Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Административная Менеджмент
Рис. 10.1. Каналы и критерии вертикальной мобильности в административной системе и менеджменте С тех пор четыре поколения американских про- изводителей имеют профессиональное управленческое образование. То есть в течение последних ста с неболь- шим лет в Америке был создан класс профессиональ- ных руководителей. В СССР, т.е. в условиях админис- тративной системы, ничего подобного не было. Если в Америке существует профессиональная школа управления, логично предположить, что началь- ник отдела кадров компании потребует у кандидатов на менеджерские вакансии сертификат, удостоверяющий профессиональную квалификацию. Предположим, что в очередь на три вакансии, существующие на низшем 505
Теоретический раздел
уровне иерархии, выстроились десять выпускников школ менеджмента и бизнеса. На что должен обратить внимание начальник отдела кадров, мемнеджер по пер- соналу, если все сертификаты удостоверяют професси- ональное управленческое образование? Прежде всего он должен обратить внимание на соответствие профиля обучения в вузе профилю дея- тельности компании. Если компания текстильная, то ей вряд ли подойдет менеджер, специализирующийся на нефтеобработке. Итак, соответствие профиля диплома профилю деятельности компании — один из важных критериев отбора кандидатов. Другим критерием отбора является хорошая успева- емость в учебе. В связи с этим введем понятие формаль- ной квалификации. Формальная квалификация — это совокупность теоретических знаний, приобретенных в учебном заведении по данной специальности. Получение официального удостоверения — лишь одна форма общественного признания профессии, фор- мальная сторона дела. Чиновник регистрирует вашу ква- лификацию в соответствующем документе, результатом которого является формальная квалификация. Последняя фиксируется в формальном сертификате, выданном ка- ким-либо учреждением. Водительские права или вузов- ский диплом удостоверяют лишь то, что вы получили определенный запас теоретических знаний, но не обя- зательно практических навыков. Только проработав несколько лет, вы переплавляете теоретические зна- ния в практические навыки и становитесь готовы про- демонстрировать реальную квалификацию. К сожале- нию, в отечественной социологии труда и социологии профессий разграничению и изучению двух видов ква- лификации уделяется мало внимания.
Западные социологи более свободно оперировали научными категориями, в частности понятием «профес- сия», которое трактовалось ими как елинство социальных (образ и стиль жизни, ценности, сленг, наличие профес- сиональной ассоциации), юридических (обязательная фиксация данного занятия в качестве профессии на на- циональном уровне; правовые гарантии и обязательства, кодекс профессиональной чести, функционирующий как юридический документ и т. д.), технико-организационных (совокупность операций, трудовых функций, уровень сложности труда, разделение и специализация труда), экономических аспектов. Из этого весьма богатого спис- ка советские социологи исследовали главным образом.
технико-организационные и личностные аспекты, под- разумевая под вторыми совокупность ценностных ори- ентации, поведенческих моделей, трудовых навыков и знаний. На большее они были просто неспособны, ибо их сдерживала плановая социалистическая экономика, в которой профессия имела совсем иной, нежели в рыноч- ной капиталистической экономике, смысл. Рассмотрим соотношение терминов «занятие» и «профессия» Занятие — более широкое понятие, зани- маться чем-либо можно, вовсе не имея никакой подго- товки. Профессия занимает лишь ту часть континуума видов занятий, которая предполагает специальную под- готовку на уровне учебного заведения, полную автоно- мию, самопланирование и хозрасчет. Врач или юрист, ведущие частную практику, соответствуют титулу про- фессии, а рабочий на конвейере либо сторож — нет. Иными словами, на Западе лишь небольшая часть из примерно 40 тыс. специальностей удостоилась звания профессии. В СССР профессией называли практически любую специальность, главное, чтобы эта специальность или это занятие являлись элементом общественного произ- водства. Так, любительское занятие, которым человек за- нимается на досуге, остается занятием, но, когда оно пе- рерастает в основную деятельность, интегрируется в общественное производство, оно переходит в новую ка- тегорию и становится профессией. С точки зрения кри- териев, принятых в западной номенклатуре занятий и профессий, этих условий недостаточно. Радиоинженер на заводе, перешедший из радиолюбителей, не обладал всем перечнем требований. Различия в подходе к про- фессии диктовались разными социально-экономически- ми условиями — капитализмом и социализмом, а не раз- ностью в принципах построения научной теории.
В рыночном обществе сновным критерием отбора яв- ляется качество базового образования, которое в ин- тегрированном виде выражает престижность вуза, перечень прослушанных дисциплин, оценки в аттес- тате. Таким образом, в обществе с рыночной экономи- кой отбор происходит по объективным качествам: на- личию диплома, оценкам в нем и профильности. Можно предположить, что на решения работников отдела кадров влияют звонки, и они могут, таким обра- зом, принять на работу неквалифицированного сотруд- ЦП!. ника. Но это маловероятно, ибо рано или поздно про- шедший по знакомству работник не справится со сво- ими обязанностями, и кадровик будет обвинен в неком- петентности. Возможен и такой вариант, что неквали- фицированный работник принесет фирме огромный вред, и она потеряет свои позиции на рынке. Разуме- ется, на такое никто не пойдет. Предположим, через какое-то время (2 — 3 года) на среднем уровне управления освобождаются две вакан- сии. Перед начальством встает проблема отбора тех, кого можно повысить в должности. На основании ка- ких критериев выбирать из имеющихся претендентов? Может быть, поручить им возглавить какую-то группу и оценить результат? Может, дать задание, например, освоить новый рынок сбыта продукции и, таким обра- зом, увидеть, как они себя проявляют? Поскольку лю- бую форму деятельности или результат можно переве- сти в денежный эквивалент, начальник управления персоналом, очевидно, выберет тех кандидатов, кото- рые внесли наибольший вклад в развитие компании. Какую роль играет в процессе отбора социальный фактор (например, знакомство начальника отдела кад- ров с родителями претендента на должность и т. д.). Можно ли в условиях рыночной экономики личные свя- зи и знакомства ставить в один ряд с экономической прибылью, которую принесли молодые руководители? Если компания борется за выживание, это может по- ставить под угрозу сам факт ее существования. Таким образом, начальник скорее проигнорирует личные зна- комства, чем будет рисковать потерей места. Будем считать, что тот небольшой опыт, в том числе и в 2 — 3 года, который появился у молодых руководите- лей, когда они управляли группами или небольшими от- делами, вылился в нечто новое, отличное от формальной квалификации: у молодых менеджеров появились но- вые навыки, новые возможности и способности рабо- тать, именуемые реальной квалификацией. Реальная квалификация — это совокупность прак- тических умений и навыков, приобретенных соискате- лем новой должности в его практической деятельнос- ти, непосредственно на посту руководителя. Из богатого запаса теоретических знаний, данных ему вузом, на прак- тикепонадобитсянеболее 40 — 50%. Онипомогутемупро- двинуться наверх. В процессе работы у молодого руково- дителя появляются практические навыки, которые можно приплюсовать к формальной квалификации. Итак, 508 реальная квалификация — это теоретические знания,
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.186 (0.007 с.) |