Профессиональные компетенции. Научно-исследовательская деятельность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональные компетенции. Научно-исследовательская деятельность



Научно-исследовательская деятельность

ПК- 1 способен использовать в исследованиях по истории искусства базовые знания в области всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства

ПК-6 способен понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, теории и методологии искусства

ПК-6Ввладеет достаточным историко-культурным и методологическим фундаментом для продолжения образования в теоретико-методологической сфере и области актуального искусства

ПК-7способен к критическому восприятию концепций различных школ по методологии и истории искусства, различных историографических школ

ПК-8 способен к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории

ПК-9 способен к работе в музеях, галереях, художественных фондах, архивах, библиотеках, владеет навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах

Педагогическая деятельность

ПК-11 способен применять полученные знания в педагогической деятельности по преподаванию курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в общеобразовательных учреждениях

ПК-11Вспособен к реализации в преподавании мировой художественной культуры, истории искусства следующих основных задач: воспитание патриотизма, уважения к истории, культуре, истории искусства и традициям нашей страны, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни, к сохранению отечественного и мирового художественного наследия; формирование у учащихся ценностных ориентиров

Организационно-управленческая деятельность

ПК-12 способен к работе с информацией для принятия решений органами государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления

ПК-12Вспособен применять в организационно-управленческой деятельности современный уровень знаний и представлений об искусстве, социальной роли и функциях художественного наследия

Культурно-просветительская деятельность

ПК-14 способен к разработке информационного обеспечения историко-культурных, историко-краеведческих, искусствоведческих аспектов, а также проблем, связанных с сохранением памятников архитектуры и искусства, художественного наследия, в тематике деятельности организаций и учреждений культуры

ПК-14Вспособен к утверждению и пропаганде социальной и научной значимости культурного наследия, памятников искусства в средствах массовой информации, готов к культурно-просветительской деятельности в музеях

Экспертно-аналитическая деятельность

ПК-15 способен к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, средств массовой информации

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- основные источники и труды по истории искусства;

- содержание фундаментальных концепций, их общекультурные основания;

- суть и специфику процессов и явлений, характерных для ХХ столетия;

- типичные для периода школы, направления произведения архитектуры и изобразительного искусства, исторический контекст их создания;

- творчество наиболее значимых для эпохи и /или школы мастеров;

- иметь представление о крупнейших коллекциях музеев мира и художественных галерей;

- проблематику взаимосвязей и взаимовлияния европейского и русского изобразительного искусства и архитектуры.

Уметь:

- выявлять типологические особенности художественных направлений и региональных школ;

- различать и интерпретировать памятники с точки зрения времени и места возникновения.

- анализировать произведения изобразительного искусства и архитектуры, интерпретировать их художественно-стилистические и содержательные аспекты, исторический и идейный контекст их создания;

анализировать и содержательные аспекты произведения искусства;

- выявлять контекстуальные связи произведения искусства в историческом, философском, эстетическом, социокультурном аспектах.

Владеть:

- понятийным аппаратом истории искусства;

- основами формально-стилистического и иконографического анализа произведений искусства;

- основами научных подходов, выработанных на современной стадии развития искусствознания.

 

4. Структура и содержание дисциплины «Теория искусства».

