Цветок пермакультуры, версия 3 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цветок пермакультуры, версия 3



Система дизайна

Для множества людей, включая меня, вышеприведенная концепция пермакультуры звучит настолько глобально, что её практическая польза становится неочевидной. Если говорить точнее, я воспринимаю пермакультуру, как использование таких принципов мышления и дизайна, которые организуют пространство для воплощения вышеупомянутого видения. Это сочетание разнообразных идей, умений и способов ведения хозяйства, которые необходимо открывать заново и развивать, чтобы у нас было достаточно сил для обеспечения собственных нужд и увеличения естественного капитала для последующих поколений.

В более узком, но не менее важном смысле,  пермакультура это не ландшафт или навыки органического садоводства, устойчивое земледелие, энергосберегающие постройки  или развитие экопоселений как таковые, но она может применяться в дизайне, организации, управлении и развитии всех выше перечисленных элементов, это и другие усилия, прилагаемые отдельными людьми, семьями и сообществами на пути к устойчивому будущему. Цветок Системы Дизайна пермакультуры иллюстрирует ключевые области, нуждающиеся в трансформации для создания устойчивой культуры. Исторически, пермакультура фокусировалась на управлении землей и природой как источниками и одновременно сферами применения принципов этики и дизайна. Эти принципы теперь применяются в других сферах, имеющих отношение к физическим и энергетическим ресурсам и организации жизни людей (часто называемых невидимыми структурами на учебных курсах пермакультуры). Некоторые специфические сферы, системы дизайна и новаторские решения, связанные с более широким видением пермакультуры (по крайней мере в Австралии), расположены на периферии цветка. Спираль эволюции, начинающаяся с этически и принципов предполагает связывание во едино этих сфер, на индивидуальном и местном уровнях,  с последующим переходом на коллективный и глобальный уровни. Эта спираль напоминающая паутину, предполагает гибкую и изменчивую природу процесса интеграции.

 

Цветок пермакультуры, версия 3

Начиная с этики и принципов, составляющих основу ключевой сферы управления земными и природными ресурсами, пермакультура развивается за счет прогрессивного применения принципов и в итоге объединяет все семь сфер, необходимых для устойчивого существования человечества, достигаемого через снижение энергопотребления.

Взято из книги «Пермакультура: Принципы и пути за пределами устойчивости» 2002

Сеть

Пермакультура также представляет собой сеть состоящую из отдельных людей и групп, распространяющих принципы дизайна пермакультуры в богатых и бедных странах на всех континентах. Еще не признанная в академической среде и не поддерживаемая правительством и бизнесом, пермакультура имеет множество последователей, которые вносят вклад в устойчивое будущее путем реорганизации своей жизни и работают над воплощением принципов пермакультурного дизайна. Таким образом, они производят перемены на локальном уровне, которые прямым или косвенным образом влияют на сферы устойчивого развития, органического земледелия, правильного использования технологий и организации международного сообщества.

Курс Дизайна Пермакультуры

Большинство людей, состоящих в этой сети, окончили Курс Дизайна Пермакультуры, который вот уже более 20 лет является  главным источником вдохновения и средством распространения пермакультуры по всему миру. Вдохновляющий аспект курса послужил средством объединения людей в таком масштабе, что всемирная сеть  превратилось в общественное движение. Программа курса была составлена в 1984 году, но нарастающие различия в форме и содержании курса, представленные разными преподавателями пермакультуры,  дали возможность представить уникальные опыты и наработки, а также большое разнообразие взглядов на пермакультуру.

Фундаментальные положения

Пермакультура основана на некоторых фундаментальных положениях, исключительно важных для ее верного понимания и оценки. Положения, на которых изначально базировалась пермакультура, были приведены в книге Пермакультура 1 и стоят того, чтобы повторить их снова:

- Люди, хотя они и отделены от мира природы, подчиняются тем же законам науки (энергии), которые управляют всей материальной вселенной, включая эволюцию форм жизни.

- Использование ископаемого топлива в индустриальную эпоху считалось основной причиной впечатляющего взрыва численности населения, стремительного развития технологий и практически половины инноваций современного общества.

- Экологический кризис представляет собой вполне реальное явление такой величины, что оно способно кардинально трансформировать существующее глобальное индустриальное общество. В ходе этой трансформации благополучие и даже выживание растущего населения планеты находится под явной угрозой.

