По изучению творчества А.А. Ахматовой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По изучению творчества А.А. Ахматовой



Учебно-методическое пособие

По изучению творчества А.А. Ахматовой

Для преподавателей СПО

 

 

г. Бахчисарай

2019

 

Рассмотрено и одобрено на заседании методического совета, протокол № ___ от «___» ______ 2019 г. Введено в действие приказом директора от «___» ________ 2019 г. № ____

 

Составитель:

Гребенникова Л.В., преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, методист первой квалификационной категории. Учебно-методическое пособие по изучению творчества А.А. Ахматовой для преподавателей СПО. БКСАиД, 2019. – 112 стр.

 

Рассмотрено и утверждено на заседании цикловой методической комиссии № 2 «Общеобразовательных и социально-гуманитарных дисциплин»

«___» __________ 2019 г.

Протокол № ___

 

 

Председатель ЦМК _______________ Л.А. Сатарина

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

I. ВСТУПЛЕНИЕ                                                                                       4

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Жизненный и творческий путь А.А. Ахматовой                           5

2.2. «Реквием» (текст художественного произведения)                        9

2.3. История создания поэмы «Реквием»                                       15

2.4. Анализ текста                                                                            16

2.5. Литературная критика о поэме «Реквием»                              18

III. ПРИЛОЖЕНИЯ

3.1. Конспект урока «Я была тогда с моим народом»                  21

3.2. Конспект урока «Мне имя дали при крещенье – Анна»         25

3.3. Конспект урока «Анна Ахматова – «голос своего поколения»       32

3.4. Презентация к уроку «Анна Ахматова – «голос своего поколения» 38

3.5. Фотогалерея Ахматовой                                                           86

3.6. Стихотворения                                                                       104

3.7. Дидактический материал                                                       106

IV. ЛИТЕРАТУРА                                                                               112

 

 

І. ВСТУПЛЕНИЕ

 

В учебно-методическом пособии предложен своеобразный вариант системы занятий по изучению жизни и творчества А.А. Ахматовой.

Преподаватель может использовать не только конкретный предложенный материал, но и рекомендации автора по обогащению их содержания, выбору форм его воплощения, общую ориентацию на проблемность и дискуссионность занятий.

Пособие условно делится на три блока. В первый блок входят материалы, знакомящие с основными вехами жизни и творчества поэта.

Во втором блоке помещён текст художественного произведения, история его создания, анализ данного текста, отзывы критиков. Включённые в пособие высказывания критиков помогут обучающимся лучше разобраться в литературной ситуации той эпохи, аргументировать свою точку зрения во время литературных диспутов на уроках, при ответе преподавателю.

Третий блок включает в себя конспекты уроков по творчеству поэта, а также материалы практической направленности по контролю за изучением творчества Ахматовой. Конспекты являются примерными, они могут быть дополнены каким-либо материалом или изменёны преподавателем по собственному желанию.

Пособие подготовлено в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования и среднего профессионального образования.

 

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Десять лет замираний и криков,

Все мои бессонные ночи

Я вложила в тихое слово

И сказала его – напрасно.

Печаль, которой дышали стихи «Вечера», казалась печалью «мудрого и уже утомленного сердца» и была пронизана «смертельным ядом иронии», по словам Г.И. Чулкова, что давало основание возводить поэтическую родословную Ахматовой к И.Ф. Анненскому, которого Гумилев назвал «знаменем» для «искателей новых путей», имея в виду поэтов-акмеистов.

Впоследствии Ахматова рассказывала, каким откровением было для нее знакомство со стихами поэта, открывшего ей «новую гармонию». Линию своей поэтической преемственности Ахматова подтвердит стихотворением «Учитель» (1945) и собственным признанием: «Я веду свое начало от стихов Анненского. Его творчество, на мой взгляд, отмечено трагизмом, искренностью и художественной целостностью».