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

№ п/п Раздел д исциплины Семестр Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
        Лекции, 36 а.ч. Самостоятельная работа студента, научно-исследовательская работа, чтение литературы, подготовка к экзамену 36 а.ч. Консультации, дискуссии, устный опрос, коллоквиум, экзамен
1 Раздел 1 Введение: теоретическое зание и его специфика. 7 1 2 1 Консультации, дискуссии
2 Раздел 2. Образ и изобразительное искусство. 7 2 2 2 Консультации, дискуссии, устный опрос
3 Раздел 3. Структура зрительного опыта 7 3 2 2 Консультации, дискуссии, устный опрос
4 Раздел 4. Искусство и изобразительная деятельность 7 4 2 2 Консультации, дискуссии, устный опрос
5 Раздел 5. Форма в изобразительном искусстве 7 5 2 2 Консультации, дискуссии, устный опрос
6 Раздел 6. Материя, вещество и материал в изобразительном искусстве 7 6 2 2 Консультации, дискуссии, устный опрос
7 Раздел 7. Пространство в изобразительном искусстве: его типы и разновидности 7 7 2 2 Консультации, дискуссии, устный опрос
8 Раздел 8. Темпоральные аспекты изобразительного искусства 7 8 2 2 Консультации, дискуссии, устный опрос
9 Раздел 9. Свет и цвет в изобразительном искусстве 7 9 2 2 Консультации, дискуссии, устный опрос
10 Раздел 10. Организация и структура художественного произведения 7 10 2 2 Консультации, дискуссии, устный опрос
11 Раздел 11 Стиль: смысл и границы понятия 7 11 2 2 Консультации, дискуссии, устный опрос
12 Раздел 12 Значение и смысл в изобразительном искусстве 7 12 2 2 Консультации, дискуссии, устный опрос
13 Раздел 13 Иконический знак и проблема подражания в изобразительном искусстве 7 13 2 2 Консультации, дискуссии, устный опрос
14 Раздел 14 Изобразительное искусство как визуальная риторика 7 14 2 2 Консультации, дискуссии, устный опрос
15 Раздел 15 Изобразительное искусство и символизм индивидуального бессознательного 7 15 2 2 Консультации, дискуссии, устный опрос
16 Раздел 16 Искусство, миф и мифология 7 16 2 2 Консультации, дискуссии, устный опрос
17 Раздел 17 Изобразительное искусство в его социальном бытии 7 17 2 2 Консультации, дискуссии, устный опрос
18 Раздел 18 Изобразительное искусство и мир сакрального. Искусство и нравственность 7 18 2 2 Консультации, дискуссии, устный опрос
19   7 Сессия   1 Экзамен

 

5. Рекомендуемые образовательные технологии

Работа в аудитории: лекции; семинары; индивидуальные консультации; анализ и обсуждение самостоятельных работ; подготовка демонстрационного визуального материала для презентаций.

Внеаудиторная работа, проводимая с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся: посещение выставок.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Виды самостоятельной работы обучающегося, порядок их выполнения и контроля.

- научно-исследовательская работа учащегося, работа в библиотеках, архивах, музейных фондах;

- участие в дискуссии;

- подготовка к устному экзамену.

По результатам устного экзамена учащийся получает оценку «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

 

Учебно-методическое обеспечение.

Самостоятельная подготовка учащегося может осуществляться по опубликованной программе курса дисциплины «Теория искусства». Труды ист. ф-та МГУ. Отд. ист. и теории искусства. Программы общих курсов. Под ред. В.П. Головина и В.С. Турчина. Часть первая. М., изд. МГУ, 2009 и «Введение в психологию искусства. Методологические проблемы. Учебно-методическое пособие (учебное пособие)». М., 2010.

 

Содержание разделов дисциплины

Раздел 1

Теория искусства как система общих и универсальных понятий, прилагаемых к искусству. История теории искусства: историческая обусловленность представлений об искусстве в разные эпохи. Научная деятельность как практика концептуализации и систематизации знания. Соотношение философии искусства, эстетики и теории искусства. Междисциплинарный характер теоретического знания. Знание естественнонаучное и знание гуманитарное (науки о природе и социальные науки). Человеческое мышление и структуры сознания вообще как объединяющий фундамент всякого знания. Интертекстуальность и интермодальность научной дискурсивности как формы языковой деятельности. Креативность и когнитивность. Комплиментарные функции отдельных гуманитарных дисциплин в системе науки об искусстве. Антропологический взгляд.

 

Раздел 2

Понятие искусства и проблема его истоков. Изобразительное искусство как форма взаимодействия с миром образов. Феномен образа: определение и типология. Феномен изобразительности как «подражания». Замещающая природа образа как устойчивой и активной конфигурации качеств, присущих самому объекту. Проблема взаимодействия сознания и образного мира.

