Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Химический состав судостроительных сталей повышенной хладостойкости
Ti = 0,02-0,05 %; As < 0,08 %; Са < 0,03 % (по расчету).
Т а б л и ц а 12.33. Механические свойства хладостойких судостроительных сталей
В ЦНИИ КМ " Прометей" в последние годы разработаны новые хладостойкие стали в соответствии с условиями эксплуатации в условиях Крайнего Севера. Стали поставляются по ТУ в зависимости от уровня прочности: Стали нормальной прочности по ТУ 5.961 – 11844-2004, Стали повышенной прочности по ТУ 5.961 – 11679-2005, Стали высокой прочности по ТУ 5.961 – 11679-2005, ТУ 5.961 – 11845-2004. Длина листов 4500-11500мм Механические свойства сталей представлены в табл. 12.34 Т а б л и ц а 12.34 Хладостойкие стали для мореходной техники, судов и сооружений, эксплуатируемых в условиях Крайнего Севера.
Z- относительное сужение,% Р - параметр трещинообразования; Из данных, приведенных в табл.12.35 видно, что свойства разработанных новых хладостойких сталей по прочности и хладостойкости превосходят зарубежные стали аналогичного назначения. Повысить прочность можно при применении закалки и отпуска, свариваемость и хладостойкость при этом не ухудшаются. Марки закалено- отпущенных сталей и их свойства приведены в табл. 12.36олщина листов ограничивается необходимостью достижения сквозной прокаливаемости и не превышает 40-50мм.
Та б л и ц а 12.35 Механические свойства листовых высокопрочных закаленно-отпущенных сталей (закалка в воде, нагрев до890-920°С, отпуск при 650-680°С,90 мин)
Стали для морских буровых платформ и труб магистральных трубопроводов Важным условием освоения энергоресурсов шельфа арктических морей является надежная эксплуатация морских сооружений - трубопроводови ледовых морских буровых платформ, не допускающая риска экологических катастроф. Трудность решения этой задачи связана со сложной ледовой обстановкой, низкотемпературными условиями эксплуатации (до минус 40-50 °С), глубоководным (до 360 м) расположением буровых платформ и газопроводов высокого давления, большой протяженностью газопровода (более 500км). Стали и сварные соединения газопроводов должны обладать необходимым запасом вязкости и пластичности, сопротивлением коррозионно-усталостному инициированию дефектов и гарантировать остановку динамической трещины. Буровые платформы также сложнейшие инженерные сооружения: масса металлоконструкций каждого составляет 40-50 тыс. т. и подавляющая часть из них сварные. Металлоконструкции в течение длительного периода эксплуатации будут испытывать статические и динамические воздействия от ветроволновых нагрузок, огромные давления и контактное взаимодействие с ледовыми полями. Таким образом, для ледовых буровых платформ требуются особо прочные (временное сопротивление sв = 600-800 МПа) хладостойкие морские стали и высоконадежные сварочные материалы отечественного производства (использование сталей зарубежного производства резко увеличит стоимость строительства), а также новейшие технологические процессы, обеспечивающие надежную эксплуатацию металлоконструкций, в том числе защиту ледового пояса от коррозионно-эрозионного износа. Ряд отечественных высококачественных высокопрочных хладостойких морских сталей (табл. 12.33-12.35) по хладостойкости и свариваемости либо не уступают, либо превосходят стали, применяемые в мировой технике. Все они прошли широкий комплекс всесторонних испытаний, аттестацию на класс Российского Регистра и ряд из них (табл. 12.36) и одобрены для применения в судостроительных конструкциях. Использование отечественных марок стали и передовых технологий производства и испытаний газопроводов и буровых платформ позволит обеспечить надежное решение проблем освоения шельфа арктических морей. Механические свойства зарубежных сталей для буровых установок представлены в табл.12.36 Т а б л и ц а 12.36 Механические свойства зарубежных сталей для буровых установок.
