Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В рыночном обществе костяк среднего класса состав- ляю т менеджеры.
Средний класс — уникальное явление в мировой истории, возникшее в XX в. и выполняющее специфи- ческую функцию стабилизации общества. Чем он боль- ше, тем меньше вероятность того, что общество будут сотрясатьреволюции,межнациональные конфликты, социальные катаклизмы. Средний класс состоит из тех, кто сделал судьбу собственными руками и, следовательно, заинтересован в сохранении того строя, который предоставил им подобные возможности. Средний класс разводит два противоположных полюса — бедных и богатых — и не дает им столкнуться. Чем тоньше средний класс, тем ближе друг к другу полярные точки стратификации, тем вероятнее их столкновение, и наоборот. В социологии критерием отнесения человека к тому или иному слою выступает не только доход, но и объем власти, уровень образования и престиж занятия, пред- полагающие специфический образ жизни и стиль по- ведения. Можно получать очень много, но все деньги тратить неумело или пропивать. Важен не только при- ход денег, но и их расход, а это уже образ жизни. Средний класс (с присущими ему слоями) всегда отличают от рабочего класса. Но и рабочий класс от- личают от низшего, куда могут входить безработные, бездомные, нищие и т. д. Как правило, высококвали- фицированные рабочие включаются не в рабочий, а в средний класс, но в низшую его страту, которую за- полняют, главным образом, малоквалифицированные работники умственного труда — служащие. Возможен иной вариант: рабочие не включаются в средний класс, но составляют два слоя в общем рабочем классе. Специалисты входят в следующий слой среднего клас- са, ведь само понятие «специалист» предполагает как минимум образование в объеме колледжа. Верхнюю страту среднего класса заполняют в основном профес- сионалы. За рубежом профессионалами называют людей, имеющих университетское образование и большой практический опыт работы, отличающихся высоким мастерством в своей области, занятых творческим тру- дом и относящихся к так называемой категории само- нанятых, т. е. имеющих свою практику или дело. Это юристы, врачи, ученые, преподаватели и т. д. Имено- ваться профессионалом почетно. Число профессиона- лов ограничено и регулируется государством.
Отделениесобственностиотконтроля
Чуть раньше Бернхайма тезис о менеджерской революции провозгласили А. Берл и Г. Мине. Их работа «Современная корпорация и частная собственность» (1933) стала эмпирическим источником теории менед- жерского капитализма. В подтверждение идеи о том, что разложение атома собственности разрушает фундамент, на котором строился экономический порядок последних трех веков, они привели следующие данные: около 65% крупнейших корпораций США контролируются или менеджментом, или с помощью особого механизма, который включает небольшую группу (меньшинство) акционеров87 . С тех пор эмпирические данные Берла и Минса стали источником значительного числа теорети- ческих обобщений, используемых при изучении отделе- ния собственности от контроля. Если собственность означает контроль, то их разделение предполагает ис- чезновение собственности как социального явления, имеющего самостоятельное существование, полагал уже упоминавшийся нами Дж. Бернхайм.
средством которого подтвердил данные Берла и Минса, а несколько позже к аналогичным выводам пришел и Р. Лернер. Мысль об особой роли управляющих в кор- порации и миссии менеджмента в обществе высказы- вает в своей книге «Концепция корпорации» и П. Дру- кер, предпринявший, насколько нам известно, первое монографическое социологическое исследование круп- нейшей корпорации «Дженерал моторе».
