Отзыв на книгу В.Б. Эдигея «Увлечение чтением» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отзыв на книгу В.Б. Эдигея «Увлечение чтением»



УВЛЕЧЕНИЕ ЧТЕНИЕМ

Уроки развития мышления и техники чтения

УЦ «Перспектива»

    

 

Москва 1997         


ББК 74.261 Э21

Эдигей Валерий Борисович

Э21   Увлечение чтением: Уроки развития мышления и техники чтения. 3.1.

- М.: УЦ «Перспектива», 1997. - 112 с.

18Б^ 5-7744-0015-8

Книга «Увлечение чтением» - это уроки развития мышления и техники чтения. Она способствует решению важной проблемы: повышение скорости мышления в процессе чтения.

Предлагаемый автором метод отличается оригинальностью, новизной, воспитывает у ребенка интерес к процессу чтения. Большое количество упражнений носят развивающий характер, что делает данное учебное пособие источником творческого вдохновения учеников.

Данное учебное пособие представляет I уровень сложности упражнений; II и III уровни будут представлены последующими изданиями, что даст возможность использовать все три части пособия в процессе обучения учащихся в 1-3 классах.

Виноградова Н.К..

Кныркова Ж.Ю,.^ Орешенков А.Н. Покровская Ю.В. Добровольская Н.В.

ББК 74.261

Главный редактор:

Редактор Компьютерная верстка:

Оформление обложки:

I5ВN 5-7744-0015-8

Iе издание

©

УЦ «Перспектива»

Подписано в печать с оригинал - макета 28.04.97. Формат 60x90/16. Бумага офсетная. Усл. п. л. 7.0. Тираж 5000 экз. Заказ 7!.

Издательство УЦ «Перспектива», 1997г.

Москва 113519, ул. Кр. Маяка, д. ЗА, тел. 389-27-27.

Лицензия на издательскую деятельность ЛР N 071248 от 19. 12. 1995г.

Московская типография N 6 Комитета РФ по печати, 109088 Москва, Ж-88, Южнопортовая ул., 24.


ОТ АВТОРА

На первых страницах, предлагаемой Вашему вниманию книги, Вы найдете весь звуко-буквенный материал и сможете ознакомить с ним ребенка.

Слияние звуков — гласного и согласного, и наоборот, согласного и
гласного - поможет родителям познакомить ребенка со слогом, с механизмом
слияния звуков, а также с написанием слогов в свободных от букв клеточках
Написание букв дается печатным шрифтом, доступным каждому
дошкольнику, тем более школьнику. Большое количество таких упражнений
будет хорошим подспорьем учителю на уроках чтения и воспитателю в детских
садах.  ,.

Обучение чтению органически связано с системой письма, поэтому на самых начальных этапах обучения письмо носит изобразительный характер..Благодаря большому количеству графических упражнений, написание букв и слогов становится важным фактором в обучении грамоте. При этой системе письма появляется реальная возможность развития навыков быстрого чтения. Оригинальные упражнения по сложению и вычитанию букв и слогов дадут возможность ребенку развить навыки звуко— буквенного анализа слов, скорость мыслительных процессов при чтении.

, Традиционная система обучения чтению часто приводит к тому, что дети теряют интерес к чтению. Нежелающих читать школьников становится все больше и больше.

... Долгие годы автор книги пытался решить проблему чтения. И только система, основанная на реализации законов развития психики ребенка, на стимулировании его интереса к процессу чтения, помогла решить эту проблему.

РЕБЕНОК НЕ ЧИТАЕТ ПО НЕСКОЛЬКИМ ПРИЧИНАМ:

1. Он обладает малой скоростью мыслительных процессов; '

2. его заставляют. «Читать!»;                                           '"''.' 3., Его чтение оценивают отметкой;

. 4. Он беспомощен перед проблемой самостоятельного обучения
чтению.                                                                            >

Однажды автор издания попросил первоклассника, уже знающего буквы, умеющего сливать звуки в слоги, слоги в слово, прочитать вот такое слово ОСТЛ. Он улыбнулся, потом удивленно спросил:

—      А это что такое?

- Это стол, - ответил я, - в нем буквы поменялись местами. Хочешь
помочь мне расшифровать такие слова? Помоги, вон, видишь, сколько у меня
их.

Глаза ребенка загорелись интересом, как приятно ему было ощущать себя победителем после прочитанного очереданго слова.

Многие мои ученики с большим желащем стали просить карточки с такими анаграммами:

ГИРТ            ЕЛВ              ОНСЛ          УТИФЛ

3


Однако здесь не только нужно было.прочитать слово, но и исключить лишнее, т.е. отличное от остальных по смыслу, в представленном ряде слов. В данном случае это слово «туфли», так как все остальные слова (тигр, лев, слон) обозначают животных.

