Искусство Нидерландов XVI в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искусство Нидерландов XVI в.



Особенности развития нидерландского искусства в XVI в.

Развитие итальянизирующего направления романизма с центром в Антверпене.

Творчество Питера Брейгеля Старшего.

Кризис нидерландского искусства конца XVI в. Развитие маньеристической исторической, мифологической и аллегорической живописи.

Искусство Франции XVI в.

Историко-художественное своеобразие французского Возрождения XVI в.Архитектура Франции XVI в.

Скульптура Франции XVI в.

Творчество Жана Гужона.

Творчество Жермена Пилона.

Живопись Франции XVI в.

Школа Фонтебло.

Развитие жанра живописного и карандашного портрета.

 

Примерные темы курсовых и семинарских работ для семинара«Проблемы искусства эпохи Возрождения».

                                                                                                                                

Архитектура

1. Римское градостроительство ХVI столетия и Рим античный.

2. Площадь итальянского Возрождения: идеальный образ и реальная градостроительная практика.

3. Центрические постройки и проекты в архитектуре итальянского Возрождения.

4. Л.Б.Альберти об архитектуре жилого дома.

5. Л.Б.Альберти об архитектуре храма и античная традиция.

6. Антонио Аверлино Филарете и его трактат об архитектуре.

7. Архитектурный ордер у Виньолы и Палладио.

8. Симоне Кронака: флорентийский архитектор позднего кватроченто.

9. Архитектура в рисунках Якопо Беллини.

10. Мотивы и памятники античной архитектуры в ренессансной живописи.

11. Мотивы и памятники античной архитектуры в живописи Андреа Мантенья.

12. Римские постройки Браманте и античная архитектура.

13.  Античные и антикизирующие композиции в архитектурных рисунках Франческо ди Джорджо Мартини.

14.  Античные и антикизирующие композиции в "Книге рисунков" Якопо Беллини.

15. Джулио Романо как архитектор.

16. Капелла кардинала Португальского в церкви Сан Миньято аль Монте во Флоренции: к проблеме синтеза искусств.

17. Ансамбль капеллы Киджи в римской церкви Санта Мария дель Пополо (архитектура, скульптура, живопись).

7.Вилла Мадама в Риме: проекты и осуществление.

18. Вилла Фарнезе в Капрарола и ее парк.

19. Виллы Андреа Палладио и античные реминисценции.

20. Происхождение барочного фасада в римской архитектуре XVI века.

21. Архитектура флорентийского маньеризма.

22. Венецианские купольные церкви раннего Возрождения.

23. Якопо Сансовино и художественный язык архитектуры позднего Возрождения в Венеции.

24.  Филибер Делорм и античная архитектура.

25. Архитектурный язык немецкого Возрождения.

26. Дворец Карла V в Гранаде.

27. Английская архитектура XVI века.

28. Типология окна в архитектуре итальянского Возрождения.

29. Лестница как элемент архитектурной композиции в постройках итальянского Возрождения.

 

Скульптура

1. Антикизированная скульптура Южной Италии в эпоху императора

Фридриха II.

2. «Классицизм» Никколо Пизано: происхождение и сущность.

3. Скульптурная декорация фасада Сьенского собора.

4. Скульптурная декорация Старой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции.

5. Скульптура фасадов церкви Ор Сан Микеле во Флоренции.

6. Скульптурный декор триумфальной арки Кастель Нуово в Неаполе.

7. Скульптурная декорация Палаццо Спада в Риме.

8. Раннее творчество Леонардо да Винчи и флорентийская скульптура.

9. Раннее творчество Микеланджело и античность.

10. Скульптурный портрет Раннего Возрождения в Италии и портретное искусство античного Рима.

11. Итальянский скульптурный портрет XVI века.

12. Скульпторы семейства Ломбарди.

13. «Персей» Бенвенуто Челлини: история создания.

14. Джованни да Болонья и его мастерская.

15. Ренессансные мелкие бронзы «all’antica» (Падуя, Венеция).

16. «Фонтан Невинных» в Париже.

17. Ренессансная гробница и античная традиция.

18. Надгробная пластика французского Возрождения.

19. Конный монумент итальянского Возрождения и античная традиция.

20. Портретные бюсты Мино да Фьезоле.

21. Рельефы Агостино ди Дуччо.

22.   Античные мотивы, образы и темы в медалях итальянского Возрождения.

 

Живопись

1. Римские мозаики конца XIII - начала XIV веков.

2. Фрески капеллы Никколина в Ватикане.

3. Фрески Гирландайо в капелле Сассетти в церкви Санта Тринита во Флоренции.

4. Лоджия Рафаэля в Ватиканском дворце.

5. Живопись итальянских кассони.

6. Классические темы и образы в живописи кассони Раннего Возрождения.

7.  «Интернациональная готика» в живописи Флоренции I-ой половины XV века.

8. Мелоццо да Форли.

9. Картина Боттичелли «Клевета». Проблемы интерпретации.

10. Картины Пьеро ди Козимо на античные сюжеты.

11. «Парнас» Андреа Мантеньи: варианты иконологической интерпретации.

12. Образы истории об Амуре и Психеи из романа Апулея «Метаморфозы» в монументально-живописных циклах Рафаэля и Джулио Романо.

13. Цикл картин Тициана на вакхические темы для Альфонсо д'Эсте.

14. Богиня Любви в земном мире: "Венеры" Тициана.

15. Интерпретация классического мифа в позднем творчестве Тициана.