- Настоящее и будущее влияние глобального индустриального общества и растущего населения на удивительное разнообразие видов живой природы может оказаться гораздо более значительным, нежели глобальные изменения последних нескольких сотен лет.

- Хотя реальность будущего непредсказуема, вполне можно ожидать, что истощение ископаемых топливных ресурсов в последующие несколько поколений приведет к постепенному переходу к принципам дизайна, наблюдаемым в природе и доиндустриальных обществах, пользующихся возобновляемыми ресурсами и источниками энергии (даже если эти общественные системы отличаются своей уникальной, местной спецификой).

Пермакультура основана на принципе постепенного уменьшения используемых ресурсов и энергии и неизбежного сокращения населения. Я называю этот феномен «будущим пониженного энергопотребления», чтобы подчеркнуть ведущую роль энергии в жизни человека и продемонстрировать менее негативный и более ясный взгляд на то, что называют «спадом», «сокращением», «деградацией» или «отмиранием». Это снижение энергии можно сравнить с мягким приземлением после головокружительного полета на воздушном шаре, которое возвращает нас домой, на Землю. Несомненно, перемены на Земле, которые были вызваны «всплеском энергии», делают будущее таким же непредсказуемым и полным вызовов, как и любой исторический период. Будучи открытыми этому будущему как неизбежности, мы можем испытывать по отношению к нему страх и высокомерное пренебрежение или пробовать творчески приспособиться к нему.

Концептуальная основа этих положений содержится во многих источниках, но больше всего я признателен работе, опубликованной американским экологом по имени Говард Одум.ii Неиссякаемое влияние работы Одума на мои идеи выраженj в посвященной ему работе, в которой я неоднократно ссылаюсь на него: Пермакультура:Принципы и пути к устойчивости а также в сборнике Дэвид Холмгрен: Избранные работы, 1979-2000 iii

Среди недавно опубликованных работ об энергетическом кризисе и последующем спаде можно отметить труд Ричарда Хейнберга под замечательным названием «Праздник окончен» iv, в которой приводится масса ценных фактов и доказательств со ссылками на Кэмпбелла, Леера и других специалистов по нефтяным ресурсам, независимых и ушедших на пенсию, которые в середине 1990х столкнулись с реальностью нехватки нефтяных ресурсов и опасениями, связанными с пиком добычи нефти в противовес предельной добыче нефти и газа.

Принципы пермакультуры

Принципы дизайна

Научные основы принципов дизайна пермакультуры лежат в современной экологической науке, если точнее, в ее разделе, называемом «экология систем». Другие научные дисциплины, в частности география ландшафтов и этнобиология содержат ряд идей, которые были адаптированы к принципам дизайна.

Изначально принципы дизайна пермакультуры порождаются определенным видом мировоззрения, которое можно назвать системным или дизайнерским мышлением (См. принцип 1. Наблюдай и взаимодействуй).

Другие примеры системного и дизайнерского мышления включают в себя:

- Whole Earth Review и более известное издание Whole Earth Catalogue, выпущенное Стюартом Брандом представили широкой публике значимость системного дизайнерского мышления в качестве основного инструмента культурной революции, частью которой является пермакультура.

- Известные и широко используемые идеи Эдварда Де Боно vii являются примером системного дизайнерского мышления в более широком аспекте.

- В качестве научной дисциплины под названием кибернетика viii, системное мышление казалось таинственным и сложным предметом, ассоциативно связанным с появлением компьютеров, сетей коммуникаций и других технологических новшеств.

Не считая трудов по экологической энергетике Ховарда Одума, литературное влияние системного мышления на мое развитие принципов пермакультуры и дизайна было невелико, гораздо больше опыта было получено посредством осмотического впитывания идей в культурной среде, которые созвучны моему собственному опыту дизайна пермакультуры. Кроме того, я полагаю, что многие абстракции системного мышления имеют более понятные параллели в историях и мифах коренных народов и, в меньшей степени, знаниях всех людей, которые все еще поддерживают связь с землей и природой.

Принципы этики и дизайна пермакультуры можно наблюдать повсюду вокруг нас. Я могу аргументировать, что их противоречие современной индустриальной культуре не умаляет их универсальную значимость для будущего пониженного энергопотребления.