Сопротивление стали для трубопроводов хрупкому разрушению Вероятность разрушения труб резко возрастает с ростом рабочих параметров, размеров трубопроводов, снижением температуры эксплуатации и появлением различного рода дефектов. В этих случаях инженерные расчеты трубопроводов на трещиностойкость должны проводиться с использованием методов механики разрушения. При этом рассматриваются три стадии разрушения трубопроводов: зарождение трещины, рост до критических размеров и лавинное распространение трещины. Зарождение трещин связано с дефектами изготовления труб, строительством и эксплуатацией трубопроводов, а также недостатками методов неразрушающего контроля. Вторая стадия разрушения - развитие магистральной трещины до критического размера может составлять от 20 до 90 % от общей долговечности (см. гл. 3), т. е. до окончательного разрушения трубопровода. На скорость роста трещины оказывают влияние условия нагружения, циклические нагрузки из-за колебаний рабочего давления, температура окружающей среды, стресс-коррозия. Кроме того, в газопроводах при появлении сквозной трещины происходит истечение газа и вследствие его расширения - местное охлаждение стенки металла, что дополнительно способствует хрупкому разрушению. Следовательно, долговечность трубопроводов определяется ростом трещины до критических размеров. Для оценки стадии подрастания трещины может быть использована линейная механика разрушения с определением К]с. Зарождения трещин на несовершенствах докритической длины можно избежать, даже если сталь обладает относительно низкой ударной вязкостью. Если трещина закритической длины от внешнего воздействия возникла, то для предотвращения ее распространения требуется, наряду с пластичностью при температуре эксплуатации, также существенное большее значение ударной вязкости материала, чем для предотвращения просто появления трещин. Практика эксплуатации конструкций свидетельствует о том, что при продолжительной работе часто наблюдаются процессы, приводящие к снижению ресурса их работоспособности (см. табл. 12.5). Анализ статистических данных по отказам газопроводов и нефтепроводов из разных марок сталей (14ХГС,.16Г2-У, 19Г2, 09Г2С, 17ГС, Х60, Х70 и др.), позволил установить общие закономерности числа отказов в зависимости от времени эксплуатации. Независимо от систем легирования и уровня прочности трубных сталей во временной зависимости изменения числа отказов трубопроводов и механических свойств основного металла и сварного соединения существуют два интервала. В первом интервале временной зависимости число отказов трубопроводовминимально и сохраняется практически на одном уровне, ориентировочно это 10-12 лет эксплуатации. В этом интервале пластичность и вязкость материалов трубопроводов практически не изменяются.
Во втором интервале временной зависимости происходит снижение пластичности и ударной вязкости металла и сварных соединений труб. Изломы образцов приобретают хрупкий характер даже при положительных температурах испытания, что приводит к значительному увеличению числа поломок. Низколегированные стали типа 17ГС, 09Г2С обладают высокой чувствительностью к эффектам старения.
Чувствительным физическим резонансным методом с привлечением электронной микроскопии установлено, что уже к концу шестимесячного нагружения патрубков внутренним давлением происходят процессы изменения дислокационных структур, подобные процессам деформационного старения, как в основном металле, так и в металле шва. Дальнейшее увеличение времени нагружения усиливает процессы закрепления дислокаций атомами азота и углерода могут появляться повреждения, вызванные коррозией. Появлению коррозии на внешней поверхности трубопроводов в общем случае препятствуют нанесенные системы покрытий и катодная защита.. Во время эксплуатации трубопроводов, если не приняты надлежащие меры, но вместе с внешней коррозией в трубопроводах может возникать внутренняя коррозия, вызванная транспортируемым веществом. Еще до поступления в эксплуатацию и до подачи давления могут появляться повреждения в результате водородоиндуцированной коррозии, если, например, на сталь воздействует среда, содержащая сероводород. Если процессу эксплуатации под давлением сопутствуют напряженные условия и коррозионная среда, то это приводит к повреждениям в результате коррозионного растрескивания под напряжением, вызванного водородом. С обоими видами коррозии можно самым действенным образом бороться либо удаляя из транспортируемой среды те основные компоненты, которые вызывают коррозию, либо осушая трубопровод и транспортируемую среду (газ). Установлено, что велика роль неметаллических включений в ускорении процесса локальной коррозии в изделиях из углеродистой и низколегированной стали. Основным фактором, определяющим аномально высокую скорость коррозиистали, независимо от марки является присутствие коррозионно активных неметаллических включений (Канв), имеющих ядро из алюмината кальция (при различном соотношении Cao, Al O ), сульфида марганца и др. включений,окруженных оболочкой из сульфида кальция. Успешно применяются добавки подходящих ингибиторов. Там, где это невозможно, необходимо создавать соответствующие предпосылки устойчивости конструктивно или подбором материала.