16. Фрески Паоло Веронезе на вилле Барбаро в Мазер.

17. Портреты Пармиджанино.

18. Доссо Досси и культура ренессансной Феррары.

19. Феррарский живописец Гарофоло.

20. Пейзаж в живописи Джорджоне.

21. Образ Венеции в живописи Джентиле Беллини и Карпаччо.

22. Нидерланды и урбинская живопись XV века.

23. Альберти о композиции в живописи.

24. Иллюстрации к роману Франческо Колонна «Сон Полифила» (Венеция,1499).

25. Религиозные композиции Петруса Кристуса.

26. Мастер из Мулена.

27. Творчество Стефана Лохнера.

28. Гольбейн как портретист и круг его заказчиков.

29. Никколо дель Аббате во Франции.

 

Возможны также другие темы по выбору учащегося при согласовании с преподавателем.

Контрольные вопросы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Вопросы к разделу 1.

1. Периодизация и общие проблемы искусства европейского Возрождения.

2. Романская архитектура Тосканы и флорентийский Проторенессанс (XI - нач. XIII века).

3. Проторенессанс и готика в архитектуре Тосканы XIII-XIV веков.

4. Готическая архитектура Северной Италии и Венеции.

5. Скульптура Проторенессанса (Никколо Пизано, Арнольфо ди Камбио).

6. Скульптура Проторенессанса (Джованни Пизано).

7. Тосканская скульптура XIV века.

8. Каваллини и его школа (фрески Верхней церкви Сан Франческо в Ассизи).

9. Джотто.

10. Фрески Джотто в Капелле дель Арена.

11. Дуччо.

12. Симоне Мартини и братья Лоренцетти.

13. Итальянская живопись второй половины XIV века.

14. Интернациональная готика в итальянской живописи конца XIV - первой четверти XV века.

15. Брунеллески.

16. Капелла Пацци Брунеллески.

17. Альберти.

18. Джулиано да Сангалло.

19. Дворцовая архитектура раннего Возрождения (Флоренция, Урбино, Рим).

20. Палаццо Дукале в Урбино.

21. Архитектура раннего Возрождения в Северной Италии и в Венеции.

22. Миланский период в творчестве Браманте.

23. Донателло.

24. Рельеф в творчестве Донателло.

25. Гиберти.

26. Якопо делла Кверча.

27. Лука делла Роббиа и его мастерская.

28. Флорентийская надгробная пластика раннего Возрождения.

29. Флорентийский скульптурный портрет второй половины XV века.

30. Скульптура второй половины XV века во Флоренции.

31. Мазаччо.

32. Фрески Мазаччо в Капелле Бранкачи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции.

33. Флорентийская живопись второй трети XV века (Мазолино, Фра Анджелико, Учелло, Андреа дель Кастаньо, Филиппо Липпи, Беноццо Гоццоли).

34. Пизанелло.

35. Пьеро делла Франческо.

36. Фрески Пьеро делла Франческо в церкви Сан Франческо в Ареццо.

37. Мантенья.

38. Феррарская живопись второй половины XV века.

39. Антонелло да Мессина.

40. Джованни Беллини.

41. Карпаччо.

42. Братья Поллайоло как живописцы.

43. Боттичелли.

44. Мифологические аллегории в творчестве Боттичелли.

45. Гирландайо.

46. Умбрийская живопись последней трети XV века (Перуджино, Пинтуриккьо, Синьорелли).

47. Монументальная живопись раннего Возрождения (основные направления ее развития и памятники).

48. Портретная живопись раннего Возрождения.

49. Пейзаж в живописи раннего Возрождения.

50. Ян ван Эйк.

51. Гентский алтарь Яна ван Эйка.

52. Портреты Яна ван Эйка.

53. Мастер из Флемаля.

54. Рогир ван дер Вейден.

55. Гуго ван дер Гус.

56. Дирк Боутс. Оуватер и Гертген тот Синт Янс.

57. Мемлинг.

58. Босх.

59. Портрет в нидерландской живописи XV века.

60. Пейзаж в нидерландской живописи XV века.

61. Фуке.

62. Провансальская живопись XV века.

63. Мастер из Мулена.

64. Портрет во французской живописи XV века.

65. Немецкая скульптура XV века.

66. Немецкая живопись XV века.

 

Вопросы к разделу 2.

1. Периодизация искусства Италии XVI века.

2. Итальянская архитектура эпохи Высокого и Позднего Возрождения: общая характеристика и эволюция.

3. Браманте.

4. Рафаэль-архитектор.

5. История строительства собора Святого Петра.

6. Микеланджело-архитектор.

7. Архитектура Позднего Возрождения в Риме.

8. Санмикеле и Сансовино.

9. Палладио.

10. Виллы Палладио.

11. Дворцовая архитектура в Италии XVI века.

12. Градостроительство в ренессансной Италии.

13. Леонардо да Винчи.

14. Рисунки Леонардо да Винчи.

15. Рафаэль. Ранний период творчества (до 1508 года).

16. Рафаэль. Фрески ватиканских «Станц».

17. Рафаэль. Римский период творчества (живопись, без «Станц»).

18. Микеланджело. Ранний флорентийский период творчества.

19. Микеланджело. Роспись свода Сикстинской капеллы.

20. Микеланджело. Капелла Медичи.

21. Микеланджело. Гробница папы Юлия II.

22. Поздний Микеланджело: живопись, скульптура, рисунки.

23. Проблемы маньеризма в итальянском искусстве XVI века.

24. Маньеризм в Тоскане.

