Монополия: экономическая природа и виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Монополия: экономическая природа и виды.



Чистая (абсолютная) монополия – это тип рыночной структуры, когда на рынке действует единственный продавец товара или услуги. Монополия устанавливает свою власть над рынком. Обычно, фирма-монополист имеет возможность влиять на условия заключения рыночной сделки.

Основными признаками монополии являются:

1) Наличие уникального продукта, который не имеет полноценных заменителей. В таких условиях покупатель оказывается в ситуации невозможности альтернативного выбора. Именно уникальность продукта обеспечивает особое положение на рынке фирме-монополисту.

2) Наличие полной информации у монополиста также укрепляет его власть над рыночной ситуацией. Обслуживая всех потребителей отрасли монополист знает емкость рынка, способен быстро реагировать на изменения объемов продаж. Поскольку монополист самостоятельно и единолично формирует цену на свой товар, то конечно он обладает всей полнотой информации о затратах и размере прибыли.

3) Наличие непреодолимых барьеров входа на рынок, которые являются проявлением действия факторов: 

- технологических (наличие эффекта масштаба и вертикальной интеграции);

- экономических (низкий объем спроса в отрасли);

- институциональных (исключительные права на факторы).

4) Наличие на рынке единственного крупного производителя, который имеет существенные преимущества в издержках. Частным случаем монополии, формирующейся за счет преимущества в издержках, является естественная монополия.

Естественная монополия – это рыночная структура, которая характеризуется наличием одного производителя на рынке, функционирование которого более целесообразно и эффективно, чем наличие нескольких фирм-производителей (энергетические сети, железная дорога, трубопроводный транспорт и др.).

В реальных экономических условиях чистая монополия редкое явление, но проявление монопольной власти, когда фирма контролирует рыночную цену, возможно, и чаще всего данная ситуация проявляется в деятельности крупных компаний.

Источники монопольной власти – это факторы, которые создают препятствия для проникновения фирм на отраслевой рынок, где действует фирма-монополист, и обеспечивают ему контроль над рыночной ситуацией.

Проявление факторов может заключаться как в непосредственном воздействии на рынок, так и в обеспечении более низкого уровня издержек производства. К источникам монопольной власти относятся основные признаки монополии или проявление их последствий.

Так, эффект масштаба будет являться источником монопольной власти в том случае, когда экономия от масштаба устойчиво возрастает с ростом объемов производства вплоть до равенства с объемом спроса на рынке. Ценовая конкуренция приводит к тому, что на рынке остается фирма с наименьшим уровнем долгосрочных средних издержек.

Исключительные права на факторы производства или на осуществление какой-либо деятельности также приводят к появлению монопольной власти на рынке (например, производство ядовитых веществ, оружия, переработка мусора и т.п.).  

Контроль над производственными ресурсами, когда фирма владеет правом использования всего объема предложения какого-либо ресурса, также обеспечивает ей монопольную власть над рынком.

Помимо перечисленных источников монопольной власти необходимо отметить еще и такой, как нечестная конкуренция, когда более мелкие фирмы лишаются доступа к сырью, кредитам или рынкам сбыта.

Монопольная власть фирмы может складываться под влиянием одного или нескольких факторов. Чем больше таких источников проявляется в деятельности фирмы на рынке, тем выше уровень монопольной власти. Сами по себе источники монопольной власти обладают разной степенью устойчивости во времени, и в конечном итоге, они определяют устойчивость монополий.

В зависимости от устойчивости монополий различают следующие их виды:

1) Закрытая монополия – это ситуация на рынке, когда законодательно закреплено исключительное право фирмы-монополиста на осуществление деятельности, вход другим фирмам на данный отраслевой рынок закрыт (метеорологическая, санитарно-эпидемиологическая службы, телеграф).

Закрытая монополия – это наиболее устойчивый вид монополии, однако, он не обеспечивает монопольно высокого уровня прибыли, поскольку предоставление исключительных прав обычно сопровождается наличием ограничений в отношении цен и нормы прибыли.

2) Открытая монополия – это ситуация на рынке, когда получение монопольной власти является результатом деятельности самой фирмы (новая технология, новый продукт, достижение в маркетинге).

Открытая монополия не является устойчивой рыночной структурой, поскольку всегда могут появиться фирмы, скопировавшие продукт или превзойти его по каким-либо характеристикам. Однако, именно, условия открытой монополии позволяют фирме получать монопольно высокую прибыль.

3) Естественная монополия – это ситуация на рынке, когда действует одна фирма-производитель вследствие ограниченности объема рынка или наличия значительного положительного эффекта масштаба.

Естественная монополия характеризуется устойчивым снижением долгосрочных средних издержек производства при расширении производственных мощностей. Обычно деятельность естественных монополий жестко контролируется государством.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.187.19 (0.006 с.)