Основные идеи метода проектов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные идеи метода проектов



Метод проектов возник в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, его учеником В.Х. Килпатриком.

Основные идеи:

• строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика;

• показывать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодится им в жизни;

• проблема должна быть знакома и значима для ребенка;

• учитель подсказывает новые источники информации, направляет мысль учеников для самостоятельного поиска;

• ученики самостоятельно и в совместных усилиях решают проблему, получают реальный и ощутимый результат.

«Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности» [3, с. 229]. Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Ее суть – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов в начале XX в. В 1905 году под руководством русского педагога С.Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. При советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно. Постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осужден. С тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. И только в конце 90-х годов педагоги вновь обращаются к методу проектирования. В настоящее время он находится в центре внимания многих исследователей, переживая период становления (А. Прутченков, Б.Н. Хасанов, В.В. Башев, А.В. Бутенко и др.).

В 1999 году Межрегиональная общественная организация детей и молодежи «Новая цивилизация», «Учительская газета» и Межрегиональная ассоциация «За гражданское Образование» провели Всероссийский конкурс молодежных социальных проектов «Верим в Россию, строим Россию», в 2000 году – «Я – гражданин России». Основной тезис современного понимания метода проектов – все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить.

В последнее время метод проектов становится популярным. Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Эта технология относится к технологиям XXI века.

 

 

2. Социальный проект. Основные формы
социального проектирования

«Социальный проект – это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения, это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных задач» [1, 87]. Социальное проектирование включает два аспекта:

• методический – проект как особая форма объединения учебной деятельности на уроках общественных дисциплин и других предметов с внеклассной работой;

• методологический – создание системы гражданского образования становится социальным проектом по формированию определенной позиции у подрастающего поколения, по выполнению социального заказа.

Социальное проектирование реализуется в гражданском образовании и воспитании различными путями. Отечественный и зарубежный опыт позволяет выделить основные формы социального проектирования: урок, тема, предмет, внеурочная воспитательная работа, методика, акция, система работы в школе.

Типы проектов: методические; инновационные; исследовательские; обучающие; развивающие; воспитательные; социальные; технические (информационные). По уровню и масштабу выделяют следующие проекты: международные; межгосударственные; националь-ные; межрегиональные; региональные; местные; школьные (проект образовательного учреждения); классные; групповые; индивидуальные. Проекты могут быть краткосрочными, среднесрочными или долгосрочными [там же, с. 88].

Требования к качеству разработки модели: научная обоснованность; четкость структуры модели; качество нормативно-регламентирующей базы; технологичность модели; наличие педагогически целесообразной социально полезной деятельности; обеспечение функционирования модели.

 

3. Этапы разработки и реализации социального проекта
[1, с. 100]

1. Подготовительный этап:

• содержательная часть (анализ проблемы, выяснение общественного мнения, определение целей и задач, ожидаемые результаты, гипотезы, идеологические основания и принципы, освещение имеющегося опыта);

• организационная (формирование команды, определение сроков, представление о последовательности действий, формулировка критериев оценки результативности проекта, распределение ролей, составление графиков);

• ресурсная часть (материальные, финансовые и людские ресурсы).

2. Основной этап (реализация проекта).

3. Заключительный этап (анализ результатов).

Ход выполнения проектной работы. I этап – подготовительный.

1 шаг – определяется группа детей, которая хотела и могла бы заняться данной работой; проводится заседание «круглого стола», определяются основные этапы работы, организационные вопросы.

Принципы формирования группы: на основе личных симпатий и интересов учащихся; специальная по составу; оптимальное количество; психологическая совместимость; разновозрастная; альтернативность при выборе руководителя (либо нескольких руководителей, в зависимости от темы).

2 шаг – определяется круг проблем. Конкурс «Проблемы нашего города». Учащиеся представляют социальные рекламы, предложения, плакаты, где обозначили круг проблем. Избирается группа «социологов» для изучения общественного мнения. Основные задачи: корректировка плана реализации проекта; утверждение плана реализации проекта; поиск деловых партнеров; проведение официальных переговоров; проведение плановых мероприятий; поэтапное информирование общественности о результатах проекта.

На подготовительном этапе инициативная группа делится на подгруппы:

1-я подгруппа – обосновывает актуальность проблемы;

2-я подгруппа – изучает законодательную базу;

3-я подгруппа – выясняет, что делается для решения данной проблемы властью нашего города;

4-я подгруппа – осуществляет поиск деловых партнеров;

5-я подгруппа – разрабатывает свой путь решения проблемы.

Конечный продукт проектной работы может быть представлен в виде презентации и письменного (документального) отчета. Он содержит в себе такие элементы, которые не поддаются документированию: знания и опыт, полученные при работе с людьми. Результаты представляются при устной презентации работы. Презентация должна быть заранее спланирована и продумана.

 

Проблема

  Подготовительный этап
 

цель

актуальность

собираем

исследуем

анализируем

 
 
 
 
Разработка проекта  
· прогнозируем  
  · моделируем  
  · планируем  
  · мониторинг  
  · экспертиза  
Реализация проекта   Завершающий этап

работаем с проектом

переговоры с партнером

ресурсы

  обсуждаем
  отслеживаем результаты
  доказываем
  защищаем

Решение проблемы

Новый продукт

 

 

Рис. 2. Функциональное содержание проекта

 

1. Основная цель презентации – убедить слушателей, поэтому она должна быть представлена в виде своеобразного «спектакля».