25. Живопись Пармы: Корреджо, Пармиджанино.

26. Джорджоне.

27. Тициан.

28. Портреты Тициана.

29. «Поэзи» Тициана.

30. Веронезе.

31. Ансамбль декорации виллы Барбаро в Мазер.

32. Тинторетто.

33. Периодизация искусства Северного Возрождения (Германия, Нидерланды, Франция).

34. Дюрер.

35. Рисунки и гравюры Дюрера.

36. Лукас Кранах и мастера «дунайской» школы живописи.

37. Грюневальд и его «Изенгеймский алтарь».

38. Портреты Гольбейна.

39. «Традиционализм» и «романизм» в нидерландской живописи XVI века.

40. Брейгель.

41. Французская архитектура XVI века.

42. Французская живопись эпохи Возрождения.

43. Гужон и Жермен Пилон.

44. Французский карандашный портрет XVI века.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины     

 

Источники по культуре, теории искусства и искусству эпохи Возрождения

Schlosser Magniano J. La letteratura artistica. Manuale delle fonti della storia dell’arte moderna. Firenze - Wien, 1956. (и др. издания). 

Мастера искусства об искусстве, т. 2. М., 1966.

Эстетика Ренессанса, т. 1-2. М., 1981.

Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения: Быт, нравы, идеалы. Хрестоматия. М., 1996.

Gilbert C.E. Italian Art 1400-1500. Sources and Documents. Englewood Cliffs, N.Y., 1980.

Klein R. Zerner H. Italian Art 1500-1600. Sources and Documents. Englewood Cliffs, N.Y., 1966. (и др. издания).

Альберти Л.-Б. Десять книг о зодчестве, т. 1-2. М., 1935–1937.

Палладио А. Четыре книги об архитектуре. М., 1936.

Виньола. Правила пяти ордеров архитектуры, М., 1929.

Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих, т. 1-5. М., 1956–1971 (т. 1-5, М., 1993–1994 и другие издания).

Ченнини Ч. Книга об искусстве или трактат о живописи. М., 1933.

Гиберти Л. Комментарии. М., 1938.

Леонардо да Винчи. Книга о живописи. М., 1934.

Леонардо да Винчи. Избранные произведения, т. 1-2. М., 1935(и др. издания).

Челлини Бенвенуто. Жизнь Бенвенуто Челлини, описанная им самим. М., 1957 (и др. издания).

Ван Мандер К. Книга о художниках. М.–Л., 1940.

Дюрер А. Дневники, письма, трактаты, т. 1-2. Л.–М., 1957 (и другие издания).

Stechow W. Northern Renaissance Art: 1400-1600. Sources and Documents. Englewool Cliffs, N.Y. 1966.

 

Культура Возрождения

Ferguson W.K. The Renaissance in Historical Thought. Five Centuries of Interpretation. Cambridge (Mass.), 1948.

A Concise Encyclopedia of the Italian Renaissance. Edit. By J. R. Hale. London, 1981. (и др. издания).

Delumeau J. La civilisation de la Renaissance. Paris, 1967.

Буркгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения, т. 1-2. СПб., 1905–1906. (Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. Опыт исследования. М., 1996).

Burke P. The Italian Renaissance. Culture and Society in Italy. Cambridge, 1987.

Брагина Л.М., Варьяш О.И., Володарский В.М., Гусарова Т.П., Дмитриева О.В., Мельников Г.П., Сванидзе А.А., Цатурова С.К. Культура Западной Европы в эпоху Возрождения. М., 1996. (и др. издания).

Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988.

Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры [1933]. СПб., 1996.

Garin E. La cultura del Rinascimento. Bari, 1967.

Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986.

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.. 1992.

Делюмо Ж. Грех и страх. Формирование чувства вины в цивилизации Запада (XIII-XVIII века) [1983]. Екатеринбург, 2003.

Античное наследие в культуре Возрождения. Сб. ст. М., 1984.

Природа в культуре Возрождения. Сб. ст. М., 1992.

Kristeller P.O. Renaissance Thought and its Sources. New York, 1979.

Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV–XV вв. М., 1977.

Брагина Л.М. Социально-этические взгляды итальянских гуманистов (вторая половина XV века) M., 1983.

Брагина Л. Д. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Идеалы и практика культуры. М., 2002.

Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977.

Кудрявцев О.Ф. Ренессансный гуманизм и «Утопия». М., 1991.

Гейгер Л. История немецкого гуманизма. СПб, 1899.

Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М., 1990.

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М., 1995.

Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. М., 2000.

Панофски Э. Idea. К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма [1924]. Пер. с нем. Ю.Н. Попова. СПб., 1999.

Blunt A. Artistic Theory in Italy 1450-1500. Oxford, 1940. (и др. издания).

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978 (и др. издания).

Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965. (и другие издания).

Искусство итальянского Возрождения

 

Сводные работы, общие проблемы, справочные издания.

Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1996. (и др. издания).

Майкапар А. Новый завет в искусстве. (Очерки иконографии западного искусства). М., 1998.

Базен Ж. История истории искусства от Вазари до наших дней. М., 1995.

Гращенков В.Н. О принципах и системе периодизации искусства Возрождения. – В кн.: Типология и периодизация культуры Возрождения. М., 1978. С. 201-247.

Storia dell’arte italiana, vol. 1-12. Torino, 1979-1983.

Hartt F.A. History of Italian Renaissance Art. Painting, Sculpture, Architecture. London, 1980.

