Содержательные теории мотивации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Содержательные теории мотивации



Потребность

Человек испытывает потребность, когда он ощущает физиологически или психологически недостаток чего-либо.

Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Примерами могут служить потребности в пище, воде, потребности дышать, спать, заниматься сексом.

Вторичные потребности по природе своей психологические. Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность в принадлежности кому или чему-либо.

Когда потребность ощущается человеком, она порождает побуждение. Побуждение — это ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность. Побуждение – это потребность, которая выражается в конкретном поведении человека и всегда имеет четкую цель («хочу жрать – иду к холодильнику»). Цели в этом смысле — это нечто, что осознается как средство удовлетворения потребности.

Степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем. В общем случае люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности и избегать такого, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением. Этот факт известен как закон результата.

Удовлетворение — это результат внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости. Удовлетворение является мерилом того, насколько ценно вознаграждение на самом деле. Эта оценка будет влиять на восприятие человеком будущих ситуаций.

Вознаграждение

Вознаграждение — это все, что человек считает ценным для себя. Но понятия ценности у людей специфичны и различна оценка вознаграждения и его относительной ценности. Существует деление на внутренние и внешние вознаграждения:

1. Внутреннее вознаграждение дает сама работа. Например, это чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения. Дружба и общение, возникающие в процессе работы, также рассматриваются как внутреннее вознаграждение.

2. Внешнее вознаграждение возникает не от самой работы, а дается организацией. Это, дети мои, бонусы и доступ в бизнес-лаунж в аэропорту, например.

Чтобы определить, как и в каких пропорциях нужно применять внутреннее или внешние вознаграждения в целях мотивации, нужно установить, каковы потребности работников.

 

Теории мотивации

Исследование поведения человека в процессе его работы дает общие объяснения мотивации и позволяет создать прагматические модели мотивации сотрудника. Все модели делятся на две теоретические группы:

1. Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать так, а не иначе.

2. Процессуальные теории мотивации, б олее современные, основываются на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания.

Содержательные теории мотивации

1. Иерархия потребностей по Маслоу

2. Двухфакторная теория Герцберга

Процессуальные теории мотивации

1. Теория ожиданий

2. Теория справедливости

3. Модель Портера-Лоулера.

 

Мотивация и компенсация

Мотивация и деньги. Противоречивые оценки количества денег, необходимых для мотивации эффективных действий, восходят еще к временам зарождения теории человеческих отношений. Сторонники этой теории утверждают, что важнейшее значение имеют социальные потребности людей, в то время сторонники теории научного управления стоят на том, что вознаграждения материально-экономического характера обязательно ведут к усилению мотивации. Важно понимать, что зарплата любого работника может быть разбита на три компоненты, это не просто одна «зарплата», иначе система денег перестает работать эффективно. Чтобы денежное вознаграждение было эффективным, зарплата должна складываться из следующего: оклад – индексационная часть – премиальная часть.

 

present case: принятие решений

Перед тем, как перейти к заключительной функции менеджмента – контролю – сделаем небольшую остановку на управленческих решениях. Принятие решений — составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает менеджер, формулируя цели и добиваясь их достижения. Кому какую задачу делегировать, как перераспределить бюджет в момент кризиса, как скорректировать цели своего подразделения – все это задачи, которые приходится решать менеджерам, начиная со среднего уровня и заканчивая крупными топами.

 

Подходы к принятию решений

Рассматривая процессы принятия решений, следует учитывать два фактора. Первый заключается в том, что принимать решения сравнительно легко. Трудно принять хорошее решение. Второй фактор состоит в том, что принятие решения — это психологический процесс. Способы, используемые руководителем для принятия решений, варьируют от спонтанных до высоко логичных. Руководитель находится под воздействием таких психологических факторов, как социальные установки, накопленный опыт и личностные ценности. Исходя из вышеобозначенных факторов, решения подразделяют на

1. Интуитивные решения —это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Просто человек делает выбор. Часто подходит для опытных управленцев, которые просто всё знают.

2. Решения, основанные на суждениях — это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом. Суждение как основа решения полезно, поскольку многие ситуации в организациях имеют тенденцию к частому повторению. Однако то, что представляется простым, может оказаться сложным. Проблема может лишь казаться очевидной.

В сложной ситуации суждение может оказаться плохим, поскольку факторов, которые необходимо учесть, слишком много для «невооруженного» человеческого разума, и он не в состоянии их охватить и сопоставить. Поскольку суждение всегда опирается на опыт, эта ориентация смещает решения в направлениях, знакомых руководителям по их прежним действиям. Из-за смещения руководитель может упустить новую альтернативу, которая должна была бы стать более эффективной, чем знакомые варианты выбора.

