Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация и характеристика магниевых сплавов.
Свойства магния можно значительно улучшить при легировании. Сплавы магния характеризуются низкой плотностью, высокой удельной прочностью (14-19км), способностью хорошо поглощать вибрации. Прочность сплавов при соответствующем легировании и термической обработке может достигать 350-400 МПа. Достоинством магниевых сплавов является их хорошая обрабатываемость резанием и свариваемость. Недостатки- меньшая коррозионная стойкость, чем у алюминиевых сплавов, трудности при выплавке и литье и необходимость нагрева при обработке давлением. Магниевые сплавы посвоему химическому составу относятся к двум основным базовым системам легирования: Mg- Al- Zn –Mn и Mg- Zn- Zr. Основными упрочняющими легирующими элементами в магниевых сплавах являются алюминий и цинк. Марганец слабо влияет на прочностные свойства. Его вводят главным образом для повышения коррозионной стойкости и измельчения зерна.Повышение коррозионной стойкости объясняется образованием защитной пленки гидратированного оксида MgO. Цирконий и церий уменьшают размер зерен, а также оказывают эффективное модифицирующее действие на их структуру. Повышение суммарного содержания легирующих элементов свыше 5-6% по массе резко снижает не только технологичность, но и коррозионную стойкость и является критическим порогом легирования. Наиболее вредными примесями, снижающими коррозионную стойкость магния, являются никель и железо и в меньшей степени - медь и кремний. Цирконий и марганец снижают отрицательное действие вредных примесей. Основными структурными составляющими сплавов систем Mg - Al - Zn -Mn являются первичные кристаллы -твердого раствора алюминия и цинка в магнии, g-фаза Mg17All2 и h-фаза MnAl. Растворимость легирующих элементов, как и в случае алюминиевых сплавов, падает с уменьшением температуры, что позволяет применять к магниевым сплавам термическую обработку, состоящую из закалки с последующим старением. Термическая обработка магниевых и алюминиевых сплавов имеет много общего. Это объясняется близкими температурами плавления и отсутствием полиморфных превращений. Особенностью магниевых сплавов является пониженная скорость диффузии большинства компонентов в магниевом твердом растворе. Низкие скорости диффузионных процессов способствуют развитию дендритной ликвации, требуют больших выдержек при нагреве, облегчают фиксацию твердых растворов при закалке и затрудняют распад пересыщенных растворов при старении. Для снижения уровня ликвации и повышения технологической пластичности перед деформацией слитки подвергают гомогенизирующему отжигу. Деформированные полуфабрикаты из магниевых сплавов отжигают для снятия остаточных напряжений.
Для повышения прочностных свойств магниевые сплавы подвергают закалке и старению. Из-за низкой скорости диффузии закалку обычно проводят на воздухе, применяют искусственное старение при сравнительно высоких температурах (до 200-250 °С) и более длительных выдержках (16-24 ч). При использовании магниевых сплавов в качестве жаропрочных температура старения во избежание коагуляции упрочняющих фаз должна быть выше рабочей температуры. Прочностные характеристики магниевых сплавов существенно повышаются при термомеханической обработке, состоящей в пластической деформации закаленного сплава перед его старением. Магниевые сплавы обладают высокой пластичностью в горячем состоянии и хорошо деформируются при нагреве. Для деформированных сплавов диффузионный отжиг обычно совмещают с нагревом для обработки давлением. Магниевые сплавы хорошо обрабатываются резанием, легко шлифуются и полируются. Они удовлетворительно свариваются контактной роликовой и дуговой сваркой, которую рекомендуется проводить в защитной атмосфере. Недостатками магниевых сплавов являются плохие литейные свойства и склонность к газонасыщению, окислению и воспламенению при литье. Для предотвращения дефектов при выплавке используют специальные флюсы, для уменьшения пористости применяют небольшие добавки кальция (0,2 %), а для снижения окисляемости - добавки бериллия (0,02-0,05 %). Различают деформируемые и литейные магниевые сплавы. Деформируемые сплавы маркируются буквами МА, литейные - МЛ, далее следует номер сплава. Состав и свойства некоторых российских магниевых сплавов приведены в табл. 18.1. Таблица 18.1
Химический состав и механические свойства некоторых отечественных магниевых сплавов