«Четки» (1914), следующая книга Ахматовой, продолжала лирический «сюжет» «Вечера». Вокруг стихов обоих сборников, объединенных узнаваемым образом героини, создавался автобиографический ореол, что позволяло видеть в них то «лирический дневник», то «романлирику». По сравнению с первым сборником в «Четках» усиливается подробность разработки образов, углубляется способность не только страдать и сострадать душам «неживых вещей», но и принять на себя «тревогу мира». Новый сборник показывал, что развитие Ахматовой как поэта идет не по линии расширения тематики, сила ее – в глубинном психологизме, в постижении нюансов психологических мотивировок, в чуткости к движениям души. Это качество ее поэзии с годами усиливалось. Будущий путь Ахматовой верно предугадал ее близкий друг Н.В. Недоброво. «Ее призвание – в рассечении пластов», – подчеркнул он в статье 1915 г., которую Ахматова считала лучшей из написанного о ее творчестве.

После «Четок» к Ахматовой приходит слава. Ее лирика оказалась близка не только «влюбленным гимназисткам», как иронично замечала Ахматова. Среди ее восторженных поклонников были поэты, только входившие в литературу, – М.И. Цветаева, Б.Л. Пастернак. Более сдержанно, но все же одобрительно, отнеслись к Ахматовой А.А. Блок и В.Я. Брюсов. В эти годы Ахматова становится излюбленной моделью для многих художников и адресатом многочисленных стихотворных посвящений. Ее образ постепенно превращается в неотъемлемый символ петербургской поэзии эпохи акмеизма. Как никто другой Ахматова умеет раскрыть самые потаенные глубины внутреннего мира человека, его переживания, состояния, настроения:

О, как сердце мое тоскует!

Не смертного ль часа жду?

А та, что сейчас танцует,

Непременно будет в аду.

В годы первой мировой войны Ахматова не присоединила свой голос к голосам поэтов, разделявших официальный патриотический пафос, однако она с болью отозвалась на трагедию военного времени («Июль 1914», «Молитва» и др.). Сборник «Белая стая», вышедший в сентябре 1917 г., не имел столь шумного успеха, как предыдущие книги. Но новые интонации скорбной торжественности, молитвенностн, сверхличное начало разрушали привычный стереотип ахматовской поэзии, сложившийся у читателя ее ранних стихов. Эти изменения уловил О.Э. Мандельштам, заметив: «Голос отречения крепнет все более и более в стихах Ахматовой, и в настоящее время ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России».

Тема войны, боль за нее впервые прозвучала в стихах, написанных в годы Первой мировой войны. К этому времени ее брак с Н. Гумилевым практически распался, на руках был маленький сын. Родина в это время также переживала не легкие времена:

И затмения небесных светил.

В начале войны Гумилев уходит на фронт, и она, переживая вместе со всеми женами страны, пишет стихотворение «Утешение», в котором описывает боль, которую некогда испытывала и сама:

Не услышишь ты про него.

Не найдешь ты могилы его.

После Октябрьской революции Ахматова не покинула Родину, оставшись в «своем краю глухом и грешном». Октябрьская революция принесла с собой много жестокости и зла. Защитники революции ревностно утверждали власть Советов в каждом уголке страны. Находились и те, кто не воспринимал новую власть и ее декреты, с оружием в руках отстаивал свою свободу. Развязалась гражданская война – одна из самых жестоких, когда брат шел против брата, сын против отца. Новая идеология, перенесенная из книг К. Маркса и Ф. Энгельса, рушила традиционные устои русского общества: нравственность и мораль были забыты, семейные ценности перестали что-либо значить, отдельная человеческая жизнь больше не имела цены.

Большинство из творческой интеллигенции постарались побыстрее оставить родину, искать спасение в Европе, Соединенных Штатах Америки и др. И у Анны Андреевны была такая возможность, но:

На растерзание врагам.

Окончание гражданской войны, установление советской власти по всей стране не принесло вздоха облегчения. В 1921 году умирает А. Блок – ближайший друг поэтессы. Позже – новое потрясение – арестовывают и расстреливают бывшего мужа Н. Гумилева, заканчивает жизнь самоубийством ее брат Андрей. Трагедия народа, переживающего тяжелые послевоенные годы, совпадает с личной трагедией поэтессы. Все чаще слово «я» в ее стихах заменяется на «мы». Это «мы» свидетельствует о том, что А. Ахматова слилась в своем годе с народом, с его горькой судьбой, став единым целым:

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

В стихотворениях этих лет (сборники «Подорожник» и «Anno Domini MCMXXI», оба – 1921 года) скорбь о судьбе родной страны сливается с темой отрешенности от суетности мира, мотивы «великой земной любви» окрашиваются настроениями мистического ожидания «жениха», а понимание творчества как божественной благодати одухотворяет размышления о поэтическом слове и призвании поэта и переводит их в «вечный» план. В 1922 г. М.С. Шагинян писала, отмечая глубинное свойство дарования поэта: «Ахматова с годами все больше умеет быть потрясающе-народной, без всяких quasi, без фальши, с суровой простотой и с бесценной скупостью речи».