 

Раздел 3

Зрительные образы и визуальное искусство. Структура зрительного опыта как основа изобразительности. Зрительные образы как результат активной организующей деятельности сознания. Принцип эквивалентности («аналогичности») ментальных и сенсорных (визуальных) процессов. «Эстезиология» как феноменология ощущений.

 

Раздел 4

Типы изобразительной активности. Проблема искусства и не-искусства. Роль технических навыков в изобразительной деятельности. Произведение искусства как изготовленная вещь (артефакт). Искусство и ремесло. Магическое изображение (изображение как «двойник» объекта воздействия). Религиозное изображение как посредник во взаимодействии с миром сакральным (божественным, трансцендентным). Культовый характер религиозного изображения. Иконопочитание и иконоборчество как две религиозно-эстетические парадигмы. Проблема «кризиса репрезентации» в современном историко-культурном контексте. Изображение как воздействие и его разновидности. Искусство как источник эстетического удовольствия (изображение, предназначенное для созерцания). Искусство как экспрессия. Механизмы экспрессии (проекция вовне внутренних образных структур).

 

Раздел 5

Проблема многозначности понятия формы и основные контексты его употребления. Соотношение формы и материи. Форма в контексте христианского мышления и богословия. Понятие инвенции в ренессансной эстетике как проблема формы. Идеальная форма в классицистической теории. Форма и гештальт. Форма и структура. Художественная форма как набор выразительных средств творчества. Аспекты художественной формы как уровни формальной организации произведения (пространство, время, свет, цвет, композиция).

 

Раздел 6

Вещный и вещественный характер изобразительного искусства. Творчество как творение, изготовление новой вещи. Демиургическая природа творчества. Материя и материал. Природные свойства вещества и преображение их в процессе творчества (физические и эстетические свойства художественной вещи). Материал как содержание (невещественные свойства материи искусства). Произведение искусства как материал искусствознания.

 

Раздел 7

Определение пространства как места и как протяженности. Понятие chora в греческом мышлении. Членение пространства. Топологическое пространство как пространство трансформационное. Проблема трехмерности как характеристики движения. Сенсорно-моторные свойства пространства. Восприятие пространства. Пространство в феноменологии. Понятие экзистенциального пространства как способа человеческого самоосуществления и его категории (место, направление, путь, регион, мир). Понятие среды. Телесность и пластика как аспекты «антропного» пространства. Художественное пространство как символическая (знаковая) структура. Межвидовые различия в искусстве как пространственные характеристики. Межвидовой анаморфизм как пространственно-пластическая транзитивность изображения.

 

Раздел 8

Понятие времени как меры изменения. Космологическое и мифологическое время. Сакральное время и вечность. Модусы экзистенциального времени (время «ложное» и «истинное»). Время нарратива. Время в пластических искусствах. Время в структуре творческого акта. Время бытия законченного художественного творения и его соотношение с историческим временем. Время восприятия произведения. Время в формальной структуре изображения. Время как предмет изображения и способы его передачи. Вечность в изобразительном искусстве (иконный образ). Актуальность прошлого и проблематика историзма.

 

Раздел 9

Оптика света. Метафизически-религиозные аспекты света и его символика. История искусства как история света и идея «смерти света». Субъективная природа цветоощущения. Физические атрибуты цвета и их психологические соответствия. Эмоциональное, ассоциативное и символическое наполнение цветовых ощущений и цветов. Свет в архитектуре. Цвет в архитектуре. Свет и скульптура. Эстетические и художественные аспекты скульптурной полихромии. Свет в живописи. Место цвета в живописном изображении. Понятие колорита как результата взаимодействия цветовых составляющих живописного изображения.

 

Раздел 10

Структура художественного произведения. Компоновка и композиция. Виды изобразительного искусства как типы художественной организации материала. «Немиметические» свойства изображения. Метрические аспекты предметного состава изображения. Системы пропорционирования как формы организации составного изобразительного целого. Смыслоразличительный аспект композиционных структур изображения. Общая схема уровней организации произведения изобразительного искусства. Изобразительная стилистика.