18.3 Деформируемые магниевые сплавы В основном деформируемые магниевые сплавы применяют в виде прутков и фасонных профилей для изготовления деталей горячей штамповкой. Для улучшения их пластичности обработку давлением проводят при температурах 350-450 °С, так как гексагональная решетка магния затрудняет их деформацию при комнатной температуре. Из магниевых сплавов изготавливают кованые и штампованные детали сложной формы, такие как крыльчатки и жалюзи капота самолета, автомобильные диски. Наиболее прочными деформируемыми сплавами являются сплавы магния с алюминием (МА5, аналог АZ 80) и магния с цинком, дополнительно легированные цирконием (МА14, аналог американского сплава ZK60A), кадмием, РЗМ и другими элементами (МА15, МА19 и др.). Сплавы имеют удельную прочность 17 км. Метод гидропрессования позволяет получить наибольший прирост прочностных характеристик в сплаве МА14 = 400-420 МПа; = 4,5-8%. Алюминий и цинк являются эффективными упрочнителями твердого раствора. Однако их концентрация не должна превышать 10 и 6 % соответственно. При большем содержании этих элементов пластичность резко снижается. Появление при старении в структуре упрочняющих фаз Mg4Al2 и MgZn2 осуществляет дополнительное упрочнение. Цирконий измельчает зерно, а кадмий и редкоземельные элементы одновременно повышают и прочность, и пластичность. Временное сопротивление высокопрочных магниевых сплавов после термической обработки составляет около 350 МПа. Сравнительно небольшой эффект упрочнения объясняется склонностью упрочняющих интерметаллидных фаз к коагуляции в процессе распада твердого раствора. Сплав ВМД-1, легированный торием, относится к числу жаропрочных сплавов. Он предназначен для длительной работы при температурах до 350 °С. Сплав хорошо обрабатывается давлением, сваривается и обладает коррозионной стойкостью под напряжением. Сплав МА1, содержащий около 2 % Мn без других компонентов, характеризуется высокой пластичностью и применяется как листовой материал. Сплав МА2-1 хорошо сваривается, пластичен в отожженном состоянии. Полуфабрикаты поставляются в виде листов, прутков, труб.Из него изготавляют штампованные автомобильные диски, которые на 35% легче дисков, изготовленных из алюминиевых сплавов. Усталостная прочность в 2раза больше, чем у алюминиевых дисков.
Самыми легкими конструкционными материалами являются сплавы магния с литием (MAI8, MA21). Плотность сплава МА18 (аналог американского сплава LA91) составляет 1,3-1,65 г/см3. Магниеволитиевые сплавы обладают повышенной пластичностью и ударной вязкостью и могут обрабатываться давлением в холодном состоянии. Эти сплавы хорошо свариваются и имеют удовлетворительную коррозионную стойкость. Кардинальное изменение структуры можно получить управляя скоростью охлаждения металлического расплава в процессе кристаллизации при скорости охлаждения 10 °С/с.Эта технология позволяет получить дисперсную структуру гранул с равномерным распределениепм легирующих элементов, что и обеспечивает рост механических свойств (табл.18.2). Т а б л и ц а 18.2 Механичекие свойства полуфабрикатов из магниевых сплавов
В числителе – свойства долевых образцов; в знаменателе – поперечных. Полуфабрикат: 1- пруток диаметром 20мм; 2- полоса 6х60мм; 3- труба диаметр 105х90мм В скобках приведены свойства гранулированных магниевых сплавов, без скобок –сплавов, полученных по традиционной технологии. *- присжатии Разработанные режимы прессования позволяют получать мелкозернистую структуру с равномерным распределением интерметаллических фаз. Технология позволяет получать экструзией тонкостенные трубы (диаметром до 300мм), при использовании серийной технологии такие изделия получить невозможно). Литейные магниевые сплавы Литейные магниевые сплавы по химическому и фазовому составу близки к деформируемым (табл. 18.1). По сравнению с деформируемыми литые детали позволяют существенно экономить металл. Высокая точность размеров и хорошее качество поверхности позволяют практически исключить операции механической обработки. Недостатком литейных магниевых сплавов являются более низкие механические свойства из-за грубозернистой структуры и усадочной пористости, связанной со сравнительно широким интервалом кристаллизации. Для повышения прочности и модифицирования вводят кальций и цирконий. Дополнительное легирование кадмием повышает уровень механических и технологических свойств.Регулирование состава сплава в пределах норм стандарта и снижением содержания металлических примесей и неметаллических включений может быть достигнуто повышение механических свойств отливок на 20…25%. Наиболее распространенным магниевым литейным сплавов является МЛ5, характеризующийся хорошей жидкотекучестью, малой склонностью к пористости и хорошей обрабатываемостью резанием. Отливки из этого сплава получают литьем в землю, в металлические формы и под давлением. Он идет на изготовление крупногабаритных отливок картеров двигателей, корпусов приборов, насосов, коробок передач для автомобилей и самолетов.