Прочностные характеристики сталей для труб определяют, как обычно, при испытаниях на растяжение. Образцы обычно вырезаются в направлении главной нагрузки, по окружности трубы. Выпрямление заготовки для образца может существенно исказить значение предела текучести из-за проявления эффекта Баушингера. Было бы разумным для определения прочностных характеристик испытывать целые кольца труб на соответствующих испытательных машинах, но этот процесс слишком дорог для текущих испытаний. В качестве альтернативы для измерения предела текучести поставляется не имеющий ориентации круглый образец, вырезанный поперек стенки трубы. Для характеристики вязкости при ударных испытаниях на изгиб образцов с острым надрезом согласно DIN 50115 выбрана работа разрушения. Во многих случаях для испытания больших труб проводится дополнительно испытание с падающим грузом по Баттеллю (BDWT), в котором несварные образцы с острым надрезом, охватывающие всю толщину изделия (толщину листа), подвергаются разрушению при разных температурах. По поверхности излома разрушенного образца определяют долю сдвигового разрушения. В результате этого испытания большей частью определяют температуру, при которой в структуре поверхности излома образца появляется установленная доля сдвигового (вязкого) излома, например, 50 или 55 %. Для исследования особенностей разрушения трубопроводов испытывают образцы, подобные элементам конструкций, и целые секции трубопроводов. На испытательных стендах до длин > 200 м испытывают трубы в оригинальных размерах, чтобы определить минимальную требуемую вязкость для предотвращения распространения трещины и образования, тем самым, продольно бегущей трещины. При этом в испытываемой трубе, находящейся под давлением, инициируется трещина и оценивается ее прохождение. Для оценки свариваемости какой-либо стали может применяться склонность к подкаливаиию, выраженная в углеродном эквиваленте. Наибольшие требования к свойствам трубной стали при сварке на строительной площадке ставятся при прокладывании первого наплавленного валика, корневой закладке металла в шов. При неблагоприятном воздействии условий сварки и химического состава стали возникает опасность образования "холодной" трещины. Чувствительность к образованию холодной трещины исследуется в различных испытаниях. Технологии, обеспечивающие необходимый комплекс свойств сталей. За счет химического состава и вида обработки (например, нормализации, термомеханической обработки или улучшения) можно привести структуру, а значит, и свойства сталей в соответствие с требованиями к трубам магистральных трубопроводов. При этом используются все известные механизмы: твердорастворное упрочнение, измельчение зерна, дисперсное упрочнение, повышение плотности дислокаций. Особое значение для изготовления толстых листов и полос, применяемых в производстве больших труб, получила термомеханическая обработка; помимо регулирования структуры превращения вплоть до бейнита, она, характеризуется высокой измельченностью зерна. Возможности ТМО по формированию требуемого комплекса механических свойств при производстве насосно- компрессорных труб представлены в табл. 12.37 Т а б л и ц а 12.37 Механические свойства труб из сталей 37Г2С, 45 и 45ГБ после ТМО
Горячая пластическая деформация и последующая термическая обработка не обеспечивают уровень прочности сталей групп К и Е (ГОСТ 633-80). Использование ТМО за счет регулирования скорости охлаждения труб обеспечивает получение в поверхностном слое структуру мартенсита отпуска (без проведения операции отпуска), а во внутренних слоях – дисперсную феррито-карбидную смесь, а,следовательно, и повышение механических свойств. Наиболее высокие механические свойства и повышенное сопротивление хрупкому разрушению получены на стали 45ГБ, благодаря присутствию ниобия, обеспечивающему измельчение зерна и дисперсионное твердение стали. Измельчения структуры и дополнительного измельчения зерна, достижимого при