Виппер Б.Р. Итальянский ренессанс XIII–XVI века, т. 1-2. М., 1977.

Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения, т. 1-2. М., 1978.

Арган Дж.К. История итальянского искусства, т. 1-2. М., 1990. (и другие издания).

Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. Пер. А.Г.Габричевского. Общ. ред. и послесл. В.Д.Дажиной. М., 1998.

Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. Статьи по истории искусства. СПб., 1999.

Gombrich E. Studies in the Art of the Renaissance, vol. I-IV: Norm and Form; Symbolic Images; The Heritage of Apelles; New Light on Old Masters. London, 1966, 1972, 1976, 1986. (и др. издания).

Meiss M. Painter’s Choice. Problems in the Interpretation of Renaissance Art. New York, 1976.

Wittkower R. Idea and Image. Studies in the Italian Renaissance. London, 1978.

Hall J.A. A History of Ideas and Images in Italian Art. London, 1983.

Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М., 1976.

Данилова И.Е. Искусство Средних веков и Возрождения. Работы разных лет. М., 1984. С. 31-226.

Greenhalgh M. The Classical Tradition in Art. New York, 1978.

Hollingsworth M. Patronage in Renaissance Italy. From 1400 to the Early Sixteenth Century. London, 1994.

Патер В. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии. М., 1912.

Муратов П.П. Образы Италии, т.1-2. М., 1912–1913; т. 1-3. Лейпциг, 1924; т. 1-3. М., 1993–1994. (и др. издания).

Гращенков В.Н. «Суждение глаза» в теории и практике искусства итальянского Возрождения. – В кн.: Советское искусствознание, вып.24. М., 1988. С. 97-125.

Бялостоцкий Я. Своеобразие искусства Венеции. – В сб.: Византия, Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура. М.. 1973. С. 538-546.

Искусство Венеции и Венеция в искусстве. Материалы научной конференции «Випперовские чтения – 1986». М.. 1988.

Всеобщая история архитектуры, т. 4-5. М., 1966–1967.

Burckhardt J. The Architecture of the Italian Renaissance. Chicago, 1985.

Heydenreich L.N. Lotz W. Architecture in Italy: 1400 to 1600. Harmondsworth, 1974. («The Pelican History of Art»). (изд.1995-1996).

Murray P. Architecture of the Renaissance. New York, 1971.

The Renaissance from Brunelleschi to Michelangelo. The Representation of Architecture. Edit. by H.A. Millon and V. Magnano Lampugnani. Milano, 1994. (есть итальянское издание).

Wittkower R. Architectural Principles in the Age of Humanism. London, 1949. (и др. издания).

Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства, т.1. М., 1979.

Данилова И.Е. Итальянский город XV века: Реальность, миф, образ. М., 2000.

Гращенков В.Н. «Свод небесный». О сакральном символизме ренессансного храма и его монументальной декорации. – В сб.: Вопросы искусствознания 4/94. М., 1994. С. 231-267.

Ревзина Ю.Е. Обманчивые птенцы. Модель в архитектурной практике итальянского Возрождения. - В кн.: Итальянский сборник. Выпуск 2. М., 2000. С. 69-104.

Тучков И.И. Классическая традиция и искусство Возрождения (росписи вилл Флоренции и Рима). М., 1992.

Козлова С.И. Ренессансная концепция итальянского сада (по литературным источникам XV-XVI веков). - В кн.: Искусство и культура Италии в эпоху Возрождения и Просвещения. М., 1997. С. 161-176.

Козлова С.И. Ренессансный сад Италии и его созерцатель. - В кн.: Искусствознание, 1/01. М., 2001. С. 224-233.

Дажина В. Одинокий странник в заколдованном лесу. Священная роща в Бомарцо. - В кн.: Искусствознание 1/02. М., 2002. С. 220-237.

Соколов М.Н. «Природная утопия» XVI-XVII вв. – К иконографии «Садов любви». – В сб. ст.: Природа в культуре Возрождения. М., 1992. С. 188-198.

Зиммель Г. Руина. - В кн.: Зиммель Г. Избранное. Т.2. М., 1996. С. 277-233.

Соколов Б.М. Язык садовых руин. - В кн.: ARBOR MUNDI. Мировое древо. Международный журнал по теории и истории мировой культуры., Вып. 7, М., 2000. С. 73-106.

Данилова И.Е. «Прах и останки древнего великолепия». Тема руин в трактате Л.-Б. Альберти «Десять книг о зодчестве». - В кн.: ARBOR MUNDI. Мировое древо. Международный журнал по теории и истории мировой культуры., Вып. 7, М., 2000. С. 38-60.

Тарасова М.С. К вопросу о системе праздничного убранства итальянского палаццо. - В кн.: Искусство и культура Италии в эпоху Возрождения и Просвещения. М., 1997. С. 1150-160.

Тарасова М.С. «Этот дворец полный чудес». Резиденция ренессансного нобиля в восприятии современников. - В кн.: Культура Возрождения и власть. М., 1999. С. 99-107.

Бенуа А. История живописи всех времен и народов, т. 1-2. Спб., 1912–1913. (Или переиздание с современным написанием: Бенуа А.Н. История живописи всех времен и народов, т. 1-3. Спб., 2002).

Бернсон Б. Живописцы итальянского Возрождения. М., 1963.

Лонги Р. От Чимабуэ до Моранди. М., 1984.

Алпатов М.В. Этюды по истории западноевропейского искусства. М., 1963.

Лазарев В.Н. Старые итальянские мастера. М., 1972.