3. Рациональные решения. Главное различие между решениями рациональным и основанным на суждении заключается в том, что первое не зависит от прошлого опыта. Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.

 

Аналитический процесс

Решение проблем — процесс, ибо речь идет о последовательности взаимосвязанных шагов. Этапы рационального решения проблем или этапы аналитического процесса:

1. Диагностика проблемы. Для выявления причин возникновения проблемы необходимо собрать и проанализировать внутреннюю и внешнюю информацию.

2. Формулировка ограничений и критериев принятия решения. Когда руководитель диагностирует проблему с целью принятия решения, он должен отдавать себе отчет в том, что именно можно с нею сделать. Многие возможные решения проблем организации не будут реалистичными, поскольку либо у руководителя, либо у организации недостаточно ресурсов для реализации принятых решений.

3. Определение альтернатив. Следующий этап — формулирование набора альтернативных решений проблемы. Руководители понимают, что поиск оптимального решения занимает чересчур много времени. Вместо него они выбирают решение, которое позволит снять проблему.

4. Оценка альтернатив. При оценке возможных решений руководитель пытается спрогнозировать то, что произойдет в будущем. Важным в оценке является определение вероятности осуществления каждого решения в соответствии с намерениями. Если последствия какого-то решения благоприятны, но шанс его реализации невелики, оно может оказаться менее желательным вариантом выбора. Руководитель включает вероятность в оценку, принимая во внимание степень неопределенности или риска.

5. Выбор альтернативы. Если проблема была правильно определена, а альтернативные решения тщательно взвешены и оценены, сделать выбор, то есть принять решение сравнительно просто. Руководитель просто выбирает альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями.

6. Реализация. Реальная ценность решения становится очевидной после его осуществления. Уровень эффективности осуществления решения повысится, если оно будет признано теми, кого оно затрагивает. Шансы на эффективную реализацию значительно возрастают, когда причастные к этому люди внесли в решение свою лепту и искренне верят в то, что делают.

7. Обратная связь. Система отслеживания и контроля необходима для обеспечения согласования фактических результатов с теми, что ожидались в период принятия решения. На этой фазе происходит измерение и оценка последствий решения или сопоставление результатов с теми, которые руководитель надеялся получить. Обратная связь — поступление данных о том, что происходило до и после реализации решения — позволяет руководителю скорректировать его, пока организации еще не нанесено значительного ущерба.

Моделирование

Модель — это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности. Схема организации, к примеру, это и есть модель, представляющая ее структуру. Главной характеристикой модели можно считать упрощение реальной ситуации, к которой она применяется. Поскольку форма модели менее сложна, а не относящиеся к делу данные, затуманивающие проблему в реальной жизни, устраняются, модель зачастую повышает способность руководителя к пониманию и разрешению встающих перед ним проблем. Есть разные типы моделей:

1. Физическая модель представляет то, что исследуется, с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы.

2. Аналоговая модель представляет исследуемый объект аналогом, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит как таковой. Пример аналоговой модели — организационная схема. Выстраивая ее, легко представить себе цепи прохождения команд и формальную зависимость между индивидами и деятельностью.

3. Математическая модель. В такой модели, называемой также символической, используются символы для описания свойств или характеристик объекта или события.

С учетом разных типов моделей выделяют следующие виды моделирования:

1. Теория игр. Одна из важнейших переменных, от которой зависит успех организации, — конкурентоспособность. Очевидно, способность прогнозировать действия конкурентов означает преимущество для любой организации. Это отличный метод моделирования оценки воздействия принятого решения на конкурентов.

2. Модели теории очередей. Модель теории очередей или модель оптималь­ного обслуживания используется для определения оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребности в них. К ситуациям, в которых модели теории очередей могут быть полезны, можно отнести звонки людей в компанию для получения информации, ожидание в очереди, очередь грузовиков под разгрузку на склад. Проблема заключается в уравновешивании расходов на дополнительные каналы обслуживания и потерь от обслуживания на уровне ниже оптимального.

3. Модели управления запасами. Модель управления запасами используется для определения времени размещения заказов на ресурсы и их количества, а также массы готовой продукции на складах. Цель данной модели — сведение к минимуму отрицательных последствий накопления запасов, что выражается в определенных издержках. Эти издержки бывают трех основных видов: на размещение заказов, на хранение, а также потери, связанные с недостаточным уровнем запасов.

4. Модель линейного программирования применяют для определения оптимального способа распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей.

