Классификация как метод товароведения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация как метод товароведения.



Классификация – это последовательное распределение множества объектов на отдельные классы, группы и другие подразделения по наиболее общим для каждого уровня признакам.

Классификация товаров необходима в целях автоматизированной обработки информации о продукции в различных сферах деятельности, учета и планирования товарооборота, составление прайсов, каталогов и т.п. Размещение товаров на складах происходит тоже согласно классификации. Классификация требуется и при сертификации продукции.

Важна классификация при проведении маркетинговых исследований, статистическом анализе.

Важнейший вопрос классификации правильный выбор признака, по которому тот или иной товар будет отнесен к определенной группировке. Основными признаками классификации продукции в товароведении являются:

· Единство технологических процессов ее производства. При этом к классификационной группировке можно отнести различные по внешнему виду и назначению товары

· Направление использование товаров. По этому признаку они подразделяются на товары производственно-технического назначения и товары широкого потребления.

Различают две разновидности метода классификации: иерархический, фасетный.

Иерархический метод классификации – последовательной разделение множества объектов на подчиненные классификационные группировки. Рис. 2

 

Рис. 2 Иерархический метод классификации.

 

Особенностью метода является тесная связь между отдельными классификационными группировками.

Ступень классификации – этап классификации при иерархическом методе, в результате которого получается совокупность классификационных группировок.

Количество признаков и ступеней определяет глубину классификации (на рис. 2 глубина =3).

Правила классификации при иерархическом методе:

1. Деление множества следует начинать с наиболее общих признаков.

2. На каждой ступени можно использовать только один признак, имеющий принципиальное значение для этого этапа.

3. Разделение объектов должно осуществляться последовательно от общего к частному, от большего к меньшему.

4. Необходимо установить оптимальное число признаков, ступеней и глубины.

 

Фасетный метод классификации – параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные группировки.

Особенностью фасетного метода является то, что разные признаки не связаны между собой. Рис. 3. 

 

 

                                                                                             ….

 

Рис. 3.  Фасетный метод классификации.

Примером фасетного метода классификации может служить классификация товара по производителю.

Обе разновидности классификации дополняют друг друга, поэтому в ряде случаев их используют совместно.

Кодирование товаров.

Кодирование – образование и присвоение кода классификационной группировки и/или объекту классификации.

Код – знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения классификационной группировки и/или объекта классификации.

Правила кодирования:

· Код должен иметь определенную структуру построения

· Код может быть выражен с помощью различных заранее обусловленных знаков

· Код должен способствовать упорядочению объектов.

· Структура кода – условное обозначение состава и последовательности расположения знаков в нем.

Структура кода состоит из следующих элементов: алфавита, основания, разряда и длины.

Алфавит кода – система знаков, принятых для образования кода. В качестве алфавита часто используются цифры, буквы или их сочетания, штрихи. Различают цифровой, буквенный, буквенно-цифровой и штриховой алфавиты.

Штриховой алфавит кода – алфавит кода, знаками которого являются штрихи и пробелы, ширина которых считывается сканером в виде цифр.

Число знаков в алфавите кода называется основанием кода.

Последовательность расположения знаков в коде определяется его разрядом.

Разряд кода – позиция знака в коде.

Длина кода – число знаков в коде без учета пробелов.

Пример. Код: 55 44 55. Длина данного кода равна 6, основание - 8.

Основные методы кодирования:

Порядковый – образование и присвоение кода из чисел натурального ряда (студенты в группе кодируются по алфавиту).

C ерийно-порядковый – из чисел натурального ряда, закрепление отдельных серий и диапазонов этих чисел за объектами классификации с определенными признаками.

Последовательный - образование и присвоение кода классификационной группировки и/или объекта классификации с использованием кодов последовательно расположенных подчиненных группировок, полученных при иерархическом методе классификации (рис.2).

Параллельный метод - образование и присвоение кода классификационной группировки и/или объекта классификации с использованием кодов независимых группировок, полученных при фасетном методе классификации.

Методы классификации и кодирования применяются в классификаторах.

Различают следующие категории классификаторов: общероссийские, отраслевые и предприятий.

В настоящее время в нашей стране применяются следующие виды общероссийских классификаторов (ОК):

ОКВЭД – ОК видов экономической деятельности

ОКПО – ОК предприятий и организаций

ОКП – ОК сельскохозяйственной и промышленной продукции

ОКСТУ – ОК стандартов и технических условий

ОКУНХ – ОК услуг населению

ОКВЭД и ОКПО применяются при предоставлении статистических данных в заинтересованные государственные органы (Госкомстат и др.) для учета предприятий и организаций, численности работающих, форм собственности и т.п.

Необходимость введения ОКП обусловлена огромным количеством выпускаемых отечественной промышленностью видов и наименований продукции, невозможностью ее учета без применения специализированных компьютерных программ.

К международным классификаторам относится Гармонизированная Система описания и кодирования товаров. В Российской Федерации Гармонизированная система описания и кодирования товаров вместе с Комбинированной номенклатурой ЕЭС используется в качестве основы для построения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Впервые ТН ВЭД была опубликована в 1990 году под названием "Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности СССР".

Страны мира производят широкий ассортимент товаров. Для регулирования производства и внешней торговли возникает необходимость отличать одни товар от других.

Если бы каждая страна производила ограниченное количеств видов товаров (например, только яблоки и автомобили), то не было бы особой необходимости в существовании какой-либо специальной номенклатуры товаров.

Однако, если требуется разграничить 5.000 или 10.000 различных видов товаров между собой, то без существования определенным образом упорядоченного перечня данных товаров сделать это крайне трудно.

Более того, описания различных видов товаров могу взаимно перекрывать друг друга (например, "пищевые продукты" и "фрукты"). Поэтому только четкая систематизация товаров позволяет избежать возможных трудностей при их классификации. Наименования групп товаров могут иметь различные уровни информационной значимости. Например, группа "пищевые товары" имеет более высокий уровень значимости, чем группа "фрукты", т.к. понятие "пищевые продукты" кроме фруктов включает в себя и другие продукты, например, хлеб и шоколад, в свою очередь, понятие "фрукты" включает в себя не только яблоки, но так же и апельсины, бананы и т.п.

Функционирование экономики практически любой страны предполагает импорт и экспорт нескольких тысяч различных видов товаров. В этой связи, очевидно, что появляется необходимость в существовании в какой-либо систематизированной форме перечня товаров, обращающих во внешней торговле. Этот перечень необходим для того, чтобы можно было бы легко найти, например, яблоки в группах "пищевые продукты" или "продукты растительного происхождения", автомобили - в группах "машины" или "транспортные средства".

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД) как раз представляет собой определенным образом систематизированный перечень товаров, обращающихся во внешней торговле. В основу ТН ВЭД положена номенклатура так называемой Гармонизированной системы описания кодирования товаров (ГС), которая на сегодняшний день получила наибольшее распространение во всем мире.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.3 (0.007 с.)