Humfrey P. Painting in Renaissance Italy. New Haven and London, 1994.

Beck J.H. Italian Renaissance Painting. Koln, 1999.

Данилова И.Е. Итальянская монументальная живопись. Раннее Возрождение. М., 1970.

Смирнова И.А. Монументальная живопись итальянского Возрождения. М., 1987.

Borsook E. The Mural Painting in Tuscany. From Cimabue to Andrea del Sarto. (Second edition). Oxford, 1980.

Burckhardt J. The Altarpiece in the Renaissance Italy. Oxford, 1988.

Humfrey P. The Altarpiece in Renaissance Venice. New Haven and London, 1993.

Катерина Лиментани Вирдис, Мари Пьетроджованни. Алтари. Живопись Раннего Возрождения. М.: «Белый город». 2002.

Звездина Ю.Н. Эмблематика в мире старинного натюрморта. К проблеме прочтения символа. М., 1997.

Гращенков В.Н. Рисунок мастеров итальянского Возрождения. М., 1963.

Фосси Тодоров М. Италия. От истоков до Пизанелло. М., 1982 («Рисунки старых мастеров», вып.1).

Пиньятти Т. Венецианская школа. М., 1983 («Рисунки старых мастеров», вып.6).

Форлани Темпести А. Шедевры Возрождения. Чинквеченто в Тоскане. М., 1982. («Рисунки старых мастеров», вып.2).

Монбейг-Гогель К. Флорентийский маньеризм. М., 1983. («Рисунки старых мастеров», вып.7).

Гере Д. Римский маньеризм. М., 1985. («Рисунки старых мастеров», вып.8).

Кристеллер П. История европейской гравюры XV–XVIII веков. М., 1939.

Кубе А.Н. История фаянса. Берлин, 1923. (репринт 2000 года).

Проторенессанс и Раннее Возрождение

Levey M. Early Renaissance. Harmodsworth, 1967 («Style and Civilization»).

White J. Art and Architecture in Italy: 1250-1400. Harmondsworth, 1966. («The Pelican History of Art»). (есть и др. издания).

Bialostocki J. Spatmittelalter und Beginnende Neuzeit. Berlin, 1972 («Propilaen Kunstgeschichte», Bd. 7).

Heydenreych L.H. Eclosion de la Renaissance. Italie. 1400-1460. Paris, 1972 («L’Univers des Formes»).

Chastel A. Renaissance meridionale. Italie. 1460-1500. Paris, 1965 («L’Univers des Formes»).

Chastel A. Le grand atelier d’Italie. 1460-1500. Paris, 1965 («L’Univers des Formes»).

Шастель А. Искусство и гуманизм во Флоренции времен Лоренцо Великолепного. Очерки об искусстве Ренессанса и неоплатоническом гуманизме (1959). М. - СПб., 2001.

Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения, т. 1-2. М., 1956–1959.

Лазарев В.Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве, т. 1-2. М., 1979.

Смирнова И.А. Искусство Италии конца XIII–XV веков. М., 1987 («Памятники мирового искусства»).

Штегман К. фон и Геймюллер Г. фон. Архитектура Ренессанса в Тоскане, вып. 1-3. М., 1936, 1938, 1941.

Heydenreich L.H. Architecture in Italy 1400-1500. Revised by P. Davies. [1974]. New Haven and London, 1996. («The Pelican History of Art»).

Данилова И.Е. Брунеллески и Флоренция. Творческая личность в контексте ренессансной культуры. М., 1991.

Леон Баттиста Альберти. М., 1977.

Зубов В.П. Архитектурная теория Альберти. СПб., 2001.

Pope-Henessy J. Italian Gothic Sculpture. London, 1955. (и др. издания).

Pope-Henessy J. Italian Renaissance Sculpture. London, 1958. (и др. издания).

Seymour Ch. Sculpture in Italy: 1400-1500. Harmondsworth, 1966. («The Pelican History of Art»).

Головин В.П. Скульптура и живопись итальянского Возрождения: влияния и взаимосвязь. М., 1985.

Либман М.Я. Якопо делла Кверча. М., 1960.

Либман М.Я. Донателло. М., 1962.

Андросов С. Андреа Верроккьо. Л., 1984.

Данилова И. От Средних веков к Возрождению. Сложение художественной системы картины кватроченто. М., 1975.

Гращенков В.Н. Флорентийская монументальная живопись раннего Возрождения и театр. – В кн.: Советское искусствознание, вып. 21. М., 1986. С. 254-276.

Baxandall M. Painting and Experience in Fifteenth Century Italy. Oxford, 1975.

Данилова И.Е. Искусство и зритель в Италии XV в. – В кн.: Советское искусствознание’ 79, вып. 1. М., 1980. С. 88-103.   

Головин В.П. Мир художника Раннего Возрождения. М., 2002.

Дажина В.Д. Личность художника конца Возрождения: автопортрет, автобиография, дневник. - В кн.: Человек в культуре Возрождения. М., 2001. С. 153-160.

Расторгуев А. Место и природа символа в композиции итальянских «Благовещений» XV века. – В кн.: Вопросы искусствознания. XI(2/97). М.,1997. С.298-317.

Либман М. Западноевропейское искусство около 1400 года и проблема так называемой интернациональной готики. – В кн.: Современное искусствознание Запада о классическом искусстве XIII– XVII вв. Очерки. М., 1977. С. 55-65.

Эрши А. Живопись интернациональной готики. Будапешт, 1984.

Castelfranchi Vegas L. International Gothic Art in Italy. Leipzig, 1966.