5. Экономический анализ вбирает в себя почти все методы оценки издержек и экономических выгод, а также относительной рентабельности деятельности предприятия. Типичная «экономическая» модель основана на анализе безубыточности, методе принятия решений с определением точки, в которой общий доход уравнивается с суммарными издержками, т.е. точки, в которой предприятие становится прибыльным.

Методы

Существует множество специальных методов принятия решений, от простейших визуальных до сложнейших математических

1. Платежная матрица — это метод, который означает, что платеж зависит от определенных событий, которые фактически свершаются. Он полезен, когда руководитель должен установить, какая стратегия будет способствовать достижению целей. Если платежи представить в форме таблицы (матрицы), мы получаем платежную матрицу.

2. Дерево решений — это схематичное представление проблемы принятия решений. Как и платежная матрица, дерево решений дает руководителю возможность «учесть различные направления действий, соотнести с ними финансовые результаты, скорректировать их в соответствии с приписанной им вероятностью, а затем сравнить альтернативы». Концепция ожидаемого значения является неотъемлемой частью метода дерева решений. Дерево решений можно построить под сложную ситуацию, когда результаты одного решения влияют на последующие решения.

☺ Задание 2. Нарисуйте ваше дерево для решения проблемы «какую тему выбрать для демонстрационной речи»

Методы прогнозирования

Многие допущения, из которых исходит руководитель, относятся к условиям в будущем, над которыми руководитель почти не имеет никакого контроля. Однако допущения необходимы для многих операций планирования. Прогнозирование — это метод, в котором используются как накопленный опыт, так и текущие допущения насчет будущего с целью его определения. Если прогнозирование выполнено качественно, результатом станет картина будущего, которую вполне можно использовать как основу для планирования.

Разновидности прогнозов

1. Экономические прогнозы используются для предсказания общего состояния экономики и объема сбыта для конкретной компании или по конкретному продукту.

2. Прогнозы развития технологии позволят предсказать, разработки каких технологий можно ожидать, когда это произойдет, насколько экономически приемлемыми они могут быть.

3. Прогнозы развития конкуренции позволяют предсказывать стратегию и тактику конкурентов.

4. Прогнозы на основе опросов и исследований дают возможность предсказать, что произойдет в сложных ситуа­циях, используя данные многих областей знания.

5. Социальное прогнозирование используется для предсказания изменений в социальных установках и состояния общества.

☺ Задание 3. К какому типу прогнозов вы отнесете прогнозы по распространению коронавируса?

Потребность

Человек испытывает потребность, когда он ощущает физиологически или психологически недостаток чего-либо.

Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Примерами могут служить потребности в пище, воде, потребности дышать, спать, заниматься сексом.

Вторичные потребности по природе своей психологические. Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность в принадлежности кому или чему-либо.

Когда потребность ощущается человеком, она порождает побуждение. Побуждение — это ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность. Побуждение – это потребность, которая выражается в конкретном поведении человека и всегда имеет четкую цель («хочу жрать – иду к холодильнику»). Цели в этом смысле — это нечто, что осознается как средство удовлетворения потребности.

Степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем. В общем случае люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности и избегать такого, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением. Этот факт известен как закон результата.

Удовлетворение — это результат внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости. Удовлетворение является мерилом того, насколько ценно вознаграждение на самом деле. Эта оценка будет влиять на восприятие человеком будущих ситуаций.

Вознаграждение

Вознаграждение — это все, что человек считает ценным для себя. Но понятия ценности у людей специфичны и различна оценка вознаграждения и его относительной ценности. Существует деление на внутренние и внешние вознаграждения:

1. Внутреннее вознаграждение дает сама работа. Например, это чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения. Дружба и общение, возникающие в процессе работы, также рассматриваются как внутреннее вознаграждение.

2. Внешнее вознаграждение возникает не от самой работы, а дается организацией. Это, дети мои, бонусы и доступ в бизнес-лаунж в аэропорту, например.

Чтобы определить, как и в каких пропорциях нужно применять внутреннее или внешние вознаграждения в целях мотивации, нужно установить, каковы потребности работников.

 

Теории мотивации

Исследование поведения человека в процессе его работы дает общие объяснения мотивации и позволяет создать прагматические модели мотивации сотрудника. Все модели делятся на две теоретические группы:

1. Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать так, а не иначе.

2. Процессуальные теории мотивации, б олее современные, основываются на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания.

Содержательные теории мотивации

1. Иерархия потребностей по Маслоу

2. Двухфакторная теория Герцберга



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.146.61 (0.032 с.)