 

Раздел 11

Определение стиля как системы специфических и константных выразительных средств того или иного художественного языка. Понятие манеры и понятие вкуса. «Два корня» стиля у Вельфлина). Вопрос о происхождении стиля как явления. Стиль и мышление (и мировоззрение). Стили универсальные. Понятие исторического стиля как способа описания исторической трансформации художественной формы. Метафоры исторической эволюции как органического процесса. Вопрос единства стиля и способы его объяснения.

 

Раздел 12

Вопрос о языковых параметрах визуальной изобразительности (понятие «художественного языка» и его аналогии с естественным языком). Проблема значения как референции. Значение в контексте коммуникации. Разновидности и способы классификации знаков. Знаковые системы. Смысл как прагматический. Понятие дискурса и проблема интерпретации как смыслопорождающей деятельности.

 

Раздел 13

Понятие иконического знака и его основные аспекты. Предметная и тематическая изобразительность. Изобразительный мотив Иконография и стилистика. Типы изобразительности и виды изобразительного искусства. Изобразительность в архитектуре. Тело и телесность как основная изобразительная тема пластики. Жанры живописи как изобразительно-тематическая типология. Ирония в стилистике изображения. Проблема «технической воспроизводимости» изображения. Медиальная изобразительность.

 

Раздел 14

Произведение искусства как инструмент воздействия на зрителя. Риторические измерения изобразительной «речи». Проблема бессознательного сигнала-символа. Нравственные аспекты риторического дискурса. Идеология как смысловой коррелят риторических приемов. Идеология и дискурс. Проблема иносказания в изобразительном искусстве. Изобразительный мимесис как сравнение и метафора. Символ, аллегория и эмблема как формы визуального иносказания. Иконный образ как символически-трансцендентная разновидность иносказания. Изображение в картине как разновидность риторического сравнения.

 

Раздел 15

Вопрос об источниках значения в изобразительном искусстве и его символически-ассоциативная природа. Психика как один из истоков значения (воображение) и способов его хранения (память). Проблема структуралистских корней психоаналитической парадигмы (т.н. психоаналитическая метатеория и ее аспекты). Процесс творчества и процесс терапии. Критика и терапия в изобразительной деятельности. Искусство душевнобольных и его оценка как художественной деятельности. Феномен детского творчества.

Раздел 16

Онтологические и религиозные основания мифа. Типы мифов. Миф и логос. Миф и язык. Миф и культура. Миф и душа. Художественное описание мира. Мифология и поэтика. Мифология как объект и тема искусства.

Раздел 17

Искусство и среда-окружение. Искусство как действие и творчество как поведение. Искусство и формы его использования. «Жизненное пространство» художника. Понятие художественной жизни и художественной среды. Игра как образ творчества и модель самореализации. Искусство и аудитория. Заказчики, донаторы, покупатели, меценаты. Патронаж. Искусство и структуры повседневного опыта. Низовые и популярные формы искусства. Искусство художников-любителей. Искусство, досуг, развлечение. Феномен моды. Кич: его эстетический и этический статус.

Раздел 18

Ценности и мир эстетического (этика и эстетика). Сакральное и профанное как аспекты художественной активности. Религиозные свойства искусства. Жертвенные аспекты творчества. Искусство и творчество как разновидность священнодействия. Феномен канонического искусства и его историко-религиозные варианты. Экклезиологические аспекты христианского искусства. Христианская Литургия в ее мистериальном измерении. Обмирщение как эстетическая проблема. Аморализм в искусстве. Обрядность художественной активности. Творчество как богоподражание.

Контрольные вопросы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

 

1. Теория искусства в контексте гуманитарных наук: междисциплинарная природа теоретического знания.

2. Теория и практика искусства.

3. Искусство и мораль (искусство и воспитание).

4. Искусство: смысл и содержание понятия.

5. Сакральное и секулярное в изобразительном искусстве.

6. Творческая деятельность и ее назначение.

7. Мистериальные измерения изобразительности. Природа иконного образа.

8. Образ, воображение и изобразительность.

9. Культовые аспекты искусства. Иконоборчество и иконопочитание как культурно-исторические явления.