ТМО, можно добиться за счет улучшения. При быстром охлаждении малоуглеродистых низколегированных улучшаемых сталей, разработанных для трубопроводов, получают бейнитную структуру, в которой расстояния между бейнитными пластинками меньше диаметра зерна в термомеханически прокатанных сталях. По сравнению с улучшением листа улучшение готовой сварной трубы имеет то преимущество, что одновременно улучшается сварное соединение и выравниваются внутренние напряжения. Независимо от вида стали и ее обработки можно путем удаления серы существенно повысить работу разрушения образцов с надрезом на верхнем уровне ударной вязкости, прежде всего в направлении, перпендикулярном прокатке. В результате уменьшается анизотропия вязкости. При содержании серы < 0,003 % в структуре с трудом распознаются металлографически вытянутые сульфиды марганца.Удаление серы из стали, связывание остаточной серы в трудно деформируемые сульфиды, препятствование образованию поверхностно расположенных включений и принципиальное улучшение степени чистоты - вот необходимые меры для избежания образования центров рекомбинации диффундирующего в металл водорода. Этим существенно повышается стойкость к водородоиндуцированному коррозионному растрескиванию. Трубная сталь марки Х-70 и Х-80 для применения в районах Арктики. Развитие Севера и Сибири требует производства трубной стали марки Х-70(соответствуют категории прочности К60 по стандартам России) и Х-80 для использования в арктических районах. Климатические условия Сибири: средняя температура зимой минус 8-10 °С; продолжительность зимы 8 мес.; минимальная температура зимой -60 °С; скорость ветра 25-30 м/с; температура почвы минус 3-10 °С. Исходя из этих климатических условий, требования, предъявляемые к низкотемпературной вязкости трубной стали для Сибири, должны быть очень высокими. Требования к трубным сталям зависят от диаметра трубы и рабочего давления. Типичные примеры приведены в табл. 12.38. Стали для Арктики должны иметь высокий уровень прочности, высокую ударную вязкость при низких температурах и хорошую свариваемость. Оптимальной микроструктурой для выполнения этих жестких требований для трубной стали Х-70 является смешанная структура из мелкого феррита и дисперсной второй фазы. Известно, что микролегирование и контролируемая прокатка весьма эффективны для контроля микроструктуры, так как они приводят к измельчению зерна и дисперсионному упрочнению. Благодаря этим микроструктурным характеристикам ферритная основа низколегированных сталей может быть использована в качестве подходящей микроструктуры для трубной стали марки Х-70. Для получения тонкой ферритной фазы при производстве высокопрочных марок трубных сталей используют низколегированные стали с добавками Nb, V, Ti. Для выполнения прочностных требований при производстве толстостенных труб помимо Nb, V и Ti вводят небольшие количества Сu и Ni. Т а б л и ц а 12. 38 Требования, предъявляемые к стали Х-70 для применения в Сибири
Химический состав стали Х70 и 10Г2ФБ приведены в табл. 12.39, механические свойства стали Х70,Х80 и 10Г2ФБ в табл. 12.40. Т а б л и ц а 12.39. Химический состав стали Х70 и 10Г2ФБ
Т а б л и ц а 12.40 Механические свойства сталей Х70,Х80 и 10Г2ФБ
Таким образом микролегированная ванадием и ниобием сталь 10Г2ФБ имеет свойства после термомеханической прокатки практически соответствующие свойствам стали Х70. Дальнейшее повышение предела текучести при хороших характеристиках вязкости может быть достигнуто улучшением больших труб или улучшением листов для этих труб. В качестве легирующих элементов стали содержат в первую очередь марганец, молибден и никель. Но и микро-легирующие элементы, например ниобий, титан и ванадий также могут добавляться ввиду их измельчающего действия на исходное (аустенитное) зерно. На этих сталях достижим предел текучести до 700 МПа. (табл.12.40) Применение улучшаемых сталей с использованием закалки в воду целесообразно в тех случаях, когда