Гращенков В.Н. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения. М., 1996.

Данилова И.Е. Тема природы в итальянской живописи кватроченто. – В кн.: Советское искусствознание’ 80, вып. 2. М., 1981. С. 21-35.

Майская М.И. Пизанелло. М., 1981.

Поуп-Хеннесси Дж. Фра Анджелико. Пер. с англ. С.И. Козловой. М., 1996.

Знамеровская Т.П. Паоло Учелло. - В кн.: Итальянский сборник 4. СПб., 2000. С. 139-176.

Знамеровская Т.П. Фра Филиппо Липпи. - В кн.: Итальянский сборник 5. СПб., 2001. С. 151-188.

Лазарев В.Н. Пьеро делла Франческа. М., 1966.

Николаева Н. Андреа Мантенья. М., 1980.

Гращенков В.Н. Андреа Мантенья: Камера дельи Спози. – В кн.: Из истории зарубежного искусства. Материалы научной конференции «Випперовские чтения – 1988». М., 1991. С. 52-66.

Гращенков В.Н. Антонелло да Мессина и его портреты. М., 1981.

Элиасберг Н.Э. Пьетро Перуджино. М., 1966.

Боттичелли. Сборник материалов о творчестве. М., 1962.

Дунаев Г.С. Сандро Боттичелли. М., 1977.

Смирнова И.А. Якопо Беллини и начало Возрождения в Венеции. М., 1994.

Арсенишвили И.В. Карло Кривелли. М., 2000.

Махов А. Карло Кривелли. Жизнь и творчество. М., 2000.

Смирнова И.А. Витторе Карпаччо. М., 1982.

Высокое и позднее Возрождение

Вельфлин Г. Классическое искусство. Введение в изучение итальянского Возрождения. СПб., 1912 (и др. издание).

Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. Спб., 1913.

Виппер Б.Р. Борьба течений в итальянском искусстве XVI века. М., 1956.

Ротенберг Е.И. Искусство Италии XVI века. М., 1967 («Памятники мирового искусства»).

Levey M. High Renaissance. Harmondsworth, 1975 («Style and Civilization»). (и др. издания).

Kauffmann G. Die Kunst des 16. Jahrhunderts. Berlin, 1970 («Propilaen Kunstgeschichte», Bd. 8).

Heydenreich L.H. et Passavant G. Le temps des genies. Renaissance italienne, 1500-1540. Paris, 1974 (L’Univers des Formes»).

Chastel A. Le mythe de la Renaissance. 1500-1520. Geneve, 1969.

Chastel A. La crise de la Renaissance. 1520-1600. Geneve, 1969.

Lotz W. Architecture in Italy: 1500-1600. Revised by Deborah Howard. New Haven and London, 1995. («The Pelican History of Art»). (и др. издания).

Pope-Henessy J. Italian High Renaissance and Baroque Sculpture. London, 1963. (и другие издания).

Freedberg S.J. Painting in Italy: 1500-1600. Harmondsworth, 1971 («The Pelican History of Art»). (и др. издания).

Аникст А.А. Концепция маньеризма в искусствознании XX века. – В кн.: Советское искусствознание’ 76, вып. 2. М., 1977. С. 225-248.

Shearman J. Mannerism. Harmondsworth, 1967 («Style and Civilization»). (и др. издания).

Briganti G. Der Italienische Manierismus. Dresden, 1961.

Дажина В.Д. Социальные корни раннего маньеризма в Италии. – В сб.: Культура Возрождения и общество. М., 1986. С. 145-152.

Дажина В.Д. Радикальные религиозные движения XVI века и маньеризм. В кн.: Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи. М.,1997. С.190-199.

Дажина В. «Навязанная память»: мифологизация власти Медичи в художественной политике герцога Козимо I. – В кн.: Вопросы искусствознания. XI(2/97). М.,1997. С.318-335.

Дажина В.Д. Свадебные торжества и театр при дворе Козимо I Медичи. - В кн.: Искусствознание. 1/99. М., 1999. С. 76-93.

Дажина В.Д. Художественная ситуация во Флоренции на закате Возрождения. – В кн.: Культура Возрождения XVI века. М.,1997. С.185-192.

Дажина В. Флорентинская Академия рисунка: история, теория, художественная практика. От маньеризма к академизму. – В кн.: Искусствознание 1/98. М., 1998. С. 182-204.

Лазарев В.Н. Леонардо да Винчи. М., 1952.

Гуковской М.А. Леонардо да Винчи. Творческая биография. Л.-М., 1967.

Бруно Санти. Леонардо да Винчи (1990). Пер. с ит. С.И. Козлова. М., «Слово», 1995.

Зубов В.П. Леонардо да Винчи. М.–Л., 1962.

Гращенков В.Н. Рафаэль М., 1971; 1975.

Микеланджело: Поэзия, письма, суждения современников. Составил В.Н. Гращенков. М., 1983.

Архитектурное творчество Микеланджело. М., 1936.

Микеланджело и его время. Сборник статей. М., 1978.

Дажина В.Д. Микеланджело: рисунок в его творчестве. М., 1986.

Гращенков В.Н. Корреджо и проблема высокого Возрождения. – В кн.: Вопросы искусствознания, 2-3/93. М., 1993. С. 131-153.

Гращенков В.Н. Фрески Корреджо в церкви Сан Джованни Эванджелиста в Парме. – В кн.: Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи. М.,1997. С. 169-181.

