Группа как основа социальной организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Группа как основа социальной организации



 

Человек нуждается в общении с себе подобными. Уже на самых ранних этапах развития человеческого общества люди собирались в группы, которые способствовали их выживанию и развитию. Во все времена самым жестоким наказанием для людей считался остракизм

—изгнание человека из общества, к которому он принадлежал. Люди взаимодействуют друг с другом в группах. Однако не всегда это взаимодействие протекает гладко, не всегда группа достигает поставленных перед ней или ей самой целей. Изучение проблемы работы групп и методов работы с группами становится все более актуальным как в личностном, так и в социальном аспекте, что обусловлено большим практическим интересом, так как все больше принимается групповых решений, целенаправленная деятельность групп людей требует более эффективного управления.

Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время

— в период бурных перемен в нашей стране. Многие люди, лишившись привычных устоев, норм и ценностей, дезориентированы, им приходится менять работу, переучиваться, искать новые способы взаимодействия с другими людьми. Многие, если не сказать все, организации также находятся в процессе перемен: меняется форма собственности, меняется налаженный ассортимент производства, меняются объемы и технологии производства, происходит массовая реструктуризация предприятий, сокращение и увольнение людей, формирование новых подразделений и структурных единиц. В этих условиях перед руководителя ми встает вопрос поиска нужных и «правильных» людей, быстрая их адаптация, а также повышение производительности и эффективности работы организации в целом.

Понимание того, как создаются и развиваются группы, как они работают, в чем их особенность, как ими управлять, как их применять в процессе организационного развития, становится важным для руководителей, политиков, психологов и социологов, консультантов по управлению и организационному развитию.

Понятие группы является одним из самых важных в социологии. Организация как группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей, служит наиболее эффективным средством в деятельности социальных групп. Сущность ее эффекта состоит в том, что люди, действуя совместно, могут сделать значительно больше, чем действуя по одиночке.

Социология управления неразрывно связана с социологией организаций, поскольку управленческая деятельность может осуществляться только в организации. Организация — это, с одной стороны, социальная категория, а с другой — средство достижения целей. Организация состоит из людей, которые строят в ней определенные отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп и организаций. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество деятельности организации и организационную эффективность. Руководителю необходимо знать, как взаимодействовать с ними. Еще одним необходимым условием эффективности управления является умение работать в малых группах и умение строить взаимоотношения с сотрудниками организации.

Организация, являясь одной из важнейших характеристик окружающей нас действительности, изучается в разных аспектах различными науками: кибернетикой, биологией, техническими дисциплинами, экономикой, философией, социологией и др. Социология изучает организацию с точки зрения социального поведения индивидов, групп и других общественных образований.

Проблема организации издавна рассматривалась в научном знании, но при этом обычно не осознавалась самостоятельная роль организующего начала. И лишь в конце XIX—начале XX вв. в биологии, психологии и социологии было выявлено, что объекты, существенно различающиеся по своему составу, могут обладать схожими свойствами благодаря способам их организации. Широкое разнообразие форм и процессов организации неизменно должно было привести к необходимости построения обобщающей теории. Одной из первых комплексных организационных концепций, носивших универсальный характер, явилась тектология, или всеобщая организационная наука, которая в 1913 г. была опубликована русским ученым А. Богдановым и где было дано общее описание разнообразных процессов возникновения, существования и распада организаций.

Семантика термина организация заключается в строении, устройстве чего-либо. С логической же точки зрения организацию можно рассматривать как систему, как состояние и как процесс. Под организацией как системой понимается непосредственный вид системы, устройство системы, что предопределяет исходные позиции для формирования теории организаций. Организация как состояние предполагает наличие определенного порядка, или определенную степень упорядоченности. Организация как процесс реализуется в качестве одной из основных функций управления при создании и совершенствовании системы.