Такие задания для определения умственных способностей человека предлагает английский психолог, профессор ГАйзенк.

Создавая по аналогий такие анаграммы, автор классифицировал их по частям речи, адаптировал для начальной школы, для того, чтобы использовать их не только на уроках чтения, но и на уроках грамматики. Эти задания легко вписывались в структуру урока, снимая напряжение и усталость детей.

Постепенно от анаграмм перешли к целым предложениям, не меняя порядок слов в них, обязательно в первом слове указывая заглавную букву и печатая ее большой. Вот пример: еВненсее дсценл оргосле юемзл.

Желающими получить такой текст были все дети в классе. Подбирая для каждого ученика посильный текст\ автор' книги получил" отличные результаты. Большинство учащихся увлеклись процессом расшифровки, тем самым повышая скорость чтения обычного текста. Ребенок, которому легко читать, обязательно будет читать, читать без принуждения.

Развивающий эффект при использовании данного метода безусловно позитивный: это концентрация внимания, осмысленное запоминание, скорость, гибкость, самостоятельность мышления, способность предвидеть, ощущение целого, творческое мышление, активизация лингвистических способностей. Методика ризнивас г у детей грамотность, ощущение речи через углубленное и {учение буквенного состава слова и активное конструирование I км Именно дня мот разработаны упражнения на соответствие символам.

Думам, учители начальных классов, родители, желая помочь своим детям II овладении высоким уровнем техники чтения, используют этот пр.«к пгкч кии материал.

Приношу искреннюю благодарность рецензентам рукописи: Почетному академику Российской Академии образования Амонашвили Шалве Александровичу, доктору педагогических наук; профессору Кировоградского педагогического института имени А.С. Пушкина Розенбергу Арону Яковлевичу; заведующему кафедрой психологии, кандидату психологических наук, доценту Лушину Павлу Владимировичу; кандидату психологических наук, доценту кафедры психологии Цигульской Татьяне Федоровне; кандидату филологических наук, доценту кафедры иностранных языков Бабичу Виталию Николаевичу за оказанную помощь в подготовке данной рукописи.

Валерий Эдигей


Прочитай получившие слоги.


 


6


7


 


ВЕ
ПА
П                        В

 
 
Ф                    Г

 
 
 
К                  Д

 
 
Т                  Ж

 
 
Ш                З

 
 
С                  М

 
 
Х                  Н

 
Ц              Л

 
 
 
Ч            Р

 
Щ          Б


ВЁ
ПЕ
П              В

 
 
Ф              Г

 
 
 
К                     Д

 
 
Т               Ж

 
 
Ш             З

 
 
С               М

 
 
Х                Н

 
Ц              Л

 
 
 
Ч       Р

 
Щ          Б


ВИ
ПЁ
П              В

 
 
Ф              Г

 
 
 
К        Д

 
 
Т        Ж

 
 
Ш          З

 
 
С           М

 
 
Х           Н

 
Ц              Л

 
 
 
Ч           Р

 
Щ          Б


ВО
ПИ
П           В

 
 
Ф           Г

 
 
 
К        Д

 
 
Т        Ж

 
 
Ш          З

 
 
С           М

 
 
Х           Н

 
Ц           Л

 
 
 
Ч           Р

 
Щ       Б


ВУ
ПО
П                  В

 
 
Ф           Г

 
 
 
К        Д

 
 
Т        Ж

 
 
Ш          З

 
 
С           М

 
 
Х           Н

 
Ц           Л

 
 
 
Ч           Р

 
Щ             Б


 

ВЫ
ПУ
П           В

 
 
Ф           Г

 
 
 
К        Д

 
 
Т        Ж

 
 
Ш             З

 
 
С               М

 
 
Х               Н

 
Ц              Л

 
 
 
Ч               Р

 
Щ                Б


ВЭ
ПЫ
П           В

 
 
Ф           Г

 
 
 
К        Д

 
 
Т        Ж

 
 
Ш          З

 
 
С           М

 
 
Х           Н

 
Ц           Л

 
 
 
Ч           Р

 
Щ          Б


ВЫ
ПУ
П              В

 
 
Ф           Г

 
 
 
К        Д

 
 
Т        Ж

 
 
Ш             З

 
 
С           М

 
 
Х        Н

 
Ц        Л

 
 
 
Ч           Р

 
Щ           Б


ВЫ
ПУ
П           В

 
 
Ф           Г

 
 
 
К        Д

 
 
Т        Ж

 
 
Ш          З

 
 
С           М

 
 
Х           Н

 
Ц           Л

 
 
 
Ч           Р

 
Щ          Б


 


Ответы урока 2

Œ ЛОСЬ. Лось ест траву и ветки. А ещё, чтоб не болеть ему нужна соль. Лесник принёс в лес соль.