Гращенков В.Н. Фрески Корреджо в Камере ди Сан Паоло в Парме. - В кн.: Культура Возрождения и власть. М., 1999. С. 115-129.

Дажина В.Д Влияние зрелищно-карнавальной и театральной культуры Возрождения на творчество раннего Понтормо. – В кн.: Советское искусствознание’ 79, вып. 1. М., 1980. С. 104-122.

Дажина В.Д. Портретное творчество Понтормо (к проблеме генезиса раннеманьеристического портрета). – В кн.: История и теория мировой художественной культуры. Вып. 2. Образ человека в литературе и искусстве. М.,1996. С. 150-161.

Дажина В.Д. Росписи Якопо Понтормо в хоре церкви Сан Лоренцо. - В кн.: Искусство и культура Италии эпохи Возрождения и Просвещения, М., 1997. С. 106-120.

Виппер Б.Р. Бенвенуто Челлини. – В кн.: Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. М., 1970. С. 511-538.

Белоусова Н.А. Джорджоне. М., 1996.

Смирнова И.А. Тициан и венецианский портрет XVI века. М., 1964.

Педрокко Ф. Тициан. Полное собрание картин [2000]. М., 2002.

Виппер Б.Р. Тинторетто. М., 1948.

Антонова И.А. Веронезе. М., 1957.

Расторгуев А.Л. Пространственные структуры в живописи Веронезе: Опыт интерпретации. – В кн.: Советское искусствознание’ 82, вып. 2. М., 1984. С. 215-233.

Смирнова И.А. Крупнейшие художники венецианской Террафермы первой половины XVI века. М., 1978.

Смирнова И.А. Якопо Бассано и позднее Возрождение в Венеции. М., 1976.

Искусство Арс Нова и Северного Возрождения

Сводные работы и общие проблемы

Гращенков В.Н. О принципах и системе периодизации искусства Возрождения. – В кн.: Типология и периодизация культуры Возрождения. М., 1978. С. 201-247.

Либман М.Я. Проблемы Возрождения в немецком изобразительном искусстве. – В сб.: Типология и периодизация культуры Возрождения. М., 1978. С. 218-257.

Воронина Т.С., Мальцева Н.Л., Стародубова В.А. Искусство Возрождения в Нидерландах, Франции, Англии. М., 1994. («Памятники мирового искусства»).

Bialostocki J. Spatmittelalter und Beginnende Neuzeit. Berlin, 1972 («Propilaen Kunstgeschichte», Bd. 7).

Kauffmann G. Die Kunst des 16. Jahrhunderts. Berlin, 1970 («Propilaen Kunstgeschichte», Bd. 8).

Snyder J. Northern Renaissance Art. Painting, Sculpture, the Graphic Art from 1350 to 1575. New York, 1985.

Всеобщая история архитектуры, т. 5. М., 1967.

Muller Th. Sculpture in the Netherlands, Germany, France, Spain: 1400 to 1500. Harmondsworth, 1966. («The Pelican History of Art»). (и др. издания).

Von der Osten G. and Vey H. Painting and Sculpture in Germany and the Netherlands: 1500 to 1600. Harmondsworth, 1969. («The Pelican History of Art»). (и др. издания).

Pacht O. Van Eyck and the Founders of Early Netherlandish Painting. London, 1994.

Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 1973.

Фромантен Э. Старые мастера. М.,1966,1996.

Дворжак М. История искусства как история духа (1924). СПб., 2001.

Катерина Лиментани Вирдис, Мари Пьетроджованни. Алтари. Живопись Раннего Возрождения. М.: «Белый город». 2002.

Соколов М.Н. Бытовые образы в западноевропейской живописи XV–XVII вв. Реальность и символика. М., 1994.

Тананаева Л.И. Рудольфинцы. Пражский художественный центр на рубеже XVI–XVII веков. М.,1996.

Кристеллер П. История европейской гравюры XV–XVIII веков. М., 1939.

 

Нидерланды

Никулин Н.Н. Золотой век нидерландской живописи. XV век. М., 1981. (и другие издания).

Friedlander M. J. Von Eyck bis Breugel. Berlin, 1921. (Friedlander M. J. Early Netherlandish Painting: From Euck to Breugel. London, 1956).

Фридлендер Макс. От ван Эйка до Брейгеля. Этюды по истории нидерландской живописи... Главы из книги. Пер.. Е.Ю. Суржаниновой и К.А. Светлякова. Послесловие К.А. Светлякова. - В кн.: Искусствознание 1/02. М., 2002. С. 520-577.

Panofsky E. Early Netherlandish Painting. Its Origin and Character, Vol. 1-2. Cambridge (Mass.), 1953.

Виппер Б.Р. Становление реализма в голландской живописи XVII века. М., 1957.

Гершензон-Чегодаева Н.М. Нидерландский портрет XV века. М., 1972.

Егорова К.С. Пейзаж в нидерландской живописи XV века. М., 1999.

Дворжак М. Шонгауэр и нидерландская живопись. – В кн.: Дворжак М. История искусства как история духа. СПб., 2001. С. 177-224.

Дворжак М. Исторические предпосылки нидерландского «романтизма». В кн.: Дворжак М. История искусства как история духа. СПб., 2001. С. 239-252.

Бялостоцкий Я. Проблемы маньеризма и нидерландская пейзажная живопись. – В кн.: Советское искусствознание, 22. М., 1987. С. 168-182.

Стародубова В. Братья Лимбург. Времена года. М.,1974.

Егорова К.С. Ян ван Эйк. М., 1965.