Для получения сплавов повышенной чистоты используется технология плавки и литья магниевых сплавов в защитных газовых средах, содержащих небольшие добавки гексафторида серы, в результате химического взаимодействия которой со сплавом на его поверхности образуется когерентная плотная пленка, препятствующая испарению сплава и доступу кислорода, что позволяет вести плавку без вакуумирования и герметизации печей. Коррозионная стойкость сплавов в зависимости от степени чистоты (технологии плавки) изменяется очень значительно. Так коррозионная стойкость сплава МЛ5 пч (бесфлюсовая плавка) в 3% растворе NaCl (60ч) ~ в 2 раза выше, чем у сплава МЛ5 пч (плавка с флюсом ФЛ5-3). Для снижения массы деталей используют магниевые сплавы, легированные 12-13 % лития. Их жидкотекучесть находится на уровне сплава МЛ5. Сплавы Mg - Li не имеют склонности к образованию горячих трещин. Плотность сплава = 1,42 г/см3, механические свойства в литом состоянии при комнатной температуре = 160 МПа, = 8%. При плавке и рафинировании металл защищается от атмосферы специальным флюсом, состоящим из LiС1 и LiF. Применение магниевых сплавов. «Новым металлом для индустрии» назван магний на конференции 2004..05г, проводимой Европейской и Международной магниевыми ассоциациями. Благодаря малой плотности и высокой удельной прочности магниевые сплавы широко применяются в авиастроении, успешно конкурируя с алюминиевыми сплавами, также магниевые сплавы успешно конкурируют с пластмассами ввиду высокой удельной прочности и виброустойчивости. Из них изготавливают корпуса приборов, насосов, фонари и двери кабин, фюзеляжи вертолетов. В ракетной технике магниевые сплавы идут на изготовление корпусов ракет, обтекателей, стабилизаторов, топливных и кислородных баков. Теплоемкость магния примерно в 2,5 раза больше, чем у стали. Поглотив одинаковое количество тепла, он нагреется в 2,5 раза меньше. В кратковременном полете магниевые сплавы не успевают перегреться, несмотря на низкую температуру плавления. В кратковременно работающих ракетах типа "воздух - воздух" и управляемых снарядах магниевые сплавы составляют основную массу конструкции. Применение магниевых сплавов позволило снизить массу ракет на 20-30 %.
Из литейных сплавов изготавливают кронштейны, элементы крепления, элероны, детали хвостового оперения, из деформируемых - обшивки корпусов, стрингеры, лонжероны, опорные конструкции тормозов, волноводов и другие детали. Магниевые сплавы находят применение в транспортном машиностроении для изготовления картеров двигателей и коробок передач автомобилей, литья тормозных барабанов. Диски колес из магниевых сплавов (ЛПД), в последнее время применяются многими автомобилестроительными фирмами разных стран. Магниевые сплавы применяют в конструкциях переносных ручных и механизированных инструментов и машин (сверлильные и шлифовальные машины, пилы для лесной промышленности, газонные косилки, пневматические инструменты и др.). Их используют в электротехнике и радиотехнике (корпуса приборов, электродвигателей), в текстильной промышленности (бобины, шпульки, катушки и др.) и других отраслях. В связи с малой устойчивостью против коррозии изделия из магниевых сплавов подвергают оксидированию. На оксидированную поверхность дополнительно наносят лакокрасочные покрытия. Снижение содержания вредных примесей Fe -0,001…0,005% и Si- 0,01-0,03% гарантирует высокую коррозионную стойкость изделий из магниевых сплавов. Важной областью применения магния является ядерная энергетика. Благодаря способности поглощать тепловые нейтроны, отсутствию взаимодействия с ураном и хорошей теплопроводности магниевые сплавы используют для изготовления оболочек тепловыделяющих элементов в атомных реакторах. Высокий электроотрицательный потенциал магниевых сплавов позволяет применять их для протекторной защиты от морской коррозии судов и сооружений, эксплуатирующихся в морской воде, и для защиты от подземной коррозии находящихся в грунте газопроводов. ГЛАВА19. МЕДЬ И ЕЕ СПЛАВЫ Основные свойства меди