В 1924 году было напечатано стихотворение «Лотова жена». В нем нашли свое выражение боль за погибшего мужа, одиночество души, взгляд в прошлое. Власти же расценили это по-своему: тяга в прошлое, сочувствие бывшим «господам», верность расстрелянному «предателю» Гумилеву, скрытую контрреволюцию и саботаж. Как вспоминает Ахматова: «После моих вечеров в Москве состоялось постановление о прекращении моей литературной деятельности». Негласное постановление ЦК гласило: не арестовывать поэтессу, но и не печатать. С 1924 г. Ахматову перестают печатать. В 1926 г. должно было выйти двухтомное собрание ее стихотворений, однако издание не состоялось, несмотря на продолжительные и настойчивые хлопоты. Только в 1940 г. увидел свет небольшой сборник «Из шести книг», а два следующих – в 1960-е годы («Стихотворения», 1961; «Бег времени», 1965).

Начиная с середины 1920-х годов Ахматова много занимается архитектурой старого Петербурга, изучением жизни и творчества А.С. Пушкина, что отвечало ее художественным устремлениям к классической ясности и гармоничности поэтического стиля, а также было связано с осмыслением проблемы «поэт и власть». У Ахматовой, несмотря на жестокость времени, неистребимо жил дух высокой классики, определяя и ее творческую манеру, и стиль жизненного поведения.

Суровые испытания новой эпохи не могли не повлечь за собой творческий кризис. В те годы Ахматова работала в библиотеке Агрономического института, много внимания уделяла изучению жизни и творчества Пушкина.

30-е годы оказываются самыми тяжелыми: одного за другим арестовывают ее лучших друзей – Н.Н. Пунина, О.Э. Мандельштама. В 1938 году вторично подвергся аресту ее сын Лев.

В этот период Ахматова разделила судьбу многих своих соотечественников, пережив арест сына, мужа, гибель друзей, свое отлучение от литературы партийным постановлением 1946 г. Самим временем ей было дано нравственное право сказать вместе со «стомилльонным народом»: «Мы ни единого удара не отклонили от себя». Произведения Ахматовой этого периода – поэма «Реквием» (в СССР опубликована в 1987 г.), стихи, написанные во время Великой Отечественной войны, свидетельствовали о способности поэта не отделять переживание личной трагедии от понимания катастрофичности самой истории. Б.М. Эйхенбаум важнейшей стороной поэтического мировосприятия Ахматовой считал «ощущение своей личной жизни как жизни национальной, народной, в которой все значительно и общезначимо». «Отсюда, – замечал критик, – выход в историю, в жизнь народа, отсюда – особого рода мужество, связанное с ощущением избранничества, миссии, великого, важного дела…». Жестокий, дисгармонический мир врывается в поэзию Ахматовой и диктует новые темы и новую поэтику: память истории и память культуры, судьба поколения, рассмотренная в исторической ретроспективе... Скрещиваются разновременные повествовательные планы, «чужое слово» уходит в глубины подтекста, история преломляется сквозь «вечные» образы мировой культуры, библейские и евангельские мотивы. Многозначительная недосказанность становится одним из художественных принципов позднего творчества Ахматовой. На нем строилась поэтика итогового произведения – «Поэмы без героя» (1940–65), которой Ахматова прощалась с Петербургом 1910-х годов и с той эпохой, которая сделала ее Поэтом.