Ссылаясь на ряд стратегий, технологий и примеров, люди часто будут обращаться к пермакультуре и использовать ее – стратегии будут зависеть от типа существующих систем, экологического и культурного контекста, навыков и опыта участников. Если принципы нужны для того, чтобы помочь выбрать и развить определенные полезные действия, необходимо включить в них более общие, системные идеи дизайна, понятные простым людям и относящиеся к более традиционным источникам мудрости и здравого смысла.

Я свожу многогранную суть пермакультурного мышления к 12 принципам дизайна. Мой набор принципов дизайна существенно отличается от тех, которые используют другие учителя пермакультуры. Некоторые отличаются только по способу организации и выделения основных акцентов, в других имеют место сущностные различия. Это неудивительно, принимая во внимание молодой возраст и развивающуюся сущность пермакультуры.

Каждый принцип дизайна выражен в форма позитивного утверждения в повелительном наклонении и помечен соответствующим рисунком, который служит графическим напоминанием и символически отражает фундаментальный аспект принципа. К каждому принципу приписана народная мудрость, выражающая негативный или внушающий недоверие аспект принципа.

Каждый из принципов может стать дверью в лабиринт системного мышления. Каждый пример, иллюстрирующий один принцип, будет включать в себя и другие. Таким образом, принципы становятся просто инструментами мышления, которые помогают нам в поиске и воплощении дизайнерских решений.

 

 

Принцип 1 Наблюдай и взаимодействуй

За деревьями леса не видно

Первые шесть принципов рассматривают системы, элементы, организмы и индивидов с восходящей перспективы. Вторые шесть принципов затрагивают нисходящую перспективу паттернов и отношений, которые появляются в ходе самоорганизации и эволюции системы. Сходство паттернов, наблюдаемых в природе и обществе позволяет нам не только осознавать, что мы видим но использовать паттерн, взятый из одного контекста для воссоздания в другом. Распознание паттерна является следствием применения Принципа 1 Наблюдай и взаимодействуй и обязательно предшествует процессу дизайна.

Паук, плетущий паутину, состоящую из концентрических кругов,  показывает четкий паттерн, отдельные детали которого могут отличаться в разных случаях. Этот паттерн подает идею зонирования пространства – наиболее известного и часто используемого аспекта пермакультуры.

Современность сбивает с толку любой здравый смысл или интуитивное прозрение, которые могли бы упорядочить множество возможностей дизайна, которые встречаются нам в разных сферах. Фокусирование на сложных деталях приводит к созданию впечатляющих дизайнерских конструкций, не несущих никакого практического смысла или навязчивых идей, которые поглощают всю нашу энергию и ресурсы, все время грозясь выйти из-под контроля. Работающие сложные системы- результат эволюции простых работающих систем, поэтому поиск подходящего паттерна более важен для успешного дизайна, чем понимание всех деталей и элементов системы.

Идея, которая привела к созданию пермакультуры родилась из идеи использования леса в качестве модели для сельского хозяйства. Хотя она не была новой, ее редкость в различных биорегионах и культурах давала возможность для применения, одной из распространенных теперь моделей экосистемы, являющейся примером для человеческого землепользования. Хотя у данной модели существуют свои недостатки и ограничения, она остается показательным примером системного мышления, которое продолжает служить информационной основой пермакультуры и сходных концептов, таких как лесное садоводство, агролесоводство  и подобные виды лесного хозяйства.

Деление пространства на зоны по принципу частоты использования, окружающие центр активности (к примеру, дом фермера) служит для организации элементов и подсистем и является примером дизайна по принципу от общего к частному. Природные явления, такие как солнце, ветер, вода и огонь можно расположить подобным образом – в форме секторов вокруг единого центра. Особенности этих секторов зависят от биорегиона и местности. Дизайнер учитывает особенности местности, чтобы организовать элементы в работающую систему.

Использование земляных укреплений для распределения и направлении я водостоков должно опираться на основные земляные паттерны. В свою очередь эти укрепления создают зоны влажности, которые определяют территории посева и культивации.

Хотя традиционное землепользование породило множество моделей системного дизайна, представители локальных культур всегда нуждались в новом опыте, который помог бы взглянуть со стороны на их хозяйство и общество. В некоторых первых проектах в Австралии в начале 80 х авиаперелеты предоставили владельцам яркую картину уменьшения числа деревьев и ряда сопутствующих проблем и подтолкнули их к изменению ситуации. Сверху фермерские хозяйства не были отчетливо видны, в то время как природные паттерны были гораздо более заметны. Подобным образом более широкий социальный контекст может дать более полное представление о полезности того или иного начинания, чем технические факторы. Существует внушительный список зарубежных проектов, которые провалились из-за пренебрежения более масштабными факторами.