Современное понимание термина организация (фр. organisation — упорядочиваю, устраиваю, сообщаю стройный вид) проявляется в следующих основных направлениях научной мысли:

• внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных частей единого целого — организация как состояние;

• совокупность индивидуальностей, совместно реализующих некоторую программу или заданную цель и действующих на основании определенных правил или процедур — организация как система;

• совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями единого целого — организация как процесс;

• целенаправленное воздействие как метод изменения сложившихся состояний систем или процессов функционирования — организация как метод.

Такой подход показывает не только некоторую содержательную сторону понятия организации, но и говорит о сложности ее природы, которая вне зависимости от формы ее существования проявляется в объективном действии закона синергизма, согласно которому суммарный эффект единого целого может быть больше или меньше суммы эффектов факторов, его составляющих.

Сначала исследования в области социально-экономической организации носили сугубо прикладной характер и имели своей целью рационализацию организационной и управленческой деятельности, что позволило со временем детально разработать концепции организации производства и организации управления, а также дать импульс в формировании научных школ.

В настоящее время круг проблем, затрагиваемых при исследовании организаций, непрерывно расширяется. Выделились в отдельные направления исследования организации информационных потоков в управлении, организации механизма выдвижения, принятия и изменения целей, мотивации деятельности управленческого персонала и организационных отношений, исследование нововведений, управленческое консультирование в организациях, исследования в области организационного проектирования, влияние последствий внедрения достижений НТП, включая новейшие технологии, на организационные изменения и т. д.

Для социальной организации важно определить ее социальные свойства. К их числу могут относиться: организационные цели и функции, эффективность результатов, мотивация и стимулирование персонала- Иными словами, организация формируется как социальная среда, включающая социальные группы, статусы, нормы, отношения лидерства, отношения сплоченности- конфликтное™ и т.д. Анализ социальной организации должен включать все перечисленные выше аспекты. Более того, любые ее элементы, процессы, проблемы должны быть рассмотрены в каждом из этих измерений.

Такой подход к социальной организации и ее элементам во многом предопределен тем, что она является одним из наиболее развитых видов социальной системы, в котором элементами являются люди и возникающие между ними отношения, а системообразующими качествами выступают цель, управление и взаимодействие.

Две специфические черты отличают организации от других видов социальных групп: во-первых, организации — это прежде всего социальные группы, ориентированные на достижение взаимосвязанных и специфических целей; во-вторых, организации - это такие группы, которым свойственна высокая степень формализации. Их внутренняя структура высоко формализована в том смысле, что правила, регламенты, распорядок охватывают практически всю сферу поведения ее членов.

Поскольку любая организация создается людьми и всегда стремится к усложнению своей структуры и технологии, эти два обстоятельства делают невозможным эффективно контролировать и координировать действия членов организации на неформальном уровне или уровне самоуправления. В связи с этим каждая организация должна иметь в своей структуре орган, основным видом деятельности которого служит выполнение некоторой совокупности функций, направленных на обеспечение участников организации целями, координацию их усилий. Такой вид деятельности называется управлением. Предназначение прикладной социологии и состоит в выработке рецептов по управлению обществом в целом и организациями в частности.

В развитии социологии организации в России можно выделить несколько этапов:

1. До 60-х годов нашего века организацию рассматривали в различных школах и научных дисциплинах: исторический материализм в рамках марксизма (теория организации общества); в естествознании и биологии; в научном коммунизме (политическая организация общества); в конкретных деловых организациях (экономисты, управленцы, юристы). Социологи же не считали изучение организации своим делом.

2. Знакомство с зарубежной и западноевропейской литературой дало толчок развитию социологии организаций в России. В начале 60-х годов Д.М. Гвишиани начал читать курс социологии организации на философском факультете МГУ, издал свою книгу, а группа его студентов и аспирантов начала профессионализироваться в этой области.

3. 70-е годы характеризуются выходом социологов из кабинетов и библиотек на «полевую» работу в деловые организации. Отчасти это было связано с широкомасштабной программой разработки планов социального развития предприятий и организаций.