Великая Отечественная война застала поэтессу в родном Петербурге. Но война с фашизмом для Анны Андреевны началась намного раньше – в дни, когда пал ее любимый город Париж. Начало войны она видела изнутри: из бомбоубежища, из голодной очереди за хлебом, из окна комнаты на Фонтанке. В конце сентября 1941 года ее вывезли на самолете из Ленинграда. В этом же году появляются ее первые новые стихи, издание которых ранее было запрещено постановлением ЦК. Трагедия народа, во второй раз ставшая ее личной трагедией, описана со всей скорбью и состраданием, безграничной любовью к народу, мужеством и патриотизмом. Главной ценностью, за которую идет война, Ахматова объявила Слово:

Великое русское Слово.

Реквием»

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, -

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

1961

Вместо предисловия

В страшные годы ежовщины я провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина, которая, конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):

- А это вы можете описать?

И я сказала:

- Могу.

Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом.

1 апреля 1957, Ленинград

Посвящение

Перед этим горем гнутся горы,

Не течет великая река,

Но крепки тюремные затворы,

А за ними «каторжные норы»

И смертельная тоска.

 

Для кого-то веет ветер свежий,

Для кого-то нежится закат –

Мы не знаем, мы повсюду те же,

Слышим лишь ключей постылый скрежет

Да шаги тяжелые солдат.

 

Подымались как к обедне ранней,

По столице одичалой шли,

Там встречались, мертвых бездыханней,

Солнце ниже, и Нева туманней,

А надежда все поет вдали.

 

Приговор... И сразу слезы хлынут,

Ото всех уже отделена,

Словно с болью жизнь из сердца вынут,

Словно грубо навзничь опрокинут,

Но идет... Шатается... Одна...

 

Где теперь невольные подруги

Двух моих осатанелых лет?

Что им чудится в сибирской вьюге,

Что мерещится им в лунном круге?

Им я шлю прощальный свой привет.

Март 1940

Вступление

Это было, когда улыбался

Только мертвый, спокойствию рад.

И ненужным привеском качался

Возле тюрем своих Ленинград.

 

И когда, обезумев от муки,

Шли уже осужденных полки,

И короткую песню разлуки

Паровозные пели гудки,

 

Звезды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных марусь.

 

1

Уводили тебя на рассвете,

За тобой, как на выносе, шла,

В темной горнице плакали дети,

У божницы свеча оплыла.

 

На губах твоих холод иконки,

Смертный пот на челе... Не забыть!

Буду я, как стрелецкие женки,

Под кремлевскими башнями выть.

 

Ноябрь 1935, Москва

2

Тихо льется тихий Дон,

Желтый месяц входит в дом.

 

Входит в шапке набекрень,

Видит желтый месяц тень.

 

Эта женщина больна,

Эта женщина одна.

 

Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне.

1938

3

Нет, это не я, это кто-то другой страдает.

Я бы так не могла, а то, что случилось,

Пусть черные сукна покроют,

И пусть унесут фонари...

Ночь.

1939

4

Показать бы тебе, насмешнице

И любимице всех друзей,

Царскосельской веселой грешнице,

Что случится с жизнью твоей –

 

Как трехсотая, с передачею,

Под Крестами будешь стоять

И своею слезою горячею

Новогодний лед прожигать.

 

Там тюремный тополь качается,

И ни звука - а сколько там

Неповинных жизней кончается...

1938

5

Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой,

Кидалась в ноги палачу,

Ты сын и ужас мой.

 

Все перепуталось навек,

И мне не разобрать

Теперь, кто зверь, кто человек,

И долго ль казни ждать.

 

И только пыльные цветы,

И звон кадильный, и следы

Куда-то в никуда.

И прямо мне в глаза глядит

И скорой гибелью грозит

Огромная звезда.

1939

6

Легкие летят недели,

Что случилось, не пойму.

Как тебе, сынок, в тюрьму

Ночи белые глядели,

 

Как они опять глядят

Ястребиным жарким оком,

О твоем кресте высоком

И о смерти говорят.

Весна 1939

7

Приговор

И упало каменное слово

На мою еще живую грудь.

Ничего, ведь я была готова,

Справлюсь с этим как-нибудь.

 

У меня сегодня много дела:

Надо память до конца убить,

Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить.

 

А не то... Горячий шелест лета,

Словно праздник за моим окном.

Я давно предчувствовала этот

Светлый день и опустелый дом.