Пословица «За деревьями леса не видно» напоминает нам о том, что чрезмерная концентрация на деталях может помешать системному пониманию природы, чем ближе мы смотрим на объект, тем больше теряем из виду целостную картину.

Принцип 8. Стремись к объединению больше чем к разделению

Тише едешь, дальше будешь

Дизайн системы должен быть ориентирован на возможность выполнения всех ее функций на наименьшем уровне, допускающим практичность и экономию энергии.Человеческие возможности должны быть мерилом гуманного, демократичного и устойчивого общества. Яснее понять этот принцип помогает первая работа Е.Ф. Шумахера xvi. Когда мы выполняем какое-либо самодостаточное действие – выращиваем пищу, чиним сломанный прибор, заботимся о здоровье, мы эффективно используем этот принцип. Когда мы покупаем что-либо у небольших местных предприятий или вносим свой вклад в местные экологические или общественные движения, мы тоже действуем согласно этому принципу. Несмотря на успешность посреднических технологий в развитии локальных проектов, в последние десятилетия дешевая энергия обеспечивает замену крупным системам. Конец дешевой энергии приведет к превосходству местной натуральной экономики над небольшими системами, однако отдельные различия в функционировании такой экономики сохранятся.

С другой стороны идея о том, что движение материалов, людей (и других живых существ) должно быть вторичным аспектом любой системы нова для современного общества. Удобство и энергия, получаемые от мобильных информационных технологий проявили себя как «троянский конь», привнеся разрушения в общество и повысив потребности в энергии. Мобильность и скорость в процветающих странах оказались чрезвычайно дисфункциональными –как следствие, такие движения как “Slow Food” («Медленная еда») и “Slow movement” («Медленное движение») набирают все больше сторонников. Развитие коммуникаций и компьютерная революция подтолкнули к пониманию преимуществ скорости, но вместе с тем, появляются и негативные эффекты, такие как волна спама, нарушающая наслаждение общением по электронной почте.

 

 

Некоторые практические примеры предлагают более гармоничное отношение к быстрым решениям и крупным системам. К примеру, быстрая реакция растений на растворимые удобрения часто недолговечна. Навоз, компост и природные минералы обеспечивают растениям более устойчивое и сбалансированное питание. Хороший результат, полученный от небольшого количества удобрения не гарантирует улучшения результата при увеличении его количества.

В лесном хозяйстве известно, что деревья, которые вырастают быстро, имеют короткий жизненный цикл, а те, что растут более медленно, догоняют и даже превосходят в росте более «быстрые» виды в течении двадцати-тридцати лет. Небольшая плантация ухоженных деревьев может обладать большей ценностью, чем крупная, но неухоженная плантация.

Что касается животноводства, быстро растущий скот, который питается концентрированной пищей, более подвержен болезням и ранней смерти, чем животные, растущие в более естественной среде. Чрезмерная популяция скота – одна из главных причин деградации земли, в то время как небольшое, регулируемое его количество благотворно и даже необходимо для устойчивого земледелия.

В больших городах видимая мобильность и удобство автотранспорта препятствуют движению и создают много дискомфорта в то время как маленькие, более медленные и экологически безопасные велосипеды обладают большей свободой движения, не производят загрязнения и шума. К тому же, производство и сборка велосипедов гораздо более тесно связаны с небольшими местными предприятиями, нежели с крупными предприятиями автомобильной индустрии.

 

Пословица, «чем больше шкаф, тем громче падает» напоминает об одном из недостатков экстенсивного роста. Пословица «тише едешь, дальше будешь» поощряет терпение, которое одинаково истинно и ценно в природе и обществе.

 

  Принцип 10 Используй и цени разнообразие

Заключение

Устойчивое развитие, позволяющее удовлетворить человеческие нужды, не выходя за рамки экологической разумности требует культурной эволюции в большей степени, чем другие громкие изменения последнего века. Развитие дизайна пермакультуры в последние четверть века доказало необходимость комплексной и многогранной революции. Пока мы продолжаем сопротивляться урокам, вынесенных из прошлых побед и поражений, новое общество пониженного энергопотребления возьмет на вооружение многие стратегии и технологии пермакультуры как естественные и очевидные способы жить в согласии с экологией в ситуации уменьшения уровня материального благосостояния.