4. Развитие прикладной социологии. Результаты проведенных социологических опросов не всегда могли быть интерпретированы однозначно. Часто можно было обнаружить резкий контраст между строгой доказательностью исследования и произвольностью в предлагаемых решениях обнаруженных проблем. Неумолимая логика цифр и фактов обрывалась именно в тот момент, когда речь заходила о том, что же надо теперь предпринять.

Тогда социологи пришли к убеждению, что должны быть найдены такие же надежные методы решения проблем, как и методы их выявления. Должна появиться социология реальных изменений наряду и в связи с исследовательской социологией. Социология реальных изменений, разрабатывающая методы выявления и решения социальных проблем, позднее получила название активной социологии.

5. Развитие активной социологии. Для социологии организации это означало, что она фактически перешла из стадии производства информации в стадию консультационную. При этом отношения на объекте превратились в отношения между консультантом и клиентом, исследовательская часть работы переросла в диагностическую, а решение проблем — в осуществление нововведений.

6. Организационное развитие как специфическое направление в управленческом консультировании. Социологические методы, которые применяют консультанты по управлению, предполагают процесс диагностики и решения проблем. Эти методики ориентируют руководителей и специалистов предприятий на само- и взаиморефлексию, на методы групповой и межгрупповой работы.

7. Социальные технологии. Появление специфических технологий по изменению одними людьми деятельности других. Такие технологии включают последовательный комплекс методов по введению новой организации коллективной или массовой деятельности, рассчитанных на изменение служебного поведения, организационных отношений. Социальные технологии порождены не опросной и не исследовательской социологией, а активной социологией.

Таким образом, социология организации, пройдя в своем развитии несколько этапов, методологически опирается на два отличающихся, но взаимосвязанных подхода: социологию исследовательскую и социологию реальных изменений.

Исходя из вышеизложенного, место социологии управления в структуре социологического знания можно представить в схематическом виде (рис.2.1).

 

Рис 2.1. Место социологии управления в структуре социологических знаний

 

 

 2.3. Виды групп

 

Для эффективного управления организацией менеджеру необходимо понимать социальную структуру организации и особенности различных видов групп, в которые объединяются люди.

Выделяют несколько разновидностей групп: условные и реальные; постоянные и временные; большие и малые. Условные группы объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия, уровень образования и т. п.). Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут ничего не знать друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом.

Реальные группы людей, реально существующие как общности в определенном пространстве и времени, характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Реальные группы различаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественному значению. Характерной особенностью реальных групп является то обстоятельство, что ее члены определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

Реальные группы могут быть разделены на большие и малые. К большим по численности группам относятся, с одной стороны, стихийные, кратковременно существующие, случайно возникающие общности типа толпы, публики, аудитории, а с другой стороны — длительно существующие, исторически обусловленные, устойчивые образования, такие, как классы, этнические группы, нации, профессиональные, возрастные и другие социальные группы. Анализ больших групп является необходимым условием для понимания смысла и закономерностей многих социальных процессов. Кроме того, именно под влиянием тех или иных больших групп формируются нормы, ценности и направленность различных малых групп. То есть большие группы опосредованно, через малые социальные образования, оказывают влияние на формирование микросоциума и самой личности.

Одним из интересных объектов исследования являются малые группы.

В реальной жизни люди объединяются в различные сообщества с незапамятных времен. Считается, что большинство социальных проблем было поставлено уже в философских трудах древности. Но оказалось, что проблема малой группы вовсе не так стара, как могло бы быть: ни у Платона, ни у Аристотеля, ни в философских трактатах средневековья она практически не упоминается. М.Г. Яро-шевский считает, что такое социальное явление, как малые группы, вовсе не является порождением XX в. Но именно наша эпоха породила в них проблему. Прежде чем стать достоянием научного знания, проблема группы должна была выкристаллизоваться как проблема социальной действительности.