В ходе презентации необходимо хорошо продумать переход от одной части представления проекта к другой.

3. При проведении презентации важно использовать изобразительные средства (видеофильмы, слайды, фото, схемы, диаграммы и т.д.).

4. Весь сценарий презентации должен включать средства активизации восприятия слушателей.

5. Члены проектной группы должны ознакомиться с памяткой устного выступления.

6. Перед началом презентации провести психологическую подготовку выступающих.

 

 

 

 

Инициативная группа

 

 

Обосновывает актуальность проблемы

 

 

 

 

СМИ

 

 

 

 

Социологический опрос, анкета, наблюдение по теме проекта

 

П

 

 

 

Сбор и обработка материала

 

О

 

 

 

Д

 

Изучает законодательную базу

 

Г

Р

 

 

 

Регламентируется ли проблема законодательством?

 

У

 

 

 

Кто отвечает за решение проблемы?

 

П

 

 

 

Почему не решается проблема?

 

П

 

 

 

Ы

 

Поиск деловых партнеров

 

 

 

 

Органы власти, депутаты

 

 

 

 

Организации, предприятия, от которых зависит решение проблемы

 

 

 

 

Оценка проекта специалистами

 

 

 

 

 

 

Что можем мы?

 

 

 

 

Разрабатываем свой путь решения проблемы

 

 

 

 

Участвуем в реализации проекта

 
                       

 

Рис. 3. Презентация проекта

 

Примерные темы проектов:  «Помощь нуждающимся, слабым и бедствующим», «Здоровье нации – будущее поколение», «Решения проблем современных межнациональных отношений», «Охрана окружающей среды – глобальная проблема человечества», «Школа будущего», «Охрана культурного наследия», «Построим детский парк», «Дом открытых дверей для меня и друзей», «Наркомания и старшеклассники», «Семейные праздники в нашем городе», «Студенческое самоуправление: структура и функции», «Проект преобразования школьного музея», «Проект озеленения школьного двора», «Детский дом – теплый дом», «Молодежь и безработица – понятия несовместимые», «Молодежная адвокатура», «Молодежный интеллектуально-психологический клуб – центр социализации личности» и другие.

Критерии оценки проектной деятельности: нестандартность и оригинальность решений; научный кругозор и теоретическая грамотность; самостоятельность суждений; общественная значимость; логичность и последовательность; обоснованность суждений; грамотность оформления результатов работы по проекту.

Основные принципы проектирования: добровольность; учет возрастных, психологических, творческих, региональных особенностей; интеграция учебной и внеклассной деятельности; системность.

Для организации обсуждения итогов проектной работы могут быть использованы следующие вопросы:

• Что изменилось в школе после проведения проекта?

• Может ли проект иметь дальнейшее продолжение? В каком направлении?

• Что может быть улучшено и на что обращено больше внимания при проведении проектов в дальнейшем или в других школах?

• Каковы основные результаты проекта? Как они соотносятся с выдвинутыми ранее целями и задачами, а также с ожидаемыми результатами?

• Насколько высока была активность учащихся?

• Изменилось ли отношение школьников, учителей, родителей к проблеме?

Итак, социальный проект – это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Участие в подготовке и реализации социально значимых проектов, несомненно, способствует формированию лидерских качеств, развитию гражданских качеств. Данная форма коллективной и индивидуальной работы школьников позволяет организовать должным образом деятельность по развитию коммуникативной культуры, способов коллективной деятельности для решения общих интересов; культуры выстраивания отношений в коллективе и отношений с сотрудниками учреждений; культуры кооперации.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Перечислите основные признаки проекта.

2. Каково значение метода проектов?

3. Каковы ведущие педагогические цели метода проектов?

4. Охарактеризуйте принципы педагогического проектирования.

5. Какие виды творчества проявляются во время педагогического проектирования?

6. Выделите три этапа (ступени) проектирования.

7. Каково происхождение идеи проектирования образовательных программ?

8. Какие типы проектов Вам известны?

Задание для самостоятельной работы: разработать экологический проект.

Форма отчетности: проект.

Зачетное мероприятие: публичные защиты проектов, выполненных в малой группе: получение новых знаний через освоение теоретического материала и практического проекта, выполненного студентами других малых групп.

 

Задание к лабораторной работе № 1.

Подготовить сообщение о видах педагогического моделирования по книге: Моделирование педагогических ситуаций / под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. – М., 1981.

 

Литература

1. Гражданское образование и социальное проектирование: пособие для преподавателей школ, учреждений доп. образования, организаторов воспитательной работы. – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. – 160 с.

2. Ломакина, О. Этапы проектирования деятельности / О. Ломакина // Высшее образование в России. – 2003. – № 3.

3. Посмитная, С.Л. Сценарий проекта по выявлению лидерских качеств у школьников и педагогов / С.Л. Посмитная. – М.: АРКТИ, 2009. – 48 с.

4. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации интенсификации и эффективного управления УВП / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с.

5. Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии /
Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 219 с.

6. Яковлева, Н.О. Педагогическое проектирование: учеб.-практ. пособие / Н.О. Яковлева. – Челябинск: Челяб. гос. пед. ун-т, 2001. – 124 с.

 

Лекция 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.072 с.)