С другой стороны, пониженное энергопотребление потребует немедленной реакции на новые ситуации и постепенного адаптивного изменения существующих систем, а также применение лучших инновационных изобретений даже в самых повседневных и мелких дизайнерских вопросах. Все это не потребует привлечения большого бюджета, ассоциируемого с современными промышленными инновациями.

Принципы дизайна пермакультуры никогда не заменят соответствующий практический опыт и необходимые технические знания. Тем не менее, они могут способствовать принятию решений для конкретного места и ситуации, необходимых для выхода за рамки локального успеха к объединению культуры и природы.

__________________________________________________________________________________

I Б. Моллисон и Д. Холмгрен Пермакультура 1, Corgi 1978, книга выходила на 5 языках (в настоящее время не выпускается)

Ii Х. Т Одум: Окружающая среда, энергия и общество, Джон Уили 1971, книга оказавшее влияние на многих экологов 1970х, на нее ссылается Пермакультура 1. Выдающийся вклад Одума и его учеников и коллег продолжал иметь влияние в последующие десятилетия и отражен в моей работе.

Iii Дэвид Холмгрен: Избранные работы 1978-2000 (электронная книга) Holmgren Design Services 2002. Статья  10 Развитие концепта пермакультуры и Статья 22 Энергия и усилия (Emergy): c другими инструментами достижения устойчивости. Переоценка нашего мира особенно ясно отражают влияние работы Ховарда Одума, посвященной пермакультуре. Для сравнения концепта усилий, необходимых для получения продукта или энергии (Emergy)  Одума смотрите статью Свойства экосистемы и принципы Живых Систем как Основа устойчивого сельского хозяйства: Критический обзор инструментов оценки окружающей среды, ключевые идеи и вопросы курса, Стивен Доэрти и Торнбьерн Ридберг (составители), январь 2002

Iv Ричард Хейнберг Праздник окончен: Нефть, война и судьба индустриальных обществ New Society Publishers 2003

V Объяснение эволюционных ограничений племенного образа жизни можно найти в статье 26 Проблема племен: Проверенный путь, Дисфункциональное наследие, Дэвид Холмгрен Избранные работы 1978-2000

Vi Выражение видения современными людьми ценности местных культур и духовно-экологический взгляд на проблему пониженного энергопотребления можно найти в книге «Последние часы древнего солнечного света: Пробуждение для личной и глобальной трансформации» Тома Хартмана, 1999 Harmony books

Vii Наиболее подходящее определение периферийного мышления

Viii Смотри: Норберт Винер: Кибернетика или Управление и связь в животном и машине 1948, основной текст. Джон Галл Генеральная систематика Harper and Row 1977 - доступное и полезное руководство для дизайнеров пермакультуры

Ix Смотри Ф.Х. Кинг Фермеры Сорока Столетий - описание сельского хозяйства в Китае на рубеже 20 века в качестве примера устойчивого общества, зависящего от максимального использования человеческого труда

X Перефразирование принципа максимальной энергии математика Альфреда Джеймса Лотки. Ховавд Одум предложил введение принципа максимальной энергии (или созидательной энергии), который можно считать четвертым законом энергии

Xi  Возвращение части произведенного продукта в производительный цикл с целью повышения его эффективности

 

Xii  Смотри Дж. Лавлок, Гайя, Заметки о жизни Oxford University Press 1979

Xii Б.Моллисон Введение в пермакультуру, Тагари 1988

Xiv.Моллисон Введение в пермакультуру, Тагари 1988

Xv  Особое внимание, уделяемое Чарльзом Дарвином отношениям паразитизма и конкуренции было результатом его точных наблюдений за дикой природой, но кроме того, на его взгляды повлияло и наблюдение за окружающими людьми. Англия в эпоху промышленного переворота представляло собой быстро изменяющееся общество, присосавшееся к новым источникам энергии. Экономические паразитизм и конкуренция перевернули прежние социальные нормы и соглашения. Социал-дарвинисты использовали работы Дарвина для объяснения и оправдания промышленного капитализма и свободного рынка. Петр Кропоткин был один из первых критиков социал-дарвинизма с экологической точки зрения. Он привел множество примеров, как из мира природы, так и из истории человечества, которые иллюстрировали, что отношения сотрудничества и симбиоза по крайней мере столь же важны, что и конкуренция и паразитизм. Работа Кропоткина оказала значительное влияние на формирование моих взглядов и развитие концепции пермакультуры. Смотри: Петр Кропоткин, Взаимопомощь как фактор эволюции, 1902