Сегодня интерес к малым группам вследствие их практической важности чрезвычайно высок. Необходимость найти резервы интенсификации различных видов совместной трудовой деятельности в промышленности, воинских подразделениях и т. п., оптимальные методы управления коллективной деятельностью людей послужила одной из главных причин систематического изучения феномена малой группы и обусловила особое внимание к их результатам. Не случайно, что и в настоящее время не менее трех четвертей всех исследований по малым группам в США финансируется промышленными корпорациями и военными ведомствами. Большой интерес к малым группам проявляется в области медицины, образования и воспитания как детей, так и взрослых.

В социологии была разработана специальная социологическая теория — теория малых групп, предметом которой является место и функции малой группы в системе социального организма, их специфика как элементов социальной структуры. Теория малых групп включает положения общесоциологической теории, раскрывающей зависимость малой группы от закономерностей функционирования и развития общества как целостного социального организма, а также положения о специфике малой группы как самостоятельного компонента общества, особого вида социальной микросистемы и критерия эффективности ее деятельности. Теория малой группы рассматривает структуру группы и происходящие в ней процессы в социальном контексте, обобщает данные эмпирических исследований, выявляя специфические свойства, закономерности функционирования и развития малых групп в различных сферах общественной жизни.

Предметом теории малых групп являются три аспекта этого социального явления: 1) малые группы как самостоятельные субъекты общественных отношений; 2) малые группы как уровень первичной социальности или первичной социальной структуры, представляющие личную форму общественных отношений; 3) малые группы как социальная микросреда личности.

Социологическая теория малых групп тесно связана с социально-психологической теорией, объясняющей закономерности общения и взаимодействия в малой группе на основе коммуникативных, интерактивных и перцептивных процессов; механизм протекания групповых процессов и степень их влияния на отдельных членов группы.

Таким образом, социально-практические обстоятельства, обусловленные увеличивающейся значимостью малых групп в больших социальных процессах, таких, как производство, управление, воспитание, послужили решающим фактором в пристальном изучении малых групп и методов групповой работы.

В настоящее время исследователи этого феномена еще не пришли к однозначному пониманию термина «малая группа». Разные авторы дают свои определения и акцентируют внимание на различных аспектах этого понятия.

Г.М. Андреева под малой группой понимает группу, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Она подчеркивает, что если сделать выжимку из этого определения, то можно сказать, что малая группа - это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.

Советский энциклопедический словарь дает такое определение: малая группа — простейший вид социальной группы с непосредственными личными контактами и определенными отношениями между ее членами, специфическими ценностями и нормами поведения, складывающимися во всех сферах жизни (семья, школьный класс, производственная бригада и т. д.). Общественные отношения оказывают значительное влияние на деятельность малой группы.

Э.Э. Линчевский подчеркивает непосредственный личный контакт в малой группе и считает, что малая группа — это любое объединение людей, когда между ними устанавливается непосредственный личный контакт. Также он указывает на то, что группы воздействуют на своих членов и обеспечивают соблюдение ими групповых норм.

Г.С. Антипина выделяет родовой и видовой признаки малых групп. По ее мнению, малая группа - это малочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом личном общении друге другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и групповых ценностей и норм поведения.

Родовым признаком малой группы является принадлежность к социальным группам, видовым - непосредственный устойчивый личный контакт (общение, взаимодействие).

Приведенные определения указывают, что малые группы - это реально существующие группы людей, которые имеют непосредственные контакты друг с другом. Их поведение опосредовано совместной деятельностью и определяется особыми нормами, принятыми в группе. Также здесь подчеркивается роль общественных отношений, где группа выступает как звено определенной общественной системы, как часть общественной структуры, при этом через личные контакты реализуются определенные общественные связи.

Несколько иную позицию в определении малой группы занимают западные специалисты, хотя по некоторым аспектам их взгляды совпадают с мнением российских ученых. Так, М. Шоу считает, что группа - это два лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц.