10. Восприятие и механизм формирования образа мира.

11. Искусство и сакральное.

12. Типы сознания и проблема сновидения.

13. Искусство и мир ценностей.

14. Строение зрительного аппарата и структура зрительного опыта.

15. Искусство и повседневность.

16. Зрение и гештальт.

17. Искусство и идеология.

18. Изобразительная активность и критерии художественности. Искусство, не-искусство и антиискусство.

19. Искусство и аудитория (публика).

20. Магическое изображение.

21. Жизненное пространство художника и его наполнение.

22. Религиозное искусство и понятие сакрального образа.

23. Практика и прагматика искусства (бытование искусства с точки зрения пользователя).

24. Изображение как инструмент воздействия (и его разновидности).

25. Художественная деятельность с поведенческой точки зрения.

26. Искусство как экспрессия и проблема «чистого искусства».

27. Искусство и структуры социальных связей.

28. Основные значения понятия формы. Краткая история понятия.

29. Стиль и единство сознания.

30. Форма, гештальт, структура.

31. Стиль как характеристика исторического бытия художественной формы.

32. Форма в творческом акте. Понятие художественной («значимой») формы.

33. Происхождение (природа) стиля.

34. Развитие представлений о стиле с античности до наших дней.

35. Материя, творение и творчество.

36. Материальность, телесность и предметность в искусстве.

37. Стиль: содержание и границы понятия.

38. Проблема материала в художественном творчестве (вещественный и содержательный аспекты).

39. Юнгианская теория и практика интерпретации и ее применение к изобразительному искусству.

40. Понятие пространства в античном мышлении.

41. Юнгианская теория воображения и образности. Понятие символа в аналитической психологии.

42. Пространство в Новое время (картезианское пространство и пространстов у Канта).

43. Искусство и архетипы коллективного бессознательного.

44. Пространство и трехмерное восприятие.

45. Общая теория искусства у Фрейда и в последующем психоанализе.

46. Теории стереопсиса.

47. Психоаналитические принципы толкования и их применение к изобразительному искусству.

48. Экзистенциальное пространство и его категории.

49. Искусство и символизм индивидуального бессознательного (искусство как трансфер). Искусство и сновидение.

50. Художественное пространство и межвидовые различия (пространственные структуры в архитектуре и скульптуре).

51. Человеческая психика как источник значения в изобразительном искусстве. Концепция «психического аппарата» в психоанализе.

52. Особенности иллюзорного пространства живописи.

53. Символ, аллегория и эмблема в изобразительном искусстве. Изображение как сравнение.

54. Перспектива.

55. Проблемы иносказания в изобразительном искусстве. Метафора и метонимия.

56. Определение и основное содержание понятия времени от античности до Нового времени.

57. Изобразительное искусство как визуальная риторика.

58. Рациональные и иррациональные аспекты времени.

59. Произведение искусства как «открытая система». Визуальная поэтика изображения.

60. Основные проблемы времени в пластических искусствах.

61. Особенности эстетического сообщения и проблемы его усвоения и толкования.

62. Изобразительное искусство и историческое время.

63. Свет: физические и метафизические аспекты.

64. Проблемы технической изобразительности (изображение как воспроизведение и репродукция).

65. Символизм света в европейской культуре.

66. Типы изобразительности в различных видах изобразительного искусства.

67. Природа цветоощущения и основные параметры цвета.

68. Предметная и тематическая изобразительность.

69. Психологические и символическте составляющие цветопереживания.

70. Аспекты иконичности в визуальном образе.

71. Свет и цвет в видах изобразительного искусства.

72. Типы знаков и знак иконический.

73. Композиция произведения как организация изображения.

74. Речевые аспекты изображения. Понятие дискурса и смысла в изображении.

75. Немиметические уровни изображения.

76. Понятие и строение знака. Референция и денотация.

77. Пропорции в изображении.

78. Коммуникативная природа значения.

79. Композиция и модальность в изображении.

80. Повествовательные структуры изображения.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.61.142 (0.1 с.)