22 июня 1939, Фонтанный Дом

8

К смерти

Ты все равно придешь – зачем же не теперь?

Я жду тебя – мне очень трудно.

Я потушила свет и отворила дверь

Тебе, такой простой и чудной.

 

Прими для этого какой угодно вид,

Ворвись отравленным снарядом

Иль с гирькой подкрадись, как опытный бандит,

Иль отрави тифозным чадом.

Иль сказочкой, придуманной тобой

 

И всем до тошноты знакомой, –

Чтоб я увидела верх шапки голубой

И бледного от страха управдома.

Мне все равно теперь. Клубится Енисей,

Звезда Полярная сияет.

И синий блеск возлюбленных очей

Последний ужас застилает.

19 августа 1939, Фонтанный Дом

9

Уже безумие крылом

Души накрыло половину,

И поит огненным вином

И манит в черную долину.

 

И поняла я, что ему

Должна я уступить победу,

Прислушиваясь к своему

Уже как бы чужому бреду.

 

И не позволит ничего

Оно мне унести с собою

(Как ни упрашивай его

И как ни докучай мольбою):

 

Ни сына страшные глаза –

Окаменелое страданье,

Ни день, когда пришла гроза,

Ни час тюремного свиданья,

 

Ни милую прохладу рук,

Ни лип взволнованные тени,

Ни отдаленный легкий звук –

Слова последних утешений.

4 мая 1940, Фонтанный Дом

10

Распятие

Не рыдай Мене, Мати,

во гробе зрящия.

___

 

Хор ангелов великий час восславил,

И небеса расплавились в огне.

Отцу сказал: «Почто Меня оставил!»

А матери: «О, не рыдай Мене...»

1938

___

 

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

1940, Фонтанный Дом

Эпилог

I

Узнала я, как опадают лица,

Как из-под век выглядывает страх,

Как клинописи жесткие страницы

Страдание выводит на щеках,

 

Как локоны из пепельных и черных

Серебряными делаются вдруг,

Улыбка вянет на губах покорных,

И в сухоньком смешке дрожит испуг.

 

И я молюсь не о себе одной,

А обо всех, кто там стоял со мною,

И в лютый холод, и в июльский зной

Под красною ослепшею стеною.

 

II

Опять поминальный приблизился час.

Я вижу, я слышу, я чувствую вас:

И ту, что едва до окна довели,

И ту, что родимой не топчет земли,

 

И ту, что красивой тряхнув головой,

Сказала: «Сюда прихожу, как домой».

 

Хотелось бы всех поименно назвать,

Да отняли список, и негде узнать.

 

Для них соткала я широкий покров

Из бедных, у них же подслушанных слов.

 

О них вспоминаю всегда и везде,

О них не забуду и в новой беде,

 

И если зажмут мой измученный рот,

Которым кричит стомильонный народ,

 

Пусть так же они поминают меня

В канун моего поминального дня.

 

А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне,

 

Согласье на это даю торжество,

Но только с условьем – не ставить его

 

Ни около моря, где я родилась:

Последняя с морем разорвана связь,

 

Ни в царском саду у заветного пня,

Где тень безутешная ищет меня,

 

А здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов.

 

Затем, что и в смерти блаженной боюсь

Забыть громыхание черных марусь,

 

Забыть, как постылая хлопала дверь

И выла старуха, как раненый зверь.

 

И пусть с неподвижных и бронзовых век

Как слезы, струится подтаявший снег,

 

И голубь тюремный пусть гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли.

 

 

Анализ текста

Поэма «Реквием» стала итогом творческого пути Анны Ахматовой. В ней поэтесса выразила свою гражданскую и жизненную позицию. Ранние стихотворения Ахматовой определяют подход поэта к темам Родины, родной земли, отчего дома. Стихотворение «Мне голос был…» (1917) выражает творческую позицию поэта в «годину горя», а «Лотова жена» (1922-1924) с помощью библейских образов рассказывает о боли женщины, уходящей из родного дома. В «Реквиеме» находят отражение мотивы этих стихотворений, только теперь они звучат торжественно и возвышенно, с «высокой скорбью». Эта одухотворенность позволяет причислить «Реквием» к лучшим поэмам XX века.