Менеджмент-бу м Интерес к управлению достиг своего апогея в середине 50-х годов XX в. В связи с этим Друкер гово- рит о настоящем менеджмент-буме, в условиях кото- рого идея менеджерской революции охватила сферу не только научного, но и обыденного сознания. Акаде- мическая социология «подключила» концепцию менед- жерской революции к объяснению социальной струк- туры. В 1953 г. П. Сорокин заявил о трансформации капиталистического класса в класс менеджерский, а Т. Парсонс — о переходе контроля над производством, принадлежавшего когда-то семьям — собственникам корпораций, к управленческому и техническому пер- соналу. В 1958 г. Д. Белл ввел для обозначения менед- жерской революции термин «молчаливая революция» и дал ей свою интерпретацию. В 1959 г. виднейший теоретик менеджерской революции Р. Дарендорф пи- сал, что отныне законная собственность и формальный контроль разделены окончательно, а потому традици- онная теория классов потеряла какую-либо аналити- ческую ценность. В 1960-е годы поток литературы, посвященной менеджерской революции, увеличивает- ся: появляются работы Р. Симеонса, Г. Ленски, Э. Гид- денса, Дж. Шумпетера, Н. Смелзера и др.
Провозвестником окончания менеджмент-бума явился известный бестселлер американского экономи- ста Джона Гэлбрейта «Новое индустриальное обще- ство» (1967), основной пафос которого заключался в провозглашении идеи, согласно которой в больших кор- порациях профессиональный менеджмент, вооружен- ный современной техникой, становится непобедимой силой, с которой не могут сравниться ни акционеры, ни правительство. В 70-е годы XX в. менеджмент-бум, считает П. Друкер, завершается. Растет недоверие к официальной доктрине менеджерской революции, ко- торую считают уже чисто идеологическим или фило- софским явлением. Идея менеджерской революции
отражает скорее символ веры управляющих, нежели новую реальность, заявившую о себе в 1980-е годы. По мнению многих зарубежных и отечественных социологов, современное общество находится на эта- пе пятой управленческой революции и еще не пере- шло к шестой. «Придание приоритета человеческому капиталу перед материальными и финансовыми ресур- сами стало наиболее заметной особенностью пятой управленческой революции (называемой также менед- жерской), которая свершалась на протяжении почти всего XX в. и продолжает идти по сей день в развитых странах Запада (включая Японию), практически не затронув республики, входившие в состав СССР»88 .
Управленческие революции в России Попытаемся рассмотреть сквозь призму концеп- ции менеджерской революции события, произошед- шие в течение последних 80 лет в нашей стране. В XX в, Россия дважды совершала крупномасш- табные переходы от одного типа общества к другому. В 1917 г. она перешла от капитализма к социализму, а в 1991 г. совершила обратное движение— от социа- лизма к капитализму. И в том, и в другом случае гло- бальный переход представлял собой прежде всего уп- равленческую революцию Изменение социальных и экономических устоев общества в 1917 и в 1991 гг. про- исходило «сверху» и представляло собой не результат естественно-исторического развития, а спланирован- ный и управляемый политической элитой переворот. В первой и второй управленческих революциях основные выгоды от переворота получила небольшая группа стоящих у власти людей. В 1917 г. это была большевистская элита, ориентированная на установле- ние диктатуры пролетариата и отвергавшая ценности западного общества, а в 1991 г.— демократическая элита, низвергнувшая ценности большевизма и попы- тавшаяся «насадить» в стране политический плюра- лизм западного типа.