 ОН + М + ЛИ - МО + С - Н + А = ЛИСА

Ž ЛИСТ   = n

СТЕБЕЛЬ =?

ЦВЕТОК = 

СТВОЛ =

 

 


 


38


39



В ЛЕСУ. Мы идём в ЕСЛ. На траве и ТЬЯХЛИС капли росы. Саша ШЁЛНА гриб. А Лена собрала много ГОДЯ.


Œ Прочитай текст.


МОЙ ДЯДЯ. РОМУТ люди идут на работу. Мой ЯДЯД работает кондитером. Он делает ТЫТОР и вкусные ТЫФЕКОН.

 Выполни математические действия и прочитай слово.

Р + КА + У - А + СИ - РИ + Т = К... С...


 

Œ Прочитай тект.



Ž Прочитай деформированное слово. Какое слово соответствует ему по смыслу? Поставь значок.


сидит = стоит =

ЛЕЖИТ =


 Выполни математические действия и прочитай

СЛОВО.                                  

ОЛИ + С - О + ТИ – И =

=Л………Т

Ž Прочитай деформированное слово.

Какое слово соответствует ему по смыслу? Поставь значок.

СЯЦМЕ =?

ЛЕТО = СРЕДА = МАРТ    =


40


41



Ответы урока 3

Œ МОЙ ДЯДЯ. Утром люди идут на работу. Мой дядя работает кондитером. Он делает торты и вкусные конфеты.

 Р + КА + У - А + СИ - РИ + Т = КУСТ

Ž СИДИТ   = n

СТОЛБ =?

стоит =?

ЛЕЖИТ = 

 

ŒПрочитай текст.

Зоя и Рая были ЛЫМА. Мама ДИВОЛА их в ясли. Там красивые КИБУКИ. Девочки ИСТРОЛИ дом.


 


Ответы урока 4

Œ В ЛЕСУ. Мы идём в лес. На траве и листьях капли росы. Саша нашёл гриб. А Лена собрала много ягод.

 оли  + с  - о  + ти  - и  = лист


Выполни математические действия и прочитай

слово.

ОРА + К + П - ПА + НО - Р = О……О


 




Ž ЛЕТО =

СРЕДА = МАРТ =


МЕСЯЦ =


Ž Прочитай деформированное слово.

Какое слово соответствует ему по смыслу? Поставь значок.


 



42


ОКНО = ДВЕРЬ = ПОЛЫ =


43


ВЁРКО =?

……    = …


УРОК 6

Œ Прочитай текст


НЬДЕ стал короче.
Зимнее ЦЕСОЛН светит мало. Лес стоит ЛЫЙГО. Только ЛЬЕ зеленеет.

 

 

 Выполни математические действия и прочитай слово.

ЗА + К+СМ + ОВ-АС + Ё-ЗМ + Р = …ОВ….

Ž Прочитай деформированное слово.

Какое слово соответствует ему по смыслу? Поставь значок.

ПАЛЕЦ     =  n                                   ГАНО                   =              ?

ГЛАЗ         = ?         …….           =...

КОЛЕНО  =  

44


Ответы урока 5

Œ Зоя и Рая были малы. Мама водила их в ясли. Там красивые кубики. Девочки строили дом.

 ОРА + К + П - ПА + НО - Р = ОКНО

Ž окно =  ■

ДВЕРЬ   =?

ПОЛЫ    =      КОВЕР = 

Ответы урока 6

Œ День стал короче. Зимнее солнце
светит мало. Лес стоит голый. Только
ель зеленеет.                                    !

 ЗА + К + СМ + ОВ - АС + Е - ЗМ + Р = КОВЕР

 

Ž ПАЛЕЦ =  n                                   НОГА = 

ГЛАЗ         = ?        

КОЛЕНО  =  

 

45


 




 


Œ Прочитай текст.


Ответы урока 7

Œ БОР. Вот тёмный бор. Там растут ели и сосны, В бору живут кабаны, волки и другие звери. А под ёлками и соснами можно найти много грибов.

 УГ + ЗА + РОК - АЗГ = УРОК

Ž СТАКАН = n
ЛУНА    =?

СВЕЧА   = 

ЛАМПА = 

Ответы урока 8

Œ У Груши нет куклы. Девочка взяла сено и связала из него жгут. Вот и получилась у неё кукла. А назвала её девочка Машей.