предъявляются особо высокие требования. Для хладостойких труб диаметром до 325 мм разработана технология их изготовления из низкоуглеродистых мартенситных сталей (НМС), технологические преимущества которых определяются тем, что НМС закаливаются на высокие прочностные свойства в массивных сечениях (до 200 мм) при охлаждении на воздухе; НМС хорошо свариваются как в разупрочненном, так и в упрочненном (закаленном) состоянии. Для этих сталей не ограничивается допустимая продолжительность времени между закалкой и отпуском, а в ряде случаев отпуск вообще не нужен. Высокая технологичность НМС обусловлена особенностями их состава и структуры низкоуглеродистого мартенсита. Эти стали с содержанием углерода в пределах 0,04-0,12 %, легированные хромом и марганцем(0,5-3 %), могут содержать добавки никеля, молибдена, ванадия. Охлажденные с прокатного нагрева на спокойном воздухе трубы диаметром 219-325 мм с толщиной стенки 20-60 мм имеют высокие прочностные характеристики (sв > 1000 Н/мм; s0,2 > 800 Н/мм), удовлетворительные пластические свойства (d > 10 %, y > 45 %) и вязкость (KCU+20> 60 Дж/см2; КСU > 30 Дж/см2). Твердость по сечению стенки толщиной 36-50 мм труб из сталей 07ХЗГНМЮА или 08Х2Г2Ф находится (в зависимости от содержания углерода в плавке) в диапазоне 300-350 НВ. При отпуске до 500 °С твердость (прочность) горячекатаного металла не снижается. Порог хладноломкости холоднокатаных труб в упроченном состоянии равен -70 °С. Несмотря на высокую прочность трубы выдерживают испытания на изгиб на 180 °С и раздачу оправкой с конусностью 1: 10 на 13-15 %. Сортамент изготавливаемых из НМС труб может быть расширен для работы в условиях высоких динамических нагрузок и низких температур, например, в фермах и деталях грузоподъемных и транспортных устройств,гидроцилиндрах всех видов, погружных насосах для добычи нефти, баллонах и трубопроводах высокого давления, корпусах турбобуров, буровых штангах и т. д. Контроль повреждения магистральных газопроводов. Применения бесконтактного магнитометрического метода диагностики трубопроводов. Задача оценки реального технического состояния трубопровода для обеспечения его высокой эксплуатационной надежности является весьма актуальной. Специфической особенностью трубопровода, как протяженной металлической конструкции, является то, что отдельные его участки могут как различаться конструктивно, так и располагаться в различных грунтовых условиях. Например, магистральный или промысловый трубопровод, проложенный в Западной Сибири, может эксплуатироваться при наземной и подземной прокладках, а трубопроводы в Самарской области, среднем и южном Поволжье - проходить через участки засоленных грунтов. Старение и коррозионное разрушение металла трубопровода происходит не равномерно, а циклически, достигая в отдельные циклы скорости коррозии до 1 мм/год и относительного изменения механических свойств до 10-15%. Задача оценки реального технического состояния трубопровода для обеспечения его высокой эксплуатационной надежности весьма актуальна. Существующие методы определения реального технического состояния трубопроводов либо трудоемки и малоэффективны (электрометрия, АЭД), либо не приемлемы по конструктивным особенностям трубопровода (внутритрубная дефектоскопия). Особо следует отметить, что сегодня практически нет технических средств диагностирования, позволяющих реально оценивать состояние городских трубопроводных систем. Это связано с особенностью прокладки городских коммуникаций, сложностью доступа к трубам и тому подобными факторами. За последние годы разработаны и совершенствуются более эффективные и перспективные методы оценки реального технического состояния металла трубопровода. Эти методы основаны на физическом явлении изменения магнитного поля конструкции, детали из ферромагнитных материалов (чугун, сталь) при изменении внутренних механических напряжений. Например, метод поиска и оценки степени опасности дефектов по изменению