Поэма «Реквием» состоит из отдельных стихотворений разных годов. Звучание ее траурное, скорбное, оно оправдывает название поэмы.

Реквием – траурное католическое богослужение, панихида. В истории музыки есть мистическое происшествие, связанное с реквиемом. Оно связано с именем В.А. Моцарта. Однажды к нему пришел человек в черном и заказал реквием. Во время создания произведения Моцарту стало тяжело писать, он заболел и умер, так и не закончив панихиду. Интересно, что произведение Ахматовой также написано «по заказу». Об этом мы узнаём из начальной части поэмы «Вместо предисловия». «Реквием» написан по заказу «женщины с голубыми губами», истощенной и изможденной, стоявшей вместе с Ахматовой в очереди ленинградской тюрьмы Крестов в полном оцепенении. Она написана прозой. Эта традиция берет свое начало из классической поэзии, из стихотворений Пушкина («Разговор книгопродавца с поэтом») и Некрасова («Поэт и гражданин»), указывающих на гражданскую позицию этих поэтов и цену их творчества.

Ахматова в прозаическом предисловии также определяет свою гражданскую позицию «в страшные годы ежовщины»: человеческая личность в годы репрессий уничтожалась. Автор передает тот страх и боль, которые испытывали люди. Героями поэмы становятся все те, кто стоял «под красною ослепшею стеною». Так реализуется один из принципов ахматовского повествования – многогеройность.

«Посвящение» вводит в поэму других героинь – «невольных подруг … осатанелых лет». В этой главе Ахматова пишет не только о своем горе, но и о горе Родины, о горе всех людей. Поэтому лирическое «я» поэта превращается в «мы». И поэма звучит масштабно:

Все перепуталось навек,

И мне не разобрать

И долго ль казни ждать.

В её сознании все смешалось, безумие достигает своего апогея. Образ звезды, взятый из Библии, у Ахматовой обозначает не рождение, а смерть главного героя – сына.

В шестой главе образ сына ассоциируется с Христом. Его жизнь – это крестный путь, а путь матери – крест, жертва. Она сходит с ума, просит Бога о смерти.

Глава «К смерти» стала кульминацией в эмоциональном плане. Героиня готова принять смерть в любой форме: «отравленный снаряд», «тифозный чад», «гирька бандита». Но смерть не приходит, и героиня – мать окаменевает от страдания.

В главе «Распятие» Ахматова переосмысляет библейскую ситуацию распятия. Эта история представляется Ахматовой не только как трагедия Христа, но и трагедия матери, о которой в Библии не сказано ни слова. Трагедия лирической героини изображена реалистично – это трагедия самой Ахматовой. Трагедия матери становится общечеловеческой, частная история получает национальное звучание. Параллельное построение поэмы (сравнение частного и общечеловеческого) обусловлено темой эпиграфа:

III. ПРИЛОЖЕНИЯ

 

3.1. Конспект урока «Я была тогда с моим народом…»

(Изучение поэмы «Реквием» А.А. Ахматовой)

 

Цель урока:

- знакомство с поэмой «Реквием»;

- развитие представления о гражданской и поэтической миссии А.Ахматовой, об истории страны, преломляющейся и отражающейся в её творчестве.

Задачи урока:

- познакомить обучающихся с поэмой, ставшей мемориалом всем жертвам страшной эпохи;

- развивать навыки анализа поэтического текста;

- средствами литературы продолжить воспитание духовной, нравственной личности.

Оборудование:

Мультимедийная аппаратура, аудиозапись, презентация, рабочие тетради, тексты художественного произведения.

 

Ход урока

 

Слово преподавателя:

Кровная связь с Россией ощущалась особенно резко в самые тяжёлые времена, начиная с первой мировой войны. Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь своей родины.

Я предлагаю вам вспомнить биографию поэта, и помогут нам это сделать обучающиеся группы:

Обучающийся:

Ранние годы

Родилась 11 июня (23 июня) 1889 года в Одессе.

Первое образование в биографии Ахматовой было получено в Мариинской гимназии в Царском Селе, куда ее семья переехала в 1890 году. Затем в жизни Ахматовой проходило обучение в Фундуклеевской гимназии Киева. Она посещала историко-литературные, женские курсы.

