наличие курортно-рекреационных ресурсов (лечебные грязи, минеральные воды, прибрежные морские воды) - города-курорты Крыма, Кавказа.

     Основные группы городского населения.

При планировке и развитии городов все городское население делится на 3 группы:

1) градообразующая группа - работники промышленности, транспорта, администрации, науки. Около 30-35% населения города.

2) обслуживающая группа - работники коммунального хозяйства, образования, здравоохранения, торговли, связи и др. 20-25% населения

3) несамодеятельное население - дети, учащиеся, пенсионеры, безработные. 40-45% населения. Ввиду демографических и социально-экономических изменений количество их постоянно увеличивается (в Ялте пенсионеры - 60% населения).

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ ГОРОДА

Для обеспечения лучших гигиенических условий для населения в городах выделяют несколько функциональных зон (в старых городах их трудно выделить, они внедряются при реконструкции городов).

1) Жилая или селитебная зона, где проживает основная часть населения. Должна быть наилучшей по гигиеническим условиям.

2) Промышленная зона. Концентрация промышленных предприятий в промышленные узлы. Между этой зоной и селитебной зоной должны быть санитарно-защитные разрывы (зоны) с зелеными насаждениями. Их ширина зависит от класса опасности предприятий по масштабам выбросов загрязнителей.

3) Транспортно-складская зона. В Симферополе ярко выражена в районе ж/д вокзала.

4) Зеленая зона - расположена диффузно на территории, очень важна для самоочищения атмосферы и создания рекреационных условий в городе.

5) Пригородная зона - парки, леса, садово-огородные участки, зоны отдыха, с/х предприятия, обслуживающие город и др.

 

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ПЛАНИРОВКИ ГОРОДОВ

1) Радиально-кольцевая планировка

2) Шахматная планировка

3) Линейная планировка

4) Современный тип планировки - свободный - с учетом рельефа, гигиенических условий, функционального зонирования. Старые виды планировки при реконструкции стараются перевести в этот вид.

В последнее время проводится прогрессивный принцип РАЙОННОЙ ПЛАНИРОВКИ, когда планы реконструкции и развития составляются не для отдельных городов, а для больших регионов.

 

Гигиеническая характеристика планировки жилых кварталов.

Первичная жилая ячейка города называется кварталом - часть жилых зданий, ограниченная улицами и переулками. Они могут иметь различные размеры в зависимости от типа застройки квартала:

1) Сплошная застройка

2) Замкнутая застройка.

3) Периметральная застройка

4) Рядовая застройка

5) Строчная застройка

6) Свободная застройка.

Современный принцип планировки жилых зданий - не по кварталам, а по МИКРОРАЙОНАМ - крупные жилые массивы на 10-12 тыс. жителей со свободной застройкой жилыми зданиями. В центре - учреждения для обслуживания жителей - ДДУ, школа, поликлиника, Дом быта, отделение связи и др. Автомагистрали - только по периферии микрорайона. При такой планировке в центре города остаются только общегородские учреждения, что сокращает транспортные потери для жителей микрорайона.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.007 с.)