Герман М. Мемлинг. Л., 1983.

Фомин Г. Иероним Босх. М., 1974.

Никулин Н. Лука Лейденский. Л.–М., 1961.

Маркова Н. Лука Лейденский (1489/1494 - 1533). Гравюры из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. М., 2002.

Гершензон-Чегодаева Н.М. Брейгель. М., 1983.

Дворжак М. Питер Брейгель Старший. - В кн.: Дворжак М. История искусства как история духа. СПб., 2001. С. 253-298.

Германия

Вельфлин Г. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса. Л., 1934.

Либман М.Я. Дюрер и его эпоха. Живопись и графика Германии конца XV и первой половины XVI века. М., 1972.

Benesch O. Die deutsche Malerei. Von Durer bis Holbein. Geneve, 1966.

Либман М.Я. Немецкий художник эпохи Возрождения в социальной структуре его времени. – В кн.: Советское искусствознание, 26. М., 1990. С. 272-284.

Дмитриева М.Э. Античные мотивы в искусстве немецкого Возрождения. – В кн.: Советское искусствознание, 21. М., 1987. С. 174-201.

Либман М.Я. Немецкий пейзажный рисунок эпохи Дюрера: от топографической съемки до фантастического ландшафта. – В сб.: Природа в культуре Возрождения. М., 1992. С. 137-152.

Дмитриева М.Э. «Германская идиллия»: мотив «жизнь в лесах» в искусстве немецкого Возрождения. – В сб.: Природа в культуре Возрождения. М., 1992. С. 153-161.

Дворжак М. Шонгауэр и нидерландская живопись. – В кн.: Дворжак М. История искусства как история духа. СПб., 2001. С. 177-224.

Вельфлин Г. Альбрехт Дюрер. Очерки его личности. Мюнхен, 1923.

Нессельштраус Ц. Альбрехт Дюрер. 1471–1528. Л.–М., 1961.

Боре А. Альбрехт Дюрер. Гравюры. М., 2001.

Дворжак М. «Апокалипсис» Дюрера. - В кн.: Дворжак М. История искусства как история духа. СПб., 2001. С. 225-238.

Панофский Э. Альбрехт Дюрер и классическая античность. - В кн.: Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. Статьи по истории искусства. СПб., 1999. С. 273-332.

Немилов А. Грюневальд. Жизнь и творчество мастера Матиса Нитхарта-Готхарта. М..1972.

Пахомова В.А. Графика Ганса Гольбейна Младшего. Л.. 1989.

Немилов А.Н. Лукас Кранах Старший. М.. 1973.

Вельчинская И. Альбрехт Альтдорфер. М.. 1977.

Либман М.Я. Немецкая скульптура. 1350–1550. М., 1980.

Герси Т. Шедевры немецкого Возрождения. М., 1984 («Рисунки старых мастеров», вып. 3).

 

Франция

Стерлигов А.Б. Периодизация французской живописи XV века. – В кн.: Типология и периодизация культуры Возрождения. М., 1978. С. 259-278.

Blunt A. Art and Architecture in France: 1500 to 1700. Harmondsworth, 1957. («The Pelican History if Art»). (и др. издания).

Chastel A. French Art. The Renaissance 1430-1620. Paris - New York, 1995.

Ring G.A. A Century of French Painting, 1400-1500. London, 1949.

Male E. L’art religieux de la fin du Moyen Age en France. Paris, 1922. (и др. издания).

Porcher J.L’enluminure francaise. Paris, 1959.

Петрусевич Н. Искусство Франции XV–XVI веков. Л., 1973.

Леврон Ж. Лучшие произведения французской архитектуры прошлого. М., 1986.

Турчин В.С. Города и замки Луары. М., 1986. («Города и музеи мира»).

Демидова М. Ансамбль Фонтенбло и «война дворцов». Метаморфозы античной виллы. - В кн.: Искусствознание 1/02. М., 2002. С. 238-255.

Герц В.К. Иконография фресок галереи Франциска I во дворце Фонтенбло и французский гуманизм XVI века. – В кн.: Классическое искусство Запада. М., 1973. С. 100-122.

Ефимова Е. Теоретические сочинения Филибера Делорма. – В сб.: Вопросы искусствознания IX (2/96). М.,1996. С.245-275.

Кулаков В.А. О творчестве Жана Гужона и некоторых проблемах французского Ренессанса. – В кн.: Советское искусствознание’ 80, вып. 2. М., 1981. С. 36-63.

Стародубова В. Братья Лимбург. Времена года. М.. 1974.

Золотова Е.Ю. Жан Фуке. М.. 1984.

Гращенков В.Н. Портрет во французской живописи XV века. – В кн.: Из истории классического искусства Запада. М.. 1980. С. 91-109.

Мальцева Н.Л. Французский карандашный портрет XVI века. М.. 1978.

Беген С. Французский рисунок XVI века. М.. 1984. («Рисунки старых мастеров», вып. 5).

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы: http://lms01.harvard.edu/F/SV15JKYXTXL4F9D8NB98HV2SMAXF77XLPLPDS44ASL79VX13TM-05017?RN=162992478&pds_handle=GUEST

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Освоение дисциплины предполагает использование академической аудитории для проведения лекционных и семинарских занятий с необходимыми техническими средствами (компьютер, проектор, экран).

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ПООП ВПО по направлению и профилю подготовки история искусств.

 

Разработчики

Исторический факультет

МГУ имени М.В. Ломоносова,

Кафедра всеобщей истории



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.276 с.)