Обучающийся:

Начало творческого пути

Впервые стихотворение Анны Ахматовой было опубликовано в 1911 году. Первая книга стихов поэтессы вышла в 1912 году («Вечер»). В 1914 был опубликован второй ее сборник «Четки» тиражом 1000 экземпляров. Именно он принес Анне Андреевне настоящую известность. Еще через три года поэзия Ахматовой вышла в третьей книге «Белая стая», в два раза большим тиражом.

Обучающийся:

Личная жизнь

В 1910 году вышла замуж за Николая Гумилева, от которого в 1912 году родила сына Льва Николаевича. Затем в 1918 году жизни поэтессы произошел развод с мужем, а вскоре новое замужество с поэтом и ученым В. Шилейко.

А в 1921 году Гумилев был расстрелян. Со вторым мужем она рассталась, а в 1922 году у Ахматовой завязались отношения с искусствоведом Н. Пуниным.

Изучая биографию Анны Ахматовой, стоит кратко отметить, что многих близких ей людей постигла печальная участь. Так, Николай Пунин трижды находился под арестом, а единственный сын Лев более 10 лет пробыл в заключении.

Обучающийся:

Творчество поэтессы

Творчество Ахматовой затрагивает эти трагические темы. Например, поэма «Реквием»(1935-1940) отображает нелегкую судьбу женщины, чьи близкие люди страдали от репрессий.

В Москве, в июне 1941 года, Анна Андреевна Ахматова встретилась с Мариной Цветаевой, это была их единственная встреча.

Для Анны Ахматовой стихи были возможностью рассказать людям правду. Она проявила себя как искусный психолог, знаток души.

Стихи Ахматовой о любви доказывают тонкое понимание ею всех граней человека. В своих стихотворениях она проявляла высокую нравственность. Кроме того, лирика Ахматовой наполнена размышлениями о трагедиях народа, а не только личными переживаниями.

Обучающийся:

Смерть и наследие

Умерла знаменитая поэтесса в Подмосковном санатории 5 марта 1966 года. Была похоронена под Ленинградом на Комаровском кладбище.

Именем Ахматовой названы улицы во многих городах бывшего СССР. Литературно – мемориальный музей Ахматовой находится в Фонтанном доме в Санкт-Петербурге. В этом же городе установлено несколько памятников поэтессе. Мемориальные доски, в память о посещении города, установлены в Москве и Коломне.

Слово преподавателя:

Точкой опоры для Анны Андреевны всегда оставалась родная земля, и её отношения с родиной были непросты. Здесь она испытала страдания и муки, разделила боль с народом, голосом которого по праву стала. Одним из тяжёлых периодов в жизни народа стали сталинские репрессии, во время которых трижды был арестован её сын, Лев Гумилёв.

Обучающийся:

Сталинскими называют политические репрессии, проводившиеся в Советском Союзе в период, когда правительство страны возглавлял И.В.Сталин (конец 20-х – начало 1950-х годов).

Массовый характер политические преследования приобрели с началом коллективизации и форсированной индустриализации (конец 20х – начало 30х годов), а своего пика достигли в период, датируемый 1937-1938 гг. – «Большой террор».

За время «Большого террора» службами НКВД было арестовано около 1,58 млн. человек, из них 682 тысяч – приговорено к расстрелу. До настоящего момента историки не пришли к единому мнению относительно исторической подоплёки сталинских политических репрессий 30-х годов и их институциональной основы.

Но для большинства исследователей является неоспоримым тот факт, что именно политическая фигура Сталина играла определяющую роль в карательном ведомстве государства. Согласно рассекреченным архивным материалам массовые репрессии на местах осуществлялись в соответствии со спущенными сверху «плановыми заданиями» по выявлению и наказанию «врагов народа». Причём на многих документах требование «всех расстрелять» или «бейте ещё» было написано рукой советского вождя.

Считается, что идеологической основой для «Большого террора» послужила сталинская доктрина об усилении классовой борьбы. Сами же механизмы террора были заимствованы ещё со времён гражданской войны, во время которой несудебные расстрелы широко применялись большевиками.