ному буржуазному правительству, в 1991 г. — в оппози- ции к советскому партийному руководству. После того как революция свершалась, находившиеся в оппозиции интеллектуалы захватывали власть и становились пра- вящей управленческой элитой. Через некоторое время (спустя примерно 5 — 7 лет) в правящей элите намечался серьезный отход от про- возглашенных целей и идеалов. В. Ленин повернул от идеалов коммунизма к принципам капитализма и про- возгласил новую экономическую политику (НЭП). Б. Ельцин отошел от шоковой терапии и повернул к но- вой социальной политике, в основе которой лежали принципы, которых придерживались коммунисты. Таким образом, после первой и второй управлен- ческих революций захватывавшее в России власть оппозиционное меньшинство через короткое время отказывалось от первоначальных идеологических, а иногда и политических, претензий и превращалось в группу обычных функционеров и чиновников, для ко- торых главными вопросами были удержание власти и решение насущных хозяйственных проблем. Из груп- пы утопистов-прожектеров властвующая элита превра- щалась в группу прагматиков-реалистов, занимающих- ся решением хозяйственных и социальных вопросов. Как только управленческая элита вставала на путь прагматизма, в стране начинался бурный рост всевозможных курсов повышения квалификации, обучавших менеджеров основам науки управления. В начале 1920-х годов В. Ленин учредил в стране около 10 научных институтов менеджмента и НОТ, кото- рые в течение 5 — 7 лет сделали ряд выдающихся научных открытий и приобщили тысячи руководите- лей к принципам западного менеджмента. В начале 90-х годов того же века при косвенной поддержке Б. Ельцина в России открылись сотни школ бизнеса и менеджмента, в которых тысячи российских менедже- ров познакомились с современными достижениями западной управленческой мысли. Десятки и сотни ме- неджеров отправились на стажировку в Европу и США. Возникает вопрос, корректно ли говорить о том, что в России имели место управленческие революции, аналогичные тем, что были описаны Дж. Бернхаймом? В США управленческая революция обозначала отделе- ние собственности от контроля над производством, вытеснение капиталистов менеджерами. Что происхо- дило в России в 1917 г.? Большевики отстранили класс
раздел капиталистов от контроля над производством и поста- вили управлять предприятиями рабочих, т. е. наемных работников, С формальной точки зрения в России про- изошло то же самое, что и в США, — вытеснение клас- са собственников на периферию общества. Однако на самом деле между американской и русской революци- ями есть серьезные различия. Американская револю- ция была мирной, а русская военной. Она закончилась гражданской войной и уничтожением нескольких мил- лионов человек, в том числе класса капиталистов и страты старых менеджеров. Власть в российском об- ществе, как и в Америке, получили не-собственники. Но это лишь формальное сходство. В России класс капиталистов уничтожили, а в США оставили жить. В России после революции собственность перешла в руки государства, а в США осталась в руках граждан. В 1991 г. имел место обратный процесс: в Россию вернулся класс капиталистов-собственников. Кто они такие? 70% современной российской управленческой элиты — представители партийной номенклатуры, 15%— выходцы из интеллигенции, еще 15%— кри- миналитет («теневики»), которые еще при социализ- ме встали на путь незаконного обогащения и пред- принимательства. Дети и внуки большевиков, которые в 1917 г. выгнали капиталистов, в 1991 г. вернули их в страну и сами с удовольствием превратились в ка- питалистов. Таким образом, в результате второй управленчес- кой революции контроль над производством перешел от наемных работников, роль которых при советской власти выполняли партийные чиновники, к частным собственникам. Этот процесс противоположен тому, который был описан Бернхаймом. Цели и объектив- ные результаты второй управленческой революции, произошедшей в России, прямо противоположны це- лям и результатам первой управленческой революции. Однако содержание первой и второй революций ана- логично; речь идет о переходе политической и эконо- мической власти от одной части управленческой эли- ты к другой.
Таким образом, несмотря на свершение управлен- ческих революций, в России сохранялась преемствен- ность типа, методов и приемов управления, сопровож- давшаяся изменением кадрового состава управленческой элиты. Ни одна управленческая революция не нарушила традиций рутины, культивировавшихся в менталитете российских руководителей на протяжении тысячи лет. Итак, мы рассмотрели пять управленческих рево- люций, коснувшись судьбы России. Не все значитель- ные события в истории менеджмента имеют статус «революций». К примеру, первые школы управленцев зародились еще в Древнем Египте, хотя о профессио- нальной подготовке менеджеров стали говорить лишь в XX веке. Возможно, египетские школы чиновников и не произвели революции в менеджменте, но они, не- сомненно, заслуживают особого внимания.
Глава 5
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.012 с.) |