градиента магнитного поля в этой зоне (метод магнитной памяти металла). Метод достаточно эффективен и позволяет проводить обследование с высокой производительностью. В то же время, для выполнения работ при помощи этого метода требуется непосредственный контакт прибора с объектом диагностики. В настоящее время разработана технология и технические средства, позволяющие с высокой точностью определять дефекты металла трубопровода на удалении от его оси до 15 диаметров. Основным техническим средством данной технологии служит бесконтактный сканирующий магнитометр серии «СКИФ», тип МБС (МБС-03, МБС-04). Технические возможности магнитометров серии «СКИФ» обеспечивают выявление таких дефектов металла, как вмятины, гофры, задиры, продольные и поперечные трещины, расслоения, коррозионные дефекты на внутренней и наружной поверхностях стенки трубы. В процессе выполнения работ по диагностике осуществляется сканирование магнитного поля с шагом 0,25 м при прохождении оператора вдоль оси трубопровода, что позволяет оценить техническое состояние всего обследованного объекта. Опыт применения данной технологии показывает, что уровень выявляемости опасных, недопустимых по НТД дефектов составляет не менее 90%, а из всей массы имеющихся дефектов выявляется порядка 10%. За 2100-2002 годы по этой технологии обследовано около 2500 км магистральных и промысловых трубопроводов диаметром от 114 мм до 1400 мм. Так, при диагностировании в Якутии строящихся и действующих газопроводов диаметром 500 мм выявлены дефекты типа «гофра», трещины «задир», «вмятина», «трещиноподобный дефект», а также участки с локальными концентраторами механических напряжений. Минимальный размер выявленного дефекта типа «задир» составил по глубине 1,5 мм, по длине 50 мм. Минимальный размер дефекта типа «вмятина» - 85 мм по диаметру и 15 мм по глубине. Кроме того, в районе перехода через реку Вилюй (Якутия) по нижней образующей трубы (на пять часов) обнаружен трещиноподобный дефект протяженностью 400 мм и глубиной около 0.1 мм. Прямые измерения напряженности магнитного поля в зоне дефекта показали, что магнитный градиент превышал фоновые значения в 10,3 раза. Обследование участка магистрального газопровода «Уренгой -Петровск» в районе КС «Ургалы» выполнено магнитометрическим методом после пропусков с интервалом в четыре года двух внутритрубных дефектоскопов: ультразвукового и магнитного. Причем магнитометрическое обследование проводилось через два года после прохождения магнитного снаряда-дефектоскопа. По результатам магнитометрического обследования определены координаты дефектов металла и при контрольном шурфовании выявлены локальные коррозионные дефекты глубиной до 1,2 мм. Между тем, по итогам внутритрубной дефектоскопии на этих участках дефекты не зафиксированы. Наиболее эффективно и обосновано применение бесконтактного магнитометрического метода при определении реального технического состояния промысловых трубопроводов, так как АЭ-диагностика практически не дает достоверных данных, а внутритрубная дефектоскопия не применима по конструктивным особенностям этих трубопроводов. Опыт обследования более 500 км промысловых трубопроводов диаметром от 89 до 520 мм показывает, что выявляется порядка 80% механических и 65-70% коррозионных дефектов, включая внутреннюю ручейковую коррозию. Основная трудность, с которой приходится сталкиваться при магнитометрическом обследовании промысловых трубопроводов, заключается в определении оси диагностируемого трубопровода. Для этой цели используются магнитометры серии «СКИФ», трассоискатели типа «Поиск - А/03» и компактные одометры «Ода». Технические возможности трассоискателя позволяют определять ось трубопровода на глубине до 30 диаметров, а метод измерения пройденного пути, используемый в магнитометре, заложен в одометре.
* В.П. ГОРОШЕВСКИЙ, С.С. КАМАЕВА, И.С. КОЛЕСНИКОВ (ООО НТЦ «Транскор-К»).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.81.35 (0.081 с.) |