Медь – металл с плотностью 8,95 г/см3, температура плавления 1083 °С. Медь кристаллизуется в гранецентрированной решетке и не имеет полиморфных превращений. На воздухе при наличии влаги и углекислого газа медь медленно окисляется, покрываясь пленкой так называемой патины зеленого цвета, которая является щелочным карбонатом меди (СuОН)2СО3. Эта пленка в определенной мере защищает медь от дальнейшей коррозии. Чистая медь обладает высокой электрической проводимостью (на втором месте после серебра), пластичностью, коррозионной стойкостью в пресной и морской воде, а также в ряде химических сред. Медь принято считать эталоном электрической проводимости и теплопроводности по сравнению с другими металлами. Характеристики этих свойств меди оцениваются 100 %, в то время как у алюминия, магния и железа они составляют соответственно 60, 40 и 17 % от соответствующих свойств меди. Механические свойства меди в литом состоянии: sв = 160 МПа, s0.2 = 35 МПа, d = 25 %; в горячедеформированном: sв = 250 МПа, s0 2 = 95 МПа, d= 50 %. Из-за низких значений предела текучести и высокой стоимости чистая медь как конструкционный материал не применяется. Около половины производимой меди используется в электро- и радиотехнике. Она стоит на втором месте после алюминия по объему производства среди цветных металлов. Электрическая проводимость меди зависит от содержания примесей. При наличии даже небольшого количества примесей электрическая проводимость резко падает. Для проводов применяют электролитическую медь марок МЗ, содержащую 99,5 % Сu, М2-99,7%, Ml-99,9 % Сu, МО - 99,95 %,МОО-99,9 % Сu. Медь и ее сплавы являются традиционными материалами, используемыми в технике низких температур. Применение меди и ее сплавов обусловлено их высокими характеристиками механических свойств при низких температурах, хорошей коррозионной стойкостью и высокой теплопроводностью. Вредными примесями, снижающими механические и технологические свойства меди и ее сплавов, являются висмут и свинец, сера и кислород. Висмут и свинец почти не растворимы в меди и образуют легкоплавкие эвтектики по границам зерен, что способствует красноломкости и ухудшает способность к горячей деформации. Из-за отрицательного влияния на пластичность меди содержание висмута не должно превышать 0,002 %. Сера с медью образует эвтектику Cu-Cu2S, обладающую повышенной хрупкостью. Особо вредной примесью является кислород, образующий даже в небольших количествах хрупкую эвтектику Сu-Сu20 по границам зерен. При нагреве металла с включениями эвтектики в атмосфере, содержащей водород, диффундирующий в глубь меди, проявляется ее так называемая водородная болезнь: Сu2О + Н2 = = 2Сu + Н2О, в результате чего пары воды создают высокое давление и возможно образование трещин. Медь и ее сплавы имеют удовлетворительную технологичность. Медь хорошо обрабатывается давлением, хорошо сваривается семи видами сварки и паяется, хорошо полируется. Ее недостатком является сравнительно плохая обрабатываемость резанием. Соединение деталей из меди и ее сплавов часто выполняют посредством твердой и мягкой пайки. Твердые припои изготавливают на основе меди и цинка с добавкой серебра; их температура плавления составляет 600-1000 °С. Мягкие припои изготавливают из сплавов олова со свинцом; их температура плавления 200-300 °С. Паяные медные соединения обычно применяют в криостатах исследовательских установок. Сплавы меди устойчивы против коррозии, обладают хорошими антифрикционными, технологическими и механическими свойствами и широко используются в качестве конструкционных материалов. По технологическим характеристикам различают деформируемые и литейные медные сплавы, по химическому составу их делят на латуни и бронзы. Латуни представляют собой сплавы меди с цинком, а бронзы - сплавы меди с другими элементами. Медные сплавы обозначают начальной буквой сплава Л - латунь или Бр - бронза, после чего следуют первые буквы основных элементов, образующих сплав: О - олово, Ц - цинк, Мц - марганец, А - алюминий, Ж - железо, Ф - фосфор, Б - бериллий, X -хром, Н - никель и т. д., а после них цифры, указывающие содержание легирующих элементов в процентах. В деформируемых латунях (ГОСТ 15527-70) не указывается содержание цинка, а в деформируемых бронзах - содержание меди, их концентрации определяются по разности. Например, ЛЖМц-59-1-1 - латунь, содержащая, %: 59 Сu, 1 Fe, I Mn и остальное - цинк, или БрОФ6,5-0,15 - бронза: 6,5 Sn, 0,15 Р, остальное - медь. Порядок цифр в обозначениях марок деформируемых и литейных сплавов различен. В марках деформируемых латуней и бронз цифры, отделенные друг от друга дефисом, ставятся в конце обозначения и расположены в той же последовательности, что и буквы, например ЛА60-1-1 или БрОЦ4-3 (ГОСТ 5017-74, 18175-78). В литейных латунях и бронзах содержание всех компонентов сплавов в процентах, в том числе содержание цинка, приведены сразу же после обозначающих их букв. Содержание меди в литейных сплавах определяется по разности от 100 %. Например, ЛЦ16К4 - литейная латунь, содержащая 16 % Zn, 4 % Si, остальное медь (ГОСТ 17711-93); Бр05Ц5С5 - литейная бронза, содержащая 5 % Sn, 5 % Zn, 5 % Pb, остальное- медь (ГОСТ 613-79,493-79).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.049 с.) |