Xvi Смотри: Э.Ф. Шумахер Малое прекрасно: экономика для людей, 1973

XvII  Понятие поликультуры означает культивацию нескольких видов животных и растений в рамках одной интегрированной системы

 

 

Четырнадцатая улица 16

3461 Хепберн, Виктория

Австралия

Телефон: +61 (0)3 53483636

E-mail:info@holmgren.com.au

www.holmgren.com.au

 

 

                                                  Holmgern Design Services 2004

Система дизайна

Для множества людей, включая меня, вышеприведенная концепция пермакультуры звучит настолько глобально, что её практическая польза становится неочевидной. Если говорить точнее, я воспринимаю пермакультуру, как использование таких принципов мышления и дизайна, которые организуют пространство для воплощения вышеупомянутого видения. Это сочетание разнообразных идей, умений и способов ведения хозяйства, которые необходимо открывать заново и развивать, чтобы у нас было достаточно сил для обеспечения собственных нужд и увеличения естественного капитала для последующих поколений.

В более узком, но не менее важном смысле,  пермакультура это не ландшафт или навыки органического садоводства, устойчивое земледелие, энергосберегающие постройки  или развитие экопоселений как таковые, но она может применяться в дизайне, организации, управлении и развитии всех выше перечисленных элементов, это и другие усилия, прилагаемые отдельными людьми, семьями и сообществами на пути к устойчивому будущему. Цветок Системы Дизайна пермакультуры иллюстрирует ключевые области, нуждающиеся в трансформации для создания устойчивой культуры. Исторически, пермакультура фокусировалась на управлении землей и природой как источниками и одновременно сферами применения принципов этики и дизайна. Эти принципы теперь применяются в других сферах, имеющих отношение к физическим и энергетическим ресурсам и организации жизни людей (часто называемых невидимыми структурами на учебных курсах пермакультуры). Некоторые специфические сферы, системы дизайна и новаторские решения, связанные с более широким видением пермакультуры (по крайней мере в Австралии), расположены на периферии цветка. Спираль эволюции, начинающаяся с этически и принципов предполагает связывание во едино этих сфер, на индивидуальном и местном уровнях,  с последующим переходом на коллективный и глобальный уровни. Эта спираль напоминающая паутину, предполагает гибкую и изменчивую природу процесса интеграции.

 

Цветок пермакультуры, версия 3

Начиная с этики и принципов, составляющих основу ключевой сферы управления земными и природными ресурсами, пермакультура развивается за счет прогрессивного применения принципов и в итоге объединяет все семь сфер, необходимых для устойчивого существования человечества, достигаемого через снижение энергопотребления.

Взято из книги «Пермакультура: Принципы и пути за пределами устойчивости» 2002

Сеть

Пермакультура также представляет собой сеть состоящую из отдельных людей и групп, распространяющих принципы дизайна пермакультуры в богатых и бедных странах на всех континентах. Еще не признанная в академической среде и не поддерживаемая правительством и бизнесом, пермакультура имеет множество последователей, которые вносят вклад в устойчивое будущее путем реорганизации своей жизни и работают над воплощением принципов пермакультурного дизайна. Таким образом, они производят перемены на локальном уровне, которые прямым или косвенным образом влияют на сферы устойчивого развития, органического земледелия, правильного использования технологий и организации международного сообщества.

Курс Дизайна Пермакультуры

Большинство людей, состоящих в этой сети, окончили Курс Дизайна Пермакультуры, который вот уже более 20 лет является  главным источником вдохновения и средством распространения пермакультуры по всему миру. Вдохновляющий аспект курса послужил средством объединения людей в таком масштабе, что всемирная сеть  превратилось в общественное движение. Программа курса была составлена в 1984 году, но нарастающие различия в форме и содержании курса, представленные разными преподавателями пермакультуры,  дали возможность представить уникальные опыты и наработки, а также большое разнообразие взглядов на пермакультуру.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.06 с.)