К. Левин определял группу исходя из двух основных критериев:

непосредственное взаимодействие (группа лицом к лицу), т.е. поведение каждого из членов может оказывать влияние на других и наоборот (эти группы ограничены);

взаимозависимость. Группы являются целым, члены которого взаимосвязаны, т. е. зависят друг от друга при удовлетворении своих личных потребностей или достижении личных целей.

Согласно К.Левину, именно эти два критерия определяют группу. Он не считал основными другие критерии, такие, как общие цели, общие установки, групповое сознание.

Р.К. Мертон определяет группу как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей.

Несмотря на то что исследователи делают акцент на различных аспектах малой группы, все они определяют ее как собрание индивидов, которые вступают во взаимодействие друг с другом; число их ограничено; они идентифицируют себя как члены одной группы; вырабатывают общие нормы и специфическую групповую культуру; у них есть общая цель, которую они оценивают как цель группы.

Таким образом, малую группу можно охарактеризовать как группу, состоящую не менее чем из двух человек, вступающих в непосредственные межличностные контакты, имеющих общую цель, осознание своей принадлежности к этой группе и общие нормы взаимодействия в группе.

Среди малых групп выделяют первичные и вторичные группы. Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на индивидуальных особенностях. Впервые понятие первичных групп ввел Ч. Кули в 1909 г. применительно к семье.

Первичная группа отличается высокой степенью солидарности и глубоко развитым чувством «мы». Характерными чертами ее являются малочисленный состав, пространственная близость членов, длительность существования, единство цели, добровольность вступления в группу, неформальный контроль за поведением членов группы. Ч.Кули отмечал, что первичные группы выполняют две функции: являются источником моральных норм, которые ребенок получает в детстве и которыми руководствуется в течение всей жизни; служат средством поддержки и стабилизации взрослого человека.

Вторичная группа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. В этих группах основное значение придается не межличностным качествам, а умению выполнять определенные функции.

Также группы подразделяются на формальные и неформальные. Формальные группы создаются для выполнения определенной цели, задачи, их деятельность сознательно координируется. Образование такой группы оформляется юридически.

Неформальные группы образуются спонтанно, в том числе и в рамках формальной организации, на основе межличностных отношений, общих интересов, взаимных симпатий. Неформальные группы характеризуются относительной независимостью от официальных структур, иногда нечетко выраженной целью групповой деятельности, неформальным контролем за членами группы. Такие сруппы иногда называют группами по интересам.

Выделяют также референтные, или эталонные, группы. Референтной группой называется группа, мнением которой человек дорожит и принадлежность к которой старается сохранить. Как правило, индивид соотносит себя с референтной группой как с эталоном. На нормы, мнения, ценности и оценки этой группы он ориентируется в своем поведении и самооценке. В свою очередь референтные группы делятся на реальные и вымышленные, на позитивные и негативные.

Социальная организация предприятия включает различные виды групп. Группы воздействуют на своих членов и обеспечивают соблюдение ими групповых норм, т. е. осуществляют социальный контроль.

Для управления социальной организацией определение разнородных групп и социальных структур имеет важное значение, так как их границы могут не совпадать, может происходить наложение групп. Члены одной группы могут быть также членами других групп.

 

Вопросы для повторения

 

1. Что такое социальная группа? Какие условия способствуют формированию социальных групп?

2. Охарактеризуйте организацию как социальную систему.

3. Какие виды групп могут иметь место в организации?

4. Какие отличительные признаки присущи малым группам?

5. Чем характеризуется референтная группа?

 

Литература

 

Андреева Г.М. Социальная психология. - М: МГУ, 1980. - 416 с.

Битянова М.Р. Социальная психология. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 106 с. Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. - М., 1989.

ГвишианиД.М. Американская теория организационного управления. - М., 1969.

Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: МГУ, 1984. - 208 с.

Линчевский Э.Э. Психологический климат туристской группы. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 111 с.

Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992. - 702 с.

Пригожий А. И. Организации: Системы и.люди. - М., 1983. Пригожий А.И. Современная социология организаций. - М.: Ин-терпракс, 1995. - 295 с.

ПригожинА.И. Социология организаций. - М.: Наука, 1980. -250с. Психология. Словарь / Под. ред. А. В. Петровского. - М.: Политическая литература,1990. - 496 с. Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994. - 688 с. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону Феникс 1996. - 736 с.

СтрыгинА.В. Организационное взаимодействие в теории и практике социального управления: Докт.дис. - М., 1994.

Фалмер P.M. Энциклопедия современного управления. - В 5-ти томах. - М.: ВИПКэнерго, 1992.

Ярошевский М.Г. История психологии. - М • Мысль 1976 ~ 465 с.

 

Глава 3

ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА

 

3.1. Понятие групповой динамики

3.2. Характеристики групповой динамики

3.3. Факторы, влияющие на групповую динамику

 

Понятие групповой динамики

 

Процесс управления относится к созданию и функционированию формальной организации. Но внутри всякой формальной организации существуют организации неформальные. Неформальные организации представляют собой фактор, с которым должен считаться каждый руководитель, потому что неформальные организации и другие группы могут оказывать сильное влияние на поведение отдельных личностей и на рабочее поведение сотрудников. Кроме того, руководителю и подчиненному часто приходится взаимодействовать с людьми, находящимися за пределами данной организации и с подразделениями вне их субординации. Люди не смогут успешно выполнять свои задачи, если они не добьются должного взаимодействия отдельных лиц и групп, от которых зависит их деятельность. Чтобы справляться с такими ситуациями, руководитель обязан понимать, какую роль в конкретной ситуации играет та или иная группа и какое место в ней занимает процесс руководства.

Термин «групповая динамика» был впервые использован в 1939 г. немецким ученым, представителем гештальтпсихологии К. Левиным в США, куда он был вынужден эмигрировать из нацистской Германии. К. Левин впервые сформулировал вывод о том, что в группах людей каждый член признает свою зависимость от других членов группы. По определению К. Левина, групповая динамика — это дисциплина, исследующая положительные и отрицательные силы, которые действуют в данной группе.

Предпосылки возникновения и развития учения о групповой динамике появились в 30-е годы в различных сферах практики. В групповой психотерапии выявлялись тенденции развития и структурирования групп, которые не могла объяснить и использовать никакая медицинская или психоаналитическая теория. Одновременно с этим в педагогике в связи с распространением концепции Д. Дьюи «обучение через действие» широко практиковалось формирование различных групповых объединений детей и подростков — всевозможных клубов, команд, групп студенческого самоуправления и т. д. Перед педагогами, включившимися в такую внеучебную работу, встал вопрос, как руководить такими группами и как реагировать на происходящие в группах процессы? Аналогичные вопросы были актуальны и для различных систем управления: как управлять группами людей в государственном аппарате, бизнесе, сфере медицинского обслуживания, образования?

В 1945 г. при Массачусетском технологическом институте был создан центр по исследованию групповой динамики, основными задачами которого были изучение закономерностей групповой динамики, их теоретическое обобщение, а также развитие методов изменения жизни групп.

В 1947 г. К.Левин скончался, и в 1948 г. Центр по изучению групповой динамики был перенесен в Мичиганский университет, где и существует до сих пор.

В современной литературе существует несколько значений термина «групповая динамика»:

1) это направление исследований малых групп;

2) метод их изучения, т. е. особый вид лабораторного эксперимента, используемый при проведении исследований социальных установок и межличностных отношений в группе;

3) совокупность динамических процессов, которые одновременно проходят в группе в определенную единицу времени.

Нас интересует третий подход к определению этого понятия, который рассматривает силы, структуру и процессы, действующие в группе по мере ее развития и изменения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.7 (0.062 с.)