/По Л. Толстому/

 ТЕ + МИ + Т + Р - ИМ + А + Д + Ь = ТЕТРАДЬ

Ž СОЛНЦЕ = n
ЛУНА     =?

ТУЧА     =               ДОЖДЬ = 


Œ Прочитай текст.

ДЯТХО в лес.

Выполни математические действия и прочитай слово.

ЕЛА + И + Р + Н ~ РЕ + ИЯ - А = Л….Н….

Ž Прочитай деформированное слово.           

Какое слово соответствует ему по смыслу? Поставь значок.


 




 


 


62


63




 


 


Œ Прочитай текст.

СЛОВО.                                                         .

ПИ + О + КА + ЛЁТ - АКИ =... О.... Ё...

Ž Прочитай деформированное слово.

Какое слово соответствует ему по смыслу?
Поставь значок.                ,


 




 


 


68


69




 


 


Œ Прочитай текст.                         

СЛОВО.

ЕМА + 0 + С - Е + Т - А = М....... Т

Ž Прочитай деформированное слово.

Какое слово соответствует ему по смыслу? Поставь значок.


Œ Прочитай текст.

Однажды на узкой КЕДОС встретились два упрямых барана. КАДОС была перекинута через глубокую реку. Вдвоём на доске не ТИСЬЗОИРА. Кому - то ДОНА уступить. Упрямые НЫРАБА стали спорить. А потом они начали ТЬСЯДАБО. Столкнулись МИЛБА и упали оба в реку.

 Выполни математические действия и прочитай слово.

ДОМ + СИЛ - МИ + КА - Л = …. О........ А

■■. • >                                                                                           .-1 "■■/-'•   •

Ž Прочитай деформированное слово.             

Какое слово соответствует ему по смыслу? Поставь значок.


 


82


83



Œ Прочитай текст.                     

Бежала Жучка через СТМО. В зубах она несла СТЬКО. В воде ЛАУВИДЕ Жучка свою тень. Жучка подумала, что это другая КАБАЧСО. Захотела КАЖУЧ отнять у неё кость. Она выпустила свою кость, чтобы взять ту. Ту кость Жучка не ЛАВЗЯ. А вот свою кость она ЛАРЯТЕПО.

 Выполни математические действия и прочитай слово.

ЗИ + ПАР + ЛЬ - РИ + ТО - 3 = П...... Ь.... О

Ž Прочитай деформированное слово.

Какое слово соответствует ему по смыслу? • Поставь значок.


7




 


 


Œ Прочитай текст.                                 

Утка на пруду ныряет и СЯЕТПАКУ Клювом она свои КИРЫШПЁ перебирает. Перышко к перышку ЕТВАЛАДЫУК, чтобы ровно лежали. Вот она ЛАСЬЧИТИСПО. Посмотрела в ДУВО, как в зеркало. И крякнула уточка КОГРОМ и весело.

 Выполни математические действия и прочитай слово.

БУМ + ОР + ТИ - РУ + НОК - М =... О.... И.... К

Ž Прочитай деформированное слово.

Какое слово соответствует ему по смыслу? Поставь значок.


 


88


89



 


 


Œ Прочитай текст.

Один ВЕКЛОЧЕ крепко уснул. Во сне он увидел вкусный СЕЛЬКИ Но ему нечем было его ТЬЕС. На другую ночь он лёг и ЖИЛЛОПО с собой ложку. Но кисель ему не СЯНИЛПРИС.

 Выполни математические действия и прочитай слово.

ОМ + Ч + ЗА - МОЗ + И + НИК = Ч... Й........

Ž Прочитай деформированное слово.

Какое слово соответствует ему по смыслу? Поставь значок.


Ответы к урокам

Первого уровня

Сложности

Упражнений


чо


УРОК 9

Œ Несла девочка ведро воды. Ведро было худое. Вода текла на землю. А девочка была рада. Ей нести стало легче. Пришла она домой, а воды в ведре нет.

/ По Л, Толстому /  ОВ + ЗО + ЕТ - ОЗ + КА - О = ВЕТКА


УРОК 11

Œ ЖУК. На зелёном листе сидит большой чёрный жук. У него огромные усы. А ещё у жука шесть лап.

 КА + РО + С - РА + ТЬ = КОСТЬ

РЫБА    =

Ž ЛЕБЕДЬ = n
ОКУНЬ =?
ВОЛК = 


 


Ž КЛЮШКА= n
ШПРИЦ=?

СЕТЬ      = 

РЫБАК = 

УРОК 10



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.60.192 (0.309 с.)