Ряд исследователей оценивает сталинские репрессии как извращение политики большевизма, подчёркивая, что среди репрессированных было немало членов компартии, руководителей и военных. Например, в период 1936–1939 гг., репрессиям подверглись более 1,2 млн. коммунистов – половина общей численности партии. Причём, согласно существующим данным, вышли на свободу только 50 тыс. человек, остальные же погибли в лагерях или были расстреляны.

Исследователи выделяют несколько основных причин «Большого террора». Главная из них – это сама большевистская идеология, которой свойственно разделять людей на «своих» и «врагов».

Следует отметить, что сложную экономическую ситуацию, сложившуюся в стране в рассматриваемый период времени (многочисленные аварии на производствах, крушения поездов, перебои с товарами и продуктами), действующей власти было выгодно объяснять как результат вредительской деятельности врагов советского народа.

Помимо этого, наличие миллионов заключённых позволяло решать и серьёзные экономические проблемы – например, обеспечение дешёвой рабочей силой масштабных строек страны. Страх, посеянный в массах, стал надёжным фундаментом для полного подчинения центральной власти. Таким образом, благодаря тотальному террору в 30-х годах, Сталину удалось избавиться от возможных политических оппонентов.

Слово преподавателя:

Как прискорбно, что талантливейшему человеку пришлось столкнуться со всеми тяготами чудовищного тоталитарного режима. Великая страна Россия допустила над собой такое издевательство, почему? Все строчки произведения Ахматовой содержат в себе этот вопрос. И при чтении поэмы становится всё тяжелее и тяжелее при мысли о трагических судьбах невинных людей.

В предисловии к поэме, написанной в 1935-1940 годах, Ахматова написала: «В страшные годы ежовщины я провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде». Эти очереди вытягивались вдоль мрачных стен петербургской тюрьмы «Кресты». Стоя в такой очереди, она услышала шёпотом заданный вопрос: «А это вы можете описать?» Ахматова ответила: «Могу».

Так родились стихотворения, которые впоследствии составили поэму. Стихотворения не записывались, а запоминались. Как вы думаете, почему? (Звучат ответы обучающихся).

На партах у вас лежат рабочая тетрадь и текст поэмы «Реквием». Я вам предлагаю прослушать художественное произведение из уст самого автора, Анны Андреевны Ахматовой. В тетради записаны вопросы, на которые после беседы вам надо будет ответить.

Не течет великая река,

Но крепки тюремные затворы,

А за ними каторжные норы...

Здесь получают характеристику время и пространство, в котором находится героиня и ее случайные подруги по тюремным очередям. Времени больше нет, оно остановилось, онемело, стало безмолвным («не течет великая река»). Жестко звучащие рифмы «горы» и «норы» усиливают впечатление суровости, трагичности происходящего. Пейзаж перекликается с картинами Данте «Ада», с его кругами, уступами, злыми каменными щелями... И тюремный Ленинград воспринимается как один из кругов знаменитого «Ада» Данте.

Во Вступлении, мы встречаем образ большой поэтической силы и точности:

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

Я – отраженье вашего лица.

Напрасных крыл напрасны трепетанья, –

План.

  1. История псевдонима «Ахматова». Жизнь и творчество.
  2. Анализ стихотворения «Сжала руки под темной вуалью…».
  3. Философские мотивы, патриотическая тема, мир женской души, поэт и родина в лирике Ахматовой: «Я научилась просто, мудро жить…», «Ты письмо мое, милый, не комкай…», «Молитва».
  4. Поэма «Реквием».
  5. Анна Ахматова – «голос своего поколения».

Я – голос ваш, жар вашего дыханья,
Я – отраженье вашего лица…
А. Ахматова.

 

Ход урока

Предварительная работа.

Обучающиеся имели предварительное задание: познакомиться с биографией А. Ахматовой, составить хронологическую таблицу ее жизни и творчества, выучить наизусть стихотворения, вспомнить сведения о поэтах Серебряного века и особенностях этого периода в русской поэзии.

 

Фотогалерея Ахматовой

 

 

Анна Ахматова в детстве

 

 

Анна Ахматова в молодости

 

 

Анна Ахматова



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.193.207 (0.26 с.)